- Способ ремонта потенциометров
- Разборка и ремонт переменных резисторов на примере советских СПЗ-30 и СП-1
- Содержание / Contents
- ↑ Вскрытие покажет. Потенциометр СПЗ-30 изнутри
- ↑ Немного про СП-1
- Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
- 🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
- Как починить сломанный потенциометр или горшок
- Шаг 1
- Шаг 2
- Шаг 3
- Шаг 4
- Шаг 5
- Шаг 6
- Шаг 7
- Шаг 8
- Шаг 9
- Шаг 10
- Шаг 11
- Шаг 12
- Шаг 13
- Шаг 14
- Шаг 15
- Шаг 16
- Шаг 17
- Комментарии
Способ ремонта потенциометров
Способ ремонта потенциометров
В дешевых моделях импортной аудиотехники часто применяются переменные резисторы — регуляторы громкости, баланса и тембра, выполненные на одной гетинаксовой плате и имеющие 5 или 6 выводов. На самой плате нанесены неметаллические резистивные и токосъем-ные дорожки, отводы от которых, соединяющиеся с выводами потенциометра, зачастую перетираются движками. Замену такому потенциометру не всегда найдешь.
Предлагаю достаточно простой и доступный способ реставрации таких потенциометров, а также любых разрывов на неметаллических токоп-роводящих дорожках. Для этого необходим источник постоянного тока напряжением 10. 15 В и немного медного купороса. Суть способа восстановления заключается в гальваническом осаждении меди на место разрыва. Медь, оседая на графитовую (неметаллическую) дорожку, восстанавливает контакты в месте разрыва. Делается это следующим образом. К дорожке с обеих сторон от разрыва на минимальном расстоянии от места разрыва (2. 5 мм) любым способом (например, зажимами «крокодил») прижимается проводник. К нему подключается «-» источника тока (катод). Вывод»+» (анод) источника выполняется медным (нелуженым!) проводом 00,3. 0,5 мм. На место разрыва дорожки наносится капля насыщенного раствора медного купороса. В эту каплю погружается зачищенный конец анодного провода, так чтобы он не касался дорожки (катода).
Ток в цепи не должен превышать 15. 25 мА. Лучше всего использовать источник с ограничителем максимального тока (в крайнем случае, обычный реостат). В результате электролиза медь оседает на графитовую дорожку возле разрыва и постепенно затягивает его. Электролит (каплю купороса) можно время от времени убирать влажной ваткой и наносить новую. Гальванический ток не рекомендуется сильно увеличивать, т.к. при этом слой осажденной меди будет рыхлым. При совсем малом токе медь ложится гладким и тонким слоем, но процесс замедляется. Автором экспериментально установлено, что ток 10. 15 мА оптимален.
После нанесения достаточного слоя меди место осаждения очищают от медного купороса, протирая смоченной в спирте ваткой. После высыхания это место заштриховывают (затирают) графитовым карандашом. Графит заполняет поры и шероховатости меди и предохраняет ее от окисления. Сверху это место можно слегка смазать техническим вазелином.
Источник
Разборка и ремонт переменных резисторов на примере советских СПЗ-30 и СП-1
Как известно, переменные резисторы, которые во всевозможной звуковой аппаратуре служат для регулировки громкости, тембра и прочего стереобаланса, со временем изнашиваются. И при вращении ручек регуляторов из колонок раздаётся хрип, треск, щёлканье, и другие немузыкальные звуки.
Причём громкость их по мере износа меняется от едва заметного шороха до треска вполне сравнимого с уровнем полезного сигнала.
Сейчас, когда в продажу хлынула музыкальная техника с цифровым кнопочным управлением, для многих меломанов проблема отошла в прошлое.
Но и сейчас ещё много найдётся любителей музыки предпочитают слушать её через старый добрый советский, импортный или самодельный усилитель со старыми добрыми переменниками.
Надеюсь, что кому-то из вас эта статья пригодится. Хотя возможно, что я очередной раз берусь с умным видом объяснять очевидные вещи.
Содержание / Contents
Приходит время и регулятор, верой и правдой прослуживший не один десяток лет и переживший иногда сам аппарат, в котором был установлен изначально, начинает хрипеть. Обычно за это ругают советские переменные резисторы. Но, рано или поздно, беда настигает регулятор независимо от страны-производителя.
У того, кто взялся сию беду устранять, есть два пути решения проблемы. Попытаться вернуть работоспособность старому переменнику или заменить на новый.
Заменить, конечно, хороший выход, только на что?
