- Что такое ангоб, как его сделать и декорировать им
- Как сделать ангобы для керамики
- Техники декорирования
- Применять или нет
- Уроки гончарного дела
- Добро пожаловать в мир керамики!
- Дерево. Часть 2
- Что такое ангоб, техника ангобирования
- Что такое ангоб
- Разновидности ангобов
- Основные характеристики ангобов
- Изготовление ангобов для керамики
- Техника ангобирования
Что такое ангоб, как его сделать и декорировать им
Ангобом называют цветную глину, используемую для грунтования или росписи сырой заготовки, маскировки не желательного цвета, создания объемных элементов и фактурных участков на плоскости. Ввиду того, что материал не расплавляется полностью — на поверхности изделия образуется пористая поверхность. Ангоб дает мягкие тона и плавные переходы. Необходимо учитывать сочетаемость глины и используемого ангоба, потому как при обжиге, ввиду разницы структур, не произойдет должного сцепления. Важно сопоставлять дисперсность, влажность материалов. Как сделать ангобы для керамикиНаиболее простой способ самостоятельного приготовления- взять шликер цветной глины и пропустить через мелкое сито. Влажность такого сырья колеблется в пределах 35-50%. То есть смесь достаточно жидкая, по своей консистенции. Для получения белого ангоба проще всего использовать каолин и кварцевые примеси, глицерин и ПЭГ. Другой вариант составить покрытие — смешать белую глину с нужными пигментами. В результате получится цветной ангоб. Этот прием сделает возможности декора безграничными. Зачастую используются керамические пигменты и краски, соли металлов, но, в некоторых случаях применимы оксиды металлов. Особенностью последних является то, что окончательную цветовую гамму они приобретают после обжига, под глазурью. Например, придать кросножгущейся глине красивый синий оттенок поможет покрывной состав из беложгущейся и сернокислого кобальта. Оксид марганца даст бурые оттенки, окись хрома- изумрудный, окись железа — красные цвета, никеля — янтарные, а чтобы получить черный, — следует смешать хром, марганец и кобальт. Получение желаемых оттенков потребует опыта и многих экспериментов. Делая очередную пробу, имеет смысл записывать пропорции. Для этого потребуется длительный помол. В классическом варианте — ангобные изделия покрываются прозрачной глазурью, но в некоторых случаях — используется цветная. Отдельная категория — черный ангоб . Его можно произвести путем смешивания с цветовым пигментом или купить готовый. Однако, существует рецепт, который предполагает добавление табачной вытяжки. Для основы — глина РА доводится до консистенции шликера. Состав красителя — черный ангоб, в состоянии 1% кефира, 3-х дневный настой листового табака (сырье заливается кипятком на 2-2,5 см). Смешивание в пропорции 1:1. Нанесение производится капельным методом, кисть, при этом, не касается черепка. Любуйтесь видом павлиньих перьев или растущим деревом. Смесь для изменения адгезивных свойств готового продукта, например, черепицы, готовят с добавлением кремнезема или флюса. Некоторые мастера добавляют битое оконное стекло, полевой шпат и другие компоненты. В придании рельефа, даже уже обожженному черепку, также поможет флюсный ангоб. Такую технологию использовали еще в древней Греции, для создания тонкого лаково-глянцевого покрытия. После обжига, ангоб с пигментом без других примесей, дает матовый оттенок. Это означает, что гигиенических водоотталкивающих свойств он не имеет. Такой эффект более выражен, в случае недожога. Если работа перегрета, то появится легкий блеск. Ангобы для керамики — это, по сути, то, что можно приготовить, практически из подручных материалов керамиста, получая при этом, удивительные эффекты. На просторах сети мастера-испытатели делятся своими находками как сделать ангоб с опробованием разных рецептур. Однако, необходимо помнить, что предложенный способ в печи, отличающейся по температуре, может повести себя немного иначе, чем описано у автора. Существует особый вид ангоба — барботин. Такой вид подходит только для частичного декора. Плотность раствора гораздо выше обычного, для загущения добавляется сахарный сироп или гуммиарабик, и глицерин — с целью пролонгирования вязкостных свойств. Техники декорированияПокрытие ангобом осуществляется несколькими способами: поливанием, погружением, спонжированием, с помощью пульверизатора. Влажность заготовки колеблется в пределах 20 % +- 2%. Если произошло превращение в кожетвердое состояние, то возможно только осторожное напыление. Разнообразны и техники покрытия. Роспись кистью делается по кожетвердому материалу или уже обожженному, очень тонким слоем. Густота укрывного сырья должна быть как жидкая сметана. Окунание — подходит не только для мелких работ, но и для больших. Напыление — наиболее совершенный способ декорирования ангобами, особенно удачен для оформления рельефных работ. Плавный переход цвета также удачно выйдет, при использовании аэрозольной техники. Сграффито — производится процарапыванием до нижнего слоя, который, зачастую, более контрастный, относительно верхнего. Применяется в кожетвердом состоянии или после обжига. Техника нанесения предполагает поперечную укладку слоев, относительно друг