Как сделать дорожную плиту своими руками

Технология изготовления дорожных бетонных плит и их укладка

Дорожная бетонная плита из железобетона – конструкционный элемент, который применяют для укладки покрытий разнообразного типа для временной или постоянной эксплуатации. Изготовление плит производится в заводских условиях, с соблюдением установленных технических норм и параметров. Используют для строительства автомобильных дорог, автобанов, магистралей, аэродромов.

Бетонные плиты дорожные для обустройства дороги – прекрасный выбор, так как они способны сохранять эксплуатационные характеристики даже при высоких температурных перепадах, не боятся влаги, выдерживают высокие нагрузки, гарантируют длительный срок службы покрытия, в случае необходимости полотно может быть разобрано, а плита – использоваться повторно.

Разновидности дорожных бетонных плит

По качеству и способности выдерживать нагрузку изделия делятся на: автомагистральные, аэродромные, для обустройства городских дорог.

1) Элементы из тяжелых бетонов с ненапряженной арматурой. Обычно из них сооружают временные дороги, разного типа подъездные пути. После демонтажа появляется возможность повторного применения, так как они полностью сохраняют свои характеристики и могут служить дальше.

2) Предварительно напряженные железобетонные плиты служат для создания постоянных магистральных и дорогих дорожных полотен. Трассы с данным типом покрытия могут выдерживать большие нагрузки трафика обычного транспорта, а также техники с большим весом. Нагрузки выдерживают Н-30 и Н-10.

По форме дорожные бетонные конструкции могут быть прямоугольными (с одним или двумя смещенными бортами), шестиугольными и в форме трапеции. Согласно ГОСТу 219224.0-84, дорожные бетонные плиты заводского изготовления производят из бетона марки М400 и выше, с плотностью смеси в диапазоне от 2200 до 2500 кг/м2.

В качестве связующего вещества выступает высокоплотный портландцемент, наполнителя – щебень, армировки – стальные пруты класса А-I (напрягаемые), А- III (ненапрягаемые). Также могут добавлять воздухововлекающие компоненты, пластификаторы, специальные примеси. Конструкция напряженных предварительно изделий предполагает использование арматурных прутьев из горячекатанной или упрочненной термомеханически стали.

Маркировка изделий обязательно включает информацию про форму, тип, размеры, расчетную нагрузку, класс ненапряженной либо напряженной арматуры.

Для чего нужны

Дорожные бетонные плиты существенно упрощают процесс укладки железобетонной дороги. Благодаря их использованию полотно можно обустроить в любой местности, постелив в качестве верхнего покровного слоя асфальт, защищающий от воздействия внешних негативных факторов, значительно продлевающий срок службы.

При условии сохранения качественных характеристик железобетонные элементы можно использовать повторно, существенно сэкономив. Применять бетонные плиты можно в условиях эксплуатации как при низких, так и при высоких температурах. Изделия ускоряют процесс монтажа, не требуют подготовки сложных оснований, создают эстетически привлекательный вид покрытия.

Немаловажным преимуществом использования бетонных конструкций данного типа в обустройстве полотна является отсутствие необходимости разрабатывать грунт, проводить сопутствующие работы, что соответствующим образом сказывается на скорости и стоимости прокладки полотна. Дорожные плиты прочные, стойкие, сразу после укладки по ним могут передвигаться транспортные средства.

Конструкция

Железобетонная плита – это плоское изделие соответствующей формы (толщина плиты в мм составляет 140-240), сделанное из бетона с добавлением ненапряженной или напряженной арматуры. С целью облегчения процесса монтажа часто изделия производят с металлическими петлями, залитыми в плоскости конструкции и не выступающими на поверхность полотна дороги.

Дорожные плиты изготавливают из бетона, который связывает арматуру и защищает ее от механических, атмосферных воздействий, других разрушающих факторов. Используют бетон плотностью 2.2-2.5 тн/м3 с показателем морозостойкости как минимум 150 циклов.