Если повезёт, в куче запчастей, скопившихся у радиолюбителя с незапамятных времён, можно найти другой такой же переменник или с близкими параметрами. Но где гарантия, что и он скоро не захрипит. По возрасту он, возможно, почти ровесник заменяемому и неизвестно где стоял, как часто его крутили и в каких условиях аппарат эксплуатировался.
Если поблизости есть магазин, или ещё какое заведение торгующее радиодеталями можно купить там изделие «братской узкоглазой республики», представляющее из себя подстроечник, к которому наспех приделали корпус и ось. Такой резистор обычно практически никак не защищённое от попадания внутрь пыли влаги и прочего наружного мусора. А выводы иногда приклёпаны к угольной «подкове» так, что болтаются даже у нового резистора, гарантируя те же хрипы, треск и пропадание звука.
Возможно, где-то поближе к цивилизации можно добыть качественную деталь, но судя по ценам в музыкальных магазинах, где иногда продаются переменники для электрогитар, цена может составить очень большую долю от цены самого ремонтируемого изделия.
Поэтому я рекомендую вскрыть хрипящий переменник и оценить возможность приведения его в чувство своими силами.
↑ Вскрытие покажет. Потенциометр СПЗ-30 изнутри
Будем считать, что сопротивление между крайними выводами измерено, существует, не сильно превышает указанное на корпусе и не «плавает». В противном случае деталь можно спокойно выбросить, ну или пустить на запчасти. Где-то в литературе встречал способ изготовления из деталей СП3, малогабаритного многопозиционного переключателя.
Отгибаем 4 усика, помеченные стрелками, и снимаем крышку. Любуемся на нехитрый внутренний мир:
А пока, небольшое «лирическое отступление».
Почти к каждому, кто связал свою жизнь с радиолюбительством, рано или поздно все знакомые, родственники, родственники знакомых и знакомые родственников тащат на ремонт свою убитую технику. Бывает что и из-за «хрипатого» регулятора.
Приносящие делятся на две категории.
1. Простые пользователи — как правило, несут свой аппарат сразу же, как только неисправность дала о себе знать.
2. Более или менее продвинутые пользователи — перед тем как принести, пытаются исправить сами, пользуясь своими «знаниями» или советами «знающих».
От таких частенько слышал примерно такой монолог: «Я сам пытался сделать. Спиртом, водкой, „тройным одеколоном“ протирал. Маслом капал, карандашом подкову натирал, толчёный карандаш с маслом смешивал и капал. Пара дней и снова то же самое. Сделай что-нибудь! Задолбало, блин. »
Вот так и выглядят обычные советы, которые гуляют в народе и даже иногда помогают (иначе б не гуляли).
Действительно — глядя на заляпанную старой почерневшей смазкой угольную «подкову» первая мысль, которая приходит в голову — почистить всё это хозяйство прямо так — через щель между диэлектрической шайбой одетой на вал и стенкой пластмассового корпуса.
Но всё же лучше продолжить разборку. И доступ к очищаемым поверхностям лучше будет, а там глядишь — и ещё что интересное обнаружится.
Разгибаем упорное кольцо:
И вытаскиваем ось, вместе с текстолитовой шайбой с закреплённым на ней подвижным контактом.
Сразу же внимательно рассматриваем состояние угольного слоя на «подкове».
В данном случае неплохо сохранился. Значит, в дальнейших действиях есть какой-то смысл. Если же он стёрся настолько, что на месте где должен быть графит видно текстолитовую основу — «медицина бессильна». Хотя если честно — за время с 80-х годов встречал только два (!) настолько затёртых переменника. Один из них стоял в магнитофоне «Маяк-232», работавшем в одной из школ. Там, видимо из-за заводского брака, рассыпалась угольная щётка на подвижном контакте и подкову просто сточило металлическим пружинным электродом. Я так подумал, потому что переменник был сдвоенный, а второй резистор блока был ещё вполне нормальным. Магнитофону на тот момент лет десять было, если не больше.
Теперь поверхность подковы можно, и даже нужно очистить от «вековой грязи» (особенно после «толчёного карандаша в масле») спиртом или чистым бензином для зажигалок. Заодно нужно почистить пружинные контакты, соединяющие центральный вывод с движком.
А потом внимательно посмотреть на поверхность, по которой эти контакты должны скользить:
Даже при таком качестве фото видно, что выглядит это место, мягко скажем, страшновато. Контакты протёрли заметную «траншею», которая из-за слоя смазки кажется глубже, чем на самом деле. А если разглядеть получше, можно увидеть, что поверхность металла где-то замазалась, где-то окислилась и надёжный контакт видит только во снах о давно ушедшей молодости.
