LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Деткам. (70)
- Детское (38)
- Культура. (6)
- Русь. Славяне. (6)
- Русь. Славяне. (2)
- (1)
- Русь. Славяне. (0)
- (0)
- (1)
- Аудио (46)
- Всегда нужное (469)
- Вышивка. (154)
- вязание (1523)
- готовим в мультиварке (20)
- Декор (112)
- Декупаж (115)
- Должно быть вкусно (1369)
- Духовность (64)
- Здоровье и уход за собой (752)
- Искусство (177)
- История России (56)
- кино (234)
- Космос и мы (18)
- Красота и уют в доме (363)
- Лепка для декора. (38)
- Литература (75)
- Музыка (94)
- Плетение из газет и т.д. (48)
- Поделки разные (363)
- Понравилось (343)
- Православие (29)
- Праздники (62)
- психология (84)
- Пушкин А.С. (1)
- Пэчворк (192)
- Растения в доме (61)
- Садово-огородные дела. (416)
- Театр (3)
- Шьём сами (279)
- Эзотерика (42)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Аил – традиционное жилище алтайцев
Весь нижеследующий рассказ записан со слов Айдыновой Раисы Тёлёсовны (1927 года рождения), жительницы деревни Ело (Jоло).
Вообще-то есть некоторые отличия в аилах разных местностй на Алтае (скорее, во внешнем виде и особенностях конструкции, а не во внутреннем обустройстве), но мы сейчас говорим о центральном Горном Алтае (долины Ело и Урсула).
Аил — традиционное жилище алтайцев.
В прежние времена аил (“содон аил” или “чадыр”) выглядел вот так:
Это была конструкция из трех толстых жердей, составляющих основу конуса аила, и большого количества более тонких, покрывалось это строение как правило корой лиственницы. Вверху оставлялось отверстие (дымоход). Внутри — земляной пол, посередине — очаг.
А теперь строят КАЖАН АИЛ.
А) Шестигранный аил с каркасной крышей.
Б) Шестигранный аил со стропильной конструкцией крыши.
В) Четырёхгранный аил со стропильной конструкцией крыши.
Г) Четырёхгранный аил с каркасной крышей.
В созданном в 1988 г. музее-заповеднике «Томская писаница», археологами под руководством
А.И. Мартынова реконструированы различные типы жилищ народов Сибири от каменного века до средневековья.
Такой аил по сей день непременный атрибут жизни алтайцев: он всегда есть рядом с основным домом (избой) в деревне, он есть на зимних и летних стоянках.
Как правило, новый аил ставится к свадьбе. Раньше это было место, где поначалу живут молодожены, пока не “встанут на ноги” и не построят уже свой дом. Бывает, что постройка нового аила связана и с хозяйственной необходимостью.
Чаще всего встречается шестигранная конструкция, хотя бывает и четырех-, и пятигранная, гораздо реже — восьмигранная.
Вход в аил часто делают с восточной стороны, но это не обязательно. Многое зависит от рельефа конкретной местности, скажем, вход не удобен, если он смотрит на гору. Не говоря уже о том, что недалеко перед входом стоит коновязь, так что из двери хорошо бы видеть, кто подъезжает к аилу.
Внутри аила — традиционно земляной пол. Сейчас, конечно, делают и деревянный, и бетонный, и покрывают линолеумом.
Посередине — сердце аила — очаг (от тюркского слова “очок”). В русском языке очагом называется домашнее место для огня, но алтайский “очок” — это треножная чугунная подставка, куда ставился казан.
Над очагом делался керем — специальная конструкция, на которой коптили сыр курут. Перед очагом и за ним ставили вертикальные жерди, на каждую из них приделывали по небольшой горизонатльной перекладине, а потом клали две горизонтальные жерди, соединяя две подставки.
На этом фото подставок нет, керем подвешен к потолку, но общая идея понятна. Вот на эти горизонтальные жерди клали арткыш (сплетенная из тонких ивовых прутьев решеточка), на которую и раскладывали курут.
У аила есть несколько зон: слева от входа — мужская, справа от входа — женская, стена напротив входа — это красный угол.
