Роспись матрешки. Пошаговый мастер-класс.
Круглолицые и румяные матрешки сейчас считаются символом русской культуры. Многие считают матрешку исконно русским «изобретением», хотя на самом деле за эту красавицу мы должны сказать «спасибо». японцам. Удивительно, правда? Но прообраз матрешки был привезен именно из Японии. И представлял он собой несколько фигурок смешного старичка по имени Фукурума, которые вставлялись одна в другую. И появилась матрешка отнюдь не в древности, а в конце XIX века. Но все это не помешало матрешке стать народной любимицей и традиционным русским сувениром.
Перед Вами поэтапный мастер-класс по росписи матрешки. Сразу скажу, что существуют два вида матрешек: традиционная (расписывается согласно канонам) и авторская (здесь все зависит от полета фантазии мастера). К традиционным можно отнести семеновскую матрешку, майданскую, вятскую, тверскую и сергиевскую. Название матрешки определяется местом ее рождения. И каждой такой матрешке присущи свои особенности росписи.
Когда я расписывала свою матрешку, я придерживалась кое-каких правил росписи, но все же назвать традиционной эту матрешку нельзя, она авторская на 100%.
Материалы и инструменты для росписи матрешки.
- Деревянная заготовка матрешки (ее можно приобрести в магазинах для рукоделия. В последнее время такого рода магазины стали очень популярны, поэтому, я думаю, что с приобретением заготовки пробелм не возникнет.)
- Акриловый грунт. Если же грунта у Вас нет, то можно развести с водой клей ПВА, и использовать полученную смесь в качестве грунтовки.
- Краски для росписи. Я использовала акварельные и акриловые (перламутровые) краски. Скажу сразу: акварелью расписывать матрешку сложно, потому что акварель быстро сохнет, и могут остаться некрасивые разводы. Можно вместо акварели использовать гуашь.
- Кисти для росписи и для покрытия лаком.
- Зубочистки. Ими очень удобно рисовать мелкие детали и точки.
- Лак. Лучше использовать паркетный лак, ПФ-283, ПФ-157 (очень блестящий, но долго сохнет). Акриловый лак не используйте ни в коем случае! Во-первых, от него течет краска, весь труд будет насмарку. Во-вторых, он совсем не блестит, поверхность будет матовой.
- Ластик и карандаш.
- Тряпочка.
Как уже писалось выше, нам потребуются заготовки для матрешек. Если заготовки не очень гладкие, необработанные, то можно пройтись по ним мелкой наждачкой.
Покрываем заготовку грунтом. Очень многие мастера говорят, что лицо матрешки не грунтуют, чтобы была видна текстура дерева. Я загрунтовала всю заготовку. От лака дерево темнеет, а мне хотелось, чтобы моя матрешка была белолицей 🙂 Грунт разбавляем водой в пропорции примерно 1:2.
Пока заготовка сохнет, приступаем к разработке эскиза. Чем детальней Вы нарисуете эскиз на этом этапе, тем легче Вам будет работать в дальнейшем.
Для того, чтобы матрешка получилась симметричной, проводим на заготовке вертикальную линию от макушки до пят.
Переносим эскиз на деревянную заготовку. Важно правильно разместить личико матрешки: подбородок должен находиться чуть выше шеи (сужения заготовки).
Переходим к цветовому оформлению матрешки. Начнем с платка. Для того, чтобы платок был с блестками, смешаем золотистую акварель (на рисунке помечена галочкой) и золотистую акриловую краску, разбавив их водой.
Покрываем платок в два слоя: от краев платка к макушке матрешки. Лучше для раскрашивания больших поверхностей (платок, сарафан) использовать мягкие кисти. У меня была старенькая кисть «Пони», которую я обычно использую для клея или лака. Она подошла очень хорошо, было меньше разводов.
Перламутровой белой акриловой краской расрашиваем рукава.
Голубой акварелью придаем объем рукавам. Сначала более темным цветом намечаем границы, затем добавляем воды и слегка размываем краску.
Покрываем фиолетово-розовой краской сарафан матрешки. Опять же лучше использовать мягкую кисть. Затем приступаем к росписи корзинки. Покрываем фон сиеной натуральной, более темной краской рисуем плетение.
Прорисовываем ягодки. Для этой цели лучше использовать зубочистку. Слегка размохрите один из концов, и зубочистка станет тонкой и жесткой кистью.
