- Лодка своими руками под мотор: конструкции, чертежи, материалы
- Из каких материалов?
- Стеклопластик
- Изготовление лодки из стеклопластика
- Фанера
- Изготовление лодки из фанеры
- Лодка из ПВХ
- Изготовление лодки из ПВХ
- Заключение
- Регистрация
- Как сделать лодку из фанеры?
- Особенности
- Материалы и инструменты
- Как построить?
- Подготовка
- Чертежи
- Раскрой
- Сборка
- Покраска
- Тестирование
- Возможные ошибки
Лодка своими руками под мотор: конструкции, чертежи, материалы
- 16 Ноября, 2018
- Снаряжение
- KaplyaDegtya
На строительство какого-либо плавсредства своими руками решаются по разным причинам: кто-то просто из любопытства – получится или нет; кому-то доставляет гордость показывать лодку, изготовленную самостоятельно; у кого-то банально нет свободных денежных средств, чтобы купить судно, сделанное специалистами. Причин может быть много, но все они рано ли поздно заставляют взяться за карандаш, чтобы составить своими руками чертежи моторной лодки.
Из каких материалов?
Их чего же можно изготовить моторную лодку? Давайте разберемся поподробней, какие материалы используют в строительстве моторных лодок.
- Лодки из стеклопластика. Достаточно легкий, прочный и дешевый материал для строительства судна. Работа обычно не вызывает больших затруднений даже у начинающего судостроителя.
- Лодка из фанеры. Доступный материал, относительно дешевый, его достаточно легко обработать: не нужно закупаться дорогостоящим инструментом и иметь какие-то специальные знания и навыки.
- Надувные лодки пвх. Под мотор можно самостоятельно изготовить и плавсредство из ПВХ. Из минусов – более дорогостоящий материал, изготовление такой лодки требует много свободного места. Себестоимость самодельной лодки из ПВХ может быть выше, чем у купленной в магазине.
Стеклопластик
Прежде чем рассмотреть, как своими руками сделать моторную лодку из стеклопластика, давайте изучим все плюсы и минусы этого материала.
- Надежная.
- Долговечная.
- Водонепроницаемая.
- Презентабельная на вид.
- Доступная по цене.
Лодка из стеклопластика может быть как килевая, так и плоскодонка, так как стеклопластик достаточно прочный материал, который не боится песчаного и каменистого дна. Судно из стеклопластика будет ударопрочным, на нем легко можно пройти по мелководью, не боясь, что дно лодки изотрется о камни. Кроме того, этот материал нормально переносит перепады температур, поэтому обычно не возникает проблем с хранением лодки: ее можно оставить на зиму даже в неотапливаемом гараже. Ремонт тоже довольно простой: понадобится лишь эпоксидная смола и стеклоткань. Так как такие лодки не требуют накачки воздухом, то ее и невозможно проколоть или порвать. Эти плавсредства практически непотопляемы.
Основной минус такой лодки в том, что они имеют достаточно большие размеры, поэтому транспортировка судна обычно вызывает затруднения. Как правило, для перевозки требуется прицеп.
Изготовление лодки из стеклопластика
Как всегда, вначале необходимо подготовить чертеж и изготовить матрицу будущего судна. Это следует сделать прежде, чем начинать строить лодку под мотор своими руками. Чертеж можно разработать как самостоятельно, так и взять уже готовый. При составлении проекта лодки обязательно учитывается как жесткость стеклопластика, так и то, чтобы все борта были идеально выровнены, так как впоследствии это скажется на устойчивости судна.
Изготовление матрицы, то есть формы для будущей лодки, пожалуй, самый дорогостоящий и сложный процесс при самостоятельном изготовлении лодок. Важно, чтобы все размеры были идеально выверены, тщательно проработана форма судна и сделаны все разметки. Для того чтобы впоследствии не возникло сложностей с выдавливанием лодки из матрицы, а также сама она могла служить и в дальнейшем, важно не забыть встроить в нее ниппели.