На мужской части аила клали седла, вешали сбрую — словом, всё то, что касалось мужской работы, которая была связана с охотой и скотоводством. Там же были и топчаны для отдыха и сна.
На женской половине располагалось всё то, что было необходимо для хранительниц очага: вся домашняя кухонная утварь, припасы, еда, одежда, люлька. Как правило, тоже был небольшой топчан.
Посмотрите, сразу видно, где мужская, а где женская половина
Вот фотографии домашней утвари из музея в Кулады (соседняя от нас долина):
В красном углу располагались нарядные резные сундуки (кайырчак) и большие кожаные сумки, тоже для хранения (сумки назывались каптырга или кап). Кап — показатель благосостояния хозяина, чем их больше, тем зажиточней хозяин.
Кстати, около деревни Ело есть гора, которая называется Аптырга. Это как раз измененное слово от “каптырга”. И действительно, гора имеет довольно пологий “сундучнообразный” верх, что наводит на мысль о коробке или сумке.
Вот этим сундукам (на фото) уже больше 100 лет.
Место между красной стеной и очагом нельзя было пересекать никому, кроме хозяина. Именно пересекать. А находится там могли только хозяин и хозяйка. В этом же пространстве стоял обычно небольшой столик, на который ставили вазочку с арчином (это такой горный можжевельник, который используется у алтайцев во всех обрядах).
Интересная подробность про коновязь: она всегда выглядит приблизительно так, как на фото, такими этажами, которых будет столько, сколько хозяин знает колен в своей родословной. Например, хозяин этой коновязи знает свою родословную до седьмого колена. (с)
В культуре алтайских народов особое место занимает сам Алтай. Для них он — главный источник благополучия, силы и красоты. Именно Алтай, а точнее — его дух, даёт им пищу, одежду, кров, счастье и даже жизнь. Если алтайца спросить «кто твой Бог?», он ответит «менинг кудайым агашташ, ар-буткен, Алтай», что означает «мой бог — камень, дерево, природа, Алтай». Так отвечают алтайцы, традиции и обычаи которых наполнены всеобъемлющей любовью к своей земле.
Они верят в то, что у всего есть свой дух: у гор, воды и огня, они очень почтительно относятся ко всему окружающему. Очаг — не просто место приготовления еды. У алтайцев принято «кормить» огонь, благодарить его за тепло и пищу. Не удивляйтесь, если увидите, как женщина на Алтае бросает в огонь выпечку, кусочки мяса или жира – она его кормит! В то же время для алтайца недопустимо плевать в огонь, сжигать в нём мусор или переступать через очаг.
Алтайцы верят, что природа целебна, в особенности, аржаны — родники и горные озёра. Местные считают, что в них живут горные духи, а потому вода из них сакральна, может наделить даже бессмертием. Посещать аржаны можно только в сопровождении проводника и целителя.
Главное божество алтайцев — хозяин (ээзи) Алтая, обитающий на священной горе Уч-Сумер. Они представляют его, как старика, облачённого в белые одежды. Увидеть хозяина Алтая во сне – означает заручиться его поддержкой. Именно с почитанием Ээзи Алтая связан древний обряд «кыйра буулар» — привязывание ленточек на перевалах.
Привязывают их на деревья — берёзу, лиственницу или кедр. Есть целый ряд требований для человека, желающего исполнить этот обряд. В частности, он должен быть чистым, в его семье в течение года не должно быть смертей. Ленту привязывают с восточной стороны, ни в коем случае нельзя вешать её на ель или сосну. Есть требования и по размеру самой ленты.
Цвет ленты также символичен: белый цвет — цвет молока, жизни, жёлтый — цвет солнца и луны, розовый — символ огня, голубой означает небо и звёзды, а зелёный — цвет природы в целом. Вешая ленточку, человек должен обратиться к природе через алкыши — пожелания мира, счастья и здоровья всем своим близким. Альтернативный вариант поклонения Алтаю в месте, где нет деревьев — выкладывание горки из камней. (c)
А) Шестигранный аил с каркасной крышей.
