Как сделать домбру своими руками

Содержание
  1. Изготовление сувенирной домбры с элементами токарной обработки» (Интегрированный урок технология +музыка)
  2. Домбра своими руками чертежи
  3. Изготовление сувенирной домбры с элементами токарной обработки» (Интегрированный урок технология +музыка)
  4. Струны души: как создают домбру
  5. Как все начиналось?
  6. По натянутым струнам
  7. Кишки и клен: из чего делают домбру и как у нее появились струны
  8. В 1934 году домбру реконструировали и были созданы ее оркестровые разновидности.
  9. Самое главное в домбре – струны – источник звуковых колебаний.
  10. ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДОМБРЫ
  11. Музыкальный инструмент домбра: фото, описание, история
  12. Происхождение
  13. Легенда о создании
  14. Легенда о видоизменении домбры
  15. Трагическое сказание о сотворение казахской домбры
  16. Легенда о сыне хана
  17. Строение инструмента
  18. Виды казахских домбр
  19. Различия между домрой и домброй
  20. Песни, исполняемые на домбре
  21. Свадебные песни
  22. Песни для ритуальных обрядов
  23. Исторические сказания
  24. Легендарный Курмангазы
  25. Таттимбет

Изготовление сувенирной домбры с элементами токарной обработки» (Интегрированный урок технология +музыка)

Ефремов Юрий Иванович

учитель технологии СШ №1

Костанайского района, Костанайской области

Специалист высшего уровня квалификации 1 категории

План-конспект открытого урока в 9 классе на районном семинаре учителей по трудовому обучению

Раздел. Художественная обработка древесины

Тема урока «Изготовление сувенирной домбры с элементами токарной обработки»

(Интегрированный урок технология +музыка)

Образовательные: усвоение технологии изготовления сувенирной домбры, формирование у учащихся трудовых знаний и умений, развитие творческих способностей у учащихся

Развивающие: совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, дать возможность учащимся при помощи последовательности действий изготовления сувенирной домбры, достичь цели.

Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, правильной организации труда; развивать мотивацию изучения этапов изготовления сувенира, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.

Характер и форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

— фронтальная, индивидуальная работа.

Объяснительно-иллюстративный: рассказ, беседа, работа с технологической документацией, демонстрация.

Репродуктивный: инструктаж, практическая работа, самостоятельная работа.

Межпредметные связи: история, география

Материально-техническое оснащение урока:

Линейка, карандаш, рашпиль, эл.лобзик, , сверло, наждачная бумага, маршрутная карта, заготовки древесины, стамеска, шаблон, копир, токарный станок, минициркульная пила

— продолжить формирование основных технологических операций по изготовлению домбры

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала

I II . Ознакомление с УТД. Выполнение практического задания: изготовление сувенира с использованием технологической карты

I. Организационный момент.

Организация рабочей обстановки в классе. Объявление темы, цели занятия.

Тема сегодняшнего занятия «изготовление сувенирной домбры»

Овладеть практическими навыками по изготовлению музыкального инструмента

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, но это вас пусть не смущает. Вы полны сил, энергии, хорошего настроения и мы начинаем наш урок.

На нашем сегодняшнем уроке мы узнаем наиболее интересные моменты из истории музыкального инструмента – домбра и попытаетесь изготовить её в сувенирном варианте не только полностью вручную (как это делалось веками мастерами из цельного куска дерева путём выдалбливания стамеской углубления в корпусе), но и с использованием станочного оборудования наших мастерских. Это экономит и время на изготовление, и передаёт более точные формы изделию. Традиционно в русском языке его называют домбра, но в казахском варианте правильнее домбыра.

Как гласит пословица» Нағыз қазақ – қазақ емес, нағыз қазақ – домбыра», что в переводе означает: истинный казах не сам казах, а домбра. «Коснись — песня слагается, звуку все живое покоряется», — отмечает поговорка о домбре, самом любимом казахском музыкальном инструменте.

Но в начале, послушайте, как звучит тенор-домбра (альт-домбра рассчитана на детей). Звучание инструмента во многом зависело от используемого мастером материала, толщины стенок корпуса, который является усилителем звука (чем тоньше стенки, тем звук звонче) из какого материала сделана дека, которая служит для отражения звука (крышка корпуса). Обычно её делают из сосны или ели

Поэтому при изготовлении корпуса необходимо учитывать эти моменты.

Музыкальное сопровождение (учащийся играет на домбре)

А сейчас вы узнаете о происхождении этого инструмента, её историю.

