Как сделать банджо своими руками

Как сделать банджо своими руками

Американцы любят свою музыку — джаз, рок, фолк, блюз. Не высокопарные произведения, звучащие в тиши концертных залов, а ту музыку, которую народ играет для народа. Но и эта музыка исполняется в основном на инструментах, унаследованных от классической традиции. Кроме одного инструмента, придуманного африканскими рабами, усовершенствованного исполнителями времен Гражданской войны, проникшего затем в светские гостиные и, наконец, возродившегося в руках изобретательных музыкантов и исполнителей народных песен, — пятиструнного банджо.
Это уникальный инструмент с уникальной историей. В современном банджо, помеси барабана со струнным инструментом, используется почти столько же полированного металла, сколько в автомобиле 50-х годов, а его яркий знакомый всем звук ни с чем не перепутаешь.
Сделать банджо своими руками проще, чем кажется. Все детали и инструменты, включая резонатор, детали деки, накладку и заготовку для грифа, можно заказать по почте. Мы купили компоненты нашего банджо в магазине www.stewmac.com. Всю информацию об изготовлении банджо можно найти в книге Роджера Симиноффа (Roger Siminoff, «Constructing A 5-String Banjo: A Complete Technical Guide»).

Изготовление грифа
В заготовке грифа уже имеется прорезь для анкерного стержня, а пятка

выточена для крепления к ободу (названия всех деталей можно найти на чертеже и в списке деталей). Расширьте прорезь на головке грифа так, чтобы в нее поместился наконечник стержня. Со стороны пятки вклейте прокладку в прорезь между концом стержня и окончанием грифа.
Обрежьте накладку головки из эбеновой фанеры с одной стороны так, чтобы ее край был перпендикулярен плоской поверхности грифа. Двумя маленькими штифтами, забитыми в неиспользуемую часть фанеры, закрепите накладку и приклейте ее к головке грифа.
Очертите на фанере контур головки грифа. Головка грифа вырезается так, чтобы ее края были перпендикулярны плоскости накладки грифа. Закрепите гриф параллельно столу ленточной пилы, подложив подставку под его головку (фото 1). Вырезав головку, обработайте ее края напильником. Затем просверлите отверстия для колков.
Положите гриф на накладку так, чтобы между накладками головки и шейки оставался достаточный зазор для верхнего порожка. Середина накладки должна совпадать с серединой грифа (а не с прорезью для стержня) по всей длине от пятки до пятого лада. Прочертите контуры накладки на изнаночной стороне фанеры (фото 2). Сдвиньте линию разреза на толщину окантовки, вырежьте накладку, держась снаружи от линии, и отшлифуйте края. Прикрепите окантовку к накладке клейкой лентой и приклейте клеем Duco. Когда клей высохнет, отшлифуйте окантовку заподлицо.
Забейте в плоскую поверхность грифа два коротких штифта, по одному с каждого конца, так, чтобы они выступали примерно на 1,5 мм. Аккуратно положите накладку на гриф и нажмите на нее так, чтобы штифты оставили на ней следы. Затем установите стержень, намажьте гриф клеем и прижмите накладку струбцинами, совместив отметины со штифтами. Чтобы гриф получился ровным, используйте подкладку из прямого бруска толщиной 5 см (фото 3). Отшлифуйте концы грифа и окантовку заподлицо и закончите обработку грифа напильником и наждачной бумагой.
Просверлите на сверлильном станке отверстие для колка пятой струны. Оно должно располагаться посередине между четвертым и пятым ладами, на 6-7 мм ниже накладки. В конечном итоге отверстие должно получиться коническим, но пока его нужно просто просверлить по толщине конца колка пятой струны (фото 4). В прорезь у основания головки грифа над концом стержня вставьте прокладку (маленький треугольный брусок) и накладку из эбеновой фанеры.

