- Как проверить тахометр своими силами? Способы, советы и рекомендации
- Советы профессионалов, как самому проверить тахометр на работоспособность в домашних условиях
- Виды приборов
- По способу установки
- По типу
- Инжектор и карбюратор
- По способу подключения
- Принцип работы магнитных тахометров
- Возможные неисправности: признаки и причины
- Фотогалерея «Виды тахометров»
- Причины неисправности прибора
- Схема включения тахометра
- Провода для подключения тахометра
- Диагностика
- Причины движения стрелки тахометра и плавающие обороты
- Как подключить автомобильный тахометр своими руками?
- Виды тахометров
- Как подключить тахометр через ЭБУ
- Схема подключения тахометра на бензиновый двигатель
- Как подключить тахометр к дизелю
- Как проверить тахометр на работоспособность
- Чтение показаний
- Устройство тахометра
- admin1
- Схема подключения тахометра ВАЗ
- Схема подключения тахометра ВАЗ-2106
- Схема подключения тахометра ВАЗ-2108 и 2109
- Схема подключения тахометра ВАЗ-2110
- Принципиальная схема электроники тахометра
- Про датчик тахометра ДПКВ
- Почему прыгает тахометр ВАЗ
Как проверить тахометр своими силами? Способы, советы и рекомендации
30.04.2021 5 603 Приборная панель
Каждый современный автомобиль должен быть оборудован тахометром. Этот прибор представляет собой устройство, предназначенное для измерения частоты вращения коленвала. Как и любой другой девайс, это устройство может со временем выйти из строя. Как проверить тахометр в домашних условиях, и по каким причинам он может выйти из строя — ответы на эти вопросы ищите ниже.
Советы профессионалов, как самому проверить тахометр на работоспособность в домашних условиях
Каждый современный автомобиль должен быть оборудован тахометром. Этот прибор представляет собой устройство, предназначенное для измерения частоты вращения коленвала. Как и любой другой девайс, это устройство может со временем выйти из строя. Как проверить тахометр в домашних условиях, и по каким причинам он может выйти из строя — ответы на эти вопросы ищите ниже.
Это интересно: Отвал на МТЗ-82 своими руками: преимущества и недостатки
Виды приборов
Тахометры также подразделяются на штатные и выносные, в зависимости от метода установки. Если со штатными все понятно — то выносные могут иметь несколько видов назначения.
В первую очередь выносной тахометр предназначается для крепления на панели приборов и придания транспортному средству более индивидуального облика. В зависимости от предпочтений автолюбителей, такой прибор более удобен.
В конструкцию тахометра добавлены декоративные стойки и захваты для крепления на торпеде, он имеет в основном цифровой принцип обработки сигнала. При его наличии не возникает проблем как проверить тахометр, который установлен на доске приборов, для этого необходимо сравнить показания на различных режимах работы двигателя. Такие приборы часто используют профессиональные спортивные гонщики и любители индивидуальности в оформлении своего автомобиля.
Для диагностики штатного прибора подходит именно выносной цифровой тахометр с более высокой точностью определения частоты вращения. Так же с его помощью можно самостоятельно выполнять регулировку работы двигателя с большей точностью. Вовремя движении удобнее использовать штатный тахометр, так как глаз хорошо воспринимает угол наклона стрелки и высокая точность при езде не требуется.
По способу установки
По этому параметру существует 3 основных варианта:
Установка штатных приборов осуществляется в панель. Речь идет о щитке с ВАЗ 2107. Выносные же могут располагаться где угодно. В комплекте с ними идет специальная ножка для закрепления. Можно использовать и клейкую ленту, и двусторонний скотч. Одним словом, все зависит от полета фантазии. Бесконтактные тахометры не требуют подключения, а значит, установка для них вовсе не обязательна. Следует учитывать тот факт, что такие приборы не рассчитаны на постоянный мониторинг оборотов. Они лучше подходят для проверки, настройки двигателя и основного тахометра.
