- Как сделать варган самостоятельно из подручных материалов
- Как устроен варган
- Извлечение звука из варгана
- Подушечкой пальца
- Ребром пальца
- Большим пальцем
- Какие материалы использовать для изготовления
- Инструкция по изготовлению металлического варгана своими руками
- Как рассчитать длину заготовки
- Придание формы
- Полировка
- Вбивание язычка
- Как держать варган во время игры
- Что нужно учесть при изготовлении металлического варгана
- Как сделать варган из пластиковой карты
- Почему нельзя сделать варган своими руками из пластиковой бутылки
- Как мне друг чехол для варганов сделал
- Найдены возможные дубликаты
- Крохотная шкатулка из красного дерева
- Манул или палласов кот. Резьба по дереву
- Кулон «Гора Ушба»
Как сделать варган самостоятельно из подручных материалов
Варган (кубыз, хомус, комус и т. д.) является одним из древнейших язычковых музыкальных инструментов, для изготовления которого применялись различные природные материалы. Разнообразие и доступность подручных средств позволяют сделать дома варган своими руками. Его преимуществами являются небольшой размер и несложность конструкции.
Варган является древнейшим музыкальным инструментом.
Как устроен варган
Кубыз представляет собой рамку, в которую установлен колеблющийся язычок. Его вибрация обеспечивает возникновение акустической волны. Это один из самых маленьких по размеру музыкальных инструментов, что обусловлено особенностями артикуляционного аппарата человека.
Извлечение звука из варгана
Исполнитель подносит хомус ко рту и регулирует звучание работой пальцев, артикуляционного аппарата, дыханием. На громкость и тембр оказывают влияние воздействием на носовую полость, нижние дыхательные пути (диафрагму), глотку, гортань и другие органы. Удары пальцев по язычку кубыза создают вибрации. Легкость извлечения звука зависит от того, какое сырье использовалось при изготовлении, от веса инструмента, его размера и качества производства.
Подушечкой пальца
Подходящий способ игры исполнитель обнаруживает спустя некоторое время, но на инструменте с мягким язычком комфортнее играть подушечкой указательного пальца. Необходимо все время держать его немного напряженным, а остальные сжать в кулак. Чтобы натренировать руку к такому исполнению, требуется время.
На инструменте комфортно играть подушечкой указательного пальца.
Ребром пальца
Работая ребром указательного пальца, можно играть в разном темпе с одинаковым удобством. Кисть также задействована в процессе исполнения. Ей необходимо двигать, чтобы звук был четким, а исполнение – комфортным. Работая только пальцем, исполнитель быстро устанет и не добьется нужного звучания.
Большим пальцем
Чтобы освоить этот способ исполнения, необходимо собрать 4 пальца в «лодочку». Важно, чтобы большой палец был выставлен в сторону. Далее требуется двигать кистью, задевая язычок центром этого пальца. У этого исполнения есть недостаток: таким образом невозможно играть мелодии в подвижном темпе.
Но это позволяет скрыть сам кубыз, если на него падают осадки или исполнитель хочет спрятать инструмент от зрителей.
Какие материалы использовать для изготовления
Можно экспериментировать с разными основами, но самыми популярными в этой работе являются следующие:
- Дерево. Больше всех остальных подходят дуб, береза, бук. Встречаются хомусы и из менее привычных пород. Деревянные кубызы эстетически привлекательнее, потому что материал позволяет сделать дополнительный дизайн.
- Кость. Небольшой инструмент из лосиного рога или оленьей кости сделать непросто, поэтому их используют редко. Бывают хомусы и из бивня мамонта.
- Сталь. Рамку часто делают из стального прутка. Это часто применяемое при производстве кубыза сырье.
Язычок – это активный элемент кубыза, поэтому он должен обладать и упругостью, и устойчивостью. Для него подойдет термообработанная высокоуглеродистая сталь.
Дерево можно использовать для изготовления варгана.
Инструкция по изготовлению металлического варгана своими руками
Инструмент несложен по своему строению, но, т. к. важнее всего его звучание, нужно уделить внимание всем деталям и не ждать сразу совершенного результата. В общей сложности на работу уходит полчаса, но ее нужно выполнять последовательно, чтобы не тратить время на исправление ошибок.
Как рассчитать длину заготовки
Лучше всего сделать сперва предварительный чертеж, отметив элементы кубыза разными цветами. Так проще представить заранее все нюансы и не допустить ошибок в процессе работы.
Чтобы сделать заготовку для рамы и рассчитать ее длину, нужно согнуть проволоку, а потом отмерить на ней по линейке необходимый отрезок. Чаще всего берут стержень длиной 12–15 см и диаметром 6–6,5 мм.
Придание формы
- Отметить на стержне середину и концы дек на расстоянии 3,5–4 см от нее.