В 1989 году в Казахстане в Алматинской области, высоко в горах на плато (жайлау)

, был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек в разных позах. По исследованиям известного археолога К. Акишева, данный рисунок датируется периодом неолита. Сейчас этот рисунок находится в музее народных инструментов в городе Алматы. Изображенный древним художником на скале рисунок сильно похож на домбыру по форме. На основании этого сделали вывод, что прототип нынешней домбыры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов — предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида.

Домбра — самый распространенный казахский народный инструмент. Домбру можно было встретить в каждой юрте; она относилась к числу самых необходимых и обязательных предметов в жизни казахов

О домбре и её происхождении существуют легенды:

Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.

Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.

Откуда же появилось само слово домбра. Версий достаточно много. Вот одна из них

Одни полагают что слово «домбра» образовалось из сочетания арабских слов «дунбаһ» и «бурра», что означает «хвост ягненка»

Другие полагают, что лексема (слово) домбра состоит из двух слов: дем (дыхание) и беру (дать), связанных непосредственно с музыкальным исполнительством. Существуют массы гипотез происхождения этого слова, единого мнения по этому поводу пока нет.

Изготовление домбры считается одним из уникальных видов ремесленничества. Как говорят мастера смастерить домбру – дело сложное. Если, к примеру, работать не покладая рук, в течение месяца можно изготовить всего, лишь один инструмент. Издревле было принято, чтобы в каждой семье кто-нибудь мог с этим справиться. Хотя мастер по изготовлению народных музыкальных инструментов костанаец Мухамбеткали Рахалиев изготовил за свою жизнь три тысячи штук казахского народного инструмента домбры.

II. Изучение нового материала.

Из каких же основных частей состоит домбра.(демонстрация)

Домбра на протяжении веков сохраняет свое основное строение и вид.

Основные части домбры:

Ученики демонстрируют основные части инструмента

Шанак — корпус домбыры, выполняет роль усилителя звука.

Какпак — дека домбыры, воспринимая посредством вибрации, звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента — тембр.

Гриф — с расположенными на ней ладами и нотными точками (ладов 19 точек 7).

Читайте также:  Завивка эстель своими руками

Струна — источник звуковых колебаний домбыры. На домбыре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки, использовали и в качестве материала для струн, шелк, капрон, и т. п., но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска.

Подставка — очень ответственный функциональный элемент домбыры. Передаются колебания струн на деку и колебаний к корпусу, подставка является ключом к звучанию домбры.

Пяточная подструнная подставка

Пороговая подструнная подставка

Подвижная подструнная подставка

После всего услышанного и увиденного можно перейти к практической части урока, предварительно ознакомившись с технологией изготовления музыкального инструмента, представленных в технологической карте, и техникой безопасности

Изготовление домбры условно можно разделить на 5 этапов

1. подготовка материала (подготовительный этап)

2. точение цельной заготовки на токарном станке по копиру

3. изготовление отдельных частей изделия

5. декоративная отделка

Изучение технологической карты и ознакомление с техникой безопасности

Технология изготовления сувенирной домбры

Источник

Домбра своими руками чертежи

Изготовление сувенирной домбры с элементами токарной обработки» (Интегрированный урок технология +музыка)

Ефремов Юрий Иванович

учитель технологии СШ №1

Костанайского района, Костанайской области

Специалист высшего уровня квалификации 1 категории

План-конспект открытого урока в 9 классе на районном семинаре учителей по трудовому обучению

Раздел. Художественная обработка древесины

Тема урока «Изготовление сувенирной домбры с элементами токарной обработки»

(Интегрированный урок технология +музыка)

Образовательные: усвоение технологии изготовления сувенирной домбры, формирование у учащихся трудовых знаний и умений, развитие творческих способностей у учащихся

Развивающие: совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, дать возможность учащимся при помощи последовательности действий изготовления сувенирной домбры, достичь цели.

Воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, правильной организации труда; развивать мотивацию изучения этапов изготовления сувенира, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.

Характер и форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

— фронтальная, индивидуальная работа.

Объяснительно-иллюстративный: рассказ, беседа, работа с технологической документацией, демонстрация.

Репродуктивный: инструктаж, практическая работа, самостоятельная работа.

Межпредметные связи: история, география

Материально-техническое оснащение урока:

— продолжить формирование основных технологических операций по изготовлению домбры

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала

I. Организационный момент.

Организация рабочей обстановки в классе. Объявление темы, цели занятия.