Стоимость штатных приборов самая низкая, выносные имеют незначительно дороже, а бесконтактные превосходят предыдущие типы в несколько раз.
По типу
По типу все тахометры делятся на:
Механический тахометр — это большая редкость. Это самые первые приборы, которые ставились на автомобили. Его применение не имеет на сегодняшний день никаких оснований, кроме приверженности ретростилю. Аналоговые тахометры – основной тип, который встречается на ВАЗ 2105. Имеет вид циферблата и стрелки, реже, вертикальную или горизонтальную шкалу. Именно такие приборы установлены в панели 2107, но они могут быть и выносными.
Электронный тип облачен в пластиковую коробку и имеет дисплей. Здесь указываются обороты в цифровой форме. Иногда для таких приборов свойственна небольшая задержка показаний, но их точность выше аналоговых.
И последний тип – самый современный. Это цифровой тахометр. Он имеет много общего с электронным, но дисплей здесь лучше. Способен отображать одновременно несколько различных измерений и иметь приятное оформление. Это самый дорогой тип.
Инжектор и карбюратор
Многие автовладельцы уже давно перешли на использование инжектора, вместо карбюратора. Тахометр инжектора и карбюратора имеет небольшое отличие. Но работать правильно, без вмешательства в конструкцию, он не будет. На это нужно обратить внимание.
По способу подключения
Прибор подбирается под определенный тип двигателя. Подключение осуществляется строго по инструкции тахометра. Цвета и назначение проводов могут сильно отличаться.
Наиболее часто встречается подключение на 3 провода:
- «+» к «+»;
- «–» к «–» или «массе»;
- «сигнал» на зажигание.
Такое подключение используется при замене тахометра на панели от ВАЗ 2107.
Второй подключение чаще используется на выносных приборах. Имеет такой вид:
- «+» к «+», на клемму с обозначением «Б+»;
- «–» к «–» или «массе»;
- «сигнал» на катушку (контакт «К»).
Это интересно: Какое средство выбрать для устранения нагара поршневых колец
Существуют всевозможные варианты, которые позволяют использовать устройство в своих целях. Например, от подключения зависит, когда и как будет включаться прибор. Выбор зависит от познаний владельца в электрических схемах автомобиля и полета его фантазии.
Принцип работы магнитных тахометров
Работа магнитного тахометра основана на явлении индукции вихревых токов (токов Фуко) в немагнитном диске вращающимся постоянным полем. В обычном состоянии алюминиевый или медный диск не обладает магнитными свойствами, но если поместить его во вращающееся магнитное поле, то в нем возникают вихревые токи. Данные токи взаимодействуют с магнитным полем, поэтому немагнитный диск тоже начинает вращаться вслед за магнитом.
Для работы тахометра к диску присоединена стрелка, на валу которой закреплена возвратная пружина. Магнит связан с коленвалом или одним из валов трансмиссии посредством гибкого вала. Чем выше обороты двигателя, тем быстрее вращается магнит, и тем выше сила, отклоняющая закрепленный пружиной немагнитный диск — все это отражается и на положении стрелки.
Возможные неисправности: признаки и причины
Единственный признак, который может сообщить о неисправности данного устройства — это резкие скачки стрелки прибора или ее положение на нулевой отметке.
По каким причинам это может произойти:
- Механическое повреждение экрана. Разумеется, если дисплей будет поврежден, его придется менять, других вариантов нет.
- Проблемы в работе проводки, плохая функциональность контактной группы в результате окисления. Такая неполадка может привести к нарушению источника передачи сигналов, которые поступают от силового агрегата к прибору.
- Кроме того, причина может заключаться и в повреждении изоляции высоковольтных проводов, подключенных от трамблера к свечам зажигания. Такие неполадки могут привести к отсутствию контакта. При сильном повреждении кабеля подлежат замене.
- Выход из строя датчика коленвала. При поломке данного контроллера стрелка прибора будет резко прыгать в разные стороны. Такая причина является одной из наиболее встречаемых. Единственным решением в данном случае будет полная замена девайса.
