- Как настроить велосипед правильно- Секреты регулировки всех элементов
- Как настроить велосипед правильно
- Настраиваем сиденье
- Настраиваем руль
- Накачиваем шины правильно
- Видео советы
- Настраиваем велосипед под себя
- Седло
- Высота
- Положение
- Вынос
- Грипсы
- Как отрегулировать велосипед под себя
- Регулировка тормозов.
- Самые частые причины, мешающие переключению скорости на велосипеде
- Регулирование давления воздуха в шинах
- Настройка переключателей скоростей.
- Как подстроить под себя МТБ
- Настройки параметров дорожных и шоссейных велосипедов
- Сезонный осмотр велосипеда или осмотр после покупки.
- Регулировка руля.
- Регулировка тормозных рычагов
- Регулирование угла тормозных рычагов
- Регулирование положения тормозного рычага на руле
- Регулировка досягаемости тормозного рычага
- Регулировка дисковых тормозов механического типа
- Когда и зачем настраивать велосипед?
- Когда нужно проводить осмотр?
- Зачем нужен осмотр и настройка компонентов?
Как настроить велосипед правильно- Секреты регулировки всех элементов
Любой велосипед необходимо настраивать индивидуально под каждого пользователя, если этого не сделать, то после поездки водитель будет чувствовать не просто усталость, но и боли в суставах и мышцах.
Кроме того, велосипедист не сможет долго находится за рулем, а дальние путешествия будут весьма мучительны.
Для того что бы поездка на велосипеде была максимально комфортной важно знать, как правильно настроить велосипед под себя.
Как настроить велосипед правильно
Настраиваем сиденье
Самым первым элементом, который подлежит регулированию после покупки, является сиденье. Чтобы настроить сиденье велосипеда нужно выставить:
- Высоту — регулируют по росту, для этого сидя на велосипеде ставят ногу на педаль и опускают ее в нижнее положение, если нога при этом будет слегка согнута, значит седло настроено правильно. Такое положение улучшит крутящий момент и позволит долго ездить на велосипеде, не испытывая при этом боли в коленях.
Важно! Нога должна стоять на носке, и ни в коем случае не на пятке.
Проверить правильность настройки сиденья можно, проехавшись на велосипеде, если при этом вам приходится наклоняться из стороны в сторону, то сиденье нужно опустить еще на пару сантиметров.
Если поставить ногу на землю, то велосипед не должен быть сильно наклонен. Следите за тем, чтобы подседельный штырь не был вытащен выше максимальной отметки, иначе сиденье может выпасть во время движения.
- Наклон — здесь все не так однозначно. Если велосипед эксплуатируется в черте города, то сиденье лучше разместить горизонтально.
Если планируется путешествие, которое предполагает крутые подъемы вверх, то сиденье лучше наклонить вперед, но не более чем на 5 градусов, таким положением достигается более точная посадка, и как следствие уменьшается энергозатраты велосипедиста.
А вот при выполнении трюков, сиденье можно наклонить назад.
- Расстояние меду сиденьем и рулем — некоторые модели велосипедов (в основном профессиональные) позволяют регулировать сиденье вперед-назад. В этом случае нужно ориентироваться на свои ощущения — выставить сиденье так, чтобы при езде вы чувствовали себя комфортно, педали вращались без лишнего напряжения, а мышцы спины и шеи не уставали. Наиболее комфортным считается положение, когда колени находятся напротив педалей.
Настройка сиденья является важным моментом, так как неправильное положение седла может негативно сказаться на системе кровообращения органов малого таза и промежности, особенно это касается мужчин.
Важно! Мужчинам лучше приобретать седло со специальной выемкой посередине, такие сиденья обычно уже чем стандартные.
Настраиваем руль
Регулировка руля является не менее важным процессом чем настройка сиденья. Руль считается хорошо отрегулированным, когда спина, шея и руки не устают и не затекают при езде на велосипеде. Чтобы добиться максимально комфортной поездки, необходимо правильно выставить:
- Высоту руля — на классических велосипедах руль выставляется на уровне с сиденьем, хотя для новичка его желательно поставить немного выше. В шоссейных велосипедах — руль должен быть ниже седла, чтобы туловище велосипедиста было практически параллельно земле, это обеспечит лучшую обтекаемость, снизит сопротивление воздуха и увеличит скорость велосипеда.
Стоить помнить, что, если руль будет поднят слишком высоко, это сместит центр тяжести на амортизатор заднего колеса и снизит эффективность работы переднего, что может стать причиной аварии.
- Величину выноса — расстояние между центром рулевой колонки и центром крепежа руля. Неотрегулированный вынос руля может привести к тому, что водитель будет испытывать напряжение во всем теле и как следствие, быстро уставать, к тому же это ограничит обзор дороги.
