Как сделать чеченскую башню своими руками

Человек башен

Что делать в XXI веке ингушу, если он хочет свою собственную башню? Таким вопросом однажды задался Магомед-Башир Оздоев из Назрани и решил начать с малого — с миниатюрных копий древних сооружений. С тех пор прошло двадцать лет, и теперь он — самый известный в республике мастер по созданию миниатюр. О том, как ему удается с предельной точностью воссоздавать уменьшенные копии архитектурных шедевров Ингушетии, мастер рассказывает сам.

Фото: Али Оздоев

— Прежде чем начать делать чертеж, я еду в горы. Именно там ко мне приходит вдохновение, как создать ту или иную башню, — говорит Магомед-Башир Оздоев. — Для меня горы — это заряд особой энергии, без которой жизнь мрачнеет.

Вдохновением в этот раз стали не горы, а наше предложение сделать для «Это Кавказ» миниатюру одной из башен селения Хамхи. Магомед-Башир согласился и в назначенный день ждал нас в своей небольшой мастерской.

Фото: Али Оздоев

В нескольких квадратных метрах уместились пара верстаков, полки с инструментами, красками и книгами. Здесь он когда-то в течение двух лет и создавал, как признался, свою лучшую работу — модель древнего ингушского села, которую теперь наотрез отказывается продавать.

Впрочем, этих молоточков, чертежей, красок, камней могло бы и не случиться в жизни Магомеда-Башира, если бы семнадцатилетний будущий юрист в середине девяностых не приехал в горную Ингушетию. Тогда он впервые и увидел легендарные ингушские башни.

— В тот момент я прозрел, так как красота родного края и величие родных башен Вовнушек настолько поразили меня, что я без сомнений решил научиться воссоздавать их в миниатюре.

Магомед-Башир признался, что к «Вовнушкам» у него особое чувство, так как это его родовые башни. Одна копия, кстати, сейчас стоит у него во дворе.

— Свою первую башню я сделал из гипса, и эта работа открыла мой путь становления как мастера декоративно-прикладного искусства, — вспоминает Магомед-Башир.

Вскоре такое искусство стало приносить доход. Сейчас заказы на изготовление декоративных фигур и элементов оформления фонтанов во дворах частных владений поступают со всей республики. А диплом юриста Магомеду-Баширу пригодился лишь, чтобы вести этот бизнес.

В горах, где мастер черпает вдохновение, он измеряет башни, чтобы уменьшенная копия получилась с максимально точными пропорциями. Камни Магомед-Башир берет вблизи того селения, где стоит башня, которую он будет воссоздавать.

Фото: Али Оздоев

— Вы не подумайте, камни с башен я не беру, ведь я же не варвар, — улыбаясь, говорит Магомед-Башир.

Подбор нужного камня для него тоже творческий процесс. Подходящий материал приходится искать иногда весь день, а то и неделю.

— Камни со временем меняют цвет, и я старюсь подобрать именно такой, чтобы соответствовал башне.

Дробление камня происходит во дворе. Каждый осколок становится предметом пристального изучения.

— Я использую все, даже самые маленькие куски, так как в них кроется что-то национальное и родное. После дробления я начинаю точить камни, делая из них маленькие блоки, которые повторяют формы оригинальной ингушской башни. Главное в работе — терпение, но для меня это не что иное, как работа для души, во время нее я забываю о существующих проблемах и переношусь в прошлое, в мир башен и легенд.

Фото: Али Оздоев

Набравшись вдохновения, камней и терпения, Магомед-Башир делает чертеж будущей модели. «Стандартная» башня уменьшается примерно в 100 — 140 раз. Чтобы профессионально создавать проекты, «человек башен» — так называют Магомеда-Башира близкие и знакомые — целый год учился в художественной школе у известного в Ингушетии художника Дауда Оздоева.

— В моей жизни было много людей, которые помогали мне в освоении мастерства создания мини-башен, но Дауд Оздоев был одним из первых, и полученные от него знания невозможно переоценить.