Для предварительно напряженных каркасов подбирают стальные стержни марок АТ-4, АТ-5, А-5. Ненапряженные конструкции изготавливают с использованием прутьев А-3, А-3С, А-1, проволоки ВР-1 сечением 6-8 миллиметров. Усиливают арматурой длиной 6 метров или меньше, в соответствии с характеристиками изделия. После производства складывают на складе на прочное ровное основание, разделяя перпендикулярно деревянными опорами, горизонтально перемежая деревянными прокладками.

Маркируют в соответствием с нормами: указываются все характеристики, а также длина, ширина, толщина в сантиметрах и метрах (ширина или длина плиты в мм не считаются, обычно миллиметры актуальны лишь для определения толщины).

Классификация

Плиты отличаются по форме, нагрузкам, сфере использования, шероховатости, грузоподъемности.

Читайте также:  Зона для душа своими руками

Маркировка по форме:

  • П – прямоугольные (самые часто используемые)
  • ПТ – трапеция
  • ПШ – шестиугольные элементы
  • ПБ и ПББ – прямоугольные с 1-2 совмещенными бортами
  • ПШП, ПШД, ППШ, ППШ – разные конфигурации шестиугольных дорожных плит

Первая цифра в маркировке говорит о том, можно ли использовать бетонную конструкцию повторно: 1 – для постоянной эксплуатации, 2 – для прокладки временных дорог. Б/у могут быть первого и второго сортов. Первый сорт – изделия с хорошей геометрией, лежали на парковочных площадках, под строительными вагончиками и т.д. Второй сорт – изделия сильно изношенные, с трещинами и сколами, бывшие неоднократно в использовании с большими нагрузками.

Классификация по технологическим свойствам:

  • 1П – неармированные конструкции для укладки полотен дороги.
  • ПД и 2П – без арматуры, которые выбирают для создания тротуаров, пешеходных зон, дорог временного назначения. Не выдерживают серьезных транспортных нагрузок и больших морозов.
  • ПДП – наиболее распространенные железобетонные изделия с универсальными характеристиками, с ненапряженной арматурой, чаще всего используются для обустройства постоянных путей с не очень большим трафиком. Могут после демонтажа укладываться вновь.
  • ПДН – изделия с предварительно напряженной арматурой, подходят для эксплуатации в сложных условиях: при большом минусе, весе.
  • ПАГ – очень прочные плиты весом 4-5 тонн, предназначенные для монтажа полотен для крупногабаритных автомобилей, гусеничной техники, взлетных полос аэродромов.

Технология изготовления

Процесс производства плит и их использования в строительстве строго регламентированы, что объясняется необходимостью точно соблюдать нормативы и придерживаться установленных показателей.

Основные этапы производства:

  • Подготовка форм, очистка всех емкостей от остатков раствора, смазка специальным веществом, уменьшающим адгезию бетона с металлом емкости и упрощающим извлечение готового изделия.
  • Армирование конструкции металлическими сетками, которые фиксируются на специальных элементах для натягивания металлических прутьев в емкости, позволяющих установить расстояние между частями каркаса и выполнить достаточный слой бетонного покрытия.
  • Приготовление раствора из щебня, песка, цемента, воды. Если нужно увеличить жесткость плиты и уменьшить расход цемента, в раствор вводят пластификаторы.
  • Равномерное распределение раствора в емкости, уплотнение на вибростоле.
  • Термическая обработка – емкости отправляют в специальную камеру, в которой они прогреваются и обрабатываются температурой.
  • Извлечение изделий путем демонтажа конструкции.
  • Проверка на предмет нужных характеристик, маркировка.
  • Отгрузка готовых изделий на склад, укладка осуществляется штабелями.

Дорожные плиты изготавливают двумя способами:

1) Агрегатно-поточный метод – можно создавать сразу несколько видов изделий, для их перемещения привлекают подъемный механизм, сушат в специальных термических камерах.

2) Стендовый – для маленьких производств. Изготавливают посредством перемещения между стендами механизма, само же изделие недвижимо.

В производстве ЖБИ плит используют такие агрегаты: подъемные механизмы, пропарочная камера, смесители для раствора, домкраты для натяжки стальных стержней при напрягаемой арматуре, емкости из металла, вибростол.

