- Вазоны и вазы из дерева – варианты и особенности изготовления
- Общие сведения
- Изготовление ваз
- Из поленьев
- Из кругляшей
- Из большого кругляша и прозрачной колбы
- Уличные вазоны
- Точеные напольные вазы
- Вывод
- Вазоны и вазы из дерева – варианты и особенности изготовления
- Подготовка рабочего места
- Вазочка «Золотая осень»
- Выбор фанеры
- Декорирование основы
- Перенос рисунка на фанеру
- Основа творчества
- Выпиливание вазы из фанеры лобзиком
- Защитим свой шедевр
- Интересные идеи
- Лакировка поделки
Вазоны и вазы из дерева – варианты и особенности изготовления
Деревянные вазы отлично вписываются в любой интерьер, причем своим внешним видом они способны придать изюминку дизайну и послужить его акцентом. Чтобы украсить таким способом жилье, совсем необязательно тратить много денег на их приобретение. В данной статье мы рассмотрим, как сделать настольные и напольные вазы из дерева самостоятельно.
Общие сведения
Чтобы сделать сложные точеные вазы, конечно, понадобятся специальные станки. Однако, можно сделать некоторые вазочки и вазоны из дерева своими руками даже без какого-либо специального оборудования.
Что касается материала, то для поделок можно использовать древесину любого сорта, единственное требование – она должна быть сухой (влажность не более 12-15 процентов). Конечно, если подобной работой вы занимаетесь впервые, лучше использовать мягкое дерево, к примеру, липу или ольху. Единственное, следует учитывать, что каждая древесина имеет свою текстуру и цвет, поэтому выбирать ее необходимо с учетом внешнего вида.
Чтобы в вазочку можно было наливать воду, следует использовать стеклянные колбы. Кроме того, внутреннюю сторону зачастую обрабатывают смолой либо другим водонепроницаемым составом. Ниже подробней рассмотрим наиболее доступные варианты изготовления деревянных ваз и уличных вазонов.
Совет! Для обработки внутренней поверхности можно использовать резиновую краску подходящего цвета.
На фото – вазы из полена
Изготовление ваз
Из поленьев
Наиболее простой и в то же время оригинальный вариант – это изготовление вазы из полена. Причем внешний вид изделия будет зависеть исключительно от того, какую заготовку вы подберете. К примеру, красиво сморятся вазочки из березовых поленьев.
Ваза из полена ольхи
Однако, можно также использовать и поленья с более грубой корой, к примеру, ольхи. Выбор зависит исключительно от ваших предпочтений и особенностей интерьера.
Вся работа по изготовлению такой вазочки состоит из следующих этапов:
- Прежде всего нужно ровно обрезать полено, особенно это касается нижней части, чтобы изделие стояло равно и устойчиво . Сделать это можно любой пилой – циркуляркой или даже ручной ножовкой по дереву. Место спила следует обработать наждачной бумагой, чтобы поверхность была гладкой;
- затем нужно выбрать внутреннюю часть бревна . Для этого можно использовать широкое сверло Форстнера, а также шарошки и стамески. Диаметр полена должен соответствовать диаметру чашки или колбы, которая впоследствии будет помещена внутрь;
- теперь места спила можно обработать лаком или маслом.
Совет! Если изделие получилось тонким, чтобы придать ему устойчивости, можно сделать подставку из кругляша более широкого диаметра и прикрепить ее саморезами. В этом случае шляпки саморезов, конечно же, должны быть утоплены.
На этом процесс изготовления вазочки завершен. По такому же принципу можно сделать и деревянные вазоны для цветов или напольные вазы. Для этого понадобятся лишь более длинные поленья.
Надо сказать, что описанные изделия могут украсить интерьер в деревенском или эко-стиле.
Украшенная кругляшами вазочка
Из кругляшей
Еще одна оригинальная идея заключается в изготовлении вазочки из кругляшей. В плане реализации она также предельно простая.
Инструкция выглядит следующим образом:
- прежде всего нужно распилить ветки небольшого диаметра на кругляши толщиной около двух сантиметров;
- затем надо найти подходящую емкость,к примеру, стеклянную банку. Ее поверхность следует очистить и обезжирить;
- теперь нужно лишь обклеить емкость подготовленными кругляшами. Для этого можно использовать любой универсальный клей.
