навыков безопасного поведения дошкольников на улице».
Актуальность: у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах.
Актуальность проекта заключается в профилактике дорожно-транспортного травматизма дошкольников, которые возникают по следующим причинам:
По разработанным ранее схемам творческой группой детского сада был создан макет автогородка. Детский автогородок представляет собой упрощенную схему (макет) населенного пункта, предназначенный для проведения практических занятий (ролевых игр) по изучению правил дорожного движения с воспитанниками дошкольной образовательной организации и приобретения ими навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
К его основным элементам относятся : «проезжая часть» с двухсторонним и односторонним движением, пешеходные дорожки, тротуары, автобусная остановка, парковки, дорожные знаки и светофоры, малые архитектурные формы.
Создание макета автогородка целесообразно начинать с нанесения дорожной разметки . Основные виды разметки:
«зебра»;
линия, разделяющая транспортные потоки встречных направлений, как сплошная, так и прерывистая. Перед «зеброй» и на поворотах линия должна быть сплошной.
На площадке макета автогородка сплошной линией необходимо отделить от «проезжей части» пешеходную дорожку, которая обозначена знаком и предназначена для движения детей вдоль «проезжей части».Необходимо так же предусмотреть остановку автобуса, обозначив ее знаком.
Педагоги совместно с воспитанниками старшей и подготовительной групп подобрали для макета дорожные знаки, транспорт и светофоры, а также изготовили деревья.
Совместно с родителями для макета автогородка были изготовлены малые архитектурные формы (здание детского сада, дома,магазин).
Макет автогородка.
Макет автогородка используется в МДОУ в качестве настольной дидактической игры с целью обучения детей ПДД.
Коллектив детского сада представил макет автогородка на районный конкурс-выставку проектов «Светофор собирает друзей» и награжден грамотой (2 место).
С целью приобретения практических навыков безопасного и культурного поведения на дороге творческой группой на специально отведенной асфальтированной площадке МДОУ №31 размером 10 x15 м по макету был создан автогородок и организовано сотрудничество с отделом Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России по Раменскому району.
Особое внимание следует уделить способу нанесения разметки. Работы должны проводиться в сухую теплую погоду. Перед нанесением разметки площадку необходимо подмести. Для того чтобы разметка получилась ровной, нужно взять бечевку и нанести на нее слой мела. Два человека натягивают бечевку, а третий отбивает меловую черту. Рекомендуется проклеить малярным скотчем все, то размечено мелом, а затем кисточкой нанести слой краски – разметка будет аккуратной. После высыхания краски нужно снять скотч –и разметка готова.
Дорожные знаки для оснащения городка используются выносные, благодаря этому их можно использовать при проведении ролевых игр как на улице, так и в группах.
Размеры выносных дорожных знаков:200 x 230 . Справа у края разметки «зебра» устанавливается дорожный знак «Пешеходный переход»; перед «зеброй» на расстоянии нескольких метров –« Пешеходный переход» и «Дети».Знаки приоритета «Главная дорога», «Уступите дорогу», «Движение без остановки запрещено» устанавливаются у перекрестка. На парковочном месте ставится знак «Парковка», а на автобусной остановке –«Место остановки автобуса».
Для автогородка используем транспортные (с тремя сигналами) и пешеходный (с двумя сигналами) светофоры. Стойки со светофорами устанавливаются у правого края разметки «зебра». Помимо светофоров в детском автогородке необходимо иметь жезл регулировщика.
Наличие малых архитектурных форм имеет большое значение для воспитательно-образовательного процесса. Педагоги смогут отработать с детьми правила поведения на остановке, перехода проезжей части при выходе из транспорта, обыграть различные ситуации на дороге.
Для передвижения в автогородке мы используем педальные машины, самокаты, велосипеды.
Работа по оснащению автогородка продолжается . Для имитации инфраструктуры населенного пункта используются малые формы :пункт питания, пункта медицинской помощи, дома.
Масштаб всех объектов автогородка соразмерен антропометрическим данным ребенка дошкольного возраста с учетом технических характеристик используемых в автогородке детских транспортных средств.
Этап проекта: заключительный.
