Неисправность автоматической коробки передач может быть вызвана пятью общими причинами: плохая работа двигателя, неправильная регулировка, неисправность в гидравлической системе, механическая неисправность или неисправность компьютера или его сигнальной системы. Диагностику этих проблем всегда необходимо начинать проверкой следующих моментов, легко поддающихся исправлению: проверьте уровень и качество жидкости автоматической коробки передач (см. подраздел 2.7.5), проверьте регулировку соединительного механизма коробки передач и дроссельной заслонки. Далее, проедьте на автомобиле и проверьте, была ли устранена неисправность или необходимо продолжить диагностику. Если после проведения предварительных проверок и регулировок неисправность не была устранена, дальнейшую диагностику коробки передач необходимо доверить специалистам. Cм. подраздел 1.5.36 для получения информации о причинах неисправностей коробки передач.
Предварительные проверки
Порядок выполнения
1. Проедьте на автомобиле для того, чтобы прогреть коробку передач до нормальной рабочей температуры.
2. Проверьте уровень жидкости автоматической коробки передач.
3. Если уровень жидкости понижен, добавьте жидкости до требуемого уровня, а затем проверьте коробку передач на герметичность (см. ниже).
4. Если уровень жидкости повышен, слейте избыток, а затем проверьте слитую жидкость на наличие в ней охлаждающей жидкости. Наличие охлаждающей жидкости двигателя в жидкости автоматической коробки передач свидетельствует о том, что стенки внутреннего радиатора, разделяющие охлаждающую жидкость и трансмиссионную жидкость, потеряли герметичность (см. подраздел 2.3).
5. Если трансмиссионная жидкость пенится, полностью слейте ее из коробки передач и залейте новую, затем проверьте старую жидкость на присутствие в ней охлаждающей жидкости двигателя, а также проверьте, не повышается ли уровень трансмиссионной жидкости в коробке передач.
6. Проверьте скорость работы двигателя в режиме холостого хода.
Предупреждение
Если двигатель неисправен, не проводите предварительные проверки, пока он не будет отремонтирован и станет работать нормально.
7. Проверьте регулировку тросика дроссельной заслонки. Отрегулируйте его, если необходимо (см. подраздел 7.2.4).
Предупреждение
Регулировка тросика дроссельной заслонки может быть правильной, когда двигатель выключен и холодный, но может не соответствовать требуемой при работе горячего двигателя. Проверьте регулировку тросика в обоих случаях, когда двигатель холодный и когда он прогрет до нормальной рабочей температуры.
8. Осмотрите переключающие тросики коробки передач. Проверьте, чтобы они были правильно отрегулированы и ходили свободно (см. подраздел 7.2.5).
Проверка герметичности
Большинство утечек трансмиссионной жидкости легко обнаружить визуально. Ремонт обычно заключается в замене сальника или прокладки. Если утечку тяжело обнаружить, поступайте следующим образом.
Порядок выполнения
1. Определите, какая жидкость протекает. Убедитесь, что это трансмиссионная жидкость, а не масло двигателя или тормозная жидкость (жидкость автоматической коробки передач имеет красный цвет).
2. Постарайтесь установить место утечки. Проедьте на автомобиле несколько километров, затем установите его над большим листом бумаги или картона. Через одну-две минуты вы сможете обнаружить место утечки жидкости, капающей на картон.
3. Тщательно осмотрите места, откуда может происходить утечка, и область вокруг них. Обратите особое внимание на соединения, в которых используются прокладки. Для осмотра труднодостижимых мест, воспользуйтесь зеркалом.
4. Если вам все же не удается отыскать место утечки, тщательно очистите область, где возможно происходит утечка, при помощи обезжиривателя или растворителя, а затем вытрите ее насухо.
5. Проедьте на автомобиле несколько километров на различных скоростях при нормальной рабочей температуре коробки передач. Затем, снова осмотрите область, где, возможно, происходит утечка.
6. После обнаружения утечки, необходимо определить ее причину. Если вы замените прокладку, но края соединения будут погнуты, новая прокладка не устранит утечку. Погнутый край необходимо выровнять.