Тема сегодняшнего занятия «изготовление сувенирной домбры»

Овладеть практическими навыками по изготовлению музыкального инструмента

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, но это вас пусть не смущает. Вы полны сил, энергии, хорошего настроения и мы начинаем наш урок.

На нашем сегодняшнем уроке мы узнаем наиболее интересные моменты из истории музыкального инструмента – домбра и попытаетесь изготовить её в сувенирном варианте не только полностью вручную (как это делалось веками мастерами из цельного куска дерева путём выдалбливания стамеской углубления в корпусе), но и с использованием станочного оборудования наших мастерских. Это экономит и время на изготовление, и передаёт более точные формы изделию. Традиционно в русском языке его называют домбра, но в казахском варианте правильнее домбыра.

Как гласит пословица» Нағыз қазақ – қазақ емес, нағыз қазақ – домбыра», что в переводе означает: истинный казах не сам казах, а домбра. «Коснись — песня слагается, звуку все живое покоряется», — отмечает поговорка о домбре, самом любимом казахском музыкальном инструменте.

Но в начале, послушайте, как звучит тенор-домбра (альт-домбра рассчитана на детей). Звучание инструмента во многом зависело от используемого мастером материала, толщины стенок корпуса, который является усилителем звука (чем тоньше стенки, тем звук звонче) из какого материала сделана дека, которая служит для отражения звука (крышка корпуса). Обычно её делают из сосны или ели

Поэтому при изготовлении корпуса необходимо учитывать эти моменты.

Музыкальное сопровождение (учащийся играет на домбре)

А сейчас вы узнаете о происхождении этого инструмента, её историю.

В 1989 году в Казахстане в Алматинской области, высоко в горах на плато (жайлау)

, был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек в разных позах. По исследованиям известного археолога К. Акишева, данный рисунок датируется периодом неолита. Сейчас этот рисунок находится в музее народных инструментов в городе Алматы. Изображенный древним художником на скале рисунок сильно похож на домбыру по форме. На основании этого сделали вывод, что прототип нынешней домбыры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов — предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида.

О домбре и её происхождении существуют легенды:

Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.

Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны.

Откуда же появилось само слово домбра. Версий достаточно много. Вот одна из них

Одни полагают что слово «домбра» образовалось из сочетания арабских слов «дунбаһ» и «бурра», что означает «хвост ягненка»

Другие полагают, что лексема (слово) домбра состоит из двух слов: дем (дыхание) и беру (дать), связанных непосредственно с музыкальным исполнительством. Существуют массы гипотез происхождения этого слова, единого мнения по этому поводу пока нет.

Изготовление домбры считается одним из уникальных видов ремесленничества. Как говорят мастера смастерить домбру – дело сложное. Если, к примеру, работать не покладая рук, в течение месяца можно изготовить всего, лишь один инструмент. Издревле было принято, чтобы в каждой семье кто-нибудь мог с этим справиться. Хотя мастер по изготовлению народных музыкальных инструментов костанаец Мухамбеткали Рахалиев изготовил за свою жизнь три тысячи штук казахского народного инструмента домбры.

II. Изучение нового материала.

Из каких же основных частей состоит домбра.(демонстрация)

Домбра на протяжении веков сохраняет свое основное строение и вид.

Основные части домбры:

Ученики демонстрируют основные части инструмента

Шанак — корпус домбыры, выполняет роль усилителя звука.

Какпак — дека домбыры, воспринимая посредством вибрации, звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента — тембр.

Струна — источник звуковых колебаний домбыры. На домбыре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки, использовали и в качестве материала для струн, шелк, капрон, и т. п., но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска.

Читайте также:  Вязаные игрушки своими руками куклы

Подставка — очень ответственный функциональный элемент домбыры. Передаются колебания струн на деку и колебаний к корпусу, подставка является ключом к звучанию домбры.