Подведение итогов, беседы с детьми, отчет о проделанной работе в виде фотоальбомов для родителей, презентация для коллег на сайде детского сада, проведение открытого показа обыгрывания различных ситуаций на дороге.
Источник
Проект «Создание автогородка как одно из условий формирования навыков безопасного поведения дошкольников на улице»
Валентина Шабалина Проект «Создание автогородка как одно из условий формирования навыков безопасного поведения дошкольников на улице»
Автор проекта: старший воспитатель МБДОУ
детский сад общеразвивающего вида «Родничок»
с. Верхопенье Ивнянского района Белгородской области
Шабалина Валентина Ивановна
Ежегодно на дорогах России погибают дети в результате дорожно — транспортных происшествий. Это происходит из – за незнания и сознательного несоблюдения детьми правил дорожного движения, недисциплинированности на дорогах, спровоцированной отрицательным примером взрослых, пренебрегающих правилами.
Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению и Правилам дорожного движения ребенка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно. У дошкольника есть детские игрушки, детский театр, детские книжки, наконец, но у него нет и не может быть детского дорожного движения. Поэтому обучение дошкольников безопасному поведению на дорогах должно соответствовать современным требованиям к участнику дорожного движения и действующим Правилам дорожного движения.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах и дорогах.
Правительством Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработана федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах» (постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100). Значительная часть Программы отведена мероприятиям, направленным на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.Среди них: создание федеральных экспериментальных центров (полигонов)«Детский автогород»
Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного поведения на улице большого города.
Работа детского сада ориентирована на:
• Обучение детей правилам безопасного поведения на улицах и формированию у них необходимых навыков.
• Взаимодействие с ГИБДД и другими организациями по организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
• Привлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
• Привлечения внимания предприятий, организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
• Привлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах и улицах города.
Для дошкольников одним их самых эффективных способов привития детям навыков безопасного поведения на дорогах является организация детского автогородка по безопасности дорожного движения, где можно провести практические занятия, игры-занятия, досуги и т. д.
Проект «Создание автогородка, как одно из условий формирования навыков безопасного поведения дошкольников на улице» разработан в соответствии с областной долгосрочной целевой программой «Развитие образования Белгородской области на 2011-2015 гг.
Проект позволит обеспечить системность посредством исполнения программных мероприятий, создать условия для совершенствования и развития инновационных форм воспитания культуры поведения дошкольников на дорогах, а также обобщения и накопления положительного опыта от выполнения мероприятий.
Механизм реализации определяет комплекс мер, осуществляемых координатором и исполнителями проекта в целях повышения эффективности реализации мероприятий программы и достижения планируемых результатов.
Проект реализуется в виде комплекса мероприятий, взаимосвязанных между собой и направленных на решение поставленных задач.
Цель проекта:
Совершенствовать формы и методы работы по формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах и улицах города.
Задачи проекта:
• Создать развивающую среду с целью приобретения детьми опыта поведения на улицах города и проезжей части.
• Формировать знания детей о правилах дорожного движения.
• Повышение уровня педагогического мастерства воспитателей в работе с детьми дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения.
• Привлечь родителей к воспитанию у детей навыков правильного поведения на дорогах, обеспечивая консультативную помощь по данному вопросу с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.
Основная задача проекта:
• конкретизировать оснащение детского автогородка по безопасности дорожного движения техническими средствами организации дорожного движения;
• раскрыть формы и методы работы с детьми и родителями;
• разработать перспективное планирование работы с детьми в автогородке для каждой возрастной группы;
• определить содержание занятий, игр-занятий, досугов с детьми в автогородке;
• разработать практический материал для работы с детьми (игры, игровые упражнения, загадки)
Принципы работы над проектом:
• Учет местных условий.
• Учет возрастных особенностей в содержании и формах работы.
• Интегрированный подход к организации педагогического процесса.
• Комплексный подход к организации работы.
На участке детского сада оборудовать детский автогородок с разметками пешеходных переходов, тротуаров, проезжей части, дорожными знаками на подставках, светофором, с использованием детского колесного транспорта.
Для проведения занятий в автогородке изготавливаются стационарное и выносное оборудование.