Вынос регулируется исключительно по личным ощущениям велосипедиста.
- Тормозные ручки — тоже важный элемент, который требует тщательной настройки. Для того что бы тормозом было комфортно пользоваться, его ручки необходимо ослабить и передвинуть на удобное расстояние.
Многие пользователи отмечают, что удобнее развернуть тормозные ручки к себе, тогда на них можно будет нажимать большими пальцами рук, что снимет напряжение с кистей, чем если постоянно держать пальцы на тормозах.
Если же вы оставили ручки в том же положении, то обратите внимание, чтобы кисти рук были прямыми, т.е. когда вы нажимаете на тормоз вам не приходится поднимать или опускать запястья — они остаются ровными.
Еще одним важным моментом, является досягаемость тормозной ручки — руки не должны двигаться по рулю в поисках рычага, чтобы затормозить.
Важно! Регулируя ручки тормоза следует помнить о том, что чем ближе руки к центру руля, тем тяжелее им управлять.
Накачиваем шины правильно
Давление в колесах тоже необходимо регулярно контролировать, это тот показатель, который нужно проверять хотя бы один раз в неделю, либо перед каждым выездом, если велосипед используется редко.
Уровень необходимого давления в колесах варьируется в зависимости от толщины шин, так, например, широкие покрышки хорошо выполняют свою функцию и при низком давлении, а более узким требуется больше атмосфер.
Перед тем как накачать колеса следует вымерять их атмосферное давление, так как перекаченные шины не смогут выполнять свою функцию. Для ширины колес 2,1 дюйм, оптимальными будут 2,4 атмосферы, хотя этот показатель может быть меньше или больше, в зависимости от веса велосипедиста. Если водитель не тяжелый, то достаточными будут и 2 атмосферы, если же у водителя больший вес, то не лишним будет накачать колеса до 2,7 атмосфер.
Отрегулировать велосипед — это первое что нужно сделать после покупки транспорта. Не стоит пренебрегать этим этапом, так как это может негативно сказаться на самочувствии водителя или стать причиной аварии.
При правильном положении всех деталей нагрузка будет распределена на все тело, благодаря чему катание будет комфортным и не утомительным.
Настраивать велосипед под ребенка нужно точно так же как и под себя, никаких дополнительных секретов по настройке детского велосипеда нет.
Проводить регулировку велосипеда необходимо каждый сезон, так как детали могут проседать или сдвигаться. Если водитель чувствует дискомфорт, то обязательно нужно осмотреть велосипед и убедиться, что все элементы стоят правильно, тем более что для этого нет необходимости обращаться к мастеру, все это можно сделать своими руками.
Видео советы
Источник
Настраиваем велосипед под себя
Велосипеды, предлагаемые в магазине, отрегулированы для среднестатистического человека. Но индивидуальная настройка байка все же необходима. Откорректировав положение седла, руля и других элементов, вы не только обеспечите себе комфортные и безопасные поездки.
Отсутствие настройки байка вызывает боли в коленях, спине и шее. Поэтому многие водители не могут длительное время находиться за рулем.
Порой боли в мышцах и суставах вызваны недостатком должной физической подготовки. Но чаще всего ключ к решению проблемы кроется в калибровке байка.
В данной статье мы рассмотрим, как самостоятельно настроить велосипед под себя.
Седло
Первое, что необходимо настроить, прежде чем сесть на байк, это седло. Регулировать необходимо:
- Высоту;
- Наклон;
- Вылет в горизонтальной плоскости.
Причем в зависимости от человека, типа велосипеда и особенностей езды эти показатели будут различаться.
Высота
Главное правило для любых типов велосипедов при настройке высоты седла заключается в том, чтобы в нижнем положении педали нога была практически прямой.
Сгибание в колене должно быть минимальным, но не допускайте полностью выпрямленной ноги.
Учитывая этот момент, помните, что на педали должна стоять передняя часть стопы, а не центральная или пятка.
Рекомендуем также ознакомиться с техникой педалирования.
При регулировке высоты помните, что при вращении педалей тело не должно раскачиваться.
Если Вы вынуждены переваливаться из стороны в сторону, чтобы прокрутить педаль, опустите седло на 1-2 см.
Другим критерием является постановка стопы на земле. При оптимальной высоте седла вам не придется излишне заваливать байк, чтобы поставить одну ногу на дорогу. Если все три вышеперечисленных фактора имеют место на вашем велосипеде, высоту седла Вы настроили.
Такое положение позволяет велосипедисту затрачивать меньше усилий при езде и быстрее набирать скорость.
Если Ваши колени слегка изогнуты в нижней точке педалей, это предотвратит боли в суставах и обеспечит комфортную и длительную поездку.
Положение
Если с высотой седла на всех типах велосипедов настройка универсальна, то его положение может отличаться.