- Использование силиконовых высоковольтников вместо обычных.
Фотогалерея «Виды тахометров»
Причины неисправности прибора
Определить наличие неисправности можно по внезапным скачкам стрелки либо отсутствию показаний при работающем двигателе.
Если в машине стрелка механического тахометра находится на нулевой отметке, повреждена одна из конструктивных деталей, например, сломан гибкий вал, есть износ деталей червячной передачи.
Электронный индикатор перестает функционировать по следующим причинам:
- Механическое повреждение экрана.
- Нарушение целостности деталей блока измерения под защитным стеклом внутри панели приборов.
- Проблемы с проводами подключения тахометра, плохая передача энергии через контактную группу из-за ее окисления.
- Разрыв изоляции проводов, соединяющих трамблер и свечи зажигания.
- Применение силиконовых кабелей зажигания взамен обычных.
- Поломка датчика коленчатого вала двигателя.
В последнем случае стрелка прибора начинает давать резко изменяющиеся показания даже на холостых оборотах.
На автомашинах со схемой подключения от генератора при его поломке перестанет работать и тахометр. О неисправности подскажет низкий заряд АКБ и включение предупреждающих лампочек на приборной панели.
Схема включения тахометра
Схема тахометра зависит от того, какая система зажигания используется на автомобиле. В случае контактной системы соединения производятся следующим образом:
- Левый вывод тахометра (красный) подключается к плюсу замка зажигания. Это питание прибора – оно поступает только при включенном зажигании.
- Средний провод (белый с черной полосой) соединяется с массой (кузовом) автомобиля.
- Правый вывод тахометра является сигнальным, окрашен он в коричневый цвет. Он соединяется с выводом «К» катушки зажигания и контактной группой трамблера.
Подключение тахометра к элементам электронной системы зажигания очень похоже:
- Красный провод соединяется с замком зажигания. Питание поступает, как и в прошлом варианте, только при включении зажигания.
- Минусовой провод (белый с черной полосой) соединен с кузовом автомобиля.
- Провод управления (коричневый) соединяется с выводом «К» катушки и контактом «1» электронного коммутатора.
В обоих случаях к тахометру подводится провод питания лампы накаливания, которая необходима для подсветки шкалы.
Провода для подключения тахометра
В конструкции прибора имеется не только указатель частоты вращения, но и лампа давления масла.
Это интересно: Как самостоятельно отрегулировать карбюратор ВАЗ 2107: признаки неисправности, этапы работы
Перед тем как подключить тахометр, нужно ознакомиться с назначением всех проводов:
- Белый – предназначен для соединения с частью проводки, по которой поступает напряжение для подсветки приборов.
- При помощи красного провода и предохранителя осуществляется питание прибора. Причем напряжение на него поступает только тогда, когда включено зажигание.
- Белый с черной полоской – соединение с массой автомобиля.
- Коричневый – сигнальный провод, по которому поступают импульсы напряжения с катушки.
- Черный – предназначен для соединения электромагнитного реле индикатора тока зарядки. Установлено реле в подкапотном пространстве, в правой части.
- Серый провод с черной полоской соединяется с датчиком давления масла на блоке двигателя.
При монтаже обязательно нужно соблюдать цвета. По привычке можно воспринять черный провод как минусовой (ведь в большинстве случаев так и есть). В этом случае не будет работать тахометр.
Диагностика
Если в работе тахометра появились первые симптомы поломки, то в первую очередь необходимо произвести диагностику состояния электроцепей. Как сказано выше, причина может крыться в плохом контакте либо его отсутствии, а также повреждении цепи. Поэтому нужно проверить подключение, а также целостность кабелей. При обнаружении даже незначительных дефектов, таких как следы коррозии, мелкие повреждения или трещины, слабая фиксация, неполадки должны быть устранены, к примеру, с помощью изоленты. Более серьезные дефекты требуют замены проводки.
