- Как сделать мольберт для рисования своими руками
- Материалы для создания мольберта для рисования
- Инструменты для изготовления мольберта
- Как сделать мольберт своими руками
- Делаем мольберт раскладной
- Мольберт своими руками — разновидности, чертежи с размерами для создания своими руками. Поэтапная инструкция для начинающих
- Предназначение мольберта в живописи
- Виды мольбертов по назначению и конструкции
- Сравнительная таблица характеристик
- Какой делать первым?
- Тренога
- Напольные
- О наклоне полотна
- Зачем еще станок
- Тренога
- Студийный мольберт-станок в виде буквы «H»
- Этюдник
- Критерии
- Мольберт-мачта
- Преимущества самодельного мольберта
- Двусторонний
- Материалы и инструменты для самодельного мольберта
- Разборный
- Мольберт Лира
- Хлопушка
- Образец для подражания
- Тренога
- Настольный мольберт
- Еще один трансформер
- Видео: переносной самодельный мольберт
- Детский мольберт
- Дополнительные советы по изготовлению детских мольбертов
Как сделать мольберт для рисования своими руками
Вы увлеклись живописью и рисунком, после чего начали задумываться об оборудовании в домашних условиях собственного рабочего места художника. С чего начать? Конечно с мольберта! А почему бы и не попробовать сделать мольберт для рисования самостоятельно, сэкономив при этом деньги?
В данном материале мы расскажем, как быстро и легко сделать мольберт для рисования своими руками.
Материалы для создания мольберта для рисования
- сосновая рейка 4,5×2 см, длинной 3 м — 3 шт.
- саморезы 34×2,9 мм — 6 шт.
- саморезы 16,5×2,7 мм — 4 шт.
- гвозди без шляпок 2 см — 4 шт.
- мебельные винты с шайбами и гайками «барашек» 72×5,2 мм — 2 шт.
- крючок навесной, 13 см — 1 шт.
- петля дверная, 2 см — 1 шт.
- клей по дереву
- наждачная бумага (100–120)
- наждачный круг (100–120) — 1 шт.
Инструменты для изготовления мольберта
- шлифовальная машинка
- электролобзик
- ножовка по дереву
- пара строительных перчаток
- метр и линейка
- крестовая отвёртка
- строительный карандаш
- молоток
- дрель со сверлами 6 и 8 мм
- электрошуруповёрт
Как сделать мольберт своими руками
Распиливаем бруски по размерам:
1 шт. — 146 см, 1 шт. — 154 см, 2 шт. — 168 см, 1 шт. — 39 см, 1 шт. — 53 см.
Зашкуриваем бруски электрической шлифовальной машинкой, обрабатывает торцы наждачной бумагой. Я использовал сосну. У нее много сучков, поэтому нужно выбирать подходящие рейки. Сосна «слоится» при ручной обработке, поэтому нужно использовать электроинструмент. Основное достоинство данного вида древесины для работы — низкая стоимость материала.
После того, как все бруски ошкурены, мы начинаем собирать каркас нашего мольберта. Чтобы сделать это максимально точно и ровно, используем кафельный пол: прямые углы между кафельными плитками служат ориентиром для выравнивания реек.
Сборку начинаем с центральной рейки — 146 см, её кладём параллельно шву на кафельном полу. Если у вас нет возможности использовать кафельный пол, можете начертить прямую на обычном полу или сделать временную прямую из изоленты. Получится ось нашего будущего мольберта, а сборка будет идти относительно неё.
Собираем две опоры — 168 см каждая, внахлёст располагаем рейки по 39 и 53 см. Для скрепления реек между собой предварительно сверлим отверстия с помощью сверла d=6мм, промазываем стыки столярным клеем, фиксируем рейки относительно друг друга, стыки закрепляем с помощью саморезов.
С помощью петли присоединяем к задней рейке 39 см по центру заднюю опору 154 см. Регулируем её по длине. Для крепления также использую сверло d=6 мм.
Устройство полочки для подрамника: нам потребуется наличник шириной 5 см, длинной 60 см. Всего 3 таких куска. Сверлом d=8 мм делаем два отверстия на расстоянии 15 см от края. С помощью молотка и гвоздей скрепляем две планки между собой под углом 90 градусов, таким образом, чтобы они представляли собой полочку. Задняя планка будет являться держателем этой полочки.
Даём клею просохнуть и на следующий день заканчиваем сборку мольберта: ставим его в горизонтальное положение, устанавливаем полочку для подрамника. Регулируем её по высоте. Закрепляем навесной крючок, фиксирующий заднюю опору. На свой вкус Вы можете подобрать бесцветный лак, морилку или краску. Вот теперь Ваш мольберт полностью готов!
Материал предоставлен площадкой для творчества «СВОИМИ РУКАМИ».
