Как сделать бронеавтомобиль своими руками

Как самодельная военная техника участвует в настоящих сражениях

Новость о том, что сирийские повстанцы снова задействовали свой самодельный БМП «Шам-2» заставила нас вспомнить другие примеры тяжёлой военной техники, созданной практически в домашних условиях. Стоит отметить, что мастеров, умело создающих реплики танков из тракторов, украшающих задний двор, а то и сцену в фильме про Вторую мировую войну, довольно много, и их произведения нас не интересуют. Мы расскажем про разработки, ставшие участниками настоящих сражений.

Боевая самодельная техника в истории

Первые упоминания о применении кустарной бронетехники относятся ко временам Первой мировой войны. Разрозненные отряды партизан, повстанцев, ополченцев, сталкиваясь с необходимость выстраивать оборонительные и наступательные позиции, были вынуждены противопоставлять самодельные бронемашины военной технике регулярных армий, которая постепенно пересаживалась с лошадей. Зачастую основой для таких эрзац-машин становились тракторы, уже тогда превращавшиеся в главную сельскохозяйственную и строительную технику.

Так, в революционной России первыми, кто стал применять самодельную бронетехнику, были белогвардейцы. Профессиональные офицеры царской России в сражениях против крестьян и пролетариата проигрывали из-за недостаточной технической укомплектованности своих войск. Компенсировать это пытались самодельным оружием и машинами. Одним из наиболее ярких примеров кустарной техники того времени стала бронемашина «Полковник Безмолитвенный». Построенная на базе трактора Clayton силами Донской армии в 1918 году, бронемашина вмещала 11 человек экипажа, была обшита толстыми металлическими листами, а также вооружена 76,2-миллиметровым полевым орудием в кормовой части и шести 7,62- миллиметровыми пулемётами «Максим» образца 1910 года. Однако в сражении машина оказалась крайне неудобной за счёт своей громоздкости и габаритов. Обычная лошадь перемещала пушки и орудия того времени гораздо быстрее.

Межвоенный период стал самым ярким в развитии строительства бронетракторов. В России и Европе было создано множество экземпляров такой техники, зачастую в единичном экземпляре. Однако называть это кустарным производством было бы не совсем правильно, поскольку обшивались броней тракторы в заводских условиях, под присмотром инженеров и конструкторов, да и в настоящих сражениях, как правило, не участвовали.

Вторая мировая война также подтолкнула энтузиастов в спешном порядке создавать тяжёлую военную технику, которая на этот раз должна была противостоять авиации и танкам профессиональных армий. Так, например, в СССР был создан танк НИ-1 («На испуг»), импровизированный бронетрактор, построенный в 1941 году в Одессе для обороны города. На крышу НИ-1 устанавливалась лёгкая пушка или пулемёт на вращающейся башне. Эти танки участвовали во многих сражениях в первые годы войны, а некоторые из них сохранились до сих пор.

Примеров такого рода техники очень много, подобные эрзац-танки, бронеавтомобили и другая суррогатная тяжелая техника изготавливалась во многих городах с развитой промышленностью. Однако опять же назвать такое производство кустарным было бы не совсем правильно.

А вот тизнаосы, широко применявшиеся во время гражданской войны в Испании, являлись самым настоящим примером «домашнего производства». О тизнаосах в силу того, что каких-либо общих характеристик у этого собирательного понятия нет, известно не много. Многие из этих машин являлись достаточно грозной техникой в городских условиях: установленные на их крышах пулемёты, турельные установки и лёгкие пушки были серьёзной силой в борьбе с правительственными войсками.




Послевоенная история также была богата различными экземплярами такой техники. Везде, где имели место сражения регулярной армии против разрозненных повстанческих объединений, начиная с Вьетнама, Афганистана, Ближнего Востока, а потом Балкан и стран постсоветского пространства, находили уникальные примеры фантазий местных конструкторов.

Читайте также:  Замена кабины уаз 3303 своими руками

Говоря о самодельной технике нельзя не вспомнить бронебульдозер Марвина Химейера. Детище последнего американского героя участвовало всего в одном-единственном сражении, однако заслуживает внимания за в некотором роде техническое совершенство. Бронированный толстыми металлическими листами Komatsu D355A-3 не был вооружён, однако имел специальные амбразуры для стрельбы изнутри, камеры для навигации, спрятанные в пуленепробиваемых пластиковых кофрах, систему охлаждения двигателя и вентиляцию герметичной кабины. 200 пулевых попаданий и несколько взрывов гранат не нанесли бульдозеру никаких повреждений, а остановить его смогла лишь обвалившаяся крыша здания.