- Сделать (прорезь) для язычка. На концах провести надфилем фаску, т. е. скосить угол. Ее высота – 0,5 мм.
- Согнуть полукругом середину стержня. Перед этим разогреть его на газовой плите.
- Согнуть его, придав изделию необходимую ромбовидную форму и оставив пространство между деками.
- Обточить концы дек (можно сделать это на наждаке).
Полировка
После формирования и по мере необходимости изделие необходимо обрабатывать. Для полировки подойдет напильник.
Вбивание язычка
Для этой части хомуса подойдет металлическая линейка или кусок пилы. Необходима упругая сталь в виде конуса. Ширина от одного основания до другого должна увеличиваться с 2 до 3 мм. Длина составляет 8 см, толщина – примерно 0,5 мм. Сырье должно быть все время охлажденным.
Узкий конец язычка вставляют в прорезь на рамке и временно закрепляют, а другой загибают под углом 90° на уровне конца дек. Зазоры должны быть узкими, а расстояние от язычка до каждой из дек – одинаковым. Установка язычка играет ключевую роль, исправить его положение после завершения работы сложно. Только после регулировки паз расклепывается и язычок закрепляется окончательно. На нем нужно сделать заточку под углом 45° со стороны загиба.
Как держать варган во время игры
Необходимо прижать кубыз плотно к зубам, а между ними оставить щелку для язычка инструмента. Зажав хомус между зубами, легче контролировать звучание. Губы не должны быть тесно прижаты к инструменту. Держать его нужно менее активной рукой, опустив локоть вниз. Рекомендуется удерживать варган на согнутых участках указательного и большого пальцев, направляя язычок в противоположную от руки сторону.
Варган во время игры необходимо прижать к зубам.
Со временем исполнитель находит оптимальный для него способ держать кубыз. Важно искать самое комфортное положение, но необходима практика, чтобы привыкнуть к инструменту. Лучше освоить несколько вариантов исполнения для разучивания различных мелодий.
Что нужно учесть при изготовлении металлического варгана
При создании хомуса своими руками, особенно в первый раз, сложно дать ему подходящее звучание.
Необходимо знать, какие ошибки возможны при работе:
- неточность в измерениях;
- излишнее загибание дек, после которого не остается места для язычка;
- изготовление слишком толстого язычка, в результате чего теряется звучание при исполнении;
- закрепление язычка до регулировки;
- загибание дек в форма овала, а не ромба.
Амплитуда язычка влияет на то, как будет функционировать инструмент.
Важно, чтобы он не был слишком тяжелым или легким. И то и другое плохо сказывается на работе кубыза. Слишком легкий язычок даст высокое звучание, но его можно утяжелить с помощью олова. Если он чересчур тяжелый, то повысить тон можно, только сократив его размер.
Как сделать варган из пластиковой карты
Пластик применяют те, кто хочет сделать кубыз дома своими руками. Многие используют недействительную банковскую карту, так как сделать из нее кубыз проще всего.
Инструментов для этого требуется немного:
- шило;
- пассатижи;
- канцелярский нож;
- несколько пластиковых карт (достаточно одной, но она может оказаться картонной или испортиться при неудачной работе).
- Отрезать кусок, равный 1/3 банковской карты. Получится вытянутый прямоугольник. Он будет служить в качестве основы и язычка инструмента.
- Сделать шилом 3 отверстия на карте: одно для кончика язычка и 2 – для основания. Язычок вырезается ножом по бокам получившегося треугольника.
- Соединить точки на этих сторонах, но не трогать основание.
- Чтобы язычок беспрепятственно перемещался внутри инструмента, немного укоротить его по краям или подрезать основу вокруг него.
- При помощи пассатижей загнуть корпус хомуса вдоль по краям. Так будет проще держать инструмент.
Почему нельзя сделать варган своими руками из пластиковой бутылки
Невозможно предусмотреть конечное звучание инструмента, какие бы материалы ни применялись при изготовлении кубыза своими руками. На него влияет минимальная разница в измерениях и весе материала. Варган из пластиковой карты не имеет такой полноты звучания, как металлический или деревянный, но материал, из которого сделаны банковские карты, достаточно твердый. А музыкальный инструмент из пластиковых бутылок не будет иметь никакого звучания, потому что его элементы будут недостаточно жесткими.
Изготовив кубыз самым простым и доступным путем, можно попробовать и более трудные способы и материалы. Этот музыкальный инструмент имеет разные дизайны и формы благодаря своим древности и популярности. Существует множество материалов для производства варгана. Чем больше работать над его созданием, тем более широкого спектра звучания можно достичь.
