Мастер-класс по рукоделию с использованием бересты и крупы «Берестяная книга»
Светлана Шобонова
Мастер-класс по рукоделию с использованием бересты и крупы «Берестяная книга»
Мастер-класс по рукоделию с использованием бересты и крупы
Данная работа представлена для воспитателей и детей старшего возраста
Уважаемые читатели — мастера, если вы любите творить, фантазировать, создавая красоту своими руками из природного материала, знакомить маленьких непосед с историей происхождения книг, то вас заинтересует этот мастер – класс.
В своей работе по художественному творчеству я представляю вашему вниманию технику работы с берестой и крупами.
Средь избранных дерев берёза
Не поэтически глядит;
Но в ней душе родная проза
Живым наречьем говорит.
Любимая народом, воспетая поэтами и писателями, русская берёза – один из самых распространённых символических образов России. Однако издревле её любили не только за красоту. Берёза широко использовалась нашими предками и в прикладном назначении.
Поделки из бересты, изготовленные своими руками – это вовсе не какое-то новшество, это то, что хорошо известно нам всем из истории. Этот промысел начал процветать еще в Древней Руси. Правда, тогда изготовление берестяных изделий больше было продиктовано жизненной необходимостью, нежели тягой к творчеству. Сначала – ввиду отсутствия бумаги – появились берестяные грамоты, потом русский народ научился обуваться, используя этот природный материал, а после начал делать из него всевозможную бытовую утварь. Для хранения различных мелочей плели небольшие коробочки, сундучки, шкатулки. Отправляясь в лес, брали с собой берестяные лукошки. Квас, мед, молоко, масло хранили в изготовленных из бересты туесах, делали из нее музыкальные инструменты, детские игрушки.
В наше время отношения к берёзе практически не изменилось, мы, современники, также способны оценить красоту этих деревьев. Но вот использование самой бересты, конечно в разы сократилось, и применяется теперь чаще с эстетической стороны, для создания сувениров, поделок и т. д.
На бересте народные мастера вырезали тончайшие узоры, которые можно сравнить с кружевами.
Береста — это верхний, эластичный слой березовой коры.
Благодаря своим замечательным качествам береста — легкая, пластичная, хорошо пропускает воздух и держит тепло. Основное ее преимущество — доступность и простота обработки. Для сбора бересты, ни под каким, видом нельзя портить живые деревья. Свежеспиленные деревья можно отыскать в местах расчистки, болванок дров и вырубки леса. Со спиленного дерева бересту необходимо снимать, когда бревно еще не подсохло, имеет гибкую, не очень твердую кожуру. Срезанные участки бересты обрабатывают шкуркой либо ножиком, освобождая кожуру от слоев грязи и наростов. Внутреннюю сторону бересты, протирают мокрой тряпкой и освобождают от всевозможных наслоений. Хранить бересту нужно в картонных коробах, так как она должна дышать.
Любая работа с берестой — это традиционное древнерусское ремесло, народное творчество, которое не стоит забывать!
В моём мастере — классе вы узнаете, основы работы с берестой, как её обрабатывать и применять в работе.
Желаю всем удач в творчестве!
Цель работы: приобщение к истокам русского промысла на основе развития творческой активности, через работу с берестой и крупами.
Задачи:
Воспитывать интерес к народному творчеству, на примере поделки из бересты, прививать уважение к труду сверстников и взрослых, аккуратность в работе.
Развивать образное мышление, фантазию, наблюдательность и воображение, мелкую моторику рук. Умение работать с крупами, берестой. Развивать творческие способности.
Познакомить детей со свойствами бересты, с его свойствами. Формировать у детей художественно – творческие способности, умение создавать композицию.
Для работы с книгой нам потребуется:
2. листы белой бумаги 30 листов;
3. клей ПВА и универсальный, клей пистолетом;
4. Картон от коробок;
5. Папка для трудов любых размеров.
Для оформления книги и художественного творчества нам потребуется:
4. разные крупы (гречка, манка, пшено, рис, арбузные семечки) и семена;
5. макароны изделия «спиральки» разноцветные;
6. простой карандаш и маркер.
Кору берёзы помыть жидким мылом, потереть щёточкой.
Промыть кору проточной водой.
Разложить кору на бумагу и дать просохнуть 3-4 минуты.
Накрыть кору листом чистой бумаги.
Положить под пресс слоями. Для пресса можно использовать толстые книги.
Пока береста сохнет, необходимо взять папку для трудов в данном случае размер папки большого формата.
Из картона от коробки сделать боковины и приклеить их к краям папки. Обклеить их белой бумагой. Оставить в середине проём для страниц, создать имитацию книги.
Сверху приклеить картонные листы, также обклеенные белой бумагой.
Получилась книга в раскрытом виде, также делаем страницы.
Просушенную бересту расслаиваем и кусочками приклеиваем на страницы клеем пистолетом. Также бересту клеем на лицевую сторону книги и боковины.