Накладка грифа
Для вырезания перламутровых вставок сначала сделайте подставку размером 12 х 50 х 150 мм. Просверлите в ней отверстие диаметром 12 мм в 40 мм от края и сделайте прорезь от края до отверстия. Прикрепите подставку к вертикально зажатому в тиски бруску сечением 50 х 150 мм -это позволит вам выбрать удобную для работы высоту заготовки.
Аккуратно начертите вставки на бумаге и наклейте ее на перламутровые заготовки. Прижмите заготовку к подставке и выпилите лобзиком с пилкой с размером зубьев 0,8 мм (32 tpi). Пилить нужно не спеша, уверенными движениями, поворачивая заготовку по мере необходимости (фото 5). Вырезав вставки, обработайте их края надфилем. Чтобы вырезать углубления для вставок, сперва намажьте места их расположения белой темперой. Когда краска высохнет, приложите вставку и очертите ее контур острым карандашом фото 6). Вырежьте выемки при помощи миниатюрной дрели (например компании Dremel) с 1,5-миллиметровой фасонной фрезой (фото 7).
Для прикрепления вставок потребуются мелкие опилки черного дерева. Смешайте небольшое количество опилок с обычным древесным клеем. Опилок должно быть не очень много, чтобы клей не слишком загустел. Заполните этой смесью углубления и прижмите вставки так, чтобы по краям выступил клей. Дайте клею высохнуть, после чего отшлифуйте вставки заподлицо. Приклеив вставки, мы установили на окантовке грифа круглые отметки ладов.
Начните установку ладов с широкого конца грифа. Каждый порожек нужно отрезать чуть длиннее прорези и отпилить или обрезать его концы так, чтобы он лег на окантовку грифа. Убедитесь, что в прорези не скопилось никакого мусора, и забейте порожек в прорезь при помощи молотка и прямоугольного стального бруска (фото 8). Установив все порожки, наклонно опилите их концы напильником заподлицо с грифом (фото 9).

Читайте также:  Будто шло своими руками

Установка грифа
Сперва установите окантовку сверху и снизу резонатора. Временно прикрепите к ободу несущее кольцо и фланец, приложите гриф и отметьте положение болтов сверлом (фото 10). Затем просверлите направляющие отверстия для болтов. Завинтив болты в торец грифа, временно прикрепите гриф к стяжкам обода. Вставьте обод в резонатор и наметьте на резонаторе выемку для пятки грифа. Вырежьте выемку, обработайте напильником и примерьте гриф к резонатору (фото 11).

Отделка
Мы покрыли деревянные части банджо несколькими слоями краски, чтобы инструмент выглядел старым. Для этого использовались спиртовые анилиновые краски смежных оттенков — темно-коричневая Tobacco Brown и светло-янтарная Vintage Amber. Сухие краски нужно смешать с растворителем по инструкции изготовителя и добавить немного замедлителя, чтобы во время работы краска не высыхала слишком быстро.
На нижнюю деку резонатора нужно сначала нанести тряпкой слой сильно разбавленной светлой краски. Затем покрасить второй раз более концентрированным раствором, не затрагивая центра деки и смешивая краску с уже нанесенной. После этого нанесите на края деки слой разбавленной темной краски, слегка затрагивая светлую область. Наконец, окрасьте края темной краской в нормальной концентрации, добиваясь плавного перехода цветов. Работать нужно быстро, чтобы краски успевали смешиваться до высыхания. Перед покраской следует приготовить достаточное количество чистых тряпок.
Аналогично красится и обечайка резонатора, причем краска должна темнеть по мере приближения к грифу. Сам гриф должен быть темнее всего в районе пятки и головки. В самый темный цвет окрасьте обод и внутреннюю поверхность резонатора. Соскоблите лезвием краску с окантовки грифа и резонатора (фото 12).
Прикрыв накладку грифа, покройте банджо слоем шлифующейся шпатлевки, а затем — несколькими слоями глянцевого лака. Положив три-четыре слоя лака, слегка отшлифуйте поверхность шлифовальной бумагой (300 grit). Повторите эти операции несколько раз, давая лаку просохнуть перед шлифовкой и нанесением новых слоев, как указано в инструкциях изготовителя сделайте лаковое покрытие матовым при помощи шлифовальной бумаги (300 и 400 grit) и отполируйте автомобильной шлифовальной пастой и воском.