Подобные деревянные вазы будут отличным украшением интерьера в стиле кантри.
Пример вазочки из большого кругляша
Из большого кругляша и прозрачной колбы
Оригинально смотрится вазочка из большого кругляша, в центре которой установлена стеклянная колба или прозрачная вазочка.
Изготавливается она следующим образом:
- прежде всего нужно подготовить кругляш бревна подходящего диаметра и толщины;
- затем следует ровно срезать боковую сторону, которая будет служить подставкой для изделия;
- далее надо выбрать внутреннюю часть кругляша, чтобы получился «бублик»;
- теперь напротив подставки нужно высверлить отверстие сверлом Форстнера под колбу или вазочку. Также небольшое углубление нужно сделать и в противоположной стенке под дно вазочки;
- теперь кругляш можно искусственно состарить, выполнив пропилы в виде трещин как на фото. Чтобы придать изделию более ветхий вид, его можно вскрыть морилкой;
- в завершение работы нужно лишь вставить стеклянную колбу в кругляш.
На этом ваза готова. Такое изделие будет красиво смотреться практически в любом интерьере.
Уличные вазоны
Для украшения приусадебного участка можно сделать вазоны из досок.
Изготавливаются они также достаточно просто:
- прежде всего нужно сколотить дощатый короб. Также для этих целей можно использовать любой готовый ящик;
- по периметру ящика друг на друга укладываются доски с остатком, наподобие сруба. Скрепить их между собой можно при помощи саморезов. Кроме того, доски следует прикрепить к ящику, для этого также можно воспользоваться саморезами;
- теперь, когда конструкция готова, ее можно покрасить или вскрыть лаком, и установить в ящик горшок с растением.
Сове! Приспособить под вазоны можно пеньки спиленных растений, для этого нужно лишь выбрать внутреннюю их часть описанным выше способом.
Пример точеной напольной вазы
Точеные напольные вазы
Чтобы выполнить точеное изделие понадобится токарный станок. Если такого оборудования нет, можно обратиться за помощью в ближайшую столярную мастерскую. В любом случае цена подобных услуг значительно ниже стоимости готовой вазы.
Единственное, прежде чем обратиться к специалистам, следует сделать эскиз изделия и указать его размеры. Это необходимо, чтобы не «на пальцах» объяснять, что вы хотите получить в итоге.
Выбрать внутренность из заготовки можно самостоятельно либо попросить об этом специалистов в той же мастерской.Готовую вазу можно украсить несколькими способами. К примеру, отлично смотрится резьба, однако, для этого понадобятся некоторые навыки подобной работы.
Пример расписанной деревянной вазы
Также можно расписать изделие красками или декорировать всевозможными украшениями, в зависимости от желаемого результата и стиля интерьера. В результате подобные деревянные напольные вазы могут отлично вписаться в любой дизайн помещения.
Надо сказать, что таким же способом можно сделать и настольную вазочку.
Вывод
Мы рассмотрели лишь несколько наиболее простых способов изготовления деревянных ваз. Однако, «набив руку», можно придумать свой вариант подобных изделий или воспользоваться другими идеями мастеров.
Ознакомиться с дополнительной полезной информацией по озвученной теме можно из видео в этой статье. Если после ознакомления с материалом у вас возникли вопросы, вы можете задать их в комментариях, и мы на них с радостью ответим.
Источник
Вазоны и вазы из дерева – варианты и особенности изготовления
Вазы из дерева настенные делаем сами — мастер-класс
Эти стенные вазы можно сделать совсем просто своими руками из древесины, пробки и обычной стеклянной пробирки. Как конкретно — это вы узнаете прочитав весь пост до конца.
На эти вазы из дерева и колбочки вам не потребуется много времени. Поделки просты и одновременно оригинальны и современны, будут обращать на себя внимание гостей.
При выборе материалов для поделки есть только одно ограничение: они должны иметь возможность склеиваться между собой. Мы показываем основной принцип с древесиной бука и остатками дерева. В других моделях на фото мы резали промежутки из старой пробки.
Стоит делать сразу несколько одинаковых или похожих настенных вазочек, так как в группе, хотя бы по 2-3 штуки, они смотрятся гораздо привлекательнее, а работы на них уйдет не намного больше, чем на одну вазу.
