- 10 удивительно простых советов, как научиться красиво говорить
- Откуда берется красивая речь
- Как сделать речь красивой
- Слова-паразиты
- Чтение и еще раз чтение
- Упражнения на улучшение речи
- Говорим по-русски правильно
- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- Учимся читать по звуковому методу. Часть 1.
- Учимся читать по звуковому методу. Часть 1.
- Звуковой метод. Краткое описание
- Плюсы звукового метода
- Минусы звукового метода
- Учимся читать. Звуковой метод. Этап 1
- Упражнение 1. Учим гласные звуки.
- Сказка про непослушный звук
- Упражнение 2. Учим согласные звуки
- Упражнение 3. Слушаем звуки.
- Упражнение 4. Игра в слова.
- Упражнение 5. Найди «лишнее» слово.
- Сказка про потерявшиеся слова
- Упражнение 6. Закончи слово.
- Учим буквы. Звуковой метод. Этап 2
- Упражнение 1. Учим буквы.
- Упражнение 2. Мастерим буквы
- Упражнение 3. Заштриховываем буквы
- Упражнение 4. Рисуем пальчиками
- Упражнение 5. Зачеркиваем буквы в тексте
- Читаем по слогам. Звуковой метод. Этап 3
- Упражнение 1. Буквы и слоги.
- Сказка про буквы
- Упражнение 2. Буквы, слоги и слова.
- Упражнение 3. Читаем по слогам.
- Учимся читать по слогам. Звуковой метод. Этап 3 (продолжение).
- Упражнение 1. Придумываем слова.
- Упражнение 2. Строим дом.
- Упражнение 3. Ищем клад.
- Упражнение 4. Подбираем слова к картинкам.
- Источник
10 удивительно простых советов, как научиться красиво говорить
В одном ВУЗе работал невзрачный седой профессор: он носил очки с толстыми стеклами и ужасно старомодные костюмы. Такого человека очень легко не заметить в толпе.
Но стоило ему войти в аудиторию и начать говорить, как происходило чудо преображения: на профессора были прикованы взгляды всей аудитории, и даже лентяи на последних рядах внимали каждому его слову.
Из его уст лилась настолько грамотная, четкая речь, настолько умные и глубокие мысли, что из старика он превращался в статного, представительного оратора. Никто уже не замечал его толстых очков, лысины и изношенного костюма. Разве не удивительно?
Согласитесь: четкое, последовательное и убедительное изложение своих мыслей – настоящее искусство. И чтобы вашим словам внимали так же, как тому профессору, необходимо поставить речь и научится грамотно говорить. Это пригодится вам в любых сферах жизни.
Благодаря этим умениям, вы можете быть душой компании, с легкостью убедите потенциального партнера заключить с вами контракт, эффектно выступите перед аудиторией и добьетесь любых поставленных целей.
Откуда берется красивая речь
Красивая речь ребенка – это заслуга его родителей. Разговорный навык желательно развивать с детства. Этому способствует посещение театральной студии или поэтического кружка, а также постоянное чтение и разучивание стихов.
Детство современного поколения неразрывно связано с компьютерами, из-за чего времени на книги практически не остается. Это очень важный недочет многих родителей, ведь в вопросе, как научиться красиво говорить, чтение незаменимо.
Уроки языка и литературы в школе вносят значительный вклад в развитие детской речи. Если школьные педагоги не дают желаемых результатов, родители должны взять ситуацию в свои руки.
Стоит рассмотреть индивидуальные занятия с ребенком, либо записать его на частные уроки к другому педагогу, который поможет ему развить искусство говорить свободно на любые темы.
Но что если ваши родители в детстве упустили аспект развития красивой речи? Не стоит расстраиваться и думать, будто шансов научиться говорить четко у вас нет. Все еще можно наверстать, совершенствоваться никогда не поздно!
Как сделать речь красивой
Прежде всего, в стремлении научиться правильно разговаривать вам необходим ответственный подход и четко разработанная стратегия. Также вам будет полезно следовать нескольким правилам в процессе улучшения речи:
- Исключить слова-паразиты из оборота.
- Читать художественную литературу.
- Постоянно обогащать речь новыми словами.
- Бороться с дефектами дикции или произношения.
- Слушать красивую и правильную речь.
- Пересказывать прочитанное или услышанное.
- Избегать тавтологий.Выделять главное.
- Развивать память
- Бороться со страхом перед публикой
Эти советы кажутся простыми, но лишь постоянное следование им приведет к желаемому результату. Поставить речь можно и без посторонней помощи, нужны лишь самоконтроль и дисциплина.
Слова-паразиты
Избавление от слов-паразитов – задача не из легких. Они входят в привычку, а потому во время разговора мы просто не замечаем за собой дефекта речи.
Слова «короче», «ну», «типа», «это», «как бы», «как сказать», «в общем», «знаешь», «собственно», «допустим» при многократном повторении уничтожают весь шарм нашего изложения, даже если мы говорим об “умных” вещах.