По готовому чертежу мастер из тонкой проволоки делает «скелет» миниатюры. На это уходит примерно неделя непрерывной работы.

Насмотревшись на отца, двое сыновей Магомеда-Башира уже тоже постигают сложное ремесло, правда, пока подходят к делу просто.

— Когда они только начинали повторять за мной, я им сразу сказал, что нельзя строить башню, не дав ей четкого ингушского названия. Они так и делают. Воображение их, конечно, поражает.

Фото: Али Оздоев

Маленькие подмастерья, несмотря на несложность своих работ, дают им названия со смыслом: «баскилг корт» (голова сверчка), «берката ц1а» (благодатный дом) и другие имена, которыми продолжают удивлять отца.

— Мне очень приятно, что дети так увлекаются ингушскими башнями. Например, недавно они придумали игру — кто сложит выше башню без клея. Самому захотелось поиграть, но, к сожалению, проиграл еще в первом раунде.

В создании же миниатюр Магомед-Башир не проигрывает, да и некому. В родной республике он самый известный мастер этого дела. За что не раз получал награды, стал членом республиканского союза художников, а его работы выставлялись в разных музеях и даже в Государственной думе.

Секреты производства Магомед-Башир держит в секрете. К слову, рецепт клея, который мастер готовит сразу после завершения проволочного скелета, для нас остался тайной.

Камни наточены, клей разведен, каркас собран. Теперь самый кропотливый этап работы — маленьким пинцетом Магомед-Башир приступает к кладке.

Фото: Али Оздоев

Все как при строительстве дома: кирпичи смазываются раствором и укладываются в ряд. Однако, в отличие от большой стройки, где под рукой имеются и измеритель уровня, и много других полезных инструментов, у миниатюриста есть только свои глаза. Магомед-Башир с невероятной точностью складывает кирпичики размером в ноготок, на что у неподготовленного человека не только мастерства не хватит, но и терпения.

Готовая конструкция помещается на основание. Оно обычно выполнено из гранита, подобранного под каждую башню индивидуально. На этой основе уже вручную создается «растительность». Для этого Магомед-Башир в горах собирает мох и ветки, которые хранятся в его мастерской.

Источник

В мастерской Магомеда-Башира Оздоева, автора миниатюр башенных комплексов Ингушетии

Вчера я выкладывал фотографии башенного замка Вовнушки, а сегодня хочу рассказать о человеке, который впервые посетил горную Ингушетию в возрасте 17 лет; красота родного края и величие родных башен, Вовнушек, его настолько поразила, что он решил научиться воссоздавать их в миниатюре. С нуля он научился этому искусству, сделав несколько десятков макетов, разной сложности и размера, вплоть до нескольких метров, сейчас они выставляются в музеях Ингушетии, и продаются в частные коллекции.

В гости к этому замечательному мастеру, Магомеду-Баширу Оздоеву, приехала съёмочная группа канала Russuan Travel Guide, чтобы записать интервью, а я был вместе с ними, и предлагаю небольшой фоторепортаж. Тем, кто любит башни, миниатюры, и Ингушетию) очень рекомендую.

1. Мастерская Магомеда-Башира небольшая, несколько квадратных метров. Есть еще одно помещение, но интервью решили записывать тут.

2. Пока съёмки не начались, у меня была возможность осмотреться. Макет начинается с чертежа.

3. Основой миниатюр может быть обычный пенопласт 🙂

4. Он обшивается камнями, которые крепятся на клею.

5. В итоге получается такая модель, Вовнушки (вид, кстати, до их реставрации).

6. Вовнушки — это родовые башни Оздоевых, и Магомед-Башир любит их особенно, сделав не менее шести разных копий. Одна сейчас стоит у него во дворе, выше человеческого роста.

Читайте также:  Как зделать дерево своими руками

7. Завидую тому, в чьи руки она попадет 🙂

8. Тем временем всё готово и начинается съёмка.