Пяточная подструнная подставка

Пороговая подструнная подставка

Подвижная подструнная подставка

После всего услышанного и увиденного можно перейти к практической части урока, предварительно ознакомившись с технологией изготовления музыкального инструмента, представленных в технологической карте, и техникой безопасности

Изготовление домбры условно можно разделить на 5 этапов

1. подготовка материала (подготовительный этап)

2. точение цельной заготовки на токарном станке по копиру

3. изготовление отдельных частей изделия

5. декоративная отделка

Изучение технологической карты и ознакомление с техникой безопасности

Технология изготовления сувенирной домбры

Струны души: как создают домбру

Мастер казахских народных инструментов раскрыл секрет изготовления домбры

АЛМАТЫ, 8 фев — Sputnik, Анна Платонова. Сегодня казахские музыкальные инструменты, изготовленные Жолаушы Турдугуловым, пользуются большим спросом среди музыкантов, а их стоимость составляет от 800 до 3 тысяч долларов. Его домбры, покидая родную мастерскую, отправляются жить в разные уголки Казахстана, и даже в другие страны – как воспоминания о Родине.

Как все начиналось?

Жолаушы Турдугулов в следующем году отпразднует 70-летний юбилей. Свою первую домбру Турдугулов изготовил 50 лет назад во время службы на Дальнем Востоке для своего друга, истосковавшегося по звуку национального музыкального инструмента. После армии он стал работать в Доме культуры в Восточно-Казахстанской области, много общался с музыкантами, что помогло ему в дальнейшем определиться с выбором профессии.

Жолаушы Турдугулов открыл просторный цех. Здесь он делает грифы и корпусы домбр, есть также помещение, где инструменты полируют и красят. На выполнение заказа обычно уходит около месяца, но бывает и больше – все зависит от материала и вдохновения.

По натянутым струнам

Жолаушы Турдугулов делает музыкальные инструменты в основном из красного дерева, палисандра, лиственницы, клена и даже черного эбенового дерева. Перед тем, как резать древесный материал, его подвергают сушке, что занимает от года до трех лет.

Процесс изготовления домбры начинается с распила древесного полотна на пластины, затем происходит сушка. Далее материл при помощи нагревательного аппарата сгибается до круглой формы, а потом склеивается. Получившийся корпус обтягивают жгутом для скрепления. В целом длина домбры составляет 98 сантиметров.

После того, как все части собраны, Жолаушы Турдугулов подготавливает специальный раствор для орнаментов. К слову, данный способ украшения домбры он придумал сам. Раствор делается из костей барана, которые дробятся до состояния талька, в полученную массу добавляют клей. На вырезанный орнамент выливается этот раствор, который потом закрепляют лаком.

За каждый инструмент Жолаушы Туругулов болеет душой и старается передать опыт свои ученикам, коих в Казахстане около 40.

Кишки и клен: из чего делают домбру и как у нее появились струны

В давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего была домбра, на которой он любил играть. Обо всем на свете забывал. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды захотел он прославиться, а для этого решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить, младший тем временем играл на домбре и не спешил помогать старшему. Разозлился брат-строитель, выхватил у младшего домбру и что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет, нашли люди этот отпечаток, стали по нему изготавливать домбру. Вновь зазвучала музыка в бескрайней степи. Это самая распространенная легенда о казахском национальном инструменте. Как его делают сейчас, какие есть тонкости у сохранивших секреты ремесла нынешних мастеров? Об всем этом читайте в подборке редакции Today.kz.

Что интересно, в разных регионах нашей огромной родины существуют разные виды домбры. Так, на западе, в Прикаспийских степях домбра имела округлую каплевидную форму с тонкой длинной шейкой. Лады-перевяз перне, как и струны, изготавливались из бараньих или козлиных кишок. В центральных и восточных регионах Казахстана инструмент делали с плоской нижней декой и короткой, толстой шейкой. На восточно-казахстанской домбре навязывались 7-9 ладов, что обеспечивало особую игру и исполнение песенных мелодий. Чаще всего этот инструмент изготавливали из цельных кусков дерева: ель, клен, чинара, но встречаются и клееные экземпляры домбры.

В 1934 году домбру реконструировали и были созданы ее оркестровые разновидности.

В наше время, благодаря усилиям казахсстанских деятелей музыкального искусства, домбра значительно усовершенствовалась: усилилась громкость и расширился диапазон звучания, появилась домбра высокого и низкого регистров.

Конечно, основные части казахской домбры одинаковы во всех регионах Казахстана. Это шанак – корпус домбры, выполняющий роль усилителя звука. Какпак – дека домбры. Она, воспринимая вибрацию звуков струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента – тембр. Пружина – это балка на деке с внутренней стороны. В казахской домбре пружины раньше не было. Ее стали использовать сравнительно недавно для улучшения звука. Пружина длиной от 250-300 миллиметров крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она выполняется из еловой древесины с выдержкой в несколько десятилетий. Главное, чтобы на досках не было даже малейших признаков гнили.