Акриловой золотистой краской декорируем корзинку:
Продолжаем прорабатывать содержимое корзинки: розовой перламутровой краской обводим контур ягод, добавляем точки золотистой краской.
Используя точечную технику, декорируем сарафан матрешки. Обмакиваем зубочистку в акриловую краску (бронза) и ставим точечки по контуру.
Приступаем к самому ответственному этапу — росписи лица. Прежде всего покроем всю область лица охрой желтой очень сильно разбавленной водой. После того, как краска подсохнет, задаем тон волос.
Прорабатываем волосы: светлой краской рисуем блики, темной обводим контур. Можно сделать несколько мазков акриловой золотистой краской, чтобы придать блеск.
Далее расписываем глаза и губы. Сначала задаем основной цвет.
Затем черной краской рисуем зрачки, реснички и брови. Белой краской добавляем блики на глаза.
В точечной технике оформляем кокошник и серьги.
Низ также оформляем в точечной технике:
Осталось только покрыть лаком, и наша русская красавица готова!
Приятного Вам рукоделия! С наилучшими пожеланиями в творчестве, автор росписной матрешки Анна Лаврентьева.
Данный мастер-класс написан специально для сайта world-hmade.ru, поэтому копировать материал целиком ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
При частичном копировании обязательно размещать ссылку на источник.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Ангел-хранитель (351)
- История (4)
- Ателье (1484)
- лоскутное шитье (667)
- -сумки, косметички (172)
- -одежда (148)
- Стежка художественная (90)
- -одеяла (27)
- Валяние (239)
- Вышивка (312)
- -вдохновлялочки (51)
- -гладью (44)
- -крестиком (110)
- -лентами (40)
- Вязание крючком (538)
- -азбука вязания (156)
- -для детей (20)
- -жакеты, платья, юбки (113)
- -игрушки (19)
- -красивые идеи (71)
- -носки, тапочки (14)
- -сумки, кошельки (10)
- -шали, пледы, накидки (34)
- Вязание спицами (940)
- -азбука вязания (197)
- -жакеты, джемпера (119)
- береты, шапки, шляпки (17)
- для девочек (26)
- для малышек (4)
- для мальчиков (54)
- жилеты, болеро (45)
- красивые идеи (12)
- митенки, варежки (10)
- носки,тапочки, гольфы (34)
- платья, сарафаны (10)
- сумки, кошельки (1)
- шали, накидки, палантины (47)
- юбки (3)
- Для души (128)
- -живопись, рисунки, зарисовки (22)
- -стихи, притчи, легенды (18)
- Для Кости (140)
- Журналы по рукоделию (9)
- Игрушки мягкие и не очень (263)
- Кинозал (199)
- Книги (97)
- Красота и здоровье (796)
- Кулинарная книга (1573)
- -выпечка (593)
- готовом в мультиварке (17)
- -пост (5)
- -вина, наливки (4)
- -десерты (54)
- -заготовки на зиму (207)
- -закуски (134)
- -мясо, птица (113)
- -рыба, морепродукты (39)
- -салатики (78)
- -супы (35)
- -тесто (151)
- -украшение блюд (36)
- На Ли.Ру и всё о Ли.Ру (79)
- Открытки (47)
- Плетение из лозы, бумаги (118)
- Полезные советы (316)
- Лекарственные растения (44)
- Работа над собой (38)
- Роспись по ткани (48)
- Сад + огород (607)
- -овощи (47)
- строительство и дизайн (25)
- — все о деревьях (18)
- -идеи для дачи (416)
- -цветы (116)
- Фарфор, пластик (24)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Трансляции
—Статистика
Художественная роспись матрешек
Пятница, 07 Августа 2015 г. 22:34 + в цитатник
Художественная роспись матрешек
Что нам понадобится для успешной и радостной работы с матрешкой?
1. Самое главное и обязательное условие- отличное настроение и уверенность в своих талантах! Ведь каждый из нас по- своему гениален и каждый содержит в себе огромный потенциал еще не раскрытых способностей.
Никогда не приступайте к работе над матрешкой с плохим настроением, иначе вместо симпатичной, милой девочки у Вас может получиться недовольная капризуля, или того хуже.
2. Вдохновение, вдохновение, в д о х н о в е н и е. Без него любимого нам ну совсем никак. Поэтому вдохновляйтесь кто как может ( в лучшем смысле этого слова).
3. Для начала отправимся на разведку в ближайшие художественные магазины за всеми необходимыми материалами для нашего будущего творчества.