9. Магомед-Башир — один из тех людей, симпатией к которым проникаешься с первой минуты знакомства. Поверьте, это не просто традиционная похвала) Я люблю знакомиться и общаться с людьми, но если бы меня спросили, кто меня поразил в Ингушетии за эту зимнюю поездку, первым я бы назвал именно этого простого парня. Магомед-Башир родился в селе Кантышево, но в раннем детстве с семьей переехал в село Тарское Северной Осетии, где проживало много ингушей — до депортации 1944 года село носило имя Ангушт, там 244 года назад ингуши подписали договор с русским императором о принятии российского подданства. В 1992-м году в результате осетино-ингушского конфликта ингуши были вынуждены ухать и сейчас Магомед-Башир обосновался в Гамурзиево.

10. Не все макеты повторяют существующие башенные комплексы, многие Магомед-Башир придумывает сам. Вдохновение к нему приходит в горах, в которых он стремится уединиться перед очередной работой (как я его понимаю! ;))

11. Работа требует сосредоточенности, Магомед-Башир невероятно спокойный для ингуша), скромный 🙂 говорит тихо, мягко, но в голосе чувствуется уверенность и какая-то особая энергия.

12. Создание макетов для Магомед-Башира — хобби, занимается этим для души. По основной специальности он, если я не ошибаюсь, юрист 🙂

13. Учиться работе по созданию миниатюр Магомед-Баширу пришлось путем проб и ошибок, как правильно делать макеты ему подсказывало собственное чутье.

14. Некоторые макеты Магомед-Башир делал по 6-9 месяцев, для этого нужно колоссальное терпение.

15. Весь материал для макетов — натуральный, Магомед-Башир привозит камни из тех поселений, которые собирается воссоздать в макете.

16. Шлифовка материала.

17. Последний штрих, установка камня на вершину башни.

18. И работа почти готова.

19. В мастерской я нашел еще несколько его работ, но это детали к крупным проектам.

20. Примерно вот к таким проектам, которые с трудом могут донести два человека) Макет транспортируют к месту съёмки.

21. Это модель вайнахского аула в горах.

22. Детализация поражает!

23.

24.

25.

26.

27. В глубине, между скалами, не забыт даже традиционный ингушский могильник.

28. Работы Магомед-Башира, уверен, видели многие ингуши, например, копия аула Таргим выставлена в краеведческом музее Назрани:

29. А это вновь Вовнушки. Всё таки, это самый впечатляющий комплекс у ингушей 🙂 Во время интервью я не мог отвлекать Магомед-Башира вопросами, зато после удалось перекинуться несколькими словами насчет строительства Вовнушек, и других башенных комплексов Оздоевых, которых в Ингушетии более двух десятков!

Я очень рад нашему знакомству, и рад за ингушей, что у них есть такие люди, большие таланты и настоящие патриоты!
Магомед-Башир, успехов тебе во всём!

Источник

Как сделать чеченскую башню своими руками

Человек башен

Что делать в XXI веке ингушу, если он хочет свою собственную башню? Таким вопросом однажды задался Магомед-Башир Оздоев из Назрани и решил начать с малого — с миниатюрных копий древних сооружений. С тех пор прошло двадцать лет, и теперь он — самый известный в республике мастер по созданию миниатюр. О том, как ему удается с предельной точностью воссоздавать уменьшенные копии архитектурных шедевров Ингушетии, мастер рассказывает сам.

— Прежде чем начать делать чертеж, я еду в горы. Именно там ко мне приходит вдохновение, как создать ту или иную башню, — говорит Магомед-Башир Оздоев. — Для меня горы — это заряд особой энергии, без которой жизнь мрачнеет.

Вдохновением в этот раз стали не горы, а наше предложение сделать для «Это Кавказ» миниатюру одной из башен селения Хамхи. Магомед-Башир согласился и в назначенный день ждал нас в своей небольшой мастерской.

