- Ремонт погружного насоса для скважины своими руками
- Устранение засоров
- Проверка линии питания
- Отличие штанговой конструкции от монолитной
- Посторонние шумы при работе
- Ревизия моторной части
- Ревизия насосного механизма
- Ремонт винтовых насосов вне зависимости от модели и производителя.
- Расшифровка числовых обозначений таблицы приведена ниже
- Расшифровка числовых обозначений таблицы:
Ремонт погружного насоса для скважины своими руками
Редкие скважинные насосы могут отличиться абсолютной безотказностью. Некоторые поломки можно исправить по месту своими руками, в этом деле поможет наша инструкция с описанием типовых неисправностей, их диагностики, устранения, а также рекомендациями по обслуживанию.
Устранение засоров
Сказать, что качество воды в скважине далеко от идеального — не сказать ничего. Даже если насос оборудован фильтрующим устройством, оно будет нуждаться в периодической очистке, да и не сможет грубый глубинный фильтр задерживать мелкую фракцию, оседающую на крыльчатке и корпусе.
Большинство скважинных насосов ломаются именно из-за засоров рабочей части песком и отложениями известняка. Как минимум раз в два года нужно извлекать насос из скважины, промывать его и очищать поверхности функциональных элементов от загрязнений. Пусть вас не смущает малое количество отложений: после того как на поверхности появился налёт, дальнейшее накопление отложений происходит лавинообразно.
Очистке подлежит насосная, то есть нижняя часть устройства, а также каналы протока воды. Разделить насос на две половины можно после снятия защитной сетки в центральной части. Нужно скрутить 4–6 гаек со шпилек, которыми стянуто фланцевое соединение.
Прокачка воды в глубинных насосах происходит за счёт нескольких крыльчаток, последовательно насаженных на вал. Их нужно снять, запомнив порядок сборки, а затем очистить от грязи вместе с внутренней поверхностью гильзы, сеткой и прочими элементами, контактирующими с водой. Поверхности деталей не следует очищать механически, избегая появления царапин. Лучше воспользоваться щадящей бытовой химией для снятия накипи и преобразователями ржавчины, а затем оттереть остатки налёта мягкой синтетической щёткой или грубой стороной губки для посуды.
Проверка линии питания
Первичная диагностика насоса включает в себя его изъятие из скважины и кратковременное включение «на сухую» с контролем вращения вала. При этом следует обращать внимание на характер гудения двигателя: он не должен испытывать дополнительной нагрузки, категорически неприемлемы треск, шелестение и неравномерный гул.
Обращаем ваше внимание, что проверять насос нужно без переподключения к электросети. Длина и сечение провода должны быть такими же, как и в повседневной работе. Связано это с тем, что падение напряжения на линии питания более 30–50 метров может быть весьма существенным, к тому же нельзя исключать перелом жил, пробой изоляции и неисправности защитно-пусковой автоматики.
Повреждение изоляции сетевого кабеля
Прежде всего, отсоедините одну из жил питания с клеммной колодки насоса и измерьте напряжение — оно не должно быть ниже допустимых паспортных значений. Если падение напряжения слишком сильное, то замените кабель на более качественный или увеличенного сечения. Также в полностью отсоединённом кабеле измерьте сопротивление между жилами и каждой из них отдельно. В первом случае мультиметр не даст показаний ни в одном из диапазонов, обратное свидетельствует о пробое изоляции, что свойственно для марок ПВС, изолированных вспененным ПВХ пластикатом. Значение сопротивления самих токоведущих жил внесёт больше ясности в проблему падения напряжения, поможет исключить влияние переходных сопротивлений на клеммных зажимах.
Также не забудьте выяснить, не вышел ли из строя защитный автомат. Его номинал точно подбирается под насос, чтобы при малейшей перегрузке питание отключалось, не допуская повреждений моторной части. Преимущественно используются автоматические выключатели с характеристикой отключения «А», номинал подбирается и регулируется как по мощности насоса, так и по напряжению питания и длине линии.