друга. Мраморизация — существуют 2 способа. В первом варианте — черепок окунают в белый ангоб , быстро вынимают и подсушивают губкой. Второй способ предполагает поливание белым ангобом из ковшика. После чего наносят цветной сюжет, затем быстро вращают и стряхивают. Фляндровка — осуществляется посредством нанесения нескольких цветов покрытия из резиновой калячницы. Получаются толстые линии, которые растушевываются в перпендикулярном направлении острым предметом. Действие следует производить быстро, — потеря влаги ведет к снижению эластичности. Рожковая роспись — жидкий ангоб, помещается в калячницу, после чего происходит нанесение рельефа на сырую или кожетвеордую поверхность. Во втором случае получившийся результат должен подсохнет до однородности. После — обжиг и покрытие прозрачной глазурью. Применять или нетНередко от использования ангобами отказываются в пользу глазури. Так происходит из-за сложности подбора рабочих составов, кропотливости нанесения, — если слой будет слишком тонким — он выгорит, слишком толстый — рискует отвалиться в скором времени, ввиду чего, роспись ангобами по керамике, представляет некоторую сложность. Подбор подходящей температуры обжига повлияет на качество поверхности. Да и само смешивание красок весьма влияет на внешний вид готового рисунка. Преимущества не менее весомы. Смешивая пигменты — возможно подобрать любые оттенки палитры. Создать низкотемпературный ангоб вполне в силах каждый мастер. В простых вариациях позволяет закончить изделие в один обжиг, поскольку ангоб глазури не требует, при правильном приготовлении и обжиге. Роспись ангобами — процесс творческий и увлекательный, таящий много открытий даже для опытных керамистов. Если вы хотите улучшить свои знания по изготовления посуды ручной работы, советуем посетить гончарную школу Колокол. Источник Уроки гончарного делаДобро пожаловать в мир керамики!Дерево. Часть 2С прошлого года у нас осталось одно незаконченное дело. Как вы помните, в одном из прошлогодних уроков мы слепили из глины панно с помощью настоящих листочков. Сегодня нам предстоит его задекорировать. И делать мы это будем с помощью ангобов и оксида меди. Итак, приступим. Для начала нам нужно приготовить ангобы. А что же такое ангоб? И как его сделать своими руками? На самом деле все очень просто. Ангоб — это, как правило, жидко разведенная глина с добавлением красящих пигментов или без них. В нашем случае в качестве пигмента будет выступать красная глина (желательно из того же карьера, что и белая глина, из которой мы слепили панно). Для нашего дерева мы намешаем два оттенка — красно-коричневый для листьев, и светло-охристый — для ствола и ветвей. Для первого можно взять просто красную глину, а для второго смешаем белую и красную. Наносить ангоб лучше всего на изделие, которое уже подсохло, но не до конца — так он будет лучше держаться на черепке. Ангоб по консистенции похож на гуашевую краску, и для работы с ним хорошо подходят кисточки с мягкой щетиной — белка, пони, колонок. Можно наносить несколько тонких слоев ангоба. Слишком толстый слой не рекомендуется, т.к. такое покрытие может отскочить во время сушки или обжига. Вот такое у нас получается дерево — уже красиво) Теперь на арену выходит еще одно действующее лицо — оксид меди. Это порошок черного цвета, с которым очень любят работать керамисты. К тому же его довольно легко добыть в домашних условиях. Достаточно просто прокалить тонкую медную проволоку в печи для обжига, положив ее в какой-нибудь керамический горшочек. Также можно получить оксид меди из медного купороса — это очень распространенное и недорогое удобрение. О том как это сделать, вы можете почитать на сайте нашего хорошего друга: pottery.su. Мы будем использовать оксид меди в чистом виде — в виде сухого порошка. Берем мягкую кисточку, окунаем в порошок и легким движением руки проводим по нашему дереву. Порошок должен зайти в углубления, авыступающие части при этом остаются без него. С сухим порошком нужно работать осторожно — он очень легко «убегает». К тому же этот способ не очень подходит для вертикальных поверхностей. Если изделие предварительно обжечь, то оксид меди можно нанести, смешав его с небольшим количеством глины — так он не будет обсыпаться и будет хорошо держаться на черепке. Излишки такого покрытия можно стереть пальцем или кусочком поролона или тряпочкой, смоченной в воде. Оксид меди после обжига сплавляется с черепком, и в зависимости от температуры может иметь разные оттенки черного с металлическим блеском. Он придает изделию эффект состаренности, получается что-то вроде стиля шеби-шик. Вот такое у нас получилось дерево. Немного не рассчитали мы с оттенком ствола — он получился практически таким же, как и фон — чуть-чуть нужно побольше добавить красной глины в ангоб. А так, очень даже интересная вещь получилась. А вы как думаете? Источник Что такое ангоб, техника ангобированияДекорирование поверхностей является важнейшим этапом в гончарном искусстве. Важность декорирования подчеркивается не только тем, что изделие приобретает более эстетичный вид. Некоторые материалы, в состав которых входят красящие элементы, способны усиливать те или иные физические свойства.