Источник
Делаем мольберт раскладной
Я решил сделать мольберт и показать вам, как его можно сделать в домашних условиях.
Инструменты: дрель, шуруповерт, пила.
Материалы: 4 рейки (2*4,5 см) длиной 2 метра, несколько планочек 2*3 см, болты, анкеры металлические.
Итак. На фотографии изображены 3 рейки, потому что не сильно подумав заранее о том, сколько мне их понадобится, решил, что хватит и трех. Но их нужно было 4! Поскольку это мой первый опыт создания мольберта, то тут у меня присутствуют некоторые оплошности и кое-какие этапы можно упростить, сделав процесс изготовления мольберта более легким.
Нам нужно сделать 3 детали по 120 см. Одну 28 см и одну 50. Это у нас будет основа мольберта. Назовем эту композицию так.
Эти детали — то, на чем подрамник будет стоять и то, чем он будет зажат сверху. Верхняя часть (слева) — 4 детали по 15 см, нижняя часть (справа) — 15, 30, 50, 50 см соответственно. И маленькие кусочки, в количестве четырех штук по 4,5 см в длину:
Здесь у нас то, что будет держать наш мольберт. Его третья нога и опора этой ноги — 115 см и 50 см:
Проходимся наждачной бумагой по всем нашим заготовкам. Особое внимание следует уделять краям, немного скругляя их:
Раскладываем переднюю часть на столе в том виде, в каком она должна быть. Общая высота — 180 см:
Места соединений смазываем клеем:
А потом прикручиваем саморезами:
Получается вот такая штуковина:
Обнаруживаем остатки клея:
Мокрой тряпкой вытираем клей:
Теперь пришла очередь соединять детали, которые будут держать подрамник. Слева — верхняя, справа — нижняя.
Рассмотрим соединение нижней детали. Верхняя собирается аналогично. Прикручиваем так:
Прикручиваем заднюю часть:
Приклеиваем брусочки, которые буду позволять нашей детали плавно и без перекосов перемещаться по вертикальной направляющей мольберта:
Для удобства приклеивания, я прижал склеиваемые детали зажимками:
С задней части нашей основы мольберта прикручиваем петлю для третьей ноги:
Прикручиваем саму «ногу» к петле:
Далее прикручиваем маленькую петельку для фиксатора «ноги»:
И прикручиваем сам фиксатор к раме. В итоге получается вот так:
Просверливаем дырки в обоих деталях и вставляем туда болт с барашковой гайкой сзади для фиксации. Как я потом понял, лучше просверливать дырки до того, как подвижные детали буду присоединены к раме:
Получается пока что вот так:
А вот наша нижняя деталь, которая будет держать подрамник или что-то ему подобное:
К ней нам нужно приделать вот такое. А именно, прикладываем оставшуюся деталь, которую мы отпилили, размечаем места соединения. Просверливаем так, чтобы не выйти насквозь в нижней детали:
В отверстие нижней детали вставляем анкер:
Получается вот такое нечто. Можно было все сделать немного попроще, но мне хотелось, чтобы спереди мольберта не были видны металлические детали.
Для фиксации на вертикальной части мольберта вкручиваем болт руками и зажимаем барашковой гайкой:
Точно также поступаем с верхней частью держателя подрамника. И мольберт готов:
Очень надеюсь, что кому-нибудь это пригодится.
Многие этапы можно подкорректировать и упростить, но, поскольку это был мой первый опыт, это не считается.
Прошу прощения за косноязычное изложение процесса!
Спасибо за приятные комментарии в МК про зеркало и полочки !
Источник
Мольберт своими руками — разновидности, чертежи с размерами для создания своими руками. Поэтапная инструкция для начинающих
Вы увлеклись живописью и рисунком, после чего начали задумываться об оборудовании в домашних условиях собственного рабочего места художника. С чего начать? Конечно с мольберта! А почему бы и не попробовать сделать мольберт для рисования самостоятельно, сэкономив при этом деньги?
В данном материале мы расскажем, как быстро и легко сделать мольберт для рисования своими руками.
Предназначение мольберта в живописи
Использование мольберта позволяет художнику грамотно организовать рабочее пространство. Мольберт позволяет расположить полотно на уровне глаз. Поэтому художник целиком охватывает взглядом изображение с учетом освещения, что позволяет точнее передать цвета, тени, глубину, перспективу изображения, композицию.
Виды мольбертов по назначению и конструкции
На сегодняшний день выбор мольбертов необычайно широк, разнообразие моделей можно оценить на картинках ниже. Модели могут отличаться внешним видом, размером, материалом, способом установки, быть стационарными или мобильными, складными или разборными.
На выбор модели мольберта влияют вид творчества (портреты, пейзажи и др.), место работы (студия, домашняя мастерская, природа), размер будущей картины, необходимый наклон в работе, возраст художника (для детских мольбертов особые требования).