Конечно, от этой привычки не так легко избавиться, потому мы и учимся говорить без паразитов постепенно. Для этого можно попросить родных или друзей вас поправлять.
Как только окружающие услышат запрещенное слово, пускай незамедлительно сделают вам замечание. Для повышения эффективности, придумайте себе наказание за употребление слов-паразитов.
Заведите специальную копилку и кладите в нее определенную сумму денег за каждый допущенный в разговоре промах. «Копилки наказаний» есть во многих офисах. Таким образом фирмы ведут борьбу со сленгом и ненормативной лексикой среди своих сотрудников.
Если вы спортсмен, можете наказывать себя по-другому. За каждое произнесенное слово-паразит заставляйте себя отжиматься.
Не везде и не всегда удобно делать упражнения, потому можете записывать задания в блокнот, а выполнять все скопившееся за день уже вечером или утром следующего дня.
Только не увиливайте от наказания. Ваш лучший помощник – самоконтроль. Со временем вы будете разговаривать четко и внятно, главное не сдавайтесь.
Чтение и еще раз чтение
Эффективным способом, как развивать речь у взрослых и детей, является чтение. Читать нужно не все подряд. Отлично подойдут классическая литература или специальные книги по развитию речи.
Можем посоветовать такие произведения, как «Слово живое и мертвое» Норы Галь, «От адамова яблока до яблока раздора» Вадима Храппа и «Живой как жизнь» Корнея Чуковского.
На просторах интернета есть множество достойной литературы, чтение которой поможет поставить речь и пополнить словарный запас.
Повысить эффективность может пересказывание прочитанного. Только попросите кого-то следить за тем, насколько правильно и последовательно вы излагаете текст.
В процессе чтения вам будут попадаться интересные цитаты. Особенно понравившиеся советуем записывать в блокнот, чтобы время от времени перечитывать их и запоминать.
Кроме книг умными фразами и выдержками из книг кишат и соцсети. Не важно, откуда взяты цитаты, куда важнее их запоминать.
В нужной ситуации мозг подскажет вам, кого стоит процитировать. Такой внезапный окрас речи может превратить ваши слова в настоящий шедевр ораторского искусства.
Упражнения на улучшение речи
Одним из хороших упражнений для тех, кто учится тому, как правильно говорить, является подбор синонимов.
Чем богаче ваш словарный запас, тем проще вам будет избегать тавтологий и прочих признаков скудности речи. Скачайте на ваш смартфон одно из приложений, помогающих подбирать синонимы.
Когда вам скучно или вы можете выделить 5-7 минут на себя, ищите замену тем словам, которые являются самыми часто используемыми в вашей речи.
Тем, кто страдает от дефектов произношения, будет полезно записаться к логопеду. Забудьте о стереотипах – посещают данного специалиста не только дети, но и взрослые.
Для того, чтобы ваша речь звучала четко и быстро, также есть парочка хороших упражнений. Заучивание скороговорок и трудных для произношения фраз отлично улучшает дикцию и поможет вам в достижении поставленной цели.
Хотите научиться правильно разговаривать? Чаще слушайте красивую речь. Аудиозаписи книг, выступления ораторов, стихи и поэмы – любой источник поставленного произношения будет полезен.
Повышайте темп и используйте несколько методов одновременно. Комплексный подход дает наилучший результат.
Задавшись целью улучшить свою речь, проявив настойчивость, вы вполне можете стать человеком, которого собеседники слушают с удовольствием. Верьте в себя и свои силы.
Источник
Говорим по-русски правильно
Каждый хотя бы несколько раз в жизни сомневался, как правильно произнести слово, куда поставить ударение, ведь русский язык — один из самых сложных языков.
Сложности возникают по нескольким причинам.
В русском языке нет общего правила сохранения ударения, оно может стоять в любой части слова, в отличие, например, от французского языка, где ударение всегда ставится на последний слог.
Ударение играет смыслоразличительную роль. В зависимости от ударения меняется значение слова, это можно наблюдать в словах-омонимах, а точнее, в омографах (словах, которые одинаково пишутся, но по-разному звучат): п а рить и пар и ть, а тлас и атл а с, кр е дит и кред и т.
В нашем языке очень много иностранных слов, заимствованных из других языков. Это, с одной стороны, обогащает язык, а, с другой, рождает трудности произношения и написания. Особенно часто сложности возникают с буквой «е»: пишется «е», а произносится «э» (партер, секс, тире).
Существует множество территориальных разновидностей русского языка — диалектов, — которые тоже влияют на произношение. Так, в Санкт-Петербурге и в Москве по-разному назовут мясо, приготовленное на вертеле: шаверма и шаурма.