Подготовка рабочего места
Как обычно, первым делом Вам необходимо оборудовать свое рабочее место, на котором Вы будете работать. Правила не сложные: на столе не должно находиться лишних вещей, весь инструмент должен лежать на своих местах и быть под рукой. Не у каждого есть свой рабочий стол и наверняка Вы уже задумались над его созданием. Сделать стол не сложно — труднее выбрать для него место в доме. Хороший вариант — это утепленный балкон, на котором Вы в любой момент сможете приступить к работе над поделкой. Если у Вас есть специально оборудованное помещение с верстаком, то Вам можно сказать повезло. В отдельной статье Вы можете почитать про подготовку рабочего стола где я постарался как можно подробнее описать весь процесс его создания. После того, как завершили процесс создания рабочего места можно приступить непосредственно к Вашей будущей поделке.
Вазочка «Золотая осень»
Для такой поделки понадобится стеклянная баночка небольших размеров, понравившейся формы. Необходим двусторонний скотч, бумага, карандаш, ножницы, кусочек поролона. Важным компонентом будет матовая и прозрачная краска для витражей, золотой контур по стеклу и меланжевые нитки типа «Ирис». Четко следуя рекомендациям мастер-класса, результат превзойдет все ожидания.
- Согласно названию изделия, нарисуйте на бумаге разнообразные листочки.
- Наклейте декоративные элементы на скотч и вырежьте их.
- Вырезанный декор размещаем по всей поверхности баночки и при помощи поролона покрываем ее, а также дно, сплошным слоем витражной краски. Тон подбирайте по своему вкусу.
- После того, как краска основательно высохнет, удалите наклеенные элементы. Перед вами будет выкрашенная однотонная основа вазы с прозрачными фигурными оконцами-листиками.
- Все края аккуратно обведите золотым контуром для стекла, некоторые части рисунка можно дорисовать на самой баночке (черенок листа).
- «Стеклянные» листья окрашиваем прозрачной витражной краской осенних тонов. На высохших листочках с помощью контура нарисуйте прожилки.
- В заключении оформите верх вазы (горлышко баночки) и изгиб у основания меланжевыми нитками, аккуратно укладывая их ровными и плотными витки. Рядки сделайте небольшой ширины.
Меланжподберите согласно цветовой гамме готового изделия.
Можно сделать четыре вазочки по аналогии, но весеннего, летнего и зимнего направления. В любое время года у вас будет новый декоративный элемент в интерьере.
Выбор фанеры
Основные элементы поместятся на фанере формата А4, так как некоторые детали требуется сделать в нескольких экземплярах то вам понадобятся несколько заготовок. Толщина фанеры должна быть от 2,5 до 3 мм, и в зависимости от толщины следует производить выпиливание по внутреннему или наружному контуру, это актуально для пазов в которые вставляются элементы поделки. Прежде чем переводить чертеж на фанеру, отшлифуйте заготовку шкуркой с крупным зерном, а затем мелким. Оберните деревянный брусок наждачной бумагой, и затем приступайте к шлифованию. Шлифуйте заготовленную фанеру вдоль слоев, а не поперек. Хорошо отшлифованная поверхность должна быть ровной, совершенно гладкой, глянцево-матовой на свету и шелковистой на ощупь. Обратите внимание на расположение волокон, сучки, вмятины и другие пороки. Качество и цвет. Если фанера не очень качественная и расслаивается при выпиливании, прочтите рекомендации по устранению расслоения фанеры.
Декорирование основы
Для декорирования вазы годится любой материал, собирающийся в законченный образ.
- косточки от абрикосов;
- осколки цветных стеклышек;
- камешки и ракушки;
- макароны интересных форм;
- бумажные цветы;
- шерстяные ниточки цветной пряжи;
- винные пробки;
- «мукосольки» — запечённое в духовке тесто из муки и соли нужной формы;
- веточки и спилы дерева;
- все прочее, неупомянутое.
Главное требование к материалу, вернее не к материалу для декора, а к клею, который мы будем использовать – выбор правильного клея, который надежно соединить материал и выбранную основу. Тут необходима консультация продавца при выборе клея-герметика. При выборе клея нужно помнить, каким он станет после высыхания – цветом и консистенцией.