Сравнительная таблица характеристик
Мы объединили основные характеристики мольбертов в общую таблицу, чтобы облегчить вам процесс сравнения и выбора лучшего.
Pinax TE-04B | Малевичъ Комплект (113022) | DINART Лира (МЛС-175-СС-ПЛ-5070) | Художник Лира №3 (ННЛИРА-НН1) | Невская палитра тренога (DK15301) | Nika двусторонний Растущий (М2Л) | BRAUBERG Хлопушка (190659) | |
Размеры, см | (ДхШ) 33.50х26 | (В) 170 | (В) 175 | (В) 173 | (ВхШ) 160х80 | (ВхШ) 107,5х51,6 | (ВхШ) 120х60 |
Материал | дерево (бук) | дерево (сосна) | дерево (сосна) | дерево (сосна) | металл (алюминий) | металл (нерж.сталь), пластик, ДСП | дерево (сосна) |
Размещение | настольное | напольное | напольное | напольное | напольное | напольное | напольное |
Вес, кг | 1 | 5,8 | 5 | 3,8 | 1,1 | 6,2 | 7 |
Простая конструкция в виде буквы «А» (конструкция на трёх стойках), придуманная художниками эпохи Ренессанса. Это универсальный напольный раскладной мольберт, наиболее популярный в живописи. Он может быть стационарным и мобильным, использоваться дома и в студии.
Подходящий мольберт для обучения живописи, а также для выставок картин благодаря изящной конструкции. Однако такой мольберт не подходит для акварели и других водных техник, так как его нельзя повернуть горизонтально для того, чтобы работа высохла.
Какой делать первым?
Допустим, вы уже определились – да, мне нужен постоянный мольберт. Мольберты бывают, во-первых, напольные и настольные. Во-вторых, те и другие – стационарными или складными передвижными (мобильными/походными, носимыми или возимыми). Если ваш ребенок любит рисовать и проявляет хорошие задатки в этом, то на первых порах ему понадобится один универсальный настольный мольберт для рисования (для акварели) см. далее. Если же вы намерены сами серьезно заниматься живописью, вам будет нужна пара напольных, стационарный и передвижной, и как минимум один настольный.
Тренога
Тренога – подставка на трёх точках опоры, основным достоинством которой является компактность, небольшой размер, легкость. Наименее устойчивый и не столь надёжный, как другие мольберты. Однако подходит для новичков, художников, работающих на улице и у заказчиков на дому.
Пуфик своими руками: ТОП-190 фото лучших схем и чертежей. Мастер-класс по изготовлению своими руками с полным описанием этапов работы
Как написать сценарий: рекомендации и лучшие способы написания сценария. Пошаговые мастер-классы для начинающих с подробными описаниями этапов
Напольные
Подрамник с загрунтованным холстом весит несколько кг; большой – до нескольких десятков кг. Но он должен легко и просто устанавливаться на мольберт, так же сниматься с него, однако надежно удерживаться на мольберте во время работы. Холст (бумага, картон, доска) должны быть достаточно, ровно и прямо освещены, для чего источник рабочего освещения располагается невысоко позади художника, но холст не должен им затеняться при работе и сидя, и стоя.
Основные типы напольных мольбертов для станковой живописи были выработаны еще в начале Возрождения и описаны Вазари в его «Жизнеописаниях». Складной мольберт-тренога (поз. 1 на рис. ниже) – передвижной. Его сделать проще всего, много места в хранении он не занимает и пригодится, если размеры картины не превышают прим. 100х80 см, а каждый рабочий сеанс длится недолго. Полотно на треноге никак не фиксируется, оно просто лежит на мольберте. Если его опоры (или опору, см. далее) поставить высоко, достаточно большое полотно оказывается неустойчивым. Если же поставить полотно низко, то, работая стоя, его трудно осветить равномерно и устают глаза, а работая сидя над большим полотном, рука на весу скоро устает; терять же верность глаза и твердость руки живописцу никак нельзя.
Основные типы мольбертов для станковой живописи
Примечание: то об одном, то о другом мастерах Возрождения ходит легенда. Некий богатый ценитель и меценат (обычно называют Лоренцо Медичи Великолепного) решил пригласить его к себе для работы и послал для этого кого-то из своих присных. Тот, ничего не смысля в живописи, но желая выслужиться, потребовал от художника пробную работу. Вариант легенды – посланец возжелал заполучить даром свой портрет работы великого мастера. Тот пожал плечами и от руки нарисовал круг так же ровно и точно, как циркулем; посланнику ничего не осталось, как предъявить повелителю такую пробу. Он, сразу поняв, что произошло, расхохотался, к мастеру поехал сам (вариант – отправил личное послание с приглашением), а не в меру ретивого слугу понизил в должности.