Огромное влияние на носителей русского языка оказывает общение со славянскими «братьями». Даже дикторы телевидения стали произносить многие слова на украинский манер, тем самым допуская речевые ошибки. Чаще всего я слышу такие ошибки в ударениях глаголов: н а чала вместо начал а , п о няла вместо понял а и т. д.
Но несмотря на множество факторов, которые негативно отражаются на языке, надо стремиться говорить правильно, поскольку речь — это визитная карточка каждого человека. По тому, как человек произносит слова, можно многое рассказать о его происхождении, воспитании, образовании. Да и если носители языка, те, для кого русский — родной язык, не будут бережно относиться к нему, то кто же тогда сохранит язык?
Давайте говорить правильно!
Этой статьей я открываю серию текстов, посвященных правильному произношению.
Для начала вот такой набор слов, вызывающих сложности в ударении.
► Одна из самых распространенных ошибок — ударение в глаголах прошедшего времени женского рода (об этом я написала уже выше, но повторю):
Неверно: нАчала, пОняла, взЯла, брАла, создалА.
Правильно: началА, понялА, взялА, бралА и т. д. Но в мужском роде: нАчал, пОнял, сОздал.
► Дурным тоном считается говорить звОнят, звОнит. Правильно: звонИть, звонИт, звонЯт.
► Можно купить срЕдства и пользоваться срЕдствами, но не средствАми.
► Ребенка в детстве надо баловАть.
► В Киеве говорят на украИнском языке.
► В кондитерской продаются тОрты, а данные заносятся в каталОг.
► А то, на что вешают ключ, называется брелоком, а не брелком.
апострОф | аристокрАтия | бАнты | гЕнезис |
джинсОвая | диспансЕр | договОр | дремОта |
завИдно | зАговор | заплЕсневеть | закУпорить |
зубчАтый | Искра | квартАл | коклЮш |
кремЕнь | красИвее | кУхонный | ломОть |
ломОта | мЕльком (мелькОм) | мусоропровОд | нАголо (наголО) |
намЕрение | обеспЕчение | облегчИть | оптОвый |
пОхороны (на похоронАх) | премировАть | принУдить | слИвовый |
углублЁнный | умЕрший | фенОмен (феномЕн) | хлОпковый халат |
хозЯева | чЕрпать | шАрфы | щавЕль |
Расскажите и вы о том, какие слова вызывают у вас сложности в произношении. Может, какие-то слова вас когда-то или сейчас удивили своим ударением?
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- (0)
- АУДИО для детей (2)
- АФИША и ОБЪЯВЛЕНИЯ (2)
- АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ПРИТЧИ о детях (3)
- БЕРЕМЕННОСТЬ. В ОЖИДАНИИ МАЛЫША (2)
- БИБЛИОТЕКА ДЕТСКАЯ (348)
- Английский язык для детей (12)
- АППЛИКАЦИЯ (15)
- Воспитание и общение (8)
- Дидактические картинки и карточки (3)
- Журналы для детей (6)
- Загадки (1)
- Книжные серии (22)
- ЛЕПКА (7)
- Математика для дошкольников (14)
- Начальная школа (9)
- Окружающий мир (9)
- Опыты и Эксперименты (2)
- Подготовка к школе (13)
- Поделки из бумаги Оригами (8)
- Познавательная литература (16)
- Развивающие и творческие задания (22)
- Развитие мелкой моторики (7)
- Развитие Мышления Внимание Память (19)
- Развитие речи Чтение Буквари (51)
- ТЕСТЫ для детей (2)
- Учимся писать Прописи (26)
- Учимся рисовать (20)
- Художественная литература (88)
- Энциклопедии и справочники (8)
- ВИДЕОЗАЛ (20)
- Воспитание и развитие детей (3)
- Мультфильмы (6)
- Развивающие видеоуроки и видеоролики (11)
- ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ (63)
- ВСЕ О НОВОРОЖДЕННЫХ (1)
- ГОЛОВОЛОМКИ и ФОКУСЫ (1)
- ДЕТСКИЕ РАБОТЫ (3)
- ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ (0)
- ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ (4)
- ИГРОТЕКА (159)
- Игра — драматизация (1)
- Развивающие игры (70)
- Дидактические карточки (5)
- Игры и игрушки своими руками (53)
- Компьютерные игры (2)
- Кукольный театр (1)
- Настольно-печатные игры и лото (19)
- Пальчиковые игры (5)
- Подвижные игры (9)
- Сюжетно-ролевая игра (1)
- ИСКУССТВО ЖИВОПИСЬ для детей (0)
- КОПИЛКА РОДИТЕЛЬСКОГО ОПЫТА (52)
- КРЕАТИВНОСТЬ ТВОРЧЕСТВО ТРиЗ (2)
- ЛОГОПЕДИЯ (35)
- Развитие и коррекция речи (21)
- Советы логопеда (14)
- МАСТЕР КЛАССЫ (27)
- МАСТЕРОК (358)
- Аппликация (41)
- Аппликация Объёмная (12)
- Квиллинг (1)
- Клипарды и картинки (2)
- Конструирование (2)
- Лепка (52)
- Оригами (8)