Для того чтобы строилась легко и свободно изготавливаемая своими руками лодка под мотор, нужно заранее запастись следующими инструментами и материалами:
- Гелькоут лодочный.
- Отвердитель.
- Полиэфирная смола.
- Стекломат.
- Ножницы.
- Наждачная бумага.
- Уключины и подуключины.
- Обмажьте матрицу в четыре слоя разделительным воском.
- Нанесите гелькоут для внешнего слоя судна
- Установите стеклопластиковые сиденья параллельно бортам плавсредства.
- Прикатайте стекломат в пять–шесть слоев, чтобы придать жесткость и прочность всей конструкции.
- Срежьте лишнюю «бахрому» и вклейте сиденья при помощи специального клея.
- Прикрутите уключины.
- Зашкурьте борта судна при помощи наждачной бумаги.
- Покрасьте лодку гелькоутом как внутри, так и снаружи.
Дно на таких лодках лучше делать двойным и герметичным, что сделает лодку практически непотопляемой даже в тех случаях, когда она перевернется. Можно усилить корпус, проложив деревянные бруски вдоль формы и покрыть их двумя слоями стекловолокна.
Основная затрата при строительстве лодки своими руками под мотор из стекловолокна заключается как раз в изготовлении матрицы. Ее производство для всего одной лодки выйдет неоправданно дорого, поэтому перед строительством подумайте о том, как можно будет окупить саму матрицу.
Фанера
Этот материал для строительства лодки своими руками под мотор обычно выбирают из-за того, что он общедоступен, купить его можно практически в любом строительном магазине по относительно невысокой цене. Кроме того, листы фанеры небольшой толщины, легко сгибаются, а обработать фанеру можно простыми ручными инструментами без больших материальных затрат. Но давайте разберемся, в чем же заключаются плюсы и минусы строительства своими руками лодки из фанеры под мотор.
Они уже были перечислены выше. Можно лишь добавить, что у фанерных лодок относительно небольшой вес и хорошая вместимость.
К ним, пожалуй, можно отнести то, что лист фанеры сложно согнуть под большим углом, так как он может легко треснуть, поэтому, хотя тонкие листы и гнутся достаточно хорошо, при строительстве судна стараются лишний раз не рисковать и строят плавсредства преимущественно треугольной или прямоугольной формы, избегая сильно выгибать материал.
Изготовление лодки из фанеры
Как и при строительстве любой другой лодки, при изготовлении фанерных аналогов работу следует начать с чертежа. Не будем повторяться и напоминать о том, что можно как сделать своими руками чертежи моторной лодки, так и приобрести готовые.
Для строительства плавсредства вам потребуются стандартные инструменты для работы по дереву: ножовка, лобзик, рубанок, шуруповерт, топор, молоток, стамеска, отвертка и так далее.
Кроме того, будет необходимо приобрести:
- водонепроницаемую фанеру стандартного размера;
- сосновую или дубовую доску;
- ткань, которой будете оклеивать корпус;
- шпаклевку;
- водонепроницаемый клей;
- олифу или другую водоотталкивающую пропитку для дерева;
- масляную краску;
- гвозди, шурупы, металл для изготовления уключин.
Лодка с мотором практически ничем не отличается от той, которая предназначается под весла. Единственным отличием является то, что при строительстве под мотор лодки своими руками слегка видоизменяется корма: на ней устанавливается транец, который изготавливают из многослойной фанеры. Важно, чтобы он выдержал крепление двигателя, поэтому экономить на нем не стоит.
После изготовления чертежа, нужно все элементы перенести на плотный картон в масштабе 1:1, то есть сделать на нем выкройки деталей в натуральную величину. С такого картонного шаблона гораздо проще перенести все элементы непосредственно на фанеру. Перенося выкройку, следите за тем, чтобы волокна фанеры шли вдоль детали.
После этого вам нужно будет выпилить все части из фанеры, собрать судно, тщательно подгоняя все детали и элементы конструкции.