Мольберт-лира (поз. 2) назван так за отдаленное сходство с древнегреческим музыкальным инструментом; что ж, без развитого ассоциативного мышления в искусстве и литературе делать нечего. Мольберт-лиру можно считать универсальным из напольных: на него можно ставить полотно размером прим до 1,2х1,8 м, и в то же время он может быть как стационарным, так и передвижным. Мольберт-станок, поз. 3, (откуда – станковая живопись) используется для создания картин больших размеров вплоть до необычайных.
Примечание: М. В. Ломоносову для мозаики «Полтавская баталия» пришлось построить уникальный станок, выдержавший при испытании нагрузку в 300 пудов (4,8 т).
О наклоне полотна
Проблема освещения холста достаточно просто решается наклоном полотна на 10-20 градусов. У мольбертов треноги и лиры он получается естественным образом. На мольберт-станок с той же целью при создании картин обычного размера подрамник ставится на подпорках, поз. 4 на рис. выше; при работе с очень большими полотнами проблемы освещения холста как правило не возникает, т.к. источник света и так оказывается над головой художника.
Зачем еще станок
Живопись сильными широкими мазками
Художники, работающие сильными широкими мазками, как напр., на рис.справа, не очень-то жалуют мольберты-лиры. Если энергично выполненные картины писать с них, то, увлекшись работой, можно так надавить на кисть углу полотна, что… нет, мольберт не опрокинется и полотно из него не вывалится. Но подастся под кистью, мазок «уйдет», а мастеру придется констатировать, что работа испорчена. Дилетанту скорее всего будет все равно, что там как намазано, но ведь живопись давно ушла от буквальной передачи натуры. Поэтому, если вы намерены осваивать технически экспрессивные манеры работы, вам понадобится прочный и устойчивый стационарный мольберт-станок или, для полотен прим. до 1,5х1,5 м, т. наз. полустанок (ударение на второе «о»), см. далее.
Тренога
По указанным выше причинам мольберт-тренога непригоден для выезда на плэнер, хотя не тяжел и в сложенном виде компактен: на открытом воздухе полотно с него может просто сдуть порыв ветра или ненароком столкнуть случайный зевака. Тем не менее, кроме новичков/учеников, мольберт-треногу или несколько таких почти всегда держат в запасе художники, много работающие на дому у заказчика: треногу не трудно принести на место и унести обратно хоть пешком. Есть (по крайней мере, точно были) портретисты, умудрявшиеся таким образом выполнять до 5-6 работ параллельно: разнес мольберты по заказчикам, поставил, и бегает день-деньской от одного к другому. Пока доберется к очередному, рука и глаз успевают отдохнуть.
Повторить готовый покупной мольберт-треногу своими руками сложно: нужен т. наз. треух – тройник с тремя парами лап под углами в 120 градусов по горизонали, в которых на осях поворачиваются ноги. Ограничителями раскладывания являются скосы торцов ног. Подобные системы применяются в фото- и видеоштативах, которые тоже можно использовать как мольберт, см. далее. В треноге, которая мольберт, в передних спереди насверлены отверстия (см. рис. выше) в которые вставляются штыри; на них опирается полотно. Сверловка и заготовка опорных штырей тоже требуют не мало труда, но все это можно упростить буквально до получаса-часа простейшей столярной работы, если делать мольберт-треногу по своему росту, манере работы и предпочитаемым размерам полотен. Мольберт получится стационарным (не складным), но ведь вам же и не бегать целыми днями по заказчикам.
Студийный мольберт-станок в виде буквы «H»
Профессиональные художественные подставки, с расширенным, по сравнению с «лирой», функционалом. Такой мольберт имеет фиксаторы для холста, регулировки высоты и угла наклона для лучшего освещения.
Подходит для больших работ, благодаря жесткой конструкции и массивности. Может использоваться для работ в технике акварель и гуашь, если конструкция предусматривает поворот параллельно полу для сушки полотна.
Этюдник
Этюдник предназначен для пленэров – работе на природе. Это переносной мольберт, который можно носить на плече или спине, как рюкзак. Конструкция мольберта представляет собой ящик для хранения и переноса бумаги, краски, кистей.
Складные ножки позволяют легко транспортировать мольберт и быстро собирать его на природе.
Критерии
На что ориентироваться при выборе той или иной модели, если производителей несколько? Как раз фирма-производитель не самое главное. Товар можно с уверенностью назвать хорошим, если:
- Корпус деревянного изделия не имеет никаких (даже еле заметных) дефектов.
- Этюдник имеет небольшой вес. Самые легкие модели производятся из липы, они оптимальны, если начинающий художник еще слишком мал.
- Конструкция не слишком сложная. В противном случае есть вероятность, что какой-то элемент быстро придет в негодность, ведь этюдник часто и активно используют на природе.
- В изделии предусмотрена его фиксация в открытом состоянии. Такая конструкция обеспечит сохранность рисунков при неожиданном порыве ветра.