Для автогородка выбирается земельный участок, как правило, не менее 0,65 га. Рельеф участка должен быть спокойный, неизрезанный, допускается незначительный уклон. Территорию, выделенную для автогородка, следует заасфальтировать. Границы проезжей части и тротуара наносятся на асфальт белой краской (ширина — 0,07- 0,1 м). Дорожные знаки и панно целесообразно изготовить из металла, на стойках с подставкой (высота знака, панно со стойкой 1 — 1,2 м). При окраске знаков руководствоваться существующим ГОСТом.
Детский автогородок может быть размещен как на территории детского сада, парка, жилого микрорайона, так и в помещении (учебный корпус)предназначенный для проведения практических занятий и представляет собой комплекс из следующих элементов:
• асфальтированной площадки с разметкой проезжей части;
• технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков, которые могут быть изготовлены силами самих ребят и с помощью родителей;
• транспорта (педальных машин, велосипедов, самокатов);
• учебных пособий для проведения игр и занятий (жезлов, формы юных инспекторов движения и т. д.);
• стационарных или переносных витрин (щитов) с агитационно-пропагандистскими материалами (плакатами, памятками, листовками) для проведения занятий.
На территории автогородка моделируется ряд перекрестков, наиболее
часто встречающихся в городе. Обязательными элементами должны быть крестообразный перекресток и перекресток с круговым движением с минимально необходимыми дорожными знаками,при этом обязательными являются:
Для проведения занятий в автогородке изготавливаются стационарное и выносное оборудование.
С детьми проводятся экскурсии, прогулки, беседы с рассказами из жизни, специально подобранными сюжетами.
Рассматриваются и обсуждаются сюжетные картины, плакаты, иллюстрации по данной проблеме. Читаются произведения художественной литературы. Используются ситуации-загадки, побуждающие ребенка дать собственную оценку.
Разыгрываются ситуации, проводятся сюжетно-ролевые игры на тему «Мы идем в детский сад», «Водители и пешеходы», а также дидактические игры и игры-викторины, закрепляющие знания о правилах дорожного движения и поведения на улице.
Организуются совместно с родителями праздники и развлечения по темам. Например, «Умники и умницы на городских улицах», «Знатоки», «Путешествие в страну светофороград» .
В рамках дополнительной или предварительной работы с детьми в оборудовать уголок дорожного движения в групповой комнате, оснащенный дидактическими, настольными играми, альбомами для раскрашивания по данной тематике библиотекой с произведениями художественной литературы, сюжетными картинками и плакатами из серии «Я и улица», «Мой друг — светофор» и другими, набором дорожных знаков, макетом улиц с домами, пешеходным переходом, перекрестком, светофором, автомобилями, куклами-пешеходами.
Для достижения положительных результатов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по обучению дошкольников правилам безопасного поведенияна дорогах и Правилам дорожного движения вся работа должна проводиться в комплексе:
Осуществление мероприятий позволит достичь следующих результатов:
— разработанные педагогические условия выполнения Правил дорожного движения как субкультуры детства, создающей безопасное поведения дошкольников на улице как среду здоровьесбережения ребенка;
— обобщение опыта МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с. Верхопенье Ивнянского района Белгородской области в использовании потенциала Правил дорожного движения как среды воспитания культуры здоровья ребенка;
— ребенок дошкольного возраста осознает здоровье, как высшую ценность жизни человека и проявляет активную потребность в его сбережении;
— специалисты МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с. Верхопенье Ивнянского района Белгородской области владеют педагогическим технологиями создания автогородка, как одно из условий формирования навыков безопасного поведения дошкольников на улице, как среды здоровьесбережения в ДОУ.
Физическое развитие дошкольников в режиме здорового образа жизни. Образовательный проект «Крепыш» Образовательный проект «Крепыш» (Физическое развитие дошкольников в режиме здорового образа жизни). Разработан на базе МБДОУ «Детский сад.
Педагогический проект по решению проблемы воспитания у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах города СОДЕРЖАНИЕ: 1. Краткая аннотация проекта 3 2. Описание учреждения 5 3. Постановка проблемы 12 4. Цель и задачи проекта 14 5. Методы.