Плиты ПДН

Самая востребованная в дорожном строительстве и универсальная марка изделия – прямоугольная ПДН (плита дорожная напряженная). Ее размеры составляют: длина 6 метров, ширина 2, толщина 14-18 сантиметров. Данный тип плит способен выдерживать испытания суровым климатом, сложным грунтом, неблагоприятными гидрологическими условиями.

Сборка покрытия подразумевает сварку элементов между собой благодаря наличию в их продольных гранях специальных скоб. Эти же скобы нужны для подъема плит краном. В торцевой части плиты находятся стыковочные пластины, которые вместе со скобами создают единый арматурный узел.

Плиты с рабочей поверхностью типа «вверх» чуть шероховатые за счет обработки брезентовой лентой, щеткой с щетиной из капрона, специальной накатки. Те, что с рабочей стороной «вниз», выполняются с рифлением глубиной минимум 1 миллиметров.

Также популярны аналогичные плиты с напряженной арматурой, которые маркируются, соответственно, ПДП. Они обеспечивают прекрасную адгезию с колесами транспорта (из-за рифления), стойки к морозу, водонепроницаемы, выдерживают нагрузки до 30 тонн.

О технологии укладки дорожных плит

Железобетонные дорожные плиты широко применяются как в проведении масштабных работ по дорожному строительству, так и в частной застройке: при мощении садовых дорожек, сооружении дорожек, идущих вдоль проезда.

Основание готовят в соответствии с назначением дороги, учитывая длительность ее эксплуатации. Для временных полотен, площадок и проездов готовят и трамбуют подушку из песка, укладывают без бордюрного камня.

Укладка основания для дорог постоянного пользования предполагает выполнение таких слоев: щебень для дренажа, настил из нетканого геотекстиля, плотная подушка из песка. Бордюрный камень устанавливается обязательно с зазорами в 6 сантиметров через каждые 10 метров для слива дождевой воды.

Читайте также:  Изюм своими руками рецепты

Сначала снимают верхний слой грунта по ширине будущего полотна глубиной до 30 сантиметров. Потом насыпают в углубление слой дренажа, трамбуют, покрывают геотекстилем, засыпают песок слоем толщиной до 15 сантиметров, уплотняют. Далее осуществляется укладка дорожной плиты, заделываются монтажные пазы с петлями мелкозернистым бетоном или цементным раствором. Крайними элементами покрытия должны выступать ПББ или ПБ с совмещенными бортовыми выступами, которые примыкают к бордюрному камню.

Чтобы улучшить качество покрытия, в качестве верхнего покровного слоя применяют укатку асфальтом либо устилают строительной смесью бетона.

Применение ж/б плит в частном строительстве

Довольно часто плиты используют для обустройства приусадебной территории, в индивидуальном строительстве – делают из них тротуары, садовые дорожки, подъезды к домам и гаражам. Чаще всего выбирают плиты длиной до 6 метров, способные выдерживать нагрузки до 10 тонн – это ПНД 6000х2000х140, 2П60.1.8-10, 2П30.18-10. Чтобы покрытие было долговечным, основу готовят слоем дренажа и геотекстильным покрытием, которое способствует предотвращению роста травы в швах на участке, потом уплотняют песком.

Для пешеходных дорожек выбирают трапециевидные, шестигранные, прямоугольные изделия небольшого размера и прочности. Основание покрывают геотекстилем и уплотняют подушкой из песка. Под нужные размеры плиты лучше колоть или резать поперек или вдоль арматуры, на расстоянии минимум 25 сантиметров от края. Петлевые пазы заливают бетоном мелкофракционным, швы – жидким раствором.

Использование бетонных дорожных плит оправдано и выгодно как в масштабном строительстве, так и обустройстве придомовых участков. Благодаря прекрасным эксплуатационным характеристикам, легкому и быстрому монтажу, дешевизне и простоте в работе данный материал актуален для выполнения самых разных видов полотен и элементов.