- В комплект входит палитра, выполненная из оргстекла, такая «пластинка» очень легко очищается.
- К этюднику прилагаются ножки. Лучший вариант — металлические элементы, а именно — алюминиевые, заостренные на концах. Деревянные опоры могут верой и правдой служить в помещении, но не на пленэре, ведь этот походный мольберт и был придуман для рисования на открытом воздухе.
Так как этюдник своими руками собрать не очень сложно, то работа мастера не должна испугать. Если такой вариант не слишком впечатляет, лучше купить готовое, почти идеальное изделие, избежав при этом возможных поломок самодельной конструкции в тот момент, когда внезапно нахлынет вдохновение.
Также вы можете сравнить цены на этюдники:
Другой отличный способ — усовершенствование когда-то купленной модели. Как можно доработать конструкцию, можно посмотреть в этом видео:
Мольберт-мачта
Мольберт-мачта – лёгкий мольберт, предназначенный для экспозиций.
Как сделать копилку своими руками — лучшие способы изготовления копилки своими руками. Подробный мастер-класс для начинающих с фото и видео
Холодный фарфор: особенности и способы изготовления в домашних условиях. Обзоры лучших рецептов + 120 фото
Преимущества самодельного мольберта
Экономия и возможность изготовления мольберта по индивидуальным запросам – это основные плюсы в его самостоятельном изготовлении.
При всём богатстве выбора у художника, особенно начинающего, часто возникает вопрос, на что потратить средства, отложенные на хобби: на качественные краски, кисти, бумагу, холст или приобрести мольберт?
На красках и кистях экономить не стоит, так как их выбор отразится на качестве работы, а вот изготовить мольберт своими руками в домашних условиях вполне посильная задача.
Двусторонний
Вулкан своими руками в домашних условиях. самодельный вулкан. модель вулкана своими руками из бумаги и бутылки
Двусторонние мольберты подойдут для использования в классах по рисованию. Потребуется минимум деталей. Изготовить его легко и просто, даже ребенок сможет принять в этом участие.
- Напилить 4 бруса одинаковой высоты, 2 бруса длиной 50 см, 2 штуки по 40 см, сделать один круглый брус длиной 60 см (на нее надевается рулон бумаги) – эти вещи понадобятся для изготовления двустороннего мольберта.
- Найти центр у длинных опор, саморезами к ним прикрепить поперечины длиной в 50 см.
- Просверлить боковые брусья для круглой рейки, на которую надевается бумага.
- Вырезать лобзиком запил в дереве под шуруп. Так как боковой брус цепляется за крючок на вторую стойку. Это сделано для быстрого разбора хлопушки и удобства хранения.
- Прикрепить эти 2 бруса шурупами с одной стороны, а с другой повесить на саморез.
- Вставить рулон бумаги в отверстие на брусьях.
- Прикрепить фанерные листы с обоих сторон шурупами.
Материалы и инструменты для самодельного мольберта
В домашних условиях можно использовать любые имеющиеся материалы:
- столярную плиту (подойдет также столешница, дверца шкафа),
- рама,
- лист фанеры,
- доска,
- деревянные бруски,
- металлический профиль,
- полипропиленовая труба.
Как сделать домик из картона: 140 лучших фото детских поделок своими руками + пошаговая инструкция изготовления с простыми схемами
Светильник роза своими руками — пошаговые инструкции создания светильника своими руками + оригинальные идеи оформления с фото-обзорами
Но наиболее практичным и доступным является такой материал как деревянный брус, преимущественно, из сосны. Бук – идеальный материал для мольберта, используется в элитных долговечных моделях.
При работе с деревом стоит подготовить такие расходные материалы для скрепления деталей как:
- саморезы,
- финишные гвозди,
- болты и гайки,
- рояльные петли (навесы),
- мебельные откидные кронштейны,
- замочки,
- защёлки,
- крючки.
Также в работе понадобится клей ПВА «Столяр» (можно воспользоваться и универсальным густым ПВА), лак акриловый или любой другой для защиты поверхности древесины.
Основной набор инструментов включает в себя:
- пилу,
- лобзик,
- ножовка по дереву,
- шуруповёрт или отвёртка,
- дрель с набором свёрл разного размера,
- молоток,
- шлифовочная машинка или ручные приспособления для ошкуривания (наждачная бумага).
В представленных ниже мастер-классах предлагаются этапы изготовления наиболее подходящих для начинающих художников мольбертов, не требующих особых усилий.
Разборный
Разборный мольберт создается из дерева, скрепленного болтами с барашками, чтобы их можно было легко раскрутить и прикрутить обратно, когда понадобится.
Для его изготовления человек должен сделать следующие шаги:
Такой мольберт можно поставить в дальний угол комнаты и накрыть тканью, если нет надобности его использовать. Либо положить на антресоль шкафа. Разборные части и размеры позволяют делать с ним все, что угодно.