В нескольких квадратных метрах уместились пара верстаков, полки с инструментами, красками и книгами. Здесь он когда-то в течение двух лет и создавал, как признался, свою лучшую работу — модель древнего ингушского села, которую теперь наотрез отказывается продавать.

Впрочем, этих молоточков, чертежей, красок, камней могло бы и не случиться в жизни Магомеда-Башира, если бы семнадцатилетний будущий юрист в середине девяностых не приехал в горную Ингушетию. Тогда он впервые и увидел легендарные ингушские башни.

— В тот момент я прозрел, так как красота родного края и величие родных башен Вовнушек настолько поразили меня, что я без сомнений решил научиться воссоздавать их в миниатюре.

Магомед-Башир признался, что к «Вовнушкам» у него особое чувство, так как это его родовые башни. Одна копия, кстати, сейчас стоит у него во дворе.

— Свою первую башню я сделал из гипса, и эта работа открыла мой путь становления как мастера декоративно-прикладного искусства, — вспоминает Магомед-Башир.

Вскоре такое искусство стало приносить доход. Сейчас заказы на изготовление декоративных фигур и элементов оформления фонтанов во дворах частных владений поступают со всей республики. А диплом юриста Магомеду-Баширу пригодился лишь, чтобы вести этот бизнес.

В горах, где мастер черпает вдохновение, он измеряет башни, чтобы уменьшенная копия получилась с максимально точными пропорциями. Камни Магомед-Башир берет вблизи того селения, где стоит башня, которую он будет воссоздавать.

— Вы не подумайте, камни с башен я не беру, ведь я же не варвар, — улыбаясь, говорит Магомед-Башир.

Подбор нужного камня для него тоже творческий процесс. Подходящий материал приходится искать иногда весь день, а то и неделю.

— Камни со временем меняют цвет, и я старюсь подобрать именно такой, чтобы соответствовал башне.

Дробление камня происходит во дворе. Каждый осколок становится предметом пристального изучения.

— Я использую все, даже самые маленькие куски, так как в них кроется что-то национальное и родное. После дробления я начинаю точить камни, делая из них маленькие блоки, которые повторяют формы оригинальной ингушской башни. Главное в работе — терпение, но для меня это не что иное, как работа для души, во время нее я забываю о существующих проблемах и переношусь в прошлое, в мир башен и легенд.

Набравшись вдохновения, камней и терпения, Магомед-Башир делает чертеж будущей модели. «Стандартная» башня уменьшается примерно в 100 — 140 раз. Чтобы профессионально создавать проекты, «человек башен» — так называют Магомеда-Башира близкие и знакомые — целый год учился в художественной школе у известного в Ингушетии художника Дауда Оздоева.

— В моей жизни было много людей, которые помогали мне в освоении мастерства создания мини-башен, но Дауд Оздоев был одним из первых, и полученные от него знания невозможно переоценить.

По готовому чертежу мастер из тонкой проволоки делает «скелет» миниатюры. На это уходит примерно неделя непрерывной работы.

Насмотревшись на отца, двое сыновей Магомеда-Башира уже тоже постигают сложное ремесло, правда, пока подходят к делу просто.

— Когда они только начинали повторять за мной, я им сразу сказал, что нельзя строить башню, не дав ей четкого ингушского названия. Они так и делают. Воображение их, конечно, поражает.

Маленькие подмастерья, несмотря на несложность своих работ, дают им названия со смыслом: «баскилг корт» (голова сверчка), «берката ц1а» (благодатный дом) и другие имена, которыми продолжают удивлять отца.

— Мне очень приятно, что дети так увлекаются ингушскими башнями. Например, недавно они придумали игру — кто сложит выше башню без клея. Самому захотелось поиграть, но, к сожалению, проиграл еще в первом раунде.

В создании же миниатюр Магомед-Башир не проигрывает, да и некому. В родной республике он самый известный мастер этого дела. За что не раз получал награды, стал членом республиканского союза художников, а его работы выставлялись в разных музеях и даже в Государственной думе.