7. Перед устранением утечки, проверьте, чтобы следующие возможные причины появления утечки были устранены, так как они могут снова привести к образованию утечки.
Предупреждение
Некоторые из таких причин можно устранить только при помощи специального оборудования и наличия соответствующего опыта. При обнаружении таких неисправностей, обратитесь к специалистам.
Утечки через прокладку
Периодически проверяйте масляный поддон. Проверяйте, чтобы болты были надежно затянуты, не было отсутствующих болтов, прокладка была в хорошем состоянии, и поддон не был погнут (вмятины на поддоне могут свидетельствовать о наличии повреждений в блоке клапанов внутри).
Если прокладка поддона протекает, значит, уровень жидкости или ее давление могут быть слишком высокими, выпускное отверстие может быть закрыто, болты крепления поддона затянуты слишком туго, края поддона погнуты, повреждены края картера коробки передач, повреждена прокладка или же картер коробки передач может быть треснут или иметь пористую стенку. Если вместо прокладки между картером коробки передач и поддоном использовался герметик, возможно, что применялся неверный герметик. Утечка через сальники
Если какой-либо из сальников коробки передач протекает, значит, уровень жидкости или ее давление могут быть слишком высокими, выпускное отверстие может быть закрыто, гнездо установки сальника может быть повреждено, сам сальник может быть поврежден или неправильно установлен, поверхность вала, проходящего через сальник, может быть повреждена или износившийся и расшатавшийся подшипник может вызывать чрезмерное, свободное движение вала.
Проверьте, чтобы сальник трубки щупа для измерения уровня трансмиссионной жидкости был правильно установлен. Периодически проверяйте область вокруг привода спидометра или датчика скорости на наличие следов утечки. Если они присутствуют, проверьте уплотнительное кольцо на наличие повреждений.
Утечки через картер
Если сам картер протекает, значит, стенки картера пористы, и его необходимо починить или заменить.
Проверьте, чтобы соединения шлангов охлаждающей жидкости были надежно затянуты и в хорошем состоянии.
Жидкость вытекает через трубку выпускного отверстия или трубку заливки жидкости
Это означает, что уровень жидкости в коробке передач слишком высок, охлаждающая жидкость смешивается с трансмиссионной жидкостью, стенки картера пористы, неправильно вставлен щуп, закрыто выпускное отверстие или сливные каналы.
Видео про «Диагностика» для Toyota Corolla
Toyota Corolla. Авто сканер OBD2. ELM 327. Диагностика Toyota Corolla автосканером Multidiag PRO Toyota TechStream — Программа диагностики автомобилей Toyota
Источник
Как проводится диагностика АКПП по всем правилам?
Современные автоматические коробки передач — очень “умный” и надежный механизм. Автовладельцы знают: управлять и владеть автомобилем с АКПП на борту — одно удовольствие. Узел не требует регулировок и настроек. Достаточно лишь своевременно проходить техническое обслуживание, менять масло на качественное и уже можно ожидать от коробки длительный срок ее эксплуатации. Но такое возможно только в идеальных условиях при соблюдении всех требований эксплуатации, своевременном обслуживании и езде по ровной и качественной дороге. Но в реалиях такое встретить можно редко. Увы, совокупность негативных факторов приводит к преждевременному износу деталей и требуется ремонт. В качестве профилактики или экономии на ремонтных работах рекомендуется сделать диагностику АКПП. Это один из самых важных этапов ремонта вариатора или коробки автомат. Об этой процедуре поговорим детально в данной статье.
Как работает АКПП
Чтобы понимать принцип и необходимость проведения диагностических работ, желательно знать, как работает АКПП. Условно весь агрегат можно разделить на три части: механика, гидравлика и электронная. С помощью гидравлики крутящий момент передается к механической части, которая отвечает за переключение передачи. Электроника — это мозг трансмиссии, она переключает режимы и дает обратную связь всем автомобильным системам и автовладельцу.
Основная цель АКПП — преобразование мощности и крутящего момента мотора. Ключевой узел в трансмиссии — гидротрансформатор (или, как его еще часто называют, бублик). Бублик создает сцепление, ориентируясь на нагрузку и частоту вращения колес, но при этом не требует активного воздействия с водителем. Механически гидротрансформатор представляет собой пару лопастных агрегатов — центростремительную турбину и центробежный насос, а между ними расположен направляющий аппарат-реактор.