- Поделки из бумаги (92)
- Поделки из природных материалов (8)
- поделки из различных материалов (88)
- Рисование (54)
- МЕТОДИКИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ (11)
- Методика Монтессори (6)
- МЕТОДИКА ТЕПЛЯКОВОЙ (3)
- МУЗЫКА и ПЕСНИ для детей (0)
- НАВИГАТОР ПО ДНЕВНИКУ (15)
- НОВОСТИ и АНОНСЫ (1)
- ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ (21)
- Дошкольное образование (1)
- Начальная школа (20)
- Средняя школа (3)
- ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (399)
- Викторины и Конкурсы (1)
- Выбор профессии (3)
- География малышам (1)
- Готовность к школе (18)
- Загадки (14)
- Иностранные языки (11)
- Карточки обучающие (8)
- Комплексные занятия (18)
- Математика (27)
- Окружающий мир (31)
- Письмо Прописи Рабочие тетради (23)
- Почемучка (7)
- Развивающие задания (41)
- Развитие Внимания (5)
- Развитие Мелкой моторики руки (46)
- Развитие Мышления (27)
- Развитие Памяти (4)
- Развитие Речи (40)
- Сенсорное развитие (12)
- Смекалочка (1)
- Тематические недельки (25)
- Чтение (71)
- Экономика малышам (11)
- Этикет малышам (1)
- ОНЛАЙН ресурсы (16)
- ОПЫТЫ и ЭКСПЕРИМЕНТЫ для детей (28)
- Занимательная астрономия (1)
- Занимательная биология (4)
- Занимательная геология (1)
- Занимательная математика (1)
- Занимательная физика (16)
- Занимательная химия (5)
- ОТДЫХ и ПУТЕШЕСТВИЯ для детей (4)
- ПОЛЕЗНЫЕ ПРОГРАММЫ (1)
- ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ (6)
- ПРАЗДНИКИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ ПОДАРКИ (162)
- 23 февраля (19)
- 8 марта (9)
- День космонавтики (2)
- День рождение (17)
- День учителя (5)
- Масленица (3)
- Новый год (92)
- Пасха (17)
- ПРЕЗЕНТАЦИИ для детей (0)
- ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ (17)
- РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРУШКИ (14)
- Конструкторы (3)
- Мобили и подвески (3)
- Мягкие развивающие игрушки (1)
- Наборы для творчества (1)
- Настольные игры (2)
- Пазлы Сортеры (1)
- Пирамидки Кубики (1)
- РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ (53)
- Внутриутробное развитие (1)
- от 0 до 1 года (20)
- от 1 до 2 лет (20)
- от 2 до 3 лет (8)
- от 3 до 4 лет (7)
- от 4 до 5 лет (3)
- от 5 до 7 лет (3)
- РАСКРАСКИ (48)
- Лабиринты (5)
- Обводилки (2)
- Раскраски «Сезоны года» (2)
- Раскраски для малышей (11)
- Раскраски для праздников (4)
- Раскраски животных (4)
- Раскраски здания и дома (1)
- Раскраски из мультфильмов (1)
- Раскраски обучающие (4)
- Раскраски онлайн (4)
- Раскраски по номерам (2)
- Раскраски птиц (1)
- Раскраски растительного мира (4)
- Раскраски транспорта (2)
- СЕРИИ книжек Раскрасок (3)
- СКАЗКОТЕРАПИЯ (42)
- ССЫЛКИ на дневники о детях (25)
- ССЫЛКИ на сайты о детях (51)
- ТЕСТЫ и ДИАГНОСТИКА для детей (3)
- ТОВАРЫ для детей (0)
- ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (4)
- ФОТОГАЛЕРЕЯ (1)
- ЭНЦИКЛОПЕДИИ и СЛОВАРИ (0)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Учимся читать по звуковому методу. Часть 1.
Учимся читать по звуковому методу. Часть 1.
Звуковой метод. Краткое описание
Звуковой метод обучения чтению (его еще называют фонетический метод) состоит из следующих этапов:
1. Ребенок учится слышать и различать звуки в словах
2. Ребенок учит, какими буквами записываются эти звуки
3. Ребенок учится складывать написанные буквами звуки в слоги
4. Малыш читает слова, а потом — предложения
Звуковой метод обучения чтению — это традиционный метод, получивший широкое распространение. Именно по этой методике в советское время учили читать детей в школах, по этой же методике учат читать детей и во многих современных школах.
Плюсы звукового метода
1. Метод обычно используется для обучения чтению в школах, поэтому ребенку не придется «переучиваться», он будет легко понимать учителя и выполнять его задания (например, делить слово по слогам, различать гласные и согласные звуки и другие)
2. Метод развивает так называемый фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению. Как правило, логопеды рекомендуют именно этот метод обучения чтению, поскольку он еще и помогает деткам избавляться от дефектов речи.