Как показывает практика, чаще всего наши соотечественники сталкиваются с неработоспособностью тахометра после замены штатных кабелей зажигания на силиконовые. Девайс начинает работать некорректно в результате того, что для силиконовых высоковольтников характерно другое значение сопротивления. В частности, в данном случае меняется форма сигнала. Решить такую проблему можно путем уменьшения резистора на КП схеме. Если говорить об устройствах цифрового типа, то одной из самых распространенных неисправностей является выход из строя дисплея (автор видео — канал liudusa).
Такая неполадка решается только путем замены экрана.
Как проверить прибор, если его стрелка скачет:
- Обратите внимание на контрольный щиток — загорелся ли на нем индикатор Check Engine. В том случае, если лампа не появилась, то проверка системы не позволит выявить неполадку.
- Проверьте целостность проводки, методом диагностики напряжения на положительном и отрицательном контактах. Помимо этого, удостоверьтесь в том, что все соединения надежно подключены.
- В том случае, если другие устройства функционируют неправильно, в обязательном порядке следует также произвести проверку массы, поскольку данный момент часто упускается. При плохой массе тахометр также будет работать с перебоями.
- Если дефектов не обнаружено, то нужно также произвести диагностику состояния контактов на распределительном устройстве, то есть трамблере. Также следует проверить конденсатор на крышке, поскольку он может быть пробитым.
- Так как одной из основных причин неисправности являются высоковольтники, необходимо проверить их целостность. Помимо этого, тестируются все цепи в системе зажигания.
- В том случае, если вы меняли тахометр или ремонтировали его, то возможно, решить проблему позволит калибровка устройства. Чтобы выполнить настройку, отрегулируйте положение рулевого колеса либо самого девайса, проверьте правильность и качество соединений.
- Когда стрелка резко падает при увеличении оборотов силового агрегата, скорей всего, причину нужно искать в коммутаторе. По всей видимости, он вышел из строя и его надо поменять.
Это интересно: Как затонировать машину самому — пошаговая инструкция
Причины движения стрелки тахометра и плавающие обороты
Если она регулярно дергается, то это однозначно указывает на какую-либо проблему внутри автомобиля
Нужно обратить внимание на тахометр на ВАЗ 21099 карбюратор и провести несколько действий
Проверить лампочку, которая называется «чек». Если эта лампочка горит, то полная диагностика укажет на ошибку. Если в автомобиле нет такой лампочки, то определить поломку будет еще сложнее. Следующий шаг — это проверка проводки. Многие отслеживают только контакты со знаком «плюс» и «минус», а позже удивляются, почему не работает тахометр на ВАЗ 21099. На самом деле нужно проверять не только плюсовые и минусовые провода, но и качество самих контактов. Самая частая причина дергания стрелки тахометра — это плохие контакты трамблера. Если все вышеперечисленное в порядке, а стрелка тахометра продолжает прыгать, нужно приступить к проверке системы зажигания. Если система зажигания работает плохо, причина найдена. Также может быть такая ситуация, когда сбои в тахометре появились именно после того, как были заменены какие-либо детали в машине или происходил разбор
Теперь нужно еще раз проверить, правильно ли все установлено Очень важно обратить внимание на положение нуля. Если оно выставлено некорректно, то выстроить необходимую позицию поможет тумблер, который находится сзади панели. Проверка ВАЗ 21099 карбюратор Если стрелка продолжает сильно дергаться, то, возможно, коммутатор больше не дееспособен.
Очень важно постоянно следить за состоянием своего автомобиля и проверять работу всех деталей, а также своевременно заменять запчасти, так как одна деталь может привести к поломке всего механизма. Многих интересует вопрос: почему плавают обороты на ВАЗ? Самый главный ответ: причина не всегда находится в самом карбюраторе
Вполне может отказать и система питания, и система зажигания. Все это должен показать тахометр
Многих интересует вопрос: почему
плавают обороты на ВАЗ? Самый главный ответ: причина не всегда находится в самом карбюраторе. Вполне может отказать и система питания, и система зажигания. Все это должен показать тахометр.