Также в механическую часть АКПП входит планетарный ряд, который изменяет передаточное отношение в узле при переключении передачи; тормозная лента и устройство управления. В последнюю входит гидроблок (клапанная плита), состоящий из большой системы каналов, маслосборника, клапанов, плунжеров. Их основная задача — контроль управления, преобразование нагрузки мотора, силы нажатия на педаль газа и скорости движения ТС в гидравлические сигналы. Эти сигналы в дальнейшем меняют величину передаточных чисел.
Зная, как работает коробка передач, некоторые профилактические работы можно делать самостоятельно, избегая затрат на обслуживание в СТО. Но все зависит от вида поломки. И здесь получается достаточно непросто, так как поломок АКПП много, а их симптомы очень схожи.
Когда нужна диагностика коробки-автомат
Логично, если есть проблема с коробкой, то водитель это поймет — появятся проблемы с переключением передач:
пробуксовка автомобиля;
отсутствие задней, 3 и 4 передачи;
при переключении передачи ощутим мощный толчок, на автомобиль при этом не едет;
включается только 3 передача;
полный отказ задней передачи;
при переключении с режима “P” на режим “N” ощущается мощный толчок;
самопроизвольное переключение передачи на высокой скорости.
Также поломки могут проявляться полным стопом машины или же чеком на приборной панели. Симптомом неисправностей станут нехарактерные шумы, толчки, скрежет, запах гари и ощутимая вибрация в момент старта или езды. Во всех этих ситуациях нужна диагностика.
Неисправности автоматической коробки передач
Сложность проведения диагностики заключается в том, что один и тот же симптом может говорить о различных поломках. Иногда, для определения неисправности, достаточно визуально осмотреть трансмиссию, а иногда — полностью ее разобрать. При этом симптом будет одинаков.
Несмотря на техническую сложность АКПП, выделяют самые основные и часто встречаемые поломки. Условно их можно разделить на 2 вида:
Поломки электронной части.
Неисправности гидравлической и механической части.
Поломки в электронике
Наиболее часто в электронной части возникают следующие неисправности:
Выход из строя ЭБУ (электронный блок управления).
Выход из строя датчиков, отвечающих за контроль управления системы АКПП и двигателя.
Повреждение электропроводки.
Выход из строя исполнительных элементов.
Большое преимущество автомата заключается в том, что при образовании поломок в электронной части, узел это определяет и ставит системы в аварийный режим. Прежде всего, об этом узнает автовладелец благодаря оповещению. Во-вторых, коробка автоматически запускает специальные эксплуатационные системы, которые помогают узлу и дальше выполнять свои функции. При этом работа коробки лишь частичная (зачастую, АКПП переходит только на 3 передачу), но этого достаточно, чтобы автомобиль мог самостоятельно доехать до станции технического обслуживания.
Поломки механики и гидравлики
Так как на механическую и гидравлическую части АКПП производятся большие нагрузки, выйти из строя может любой компонент. Но зачастую выходят из строя следующие узлы:
Шестерни и валы.
Тормозная лента и диски муфт.
Гидротрансформатор и его блокировочная муфта.
Обгонная муфта стартера ГДТ.
Гидравлический блок.
Фрикционные элементы, следствием которых становится засор масляных клапанов.
Масляный насос.
Очень часто одна поломка ведет ко второй, если ее своевременно не исключить. Принцип работы АКПП схож на снежный ком, так как в трансмиссии все связано между собой. Например, если наблюдается износ фрикционных дисков, они постепенно засоряют масло. Масло, циркулируя по гидроблоку, оставляет на нем следы износа фрикционных дисков, что приводит к выходу из строя плиты. Далее наблюдается критический перегрев АКПП и ее полный выход из строя. Поэтому очень важно своевременно делать диагностику и устранять поломки еще на первых этапах.
Причины поломок АКПП
Как ни странно, причин поломки автоматической трансмиссии передач немного:
естественный износ механических компонентов;
использование некачественного или неподходящего масла;
использование запасных деталей низкого качества;
нерегулярное или несвоевременное обслуживание коробки;
некачественный ремонт;
экстремальный или несоответствующий рекомендациям производителя стиль вождения.