Сначала обсудим угол наклона. При обычной поездке лучше использовать горизонтальное положение седла.
Это особенно касается мужчин, поскольку в силу физиологии наклон сидения может перекрывать кровообращение и зажимать важные органы.
Если говорить о типах сидений, для мужчин есть специальные седла с выемкой в центральной части. Обычно они уже, чем женские варианты. Поэтому учитывайте этот фактор при выборе байка.
Лучше приобрести комфортное сидение отдельно от железного коня.
Если Вы поднимаетесь в гору, сидение лучше наклонить передней частью вниз. Это обеспечит более комфортный подъем и снизит потерю энергии. При выполнении трюков седло необходимо наклонить назад.
Многие современные сидения имеют в конструкции рельсы, с помощью которых седло можно двигать в горизонтальной плоскости.
Прежде чем определить оптимальный вылет, необходимо разобраться в особенностях посадки велосипедиста на различных типах байка.
На горных велосипедах корпус водителя должен быть наклонен на 45 градусов, а на шоссейных агрегатах гонщик «укладывает» тело почти на 90 градусов.
Это важно учитывать, настраивая вылет сидения. Комфортную посадку водителя обеспечивает комбинация настройки руля и сидения, поэтому не довольствуйтесь только регулировкой седла.
Важно помнить, что если сидение сильно отодвинуто назад, вес смещается к заднему колесу.
Такое смещение центра тяжести разгружает передний амортизатор и может создавать вероятность попадания в аварию или переворота.
А слишком близкое положение вызовет неудобства при вращении педалей. Кроме того, в обоих случаях вы испытаете дискомфорт в плечах, шее и спине.
Поэтому настраивайте вылет грамотно, исходя из вашего роста, фигуры и особенностей езды.
Экспериментируйте! Установите положение седла и совершите несколько выездов. Если Вы чувствуете себя некомфортно, продолжайте менять настройки.
Как было сказано выше, комбинируя настройки руля и седла, мы добиваемся оптимальной посадки велосипедиста. А в зависимости от типа байка она может быть разной.
Высота руля
От высоты руля зависит комфорт и эффективность работы амортизаторов. Если руль располагается слишком высоко, велосипедист будет сидеть почти вертикально.
Это сместит центр тяжести в сторону седла и ослабит нагрузку на руль, что приведет к снижению эффективности переднего амортизатора. Хотя новичкам лучше руль поднимать чуть выше уровня сидения.
На городских байках руль располагается на одном уровне с седлом, а для шоссейных моделей высота руля ниже. Это связано с положением туловища гонщика при езде.
Наклон равный почти 90 градусам, который обеспечивает малое сопротивление воздуха и высокую скорость, достигается благодаря правильной комбинации уровня руля и седла.
Главное правило для горных велосипедов заключается в том, чтобы руки водителя были согнуты в локтях примерно на 45 градусов.
Это обеспечит эффективную работу амортизаторов и снизит дискомфорт от вибраций, передающихся в руки.
Вынос
Чтобы правильно настроить вынос руля на горном байке опытные велосипедисты используют следующее правило:
- Уприте локоть в край передней части седла;
- Вытяните руку с прямыми пальцами в сторону руля;
- Установите руль так, чтобы кончики пальцев находились на середине выноса.
В остальном, настраивайте руль и седло под себя таким образом, чтобы именно Вам с Вашей комплекцией и ростом было комфортно ездить на велосипеде.
Помните о правилах, применимых к различным типам байков, и грамотном распределении веса.
Грипсы
Немаловажным моментом при настройке руля является положение грипс и тормозных ручек. При длительных поездках некоторые водители натирают большой палец о манетки.
Чтобы избежать дискомфорта, ослабьте приборы на руле и передвиньте их на удобное для Вас расстояние, если конструкция руля позволяет это сделать.
Но не перестарайтесь, чтобы в критической ситуации можно было быстро нажать на тормоз, не теряя драгоценные секунды.
Учитывайте то, что чем ближе ваши руки к центру руля, тем сложнее управлять агрегатом. Поэтому располагайте приборы на разумном расстоянии.
Напоследок хочется отметить, что для того, чтобы настроить велосипед под себя, необходимо совершить две-три «вылазки». Это поможет убедиться в правильности установленных положений.
Видео с рекомендациями по индивидуальной настройке велосипеда:
Источник
Как отрегулировать велосипед под себя
Регулировка тормозов.
Неправильная настройка тормозов — прямой путь к потере управления байком и увеличению вероятности аварии. Чтобы настроить тормоза на велосипеде, необходимо, прежде всего, определить их тип — дисковые или ободные. Следующий шаг — проверка работоспособности тормозной системы вхолостую. Обычно после такой проверки приходится подтянуть трос, чтобы при нажатии тормозной ручки она не касалась руля. Для дисковых тормозов, как правило, этого достаточно. Регулировка ободных тормозов может включать настройку колодок: их устанавливают симметрично, параллельно ободу и на расстоянии в 1 мм от него.