Читайте также:  Замшевые перчатки своими руками

Секреты производства Магомед-Башир держит в секрете. К слову, рецепт клея, который мастер готовит сразу после завершения проволочного скелета, для нас остался тайной.

Камни наточены, клей разведен, каркас собран. Теперь самый кропотливый этап работы — маленьким пинцетом Магомед-Башир приступает к кладке.

Все как при строительстве дома: кирпичи смазываются раствором и укладываются в ряд. Однако, в отличие от большой стройки, где под рукой имеются и измеритель уровня, и много других полезных инструментов, у миниатюриста есть только свои глаза. Магомед-Башир с невероятной точностью складывает кирпичики размером в ноготок, на что у неподготовленного человека не только мастерства не хватит, но и терпения.

Готовая конструкция помещается на основание. Оно обычно выполнено из гранита, подобранного под каждую башню индивидуально. На этой основе уже вручную создается «растительность». Для этого Магомед-Башир в горах собирает мох и ветки, которые хранятся в его мастерской.

Чеченские башни: фото, описание, особенности

Уникальным явлением в мировой культуре является древняя чеченская горная архитектура. Это жилые и боевые башни, культовые сооружения и некрополи. Именно в этих местах проходили самые короткие пути сообщения между кочевым миром Восточной Европы и земледельческими древними цивилизациями. Благодаря этому Кавказ является местом пересечения влияния культур самых разных великих народов.

В статье представлена одна из разновидностей архитектуры Чечни – чеченские башни: фото, описание, особенности.

Общие сведения

В мифологии, в культах языческих и в культуре чеченцев сохранились те черты, которые свидетельствуют об их связи с древнейшими цивилизациями Средиземноморья, Передней Азии и Европы. Наиболее четко это прослеживается при более глубоком исследовании чеченской мифологии и средневековых языческих культов, где обнаруживаются параллели с именами мифологических героев величайших цивилизаций древности.

Для ученых наибольший интерес представляют различные магические знаки и петроглифы, сохранившиеся на некрополях и каменных башнях горной Чечни. Они зачастую по возрасту более древние, чем сами башни.

История

Чеченские башни в горах – уникальнейшая архитектура. Башенная средневековая архитектура изначально зародилась в древности на территории расселения нахов (ингуши и чеченцы). Эти регионы простирают с востока от Аргуна до Кубани на западе. Наивысшего расцвета они достигли между реками Терек и Аргун (район более позднего проживания нахов).

Башни когда-то существовали не только в горах Чечни, они строились и в предгорьях (ущелье Ханкальское), и на равнине (северные и восточные границы Чечни). Однако начиная с XIV столетия, со времен нашествия монголо-татар, чеченские башни стали систематически уничтожаться. Особенно сильно они пострадали в период Кавказской войны и во время депортации чеченцев (1944 год). В результате произошедших событий были разрушены сотни башен.

Памятники архитектуры Средневековья сильно пострадали и во время последних двух войн. Множество чеченских башен было разрушено, подверглось обстрелу и получило сильные повреждения, а во время бомбардировок процесс разрушения уникальных тысячелетних построек в горных ущельях ускорился.

Особенности башен

При строительстве этих сооружений часто использовались более древние обработанные камни из построек X-V столетий до нашей эры. На них мастера старались сохранить древнейшие петроглифы, и со временем они практически без изменения переносились и на другие новые башни.

Именно у нахов на Кавказе башенная архитектура достигла своего наивысшего развития. Проявилось это особенным образом в строительстве боевых башен, являющихся вершиной зодчества Средневековья. Эти чеченские башни строились с соблюдением пропорциональности и зеркальной симметрии всех деталей постройки, в неповторимой гармонии с окружающим природным ландшафтом.

Нынешнее состояние

На сегодняшний день в горах Чечни, в районе верховьев рек Аргун, Фортанга, Шаро-Аргун, Гехи, у озер Галанчож и Кезеной, в различном виде сохранилось около 150 поселений с башенными постройками, более 200 боевых и несколько сотен жилых башен. Также сохранились десятки культовых сооружений и более 100 наземных склепов.