«Шам-2» и сирийская артиллерия

Собственно, сам «Шам-2». Страна производства — Сирия. Построен на базе шасси неизвестного автомобиля, толщина брони — 2, 5 сантиметра. Не способен выдержать прямое попадание из гранатомета или танкового орудия. Габариты импровизированного БМП — 4 x 2 метра. На крышу установлен станковый 7, 62-миллиметровый пулемёт. Экипаж включает двух человек — водителя и стрелка. Навигация осуществляется за счёт пяти видеокамер, вмонтированных в корпус техники, стрелок управляет пулемётом при помощи геймпада. Боевое дежурство машина несёт неподалеку от города Алеппо. Официальных доказательств участия «Шам-2» в сражениях нет, однако учитывая жёсткие экономические условия, в которых вынуждены существовать сирийские повстанцы, можно с уверенностью сказать, что машина построена не для развлечений и может выполнять функции БМП, оказывая огневую поддержку местным боевикам в городских и полевых условиях.

Стоит отметить, что вообще современные сирийцы — лидеры в производстве самодельного оружия. Интернет заполнен примерами кустарного производства гранат, систем артиллерийского огня, огнемётов и прочей техники.






Безымянная реактивная система залпового огня

Эту систему обнаружили израильские военные в 2010 году в секторе Газа. РСЗО установлена на базе самосвального мусоровоза. Прицеп оснащён девятью трубами-направляющими для запуска ракет «Кассам», которые, к слову, являются гордостью кустарного производства палестинцев. Такая ракета изготавливается из полой трубы от 70 до 230 сантиметров в длину, начиняется взрывчаткой, а ускорителем служит обычная смесь из сахара и калийной селитры, применяемой повсеместно в качестве удобрений. Сгорая, эта смесь выделяет большое количество газа, способного отправить ракету на дистанцию в 3–18 километров. Однако качество прицельной стрельбы на таких установках оставляет желать лучшего.

Плюс подобной РСЗО — в отличной маскировке. Беспрепятственно подъезжая к городским объектам, такой мусоровоз может быть быстро приведён в боевую готовность.

Самодельные бронемашины наркокартелей

Криминальные элементы, причастные к производству и сбыту наркотиков, отличаются особой фантазией. Так, например, ранее мы писали о том, как колумбийские наркобароны строят настоящие подводные лодки для транспортировки кокаина. А их коллеги из Мексики предпочитают иную технику — бронированные транспортные машины. Орудия на таких БТР не установлены, однако экипаж через специальные бойницы может вести прицельный огонь. Однако мексиканцы не уделяют внимания колёсам, делая упор на скорость перемещения подобной техники, что становится, как правило, слабым местом у импровизированных БТР. Если пробить резину, перемещение на такой машине, учитывая вес брони, становится практически невозможным.



Бронемашины сирийских курдов

Фотографии этих «вундерваффе» были, предположительно, сделаны на территории Сирии и перемещаются по различным информационным порталам с весны 2014 года. Никакой официальной информации о самодельных бронированных машинах нет, принадлежность техники можно определить по рисункам на броне — такой логотип является официальным символом Отряда народной самообороны Сирии, боевого крыла Курдского верховного комитета, участвующего в сирийском вооружённом конфликте.

Читайте также:  Блок для верхней тяги своими руками






Самодельная техника ливийских повстанцев

Любимое оружие ливийских повстанцев, так называемые машины-«технички», представляют собой самодельный симбиоз советских блоков НАР, СЗО, зенитных орудий и разных пикапов.









Самодельная техника силовиков и ополченцев Украины

Фотографии самодельной техники различных сил, воюющих на территории Украины, также ходят по интернету с лета. В условиях ограниченного финансирования украинские силовики и ополченцы бронируют российские КамАЗы и переделывают старую советскую технику.











Подтвердить участие большинства из этих экспонатов в сражениях достаточно сложно. Однако, например, бронированный КамАЗ «Железяка» батальона «Азов» участвовал в сражениях под Мариуполем и даже стал героем новостей.

Источник

Просто «тизнаос». Самодельные бронеавтомобили гражданской войны в Испании

(Джордж Оруэлл «Памяти Каталонии»)

За страницами гражданских войн. Пожалуй, никто лучше Джорджа Оруэлла не рассказал о своём личном участии в Гражданской войне в Испании. Однако он то ли не увидел, то ли не посчитал нужным рассказать о «тизнаос» – самодельных республиканских броневиках. Хотя было бы очень интересно прочитать именно его описание – Оруэлл обладал острым взглядом и был внимателен к мелочам: то есть обладал качествами, особенно необходимыми любому журналисту. И об этом можно только сожалеть, потому что эти машины вписали в совсем особую главу истории испанской бронетехники прежде всего потому, что там их применялось ну просто великое множество. Практически в каждом городе или даже небольшом посёлке в Испании во время войны старались построить какое-то количество самодельных бронеавтомобилей, подчас самого экзотического вида. Хоть как-то описать их все и уж тем более систематизировать было не по силам и испанским историкам, так что наш сегодняшний раз исчерпывающим никак не назовёшь, однако это максимум того, что дают нам те же испанские источники. Есть много фотографий «тизнаос», однако сегодня мы использовать их не будем, а заменим очень качественными иллюстрациями, выполненными А. Шепсом. Итак…

С началом войны рабочие мало-мальски оборудованных испанских заводов и заводиков занялись тем, что начали «клепать» крайне примитивные бронеавтомобили, нередко бронированные обычным «котельным железом», без башен, с прорезанными по бортам амбразурами для стрельбы из личного оружия экипажа броневика.