Перенос рисунка на фанеру
Переводить рисунок нужно точно и аккуратно: чертеж закрепите при помощи кнопок, двухстороннего малярного скотча или просто придерживайте левой рукой. Проверьте, подходит ли чертеж по габаритам. Отдельные детали расположите так, чтобы как можно экономичнее использовать лист фанеры. Торопиться не стоит, ведь от чертежа зависит Ваша будущая поделка. Если же времени мало, то для ускорения процесса перевода можно воспользоваться техникой быстрого перевода рисунка, для этого предлагаю ознакомиться со статьей в разделе советы: Технология нанесения рисунка.
Основа творчества
Эту часть статьи следует понимать буквально – что является главным структурным элементом вашей вазы. Вариантов много, и, если вы решили сделать вазу для того, чтобы она не боялась воды, то основой должна стать непроницаемая емкость.
- разрезанная пластиковая бутылка;
- стеклянная бутылка, можно со срезанным горлышком;
- вытянутая банка;
- старая ваза, которая надоела своей обыденностью;
- любой непроницаемый сосуд, устраивающий нас своей формой и объемом.
Основа должна быть подготовлена для работы, очищена от наклеек (если это бутылки), грязи (если это старая ваза), ненужных выступов (если это кастрюля).
Если срезается горлышко стеклянной основы для вазы из бутылки, чтобы сделать настоящую стеклянную вазу или берется разбитая сверху старая ваза, то края надо обязательно обработать от сколов и стеклянной крошки.
Рекомендуем прочитать:
Брошь своими руками: мастер-класс от и пошаговая инструкция как и из чего можно сделать брошь (125 фото)
Скворечник своими руками — лучшие идеи и советы как сделать красивый и декоративный скворечник (видео + 120 фото)
Как сделать подсвечник своими руками — лучшие идеи, инструкции и мастер-классы по изготовлению подсвечников (95 фото + видео)
Пластиковая ваза аккуратно обрезается под нужный объем и размер.
Выпиливание вазы из фанеры лобзиком
Правил по выпиливанию много, но основываться нужно на самых распространенных. Сначала следует выпилить внутренние элементы затем приступать к выпиливанию контура. При выпиливании торопиться не нужно. Главное, при выпиливании держать лобзик всегда прямо под углом 90 градусов. Выпиливайте детали по точно размеченным линиям. Движения лобзика должно быть всегда ровными вверх-вниз. Так же не забывайте следить за своей осанкой. Старайтесь не допускать скосов и неровностей. Если при выпиливании вы сошли с линии, переживать не стоит. Такие скосы, неровности в последствии можно убрать с помощью плоского напильника или «Крупнозернистой» шкурки.
Защитим свой шедевр
И вот мы собрали ваше произведение. Красивые элементы закреплены и клей высох. Настал период доработки вазы. Необходимо защитить вазу от пыли и подготовить для успешной эксплуатации. Другими словами, надо выбрать пропитку и покрытие.
Большой выбор всевозможных лаков, красок, морилок и прочих пропиток и здесь оставляет свободу выбора, ограниченного технологией.
Интересные идеи
Рассмотрим оригинальные идеи из покрышек. Старые шины не стоит выкидывать, ведь из них можно сделать массу уникальных композиций. Покрышки можно раскрасить в разные цвета или сделать из них качели.
Шины сначала декорируются, а затем в них насыпается грунт и высаживаются цветы.
Композиция из шин в виде большой змеи.
Оригинальные и яркие шины станут отличным элементом для детской игровой площадки.
Интересный декор со стилизацией под колодец.
Оригинальное оформление стены дома с использованием разноцветных шин.
Красивая композиция в виде альпийской горки.
Подвесная композиция в саду.
Из старых покрышек можно сделать необычные фигуры.
Из разных элементов шин делается лебедь.
Лакировка поделки
По желанию блюдо можно покрыть лаком с марилкой под ценные породы дерева или же просто прозрачным, делать это не обязательно, но это придаст большую индивидуальность Вашей поделке. Постарайтесь выбрать хороший и качественный лак. производите при помощи специальной кисти, не торопитесь. Старайтесь не оставлять видимых разводов пузырьков и ворсинок от кисти.