Самые частые причины, мешающие переключению скорости на велосипеде
- Дефекты на тросике – может распушиться.
- Рубашка, защищающая трос, забивается грязью. Грязь также засоряет цепь, заднюю перекидку.
- Изменение функциональности переключателей и петуха при падении (сбой настроек, погнутость).
- Люфт на заднем переключателе.
Непредвиденные ситуации могут случиться в любых условиях катания на велосипеде. Поэтому нужно подготовиться загодя. Ещё в домашней обстановке изучается транспорт, собираются самые необходимые инструменты, которые понадобятся в пути, в случае поломки. Знания – это сила. Если чувствуете, что можете подзабыть пройденный материал, но кататься хочется, сделайте небольшую распечатку, чтобы на месте быстренько вспомнить, что к чему. Качайте видео на телефон! Гайки должны быть всегда надежно закручены, но не перетянуты.
Большая популярность велоспорта породила предложение невероятного числа моделей велосипедов. И все равно многие предпочитают собирать байк самостоятельно из приобретенных по Интернету или другим способом деталей. Мотивы у всех разные: кто-то желает получить эксклюзивную модель, а кто-то подбирает для себя подходящие характеристики. А вот проблемы у таких «самодельщиков» одни: и как его настроить. Мы попробуем помочь в решении одной из них и расскажем, как правильно выполняется настройка велосипеда.
Современный велосипед – достаточно сложное устройство с множеством регулируемых деталей. И как любой механизм с большим количеством составляющих, он требует настроек
Причем неважно, произведена ли сборка велосипеда самостоятельно или на заводе – настройка велосипеда выполняется обязательно. В противном случае вы просто не сможете им пользоваться, так как он либо выйдет из строя, либо езда на нем будет доставлять одни мучения
Тело велосипедиста должно находиться в максимально удобном, так сказать, «естественном» положении, чтобы его энергия прилагалась только к педалям, а не тратилась на компенсацию неестественного положения. Достигается это настройкой седла и руля.
Изменение положения седла возможно при помощи болтов. В инструкции пользователя описано, как производится настройка велосипеда с их помощью, и мы не будем останавливаться на этих технических моментах. Тем более что у разных велосипедов они отличаются. Речь пойдет о том, как правильно выставить положение седла.
Угол наклона седла
Устанавливаем седло в положении, близком к горизонтальному, и садимся на него. Прислушиваемся к ощущениям и меняем угол положения седла так, чтобы сидеть на нем было максимально комфортно. По общему правилу отклонение седла от горизонтальной линии не должно превышать трех градусов.
Для правильной настройки высоты нужно надеть обувь, в которой вы планируете кататься. Затем установить седло на произвольную высоту, приблизительно отвечающую росту. Садимся на велосипед и проверяем – полностью ли касается стопа вытянутой ноги педали в нижнем положении. Если стопа прилегает неплотно или для нажатия нужно усилие, уменьшаем высоту седла. Если, напротив, вытянутая нога согнута в колене, то увеличиваем высоту так, чтобы нога была полностью выпрямлена, а ее стопа плотно лежала на педали. Регулировка по высоте имеет свои конструктивные ограничения и нужно следить, чтобы не был высунут выше ограничительной черты. Если же настройка велосипеда для вас не подходит, то нужно выбрать другой байк, более соответствующий вашему росту. Для езды по бездорожью седло устанавливают несколько ниже.
Современные велосипеды обладают регулировками положения седла «вперед-назад». Правильное положение в таком случае определяется нахождением на одной вертикальной линии «бугорка» под коленом и оси педалей в момент, когда педали стоят в положении на три часа.
Настройка руля проста, а лучшим датчиком его правильного положения служит тело велосипедиста. Если после езды болит поясница, значит, руль расположен слишком высоко. Если чувствуется каждая кочка, то слишком низко.
Если вы уже выбрали и даже купили новый велосипед, то вам осталось только настроить его для комфортной езды. Для этого совсем не обязательно обращаться к профессионалам, выполнить необходимую регулировку вполне возможно и самостоятельно. Воспользуйтесь нашими советами о том, как настроить велосипед, и уже совсем скоро вы сможете насладиться поездками на вашем новеньком байке!
Регулирование давления воздуха в шинах
Давление в колесах надо проверять перед каждой поездкой. Изменения температуры воздуха оказывают влияние на давление в колесе, а также давление имеет свойство уменьшаться с течением времени.