Источник
Как мне друг чехол для варганов сделал
Есть у меня пара варганов,якут и хакас,а чехлов не было,ну мой друган Олежка зная мою любовь ко вселенной ВарКрафт и то что я ордынец, решил запилить мне очередной подарок
дальше просто фото
Несколько часов работы и офигенный чехольчик готов
пост с целью похвастать
друг мой,чехол тоже мой соответственно тег мое
Найдены возможные дубликаты
Товарищ уважаемый автор, может у вас есть контакты или выход на изготовителей варганов? У моего сломался язычок в месте изгиба под 90°. Местные магазины предлагают привезти язычок за 600-1000 рублей (считай, цена нового варгана). Но мне хочется починить именно свой, т.к. подарок жены, о котором я давно грезил.
Не секрет, Чебоксары. Тоже у кого не спрошу, не хотят браться. Либо без гарантий, что в месте сгиба не обломится через неделю.
Крохотная шкатулка из красного дерева
ТЗ — нужна коробка, где-то 80х40х30мм. Надо так надо, делаем.
Берём палку, пропускаем через распиловочный, получаем несколько палок. Паз профрезеруем на приспособлении для бормашины — бор цилиндр выведен в отверстие и сделан параллельный упор, в результате имеем паз 2,5мм, ровно и быстро. А вот с 45 посложнее, пришлось отрезать кусок бруса под те же 45 градусов и, прикладывая к нему заготовки, снимать лишнюю древесину на ленточной шлифмашине, на 150 грит получились вполне себе ровные поверхности.
Донышко делаем подобным образом — выбираем четверть тем же бором и вставляем в пазы, просто и прочно. Склеим всё на эпоксидку (сначала хотел мездровый столярный клей заварить, но на смолу явно прочнее), на крышке сделаем бортик чтобы она входила в стенки и просто приложим. В тиски через поролон и стамеской, палисандр режется отлично, далее наждачкой придаем форму, увеличивая гритность, я остановился на 400.
Надо украсить. Берём ракушку (пинктада, она же жемчужница), пройдемся по ней лобзиком и нарисуем лепесточки, стиль в этот раз европейский.
Утопим цветок в крышку. Обводим иглой, контур можно пройтись бормашиной, но выбирать древесину все равно стамеской, благо есть маленькие. Заодно твердосплавным бором нанесем рисунок на перламутр, режется легко и быстро.
Почти всё, дорисовываем картинку и повторяя предыдущие операции ставим перламутр, ну и что что не так как нарисовал. Углубления зальем чёрной масляной краской и пройдемся лаком по всей поверхности, цапон лёг неважно, в следующий раз использую полиуретановый.
Манул или палласов кот. Резьба по дереву
Привет, Пикабутяне! Почти 4 года назад я первый раз попробовал вырезать фигурку из дерева. Тогда это была лишь проба пера. Из куска хвойной древесины я вырезал слоника. Корявенько, косенько, но с душой. И как-то весь этот процесс вписался в мой сумасшедший ритм жизни. За 4 года я много чему научился. Но самое главное, что я понял — на сколько же мне далеко до уровня крутых мастеров, которые выдают реальные шедевры.
Это ни сколько не огорчает меня, а наоборот — заставляет работать и совершенствовать свой навык. Подход у меня в этом простой — научиться можно всему, при чём без разницы, есть у тебя талант или нет. Главное — это практика. Чем больше ты режешь (или что угодно ещё делаешь), тем лучше получается. Талант — это такая штуковина, которая в моменте лишь ускоряет этот процесс. Но в реальность всё зависит от самого человека и желания.
За 4 года я обзавёлся солидными запасами инструмента и различных примочек для резьбы. Есть кое-какой опыт. И есть довольные друзья, у которых теперь живут мои милые безделушки. И меня это радует.
В этот раз я хочу поделиться своей работой, которую доделал буквально вчера. Есть у меня тотемное животное — манул. Не знаю, по какой причине, но как-то с годами полюбился мне этот дикий кот. Есть в нём какой-то огонёк свободы и уюта. Для его резьбы я использовал деревяшку под названием зебрано. Растут эти деревья в Западной Африке — в Камеруне, Конго и Габоне. И вот, что важно лично для меня — энергетика этого бруска. И каждый раз, когда держишь дерево в руке, понимаешь, сколько же за ним истории, сколько это дерево видело на своём пути и какой путь проделало, чтобы попасть мне в руки. Это и мне самому придаёт какой-то доброй энергии.
А теперь к процессу) Началось всё с такого бруска, размером чуть меньше сигаретной пачки.
В начале долго медитируешь на деревяшку и прикидываешь, как наилучшим образом использовать текстуру. В итоге решил, что полоски обязательно должны быть вертикальными, чтобы хвост с полосками был и визуально выглядело «толще». Потом карандашом накидываешь очень примерный контур. В этом месте я не стараюсь нарисовать что-то красивое. Нужно просто понять, что лишнее, чтобы начать срезать.