Почему на разведку? Потому что, к сожалению, очень редко удается приобрести все необходимые материалы за один раз. Особенно трудно подобрать подходящие по форме и размеру заготовки или, как их называют художники, » белье» ( или болванки ) матрешек.
4. Итак, с удовольствием начинаем выбирать нужные нам художественные материалы.
заготовки матрешек, краски, кисти, лаки
Итак, все таки с удовольствием начинаем выбирать нужные нам художественные материалы.
1) И самое главное- заготовки для матрешек хорошей классической формы и размера. Матрешечки хорошей классической формы ( фигуристые ), даже с не очень затейливым узором смотрятся гораздо привлекательней и элегантней, чем пузатые и приземистые
матрешки без плавных изгибов. Впрочем, также как и люди.
Примеры матрешечек хорошей формы:
Примеры матрешек не очень удачной формы:
Заготовки для матрешек перед приобретением надо выбирать и проверять очень тщательно. От хорошей качественной заготовки зависит почти 50% успеха. Поэтому я буду долго, долго, д о л г о и очень подробно описывать, как выбрать правильную заготовку для Вашего будущего шедевра.Так как, если вдруг обнаружатся явные или скрытые дефекты, придется приложить очень много усилий и неблагодарного труда для их устранения, и не всегда это получается удачно. А неудачи на первом этапе работы очень негативно сказываются на нашем настроении и тем более вдохновении, а могут и вовсе надолго отбить охоту к нашему благородному творчеству.
Я очень надеюсь, что с Вами этого не случится, т. к. мы будем очень тщательно и даже очень придирчиво, но очень корректно и вежливо выбирать нашу будущую красавицу.
Какие бывают дефекты заготовок матрешек?
1. Большие сколы и выбоины. С мелкими мы легко справимся с помощью наждачной бумаги и грунтовки.
2. Трещины. Самый опасный и недопустимый дефект в нашей радостной, творческой работе.
3. Очень рыхлое и неустойчивое донышко. Для проверки надо обязательно расставить все матрешечки на ровную поверхность и протестировать их на устойчивость ( чтобы не качались ).
Если донышки у матрешек толстые и прочные, то еще можно допустить небольшую неустойчивость, которую можно легко устранить с помощью напильника или наждачной бумаги, а если тонкие,то нет.
4. Очень туго открываются и закрываются половинки матрешек.
5. Или, наоборот верхняя часть слишком легко снимается и матрешка буквально рассыпается в руках на две части.
6. Обе половинки матрешки ( в собранном виде ) должны очень хорошо прилегать друг к другу в местах соединения без зазоров и нависания одной части над другой. Края соединения должны быть идеально ровными.
7. Матрешки в собранном виде не должны очень плотно прилегать друг к другу, т. к. после росписи и нескольких слоев лака, они заметно увеличиваются в объеме и могут не поместиться одна в другую.
8. Очень тонкие стенки заготовки.
Каждую матрешку надо обязательно просмотреть на свет изнутри, т. к., если стенки настолько тонкие, что даже просвечиваются, то при росписи, сборке и др. обработке их можно случайно расколоть или раздавить своими собственными руками и напрочь испортить свое драгоценное настроение.
В идеале заготовки должны быть гладенькими и хорошо отшлифованными, но если все- таки имеются шероховатости, то это не очень страшно, т. к. мы сможем сами довести их до вполне приличного состояния шлифовкой мелкозернистой наждачной бумагой ( крупнозернистая оставляет недопустимые глубокие царапины ).
Пусть Вас не удивляет такое подробное описание дефектов, т. к. на самом деле очень трудно выбрать заготовку матрешки, идеально соответствующую нашим совсем не придирчивым, а совершенно нормальным требованиям по качеству.
Поэтому, если Вам повезет, то рекомендую приобрести сразу 2- 3 набора, т. к. у них имеется тенденция периодически исчезать из продажи. А «простой» на пике вдохновения очень угнетает и расхолаживает. И потом будет очень тяжело вернуться к налаженному процессу творчества.
Ну и последнее о заготовках.
Лично я больше всего люблю расписывать 5- местные наборы матрешек, т. к. 3- местные или одиночки ни то, ни се ( фольклор ), а 7, 10- местные или даже 12- местные ( и более- местные ) очень утомляют в процессе росписи и несмотря на то, что сюжеты на фасадах у всех разные, но основной узор на платках и шалях, кокошники, прически и сережки должны быть выдержаны строго в одном стиле и цветовой
гамме.