Что надо сделать: как правило, давление в шинах должно быть как можно ниже. Рекомендуемое давление шин можно найти на боку колеса. Если не хотите рисковать и повредить шины, надо поддерживать низкое давление. Это обеспечит более мягкую и щадящую поездку, а также улучшит силу сцепления.Как отрегулировать: Необходимые инструменты очень просты: нужен измеритель давления и насос, подходящий к клапану (Presta или Schrader). Большинство измерителей давления и насосов подходят к обоим типам клапанов. Вы также можете купить отдельный адаптер для клапана.
Ниже приведена инструкция по регулированию давления. У вас могут появиться другие предпочтения, отличающиеся от нижеприведенных, когда вы станете более опытным велосипедистом. Отрегулируйте давление пропорционально вашему весу:
Если вес колеблется от 45-70 кг: используйте минимальное давление.
Если вес 70-90 кг: прибавьте от 0 до 5 фунтов на квадратный дюйм до минимума.
Если ваш вес более 90 кг: прибавьте от 5 до 10 фунтов на квадратный метр до минимума.
Настройка переключателей скоростей.
Вопрос о том, как настроить переключатель скорости на велосипеде, возникает у подавляющего большинства любителей двухколесного транспорта. Современные модели байков оснащаются двумя переключателями — передним и задним. Чтобы их настроить, необходимо:
- установить цепь на самую маленькую звезду спереди и самую большую — сзади;
- вращать винт, устанавливая такое положение рамки, при котором цепь будет располагаться максимально близко к внутренней пластине, не задевая рамку при вращении педалей;
- перевести цепь на самую маленькую заднюю и самую большую переднюю звездочки;
- вращать другой винт, устанавливая рамку в такое положение, при котором цепь будет располагаться максимально близко к наружной пластине, не задевая рамку при вращении педалей.
Чтобы окончательно настроить передний переключатель скоростей, его лапку необходимо установить на 2-3 мм выше цепи и отрегулировать натяжение троса. Регулировка заднего переключателя начинается с установки цепи на самую большую звездочку. Она должна перемещаться вниз по одному щелчку. Если же этого не происходит, необходимо слегка ослабить трос, прокрутив барабан по часовой стрелке. Вы поймете, что у вас получилось настроить переключение скоростей велосипеда, когда цепь будет мягко и быстро перемещаться вверх и вниз по звездочкам как спереди, так и сзади.
Как правило, на этом регулировка велосипеда заканчивается. Остается лишь накачать колеса, и можно отправляться на прогулку или поездку за город. Если же у вас возникли дополнительные вопросы — как настроить спидометр или вилку велосипеда, как правильно ухаживать за байком или любые другие — вы всегда можете обратиться к специалистам за дополнительной консультацией.
А
Прежде, чем вскочить на новенький горный велосипед, обязательно отрегулируйте его должным образом. Управление плохо настроенным велосипедом может привести к болям в коленях, руках, плечах и мышцах спины. Вы сможете улучшить качество поездки, следуя простой инструкции, приведенной в этой статье.
Убедитесь, что у вас есть подходящие инструменты для работы
: вся регулировка может быть осуществлена при помощи стандартного многофункционального инструмента для велосипеда. Чтобы сделать работу как надо, понадобится гаечный ключ. Особенно это касается запчастей из углепластика. Иногда отметка момента затяжки указывается на детали; если ее нет, проконсультируйтесь с производителем этих деталей на веб-сайте.
Велосипед можно регулировать по-разному:
если не уверены в своих силах, обратитесь в ближайший магазин велосипедов.
Чтобы отрегулировать седло, надо добиться прямого положения велосипеда, когда вы на него садитесь. Как вариант, ваш друг может стоять лицом к вам, захватив ногами переднее колесо, и держать руль. Вы также можете прислонить велосипед к дереву, стене или верстаку.
Что надо сделать
: необходимо, чтобы колено сгибалось под углом 25-30 градусов. Проверьте это, поставив стопы на педали и вытянув ногу вниз от начала хода педали.
Как отрегулировать
: воспользуйтесь торцовым ключом или рычагом эксцентрикового зажима, чтобы ослабить подседельный болт и отрегулировать высоту седла. Убедитесь, что отметка максимально возможного выноса седла не видна после того, как вы закончили регулирование высоты. Убедившись, что высота седла подходящая, снова затяните подседельный болт торцовым ключом или рычагом эксцентрикового зажима.
Как подстроить под себя МТБ
Отладка горного велосипеда отличается от регулировки шоссейника или сити-байка ввиду особой посадки. По наклону корпуса она занимает нечто среднее – в пределах 45 градусов относительно рамы и ног. Правильно настроенные седло и руль позволят не только не уставать при педалировании, но и выдерживать длительные вибрации от движения по бездорожью.