Сборка
Напильником расточите отверстие для колка пятой струны на конус по форме колка. Затем снимите головку колка и всавьте его на место при помощи 12-милиметрового штифта с отверстием на конце (фото 13). При помощи гаечного ключа установите остальные колки на головке грифа фото 14 . Сделайте небольшую прорезь в закругленном конце порожка пятой струны. Вставьте его в отверстие, просверленное перед самым пятым ладом. Порожек должен удерживать струну так, чтобы она проходила через этот лад.
Наденьте на обод несущее кольцо и фланец резонатора и прикрепите гриф. Затем прикрепите натяжной обруч и верхнюю деку. Сначала скрепите эти детали четырьмя крюками, равномерно распределенными по окружности резонатора. Затем установите остальные крюки, постепенно увеличивая давление на верхнюю деку (фото 15). Помните, что слабо натянутая дека дает более глубокий, но тусклый звук. Однако работать нужно аккуратно, чтобы не перетянуть деку. Установите подгриф и накладку стяжки грифа.
Прикрепите к ободу под фланцем кронштейны для резонатора. Вставьте корпус в резонатор и отметьте на его внутренней поверхности места расположения штифтов так, чтобы они совпадали с кронштейнами. Затем выньте корпус, просверлите отверстия для штифтов и ввинтите их в резонатор. Снова вставьте корпус и закрепите его винтами (фото 16).
Вырежьте верхний порожек такого размера, чтобы его можно было установить на гриф. Наметьте на порожке расположение струн примерно через 8 мм. Установите подставку и струны, а затем аккуратно углубите прорези в верхнем порожке так, чтобы струны не задевали за первый лад (фото 17). ПМ Томас Кленк

Источник

Читайте также:  Бродилка своими руками для ребенка

Банджо из не совсем обычных материалов


Шаг первый: корпус
Сначала нужно вырезать детали корпуса. Мастер измеряет наружный диаметр формы в ее верхней части под ободком.
К диаметру добавил 2,5 см и вырезал первую заготовку. Затем вырезал внешний диаметр.
Форма сделана в виде конуса. Мастер устанавливает первое кольцо на форму, производит измерения и вырезает следующий диск. И так до самого конца.

Первая заготовка вырезается в форме диска. Все остальные имеют с одной стороны площадку к которой в дальнейшем будет крепится гриф. Размер площадки 5 Х 10 см.
Самый последний диск должен быть сплошным без выреза посередине. Этот диск будет задней частью корпуса.






Шаг второй: сборка корпуса
Следующим шагом мастер склеивает корпус. Для лучшего результата лучше производить сборку частями, по несколько колец, а затем склеить и вместе. При склеивании необходимо выровнять детали как можно лучше.

После того, как клей высохнет нужно отшлифовать внешнюю сторону корпуса.





Шаг третий: талреп вместо струнодержателя
Теперь нужно установить талреп. Он будет играть роль струнодержателя.
Из тополя мастер вырезает два прямоугольных блока длиной равной ширине корпуса. С помощью напильника и наждачной бумаги обрабатывает одну из сторон каждого блока придавая им закругленную форму (для лучшего прилегания к корпусу). Приклеивает блоки к корпусу разнеся их по сторонам и сохраняя симметричность относительно грифа. После высыхания клея сверлит в блоках отверстия и закручивает в отверстия крюк-винт.

Затем кольца талрепа зацепляет за крюки и закручивает талреп.















Шаг седьмой: отверстия под колки и установка ладов
Согласно шаблона сверлит отверстия для установки колков. Мастер делает банджо с пятью струнами. На банджо пятая струна крепится на колке, установленном на шеи грифа.

Затем заклеивает участки между пропилами малярным скотчем и с помощью молотка забивает металлически лады. Выступающие края ладов обкусывает кусачками и обрабатывает напильником под углом 45 градусов.

Источник

«КОВБОЙСКАЯ» ГИТАРА

Банджо – струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом в виде бубна и длинным деревянным грифом, как у гитары, на котором натянуто обычно от четырёх до шести струн (может быть и до девяти). Банджо относят к роду гитары с резонатором, но больше он похож на общеизвестную европейскую мандолину (правда, у банджо более резкий и звенящий звук). В Европу инструмент попал из Америки в 1830-х годах, а туда – из Западной Африки в конце 17-го века вместе с чёрными невольниками, которые поначалу изготавливали корпус банджо из сушёной тыквы.

