Как сделать форштевень своими руками

Штевни и киль
форштевень — изготовление

3D-визуализация

30.1 Остов
30.2 Киль
30.3 Материал
31.1 Форштевень
31.2 Шаблон
31.3 Изготовление
31.4 Установка
31.5 Ахтерштевень
31.6 Монтаж киля
32.1 История руля
32.2 Руль XVIII-XIX вв.
32.3 Изготовление руля
33.1 Отделка корпуса
33.2 Лакирование
34.1 Ватерлиния
34.2 Ватерлиния-2
35.1 Стапель
36.1 Планширь
37.1 Гальюн
38.1 Корма
39.1 Деталировка
корпуса
39.5 Ростр
40.1 Балюстрады
40.3 Леера
41.1 Битенги
41.2 Шпили
42.1 Артиллерия
42.2 Стволы
50.1 Койки

31. Штевни и киль модели корабля
31.3.Изготовление по шаблону форштевня

По этой готовой выкройке примерно из трёх – пяти слоёв (в зависимости от масштаба модели и толщины шпона) ровного шпона желательно той-же породы, или хотя-бы похожего оттенка, что и тот, из которого сделана обшивка , переклеенных между собой на «Момент», изготавливается сам форштевень. Склеивать слои лучше по тому же уже описанному ранее известному принципу «вырезал – наклеил», как делалась когда-то недавно килевая рама. Т.е. самый первый контур вырезать по выкройке из одного слоя шпона, затем по нему вычертить следующий, наклеить его на лист, вырезать и т.д. Так и работать удобнее и быстрее, и при вырезании меньше шансов, что деталь потрескается. Резать здесь нужно только ножом, использование ножниц недопустимо — иначе практически неизбежно дальнейшее коробление готовой детали. Что-бы шпон не раскалывался по волокнам в тех местах, где они идут поперёк основного направления детали, эти участки можно проклеить эмульсией ПВА или наклеить на шпон поперёк волокон тоненькую нитку.

Волокна шпона в данном случае нужно при склеивании располагать не крест-накрест, как у фанеры, а параллельно друг другу, и лучше, естественно, по длине т.е. – вдоль наибольшего измерения детали. Вероятность коробления так будет меньше, прочность, соответственно – больше, да и обрабатывать станет гораздо удобнее, т. к. срезая, что называется, «с горки» одни волокна , не будут задираться другие.

Когда деталь будет окончательно готова, её плоские боковые поверхности, а также переднюю и верхнюю профильные кромки готового форштевня лучше полностью до уровня готовности отшлифовать прямо сейчас, нижнюю – пока не трогать вовсе, а кромку, прилегающую к корпусу, лучше всего грубо обработать крупным полукруглым или круглым напильником, или намотанной на оправку крупной шлифовальной шкуркой, т.к. гладко отшлифованная кромка будет гораздо хуже приклеиваться к корпусу. Также прямо сейчас сразу нужно прорезать показанное на чертеже отверстие в детали, служащее для проводки в будущем ватер-вулинга бушприта.

Источник

Как Вы делайте форштевень? Варианты конструкций

#1 МВС

Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • 323 сообщений
    • Из: Саратов
    • Судно: казанка с булями

    Доброе время суток судостроители! Сейчас при строительстве катамарана я столкнулся с задачей. Устройство форштевня. Дуба у меня нет — приходится использовать либо фанеру, либо сосну в том числе мебельные щиты. Поделитесь опытом.

    #2 rn6lek

  • Мастер
  • 8 645 сообщений
    • Из: Цимлянск
    • Судно: Яхточка и другие
    • Название: Бобр 2

    Стеклопластик прочнее дуба. Несколько слоёв стеклоткани и нет проблем.

    #3 greylonly

  • Капитан
  • 7 399 сообщений
    • Из: Anapa.ru
    • Судно: Гипербореец
    • Название: Последний из Рода

    Доброе время суток судостроители! Сейчас при строительстве катамарана я столкнулся с задачей. Устройство форштевня. Дуба у меня нет — приходится использовать либо фанеру, либо сосну в том числе мебельные щиты. Поделитесь опытом.

    #4 olm54

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • 282 сообщений
    • Из: Пермь
    • Судно: Катерок
    • Название: «Бозон Х»

    Набирайте необходимую толщину либо фанерой ( более прочно), либо Сосновой доской, склееные в пакете через Стеклоткань со смолой. Затем обработаете в размер, и будет Форштевень.
    В Смолу при склейке лучше маленько добавить Аэросила. вытекать будет меньше.

    #5 альф 1962

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • 324 сообщений
    • Из: москва
    • Судно: креветка
    • Название: «Альф»

    Доброе время суток судостроители! Сейчас при строительстве катамарана я столкнулся с задачей. Устройство форштевня. Дуба у меня нет — приходится использовать либо фанеру, либо сосну в том числе мебельные щиты. Поделитесь опытом.