3. Учить ребенка читать по звуковому методу можно в любом удобном месте, некоторые упражнения можно выполнять даже на улице
4. Для обучения не нужны дорогостоящие или сложные в изготовлении пособия, не нужна какая-то особенная подготовительная работа. Звуковой метод очень легок в использовании. Если родители загружены на работе и у них мало свободного времени, которое они могли бы посвятить обучению ребенка, то этот метод подходит им больше всего. Для большинства упражнений достаточно только фломастера и листка бумаги, а для некоторых — не нужно будет даже и этого.
5. Звуковой метод подвергался проверке в школах в течение длительного времени. Все школьники рано или поздно, занимаясь по этой методике, начинали читать.
Минусы звукового метода
1. Звуковой метод не подходит сторонникам раннего развития ребенка, которые хотят, чтобы малыш научился бегло читать раньше пяти — шести лет. Поскольку обучение чтению идет через анализ слова, через развитие фонематического слуха, через звуки к слогам, через слоги — к словам, то это — довольно длительный процесс, требующий определенного уровня развития ребенка, поэтому начинать заниматься по этому методу слишком рано — просто бессмысленно.
2. Научиться быстро и не задумываясь складывать звуки в слоги, а потом в слова, особенно если эти слова — длинные и сложные, не так то просто. Для достижения быстрой техники чтения необходимо много читать и тренироваться. Будьте готовы к тому, что сначала малыш читать слова будет медленно, с трудом, с ошибками.
3. Обычно первое время ребенок не понимает прочитанного, поскольку все его усилия будут направлены на то, чтобы прочитать и разобрать отдельные слова. Пониманию прочитанного придется уделять отдельное внимание.
Учимся читать. Звуковой метод. Этап 1
Возраст ребенка: можно учить примерно с 3 — 3,5 лет.
Первый этап обучения чтению состоит в том, что ребенок учится слышать и выделять звуки в словах.
Ребенок должен услышать, что слова — это не просто какое-то целое неделимое образование, а что они состоят из отдельных звуков. Из разных звуков.
Упражнения из этого раздела можно выполнять по-очереди, но лучше эти упражнения чередовать, выполняя с каждым звуком то одно задание, то другое. Так и малышу будет интереснее, и изучение звуков будет эффективнее.
Упражнение 1. Учим гласные звуки.
Первое, что малыш должен услышать — это гласные звуки, а именно: а, о, у, и, ы. Звук «э» пока не изучаем.
На что обратить внимание: есть гласные звуки (их всего шесть), а есть буквы, которыми эти звуки обозначаются при письме (их всего 10: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е), не путайте их.
Сказка про непослушный звук
Жил-был звук А.
[Произносим громко и отчетливо изучаемый звук: «А-А-А»] Это ГЛАСНЫЙ звук, потому что его произносить легко, он звучит как песенка.
Жил он не сам по себе, а в словах, которые были его домиками. Например: .
[Произносим слова, в котором хорошо слышится этот звук, выделяя его голосом, например «м-А-А-А-шина», «ш-А-А-А-пка».]
Но этот звук был очень непослушным. Как только его произносили, он сразу старался убежать и спрятаться. Слова из-за этого очень расстраивались.
Давай поможем словам, из которых пытается убежать звук «А». Для этого мы, как только услышим звук «А» будем его ловить — хлопать в ладоши. Как только мы его поймаем (хлопнем в ладоши), звук будет возвращаться на свое место.
Произносим слова, в которых присутствует или отсутствует звук «А». На первых порах стараемся выделять изучаемый звук, произнося громче и дольше остальных. Малыш должен хлопнуть в ладоши, если он услышал в слове этот звук (поймать его), и не хлопать, если этого звука нет.
Слова выбираем такие, где звук слышится, или не слышится отчетливо, например, слово «корова» не подойдет, потому что в нем вторая буква «О» слышится как звук «А».
Во время упражнения хвалим ребенка, подбадриваем его, помогаем, если нужно.
Если ребенок не слышит звук, то помогать можно, например, словами:
«Лови-лови его, слышишь — он уже убегает, давай еще раз послушаем — м-А-А-А-шина, слышишь?»
Если малыш хлопнул правильно, то:
«Как здорово ты его поймал»,
«Ты вовремя успел»,
«Отлично, ты вернул звук на место».
Выучив один звук, начинает изучать следующий. Постепенно таким образом разбираем все пять гласных звуков.
Упражнение 2. Учим согласные звуки
Также как мы учили гласные звуки, учим согласные звуки: М, Н, Л, Р, Ш, С, Р, а затем и остальные согласные звуки. Рассказывая сказку про непослушный звук, говорите: «Это СОГЛАСНЫЙ звук и его тяжело пропеть, как песенку.