Отличие штанговой конструкции от монолитной
Как уже упоминалось, существует два типа конструкции скважинных насосов. Их проще всего отличить по расположению двигателя: в монолитных он расположен в верхней части общего корпуса и омывается потоком воды. В штанговых разновидностях моторный модуль крепится снизу через фланцевое соединение, валы насоса и двигателя соединены шлицевой муфтой. Забор воды ведётся в средней части корпуса через сетку и потому такие насосы в большей степени подвержены работе на сухом ходу при малом динамическом уровне скважины.
Главное преимущество штанговой конструкции — возможность определить причину неисправности без основательной разборки. После разъединения двух частей ход и люфт вала в каждой из них можно проверить по отдельности, в то время как для монолитных насосов потребуется предварительно снять все крыльчатки.
Устройство штангового погружного насоса. А — насосная часть: 1 — выходной патрубок; 2 — вал насоса; 3 — компенсационное кольцо; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — всасывающая камера; 6 — шлицевая муфта; 7 — вал двигателя; 8 — защитная сетка; 9 — рабочее колесо; 10 — подшипник рабочего колеса; 11 — проточный канал; 12 — обратный клапан. Б — двигатель: 13 — канал для отвода песка; 14 — уплотнение; 15 — обмотка статора; 16 — подшипник для снятия осевой нагрузки; 17 — упорный подшипник; 18 — система выравнивания давления; 19 — ротор; 20 — смазка; 21 — вал насоса; 22 — муфта; 23 — сетевой кабель
Есть и другие конструкционные решения. В частности, шнековые насосы устроены подобно штоковым, но забор воды выполняется в верхней части, при этом принцип работы несколько отличается. Главное преимущество — простота обслуживания насосной части: замена шнека и, при необходимости, демпферной муфты выполняется за 10–15 минут. Достаточно только открутить от 3 до 5 болтов на верхнем торце и снять внешний стакан насосного блока. Важно помнить, что двигатели шнековых насосов могут почти неограниченно работать на сухом ходу, но только если снят шнек.
Шнековый (винтовой) скважинный насос
Посторонние шумы при работе
Сразу после покупки насоса очень важно провести несколько кратковременных пусков на сухом ходу и один-два продолжительных пуска с погружением в ёмкость с водой. При этом оценивается и запоминается характер шума при работе.
Смена тональности звука может свидетельствовать о несоответствии питающего напряжения. При сильном его падении гул двигателя будет более низким и натужным, если такой насос опустить в скважину, он может попросту не поднимать воду на нужную высоту даже будучи полностью исправным. Слишком высокая тональность может быть следствием того, что насос не передаёт вращение на крыльчатки или иной рабочий орган. Причиной может быть лопнувший вал, сточенные шлицы на соединении штоков или разбитые посадочные места рабочих колёс.
Наличие воя (пения) при работе — характерный признак повышенного трения в опорных подшипниках. О разбитых сепараторах может говорить треск или сильно выраженная вибрация. Крайний случай — заклинивание валов, при этом двигатель насоса натужно гудит, но не вращается.
Ревизия моторной части
Глубинные скважинные насосы снабжены однофазным, в основном бесколлекторным асинхронным двигателем. В схеме подключения имеется пусковой конденсатор. Статор электродвигателя имеет монолитное крепление к корпусу, часто он залит эпоксидным компаундом.
В насосах монолитной конструкции двигатель нужно выдавить из стакана, нажав на отвод подключения отходящего трубопровода при снятых крыльчатках. В штоковых насосах моторная часть отсоединяется при расстыковке двух половин, в шнековых — после снятия рабочего винта. Во всех случаях к внутренностям двигателя (конденсатору, соединительным клеммам) можно добраться только после снятия герметичной пробки. Она фиксируется 2–3 винтами на боковой поверхности гильзы и мощным стопорным кольцом. В некоторых разновидностях насоса пробка может требовать применения специального съёмника.