Настройка высоты и угла наклона седла. Высота подбирается по тому же принципу, что и на «асфальтовых» великах. Небольшое отличие состоит в том, что, кроме выпрямленной ноги, передние части стоп должны хорошо доставать до земли без дополнительного наклона рамы. Если нога в нижнем положении почти прямая, а стопы полностью достают до пола, то необходимо увеличить высоту на 1 – 1,5 см.
Поскольку тело велосипедиста на МТБ имеет средний наклон, то и вынос руля нужно подбирать соответственно. На регулируемых моделях длина выбирается таким образом, чтобы при движении руки не принимали на себя всю вибрацию. В противном случае, наступит быстрая усталость, что ухудшит качество езды и управляемость. Как же достичь оптимального положения руля: высоты и удаленности от рамы? Да, каждому велосипедисту потребуется индивидуальный подгон, но универсальные рекомендации есть:
- руки наполовину согнуты в локтях;
- ладоням доступна вся длина ручек;
- тело расслаблено, плечи не подтянуты.
Руль маунти-байка с подвижным выносом
В поездках на горных байках имеет значение угол наклона седла, а также горизонтальное расположение. К этому аспекту подходим аккуратнее: не более 3 – 5 градусов в ту или иную сторону. Чрезмерное отклонение назад вызовет усталость мышц пресса и бедер, а вперед – неустойчивое положение таза и, как следствие, дополнительную усталость. Визуально угол должен быть еле заметен. Зачем вообще отклонять седло от параллельного положения?
Благодаря небольшим изменениям угла, достигается более точная посадка, особенно если вынос не может изменяться по длине. Также наклон седла предусматривает анатомические особенности конкретного человека. Сидушка сдвигается с помощью специального болта, расположенного под ней. Слишком раскручивать не стоит, а после выставления нужного положения нужно крепко затянуть. Дополнительная настройка седла – перемещение по горизонтали. Наиболее комфортным положением будет такое, когда центр коленей сидящего велосипедиста находится на вертикальной прямой с осями педалей.
Горизонтальная подгонка седла МТБ
Настройка велосипеда типа МТБ включает в себя и регулирование жесткости и длины хода амортизационной вилки. Чем жестче конструкция, тем меньше толчков она будет смягчать при движении. Регулировать вилку можно несколькими способами:
- Preload: натяжение или ослабление пружины, однократное изменение жесткости;
- Rebound: настройка степени гашения колебаний при смене типа дорожного покрытия;
- Extension control: позволяет изменять ход амортизатора, тем самым подбирать оптимальные условия для дороги. Функция позволяет и блокировать вилку, если велосипед переходит с горных троп на ровный асфальт. Сюда можно отнести и дополнительную функцию – блокировку в четко заданном положении.
Настройки параметров дорожных и шоссейных велосипедов
В магазинах велосипеды обычно имеют стандартные настройки, под «среднего» человека. После покупки попробуйте сразу сесть и прокатиться. Так определите, надо ли вообще что-то регулировать. Основные параметры, влияющие на удобство катания, – это взаиморасположение седла и руля. Первым настраивается высота и угол наклона седла к раме.
Распространенный метод определения оптимальной высоты седла – это «положение стоячей ноги». Определяем по алгоритму:
- Одна педаль переводится в верхнее положение, другая – в крайнее нижнее.
- Встаем на землю, рама между ног.
- Нога, которая касается нижней педали, должна быть почти выпрямлена.
Если она слишком согнута или едва касается педали, то высота седла увеличивается или уменьшается, соответственно. Почему нужно обеспечить правильное положение ног при педалировании? В первую очередь снизится усталость мышц и коленного сустава, что позволит преодолевать расстояния без перерывов. Эффективность крутящего момента также будет выше за счет большего «плеча» силы. Правда, не стоит доводить ногу до идеально выпрямленной, иначе вращать педали будет трудно.
Что касается дорожных велосипедов, то снизится еще и эффективность торможения «педалями назад». Диапазон высот должен варьироваться в пределах отметок «min» и «max». Подседельный штырь, вытащенный дальше безопасной отметки, может сыграть злую шутку в поездках!
Оптимальное положение седла – параллельно земле. По желанию, велосипедист может отклонять его вперед к раме или назад, если модель байка позволяет это сделать. Стоит отметить, что для дорожного и шоссейного велосипеда лучше сохранить прямое положение.
Регулировка высоты руля вычисляется относительно установленного седла. Для ситибайка он должен быть на уровне седла. Это не означает, что его нельзя устанавливать выше или ниже, но для начала стоит покататься с такой высотой, а уж потом, по необходимости, подгонять его под себя. Руки должны быть обязательно согнуты, но не сильно, иначе управлять велосипедом будет неудобно.