Симптомы плавающих оборотов.
- Меняются обороты: то в сторону снижения, то, наоборот, в сторону повышения.
- Наблюдаются пропуски хода.
- Прослушиваются глушки в карбюраторе.
- Прослушиваются хлопки в глушителе.
Причины плавающего оборота.
- Была проведена неправильная регулировка карбюратора, что и вызвало сбой на тахометре.
- Следующая причина — это неисправность электромагнитного клапана. Проверить можно, сняв и включив двигатель. Если присутствует щелчок, то клапан работает.
- Попадание лишнего воздуха в топливную смесь.
- Грязь в системных каналах и жиклерах.
- Если все вышеперечисленное вызывает вопрос, почему плавают обороты на холостом ходу ВАЗ, необходимо проверить воздушный фильтр ВАЗ 2109. И стоит не забывать следить за стрелкой тахометра.
Следуя приведенным рекомендациям, вы сможете содержать свой автомобиль в порядке.
Как подключить автомобильный тахометр своими руками?
функция тахометра в машине – это определение правильной передачи, что положительно влияет на срок службы двигателя. В большинство автомобилей при сборке встраивают аналоговый тахометр. Водитель смотрит на приближающуюся к красной черте стрелке и знает, когда необходимо переключиться на повышенную передачу. Не во всех автомобилях есть удовлетворяющий владельца тип прибора, поэтому просто необходимо разобраться в вопросе какие есть и как подключить тахометр.
Виды тахометров
Есть два вида тахометров: цифровой и аналоговый. Первый выглядит как маленький экран, на котором водитель может видеть все необходимые ему данные во время движения. Второй проще и выглядит, как табло со стрелками и значениями.
Выносной
Выносной тахометр устанавливают на передней панели автомобиля. Для большего удобства размещения, у такого устройства имеется ножка для закрепления на панели. Выносные цифровые тахометры хороши для контроля оборотов холостого хода. Их показания имеют меньше погрешностей, поэтому с помощью такого прибора можно проверять работу штатного тахометра. Кроме того их стильный вид придаёт машине элегантности.
Штатный
Штатный тахометр встраивается в приборную панель автомобиля. Этот прибор более удобен, так как водителю проще воспринимать движение одной стрелки, а не нескольких показателей во время движения. Штатный тахометр чаще используется в автомобилях, а производители электронных приборов выпускают наборы для самостоятельной комплектации машин.
Важно! Измерительные приборы выпускаются соответственно марке автомобиля. Показания не родного механизма будут не верными.
Как подключить тахометр через ЭБУ
Если у вашей машины не карбюраторный двигатель, а инжектор тахометр подсоединяется не к зажиганию. В этом случае вам нужно подключать к контролёру блока управления двигателем. Схема подключения тахометра проста: отведите массу на кузов (землю), плюс от прибора подведите к плюсу зажигания. Тахометр имеет два входа: первый идёт на блок управления, второй — на датчик положения коленвала. Прибор, подключённый к ЭБУ, будет считывать импульсы непосредственно с контролёра блока управления.
Схема подключения тахометра на бензиновый двигатель
Перед установкой тахометра на карбюраторный двигатель, изучите инструкцию, прилагаемую к прибору. Если её нет, осуществляйте установку согласно следующим действиям:
- Закрепите механизм на его месте (место расположения определяется видом устройства).
- Чёрный провод подсоедините к массе (кузову) автомобиля.
- Провод красного цвета соедините с клеммой замка зажигания, подающей напряжение 12 Вт во время работы системы зажигания.
- Третий провод может быть любого цвета. Поскольку система зажигания есть контактная и бесконтактная, рассмотрим, куда подключать тахометр в обеих. При контактной системе – прибор подключается к прерывателю трамблёра. Во второй системе – к коммутатору напряжения.
Если в машине предусмотрена подсветка дисплея, тахометр подключается к имеющейся для этого клемме в замке зажигания.