Самое главное: произносите не названия букв, а звуки, то есть, называйте звук «М», а не «ЭМ», «Б», а не «БЭ» — это очень важно, обязательно обратите на это внимание.
Упражнение 3. Слушаем звуки.
Найдите картинки с изображениями разных игрушек, животных, вещей. Их можно взять из настольных игр, вырезать их из старах журналов, или просто положить перед ребенком книжку с картинками.
Пусть малыш выбирает и называет из них те, в которых есть заданный вами звук.
Упражнение 4. Игра в слова.
Всем известная игра в слова, в которую можно играть в машине, поезде, в очереди в поликлинике, . Она, оказывается, очень полезна для тех, кто учится читать.
Правила игры следующие: игрок, чья очередь ходить, придумывает и произносит слово, начинающееся на последнюю букву слова, названного предыдущим участником.
После этого ход переходит к следующему игроку. Играть можно вдвоем (это лучше, если вы играете с маленьким ребенком, который еще не очень хорошо освоил эту игру), а можно и компанией из нескольких человек.
Например: АрбуЗ — ЗонТ — ТигР — РекА — АвтобуС — СтоЛ и т.д.
Помогайте малышу, если у него не получается, но не торопитесь, давайте ему время подумать самому.
Упражнение 5. Найди «лишнее» слово.
Сказка про потерявшиеся слова
Жили-были слова. Они построили для себя дома, и стали в них жить. Слов было очень много, и, чтобы не запутаться, кто где живет, они решили так: в каждом доме будут жить только одинаковые слова.
Например, в одном доме будут жить только слова «ложка», много-много одинаковых слов «ложка». В другом — «вилка», в третьем — «колбаса», ну и так далее.
Проходя мимо какого-нибудь домика, можно было услышать, как живущие в нем слова наперебой кричат: «Ложка, ложка, ложка, ложка, ложка, ложка, ложка . «. Значит, в этом домике живут слова «ложка», и их очень много.
Но иногда слова все-таки запутывались, и приходили не в свой домик. Тогда из домика слышалось: «Ложка, ложка, КОШКА, ложка, ложка, ложка . «. Это означало, что какое-то слово потерялось, и не может найти дорогу домой.
Давай поможем таким словам. Для этого мы будем слушать, какие слова доносятся из домиков, а если услышим какое-то «лишнее» слово, то нужно будет назвать это слово, и тогда оно найдет правильную дорогу домой.
Итак, вы произносите слова, «доносящиеся» из домиков. То есть вы называете какое-то слово несколько раз подряд, а потом вместо него говорите другое, но похожее по звучанию, слово. Например: коса — коса — коса — коса — коЗа — коса — коса .
Малыш должен услышать «лишнее» слово и назвать его. Если ребенок не справляется, то произносите слова медленнее, отчетливее, выделяя звуки, которыми они отличаются.
Слова, которые можно использовать в игре:
►кот — год
►коса — коза
►колос — голос
►дом — том
►уточка — удочка
►палка — балка
►каша — саша
►мышка — мошка
►кошка — мошка
►козочка — розочка
►цапля — капля
►дочка — точка
►рука — река
и любые другие, придуманные вами.
Упражнение 6. Закончи слово.
Для игры потребуется мячик, но можно обойтись и без него.
Правила игры следующие: Вы придумываете слово и называете его начало (произносите первый слог или несколько слогов выбранного слова), кинув при этом мячик малышу.
Ребенок возвращает мячик, заканчивая слово. Вы называете полученное в результате полное слово.
Например: вы говорите: «КОШ», кидаете мячик ребенку. Малыш отвечает «КА», кидает мячик обратно. Вы произносите «КОШКА». Дальше загадываете следующее слово.
Поменяйтесь с ребенком, предложив ему называть начало слова, а вам угадывать его окончание.
Учим буквы. Звуковой метод. Этап 2
Возраст ребенка: можно учить примерно с 3 — 3,5 лет.
Второй этап обучения чтению состоит в том, что ребенок учит буквы, которыми записываются звуки.
Очень важно называть буквы звуками, а не названиями этих букв. Например, не говорите «БЭ», а говорите «Б», не «ЭМ», а просто «М».
Учите только заглавные печатные буквы, чтобы ребенок не путался.
Изучая какую-нибудь букву, выполняйте для ее закрепления упражнения, представленные ниже (выберите, какие из них вам больше понравятся).
Упражнение 1. Учим буквы.
Показывайте ребенку и называйте буквы (звуками) как можно чаще. Буквы можно найти в букварях, на специальных плакатах, азбуке, на улице. Не торопитесь, не называйте все буквы сразу. Действуйте постепенно.
Упражнение 2. Мастерим буквы
Найдите дома какой-нибудь подручный материал. Это может быть все, что угодно: макароны, скрепки, кнопки, мозаика, спички, счетные палочки, веревочки, пуговицы, горошинки, жгутики или шарики из пластилина . Можно даже использовать что-нибудь съедобное, например, крупу, или кусочки хлеба, или небольшие конфетки.