    #6 2191

  • Капитан
  • 6 604 сообщений
    • Из: Сталинград
    • Судно: СТ-25 Поларис
    • Название: Граф

    А к мебельным щитам я отношусь с опаской. Всеже они предназначались для эксплуатации в помещении и каким клеем клеились неизвестно.

    В основном ПВА, и не самым лучшим. Так что всё верно!

    #7 ждан

  • Капитан
  • 1 832 сообщений
    • Из: улан-удэ

    катамаран то большой? а то если 4-х метровый так можно вообще обойтись без этой лишней детали.

    #8 Peter-tata

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 414 сообщений
    • Из: Иркутск

    Хороший совет — клеить полосы фанеры чередуя их стеклотканью.

    #9 voda

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 877 сообщений
    • Из: riga

    Хороший совет — клеить полосы фанеры чередуя их стеклотканью.

    #10 Suh

  • Капитан
  • 2 669 сообщений
    • Из: Иркутск
    • Судно: Разные, были.

    А если решил — на таран.

    Для не бОльшеньких лодок — как рекомендуют «15 проектов. «, справочник Мордвинова, .

    Для бОльшенких — согласно проекта.

    Сообщение отредактировал Suh: 30 апреля 2015 — 14:13

    #11 greylonly

  • Капитан
  • 7 399 сообщений
    • Из: Anapa.ru
    • Судно: Гипербореец
    • Название: Последний из Рода

    #12 voda

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 877 сообщений
    • Из: riga

    1.Для того что бы выдержать Минимальную толщину. Если брать Стекло 400 плотности, то Гарантирования толщина клеевого шва будет 0.5мм
    2. Для того что бы равномернее распределить нагрузки от крепежа по всему массиву Форштевня. Вот посмотрите на форштевень:
    DSC01795.jpg
    Весь крепеж будет сосредоточен на внутренних слоях Фанеры. Слой стеклоткани будет лучше распределять нагрузку на Наружние слои.
    .
    Воопще-то я не сторонник изготовления Форштевня методом «гнутья».
    1. Тяжело сохранить конструктивную точность. После снятия струбцин после склейки всегда есть небольшой «отбой» в обратную сторону от Радиуса.
    2. Из-за упомянутых нагрузок от концентрации крепежа. Спользование Саморезов Любой длинны концентрируют напряжения только во внутренних слоях.
    Если Форштевень вырезать сразу ис кусков в виде Сабли, то при склейки напряжения будут разнесены по всему массиву. Хотя. для Фанерной наружной обшивки это НЕкритично.

    Я Вам так скажу: Ерунду Вы придумали! Не будет там ни какого равномерного клеевого шва. А будут, условно, два куска фанеры,оклееные стеклом. Нечего про нагрузки выдумывать. Просто два куска фанеры склееные без сильного сжатия ,гораздо прочнее,чем те же куски со стеклом между ними. И уж ТОЧНО гораздо прочнее,чем межслойные связи в той фанере. Сто раз уже пробовали,приводили примеры и отчеты. Искать просто лень. Уж поверьте,если что ,фанера разлетится по слоям,где угодно,только не по склейке эпоксидом.

    #13 serj

  • Модератор форума
  • 7 407 сообщений
    • Из: Геленджик

    Источник

    Как Вы делайте форштевень? Варианты конструкций

    #51 greylonly

  • Капитан
  • 7 399 сообщений
    • Из: Anapa.ru
    • Судно: Гипербореец
    • Название: Последний из Рода

    Обтекатель какой толщины? И сколько слоёв стекла?

    #52 greylonly

  • Капитан
  • 7 399 сообщений
    • Из: Anapa.ru
    • Судно: Гипербореец
    • Название: Последний из Рода

    В переборке вентиляционные отверстия с лючками и сливные отверстия с пробками. Пенопласт не нужен, это зло, можно бутылок натолкать.

    #53 Danev

  • Администратор
  • 16 178 сообщений
    • Из: С.-Петербург
    • Судно: Полуглиссер
    • Название: Мальстрём

    #54 БАР

  • Инженер
  • 21 697 сообщений
    • Из: СПб
    • Судно: СТ-31э
    • Название: Авось

    Для форштевня при «СиС» важно держать контактные удары — чтобы наколки о камень или бон не приводили к потере непроницаемости. Т.е. та выпущенная в нос обшивка и мощная галтель внутри достаточны.

    Есть один нюанс. Форштевень действительно предназначен, чтобы воспринимать точечную нагрузку в процессе эксплуатации. Без его повреждений обойтись трудно. С точки зрения ремонта — проще отремонтировать или частично заменить выступающую спереди деревянную болванку, чем ставить заплатку на лист обшивки. Тем более, что изнутри подобраться к ней будет, скорее всего, проблематично.

    Ну, или галтель должна быть уж очень мощная.

    #55 serj

  • Модератор форума
  • 7 407 сообщений
    • Из: Геленджик

    Методика расчета этих «таранных переборок» имеется какая-то? Ну типа на каком расстоянии от Форштевня, толщина, объем? Зависимость от Водоизмещения, Скорости, Парусности, Материала корпуса?