Геометрические формы и натуральные материалы все чаще становятся неотъемлемыми атрибутами современных интерьеров. Отлично смотрятся в таком исполнения детали декора, например, вазы.
Чтобы сделать вазу из цельного куска дерева своими руками, приготовьте:
- кусок ствола дерева уже просушенный;
- воск или морилку для дерева;
- эпоксидную смолу;
- пилу;
- шлифовальную машинку или наждачную бумагу;
- дрель и сверла;
- стамеску;
- зубило;
- молоток;
- рулетку;
- пресс-дрель.
. Возьмите заготовленный кусок дерева. Обратите внимание, он должен быть качественным и пригодным для данной работы. Исходный материал должен быть прямым без значимых дефектов. Его нужно обрезать по высоте до подходящих вам параметров.
. Молотком и зубилом удалите кору с подготовленного куска ствола.
. Проведите грубую подгонку под нужные параметры, используя пилу.
. Чтобы сохранить характерный для натурального дерева узор волокон и во всей красе их продемонстрировать, полученному куску в форме параллелепипеда нужно придать неправильную форму и сделать по всей поверхности небольшие грани под разным углом. Для этого также возьмите стамеску или пилу, а после тщательно отшлифуйте заготовку.
. Теперь в вазе вам нужно сделать характерное углубление. В данном случае для работы была использована пресс-дрель. Ее вы можете заменить ручным инструментом. Будьте внимательны, отверстие ни в коем случае не должно быть сквозным. Полученные внутренние стенки вазы обязательно нужно отшлифовать.
. Обработайте каждую грань вазы вручную. Вам нужно очертить их форму и сделать срезы идеально гладкими. При шлифовке обязательно обрабатывайте волокна, двигаясь от дна и верха изделия к центру, соблюдая направление их роста.
. Придать вазе эстетичный вид и окончательно зафиксировать полученный результат, помогут материалы для финишной обработки. Это воск или морилка. После нанесения покрытия, поверхность вазы обязательно отполируйте. Чтобы защитить внутренние стенки вазы, можете обработать их эпоксидной смолой, нанеся ее тонким слоем на стенки несколько раз.
Вторым важным условием безопасной работы мелкожелобчатой стамеской выступает требование всегда направлять ее вниз по склону, т. е. к меньшему диаметру. Заточка этого инструмента обычно выполняется под 30°. эту операцию очень удобно проводить
с помощью специального устройства, которое я сделал для заточки глубокожелобчатых стамесок, несколько изменив его настройку. Фаска получается идеально ровной без граней. Данное приспособление будет описано позже в другой статье, а сейчас следует уточнить, что вместо мелкожелобчатой стамески для формирования профиля вазы можно применять и глубокожелобчатую с менее зарывистым характером, что я часто и делаю.
На фото 6 показано чистовое скобление выточенной наружной поверхности вазы крыльями мелкожелобчатой стамески, которая ведется под 45° к поверхности детали. Окончательное выравнивание заготовки с продольным расположением древесных волокон можно выполнять и с помощью косячковой стамески, как это представлено на фото 7. Правда, она отличается весьма зарывистым характером и даже представляет опасность, так как при зарыве может вылететь из рук и поранить токаря. В то же время в руках опытного специалиста такой инструмент является универсальным, позволяющим выточить практически все, но только при долевом расположении древесных волокон, т. е. при поперечном точении ко-сячковая стамеска абсолютно неприменима. К слову, ее лезвие затачивается под 25° обязательно на платформе подручника электроточила.
Завершив формирование внешнего профиля вазы и выровняв ее поверхность, а также нанеся мелкие декоративные буртики и канавки мелкожелобчатой стамеской (фото #) я провожу мокрую шлифовку изделия наждачной бумагой зернистостью Р220. для чего окунаю «шкурку» в тарелку с водой, а поверхность сбрызгиваю опрыскивателем. Эта шлифовка носит предварительный характер. и в дальнейшем после сушки изделия потребуется окончательная доводка. Далее срезаю тонкой отрезной стамеской опорный выступ на донце вазы (фото 9) и зажимаю донце в патроне с подпором изделия задней бабкой (фото 10) для плотного прилегания передней плоскости губок к нижней части вазы. Следующим этапом будет сверление глубокого отверстия в горловине вазы, но поскольку она имеет большую длину, то для надежности я решил дополнительно зафиксировать горловину в люнете (фото 11), применение которого -обычная практика при точении ваз.