Иной настройки требует скоростной велосипед-шоссер, где нужна строго заданная посадка. Корпус велосипедиста на шоссейнике отклоняется примерно на 90 градусов относительно ног. Это означает, что руль должен располагаться ниже седла, в среднем это расстояние в несколько дюймов.
Посадка шоссера на гоночном байке
Большое значение имеет величина выноса. Слишком большое удаление руля от передней трубы рамы заставит буквально вцепляться в ручки, из-за чего все тело будет невольно напрягаться. Кроме этого, ухудшится обзорность, так как голова больше будет направлена в пол, чем вперед.
Плох также и короткий вынос: выпрямление корпуса или изгибание позвоночника. Как следствие, неоправданно большие нагрузки, усталость, низкая эффективность катания. Величина рулевого выноса на регулируемых конструкциях подбирается исключительно индивидуально, особенно на спортивных велосипедах для соревнований! Если вынос неподвижный и не подходит для оптимальной посадки, его следует заменить.
Сезонный осмотр велосипеда или осмотр после покупки.
- Визуально осмотрите весь велосипед.
- Проверьте, не болтается ли что-то, если что-то болтается, следует подтянуть.
- Посмотрите на работу переключателя скоростей.
- Проверьте тормоза, если приподнять велосипед и крутануть колесо, ничего не должно скрипеть, а колесо должно легко крутиться.
- Вилка должна сжиматься, если Вы зажали передний тормоз и потянули велосипед вперед. Сжиматься будет немного, но без нажима вниз. То есть ход должен быть легким и без лишних шумов.
- Проверьте, хорошо ли крутятся педали.
- Посмотрите, как крутятся шатуны вместе с педалями на оси. Желательно снять цепь и просто крутануть педали, они должны очень легко и без звуков крутиться.
- Проверьте, не болтаются ли шатуны. Все должно быть жестким. Если болтаются, проверьте, как хорошо затянуты сами шатуны.
- Если все затянуто хорошо, но все равно болтается, то дело скорее всего в каретке, стоит ее подтянуть (а так же смазать подшипники) или поменять, если стоит картридж.
- Проверьте, не болтаются ли колеса. Подтяните болты.
- Рулевая колонка тоже не должна “люфтить”.
- После этого проверяем давление в шинах и накачиваем при необходимости.
- Смазываем цепь. Как это сделать, можно посмотреть .
Регулировка руля.
От правильного положения руля зависит управляемость велосипеда. Руль считается правильно отрегулированным, если кисти рук, локти, спина и шея велосипедиста не напрягаются и не затекают при езде в удобном положении. Чтобы этого достичь, необходимо отрегулировать высоту руля и его наклон, придерживаясь следующих правил:
- На дорожном велосипеде руль должен располагаться под углом около 90 градусов. Для этого его необходимо установить прямо над передней втулкой (центральной деталью переднего колеса).
- На горном байке наклон руля составляет 45 градусов, в этом случае его устанавливают на дюйм (2,54 см) впереди втулки.
- Высота руля для шоссейного велосипеда настраивается на 3 дюйма выше уровня седла, а для горного — на 4 дюйма ниже.
Регулировка тормозных рычагов
Если тормозные рычаги установлены правильно, ваша реакция, контроль и баланс во время торможения улучшатся.
Регулирование угла тормозных рычагов
Ваша цель: расположить рычаги под таким углом, чтобы запястья были прямыми. Если приходится поворачивать запястья вверх, чтобы схватить тормозной рычаг, вы слишком наклоняетесь вперед. Если приходится поворачивать запястья вниз, чтобы схватить тормозной рычаг, вы опускаете локти и теряете равновесие.
Как отрегулировать: ослабьте шестигранный болт крепежа тормозного рычага и поворачивайте его, пока рычаги не встанут под углом 45 градусов. Затем затяните болт до момента затяжки.
Регулирование положения тормозного рычага на руле
Многие велосипедисты предпочитают класть три пальца на ручку, а один – на тормозной рычаг. Однако, большинство дисковых тормозов предназначены для контроля двумя пальцами. Это позволяет крепко держаться за руль, когда вы катитесь по неровной поверхности.
Что надо сделать: установить рычаг для двух пальцев так, чтобы средний палец покоился напротив изогнутого конца рычага.
Как отрегулировать: это очень просто. Ослабьте шестигранный болт на крепеже тормозного рычага и поворачивайте крепеж внутрь или наружу. Проверьте все. Если все устраивает, просто закрутите болт до момента затяжки.
Регулировка досягаемости тормозного рычага
Если приходится перенапрягаться, вы не можете быстро реагировать, потому что руки «гуляют» по рулю, когда вы тормозите; если тормоз расположен слишком близко к ручкам руля, то ваше сопротивление при торможении ухудшается.