Для того чтобы лучше защитить фанеру от влаги, можно по окончании работ, обшить готовую лодку стеклотканью. Приклеивают такую ткань по направлению от киля к бортам, тщательно следя, чтобы не было никаких складок и пузырей. После того, как она полностью высохнет, необходимо прошпаклевать поверхности, загрунтовать их и затем окрасить.
Лодка из ПВХ
Надувные лодки из ПВХ под мотор, пожалуй, наиболее трудные в изготовлении плавсредства. К плюсам последних можно отнести то, что они достаточно легкие, их можно взять в пешие походы, а поместятся они в обычный рюкзак.
А вот минусов у таких лодок достаточно много:
- Непрочные, подверженные проколам: такую лодку довольно просто порвать, зацепившись за куст или острый камень.
- Дорогостоящие: себестоимость изготовления достаточно высокая, так как специальный материал для лодок стоит довольно дорого.
- Нужно обладать определенными навыками: знать хотя бы принципы раскройки материала. Даже если вы найдете готовые выкройки, незнание основных правил закройщиков может привести к порче дорогостоящего материала.
- При склеивании также недопустимы ошибки, так как детали вы уже не всегда сможете отклеить обратно, а, соответственно, это опять же ведет к дополнительным материальным затратам.
Изготовление лодки из ПВХ
Понятно, что строительство своими руками лодки под мотор из ПВХ, как и все прочие, начинается с чертежа. Но, помимо него, вам нужно будет найти еще выкройки или лекала всех элементов конструкции в масштабе, чтобы затем самостоятельно создать части в натуральную величину.
И главное, вам потребуется место с достаточной вентиляцией для изготовления лодки.
Перед постройкой лодки в натуральную величину рекомендуем склеить такой же макет хотя бы из обычного полиэтилена. Так вы сможете: во-первых, проверить сами лекала (к сожалению, они часто грешат тем, что там допущены грубые ошибки), а, во-вторых, вы будете знать весь процесс и порядок сборки, что впоследствии облегчит вам работу над большим судном. На первый взгляд может показаться, что эта работа бессмысленна, но она может сберечь вам дорогостоящий ПВХ в случае ошибок.
После того как вы убедитесь, что все лекала сделаны верно, можно приступать к изготовлению лодки из ПВХ. Тщательно подгоняйте все элементы конструкции и хорошо проклеивайте швы. После изготовления самой лодки, будет необходимо еще вклеить сиденья, транец и всю фурнитуру. Это все можно как приобрести в магазине, так и при наличии определенного опыта изготовить самостоятельно.
Заключение
Обладая достаточной фантазией, можно изготовить лодку своими руками под мотор абсолютно из любого материала. И нельзя сказать, что для этого требуется слишком много каких-то дополнительных знаний и умений. Все трудности, которые возникают в процессе изготовления, довольно легко разрешимы, так как в сети есть много информации по изготовлению лодок своими руками.
Регистрация
В качестве дополнения ко всему вышесказанному, добавим, что регистрация лодок массой менее двухсот килограммов и с мощностью двигателей до 10,88 л. с. с мая 2012 года не требуется. Поэтому, приступая к постройке лодки своими руками под мотор обязательно учитывайте эти параметры.
Источник
Как сделать лодку из фанеры?
В настоящее время специализированные магазины предлагают широкий ассортимент плавательных средств. Выбрать подходящую лодку – не проблема, другое дело, что стоимость подобной покупки весьма высока и по карману не каждому рыбаку. Выходом из подобной ситуации становится самостоятельное изготовление плавсредства с учетом всех личных потребностей. В данной статье мы рассмотрим, как можно сделать лодку из такого доступного материала, как фанера.
Особенности
Простым примером самодельного судна будет плоскодонка. Для большего удобства ее даже можно сделать складной. Разборную лодку проще перемещать к водоему. Такой мини-вариант выгоден еще и тем, что затраты на изготовление совсем невелики. Самодельные фанерные лодки могут быть также моторными и обычными весельными. В данном случае при изготовлении будет отличаться кормовая часть. Под мотор нужно будет установить транец (для него подойдет многослойная фанера).