Обечайки (открытый цилиндрический или конический элемент конструкции – Прим. автора) изготавливают из клена. Заготовки должны иметь такую толщину, чтобы при чистовой отделке обечаек, в зависимости от плотности клена, толщина их составила 1-1,2 мм. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный контур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным залогом чистого и красивого звучания домбры. От ее качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента.

Самое главное в домбре – струны – источник звуковых колебаний.

На домбре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Любопытный факт: считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки: G-c, A-d, B-es, H-e. Кстати, не всякая овца подойдет для подготовки хороших струн! Предпочтение, как выяснилось, отдается овцам Атырауской и Мангыстауской областей. По-видимому, засоленность пастбищ в этих местах благоприятно влияет на качество струн, изготавливаемых из бараньих кишок.

Для оркестровых произведений мировой классики низкий настрой оказался неудобным, поэтому в 30-ые годы ХХ века, в связи с созданием оркестров народных инструментов, была выбрана настройка струн d-g. Однако жильные струны ее не выдерживали и быстро лопались. Тогда Ахмет Жубанов пробовал использовать в качестве материала кетгут, шелк, капрон и прочие материалы, но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат, сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбры стандартной формы со струнами из лески. Прежний тембр звучания такая конструкция, конечно, уже не передает.

ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДОМБРЫ

Домбра(каз. домбыра)казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент.Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке.Используется современными исполнителями.Домбра на протяжении веков сохраняет свое основное строение и вид. Народные мастера постоянно стремятся расширить её звуковые возможности, мелодичность,нежели разнообразить форму. Так, например, центрально-казахстанская домбыра отличается плоским корпусом и на ней две жильные струны. Типичная, наиболее распространенная домбыра с овальным корпусом, представлена на фотографии.Ниже даны названия составных частей домбыры.Шанак — корпус домбыры, выполняет роль усилителя звука.Какпак — дека домбыры. воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента тембр.Пружина-это балка на деке с внутренней стороны, по-немецки она так и называется «der bassbalken».В казахской домбыре пружины раньше не было.Длина пружины скрипки предполагается в пределах от 250 до 270 мм- 295 мм.У домбыры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина (длинной от 250—300 мм) крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили.Обечайки изготавливаются из клёна. Заготовки должны иметь такую толщину, чтобы при чистовой отделке обечаек, в зависимости от плотности клена, толщина их составила 1-1.2 мм.Подставка — очень ответственный функциональный элемент домбыры.Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный кон тур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств,формы,веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента.Струна — источник звуковых колебаний домбыры.На домбыре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок.Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой,характерный для народной музыки. G-c, A-d, B-es, H-e.Ахмед Жубанов пробовал использовать в качестве материала кетгут, шелк, капрон, и т. п., но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска.Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбыры у казахов стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.

Читайте также:  Безумные идеи своими руками

Видео ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДОМБРЫ канала Варган Алтайский

Музыкальный инструмент домбра: фото, описание, история

Происхождение

Музыкальная культура казахов играет большую роль в духовном развитии населения. В казахской истории есть величественное наследие, переходящее из одного поколения в другие в течении многих веков. И это домбра. История этого музыкального инструмента несказанно интересна и необычна, так как существует огромное количество поверий о сотворении казахской домбры.

Легенда о создании

Однажды поселились на далёком Алтае два братца, которые были великанами. У одного из них был прекрасный сладкозвучный музыкальный инструмент домбра, мелодией которого он одаривал всех людей. Владельца домбры знали за версту и приходили послушать волшебный звук. Однако другой брат утаил злобу и зависть на младшего, потому что ему достается все внимание. Тщеславные силы двигали им и он решил построить мост через бушующую реку, да такой мост, который свет не видывал прежде. И вот он стал собирать все необходимые материалы для строительства, а братец его все бренчал и бренчал на загадочном инструменте, не желая помогать в строительстве знаменитого мостка. Безделье братца разозлило его и он вырвал со всей своей злобой сладкозвучный инструмент и разбил его о скалы. Это был единственный экземпляр инструмента, однако, разбившись о скалу, домбра оставила отпечаток на ней. Через века люди, нашедшие отпечаток, начали делать подобные музыкальные инструменты. Так свет и увидел этот прекрасный музыкальный инструмент.

