- Роспись стен храма и церкви
- Сотворив молитву, можно приступать к делу
- Основные этапы в работе по росписи стен храма:
- Разметка под роспись храма
- Изображение основных архитектурных элементов
- Роспись купола храма, орнаменты и изображения архангелов
- Роспись под площадкой хоров
- Роспись алтаря
- Примеры росписи стен в православных храмах
- Благовещенский собор (Московский Кремль)
- Собор Святой Софии (Софийский собор), Киев
- Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь
- На момент написания статьи такие расценки:
- Технология росписи православных храмов
Роспись стен храма и церкви
Внутреннее убранство храма не должно выглядеть «как Библия для неграмотных» по выражению Григория Богослова.
Каждый храм должен иметь свое лицо, при этом соблюдая законы канонической росписи.
Каждый отдельный элемент росписи храма — есть часть органичного, неделимого целого, построенного на основе определенных принципов. Чтобы создать роспись стен в храме, художник должен сочетаться с богословом. Например, иеромонах и живописец Дионисий в своем трактате «Ерминия или Наставление в живописном искусстве», дает первый совет для художника-иконописца:
«Желающий научиться живописи пусть полагает первое начало и несколько времени упражняется в черчении и рисовании без всяких размеров, пока навыкнет. Потом пусть совершится моление о нем Господу Иисусу Христу пред иконою Одигитрии.»
Далее приводится текст молитвы, которую надо прочитать новичку, дерзнувшему вступить на путь художника по росписи стен храма.
Сотворив молитву, можно приступать к делу
Начиная работу с купола храма, художник словно показывает своей работой, что есть главное в Божием храме, постепенно спускаясь в процессе работы до нижнего, наземного уровня высотой в человеческий рост.
Для ответственной работы в намоленном месте нужна бригада хорошо сработавшихся художников.
Материалы для художественных работ могут сочетать несколько типов краски, в зависимости от композиции. Например, для фигурных композиций можно применять одни краски, для орнаментов другие.
Подойдут силикатные, масляные краски, художественный акрил.
Вновь обратимся к труду иеромонаха Дионисия:
«Какие краски употребляются для стенной живописи и какие не употребляются
Иконные белила, ярь от меди, голубая краска (лахури), лак и арсеник не употребляются для стенной живописи, а прочие краски все употребляются. Однако о киновари надобно знать тебе, что если расписываешь наружную часть храма на таком месте, где дует ветер, то не клади ее, потому что она чернеет, а замени светло-коричневою краскою. Если же расписываешь внутренность храма, то прибавь к киновари немного стенных белил и константинопольской охры, и она не почернеет.»
Основные этапы в работе по росписи стен храма:
Разметка под роспись храма
Изображение основных архитектурных элементов
Роспись купола храма, орнаменты и изображения архангелов
Роспись под площадкой хоров
Архитектурные элементы, орнаменты наносятся с помощью кальки и трафаретов. Применяются трафареты для шрифтов на старославянском языке.
Роспись алтаря
Строго по канону расписываются восточные стены алтаря, апсиды. В центральной части образ Господа Вседержителя, восседающего на троне, или образ Христа, причащающего двенадцать апостолов.
В большом храме может быть несколько алтарей и престолов. Роспись алтаря чаще всего производится масляными красками, для достижения естественных цветов и оттенков.
Примеры росписи стен в православных храмах
Благовещенский собор (Московский Кремль)
Благовещенский собор Московского Кремля невелик по размерам, ведь он предназначался лишь для Великокняжеской семьи.
Собор был сооружен в 1489 году мастерами из Пскова.
Икона Богородицы из Деисусного чина, при входе в собор со стороны западной галереи, словно приглашает войти в церковь.
Уникальные сохранившиеся росписи, сделанные сыном Дионисием, художником Феодосием, с братиею. Средневековая артель, безымянная братия, сотворила для нас уникальную роспись, на которой лики выглядят словно живые.
Художники тех давних лет были обязаны сами изготавливать краску для росписи.
Вернемся к монументальной, настенной росписи Благовещенского собора. Трижды он украшался фресками в процессе переустройства.
Роспись собора называют многословной, состоящей из циклов. Каждый цикл состоит из подробных сюжетов, которые усложняются добавлением эпизодов и персонажей. Роспись стен Благовещенского собора Кремля сохранилась со времен Иоанна Грозного. Есть уникальные персонажи, которые не принято изображать в православных храмах:
- Греческие мудрецы Аристотель (со свитком, на котором написано «Первие Бог, потом слово и дух, и с ним едино»), Гомер, Плутарх, Менандр, Птолемей, Анаксагор. Эллинские мудрецы словно провозвещают рождение Христа.
- Древнеримские пророчицы Сивиллы.
Собор Святой Софии (Софийский собор), Киев
Сердцевина Софийского заповедника, православный храм XI века в стиле украинского барокко. Храм построен князем Ярославом Мудрым и сохранил уникальные фрагменты стенописи XVII-XVIII вв., больше 3000 м2.