Существует несколько приемов колеровки керамики, но, пожалуй, самым распространенным из них является ангобирование. Что такое ангобСам термин «ангоб» пришел к нам из французского языка. В буквальном смысле он означает покрытие керамики. Но ангобирование было известно и древнерусским ремесленникам, однако само покрытие гончары называли побелой. Слово «побела» употреблялось по той причине, что первые ангобные краски были изготовлены на основе беложгущейся глины. Эта глина в чистом виде имеет белый цвет, хотя существует множество способов получать цветные ангобы. Глину в быту начали применять еще в глубокой древности. Ее свойства и особенности отлично подходили для гончарного дела. Первоначально керамика имела чисто практическое значение. И если у древнейших мастеров получались изделия разных оттенков, то они еще не догадывались о том, что стали первооткрывателями ангобов, то есть красителей из глины. Гораздо позднее умельцы обнаружили, что можно получать разные оттенки, смешивая сорта глин.
Расцветки ангобов отличаются своей мягкостью тона и плавностью переходов. Сложность применения этого вида красителей заключается в том, что глина ангоба должна быть по своим свойствам схожа с глиной черепка, чтобы при обжиге произошло их должное сцепление. Основные параметры, которые необходимо сопоставить мастеру, — это дисперсность и влажность. Ангоб выполняет декоративную функцию. Для работы его доводят до сметанообразного состояния, после чего тонким слоем наносят на керамическую поверхность. После обжига ангоб приобретает свой истинный оттенок и к тому же повышает водостойкие свойства керамики. Краситель еще полезен тем, что маскирует мелкие дефекты и шероховатости. После обжига слой красителя прочно скрепляется с основным черепком. В принципе, по этой причине ангобы и получили свою популярность. Роспись ангобами, а также сплошное ангобное покрытие сегодня можно встретить в новгородской, псковской, курской и вятской керамике. Глиняные красители считаются одними из самых экологически чистых. Они хорошо разводятся водой и не источают токсичных запахов. Относятся ангобы к подглазурным краскам, то есть, наносятся на сырую глину перед обжигом. В древности красители наносили при помощи гусиного пера или коровьего рога. Сегодня с этой целью применяют стержень шариковой ручки или резиновую грушу. Гончары передают из поколения в поколение умение готовить ангобы. Работа с таким красителем требует определенных знаний. Если формировать сплошное покрытие, то на тонком слое остается фактура нанесения. Неосторожное прикосновение пальца приведет к тому, что останется след. В зависимости от температуры обжига и длительности термообработки красители могут изменять оттенок цвета. Сформировать требуемый оттенок сможет далеко не каждый начинающий мастер. Сегодня глиняные красители востребованы не только в керамике. Их применяют в промышленности при изготовлении цветных облицовочных кирпичей. Разновидности ангобовКлассификация красителей из глины разнообразная. Прежде всего, ангобы отличаются друг от друга по цвету. Однако иногда полезно знать их отличие и по составу. В архитектурно-строительной керамики применяются флюсные ангобы. Для декорирования майолики используют глинисто-песчаные ангобы. В состав глинисто-песчаных ангобов входит глина и каолин. В небольшом количестве присутствует песок, шамот, мел, а также оксиды некоторых металлов, если нужно получить цветной состав. Такие красители обладают высоким показателем водопоглащения. Глинисто-песчаные ангобы чаще всего востребованы при формировании рисунков на гончарной керамике (терракоты, майолика). Флюсные ангобы помимо глины содержат соединения фтора, свинца и бесцветную глазурь. В классификации по цвету различают белые ангобы, сделанные из белой глины и цветные ангобы. Для колеровки применяют оксиды металлов или примеси природноокрашенных глин. Для получения белого ангоба смешивают фаянсовую природную глину с каолином. Полный перечень ингредиентов включает в себя следующие компоненты:
Важнейшим компонентом в качестве колера является беложгущаяся глина. Именно она дает наиболее чистый белый оттенок. Белые ангобы являются основой для приготовления цветных красителей путем добавления пигмента, однако нередко используются в качестве самостоятельного красителя. С помощью него получают контурные рисунки на цветной глине. Следует напомнить, что ангобированная поверхность будет матовой, так как красители непрозрачны. Цветные ангобы можно получить двумя способами.