Все представленные выше мольберты, которые можно сделать своими руками по чертежам с размерами, исключительно простые и универсальные. Добавляя определенные компоненты к ним, можно получить модернизированный, переносной или стационарный мольберт. Главное не бояться экспериментировать.
Оформление статьи: Натали Подольская
Мольберт Лира
Современные варианты этого классического складного мольберта могут быть настольными или устанавливаться на полу. Передняя часть мольберта изготавливается из трех вертикальных брусков и двух поперечных, соединенных между собой в виде буквы А.
Пошаговая инструкция изготовления:
Подготовить центральную рейку длиной примерно 1500 мм, две боковые рейки длиной около 1700 мм и заднюю опорную рейку длиной 1600 мм. Подготовить две поперечные рейки длиной 400 мм и 55 мм, закрепить их на центральной реке перпендикулярно ей: реку длиной 55 мм внизу, рейку длиной 40 мм — на расстоянии 55 мм от верхнего края.
Закрепить боковые рейки с конструкцией так, чтобы центральная планка выступала над боковыми рейками вверх, как на рисунке. Установить полочку для поддержки картины перпендикулярно. Соединить с помощью рояльной петли опорную ножку с центральной рейкой.
В процессе работы ножка фиксируется с помощью шнура, цепочки и т.д. Мольберт быстро устанавливается, подходит для набросков, учебных работ в студиях, где в конце работы мольберты убираются в шкаф.
Хлопушка
Для мольберта-хлопушки понадобится изготовить две одинаковые стойки в виде рамы высотой 1200-1700 мм, которые можно легко складывать друг с другом. Размер мольберта зависит от возраста заказчика и условий использования (для рисования стоя или сидя на стуле).
Рамки изготавливаются из просушенного бруска прямоугольного сечения (50 на 20 мм).
Пошаговая инструкция изготовления:
Вырезать из листа фанеры толщиной 6-8 мм полотно размером 600 на 700 мм. Заготовить 4 бруска длиной 1200-1700 мм, 6 брусков длиной 500 мм, 1 брусок длиной 600 мм.
Собрать из двух длинных и трех коротких брусков рамки с помощью саморезов. Одним коротким бруском соединить длинные бруски в верхней части, вторым на высоте 650 мм от верха, третьим – усилить конструкцию внизу, прикрутив на расстоянии 100 мм снизу. Повторить те же действия со второй рамкой. Прикрутить брусок длиной 600 мм вертикально внутри верхней части рамки для усиления конструкции.
Закрепить лист фанеры на второй рамке. По желанию, выпилить и присоединить полочку из остатков фанеры шириной 150 мм. Соединить готовые рамки в верхней части с помощью рояльных навесов.
7.Выполнить из реек сечением 20 на 12 мм фиксаторы длиной около 50 см, закрепить на ножках с помощью болтов, барашков, шайб и гаек. Такой крепёж позволит быстро собирать и разбирать мольберт для перемещений и хранения.
Образец для подражания
Приведенная схема позволит начать работу, не отвлекаясь на дальнейшие поиски. Корпус этюдника ничем не отличается от формы обычного небольшого чемодана. Это коробка, изготовленная из фанеры. Нижнюю часть и крышку делают одинаковыми по длине и ширине — 500 и 350 мм соответственно, однако высота отличается: у корпуса она составляет 60 мм, у верхней части — всего 25.
Для боковых стенок этюдника можно использовать любой материал: как рейки, так и фанеру, толщина элементов — от 10 до 12 мм. Количество внутренних перемычек зависит от того, сколько отделений понадобится для комфорта художника.
Тренога
Простейший мольберт тренога изготавливается в домашних условиях за очень короткое время. Он может быть любого размера и использоваться для экспозиций и для рисования. Для изготовления треноги среднего размера понадобится квадратный брус сечением 40 мм и болт длиной 140 мм, диаметром 10-12 мм.
Пошаговая инструкция изготовления.
Подготовить три одинаковых бруска длиной 1400 мм для ножек и один брусок длиной 1000 мм для опоры. Просверлить в верхней части брусков отверстия для болта, соединить детали между собой с помощью болта и гайки-барашка, как на рисунке. Отверстия для болта на двух передних ножках выполняются чуть больше диаметра болта.
Средняя ножка является задней опорой мольберта, отверстие для болта просверливается точно по диаметру, чтобы ножка свободно отходила назад, но сохранялась устойчивость конструкции. Закрепить брусок длиной 1000 мм на передних ножках. Вид конструкции спереди напоминает букву А.
Дополнительно можно соединить передние ножки с задней с помощью шнура или цепочки.
Настольный мольберт
Определившись с моделью и подготовив материалы и инструменты, желательно подготовить эскиз или чертёж изделия. Для этого можно воспользоваться предложенными картинками чертежей.