Читайте также:  Бесхомутовые вертушки своими руками

Игра на банджо, имеющем характерный «ковбойский» тембр звучания, ассоциируется с музыкой в стиле кантри и блюграсс. В последнее время этот инструмент исполнители стали использовать в самых разных жанрах, включая джаз и поп-музыку.

Желающим научиться играть на банджо советую не сразу покупать этот экзотический и довольно дорогостоящий музыкальный инструмент, а попробовать изготовить его самому в домашних условиях, не прибегая к сложным технологиям.

Прежде всего вам потребуются несколько кусков качественной сухой фанеры толщиной 8-10 мм, хороший столярный клей на основе ПВА, длинные винты М5 для стягивания и склеивания деталей конструкции, а также – гриф от шестиструнной гитары и бубен диаметром 10 дюймов, последние можно купить в музыкальных магазинах.

В бубне нужно удалить тарелочки-бубенцы вместе с гвоздиками-осями, на которых они крепятся, и освободить таким образом окна-прорези в стенке инструмента.

Очень облегчает изготовление банджо то, что не нужны болты и кольцо для натяжения мембраны барабанного типа, поскольку бубен вместе с закреплённой на нём мембраной просто вставляется в самодельный кольцеобразный корпус и крепится в нём в трёх точках тремя дюралюминиевыми уголками-прижимами через три окна-прорези бубна. Это позволяет в случае порчи мембраны просто приобрести новый бубен и установить его вместо старого.

Общий вид банджо и его конструктивные элементы:

1 – корпус; 2 – струнодержатель; 3 – подставка для струн; 4 – мембрана; 5 – опора для правой руки; 6 – дно корпуса; 7 – струны; 8 – колок; 9 – гриф; 10 – головка грифа; 11 – лады

Габаритные размеры банджо

Самодельный «циркуль» к электролобзику для выпиливания фанерных элементов корпуса банджо:

а – вид снизу на «циркуль» с размеченными радиусами; б – процесс выпиливания кольца корпуса

Заготовка корпуса банджо: пять колец из 8-мм фанеры

Сборка конструктивных элементов банджо – установка бубна в корпус

Опорная 11-образная пружина, согнутая из стальной пластины 160x40x2 мм с рядом облегчающих и крепёжных отверстий. Струны через подставку и кожаную мембрану опираются на текстолитовую пластину (на фото – снизу пружины)

Крепление дна к корпусу: видны два из трёх дюралюминиевых уголков-прижимов бубна и 11-образная пружина

Готовое банджо

Кольцеобразный корпус я склеил из пяти колец, выпиленных обычным электролобзиком с помощью простейшего самодельного «циркуля» (треугольный кусок толстой фанеры с отверстиями-центрами, привинченный к лапе лобзика). При выпиливании в нижнем кольце по внутреннему диаметру нужно оставить четыре «лепестка»: три – для крепления бубна и один (широкий) -для крепления пружины с подпоркой для струн.

К сожалению, мембрана бубна во много раз тоньше, чем мембрана «ковбойского» банджо, поэтому её нужно «подпереть» стальной 11-образной (положенной на бок) пружиной, иначе от натянутых струн она прогнётся внутрь и даже может прорваться. Снизу корпус инструмента закрыт дном из хорошо просушенной и покрытой лаком 4-мм фанеры.

В зависимости от типа струн подставка и пружина выворачиваются на определённый угол. Способ крепления грифа и струн зависит от технических возможностей изготовителя, а отделка готового инструмента – от его художественного вкуса. В моём варианте после покраски поверхностей корпуса произведена ещё его отделка самоклеящейся «голографической» плёнкой.

Размеры инструмента приведены на рисунке, а конструкция, компоновка и общий вид понятны из прилагаемых фото. Стоит отметить, что у большинства классических банджо верхняя струна (её оттягивают большим пальцем правой руки) короче остальных. Мой музыкальный инструмент имеет шесть одинаковых по длине струн. Настройка и игра на нём осуществляются как на шестиструнной гитаре, а вот звук – как у настоящего «ковбойского» банджо.

Источник

Оцените статью