Когда книга готова по такой же технологии делаем страницы. Вставляем страницы в проём, если страницы не держаться в проёме, можно скрепить их проволокой. Книга готова, но прежде чем скрепить страницы их необходимыми оформить рисунками.
Приступаем к оформлению книги, задумываем сюжеты по сказкам, стихам, фольклору, считаясь с желаниями и мнениями детей. Мои дети старшей группы решили создать русскую народную сказку «Колобок». Рисуем на коре простым карандашом и рисунок выкладываем, подбирая крупу по цвету: ёлки выкладываем зелёной спиралькой, косу у лисы желтой спиралькой, дорогу гречневой крупой и т. д.
Оформление книги лучше начать с последней страницы, когда оформили крупой рисунок, раскрасьте крупу в необходимый цвет.
Имитацию букв мы создали арбузными семечками.
Когда первая и последняя страницы готовы, переходим к оформлению страниц. По такой же технологии.
Подкрашиваем гуашью крупы и страница книги готова. Когда подсохнет делаем рисунок с другой стороны.
Дать страницам просохнуть, и вставляем, их в книгу скрепляя проволокой. Одну страницу к первой половине книги, вторую к последней странице.
Книга готова, дети с удовольствием рассматривают её и познают мир искусства и быт старины.
Книга призёр выставки – конкурса творчества работников учреждений образования в номинации «Изделие из бересты, лыка и лозы».
Мастер-класс: открытка-приглашение для родителей Мастер-класс! «Открытка- приглашение для родителей» Здравствуйте всем, кто зашёл в гости! Предлагаю мастер-класс по изготовлению новогодней.
Модель организации деятельности творческой лаборатории художественно-эстетического направления Опыт работы старшего воспитателя Луценко Л. П. МКДОУ «Детский сад №1» г. Изобильный на тему: «Модель организации деятельности творческой лаборатории.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Музыка
—Всегда под рукой
—Я — фотограф
Эустома
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
берестяная грамота — 1.
Воскресенье, 02 Июня 2013 г. 19:20 + в цитатник
Премудрости ремесла. Браслеты из бересты. М.К.
Хотелось показать, как я делаю берестяные браслеты. Много их за долгое время увидело свет и все разные, жаль фото не осталось.
1. Вот нашёл как-то в конце лета, когда по грибы ходил, в лесу старую поваленную берёзу. Ножичком почикал так и так и вырезал довольно интересный кусок. Принёс домой и начал его очищать от старого камбия (слой который идёт за самой корой, то есть, ближе к стволу). Происходило это к тёплой воде с добавлением стирального порошка и соды. Чистил старой зубной щёткой. И вот что получилось
2. Приблизим, рассмотрим повнимательней. Интересная, на мой взгляд, текстура. Как Вам? Правда пришлось в Фотошопе резкости прибавить, а то все фотографии получились мутные какие-то.
3. Одна беда. Кора с наружной стороны в этих сморщенных местах имела такие толстые наросты, что при всём желании не получилось бы использовать этот замечательный кусок материала по тому назначению, по которому я задумал.
4. И с этим явлением решено было бороться радикальными мерами. Сточил всё на наждаке. Если бы не оказалось его в моём арсенале инструментов, пришлось бы вероятно, работать с помощью ножа и наждачной бумаги.
5. Затем выкраиваем, как говорят, из блохи голенище (смысл у фразы совершенно не в тему, но как нравится сама фраза), а по-нашему, отрезаем всё лишнее.
6. Как Вы уже догадались, это будет лицевая сторона нашего браслета. По ней вырезаем два куска нормальной, то бишь чистой бересты толщиной примерно 2 мм. Это будет подложкой. Вот так.
7. Очищаем от белого слоя, особо не усердствуем, снимает тонкий слой.
8. Промазываем эти два куска клеем «Момент», (можно воспользоваться и ПВА, но процесс проклейки займет много больше времени) так как показано на фото (ИМЕННО ТАК). Потом весь нанесённый клей необходимо размазать равномерно по поверхности. Выдерживаем минуты 2-3 и соединяем эти куски между собой.
9. И фиксируем их с помощью зажимов для бумаги.
10. После этого промазываем клеем наш лицевой слой с внутренней стороны. Промазываем клеем так же подложку по жёлтой стороне, выдерживаем, как я говорил, 2-3 минуты и совмещаем эти слои. Резиновые квадратики применяются для того, чтобы зажимы для бумаги не оставляли следов на лицевой стороне.
11. Затем закругляем ножницами по шаблону края, обтачиваем всю конструкцию по периметру наждачной бумагой. И вот что получилось.