В древности все боковые стены Софийского собора были украшены росписью водяными красками по сырой штукатурке. В XVII веке галереи, башни и хоры были обновлены клеевой краской. Поврежденные фрески были оштукатурены и забелены.
Новые требования эпохи привели к тому, что в XVIII веке были нанесены новые масляные изображения поверх фресок. Спустя век новую масляную живопись расчистили. Сюжеты древних фресок были повторены.
В соборе, внесенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, были проведены реставрационные работы в наши дни. Восстановлены древние фрески, и там, где они были утеряны, оставлена живопись позднего периода.
В Соборе Святой Софии поражает синяя, глубокая лазурь на стенах храма. Как этого добивались художники по росписям храма в древности? Вот что пишет иеромонах Дионисий в труде «Ерминия, или наставление в живописном искусстве»:
«Как лазурью освещать стены.
Положи лазурь на плиту, подбавь к ней немного синели (), называемой хинти (индиго), чтобы лазурь не плесневела на стене, и сколько положил синели, столько же примешивай и стенных белил, сотри все это хорошенько и собери в чашку. Потом сперва прогрунтуй стену белилами, сваренными с льняным маслом, затем покрой черною краскою, и наконец освети лазурью. Отсвет ее делается и на черной умре и на темно-коричневой краске.»
В храме, созданном при Ярославе Мудром, имеется уникальная фреска «Групповой портрет семьи Ярослава Мудрого». На фреске Ярослав держит макет Софийского собора, рядом с князем жена Ярослава и княгиня Ирина. За Ярославом и Ириной в торжественной процессии шли сыновья и дочери. От этой большой композиции сохранились четыре фигуры на южной стене центрального нефа и две на северной.
По легенде, у фигуры Христа, к которому идет княжеская семья, стояли также князь Владимир и княгиня Ольга.
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь
На берегу реки Костромы, недалеко от ее впадения в Волгу в XV-м веке основан Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь с каменным Троицким собором с двумя приделами.
Фресковый цикл Троицкого собора покрывают стены, словно ковром. Они расположены в пять ярусов и весь цикл состоит из восьмидесяти одной композиции. Артель иконописцев во главе со знаменитым Гурием Никитиным и Силой Савиным расписала собор за три месяца 1685 года. Эту грандиозную работу сумели сделать 18 человек! В воображении невольно возникают картины необыкновенно самоотверженного труда артели. Написание фресок в Троицком соборе был завершающим аккордом великого мастера.
Гурий Никитин прожил свою жизнь бобылем, был аскетом и подвижником. В писцовой книге XVII века назван и двор иконника бобыля Гурия Никитина, о котором только одна фраза: «Пожитком добре худ», – то есть он был очень бедным человеком.
«Наименьший из живописцев», как в то время скромно себя величали мастера-монументалисты, расписывал стены храмов во многих городах, в том числе и в Московском Кремле: Успенский и Архангельский соборы. В кремле Ростова Великого – Успенскую и Воскресенскую церковь.
Одна из самых известных фресок Ипатьевского монастыря — «Страшный суд» на западной стене Троицкого собора. Когда входишь в храм, застываешь от удивительного зрелища этой монументального произведения. Это одна из самых древних фресок собора и датирована 1654 годом.
Пример иконописца Гурия Никитина ярко показывает какие требования предъявлялись к живописцам, создающим фрески на стенах церквей. Во всякое время художники, работающие в храмах, должны ценить свое призвание.
В наше время, когда появляется все больше храмов, на подобные работы много заказов. Цены зависят от объема работы, сложности образов. Конечно, подвижника и аскета наподобие Гурия Никитина сегодня не сыскать, но добротного художника встретить вполне возможно.
На момент написания статьи такие расценки:
— от 4000 руб м2, с учетом эскизов и проектов, но без подготовки стен и лесов и до 7 000 руб м2
150 т руб на 1000 м2 росписи)
Надпись на стене Благовещенского Собора в Кремле послужит вдохновением для всех художников, чье призвание – монументальная роспись в храмах: «Первие Бог, потом слово и дух, и с ним едино»
Источник
Технология росписи православных храмов
Технологии росписи православных храмов разрабатывались много веков подряд, а потому поистине уникальны.
Для того чтобы приступить к росписи православного храма, необходимо созать особые краски, определиться в типе их наложения и выявить особый порядок росписи помещения. Важно отметить, что техника православной росписи по праву считается одной из самых сложных техник росписи помещений религиозного назначений, в силу своей каноничности, строгости и уникальности. В силу своей каноничности же она является одной из самых универсальных на планете – в любом уголке России православная роспись выполненная в одном стиле, цвете и по одним и тем же правилам, будто все это расписывалось одним и тем же мастером. Интересно, что этот способ росписи передавался из поколения в поколение, от мастера к ученику из уст в уста, и держался в строжайшем секрете от обывателей. Только к XVI веку некоторые из мастеров стали доверять секретную технологию бумаге.