Б) Шестигранный аил со стропильной конструкцией крыши.
В) Четырёхгранный аил со стропильной конструкцией крыши.
Г) Четырёхгранный аил с каркасной крышей.
Источник
Аил – традиционное жилище алтайцев
Жилище алтайцев — аил
Раньше алтайцы жили в небольших посёлках, которые находились чаще всего в долинах рек. Они состояли из нескольких построек — аилов, которые находились далеко друг от друга. Тип жилища алтайцев зависел от природных условий, в которых находился данный посёлок. Какое жилище у семьи зависело также от благосостояния семьи и степени осёдлости.
Алтайцы – это собирательное название народов и народностей, проживающих на территории Алтая. Республика Алтай находится на юге западной Сибири. Она граничит с Кемеровской областью и Алтайским краем, республикой Тыва, республикой Хакасия, государствами Казахстан, Монголия и Китай.
В основном это тюркские народы. Они представлены Челканцами, Тубаларами, Казахами, Лебединцами, Телеутами, Телесами, Кумандинцами, Теленгитами и другими народами. На территории Алтая также проживают и русские.
И всё же традиционным жилищем народов Алтая считается аил. Это жилище в виде конуса. Конус строится из длинных и тонких стволов деревьев или жердей. Основание выполняется в виде круга. Сверху жерди связываются. Весь конус покрывается войлоком, корой деревьев или шкурами зверей. В самом верху оставляется отверстие для выхода дыма. Вход располагается с восточной стороны.
Аил делится на мужскую и женскую половины. Женская половина аила – это кухня и дети. Здесь находятся вещи, связанные с хозяйственной деятельностью женщины. Женская половина Аила (Аыла), расположена справа от входа. Мужская половина аила – это оружие, орудия труда, сёдла и так далее. Мужская половина аила, связана с хозяйственной деятельностью мужчины. Мужская половина аила располагается слева от входа.
Обогревается аил костром, который находится в центре аила. Вдоль стен аила располагаются скамейки. В центре аила располагается очаг. Над костром подвешивается котёл, в котором готовится пища.
Типы жилища алтайцев
Поскольку существует многообразие народов, населяющих Алтай, то и жилища тоже отличаются у разных народов. Южные алтайцы жили в войлочных, решётчатых юртах и строениях, похожих на чум, которое покрывалось полосами бересты или лиственничной коры — аланчик.
Южные алтайцы вели кочевой образ жизни. Они перегоняли свои стада животных с одного пастбища на другое. И вслед за ними переносился их дом – юрта. Поэтому эти сооружения были разборными, лёгкими.
Северные алтайцы вели осёдлый образ жизни. Челканцы и Тубалары жили в — айлу (чайлу) или как сегодня называют их — аил. Аил — это квадратное в плане сооружение, которое строилось из бревен, досок и жердей, поставленных почти вертикально с небольшим наклоном к центру. Сооружение покрывалось корой.
Обычно члены одного рода жили поблизости. Их поселение состояло из нескольких юрт. Сколько семей в роду – столько и юрт. Если рядом жили представители нескольких родов, то это уже было большое поселение и называлось оно – улус.
Имелись также и многоугольные юрты, нижняя часть которых строилась из деревянного сруба, а верх в виде традиционной юрты. Такие сооружения распространились в 19 веке. Окон в жилищах алтайцев, как правило не было. Зимой оно освещалось от пламени очага, летом естественным солнечным светом через открытую дверь.
Сегодня алтайцы живут в домах. У многих на территории усадьбы сохранился алтайский аил, который используется в качестве летней кухни.
Прочтите:
Пещера – жилище первобытного человека Самое древнее жилище первобытного человека – это пещера. »
Первые построенные жилища человека
Прошло много времени с тех пор, когда человек использовал для своей жизни только естественные. »
Шалаш в лесу пристанище уставшей души
В наше время туристы имеют палатки, шатры и другие временные укрытия. Ну, а если человек оказался. »
Келья монаха – его жилище в монастыре
Монастырь – это не только каменное или деревянное религиозное сооружение. В монастыре живут. »
Источник