Существуют и уже разработанные популярные модели лодок, например гребная секционная лодка «Дори», «Окунь» и многие другие, чертежи которых можно без труда найти в интернете. А также в специализированном магазине можно приобрести готовые наборы для сборки лодки из фанеры, например «Скиф».
Цена такого набора будет существенно ниже стоимости готового судна.
Материалы и инструменты
Для выполнения работ нам потребуются следующие материалы:
- водостойкая фанера 2,5 на 1,25 метра, ее толщина должна составлять 0,5 см;
- 1,5 панели влагостойкой фанеры того же размера, но уже с толщиной 0,6 см;
- строганные доски – лучше отдать предпочтение мягким и пористым сортам древесины;
- деревянные рейки;
- эпоксидная смола;
- водостойкий лак или краска;
- капроновая нить;
- стеклоткань в рулоне, чтобы оклеить корпус плавательного средства;
- миллиметровая и более плотная бумага (можно использовать картон) для построения эскизов;
- бруски 0,5 на 3,4 м и 0,4х0,2х4 м.
А также приготовьте инструменты:
- шуруповерт или дрель с необходимой мощностью;
- ручную шлифовальную машину или рубанок;
- струбцину, а лучше несколько – если нет специального инструмента, то можно использовать фиксаторы от старых ручных мясорубок;
- электрический лобзик;
- латунные гвозди различной длины и саморезы по дереву;
- молоток;
- рулетку;
- кисточки или валик для нанесения лака.
Как построить?
Рассмотрим подробно всю технологию изготовления фанерной лодки своими руками.
Подготовка
Перед тем как начать работу, нужно разобраться со всеми особенностями будущей конструкции: формой и внешним видом судна. При изготовлении самоделки нужно учесть, что основой судна будет киль, на него крепятся остальные части плавсредства. Носовая часть формируется из форштевня, она обязательно фиксируется с двух сторон. Кормовая часть крепится ахтерштевнем. Обе эти конструкции отвечают за продольную жесткость судна. Их можно будет выполнить из цельного массива дерева либо из отдельных составляющих, которые будут фиксироваться метизами.
Поперечные элементы корпуса помогают добавить лодке нужной жесткости. Поверх форштевня и ахтерштевня кладут доски, соединенные поперечным ребром корпуса. В целом вся эта конструкция формирует борта. Также можно установить кокпит, палубные и боковые стрингеры.
Для обеспечения хорошей плавучести ниши заполняются пеной, это помогает предотвратить опрокидывание лодки.
Чертежи
Перед составлением чертежа лодки нужно также определиться с ее размерами. Это во многом зависит от того, сколько человек должно вмещать судно в дальнейшем. Для постройки плавательного средства из фанеры указанной толщины (0,5 см) оптимальны будут следующие параметры: длина – 4,5 м, ширина самой большой части судна – 1,05 м, глубина плавсредства – примерно 0,4 м. Для создания проекта лучше воспользоваться миллиметровой бумагой, это позволит сделать более точные контуры элементов корпуса судна.
Далее создаем эскиз:
- проводим осевую черту по длине, чтобы разделить чертеж на две части, соблюдать симметрию в данном случае очень важно;
- далее условно делим диаметральную плоскость на 4 участка, в которых в дальнейшем будут находиться поперечные ребра корпуса (шпангоуты);
- наносим проекцию судна по вертикали, а также чертим вид судна сверху;
- вырисовываем шпангоуты;
- обязательно проверяем параметры всех элементов по заданному масштабу;
- составляем эскизы шпангоутов в масштабе 1 к 1 на плотной бумаге;
- с помощью лекала и длинной линейки прорисовываем изображение изогнутых линий;
- проверяем симметричность чертежа, для этого его можно сложить пополам и сравнить идентичность обеих половин на выкройке.