На крупных заводах и судоверфях, где имелись и материалы, и инженерные кадры, бронированные машины пытались создавать «по науке». Имела место даже определённая «серийность» производства, а вооружение старались устанавливать в башнях. До нас дошли фотографии, изображающие довольно совершенные броневики (по крайней мере, они на уровне БА Первой мировой войны!) с бронебашнями в форме купола или даже с установленными на них башнями от наших подбитых танков Т-26 и БТ-5. Вот только где, кем и когда строились все эти машины, увы, неизвестно, ведь после победы националистов все документы, по которым об этом можно было хоть что-то узнать, были просто уничтожены. Опять-таки если судить по фотографиям, некоторые из этих БА принадлежали франкистам и принимали участие в параде Победы в Севилье в 1939 г.

Оригинальным техническим решением повышения проходимости на этих БА были сдвоенные колёса, внешние – меньшего диаметра, а внутренние – большего. Когда колёса большего диаметра при движении по сыпучему грунту и грязи во всём этом тонули, колёса меньшего диаметра давали машине приемлемую опору. Впрочем, сомнительно, что даже такие БА использовались вне дорог: большой вес брони и башни от танка, вне всякого сомнения, сильно увеличивал их давление на грунт. Зато некоторые броневики, изготовленные на заводах Барселоны, делали из нарезанных на части цистерн, при этом для вентиляции над передними сиденьями у них были сделаны вентиляционные «грибки» в форме самоварных труб – оригинальное, но внешне забавное решение!

Читайте также:  Гном эльф своими руками

Интересно, что командование националистов всю эту импровизированную бронетехнику не одобряло, а если в ходе войны оно их и применяло, то только лишь самые совершенные либо однотипные. Так, на шасси автомашины «Форд Таймс» 7V националисты сделали бронеавтомобиль, использовавшийся как самоходный миномёт. Он имел бронекузов, где стоял 81-мм миномёт, бронированную кабину и капот двигателя. На неё можно было поставить пулемёт, а сняв с неё миномёт – использовать в качестве бронетранспортёра и перевозить солдат. Считается, что в подразделениях, где использовались эти БА, они себя очень даже неплохо зарекомендовали.

Почему-то все эти свои самодельные броневики республиканцы называли «тизнаос» – «серые». А ведь если судить по фотографиям, то многие из них были окрашены камуфляжем, порой весьма прихотливым. Всё дело, видимо, в том, что существовала инструкция 1929 г., по которой бронетехнику испанской армии следовало красить в «Артиллерийский серый» (средне-серый цвет).

«Бильбао» – бронеавтомобили испанской армии назывались тоже «тизнаос», так как и они, и самодельные БА окрашивались одинаково. Оригинально был решён и вопрос с опознаванием испанской бронетехники. По той же инструкции на бортах машин требовалось иметь деревянные панели чёрного цвета размером 70 х 35, чтобы белыми буквами писать на них армейскую принадлежность той или иной машины. Например, «Артиллерия» либо «Инфантерия», и ещё номер этой машины. Понятно, что с началом войны правила этого никто уже не придерживался, но зато импровизированные БА помимо раскраски были ещё и сплошь расписаны надписями патриотического содержания и сокращёнными названиями тех синдикалистских организаций (UHP, UGT, CNT, FA1), к которым эти бронеавтомобили принадлежали. Часто на машине таких обозначений было несколько, что говорил о «единении» этих организаций на момент их постройки.

С опознаванием самодельных бронемашин у националистов, видимо, проблем не возникало. Как увидел «сарай на колесах», так можно по нему и стрелять! А вот с танками было сложнее. Особенность гражданской войны требовала их особо быстрого опознавания на поле боя, чтобы исключить уничтожения «дружеским огнём». Но проблема осложнялась тем, что одинаковые танки имели обе стороны. Из-за этого опознавательные знаки на танках испанской гражданской войны были очень хорошо заметными.

У башен республиканских танков Т-26, БТ-5 и БА-З маска пушки и выступающая кормовая часть часто красились крупными полосами в цвета национального флага (красно-жёлто-фиолетовый). Тоже полосами, но уже красно-жёлто-красными раскрашивали свои танки и националисты. Случалось и так, что такие полосы были нарисованы вдоль всей башни. С воздуха танки националистов можно было отличить от республиканских по люкам (или целиком крыше башни!), выкрашенным в белый цвет, и нарисованном на них чёрном косом кресте – характерной националистской эмблемой. На танках, приходящих из СССР, были только тактические номера и никаких красных звёздочек. Итальянские и германские танки и броневики имели в качестве опознавательного знака полосатый красно-жёлто-красный флажок на броне спереди и сзади, а также очень характерную эмблему белого цвета – скрещенные алебарды и арбалет.

Источник

Оцените статью