Люнеты для маленьких токарных станков не продаются, их приходится изготавливать самому. Мой трехколесный люнет (такие приспособления бывают еще двух- и четырехколесными) сделан из фанеры толщиной 40 мм. диаметр отверстия для заготовки составляет 220 мм, а колеса для роликовых коньков с прецизионными подшипниками обеспечивают относительную бесшумность работы. Только установил люнет, как мне понадобилось прервать работу: пришлось взять рулон пищевой пленки и обмотать ею вазу (фото 12), иначе изделие из влажной древесины яблони (чрезвычайно «трескучей» породы) обязательно треснуло бы за время моего отсутствия. Этой пленкой я, к слову, также оборачиваю полуготовые чаши из слабой, сильно подгнившей древесины для предотвращения их разлета на куски при расточке внутренней полости. Задуманная мною ваза должна была стать универсальной, т. е. пригодной как для искусственных, так и живых цветов. В последнем случае воду следует наливать в какой-либо подходящий небольшой сосуд, например, стеклянную пробирку длиной 200 мм и диаметром 20 мм, помещаемую внутрь вазы (фото 13).
У меня не нашлось подходящего длинного сверла (типа спирали Левиса или перового с канавками для отвода стружки) для проделывания отверстия в горловине вазы. Пришлось насадить простенькую плоскую «перку» шириной 22 мм из набора производства еще советских времен на длинный (300 мм) стальной стержень диаметром 10 мм и зажать его в мощном сверлильном кулачковом патроне с конусом Морзе (фото 14). Очень короткая база моего станка не позволяла вставить патрон в пи-ноль задней бабки, а толщина стержня созданного приспособления не давала возможности закрепить его в 10-миллиметровом патроне обычной дрели (9 мм). В итоге при сверлении глубокого отверстия в горловине вращающейся вазы пришлось просто с большим усилием удерживать патрон в руке, опирая стержень на подручник. На фото 15 и 16 показаны начальная и конечная стадии этого процесса. Кстати, для удобства дальнейшего использования пробирка, вставляемая в горловину вазы, должна выступать оттуда приблизительно на 5 мм.
На этапе финишной обработки донца, т. е. устранения вмятин от кулачков патрона и выравнивания торца, необходимо было развернуть почти готовую вазу на станке. Предварительно я выточил опорную планшайбу с углублением под диаметр горловины (фото 17). поместил ее туда и сзади подпер донце корончатым центром, в который вставил дополнительную самодельную узкую насадку. Когда позже я вытачивал другие вазы приблизительно такой же формы, то попросту осторожно зажимал горловину в патроне с использованием малых кулачков типа F, подложив под них полоску из пластика толщиной более 1 мм. В качестве смягчающей прокладки также сгодится отрезок коаксиального (антенного) кабеля.
На фото 18 показан поиск центра на донце, когда он по каким-то причинам не был намечен или исчез. Черным фломастером отмечается биение, далее нужно, постукивая по отметине киянкой, сместить заготовку так, чтобы искомый центр оказался на своем месте. После этого проводится обработка донца с помощью глубокожелобчатой либо мелкожелобчатой стамески (фото 19)
По завершении точения вазу необходимо высушить без растрескивания. На воздухе образование трещин почти неизбежно, что усугубляется большой толщиной вазы в нижней части (чем тоньше стенки изделия, тем выше шанс избежать трещин, а также некоторого коробления). Я просушиваю свои изделия из сырой древесины одним из двух способов: либо закладываю в бумажный крафт-пакет, наполненный влажными стружками того же дерева (фото 20), либо наполняю этими стружками само изделие, которое затем заворачиваю в два слоя газеты и ставлю на полку в сарае. Последний метод особенно удобен и эффективен для чаш и тарелок со стенками толщиной 4-8 мм, которые без трещин и коробления высыхают летом приблизительно за две недели.