Датируются эти исторические памятники XI-XVII веком.

Чеченские родовые башни

Мастерство строительства таких уникальнейших сооружений передавалось по наследству, поэтому величественные каменные сооружения представляют собой наглядный результат их гениального и удивительного творчества.

Чеченская красавица

Эта чеченская башня является одной из древнейших в республике. Дерская башня в далеком прошлом (XII век) представляла собой боевое сооружение. Деревянные перекрытия башни сгнили, но сама башня смогла уцелеть до сегодняшних дней. Это уникальнейшее строение – памятник средневекового зодчества. Высота этого сооружения – 23 метра. Верхний ярус служил когда-то дозорным пунктом, откуда открывается панорамное обозрение на горное ущелье. Дозорные с вершины башни передавали сигналы – предупредительные и боевые.

Недалеко от Дерской башни расположено небольшое селение. Оно является интереснейшим объектом для туристов, желающих узнать легенды и истории, связанные с этим историческим регионом.

В заключение

Исследователями выделяется три основных типа чеченских башен: боевые, полубоевые и жилые. Каждое из этих сохранившихся уникальных архитектурных сооружений имеет свою особенность и свою интересную историю.

Кроме того, к объектам каменного древнего зодчества относятся могильники (некрополи) и культовые строения, располагающиеся внутри этих башен.

Как сделать чеченскую башню своими руками

Что делать ингушу в 21 веке, желающему иметь свою собственную башню? Таким вопросом однажды задался Магомед-Башир Оздоев из Назрани и решил начать с малого — с миниатюрных копий древних сооружений. С тех пор прошло двадцать лет и теперь он — самый известный в республике мастер по созданию миниатюр. О том, как ему удается с предельной точностью воссоздавать уменьшенные копии архитектурных шедевров Ингушетии, мастер рассказывает сам.

— Прежде чем начать делать чертеж, я еду в горы. Именно там ко мне приходит вдохновение, как создать ту или иную башню, — говорит Магомед-Башир Оздоев. — Для меня горы — это заряд особой энергии, без которой жизнь мрачнеет.

Вдохновением в этот раз стали не горы, а наше предложение сделать для «Это Кавказ» миниатюру одной из башен селения Хамхи. Магомед-Башир согласился и в назначенный день ждал нас в своей небольшой мастерской.

В нескольких квадратных метрах уместились пара верстаков, полки с инструментами, красками и книгами. Здесь он когда-то в течение двух лет и создавал, как признался, свою лучшую работу — модель древнего ингушского села, которую теперь наотрез отказывается продавать.

Впрочем, этих молоточков, чертежей, красок, камней могло бы и не случиться в жизни Магомеда-Башира, если бы семнадцатилетний будущий юрист в середине девяностых не приехал в горную Ингушетию. Тогда он впервые и увидел легендарные ингушские башни.

— В тот момент я прозрел, так как красота родного края и величие родных башен «Вовнушек» настолько поразили меня, что я без сомнений решил научиться воссоздавать их в миниатюре.

Магомед-Башир признался, что к «Вовнушкам» у него особое чувство, так как это его родовые башни. Одна копия, кстати, сейчас стоит у него во дворе.

— Свою первую башню я сделал из гипса, и эта работа открыла мой путь становления как мастера декоративно-прикладного искусства, — вспоминает Магомед-Башир.

В горах, где мастер черпает вдохновение, он измеряет башни, чтобы уменьшенная копия получилась с максимально точными пропорциями. Камни Магомед-Башир берет вблизи того селения, где стоит башня, которую он будет воссоздавать.

— Вы не подумайте, камни с башен я не беру, ведь я же не варвар, — улыбаясь, говорит Магомед-Башир.

Подбор нужного камня для него тоже творческий процесс. Подходящий материал приходится искать иногда весь день, а то и неделю.

— Камни со временем меняют цвет, и я старюсь подобрать именно такой, чтобы соответствовал башне.