Очищаем металл от старой, иногда затвердевшей до полного сходства с парафином, смазки и грязи, графитной пыли. При необходимости счищаем окись ластиком. Жаль старые добрые советские красные ластики уже не найти. А сколько ими было двоек в дневнике подтёрто, чтобы легче на тройки исправить. А контактов в телевизионных ПТК почищено (часто зря). О прочих тумблерах и П2К вообще молчу.
Пришло время заняться угольной щёткой подвижного контакта
За «долгую счастливую жизнь» поизносилась, конечно. Жаль нет под рукой совершенно нового такого же переменника, чтобы уточнить насколько. Поэтому чаще оценивал степень износа «на глазок».
Если осталось около одного миллиметра — ещё поживёт, если меньше 0,5 мм — делал новую из грифеля карандаша, или угольного стержня от случайно подвернувшейся разряженной пальчиковой батарейки (АА). Вырезал обычно тем ножом, который в этот момент был под рукой, потом выравнивал контактную поверхность об напильник. Что-то похожее когда-то описывалось в журнале «Радио».
Насчёт материала: как-то встречал в Сети спор, что лучше — угольный стержень от батарейки или карандаш. А если карандаш, то какой твёрдости. Сам пока к определённому выводу не пришёл. То, что делал для себя пока работает и то хорошо. А использовал в основном те карандаши, которыми в тот момент пользовался сам, твёрдостью где-то на уровне «ТМ» — «Т». А твёрдость угольных стержней из батареек, кто ж её знает-то.
Перед установкой щётки на законное место я делал ещё одну вещь. Кончик пружинного контакта, примерно от отверстия для щётки, отгибал на небольшой угол (зелёная стрелка на фото). А также стачивал мелкой шкуркой, надфилем или, в крайнем случае, ножом заусенцы на краях этого отверстия и торцах пружины, если были. Как-то спокойней потом, хотя в реальной пользе от этого действия не уверен.
Перед окончательной сборкой все трущиеся поверхности смазывал машинным маслом (самым густым, какое было в наличии), Если была возможность – «Литолом» или «ЦИАТИМ-ом». Что-то другое в наших краях достать сложнее.
После подобных процедур все посторонние звуки обычно пропадают и надолго.
↑ Немного про СП-1
И контакт этот между выводом и движком переменника появляется и пропадает по собственному желанию. Не исключено, что встречаются и СП3 с болтающимся на заклёпке центральным контактом, но мне такие пока не попадались.
Для устранения неисправности, как многие догадались, достаточно пропаять это соединение. Для большей надёжности можно пропаять и со стороны вывода, хотя чаще всего это не требуется.
Кстати, угольный слой очень даже неплохо сохранился для переменного резистора с металлическими щётками из устройства конца 70-х годов.
Вот такие достаточно простые рекомендации по возвращению к активной жизни захрипевших переменных резисторов. Правда, здесь я рассмотрел только один тип, но повторюсь — другие отличаются только способом разборки-сборки. Составные части и места возможного появления неисправностей одинаковы.
P.S. Бывает, можно купить новый переменник с описанным дефектом. Неизвестно ведь сколько, где и в каких условиях он хранился до этого. Даже если и выглядит как новый.
На всякий случай, перед установкой в изделие, стоит проделать вышеописанные операции. Анекдот про «доработать напильником» не просто так придумали. Я сам несколько раз сталкивался с тем, что «свежий» регулятор «шуршит» при приближении движка к крайним точкам. Обычно после чистки и смазки «болезнь» пропадает. Недавно поставил свежекупленые малогабаритные СПЗ-40 в темброблок электрогитары, и сразу же пришлось снова снимать все четыре резистора и проводить те же процедуры.
С тех пор работает второй год без нареканий.
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.
Источник
Как починить сломанный потенциометр или горшок
Это показывает, как починить гитарный горшок вместо того, чтобы заменить его новым. Я смог починить мой вместо того, чтобы отвезти его в ремонтную мастерскую. Перед началом работы обязательно отсоедините все кабели от электрогитары (у меня крыло) и ознакомьтесь с мерами предосторожности. Вам нужно будет припаять некоторые провода, прежде чем вы сможете удалить горшок. Сфотографируйте перед началом, чтобы вы знали, где каждый провод идет, когда вы собираете.