К сожалению, образования трещин в нижней толстой части вазы из яблони избежать не удалось даже после двухмесячной сушки в крафт-пакете, а сушить дольше не позволяли обстоятельства. Пришлось заделывать трещины путем вклеивания тонких пластин того же материала, выпиленных на ленточной пиле и затем обработанных с помощью шлифовальной машинки Ргоххоп с твердосплавным диском и электронапильника Black&Decker. Вклейки оказались почти незаметными, однако эта дополнительная работа заставила меня пересмотреть методику точения ваз с тем, чтобы делать их нижние части полыми для уменьшения вероятности растрескивания.
Надо сказать, что с самого начала меня грызли сомнения в правомерности упрощенного подхода, ограниченного простым сверлением узкого канала в горловине, что можно видеть в ряде видеороликов в сети Интернет. Раньше я растачивал полости в нижней части ваз, но при этом всегда возникали различные трудности. Правда, вазы я делал редко. Прошедшим же летом я изготовил серию ваз близкой формы, и проблему надо было решать кардинально. С самого начала на обоих концах цилиндрической заготовки вытачивается по выступу. Сформировав внешний профиль нижней части вазы, следует тут же приступить к расточке ее полости с применением люнета, удерживая заготовку в патроне за выступ на месте горловины. С помощью глубоко- или мелкожелобчатой стамески растачивается отверстие диаметром около 50 мм. через которое далее можно будет ввести какую-нибудь из изогнутых стамесок – шарнирную, с твердосплавной насадкой или резцом-насадкой <фото 21), а остаточная толщина стенок постоянно контролируется кронциркулем.
По завершении процесса расточки необходимо отдельно выточить из того же древесного материала заглушку подходящего диаметра и вклеить ее в отверстие выступа (донца). Здесь следует прикинуть глубину выступания заглушки внутрь полости таким образом, чтобы пробирка, которая в дальнейшем будет на нее опираться, выходила наружу на вышеупомянутые 5 мм. Если же пробирка провалится в горловину, возникнет дополнительная морока с подклейкой кусочка древесины на дно вазы через узкий канал.
Ту часть вклеенной заглушки, которая выступает наружу, я срезаю на ленточной пиле. Далее донце будет окончательно обработано уже описанным выше способом.
Если ваза имеет другую форму со значительно более широкой горловиной, то про-
бирка в качестве сосуда с водой здесь никак не подойдет. Что делать? Решение пришло довольно быстро, когда я взял полусгнивший березовый сувель с яркой текстурой, заготовленный пару лет назад в лесу, и выточил из него вазу с горловиной диаметром 35 мм. Далее в своих запасах я нашел двухметровую пластиковую трубку ярко-зеленого цвета диаметром 32 мм и отрезал от нее на ленточной пиле кусок длиной около 160 мм, решив превратить его в требуемый сосуд. Сначала с помощью газовой микрогорелки я убедился в том, что данный пластик не является термопластичным, т. е. сварить из него нужную емкость не удастся. Пришлось обратиться к склеиванию, для начала отпилив от исходной трубки еще один небольшой кусок и сделав на нем дополнительный долевой пропил. С помощью промышленного фена я нагрел отрезок до мягкого состояния. развернул в плоскость, положил под пресс, а после остывания выровненного куска пластика циркулем нанес на нем контур кружка, который будет играть роль донышка в сосуде из трубки. Далее я довольно точно, хоть и на глаз, привел его
размер в соответствие внутреннему диаметру трубки (28 мм) с помощью электронапильника Black&Decker (фото 22). Загнал кружок в трубку на глубину приблизительно 3-5 мм и залил снаружи толстым слоем довольно универсального водостойкого суперклея «Мастер» на основе сополимеров винилацетата, который хранился у меня уже лет десять (фото 23). Яркий цвет сосуда показался мне вульгарным, и я покрасил его коричневой быстросохнущей нитроцеллюлозной эмалью. Последующая выдержка с водой в течение месяца показала герметичность изготовленного сосуда, а общие эстетические свойства точеной вазы с живой веткой золотарника можно оценить на фото 24.
Напоследок хотелось бы заметить, что в магазинах продаются самые разнообразные пластмассовые водопроводные трубы, из которых можно без труда сделать любые сосуды для живых цветов и поместить внутрь точеных деревянных ваз. На фото 25 показан ряд таких изделий, созданных мною прошедшим летом из различных пород древесины по вышеописанной методике.
Источник