Как подключить тахометр к дизелю
Прежде чем подключать, разберёмся, от чего работает тахометр на дизеле. Принцип работы электронного прибора — это считывание показаний импульсов, посылаемых клеммой, которая располагается в генераторе.
Поскольку процесс трудоёмкий, проводить его нужно на смотровой яме.
Первый пункт работы – демонтаж защитного кожуха генератора, старайтесь избежать попадания грязи. Вторым этапом идёт подключение тахометра к генератору на дизеле. Для этого на корпусе генератора найдите клемму обозначенную буквой «W» и подключите к ней выход прибора.
Внимание!Обязательно нужно замкнуть контакт, отходящий от маслонасоса. Если этого не сделать тахометр может «врать».
Случается, что выше обозначенную клемму найти невозможно. В этом случае произведите разборку генератора. Один проводов, соединяющих обмотку и выпрямитель, соедините с кабелем тахометра. Заизолируйте провода и соберите генератор в обратном порядке. Установка измерительного прибора большой сложности не представляет, но без каких либо знаний, как устроен дизель, как работает тахометр на дизеле, без малейших понятий о ремонте автомобиля, лучше обратиться к профессионалам.
Как проверить тахометр на работоспособность
Мы разобрались, как подключить тахометр на дизельный и карбюраторный двигатель. Теперь рассмотрим причины поломок устройства. Вы заметили проблемы в работе измерительного прибора, например прыгающую в разные стороны стрелку. Может быть несколько причин поломки.
При длительной работе двигателя возникает вибрация, которая может привести к поломке дисплея. Следующей причиной может быть окисление контактной группы электропроводки, повреждение её изоляции или отсоединение от наконечников. Всё это видимые причины, которые необходимо сразу же устранить. Если поломан сам датчик – нужна замена.
Чтение показаний
Для измерения напряжения необходимо переключить мультиметр в режим вольтметра и подключить один датчик к цепи, а второй заземлить.
При использовании мультиметра необходимо правильно соединять его контакты с компонентами системы. Способ соединения зависит от полярности автомобиля. В автомобиле с отрицательным заземлением необходимо подключать к кузову контакт с меткой (-), а в автомобиле с положительным заземлением — контакт с меткой (+). Для проверки полярности обратитесь к инструкции по эксплуатации.
Убедитесь в плотности крепления контактов, при необходимости очистите их от ржавчины и краски, чтобы показания были точными. Для зачистки неплохо подходит наждачная бумага.
Работая в двигательном отсеке, прикрепите датчик к зажиму заземления на аккумуляторе
Устройство тахометра
Состоит из нескольких основных узлов: измерительный блок или преобразователь сигнала, блок индикации и вспомогательные компоненты.
Измерительный блок механических и электромеханических тахометров чаще всего магнитный, аналогичный обычному спидометру (в сущности, спидометр и является тахометром, измеряющим частоту вращения вторичного вала КПП или колеса). Такой спидометр подключается к двигателю гибким валом.
Измерительный блок в электрических приборах может строиться по аналоговой схемотехнике на транзисторах или по цифровой схемотехнике на основе специализированных микросхем. Данный блок получает сигнал от датчика, ЭБУ, генератора или системы зажигания, обрабатывает его в соответствии с предварительными настройками, и преобразованный сигнал подает на блок индикации.
Блок индикации может быть нескольких типов:
- Стрелочный индикатор (с приводом стрелки миллиамперметром);
- Цифровой индикатор на основе жидкокристаллического или светодиодного дисплея;
- Индикаторы с линейной светодиодной шкалой — роль стрелки выполняет линейка из светодиодов разного цвета.
На автомобилях обычно используются стрелочные индикаторы, которые лучше читаются и позволяют сразу определить, в каком режиме работает двигатель. Цифровые и светодиодные индикаторы чаще всего устанавливаются при тюнинге, также они находят применение в простых тахометрах для мототехники, дизель-генераторов и т.д.