С зебрано я уже работал ранее, знаю, что твёрдое, поэтому первым делом точим нож. У меня шведский Morakniv — с него я и начал, а потом его и использовал большую часть времени для этой работы.
В труднодоступных местах на помощь мне приходили стамески и надфили.
Этот вариант достигнут после 4-5 часов работы. Здесь я уже прошёлся грубой наждачкой, чтобы закруглить углы и придать форму. В этом очень помогают тиски — зажимаешь фигурку в разных положениях и просто десятки раз проходишь полоской наждачки — появляется симметрия и плавность линий.
Толстозадый нарисовался — сфотографировал его с разных сторон для того, чтобы были понятны формы.
Какое-то время ушло на шлифовку манула шкуркой, на фотографии это сложно передать, но задача заключалась в придании фигуре максимальной гладкости (кэп).
После того, как я добился желаемой гладкости, настал момент подумать, чем обработать дерево на этот раз. Раньше я нагревал льняное масло и выдерживал фигурки в нём — выходили пузырьки и масло пропитывало поры. Последнее время освоил датское масло — меньше хлопот и больше безопасности. Его не нужно греть. Достаточно нанести на мягкую тряпку и в несколько заходов натереть фигуру. Результат отличный на мой взгляд.
На фотографии выше я обработал хвост датским маслом — цвет сразу стал более насыщенным, более тёмным, текстура стала ярче — кайф.
Итоговый результат меня порадовал. Кстати, если присмотреться, в дереве видны полосочки и дырочки. Так вот это не брак, а поры древесины. Так что всё под контролем 🙂
Традиционный фотосет — куда уж без него)
Всем добра и манулов! А я ухожу размышлять над следующей работой. Друзья просят енота — как только придумаю, как подогнать текстуру под «очки», сразу начну.
Кулон «Гора Ушба»
Ушба гора.
Мистическая гора Ушба привлекает туристов своей таинственностью, несмотря на то, что она восьмая по высоте по сравнению с остальными горами Грузии. Из-за погодных условий Ушба всегда разная, всегда производящая незабываемое впечатление.
Название горы переводится как «Гора, приносящая горе». Местные жители иногда вершину называют Ужбой. Расположение горы настолько удачно на Кавказском хребте, что ее можно увидеть даже с Русской границы. В Карачаево-Черкесском районе можно услышать слово «юч-баш». На русский язык переводится, как три вершины, что довольно звучит странно, ведь вершин всего у Ушбы две. Северная и южная вершина наблюдается с любой стороны и при разных ракурсах.
Самая высока точка Ушбинской горы равняется 4700 метрам. Северная вершина была покорена в 1888 году Кокклином и Алмером. Южная была покорена позднее в XX веке в 1903 году экспедиционной группой, главой которой стал Рикмер-Рикмерс. Перевод названия горы «шабаш ведьм» считается неверным, его придумали альпинисты и туристы, покоряющие данную вершину.
У Ушбы есть еще одно название – «Кавказский Маттерхорн», ее так прозвали туристические гиды из-за живописности и красоты. Таким названием они провели аналог с популярной горой в Швейцарии.
Ушбу можно рассмотреть с любой точки Сванетского хребта. С грузинской стороны лучше всего рассматривать горный пейзаж с села Мазери (община Бечо), отсюда также многие начинают восхождение. Но с Мазери видна только лишь одна южная вершина. Для того чтобы увидеть две вершины одновременно нужно поднять вверх примерно на один километр до ледников.
На сванском языке слово «Ушба» означает «гора приносящая горе». Это обозначение часто сравнивают с легендой о Беткеле человеке, который был охотником. Он был удачлив, и охота на дичь была его любимым занятием. Этот человек спокойно восходил на массивы Сванетии, но однажды он решился взобраться на Ушбинскую вершину.
Когда он взобрался до горного пика, там ему повстречалась богиня охоты Дали. Она его влюбила в себя, и Беткель остался с ней жить. Но однажды он заскучал по родному дому и втайне сбежал. Но богиня не смогла простить парню этого проступка, и решила вернуть его во что бы то ни стало на Ушбинскую вершину, когда он охотился.
Когда Беткель поднимался, то путь позади него начал разрушаться. Охотник начал понимать, что дороги назад больше нет, и от отчаяния сбросился вниз с обрыва. Несмотря на то, что эта история считается легендой, местное население все равно считает, что отложения из красного гранита на вершине – это кровь Беткеля.
На протяжении долгого времени на гору было запрещено восходить туристам. Но в последнее время власти разрешили допускать альпинистов с проводниками. Но не каждый человек решится доставить путешественников к маршруту до вершины.
Источник