А многократное, монотонное повторение одного и того- же узора немного угнетает и уж слишком испытывает наше терпение.
А пятерочки всегда радуют, т. к. не успеваешь почувствовать монотонность.
Итак, заготовки для матрешек мы удачно выбрали и насладились неповторимым ароматом древесины ( скорее всего липы или березы ), исходящим от них, а нам пора продолжить выбор остальных необходимых материалов для нашего успешного творчества.
2) Выбираем кисточки для росписи матрешек
Большое счастье, что сейчас нет проблем с выбором кисточек.
Кисточки легко можно подобрать на любой самый притязательный вкус: колонок, белка, козлик, пони, щетина, синтетика и т. д. Отечественные и импортные, всех размеров и номеров.
Вы можете подобрать кисточки на свой индивидуальный вкус, но я рекомендую только колонок, т. к. другие кисточки я и рекомендовать то не имею право, потому как другими не пользуюсь. И это, опять же мое сугубо личное мнение и пристрастие.
Ну, люблю я кисточки из колонка за все их прекрасные качества.
А словами почему — то не объяснить ( прекрасные качества ).
Вот они красавицы:
Зачем столько кисточек?
А для удобства и про запас.
А, если серьезно, то кисточки даже из прочного и надежного колонка быстро «истираются».
Когда- то я расписывала 5- местную матрешку от начала и до конца одной единственной кисточкой №2, так после завершении работы мне пришлось ее с большим сожалением выбросить, т. к. она стала уже на себя не похожа и больше ни на что не годилась.
А, когда для разных операций (узоров, вырисовывания лица, грунтовки, лакировки, золочения и т. д.) используются разные кисточки, то они и послужат дольше, их хватит для росписи еще не одной семейки матрешек.
3) Выбираем краски и лаки для росписи матрешек
Сейчас очень богатый выбор красок для росписи по дереву и др. материалам.
Но, опять же я буду настоятельно рекомендовать темперные и акриловые краски. Никогда
и ни за что не рисую гуашью.
Когда- то я пробовала расписывать матрешки гуашью, т. к. темперу не всегда можно было запросто купить даже в специализированных магазинах.
Гуашь, также как и акварель даже после полного высыхания легко размывается водой и при выполнении многослойных узоров и, особенно лиц матрешек, иногда получается недостойное безобразие. Или это я такая привереда? Ведь расписывают же матрешки гуашью даже профессиональные мастера с большим успехом. Не знаю, я больше такого удовольствия ни себе ни Вам не желаю. И опять таки, это мое сугубо личное мнение. А вдруг Вам понравиться расписывать матрешки гуашью или даже акварелью? Ну что ж, поэксперементируйте, для опыта это полезно.
А вот темперой «Мастер- класс» и «Ладога» нашего петербургского завода художественных красок «Невская Палитра» я готова бесконечно восхищаться и радоваться каждому новому тюбику, ее тонкому, приятному, специфическому аромату, ее тонко- дисперсионной консистенции, ярким натуральным цветам и оттенкам, и отличной укрывистой способностью,
и т. д., и т. д.
Темперные краски- это моя любовь с первого взгляда, т. е. с первой линии и первого мазка.
Кстати, свою первую матрешку 18 лет назад я расписывала масляными красками, впрочем также как и вторую. Потом не совсем удачно пробовала расписывать гуашью. Но с тех пор, как я обнаружила художественный магазинчик, где купила свои первые
темперные краски, отдаю предпочтение только им.
Акриловые краски я тоже использую для основного фона или крупных узоров, но для более тонких линий и узоров все- таки предпочитаю темперу и, именно завода художественных красок «Невская Палитра», хоть использовала краски и других производителей и импортные.
Впрочем, может быть это мое субъективное пристрастие.
И все- таки темпера.
Желательно приобрести все основные цвета и несколько дополнительных
1) Белила титановые
2) Кадмий жёлтый средний или
Кадмий жёлтый светлый
3) Сиена натуральная или
Сиена жжёна
4) Кадмий красный тёмный 5)
Умбра жжёная
6) Окись хрома или травяная зеленая
7) Ультрамарин или
Кобальт синий
или Голубая «ФЦ»
8) Сажа газовая, а еще лучше
Глубоко-чёрная
Ну а дополнительные цвета можно подобрать на свой индивидуальный вкус.