Современные мастера окрашивают белую глину гуашевыми красками. Необходимо выбирать только термостойкие краски. В этих красках непосредственным красителем являются оксиды металлов, поэтому принцип получения цветных ангобов остается прежним. Цветные ангобы нашли широкое применение для декоративной отделки керамики. Можно получить всю палитру цветов при наличии соответствующих компонентов. Основные характеристики ангобовКрасители отличаются друг от друга не только оттенками, но и составом. В связи с этим отличаются и технологии работы с ними. Сегодня нет необходимости готовить краситель своими руками, хотя сделать это не так сложно. В любом магазине, где продаются аксессуары для работы с керамикой, можно приобрести краски и пигменты, в том числе и для ангобирования. Выделим основные характеристики, на которые следует обращать внимание.
Изготовление ангобов для керамикиСуществует несколько способов изготовления ангобов для керамики. Самый простой из них – ангоб из шликера цветной глины. Необходимо кашеобразную массу пропустить через сито. Получится достаточно жидкая по консистенции смесь с влажностью сырья от 35 до 50%. Белые ангобы получают путем смешивания каолина, кварцевого песка и глицерина. Цветные ангобы получают на базе белых красителей. В белую глину добавляют нужное количество того или иного пигмента. Описанный способ можно использовать практически без всяких ограничений. В магазине можно купить готовые ангобы или пигменты, содержащие краски, соли или оксиды металлов. Но при работе с оксидами есть определенные сложности. После обжига под глазурью оттенок красителя меняется, поэтому приготовлением ангобов на основе оксидов занимаются преимущественно опытные мастера. Цветовой рецепт выглядит следующим образом:
Некоторые мастера записывают пропорции для полученных оттенков. Черные ангобы продаются и в готовом виде. Один из рецептов получения черного красителя основан на добавлении табачной вытяжки. За основу берется глина с маркировкой «PA» и растирается на мелкой терке до состояния шликера. Листья табака заливаются кипятком, и такой трехдневный настой добавляется в глину в нужном соотношении. Полученный ангоб предназначен для нанесения капельным методом, то есть кисть не должна касаться черепка. Увеличить адгезию к черепку можно добавлением флюсов или кремнезема. С той же целью в ангобы вводится битое стекло или полевой шпат. Ряд флюсов служит для создания рельефных изображений. Рельефные ангобы научились получать еще в Древней Греции. Обжиг преобразует пигмент. При отсутствии других примесей получается матовое покрытие. Водоотталкивающие свойства у ангобов практически не выражены. Лишь в результате пережога на поверхности появляется блестящая корочка. Керамисты с опытом утверждают, что ангобы для керамики можно получить обычными подручными средствами, которые, естественно, присутствуют в арсенале каждого мастера, работающего с глиной. Сообщества керамистов позволяют обобщать их опыт и использовать готовые рецептуры приготовления красителей.
Техника ангобированияСуществует несколько в корне отличающихся друг от друга способов покрытия керамики ангобами. Среди них такие, как поливание, погружение и напыление. При любом способе необходимо, чтобы влажность материала изделия составляла 20%. Для кожетвердого состояния доступен лишь способ напыления. Роспись кистью желательно производить по обожженной глине или по глине в застывшем виде. С помощью кисточки накладываются тонкие слои, причем ангоб по своей консистенции должен быть похож на сметану. Окунание – популярный способ ангобирования, причем его используют не только для декорирования мелких поделок, но и крупных изделий. Для напыления необходимо обладать определенными техническими средствами. Этот способ считается самым современным, так как позволяет получать плавные цветовые переходы. Напыление рекомендуется для декорирования рельефных поверхностей. Техника сграффито зародилась еще в Древней Греции. Она представляет собой процарапывание слоев ангоба, так как нижние слои оказываются более насыщенными, чем верхние. Сграффито производится после обжига слоев, уложенных поперек друг относительно друга. Мраморизация осуществляется двумя способами.
Считается, что фляндровка, как способ декорирования керамики, зародилась в Киевской Руси. Основным инструментом является резиновая калячница или обычная спринцовка. Несколько цветов толстыми линиями наносятся на поверхность, после чего растушевываются острым предметом в направлении, перпендикулярном направлению этих линий. Работать острой иглой нужно быстро, так как должный эффект получается, пока в краске достаточно много влаги. Рожковая роспись также была популярной на Руси. Краска наносилась из калячницы на керамическую поверхность в сыром или кожетвердом состоянии. После этого изделие обжигали и покрывали глазурью. Источник |