О том, что появилась неисправность, водитель поймет из-за образовавшейся вибрации, посторонних звуков, запаха гари, снижения динамики, повышения оборотов, повышения расхода топлива. При появлении симптомов очень важно не затягивать и сразу обратиться в СТО для проведения диагностики, определения неисправности и выполнения ремонтных работ.
Этапы диагностики АКПП
Вы впервые отправляетесь в СТО для проведения диагностики коробки-автомат. Чего ожидать? В нашем СТО процедура проходит по этапам:
Прием автомобиля. Происходим прием транспортного средства мастеру с определением обязательств по его сохранности. Составляется акт передачи автомобиля в 3 экземплярах по одному для водителя, владельца авто и станции техобслуживания.
Первичный осмотр, входящая диагностика. Мастер визуально оценивает коробку на наличие механических повреждений, масляных потеков.
Тест-драйв. Этот этап необязателен, выполняется только при необходимости выявления симптомов поломки коробки в различных режимах.
Компьютерная диагностика. С помощью сканера считываются и расшифровываются коды ошибок, которые генерирует электронный блок.
Анализ масла на его количество, общее состояние.
Снятие поддона для оценки электропроводки, наличия подтеков. Выполняется только с автомобилями с пробегами свыше 150 000 км или при острой необходимости.
Дефектовка. Выполняется только при необходимости, если поломка находится “внутри” системы. Часто с авто с пробегом свыше 200 000 км.
Определение поломки, подбор вида ремонта и согласование стоимости, сроков.
Проведение ремонта.
Как проводится углубленная диагностика коробки-автомат
При явной поломке, когда симптомы уже проявились, проводим глубокую диагностику. Она включает в себя ряд работ.
Проверка трансмиссионной жидкости
Если при первичной диагностике на поддоне были замечены подтеки, то проверяем количество масла. Работа выполняется через заливную пробку в поддоне коробки в период заведенного двигателя. Если масло выливается, значит, оно в избытке и необходимо снизить его количество.
Далее проверяем качество масла. Для этого оно частично сливается или проверяется щупом. Мастер осматривает жидкость на наличие примесей и их количество, цвет и консистенцию масла. ATF должно быть желтоватого или красноватого цвета, но, в зависимости от его вида, допустимы более темные оттенки. Если есть белесые разводы, пена, продукты отработки, есть запах гари — рекомендуем полную замену масла.
Анализ отложений в поддоне трансмиссии
В ходе диагностики снимаем поддон и проверяем количество отложений. Если есть износ каких-либо механических компонентов, в поддоне будут накапливаться продукты данного процесса. При этом вид отложений свидетельствует о локации поломки. Если наблюдается крупная стальная стружка, то, вероятнее всего, поломка в гидротрансформаторе, суппортах, валах АКПП или насосе. Если бронзовая или медная — в подшипниках скольжения, алюминиевые обломки или пудра — в корзине сцепления, желеобразная масса — в фрикционах.
Проверка давления
Автоматическая коробка передач предусматривает специальные диагностические пробки, к которым можно подключить манометр (прибор для проверки давления) и измерить линейное давление в гидравлике во время работающей АКПП.
Тест “СТОП-СТАРТ”
Такой тест проводим не всегда, он необходим для определения пробуксовок в трансмиссии. Он предполагает удержание педали тормоза и одновременного резкого нажатия педали газа. Стоит отметить, что такой тест должен выполнять только опытный специалист. Так как в его ходе происходит критическая нагрузка на коробку. При допуске малейшей ошибки есть вероятность серьезной поломки АКПП. Поэтому не рискуйте, обращайтесь за подобным тестом только в профессиональное СТО.
Анализ периода до загрузки автомата
Этот анализ выполняем для понимания скорости набора давления контурами гидроблока. Мастер попеременно включает режимы ‘”P -> D’”, ‘”D -> N -> R’”, ‘”1 -> 2′”, ‘”2 -> 3′”, ‘”3 -> 4′”, подключается спортивный режим, зимний, ограничение на включение повышенных скоростей. Если коробка откликнулась характерным легким толчком в периоде от 0,5 до 1,2 сек, значит, о поломке речи не идет. Если же период более длительный, можно говорить о проблемах с гидроблоком.