Легенда о видоизменении домбры

Давным-давно музыкальный инструмент домбра имел пять струн и не имел отверстия посередине. Однажды он оказался во владении одного очень богатого джигита, который был пленен красотой дочери хана. Тот отдал приказ о том, что джигиту необходимо показать свою любовь к его дочке и доказать серьезность его намерений. На что джигит решил сыграть на домбре. Он неповторимо прекрасно и долго играл и исполнял песни, в конце начал петь об отвратительных качествах самого хозяина. На что хан несказанно разозлился и испортил инструмент, налив туда расплавленный свинец, который выел круглое отверстие посередине и еще три струны.

Трагическое сказание о сотворение казахской домбры

Есть ещё одно печальное поверие о возникновении домбры (музыкального инструмента). История начинается с того, что дочка хана влюбилась в юношу, и вскоре они ждали своего первенца. Однако Всевышний даровал им двойню. Но все это время за девушкой наблюдала злая колдунья, которая похитила малышей и привязала их к верхушке священного дерева байтерека вниз головой. Малыши погибли, а дерево засохло от горьких слёз.

Легенда о сыне хана

Строение инструмента

Это щипковый восьмикладный инструмент, имеющий две струны и содержащий две основные части, которые называются корпусом и грифом.

Пока шли долгие тысячелетия, сладкозвучный инструмент видоизменялся, но в целом он сохранил свою форму.

Какпак (или дека), отвечающая за тембр и ритм звука, должна изготавливаться из однопородных сосновых деревьев.

Стоит отметить, что прежде казахский музыкальный инструмент домбра был без пружины. Однако для улучшения звука ее стали использовать, крепить возле подставки. Длина пружины варьируется от 200-350 мм.

Струны дарят волшебное звучание и показывают, какой прекрасный и сладкозвучный домбра музыкальный инструмент. Сколько струн содержит он? Всего лишь две струны. В древние времена для них использовались кишки баранов или коз.

Любопытный факт, что лучшими струнами считались струны, изготовленные из овцы возрастом в два года. Они создают низкий настрой инструменту, что очень характерно для народной музыки.

Домбра также состоит из порожков, разъединяющих клавиши, и обечаек, которые изготавливаются из клёна.

Музыкант может изменить звучание инструмента, прижав струны к определенному месту грифа. Для исполнения этой цели служат порожки, которые распределены по грифу в соответствии с используемым строем.

Виды казахских домбр

Существует несколько разновидностей домбр, которые именуются западной и восточной. Они обусловлены конкретными характерными чертами разных традиций. Для игры более быстрых песен важно, чтобы левая рука домбриста легко скользила по грифу.

Различия между домрой и домброй

Песни, исполняемые на домбре

Сохранились более ста сказаний, в которых упоминаются поэтические строки, сопровождаемые древним музыкальным двухструнным инструментом.

Песни с давних времен играли огромную роль в жизни казахских поселений. Ни одно событие не проходило без песен в сопровождении струнного музыкального инструмента. Певцы-акыны всегда были в почете и уважении, их всегда приглашали на свадьбы и различные пиршества.

Свадебные песни

На казахских свадьбах особое внимание уделялось песне невесты, которая исполнялась на прощальном обряде. Песня «Жар-жар» пелась в тот момент, когда невесте приезжала в дом к жениху. В самом начале свадьбы певцы исполняли «Открытие торжества», пересказывая таким образом весь процесс свадебного обряда.

Песни для ритуальных обрядов

Исторические сказания

Всем известно, что у казахов песни, посвященные любви, очень распространены. Но певцы любили исполнять также и народные эпические сказания. Историческое наследие этого народа насчитывает более ста сказаний с тысячами поэтических строк, которые исполнялись с помощью музыкальных струнных инструментов, таких как домбра или кыл-кобыза. Интересный факт, что эпические сказания донесли до настоящего времени реальные исторические события.

Легендарный Курмангазы

Он был великим композитором и автором песен для исполнения на домбре. Казахский народ очень гордится этим человеком. Его считали специалистом в области легенд, обычаев, приданий. Он с детства учился игре на домбре, поэтому и стал великим музыкантом, которого казахи именуют «отцом кюев». Композиция Курмангазы «Адай» является популярной не только в Казахстане, но и в других странах.

Курмангазы умер в 1896 году и покоится ныне в селе Алтынжар Астраханской области в Российской Федерации.

Таттимбет

Великий композитор и судья, живший в 19-м веке. Получил всеобщее уважение и призвание благодаря своей музыкальной деятельности. Является автором больше сорока кюев.

Источник

Оцените статью