Шаг 1
После того, как вы сняли пораженный горшок (потенциометр) с гитары, установите его на устойчивую поверхность. Сфотографируйте или запишите, как все сходится, чтобы вы сложили все вместе. Я также сделал пометки, чтобы помочь. Отогните вкладки, которые держат его вместе, как показано на фотографии.
Шаг 2
Запомните, как он расположен, затем снимите металлический держатель штока.
Шаг 3
оторвите коричневый кусок ДВП. Вы увидите свободный кусок под ним, который был отделен от стебля. Обратите внимание на отверстие в черном пластике, в которое вставлялся стержень.
Шаг 4
Поднимите свободный кусок. Обратите внимание на черную вкладку на нем.
Шаг 5
Теперь вы разложили все части. Обратите внимание, что стержень имеет конец прорези, который имеет ту же форму, что и отверстие в незакрепленном элементе (сделанном из черного пластика на предыдущем фото.
Шаг 6
Начните процесс сборки, вставив шток с накатанной ручкой вверх.
Шаг 7
Поместите часть держателя металлического стержня поверх коричневого листа ДВП, выравнивая их в процессе. Убедитесь, что выровняли их в той же ориентации, в которой они находились перед разборкой. Обратитесь к вашим исходным фотографиям или схемам.
Шаг 8
Затем начните выравнивать свободный кусок (черный пластик) на конце стебля. Вам нужно будет совместить отверстие в черной пластиковой детали с концом стебля. Коричневый кусок ДВП должен находиться между ними. Также обратите внимание, что маленький язычок на металлическом держателе стержня не совсем совпадает с его прорезью в ДВП. Смотрите следующее фото
Шаг 9
Здесь металлический держатель стержня правильно выровнен с ДВП. Это важно, потому что все три части должны быть выровнены, чтобы полностью воссоединиться. Аккуратно совместите отверстие в черном пластиковом элементе с прорезью на конце стебля и начните его, нажимая на черный элемент, пока он не начнет сходиться.
Шаг 10
Найдите твердую поверхность, чтобы сделать следующий шаг. Я использовал ткань, чтобы помочь стабилизировать горшок. Обратите внимание на конец прорезанного стержня внутри отверстия черного пластикового элемента. Он правильно выстроился и только начинает уходить в дыру. Это будет соответствовать очень плотно. используйте палец, чтобы придавить больше, сохраняя все на одном уровне. Требует большого давления.
Шаг 11
Не торопитесь и работайте постепенно, пока конец стебля не будет хорошо вставлен в отверстие черного пластикового куска. Продолжайте проверять, чтобы видеть, что все три части все еще правильно выровнены. Обратите внимание, что теперь стебель стал более заметным над поверхностью черного пластика, и все 3 элемента по-прежнему выровнены правильно. На данный момент он собран.
Шаг 12
Вы готовы положить его обратно в горшок. Обратите внимание на вкладку внутри металлической подложки. Вам придется вернуть его в то же положение, в котором он находился до разборки. Кроме того, пластиковый язычок на черном пластиковом элементе должен будет располагаться по обе стороны от металлического язычка, иначе вы не сможете надеть металлическую подложку. Смотри дальше.
Шаг 13
Здесь вы видите черную вкладку, упомянутую ранее. Соедините две части, которые вы видите на фотографии, в том же положении, что и до разборки. Поверните шток влево или вправо, чтобы металлическая защелка на подложке и черная защелка не находились непосредственно друг над другом, и все должно плотно прилегать друг к другу. Смотри дальше.
Шаг 14
Здесь вы видите, что язычки были согнуты назад до положения, в котором они находились до разборки, и теперь горшок снова собирается!
Шаг 15
Поместите горшок обратно в гитарный накладку, чтобы он находился в правильном положении на гитаре. Начните заново подсоединять любые припаянные соединения. Мне понадобились два провода, подключенные заново. Соберите свои, чтобы они были такими же, какими они были до того, как вы начали разборку. Обратитесь к вашим исходным фотографиям или диаграмме.
Шаг 16
Аккуратно прикрепите собранный горшок к гитаре и аккуратно затяните, но не перетягивайте. Убедитесь, что горшок не выворачивается из позиции, пока вы делаете это.
Шаг 17
Снова наденьте ручку (я кладу мою обратно с минимальным давлением, достаточно, чтобы она не упала, я не хочу, чтобы она снова выходила!) Готово.
Комментарии
Пока еще нет ниодного комментария, оставьте комментарий первым!
Источник