Углубленная диагностика целесообразна при выполнении дефектовки АКПП, а ее стоимость определяется сложностью работ и масштабом повреждений.
Компьютерная диагностика коробки-автомат
Компьютерная диагностика выполняется с помощью специальных дилерских сканеров, которые предназначены для конкретных марок автомобилей. На таком оборудовании присутствуют допуски параметров датчиков, которые установлены на АКПП. С их помощью в реальном времени можно определить поломку.
Многие СТО работают с большинством марок автомобилей, поэтому чаще всего применяют мультимарочное оборудование. Оно универсальное, но дорогостоящее. Поэтому покупать для себя нет смысла — диагностика АКПП в рамках СТО обойдется гораздо дешевле.
Можно ли сделать компьютерную диагностику АКПП самостоятельно?
Каждый мастер СТО понимает — большинство автовладельцев хотят сэкономить на диагностике и ремонте своего автомобиля. Но если вы беспокоитесь о состоянии транспортного средства, своей безопасности и безопасности пассажиров, и вам важен результат, то лучше не рисковать, а обратиться к специалистам.
Да, вы можете воспользоваться кабелем, подключить его к OBD II разъему, скачать ПО в интернете и самостоятельно расшифровать коды ошибок. Возможно, каким-то способом вы сможете в кустарных условиях снять поддон и посмотреть состояние проводов. Но вы должны понимать, что ни одно ваше усилие и работа не дает 100% гарантии правильного вывода. Чтобы правильно найти поломку, необходимо досконально знать, как работает АКПП, какие есть технические нюансы именно в той модели коробки, которая установлена именно в вашей модели автомобиля. Здесь есть очень тонкая грань, и если будет допущена ошибка, то сложного и дорогостоящего ремонта не избежать.
И если речь идет об экономии, то помните — стоимость профессиональной диагностики никогда не превысит стоимость дальнейшего ремонта, если при самостоятельном проведении диагностики была допущена ошибка. Гораздо выгоднее изначально обратиться к специалистам, точно установить неисправность и подобрать правильный, рациональный вид ремонта, чем в дальнейшем пожинать плоды своей экономии.
Проверка АКПП во время движения авто
Тестирование автоматической коробки передач можно проводить во время движения. Это один из видов диагностики для определения симптомов поломки и ее дальнейшего поиска. Данный вид диагностики позволяет определить работу АКПП под различными нагрузками.
При диагностике в первую очередь наблюдается качество переключения передач. Если коробка холодная, то допускаются небольшие толчки при слабом нажатии на педаль газа. Такие толчки должны исключаться, если коробка прежде была прогрета.
Если при разгоне или торможении ощущаются удары, рывки, проскальзывают передачи, ощущаются задержки в переключении, пробуксовка коробки, шумы и вибрации, можно говорить о стопроцентной поломке.
Также можно провести еще один тест. При заезде на горку остановить авто и отпустить педаль тормоза. Если авто покатилось назад — есть неисправность. В любом случае нужна дальнейшая более детальная диагностика и последующий за ней ремонт.
Рекомендации и советы
Диагностика коробки передач необходима в любом случае: будь то покупка автомобиля, профилактика или образование поломки. Чем точнее и качественнее будет проведена диагностика, тем ниже будут затраты на ремонт в дальнейшем. Точная диагностика руками профессионала поможет с максимальной точностью установить неисправность и работать только с ней. При этом очень важно диагностировать коробку в разных режимах.
В целом, диагностику АКПП можно проводить и самостоятельно. Однако, учитывая невысокую стоимость услуги, самостоятельная диагностика займет много времени и сил. И при этом не даст 100% гарантию точного результата, так как в любом случае будет проводиться в кустарных условиях и недостаточно компетентным человеком.
В идеале, диагностические работы и, уж тем более, ремонт АКПП должен проводиться квалифицированным мастером в помещении, предназначенном для такого рода работ. Только в таком случае можно ожидать полноценный результат от диагностики.