Источник

Бетонные плиты для садовых дорожек своими руками

Бетонные тротуарные плиты больше всего подходят для устройства садовых дорожек,площадки для установки скамейки,площадки у крыльца бани,потому что их можно сделать самим, своими руками.

Дорожки нужны для того,чтобы можно было даже в дождь пройти по саду,чтобы удобно было подойти к цветнику,чтобы можно было уютно устроиться под старой яблоней в тени на скамейке. И все-таки дорожки -это коммуникационные линии, транзиты: от калитки -к крыльцу,от дома -к сараю,от дома- к бане…И не обязательно их делать из дорогих и престижных материалов,типа натурального камня. Можно сделать их из бетонных плит.

Их можно укладывать разными способами,создавая нужную вам дорожку или тротуар:

  • просто вынуть на толщину 40-50мм дерн нужного размера и положить на это место плиту. Если укладывать не сплошной линией ,а с расстоянием друг от друга,то получится почти незаметная дорожка,встроенная в газон
  • если укладывать дорожку сплошной линией шириной в одну плиту,то лучше,чтобы ее уровень был выше газона.Для этого на место вынутого дерна,нужно насыпать песок или ПГС.
  • дорожка может быть прямой линией или изогнутой,извилистой. Для формирования извилистой линии подойдет первый вариант укладки,когда плиты встраиваются в уровень газона с небольшим расстоянием друг от друга.

Бетонные плиты для тротуаров и дорожек изготавливают размерами 500х500мм, 400х400мм и 300х300мм. Толщина также может быть разной: 50мм,40мм,30мм. Если вы их покупаете готовыми,то обращайте внимание на толщину,потому что толщиной 30мм никак нельзя укладывать там,где возможна большая нагрузка,чем вес одного человека.

Бетонные плиты своими руками

Поскольку нам требуется огромное количество бетонных плит для оформления отмостки и дорожек вокруг дома и бани,то мы решили съэкономить и делать плиты своими руками. Так получится дешевле. Денежные затраты требуются только для покупки песка,ПГС и цемента.

Мы выбрали размер 500х500мм :

  • больше нравятся крупные
  • чуть меньше работы на изготовление
  • быстрее получается дорожка

Нарезка элементов формы из ламинированного пластиком листа фанеры

Для того,чтобы начать отливать плиты нужно сначала изготовить для них форму. Долго думали из чего,чтобы они могли отвечать некоторым критериям:

  • точность размеров
  • срок службы
  • разборность

Я хотела,чтобы муж сварил формы из металла. Прикидывали из какого металла,какая должна быть конструкция,чтобы легко разбиралась,легко вынималось готовое изделие.

В результате, сделали из бывшего в использовании материала,который подвернулся под руку: фанера,облицованная с одной стороны пластиком. В дальнейшем,уже при изготовлении плит,оказалось,что данный выбор очень удачен.

Боковой каркас формы собирается на металлических уголках

Муж изготовил три формы. Последовательность изготовления формы следующая:

  1. стандартный лист фанеры 2.4х1.2м кладется на стол
  2. отмеряется полоса шириной 520мм
  3. полоса отпиливается электролобзиком от исходного листа
  4. полоса размечается на квадратики со сторонами 520мм.
  5. дальше нужно таким же образом выпилить боковые стороны формы. Для плиты толщиной 40мм высота боковых планок должна быть 50мм
  6. собирается сначала боковой квадрат на металлических уголках. Пластиковая сторона фанеры должна быть внутри.
  7. днище съемное.Вернее,оно совсем не закрепляется к боковому каркасу,но ставятся эти же уголки на каркас для того,чтобы плита днища опиралась на них.Можно было и не делать,потому что на одной форме их нет,днище само по себе отдельно и все тоже самое,ничем не отличается от двух других форм.
Читайте также:  Делаем креатив своими руками

Как сделать бетонную плиту

При изготовлении плит есть несколько нюансов. Чтобы плиты получились одинаковой толщины,ровненькие, необходимо формы каждый раз перед заливкой класть на ровное основание,выверенное по горизонтали. Я выбрала вариант устройства основания из поддонов.