Не изложенная мастерами часть технологии, была раскрыта современными учеными и исследователями – химиками посредством химических опытов, а также живописцами и технологами практическим способом.
Одной из основных целей живописцев, расписывающих православные храмы на Руси была долговечность изображаемого. Материалы, используемые для работы, отбирались самые высококачественные. Помимо того, применялась особая техника наложения красок и дальнейшего покрытия их специальной смесью. Благодаря стараниям древним мастеров, мы можем наблюдать древние росписи, пережившие войны и природные катаклизмы, даже сегодня.
Большинство храмов расписывались при помощи смешанной техники, характерной для древнерусских мастеров-живописцев. Сперва использовали технику a fresko (в переводе с итальянского – мокрый, сырой) – живопись по свежей штукатурке наносилась красками, разведенными на воде или известковом «молоке». После этого использовалась методика secco (сухой) – живопись на сухой штукатурке. По сути своей все это разные стили техники нанесения фресковой росписи, однако до XVIII века на Руси не было термина фреска, он появился лишь после приезда итальянских художников. До этого момента все упоминания о росписи назывались «стенное письмо на сыром левкасе».
Используемая на Руси техника чистой фрески пришла из Византии, где фреска также украшала православные храмовые постройки. Фреска производила эффект качественной и очень прочной работы, но при этом не отличалась особой яркостью. В этом методе в известковой воде растворяли различные, как тогда говорили, «земли»: основные оттенки при этом были темно-красный, красно-коричневый, охра и темно-зеленый. Пигменты этих красок, вступая в химическую реакцию с сырой известью, после высыхания образовывали на поверхности левкаса прочную пленку из оксида кальция, который надежно защищал фреску от внешних воздействий. Однако, поскольку полученные методом фрески изображения были темными и маловыразительными, то, чтобы придать им яркости и праздничности, полностью высохшие фрески переделывались уже, как говорят специалисты, «по-сухому». Картины раскрашивали яркими красками на пшеничном клее и яичном желтке, а позднее и на казеине. Техника росписи фресок была очень сложной и требовала от живописца высокого мастерства, опыта и таланта. Сложность заключалась еще и в том, что для получения правильного результата стену или своды можно было расписывать лишь до тех пор, пока левкас еще не высох и мог впитывать краски. Для этого левкас наносили частями с тем расчетом, чтобы художник успел раскрасить его во время его высыхания, а после этого переходил на следующий фрагмент левкаса. Процесс росписи храмов занимал очень длительное время. Огромную часть затраченного времени занимали подготовительные процессы. Перед росписью храма ему давали отстояться. Усадка стен свежевыстроенного храма могла растянуться на срок от нескольких лет до нескольких десятилетий. На время усадки стены храма покрывали временной штукатуркой. После окончательной усадки приступали к самой росписи.
Процесс росписи стен также был трудоемким и проходил в несколько этапов. Сперва, на стены наносили грунт (в древней Руси использовался раствор извести – штукатурка высокого качества или как ее тогда называли левкас), служивший основой для будущей фрески. Поскольку во многом от качества левкаса зависело то, какой по качеству получится будущая фреска, то к его приготовлению подходили очень ответственно, начиная производить заготовку за два года до непосредственно росписи, поскольку самый «выдержанный» левкас считался и самым качественным.
Позже лежавшую гашеную известь многократно промывали и засыпали в большие деревянные бочки. Затем выложенную смесь заливали водой и тщательно перелопачивали. Воду в бочках необходимо было менять каждые шесть часов в течении нескольких лет. Затем эту известь складывали кучами и накрывали мешковиной. Так она вымораживалась до весны. После этой сложной процедуры в течении еще шести недель повторяли тщательную промывшку, чтобы «достальная емчуга вышла». Кстати, «емчугой» на Руси называли едкую известь, которая при гашении водой выходила в виде наледи или же пены. Именно в удалении «емчуги» и состоял главный смысл столь длительных и тщательных работ промывания.
В промытую известь добавляли иссеченный лен или солому, чтобы сделать левкас долговечным и производили левкашение стены. Старая штукатурка при этом сбивалась и накладывалась новая. Иногда левкас наносили в два три приема с интервалом в 10-12 часов, а затем поверхность сглаживали кожей или специальной лопаткой. Таким образом стена получалась максимально ровной и гладкой.
Затем шла непосредственно роспись стен и сводов храма, проводившаяся только в теплое время года, т.е. с мая по сентябрь. Художник – знаменщик, возглавлявший артель наносил краску по сырой штукатурке, намечая графику основных композиций. Далее по намеченной графике процарапывали специальной ручкой или иглой, т.е. графили.
Полученная графья служила основой работы для всех живописцев в артели. По ней выводился рисунок, составлявший фреску храма.
Источник