Статор двигателя скважинного насоса
Все двигатели скважинных насосов наполнены маслом, выполняющим смазывающую, охлаждающую и диэлектрическую функции. Масло используется специальное пищевое, но оно имеется в свободной продаже. Признаками низкого качества может быть мутный цвет масла в случае смешивания с водой, потемнение или наличие механических примесей, а также недостаточный уровень. Если масло в норме, его нужно слить в чистую сухую ёмкость, оставив корпус мотора на 15–20 минут, пока остатки полностью не стекут со стенок. Недостаточная наполненность двигателя маслом говорит об износе сальниковых уплотнений.
Помимо испорченного масла причинами неисправности двигателя могут быть изношенные подшипники, что определяется по люфту и шуму свободного хода. Если насос долгое время эксплуатировался в экстремальных условиях, может быть поведён (скручен) вал, возможен перегрев изоляции обмоток. Сгоревшие статоры ремонту практически не подлежат, но их достаточно легко заменить.
Подгорание обмотки статора из-за попадания воды в двигатель
Ревизия насосного механизма
Кроме загрязнений основной причиной поломки механизма перекачки служит долгая работа на сухом ходу. Блоки центробежных крыльчаток из-за отсутствия жидкости сильно греются и спекаются, поэтому единственным вариантом ремонта остаётся их замена. Аналогично обстоит дело со шнеком и посадочными втулками. Также при заклинивших крыльчатках возможен проворот вала в посадочных отверстиях, а в мощных насосах — его деформация и даже разрушение.
В шнековых насосах винты и посадочные втулки — расходные материалы, их меняют каждые 3–5 лет в зависимости от интенсивности использования. Основными причинами служат естественное старение элементов и воздействие мелких абразивных частиц.
Винт и втулка для шнекового насоса
Заострим ваше внимание на том, что детали скважинных насосов имеют высокую точность подгонки, благодаря чему очищенный механизм легко собирается и разбирается. Если при сборке части не становятся на своих места свободно, значит порядок установки элементов нарушен. В разных моделях насосов имеются специфические отличия конструкции, но основные рекомендации по самостоятельному ремонту и разборке с целью ревизии всегда описаны в руководстве пользователя, зачастую включающему и сборочную схему.
Источник
Ремонт винтовых насосов вне зависимости от модели и производителя.
Винтовые насосы имеют прочную и надежную конструкцию, но проблемы могут возникнуть при эксплуатации любого оборудования. Мы постарались собрать в таблицу наиболее распространенные неисправности винтовых насосов, некоторые из которых легко можно устранить, не прибегая к сложному ремонту.
Расшифровка числовых обозначений таблицы приведена ниже
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | Возможные причины неисправности |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
⬤ | ⬤ | Адгезия между ротором и статором из-за длительного простоя. Необходимо смазывать и перемещать статор с помощью специального инструмента. | |||||||||
⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | Насос создает слишком высокое давление, к работе на котором он не предназначен. | |||
⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | В насос попало слишком большое твердое включение, которое он не может перекачать. Необходимо произвести разбор насоса, удалить включение и произвести осмотр на наличее повреждений насоса. | ||||
⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | Статор слишком сильно расширился и заблокировал ротор. Необходимо проверить температуру перекачиваемой жидкости. | ||||||
⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | Размеры твердых частиц в жидкости слишком велики. Необходимо снизить число оборотов или установить фильтр на всасывании насоса. | ||||
⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | Продукт имеет тенденцию осаждаться и / или кристаллизоваться, когда насос не работает. Промойте насос, при необходимости разберите и промойте его механически. | ||||||
⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | Утечка воздуха во всасывающем патрубке или из уплотнения. | |||||||
⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | Температура слишком низкая и вызывает затвердевание жидкости. Необходимо нагревание насоса. | ||||||
⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | Проверьте всасывающий патрубок и всасывающию линию, возможно, она засорена. Попробуйте увеличить сетку фильтра, если фильтр установлен или прочистите её. Убедитесь, что впускные клапаны открыты. | ||||||
⬤ | ⬤ | В перекачиваемой жидкости содержится воздух. | |||||||||
⬤ | ⬤ | Слишком низкая скорость при низкой вязкости жидкости и слишком большой типоразмер насоса. | |||||||||
⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | Слишком высокая скорость при очень вязкой жидкости и слишком маленьком типоразмере насоса. Риск кавитации. | |||||
⬤ | ⬤ | Неправильное направление вращения. Проверьте технические характеристики. При необходимости поменяйте полярность двигателя. | |||||||||
⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | Доступный NPSH уступает требованию насоса. Риск кавитации. | |||||||
⬤ | ⬤ | Проверьте вращение приводного вала. Некорректное размещение трансмиссионной щетки. | |||||||||
⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | Насос работает всухую, частично или полностью. Замените статор, если он неисправен. Установите датчик защиты от сухого хода. | ||||||
⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | Статор неисправен или изношен. Требуется замена. | ||||
⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | Ротор неисправен или изношен. Требуется замена. | ||||
⬤ | ⬤ | Статор не подходит для перекачиваемой жидкости или её параметров. | |||||||||
⬤ | Ротор не подходит для перекачиваемой жидкости или её параметров. | ||||||||||
⬤ | ⬤ | ⬤ | Трансмиссия сломана или изношена. Изношен или неисправен приводной вал. | ||||||||
⬤ | ⬤ | Проверьте или замените подшипники насоса. | |||||||||
⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | Неверно подобрана скорость насоса. Проверьте обороты и мощность, потребляемую двигателем. Проверьте частоту и напряжение. | |||||
⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | Слишком высокая вязкость продукта. | |||||
⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | ⬤ | Проверьте внутренние части насоса, возможно, имеется слишком большой износ. Замените уплотнительные кольца и другие уплотнения. Проверьте вал насоса. | ||||||
⬤ | ⬤ | Неисправно механическое уплотнение. Проверьте поверхности и уплотнительное кольцо на износ. Проверьте сжатие уплотнения (пружины). Замените изношенные детали уплотнения или замените его полностью. | |||||||||
⬤ | ⬤ | Уплотнительная система подобрана некорректно. |
Расшифровка числовых обозначений таблицы:
1. Насос не может запуститься, но мотор-редуктор пытается провернуть вал.
2. Насос не всасывает жидкость.
3. Расход (производительность насоса) не соответствует заявленному.
4. Поток неравномерный. Значительная пульсация.
5. Сильная вибрация и посторонние шумы.
6. Насос остановился и заблокировался.
7. Неисправный статор.
8. Неисправный ротор.
9. Уплотнения протекают.
10. Мотор-редуктор (двигатель) слишком сильно нагреваются при работе насоса.
11. Насос не создает заявленное производителем нагнетаемое давление.
Стоит отметить, что длительность работы насоса во многом зависит не только от производителя, но и от персонала, который будет эксплуатировать насос. Мы знаем много случаев, когда даже самые качественные насосы выходили из строя в первые дни эксплуатации. В абсолютном большинстве случаев причина была в неправильной эксплуатации. Процесс производства таких насосов, как Seepex (я сейчас говорю о том производителе, которого мы представляем в России), идеально отлажен и автоматизирован. Вероятность брака сведена к минимуму. Более того, за 10 лет работы с этой компанией я вообще не встречал бракованного насоса этого производителя. Тем не менее, бывают случаи когда и эти насосы выходят из строя не отработав заложенного в них ресурса. Главная рекомендация, которую можно дать персоналу, который эксплуатирует насос — при первом сомнении в корректности работы насоса обращаться к компании — поставщику. Мы постоянно поддерживаем связь с производителем и можем рассказать о многих случаях, когда одно письмо или звонок в нашу компанию уберегли насос от дорогостоящего ремонта.
Москва,
проспект Андропова, 22, оф. 1815
Санкт-Петербург,
Новочеркасский пр-т, 58, оф. 511
Склад
Москва, Нагатинская ул., д. 16
Источник