Шкала тахометра делится на несколько зон, отмеченных разным цветом:
- Зона малых оборотов — в данном диапазоне оборотов двигатель работает нестабильно, зона может отмечаться красным цветом;
- Зона оптимальных оборотов (?зеленая зона?) — в данном диапазоне двигатель развивает наибольшую мощность и крутящий момент, обычно зона отмечена зеленым цветом;
- Зона повышенных оборотов — данный диапазон оборотов является условно опасным для двигателя, обычно эта зона отмечена желтым цветом или чертой над красной зоной;
- Зона высоких оборотов (?красная зона?) — данный диапазон оборотов является опасным, двигатель работает с перегрузкой и работает с малой эффективностью, эта зона отмечена красным цветом.
Градуировка шкалы оборотов может выполняться в единицах или в десятках с указанием множителя — х100 или х1000, единица измерения оборотов — r/min или min -1 .
Вся конструкция помещена в корпус, который может монтироваться в приборную панель или устанавливаться отдельно. При этом тахометры могут быть различными по комплектации:
- Прибор без дополнительных функций;
- Тахометр с различными индикаторами;
- Тахометр, совмещенный в одном корпусе с другими приборами — спидометром, одометром, счетчиком моточасов и т.д.
Отдельно нужно рассказать о принципе работы наиболее распространенных типов тахометров.
admin1
Являюсь профессионалом в области «Автоэлектрики» и «Диагностики Авто». Стаж работы более 10 лет. Выявлю и устраню неисправности любой сложности. ( Даже с авто с которыми не могут справиться Дилеры и сервисы как бы высшего класса). Выполняем все виды работ по установки дополнительного электроборудования (ксенон, мультимидийная система, спец сигналы и т.д.)
Схема подключения тахометра ВАЗ
Первым автомобилем из семейства «Жигули», оборудованным тахометром, стал ВАЗ 2103. Ни 2101, ни 2102 такого прибора не имели. Тахометр служит для измерения частоты вращения коленвала. Он является счётчиком оборотов, показывая их количество посредством отклонения стрелки шкалы на определённый угол. Также тахометр незаменим при настройке карбюратора — его показатели учитываются при регулировке холостого хода и качества топливной смеси.
Схема подключения тахометра ВАЗ-2106
«Шестёрки» комплектовались тахометром модели ТХ-193. Такой тахометр состоит из:
- пластикового цилиндрического корпуса со стеклодержателем;
- шкалы, разделённой на зоны безопасного и опасных режимов;
- лампы подсветки;
- миллиамперметра, на валу которого закреплена стрелка;
- электронной печатной платы.
Принцип его работы построен на измерении количества импульсов электрического тока в первичной (низковольтной) цепи системы зажигания автомобиля. В двигателе ВАЗ 2106 за один оборот вала трамблёра, соответствующий двум вращениям коленчатого вала, контакты в прерывателе замыкаются и размыкаются ровно четыре раза.
Эти импульсы снимаются прибором с конечного вывода первичной обмотки катушки зажигания. Проходя через детали электронной платы, их форма из синусоидальной преобразуется в прямоугольную, имеющую постоянную амплитуду. С платы ток поступает на обмотку миллиамперметра, где в зависимости от частоты следования импульсов, увеличивается, или уменьшается.
Стрелка прибора реагирует именно на эти изменения. Чем больше сила тока, тем больше стрелка отклоняется право и наоборот.
Подключение тахометра в карбюраторных ВАЗ 2106
Электрическая цепь счётчика оборотов карбюраторной «шестёрки»
В бесконтактной системе зажигания тахометр подключается не к катушке, а к коммутатору
Подключение тахометра в инжекторных ВАЗ
Нужно учитывать, что цвета проводов и их назначение может отличаться в зависимости от производителя девайса, но для стандартного устройства «TX-193», которое обычно используется в «шестерках», схема такова:
- Кабель белого цвета необходимо для соединения подсветки.