Читайте также:  Как сделать летающая птица сделать своими руками

Дробление камня происходит во дворе. Каждый осколок становится предметом пристального изучения.

— Я использую все, даже самые маленькие куски, так как в них кроется что-то национальное и родное. После дробления я начинаю точить камни, делая из них маленькие блоки, которые повторяют формы оригинальной ингушской башни. Главное в работе — терпение, но для меня это не что иное, как работа для души, во время нее я забываю о существующих проблемах и переношусь в прошлое, в мир башен и легенд.

Набравшись вдохновения, камней и терпения, Магомед-Башир делает чертеж будущей модели. «Стандартная» башня уменьшается примерно в 100 — 140 раз. Чтобы профессионально создавать проекты, «человек башен» — так называют Магомеда-Башира близкие и знакомые — целый год учился в художественной школе у известного в Ингушетии художника Дауда Оздоева.

— В моей жизни было много людей, которые помогали мне в освоении мастерства создания мини-башен, но Дауд Оздоев был одним из первых, и полученные от него знания невозможно переоценить.

По готовому чертежу мастер из тонкой проволоки делает «скелет» миниатюры. На это уходит примерно неделя непрерывной работы.

Насмотревшись на отца, двое сыновей Магомеда-Башира уже тоже постигают сложное ремесло, правда, пока подходят к делу просто.

— Когда они только начинали повторять за мной, я им сразу сказал, что нельзя строить башню, не дав ей четкого ингушского названия. Они так и делают. Воображение их, конечно, поражает.

Маленькие подмастерья, несмотря на несложность своих работ, дают им названия со смыслом: «баскилг корт» (голова сверчка), «берката ц1а» (благодатный дом) и другие имена, которыми продолжают удивлять отца.

— Мне очень приятно, что дети так увлекаются ингушскими башнями. Например, недавно они придумали игру — кто сложит выше башню без клея. Самому захотелось поиграть, но, к сожалению, проиграл еще в первом раунде.

В создании же миниатюр Магомед-Башир не проигрывает, да и некому. В родной республике он самый известный мастер этого дела. За что не раз получал награды, стал членом республиканского союза художников, а его работы выставлялись в разных музеях и даже в Государственной думе.

Секреты производства Магомед-Башир держит в секрете. К слову, рецепт клея, который мастер готовит сразу после завершения проволочного скелета, для нас остался тайной.

Камни наточены, клей разведен, каркас собран. Теперь самый кропотливый этап работы — маленьким пинцетом Магомед-Башир приступает к кладке.

Все как при строительстве дома: кирпичи смазываются раствором и укладываются в ряд. Однако, в отличие от большой стройки, где под рукой имеются и измеритель уровня, и много других полезных инструментов, у миниатюриста есть только своих глаза. Магомед-Башир с невероятной точностью складывает кирпичики размером в ноготок, на что у неподготовленного человека не только мастерства не хватит, но и терпения.

Готовая конструкция помещается на основание. Оно обычно выполнено из гранита, подобранного под каждую башню индивидуально. На этой основе уже вручную создается «растительность». Для этого Магомед-Башир в горах собирает мох и ветки, которые хранятся в его мастерской.

— Дерево, например, годами лежит и сушится. Когда бывает нужно, я отламываю нужный мне кусок и вытачиваю нужную мне форму. Да, мне было бы легче использовать для этих целей спички или специальные материалы (последние можно сегодня заказать через Интернет), но ведь так я изменяю самому себе, своим принципам.

авершающий этап в работе — установка на крыше башни камня в форме сферы, конуса или образного яйца. Он замыкает все строение и в древние времена носил разные названия: «загалкхер» (камень-клин), «ц1ур кхер» (бесполый или двуполый камень).

Доделав миниатюру, Магомед-Башир признался, что хотел бы построить и настоящую башню в горах, но едва ли это осуществимо.

— Даже сегодня с имеющимися инструментами, подъемными кранами и многим другим не хватит и года, чтобы построить башню, я уже не говорю о том, чтобы построить ее без всего этого.