Размер мольберта выбирается в соответствии с форматом бумаги для рисования А4 или А3. Для работы нужно подготовить сухой брус, лист фанеры, рояльную петлю и шурупы.
Пошаговая инструкция изготовления:
Вырезать из листа фанеры прямоугольник по размеру листа бумаги, оптимально формата А3.
Изготовить из брусков сечением 40-50 мм прямоугольное основание с пазами для упора, с помощью которого изменяется наклон листа фанеры. Размер готовой рамки при складывании мольберта будет примерно соответствовать листу фанеры или быть чуть меньше его. Ширина пазов соответствует ширине брусков, из которых выполнен упор.
Упор — рамка из брусков сечением чуть меньше ширины запилов на основании мольберта. Верхнюю часть упора лучше изготовить из скругленного бруска или металлической шпильки, чтобы обеспечить подвижность конструкции.
На задней части фанеры закрепить отрезок бруса с выполненным в нем внутренним пазом для верхней части упора. Вставить брусок или шпильку в паз, соединить с оставшимися 3-мя брусками.
Соединить лист фанеры с готовым упором и основание с запилами при помощи рояльной петли. Такое крепление позволит изменять угол наклона и складывать мольберт для хранения. По желанию прикрутить внизу листа фанеры полочку для красок и кистей.
К нижней части основы можно приклеить куски кожи или войлока, чтобы защитить стол от царапин.
Аналогичным образом можно изготовить похожий мольберт, в котором вместо листа фанеры (при её отсутствии) используется рамка из брусков.
Еще один трансформер
В быту нередко встречается устройство, также обладающее большим потенциалом трансформации – фото/видео штатив. Применительно к теме данной статьи это значит, что на его основе можно сделать мольберт, сочетающий в себе полезные качества треного и лиры. Причем самый штатив не потеряет пригодности к использованию по прямому назначению. Что весьма ценно, т.к. творческая фотография и живопись родственные виды искусства.
Примечание: видеоштатив отличается от современного фотографического только расстоянием между осями штативного винта и подпружиненного штыря, удерживающего камеру от проворота. Но прежде без этого штырька прекрасно обходились, так что на видеоштатив можно ставить фотокамеру, и наоборот.
Современные штативы для использования как мольберты практически никакой переделки не требуют: их интегрированная поворотно-наклонная штативная головка – отличный верхний захват для живописного полотна. Достаточно прикрепить к ногам винтовыми хомутами штатива опору полотна из отрезка металлического уголка (поз. 1 на рис.), и легкий, удобный, надежный передвижной мольберт готов.
Как сделать мольберт из фото/видео штатива
Со стационарным мольбертом из штатива дело еще проще: нижнюю опору, она же полка, вырезают из фанеры, как показано на поз. 2. Ее упорами снизу будут соединители колен, из которых состоят ноги штатива, а устойчивость полке придаст само полотно, поджатое сверху наклоненной штативной головекой. Как фотоштатив превратить в походный мольберт, более легкий и удобный в переноске, чем этюдник, см. также ролик:
Видео: переносной самодельный мольберт
Функционал штатива-мольберта можно расширить до недостижимого на традиционных мольбертах по способу, показанному на поз. 3. Штатный штативный винт с резьбой 1/4” (машинной, не трубной!) вывинчивается, если потянуть его на себя; он обычный невыпадающий, и потом его можно завернуть обратно. Поскольку головка болта на живописном планшете ни к чему, на штативную площадку крепится опорная, в которой утоплена головка болта, и уже к ней планшет, поз. 4. Теперь его (планшет) можно поднимать-опускать, наклонять и поворачивать как угодно. Хотите писать небо с натуры, лежа на спине – пожалуйста, с мольберта-штатива и это возможно. А если вдвинуть ноги полностью, получим отличный настольный мольберт из штатива, поз. 5.
Мольберт из фото/видео штатива выдержит и техническое живописное полотно (подрамник с загрунтованным холстом) размерами до прим. 1х1,5 м, но для его установки придется сделать приспособление, устройство которого показано на рис:
Приспособление для установки на мольберт из штатива подрамника с холстом для живописи
Опорная площадка выполняется из 6-10 мм фанеры 2-х ярусной, как показано в разрезе на поз. 1. Ее размеры прим. 20х25 см; вынос установочного бортика прим. 2-2,5 см. Соответственно площадке делается 3-х ярусная обойма, плотно надевающаяся на площадку сверху. Обойму крепят с тыльной стороны полотна, как показано на поз. 3, ставят его на площадку – и можно писать небо с натуры.