Это тот случай, когда регулировка сильно варьируется в зависимости от велосипеда. На некоторых стандартных велосипедах не предусмотрено регулирование досягаемости. Как правило, вы поворачиваете один единственный шуруп на тормозном рычаге и двигаете рычаг ближе или дальше от ручек руля.
Регулировка дисковых тормозов механического типа
Регулировать механические тормоза нужно тогда, когда диск «шоркает», трётся о колодку, либо когда торможение стало слабым.
1. Начинаем с тормозной рукоятки: выжимаем её до отказа. Если она достаёт до пальцев, то начинаем ограничивать её свободный ход: ослабляем контргайку машинки и выворачиваем регулятор, затем затягиваем контргайку и проверяем ход рукоятки. Если требуется слишком сильно выкрутить винт, то вначале ослабляем затяжку тросика. Для этого выворачиваем винт маятника калипера, и, после того, как вы вытянете трос, вновь его заворачиваете.
2. Оцениваем зазор между диском и колодками – лучше на просвет и на светлом фоне, чтобы чётко было видно. На иллюстрации справа ясно видно, что сама тормозная машинка стоит кривовато, и для регулировки ослабляем винты, крепящие тормоз к вилке или адаптеру.
3. После этого ослабляем винты, чтобы тормоз свободно двигался.
4. После того, как калипер стал подвижным, нужно вновь, как в самом начале, «выжать» тормозную ручку и зафиксировать её в таком состоянии, примотав к грипсе полоской ткани или резинкой. После этого машинка получает правильное центрирование относительно диска. 5. Только теперь затягиваем винты крепления тормозной машинки к адаптеру, или вилке. Действуем строго поочерёдно, вворачивая винты поровну, на 25% оборота. После этого отпускаем ручку.
После этих мероприятий получаем идеально равномерное взаимное положение диска и колодок, без перекосов. Настройка закончена!
Когда и зачем настраивать велосипед?
Всем привет! Хочу досконально пройтись по теме “Настройки велосипеда своими руками в домашних условиях”. У людей на эту тему возникает слишком много вопросов, и меня часто спрашивают, как настроить те или иные узлы велосипеда. Поэтому я решил написать полноценную статью для всех.
Когда нужно проводить осмотр?
В первую очередь, после покупки обязательно стоит проверить все узлы велосипеда, даже если покупали в магазине. В магазинах обычно не заморачиваются с настройкой, делают так, чтобы крутилось, да и ладно. Далее мы с вами разберем процесс проверки и настройки пошагово.
Во-вторых, следует производить техосмотр хотя бы раз в месяц, во избежание травм при неожиданной поломке. Лучше, конечно, осматривать велосипед после каждой покатушки. Нет-нет, осматривать каждый раз нужно лишь визуально! Не стоит перебирать всю систему постоянно! Каждый раз нужно лишь протирать пыль, грязь, убирать траву. Особенно это касается вилки и осей.
В-третьих, осмотр необходимо делать перед каждым сезоном! Это особенно важно, так как за зиму могла появиться коррозия и разъесть что-либо важное, хотя на современных велосипедах обычно такого не происходит, но пренебрегать сезонным осмотром не стоит
Зачем нужен осмотр и настройка компонентов?
При небрежном отношении к своему транспорту со временем все узлы изнашиваются. Начинают плохо работать или вообще перестают это делать. В лучшем случае, Ваш верный конь будет устало скрипеть на всю округу, тяжело ехать и плохо тормозить. А вот в худшем, в самый неподходящий момент может отвалиться важная деталь, и Вы получите травмы, хорошо, если не серьезные.
Вот для того, чтобы Ваш двухколесный конь резво скакал и хорошо работал, не издавал завывающих, страшных звуков, и нужна профилактика и настройка всех узлов велосипеда. При должном обслуживании он будет служить и приносить удовольствие, долго и счастливо.
Начнем с руля. Первое, что нужно сделать, – затянуть 4 болта зажима, который не дает рулю скользить вперед (это необходимо сделать, если руль не прикреплен). Цельтесь в середину руля и установите в вертикальном положении так, как хотите. Это легко, если производитель включил индикатор маркировки; в противном случае можно сделать на глаз или с помощью рулетки. Всегда можно перенастроить.
Далее нужно затянуть верхний колпачок на рулевой колонке, а затем два стволовых болта. Цель – выровнять вынос руля с колесом, чтобы руль были прямым. Когда результат устроит, затяните верхний болт, затем болты ниже на выносе. Убедитесь, что все болты надежно затянуты и при применении силы руль не двигается, но плавно поворачивает колесо.
Если колесо поворачивается с трудом, значит, рулевая колонка туга и необходимо ее ослабить. Если поставить велосипед передним колесом к стене и толкать вперед, не должно быть никакого движения. Если есть – рулевая колонка затянута слишком свободно, и нужно будет снова повторить процесс затягивания болта.
Источник