12. После этого я решил нанести тиснение на изнаночную сторону нашей заготовки. Для этого я взял инструмент-прокатку, сделаную самостоятельно, это так, просто, выпендрёж, можно и не прокатывать, если нет под рукой подходящего инструмента. Но уж если кто-то вдруг решит прокатать- покрыть поверхность какой-то насечкой, то можно для этих целей применить металлическую стягивающую шпильку с различным шагом резьбы (шо це таке, спросите у мужчин), или какой-нибудь подходящий болт или большой шуруп. В конце концов, можно использовать шестерёнку от часов, ну, а уж как это сделать, тема отдельного занятия.(по секрету скажу, работаю над видео курсом, вот там будет всё, вплоть до изготовления инструментов своими руками).
13. А насечка выглядит так.
14. А в целом так.
15. Теперь в бой вступает тяжёлая артиллерия, пробойник диаметром 3 мм, изготовленный из медицинской иглы, которая монтируется в ручку и снабжается выталкивателем, приводимым в движение вручную. Можно упростить себе задачу. Купить пробойник для кожи (рублей сейчас 700 стоит, по-моему). Им разные можно отверстия пробивать, то есть разного диаметра. Только умоляю Вас не покупайте китайский, сломается через неделю. Имею горький опыт.
16. И вот этим самым пробойником пробиваем (простите за тавтологию), отверстия на расстоянии 2 мм от края и 2 мм друг от друга. На весу пробивать не рекомендую, подложите скажем кусок старого линолеума.В моём случае получилось за сотню отверстий. Всё зависит от диаметра браслета.
17. Затем берём металлическую линейку, лезвие и кусок бересты для нарезки лент на оплётку браслета.
18. И нарезаем берестяные ленты толщиной 1 мм и шириной 3 мм. Режем их вместе с окнами-чечевичками (Вы их видите на фото тёмными полосками). Потом мы их вырежем и будем работать чистыми лентами, чтобы не было во время оплётки заломов бересты на изгибах.
19. Берём наш пробитый со всех сторон браслет и начинаем его оплетать. Тут подспорьем нам послужат заточенные на конус спички, с помощью которых мы будем подклинивать берестяную ленту в местах стыков. Подрезаем первую ленту на конус и просовываем в отверстие с изнаночной стороны браслета. Наносим в место соприкосновения ленты и браслета, то есть в отверстие клей (здесь уже ПВА) и подклиниваем спичкой для лучшего сцепления клея. Для нанесения клея воспользуемся иглой вставленной в трубочку из-под «Чупа-Чупса», или стержень из-под шариковой или гелиевой ручки.Это будет служить ручкой, для удобства в работе.
20. Оборачиваем браслет берестяной лентой через отверстия. Затем, когда лента заканчивается, берём другую, вставляем в то же отверстие где заканчивается предыдущая, промазываем в месте соприкосновения клеем и подклиниваем спичкой. После просыхания кончик старой ленты аккуратно срезаем заподлицо.
21. Подрезаем всё торчащее и получаем следующий полуфабрикат.
22. Теперь, когда подготовительная часть позади (что испугались?), осталось сформировать сам браслет. Он у нас будет разъёмным, то есть одеваться не через кисть, а через запястье. Мы его разжимаем, одеваем на руку и он как пружина сжимается, ласково обхватывая ваше запястье. А для начала берём трёхлитровую банку в качестве болванки и оборачиваем нашу заготовку вокруг неё. Всё это великолепие фиксируем резиновым жгутом. Совсем как на фото.
23. После недельки фиксации в таком положении, получаем следующее.
24. Затем в ход идёт двухлитровая банка.
25. Прошла ещё одна томительная неделька, и вот уже литровая баночка нам пригодилась. Процесс формирования занимает много времени, так что не обессудьте.
26. И вот ещё через известный период времени, нам потребуется бутылка из-под какого-либо напитка. Она будет служить в качестве последней болванки, после чего браслет будет уже наконец-то готов. Бутылочка обвёрнута чистым листом бумаги, дабы не порождать излишних домыслов и иллюзий. Времени ждать дальше у меня просто нет, хочется как можно скорее донести до Вас все премудрости ремесла, пользуйтесь на здоровье.
27. И под занавес, маленький профессиональный секрет. Для лучшего формирования этого изделия, необходимо соблюдать температурный режим. Или температурно-шоковую терапию. Это не так страшно как Вы себе уже представили. Просто надо сначала нагреть браслет (например налить в банку горячей, не кипятка, воды). Дать постоять с полчаса, затем воду слить, а банку, если на дворе зима, выставить на мороз (балкон, холодный коридор и т.д.) Можно использовать для этих целей Ваш многострадальный холодильный агрегат. Операцию проделать необходимо несколько раз. От перепада температур браслет приобретает особую пружинистость и хорошо держит форму.
A вот ещё один экземплярчик, формируется также, только лицевая поверхность по-другому подготавливается.
Береста во вставках естественных оттенков, просто собрана со старых упавших деревьев.
Впитывайте знания, дерзайте, экспериментируйте, фантазируйте и у Вас всё получится. Желаю успехов.
Источник