Предложите ребенку сложить (или вылепить) из этого подручного материала (выберите наиболее подходящий) изучаемую букву. Если малыш не захочет, то сложите ее сами, а малыш пусть смотрит.
Не забывайте при этом называть звук, который записывается этой буквой, желательно повторить его несколько раз за занятие. Помните, что мы произносим не название буквы, а звук («Б», «В», а не «БЭ», «ВЭ»).
Упражнение 3. Заштриховываем буквы
Нарисуйте на листе бумаги букву, которую можно заштриховывать, или распечатайте уже готовую. Подходящие буквы для распечатывания можно найти, пройдя по этой ссылке: буквы алфавита.
Дайте картинку ребенку, не забыв произнести, какой звук означает нарисованная буква. Пусть малыш заштрихует букву простым карандашом или раскрасит ее цветными карандашамиили фломастерами. Еще можно нарисовать в букве какой-нибудь узор.
Упражнение 4. Рисуем пальчиками
Возьмите небольшой поднос и высыпьте на него манную крупу. Распределите ее равномерно по подносу.
Предложите малышу нарисовать изучаемую букву прямо на манке пальчиком. При этом крупа будет сдвигаться в стороны, и буква будет проявляться.
Потом просто встряхните поднос, или поправьте манку руками, и можно будет рисовать новую букву.
Рисовать буквы можно не только пальцем, но и какой-нибудь палочкой, но руками это делать, согласитесь, гораздо интереснее.
Упражнение 5. Зачеркиваем буквы в тексте
Подберите какой-нибудь текст с крупным шрифтом, можно из старой книжки, журнала, или распечатать специально подготовленный текст, пройдя по этой ссылке: зачеркиваем буквы в тексте.
Ребенку нужно, просматривая текст на листе строчка за строчкой, зачеркивать букву, которую вы ему задали. Если буква встречается редко (например, э), тогда предварительно проверьте, что эта буква присутствует в предлагаемом тексте.
После выполнения задания обязательно похвалите малыша.
Обратите внимание ребенка на то, что какие-то буквы будут встречаться в тексте очень часто (это, например, буквы а, о, н), а некоторые — очень редко (например, э или ъ).
С ребятами постарше это задание можно выполнять на время: например, сколько букв ребенок успеет зачеркнуть за две минуты.
Читаем по слогам. Звуковой метод. Этап 3
Возраст ребенка: можно учить после 5 лет.
Задача третьего этапа обучения чтению состоит в том, чтобы научить ребенка соединять выученные буквы в слоги, то есть читать по слогам.
Как показывает практика, для ребенка, даже очень хорошо знающего буквы и звуки, соединить две буквы в слог — довольно сложно.
Поэтому сначала мы предлагаем выполнить два очень важных подготовительных упражнения, которые помогут максимально упростить эту задачу для малыша.
Упражнение 1. Буквы и слоги.
Сказка про буквы
Однажды буквы, которые обычно жили довольно-таки дружно, поссорились. Из-за чего — никто не знает, даже сами буквы об этом забыли. Но то, что они поссорились, они помнили почему-то очень хорошо.
Они перестали ходить друг к другу в гости, перестали играть вместе и даже перестали разговаривать.
В городе, в котором жили буквы стало очень скучно. Никто не веселился, никто не смеялся. Все только сидели по углам и дулись друг на друга. Что же делать? Давай поможем буквам, и помирим их.
Для этого нужно напомнить буквам, как красиво они звучат, когда играют вместе. Тогда буковки вспомнят, как хорошо было, когда они все дружили, и помирятся.
Давай мирить буквы «М» и «А».
М, А, вместе получится «ММММАААА», получилось «МА». Ура, буквы М и А снова дружат!
Давай мирить буквы «М» и «О».
М, О, вместе получится «ММММОООО», получилось «МО». Мы подружили их!
Когда ребенок поймет, как «соединять» буквы, вы предлагайте буквы для «дружбы», а он пусть их соединяет. Предлагайте как можно больше разных букв при выполнении этого задания.
Упражнение 2. Буквы, слоги и слова.
Для игры потребуется мячик.
Правила игры следующие: вы предлагаете ребенку закончить слово, которые вы начали. Вы называете первые две буквы в придуманном вами слове и кидаете мячик малышу.
Ребенок возвращает мячик, заканчивая слово. Вы повторяете полученное в результате полное слово.
Например, вы говорите: «М», «А» и кидаете мяч ребенку. Он говорит: «МММААА», «машина» и возвращает вам мяч.
Он может сразу говорить «машина», не называя предварительно слог «ма», но если ему так пока трудно, то пусть сначала называет слог, а потом придумывает слово.