Хороший штатив все-таки недешев, хотя стоит много меньше мольберта. По случаю можно приобрести совсем недорого старый советский штатив, но при его переделке в мольберт возникнут определенные трудности, т.к. некоторые ответственные детали «совштативов» формовались из хрупкого тонкого силумина. Перво-наперво нужно вывинтить рукоять наклона головки, высверлить ответную резьбу в ее гнезде, бывшую резьбовую часть опилить по длине насколько возможно (показано красной стрелкой на поз. 1 след. рис.) и фиксировать наклон головки гайкой-барашком, навинченной на теперь выступающий хвостовик рукояти наклона (зеленая стрелка). Без этого многие советские штативы не держали и «Зенит-Е» с портретником «Гелиос-40»: или камера «клевала носом», или резьбу на силумине слизывало, или он самый лопался. Не доработанный старый штатив вряд ли удержит в нужном положении и фанерный планшет 40х60 см, а уж полотно точно провернется вниз до упора.
Особенности переделки в мольберт старого советского фотоштатива
Далее, штативная площадка старых штативов несъемная. Поэтому снимаем штатный переходный винт с 3/8” (старая штативная резьба) на 1/4” (зеленая стрелка на поз. 2. Винт на 3/8” тоже невыпадающий и держится вроде бы только накладкой из текстолита (поз. 3) или тонкой стали с радиальным разрезом, но вытащить винт не получается: его головка упирается в неразборную силуминовую опору. Которая, кстати, тоже часто лопалась, и ее приходилось чинить всякими-разными способами, что и видно на поз. 4. Но винт 3/8” все равно не извлекался, разве что опору нужно было бы сломать совсем. Нет, не нужно. Надо бокорезами №4 (или №2 – №3, у кого руки-крюки) аккуратно обкусать фасонную гетинаксовую головку винта 3/8” (красная стрелка на поз. 4), и тогда его латунный сердечник «со скирипом», но вытаскивался. Во конструкция! Чисто советская в худшем смысле. Ну, а после этого поставить на штатив опорную площадку под планшет или полотно уже можно как описано выше.
Примечание: под мольберт лучше все-таки приспосабливать современный фото/видео штатив. Он много прочнее и легче старья, а его несущая способность позволяет ставить на штатив не только планшет или полотно, но и весь этюдник; в т.ч. самодельный недорогой удобный, см. напр. видео:
Детский мольберт
Мольберт для детей можно изготовить в нескольких вариациях, но все они имеют общие требования с учётом безопасности и удобства для детей. Мольберт изготавливается из легкого прочного бруса, хорошо шлифованного.
Высота мольберта рассчитывается из роста ребёнка, не желательно, чтобы он в своей верхней границе был не выше головы. Конструкция мольберта напоминает «хлопушку». Отличие в том, что вместо бруса используются более тонкие легкие рейки шириной 40 мм.
Пошаговая инструкция изготовления:
Напилить 2 бруска длиной 1000-1200 мм, закруглить углы, просверлить отверстия в верхней части для болтов диаметром чуть меньше диаметра болтов. Сделать запилы шириной 40 мм для крепления поперечных реек в соответствии с рисунком. На четырёх брусках на расстоянии 440 мм сверху, на двух задних на расстоянии 60 мм сверху и 130 мм снизу.
Напилить 3 бруска для поперечных перекладин длиной 400 мм, установить их в месте запилов. Зафиксировать обе половинки мольберта с помощью болтов в верхней части.
Изготовить полочку для красок из листа фанеры 4-6 мм размером 400 на 400 мм. Положить и зафиксировать саморезами на поперечных брусьях. Выкроить из этого же листа фанеры переднюю панель по размеру, закрепить саморезами.
Дополнительные советы по изготовлению детских мольбертов
Детский мольберт можно изготовить двусторонним, чтобы детям было интереснее заниматься творчеством вместе. Для этого лучше взять за основу конструкцию хлопушки и закрепить листы фанеры с двух сторон.
Вместо боковых фиксаторов, как у хлопушки, можно закрепить поперечные рейки между двумя стойками. По центру реек просверлить отверстие диаметром круглого в сечении бруска, на котором будет размещаться рулон бумаги для рисования.
Для фиксации бумаги на фанере можно использовать дополнительные поперечные рейки, как на рисунках (на фото).
Дополнительную полочку для рисовальных принадлежностей можно разместить внизу мольберта, между двух половинок. По краю полочек необходимо проложить бордюр из штапика или тонкого бруса, чтобы фломастеры и кисти не скатывались.
Чтобы сделать конструкцию разборной, поперечные планки закрепляются с одной стороны, с другой стороны используется болт-барашек или крючок с петлёй.
Любой мольберт можно собственными усилиями модернизировать под свои потребности, сделать его разборным, складным или более устойчивы, можно изменить размер, дополнить приспособлениями для удобства размещения красок, бумаги, кистей.
Благодаря предложенным выше инструкциям можно изготовить мольберт, подходящий под каждый индивидуальный случай: для работы в студии среди начинающих живописцев, для организации творческого досуга детей, для работы на выезде, для серьезных творческих работ, требующих значительного времени.
Источник