Вообще, может, позабавлю кого-то, но у меня есть одна заветная мечта — чтобы люди снова жили в башнях или хотя бы строили дома в подобном стиле. Здесь, как и на всем Кавказе в целом, надо развивать национальную архитектуру, а не евро, хай-тек и много других стилей, которые никак не характеризуют человека как личность того или иного народа.

Мартин Иден

https://news.rambler.ru

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Башня своими руками

Бутылку покройте слоем акрилового грунта, чтобы шпатлёвка лучше прикрепилась к стеклянным стенкам. С помощью клея Момент приклеиваем бутылку к основе башни, в нашем случае это осколок гранитной плиты. Если на дне бутылки есть выемка, то её нужно заполнить или массой папье-маше или крепкой смесью шпатлёвки. На бутылке намечаем место для двери и мелкими округлыми камнями выкладываем контур дверного проёма. Камни для проёма приклеивать лучше клеевым пистолетом, так как если использовать раствор шпатлёвки, то камни могут немного сползти под своим весом и форма проёма деформируется. Стены башни выкладываем на толстый слой шпатлёвки, не забывая затирать её между камнями.

Для балкона из плотного картона вырезаем круг нужного диаметра и приклеиваем к бутылке.

Далее продолжаем укладывать камешки для уровня намеченной крыши.На уровне балкона по желанию можно сделать ещё один оконный или дверной проём.

Пока шпатлёвка немного подсохнет, но будет ещё сыроватой, влажной тканью прогладьте камни, счищая раствор, а заодно сглаживая неровности между камнями.

Для окрашивания и придания камням старого потёртого вида, покройте всю башню смесью из чёрной и коричневой акриловых красок и воды. На нашей башне для состаривания использовался битумный лак.

Пока краска не высохла, тканью втирайте её в пространство между камнями. На фото ниже, вы видите результат однократного нанесения и втирания битума.

А здесь уже результат двукратного нанесения.

Для создания опор балкона отлично подошёл сухой камыш. Его нарезаем канцелярским ножом на нужного размера брусочки и клеим горячим клеем к бутылке.

Из него же и выстраиваем колонны на балконе.

Для оформления балконных секций скрещиваем между собой отрезки деревянных шпажек и приклеиваем к колоннам.

Окрашиваем тёмно-коричневой краской, а сверху тонируем медью.

Так как крыша получается довольно тяжёлой, нужно позаботиться о её надёжном креплении. Поэтому используем очень крепкую проволоку. Нарезаем её на 7-8 отрезков, сгибаем и приклеиваем под крышей.

Для большей крепости обматываем проволокой вокруг бутылки и проволочного каркаса.

Одеваем сверху картонный каркас. Кстати, каркас можно сделать из любого материала: фольга, старые газеты, пенопласт и др.

Обмазываем слоем шпатлёвки и придаём относительно ровный вид крыше.

Переворачиваем бутылку и под крышей укладываем слой шпатлёвки. Оставить сохнуть башню в таком виде можно в 5-ти литровой пластиковой ёмкости со срезанным горлышком.

Для имитации черепицы на крыше можно использовать различные материалы: шпатлёвка, папье-маше, солёное тесто или холодный фарфор.

Для окрашивания крыши первой используем тёмно-коричневую краску, затем тёмно зелёную, после жёлто-зелёную и в самом конце можно сухой кистью нанести немного золотой краски.

Дверь изготовлена из картона и окрашена также акриловыми красками. Дверь лучше всего приклеить в самом конце и уложить под ней каменный порожек.

Для имитации мха можно пройтись тёмно зелёной краской, как бы вбивая её между камешками.

Всю работу покройте 2-3 слоями лака.

Кстати, такая башня будет идеально смотреться в вашем саду в качестве садовой фигуры. Правда, в этом случае, лучше всего изделие покрыть несколькими слоями яхтного лака.

Источник

Оцените статью