Для фона шалей можно приобрести пару баночек акриловых красок.
Да, для основного фона шалей даже лучше использовать акриловые краски в баночках по 50- 100 мл. На шали идет очень большой расход расход краски, а темперы придется израсходовать почти 1/3 тюбика, что не совсем выгодно, да и акриловые краски в баночках
уже почти готовы к работе, может только немного разбавить водой, если они загустели.
4) Краски акриловые металлик .
Для кокошников и некоторых деталей узоров нам понадобиться баночка или тюбик акриловой
краски металлик «золото»
Золото сусальное, металлик или Золото ройял,
Золото олимпик и др., главное чтобы было похоже на золото.
Рекомендую, именно акриловое золото, т. к. с ним легко работать и кисточки легко промываются водой, а не сильнопахнущими растворителями с которыми нам еще придется столкнуться при завершающей лакировке матрешки.
Акриловое золото лучше всего при загустении разбавлять специальным разбавителем для акриловых красок, но можно и водой, только не в самой банке, а предварительно отлив небольшое количество краски в маленькую емкость. Можно использовать для этого даже пластиковые пробочки от минеральной воды или баночки из под косметического крема.
5) Лак акриловый.
Акриловый лак бывает глянцевый и матовый. Нам понадобиться глянцевый лак.
Его я использую как промежуточный закрепитель рисунка.
Например: после того как лицо или шали полностью прорисованы, я тонким слоем лака покрываю рисунок. Минут через 10- 15 лак высыхает и можно спокойно работать над другими деталями матрешки, не опасаясь как- нибудь испортить уже закрепленный лаком рисунок.
Ведь в процессе работы матрешечку приходиться держать в руках и есть опасность случайно засалить или испачкать краской уже готовый рисунок. А слегка пролакированный рисунок, даже если на него вдруг попадет капля краски или что- либо другое, можно легко и без опасения протереть чуть влажной салфеткой и убрать грязь, прикасаясь к рисунку легко- легко, совершенно без усилия и нажима.
Акриловый глянцевый лак можно использовать как основной и единственный лак для лакирования матрешек, особенно если это Ваш первый опыт.
Он не токсичен, быстро сохнет и имеет довольно- таки приличный блеск и глянец.
Вспомогательные материалы для росписи матрешек .
1) Глиттеры с блестками.
Обыкновенные гелевые глиттеры с блестками могут нам понадобиться для подсвечивания некоторых элементов декора: сережек, кокошников, отдельных фрагментов узоров.
Лучше всего приобрести набор глиттеров, в котором имеются все основные цвета, включая золотой и серебряный.
2) Карандаши
2- 3 карандаша средней твердости, т. к. слишком мягкие карандаши сильно пачкают рисунок, если его случайно задеть руками.
3) Ластики, резинки
ч) Точилка для карандашей
5) Мелкозернистая наждачная бумага
6) Палитра для разведения красок
Палитры пластиковые, керамические или деревянные. Но можно ограничиться и обыкновенным блюдечком, пластиковой крышкой или
небольшой разделочной доской.
7) Альбом для рисования или планшет
Для зарисовки узоров и набросков Вашей будущей матрешки.
8) Лак паркетный (нитро или акрил-полиуретановый ) глянцевый
Для завершающей отделки я использую лак паркетный самого высокого качества «люкс» или «премиум» глянцевый.
Но рекомендую ограничиться акриловым или акрил-полиуретановым водорастворимым лаком, т. к. они не токсичны и почти без запаха. А с нитролаками надо работать с большой осторожность, в хорошо проветриваемом помещении, а еще лучше на улице. И, вообще, с лаками работать очень не просто, поэтому лучше всего испытать новый лак на разделочных досках. К каждому виду лака нужен свой индивидуальный подход. Поначалу я испортила немало матрешек, именно лакировкой: то видимые потеки, то трещины от использования слишком густого лака или нанесения большого количества слоев. А акриловым лаком в 3- 4 слоя, разведенным «жиденько», матрешку трудно испортить.
Паркетный лак можно купить в супермаркетах «Старт», «Максидом» или других специализированных магазинах. Если будете использовать нитролак, не забудьте приобрести растворитель для «нитро» -№ 646, для разбавления лака до необходимой вязкости и промывания кисточек после лакировки.
Ну вот, мы все сполна купили, и я искренне рада, что Вы можете позволить себе начать свою
творческую деятельность с такими хорошими исходными материалами
Источник