Положила парочку поддонов на землю рядышком. И каждый из них долго и нудно выверяла уровнем,подкладывала кирпичики,подсыпала песка,чтобы, как можно, точнее выровнять их горизонтальную поверхность.

Поверхность для форм должна быть горизонтальной

На этом подготовительные работы закончились.

Дальше можно готовить раствор и заливать,но перед бетонными работами нарежьте кладочную сетку размерами 480х480мм. Можно нарезать сразу целую партию,чтобы в дальнейшем не отвлекаться на резку арматуры болгаркой.

Еще нужно приготовить какое-то масло,солидол. Мы применяем отработанное масло для смазки поверхностей формы перед заливкой их бетоном. Пробовали и не смазывать,потому что пластиковые поверхности и так достаточно гладкие. Бетонная плита и без масла вынимается легко.

Как залить бетонную плиту

Чтобы залить бетонную плиту,нужно замешать бетон в определенных пропорциях. Поскольку бетонными работами занимаюсь я ,то буду говорить о своих мерах материалов,необходимых для заливки одной формы размерами 500х500мм . Я специально замешиваю бетон только для одной плиты,потому что:

  1. в форму входит приличный объем бетона
  2. мне с таким объемом легче работать
  3. легче дозировать при каждом замесе определенное количество компонентов бетона
  4. чтобы не было остатков бетона

Одну партию как-то сделал муж.И что? Хотя я ему сообщила все пропорции,но он все равно положил больше песка и меньше цемента.В результате,они получились какие-то песчаные .Углы у них сразу же немножко осыпались,когда вынимали из форм. Поэтому, правильные пропорции компонентов бетонной смеси-это залог долгой службы ваших самодельных бетонных изделий.

Итак, для заливки бетоном одной формы я замешиваю бетон следующим составом:

  • Одна совковая лопата песка.Лопата средняя по своим размерам.
  • Две с половиной лопаты ПГС
  • 6 полных мастерков (штукатурных,средних размеров) цемента

Обратите внимание,что объем моих лопат меньше,чем если бы этой же лопатой песок взял мужчина. Это проверено на практике. Поэтому у мужа бетон получается хлипкий.

Воду лью на глаз,поэтому сказать не могу(приблизительно,чуть меньше половины 10 л ведра). Консистенция бетонной смеси должна быть не жидкой,но и не крутой. Если сравнивать,например,сметану весовую,натуральную,густую со сметаной в пакетиках,то смесь должна быть как сметана в пакетиках. Большие камни убирайте,потому что для изготовления таких мелких бетонных изделий фракции щебня или ПГС всегда должны быть мелкими.

Технология заливки бетоном следующая:

  1. кладете в форму половину бетона,потому что это будет ваш верхний слой плиты.Поскольку у меня толщина плиты 40мм,а защитный слой арматуры в нижней части должен быть 20мм,то получается наполовину.
  2. тщательно утрамбовываете его кельмой или мастерком,особое внимание уделяете углам
  3. кладете кладочную сетку
  4. добавляете поверх сетки остатки бетона
  5. разравниваете мастерком,слегка трамбуя
  6. наполненность формы бетоном должна быть до самых краев.Чтобы не было лишнего,выравниваю по несколько раз(гоняю лишний бетон) в том и другом направлении с помощью металлического шпателя шириной 500мм.
  7. залитую форму надо закрыть пленкой,чтобы на пару дней сохранить влажность
  8. через пару дней берете форму с застывшим бетоном,кладете на мягкую поверхность,например песок, днищем кверху и снимаете опалубку с плиты.
  9. накройте готовые плиты картоном,чтобы процессы высыхания и набор прочности бетона происходили постепенно еще в течении 2-4 дней.
  10. после этого можно взять их и поставить на место складирования .Выберите место в тени. Желательно,чтобы они еще какое-то время здесь находились,потому что бетон все еще набирает прочность

Бетонные плиты для дорожек и тротуаров получаются ровные и гладкие,благодаря форме из гладкой ламинированной пластиком фанеры и горизонтальному основанию под формы.

Источник

Оцените статью