- Провод красного цвета подключается к замку зажигания, для этого используется предохранитель, этот кабель подает питание при активированном зажигании.
- Кабель белого цвета с черной поломкой необходим для подключения к кузову авто.
- Коричневый проводок подключается к выводу К+ на катушке.
- Проводок черного цвета подключается к реле индикатора зарядного тока. Последний, в свою очередь, установлен справа в моторном отсеке.
- Серо-черный кабель необходим для соединения с регулятором давления моторной жидкости, установленным слева от мотора.
Схема подключения тахометра ВАЗ-2108 и 2109
Сразу отметим, что здесь не играет особой роли система подачи топлива – инжектор или карбюратор. Как известно, в настоящее время наиболее распространенными являются автомобили со следующими типами двигателя: бензиновые или дизельные.
В зависимости от этого и подбирается тахометр, если, конечно, он не идет в стоковой версии. Все дело в том, что на бензиновых двигателях тахометр считывает данные с катушки зажигания, вернее, возникающие здесь импульсы. Однако конструкция дизельных силовых установок не предусматривает этого узла.
Соответственно, здесь тахометр считывает импульсы не с катушки зажигания (за неимением таковой), а генератора.
Первые два провода (12-вольтовый и Сигнал) – к контактам «Б» и «К» катушки зажигания соответственно. Осталось закрепить массу в любом удобном месте.
Полезное: Проверка обрыва провода в цепи мультиметром
Схема подключения тахометра ВАЗ-2110
- тахометр ВАЗ;
- маршрутный компьютер;
- контроллер ЭСУД;
- датчик положения коленвала;
- модуль зажигания.
Тахометр ВАЗ 2110 – с четырьмя выводами: если он стоит на машине с впрыском, то подключен не к зажиганию (вх. 2), а к контроллеру ЭСУД предусмотренным для этого дополнительным выводом (вх. 1) – и в этом случае считывает количество импульсов оборотов непосредственно с контроллера. Он получает сигнал о положении вала.
Принципиальная схема электроники тахометра
Подключение современных электронных тахометров:
Тахометр, предназначенный для 4-х цилиндрового двигателя, поставить на другой нельзя, потому что показания будут ложными. Поэтому подбирайте тахометр в соответствии с маркой автомобиля и количеством цилиндров.
Про датчик тахометра ДПКВ
У тахометра есть датчик (датчик положения коленчатого вала — ДПКВ). Это устройство служит не только для того, чтобы считать обороты коленвала, но и определять его положение в определённый момент, что необходимо электронному блоку управления для обеспечения правильной работы силового агрегата. При прохождении рядом с сердечником датчика металлического предмета в нём образуется электрический импульс, который передаётся на электронный блок управления двигателем. Роль такого предмета в силовом агрегате авто играет зубчатая шестерня коленвала.
Почему прыгает тахометр ВАЗ
Очень часто случается такое, что стрелка начинает дергаться. Если автомобиль инжекторный, то поиск неисправности заключается в том, чтобы подключить диагностический сканер и проверить системы двигателя. Скачки стрелки ТХ-193 в большинстве случаев также являются симптомом неисправностей, связанных с его электрической цепью. Причинами такого поведения прибора могут быть:
- отсутствие хорошего контакта на минусовой клемме аккумулятора;
- окисление или подгорание коричневого провода на катушке зажигания;
- подгорание или износ контактов крышки распределителя зажигания, или бегунка;
- износ подшипника вала трамблёра;
- замыкание красного провода, питающего прибор, на «массу» автомобиля;
- неисправность датчика положения коленчатого вала (для инжекторных двигателей).
Решается подобная проблема путём зачистки контактов, замены крышки распределителя зажигания, бегунка, опорного подшипника, восстановления целостности изоляции питающего провода прибора, замены датчика коленвала.
Ещё скачок может быть обусловлен неработоспособностью конденсатора, расположенном в нижней части прерывателя. Конденсатор может быть пробитым либо его контакт очень слабый.
Источник