Через какое-то время попробуйте поменяться ролями — пусть малыш начинает слово, а вы заканчиваете.
Упражнение 3. Читаем по слогам.
Это упражнение лучше делать, когда ребенок хорошо освоил и выполняет два предыдущих, подготовительных упражнения.
Показываете ребенку картинку, похожую на эту (картинку можно нарисовать на бумаге самим, или найти в каком-нибудь букваре):
Со словами: «Сейчас мы с тобой будем читать, это очень просто». Посмотри, звук «М» едет в гости к звуку «А», чтобы подружиться с ним. Ведем пальчиком по дорожке от буквы «М», произнося вслух «М-М-М-М».
Тянем звук «ММММ», пока он не приедет к звуку «А», а потом сразу произносим звук «А»: «ММММММАААА», получилось «МА».
Когда ребенок поймет, что от него требуется, постепенно предлагайте ему почитать таким образом другие слоги.
Через некоторое время уберите дорожку с машинкой, и сразу показывайте нужный слог.
Если вы выполняли с малышом первые два упражнения, то это задание не должно показаться ему сложным. Но если ребенок не может с ним справиться, то вернитесь к двум предыдущим упражнениям, и уделите им побольше времени.
Учимся читать по слогам. Звуковой метод. Этап 3 (продолжение).
Возраст ребенка: можно учить после 5 лет.
Продолжаем учиться читать по слогам, закрепляем полученные навыки. В предыдущем разделе (читаем по слогам, начало) мы научили ребенка складывать из букв слоги.
Пока этот процесс дается ему с трудом, поэтому продолжаем знакомиться со слогами. В этом разделе представлены упражнения, направленные на закрепление навыков чтения слогов.
Выполняя их, ребенок будет совершенствоваться в чтении слогов, запоминать их, и начнет читать первые простые слова.
Чем младше ребенок, тем больше внимания нужно уделить играм со слогами, поскольку понять слогообразование из букв ему будет тяжело, а просто запомнить, как читаются слоги, они смогут довольно легко.
Упражнение 1. Придумываем слова.
Напишите на листках бумаги или картонных карточках несколько слогов, например: «МА», «КА», «ЛА», «ША», «КО», «МО», «КУ», положите их на стол буквами вниз. Слогов должно быть четное количество.
Правила игры: тот, чья очередь ходить, берет карточку со стола, переворачивает ее и придумывает слово, начинающееся на написанный на карточке слог.
Если игрок смог придумать слово, он кладет карточку к себе. Иначе — обратно на стол. Игра заканчивается, когда на столе закончатся карточки.
Помогайте малышу, если ему трудно справиться самому. Глядя на слоги, произнося их вслух, ребенок будет запоминать, как читаются слоги, со временем он будет очень быстро читать то, что написано на карточках.
Упражнение 2. Строим дом.
Напишите на карточках разные слоги и предложите ребенку игру в строителей. Вы будете строить дом, а он — привозить вам стройматериалы.
Карточки со слогами будут кирпичиками для дома. Пусть малыш возьмет для игры какую-нибудь машинку.
Пусть ребенок разложит карточки со слогами буквами вверх около себя, а вы сядьте немного в стороне. Говорите ребенку: «Привези мне кирпичик «МА»
Малыш ищет среди своих кирпичиков тот, который вы назвали, кладет карточку на машинку и везет ее вам.
Вы кладете карточку около себя и называете следующий слог. Получая таким образом карточки, вы их складываете в виде домика.
Если малыш ошибся, то говорите ему что-то вроде: «Это кирпичик «КО», а не «КА», он будет нужен для другого этажа, а сюда подойдет только кирпичик «КА»
Когда дом построен, радостно сообщаете об окончании строительства. Если вам не лень возить туда-сюда машинку, то можно поменяться ролями.
Упражнение 3. Ищем клад.
Положите на пол карточки со слогами, буковками вверх. Когда ребенок отвернется, спрячьте под одну из них монетку.
Назовите слог, который написан на карточке, под которой спрятана монетка. Ребенок должен его найти и достать монетку.
Упражнение 4. Подбираем слова к картинкам.
Вырежьте из старых книг, журналов или возьмите из настольных игр картинки с разными предметами или животными.
Отдельно на карточках напишите, как читаются изображенные на картинках предметы. Подберите рисунки так, чтобы они начинались на одну букву, а вторые буквы у них были разные.
Например:
► бАнт — бОчка
► вЕдро — вИлка
► дОм — дИван
Положите перед ребенком картинки и слова. Малышу нужно будет подобрать слова к картинкам.
Слова для этого упражнения можно распечатать отсюда: слова для обучения чтению,
а картинки для этого упражнения можно распечатать отсюда: картинки для обучения чтению
Источник
Рубрики: | ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ/Чтение |
Метки: для детей чтение обучение учимся читать слоги звуковой метод
Процитировано 8 раз
Понравилось: 3 пользователям
Источник