Раскрой
Сначала переносим все изображение на плотную бумагу. Затем по этим шаблонам чертим детали на фанерных панелях. Нужно точно придерживаться контуров и выбранных размеров. Тут важно заметить – прибавки на припуски делать не нужно! После переноса еще раз проверяем точность всех элементов. Так как листы фанеры могут быть меньшего размера, чем детали лодки перед раскроем, проводят сцепку нескольких листов «на ус». Обязательно делается обработка мест соединений рубанком, затем проводится их шлифовка. Места стыков прижимаются грузом.
Электрическим лобзиком с мелкими зубчиками аккуратно делаем распил деталей. Применение специального инструмента для этой работы обеспечивает отсутствие сколов по краям линий срезов. После распила все делали нужно отшлифовать. Затем делаем отверстия, по которым будем сшивать корпус судна.
Их нужно просверлить на равном расстоянии в 1 м, чтобы вид изделия в дальнейшем не потерял эстетичности.
Сборка
- Делаем транец. Это та часть корпуса лодки, на которую крепится лодочный мотор. Для изготовления этой детали склеиваем несколько листов фанеры, чтобы получилась доска толщиной около 25 мм. При необходимости эту часть можно усилить с помощью деревянного бруска.
- Сверлим отверстия по краю кормы и вдоль транца.
- С одной стороны киля устанавливаем ахтерштевень с транцем.
- К другой стороне присоединяем форштевень.
- Гвоздями соединяем килевую часть со штевнями. Тут важно проверить полное отсутствие перекосов. При необходимости выполняем подгонку с помощью бечевки, натянутой между транцем и штевнем.
- Проводим скрепление.
- После установки штевня ставим шпангоуты под прямым углом. Проверяем посадку бечевкой и проводим окончательную скрепку частей.
- Для задачи прогиба судна без перекоса используем круглые бруски. Их нужно закрепить на крайние части киля изнутри. Крепление осуществляем также брусьями.
- Далее нужно сшить швы нитью из капрона по проделанным отверстиям. Этот материал обладает высокой прочностью и устойчив к гниению. Нить пропитывается эпоксидной смолой для придания ей дополнительной прочности.
- Устанавливаем транец.
- Из пары равных частей выпиливаем элементы борта. По краям бортов и выступа донной части сверлим отверстия через каждые 1,5 метра. Собираем и крепим днище судна на перевернутый вверх дном каркас лодки.
- Затем обшиваем каркас судна. Скручиваем элементы. Борта на донной части крепятся так, чтобы их примотанные концы были снаружи. В дальнейшем транец будет размещаться между ними. Нужно учесть, что волокна материала обшивки должны быть размещены не поперек, а вдоль судна.
- Стыки всех деталей и швы нужно проклеить несколькими слоями стекловолокна и смазать эпоксидкой. Каждый слой ткани при этом нужно сдвигать в сторону.
- Для увеличения степени жесткости можно укрепить днище планками. Для этого на них делаем отверстия под шурупы через каждые 25 см, расставляем по местам и фиксируем. Далее нужно сделать пометки маркером и снять их. Проводим обработку наметок с помощью клеевой основы и прикручиваем их. После высыхания клеящего состава вынимаем шурупы и забиваем конструкцию гвоздями.
- Шпаклюем эпоксидной смолой отверстия обшивки.
- Ставим сиденья-банки.
- Снаружи обрабатываем лодку клеем со стеклотканью. Если этого не сделать, нанесенное в дальнейшем покрытие (лак или краска) долго не продержится. Фанера, как и любой материал из древесины, имеет свойство сжиматься и расширяться под воздействием внешних факторов. Особенно это будет заметно на изгибах судна – краска начнет растрескиваться. Стеклоткань распределяем по поверхности обшивки, стараясь избегать появления складок и пузырей. Клеить ткань лучше, начав с киля лодки и двигаясь в сторону каждого из бортов.
Покраска
Этот этап будет завершающим в нашей работе. Внутри поверхности нужно покрасить разогретой олифой. Снаружи наносим краску на стеклоткань. Лучше использовать эпоксидные составы, например ЭП-140. Также определяемся с цветом. Если судно будет разноцветным, подбираем составы нужных колеров. Можно нанести на поверхности рисунок или надпись, написать номер или название лодки. Для этого допустимо использовать самоклеящуюся пленку, это добавит орнаменту аккуратности.
Для нанесения краски можно пользоваться распылителем либо валиком, кистью. Краску следует наносить равномерно: слоем одинаковой толщины, штрихами, направленными в одну сторону. Подтеков и пропусков быть не должно.
Если все будет сделано правильно, покрытие прослужит много лет без образования трещин и сколов на поверхности.
Тестирование
В первую очередь лодку нужно проверить непосредственно на месте изготовления. Для этой процедуры судно вверх дном ставится на скамейку или на несколько табуретов. Затем в течение 10 минут на нее из шланга поливают водой. Чем дольше будет время такого теста, тем достовернее получится результат. Затем судно переворачивают и осматривают на наличие возможных протечек воды. Если такой тест лодка успешно прошла, то следующим этапом будет проверка ее уже непосредственно в водоеме. Для начала это делается на мелководье, глубина должна быть небольшой.
Если после спуска лодки в водоем протечек нет хотя бы в течение 40 минут, можно усложнять задачу. На большей глубине обращаем внимание на скорость плавательного средства и выдерживание различных нагрузок. Моторы с маленькой мощностью (до 5 лошадиных сил) рост нагрузок будут переносить намного хуже, чем более мощные. Тут важную роль сыграет длина лодки: чем длиннее она, тем лучше. В среднем такое судно должно выдерживать примерно 150 кг нагрузки. Обязательно пускаем лодку на глиссер, проверяем ее ход и положение относительно водной поверхности.
Возможные ошибки
Стоит обратить внимание на то, что при постройке судна рыбаки часто следуют типовым рекомендациям, не учитывая своего веса. Если он превышает 90 кг, обязательно нужно делать дополнительное усиление днища с помощью реек, иначе при ходьбе оно станет продавливаться вниз, а вода будет выпихивать его вверх.
Есть еще несколько советов, которые помогут недопустить типичных ошибок при изготовлении лодки.
- Применение гвоздей при строительстве делает процесс проще и дешевле, но использование шурупов сохраняет более аккуратный вид судна. При этом шурупы обязательно следует смазать любым маслом. В противном случае в дальнейшем возникнут сложности с выкручиванием метиза.
- При крепеже реек обязательно для фиксации нужно использовать струбцины, иначе очень сложно их удержать.
- Чтобы избежать появления «пузырей» на судне, установка метизов должна происходить через небольшое расстояние или подряд.
- Избавить судно от кривизны при монтаже реек поможет поочередное забивание гвоздей на разных бортах.
- Многие экономят эпоксидную смолу при нанесении на поверхности для склейки. Этого делать ни в коем случае нельзя! Смола просто впитается в древесину, и склеивания не произойдет. Важно придерживаться расхода эпоксидной смолы в количестве 200 граммов на трехметровую полоску ткани. При сжатии деталей остатки смолы должны просачиваться наружу – это показатель того, что количество эпоксидки достаточное.
- Изъяны на поверхности корпуса можно устранить с помощью водостойкой шпаклевки.
- Если лодка поднимает нос и не выходит на глиссер – неправильно проведена центровка либо недостаточная длина.
Если судно отлично ведет себя с двумя пассажирами, а с одним начинает дельфинировать, решить эту проблему можно следующим образом: из кусков винипласта стоит сделать пару гидрокрыльев и прикрепить их к антикавитационной плите мотора. Лодка станет быстрее набирать скорость, ее ход будет легче. Таким образом, изготовить своими руками лодку для рыбалки совсем несложно, но начинающим кораблестроителям все-таки лучше выбрать более простую конструкцию.
Слишком экономить на материалах тоже не стоит – от их качества напрямую зависит долговечность самодельной лодки.
О том, как сделать лодку из фанеры своими руками, смотрите в следующем видео.
Источник