    Что то может оговариваться в каких нибудь правилах постройки.

    #56 Danev

  • Администратор
  • 16 178 сообщений
    • Из: С.-Петербург
    • Судно: Полуглиссер
    • Название: Мальстрём

    .
    Ну, или галтель должна быть уж очень мощная.

    #57 greylonly

  • Капитан
  • 7 399 сообщений
    • Из: Anapa.ru
    • Судно: Гипербореец
    • Название: Последний из Рода

    Видео правельно построеной Таранной Переборки:

    #58 БАР

  • Инженер
  • 21 697 сообщений
    • Из: СПб
    • Судно: СТ-31э
    • Название: Авось

    Видео правельно построеной Таранной Переборки:

    Это как раз пример правильно выполненного форштевня.

    Кстати, о камни она не штевнем билась, а килем.

    А теперь представьте, что носовая оконечность была бы сделана из фанерки.

    #59 greylonly

  • Капитан
  • 7 399 сообщений
    • Из: Anapa.ru
    • Судно: Гипербореец
    • Название: Последний из Рода

    #60 МВС

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • 323 сообщений
    • Из: Саратов
    • Судно: казанка с булями

    #61 rn6lek

  • Мастер
  • 8 645 сообщений
    • Из: Цимлянск
    • Судно: Яхточка и другие
    • Название: Бобр 2

    Доброе время суток форумчане! Многие из вас склоняются к тому, что стеклопластик прочнее дерева. Если так, то может поступить подобным образом -всё зашить фанерой (у меня прямой фрштевень) а саму форму оформить из пенопласта и обклеить стеклом?

    Я так и делаю.Только наклеиваю не одну как тут советовали. а 3 (три)-4 тряпочки, В зависимости от размеров лодки 3 или 7 метров (масса рулит). а то скоро ремонтировать придётся. Много то же не надо. Это служит как разрушающийся бампер если что.

    По поводу прочности. Сделал образец мачты и сломал его, усилия для разрушения окленного 3 мя слоями ткани Т11 оказались в 2,5 раза больше

    Прикрепленные изображения

    #62 ждан

  • Капитан
  • 1 832 сообщений
    • Из: улан-удэ

    Это Упрощеный метод — делать Форштевень из одной фанерцы.
    В Усложненом — ламинируется со Стеклом. Обязательно.

    я так и не понял, подразумевается нарезание нескольких сабель из фанеры или гнутые полосы?

    как фанеру ставим вдоль или поперек?

    #63 rn6lek

  • Мастер
  • 8 645 сообщений
    • Из: Цимлянск
    • Судно: Яхточка и другие
    • Название: Бобр 2

    я так и не понял, подразумевается нарезание нескольких сабель из фанеры или гнутые полосы?

    как фанеру ставим вдоль или поперек?

    Да как хотите. Теоретически гнутые вроде, как бы, прочнее, хотя ещё надо посмотреть, как укладка, толщины, но поскольку нужна большая толщина, из за требований к местной прочности. Значит и общая скорее всего автоматически обеспечится. Поэтому можно делать как удобнее. Раньше требования к форштевню и транцу определялись большим количеством гвоздей которыми крепили доски. Они Гвозди должны были в чём то держатся. И не расколоть и не ослабить форштевень дырками. А с появлением клеев вполне можно конструкцию и несколько облегчить. Не доводя до абсурда разумеется. Уточнить ответ насколько? можно, но тогда Конкретно спрашивайте с цифорками. Я как правило на небольших лодочках не заморачиваюсь. фанерку и пенопласт или вообще только фанерку+ стеклоткань. Редко доска.

    #64 ждан

  • Капитан
  • 1 832 сообщений
    • Из: улан-удэ

    ударную нагрузку от тарана они вероятно будут держать боле-мене одинаково, а вот разрывную нагрузку от напряжения при крепеже обшивки бортов.

    «сабли» будут стремиться расслоится но порокам фанеры и промежуточные слои стекла никак тут не помогут, другое дело гнутые тут стекло может добавить прочности.

    на мой взгляд конечно, если неправ объясните.

    #65 greylonly

  • Капитан
  • 7 399 сообщений
    • Из: Anapa.ru
    • Судно: Гипербореец
    • Название: Последний из Рода

    ударную нагрузку от тарана они вероятно будут держать боле-мене одинаково, а вот разрывную нагрузку от напряжения при крепеже обшивки бортов.
    «сабли» будут стремиться расслоится но порокам фанеры и промежуточные слои стекла никак тут не помогут, другое дело гнутые тут стекло может добавить прочности.
    на мой взгляд конечно, если неправ объясните.

    #66 ждан

  • Капитан
  • 1 832 сообщений
    • Из: улан-удэ

    А если через Форштевень проходит Рым, через который лодзь затаскиваете на прицеп? Надо что бы Рым проходил Поперек слоев.

    то есть опять гнутая.

    я сделал их сабель. теперь жалею, но поздно. вставлю брешук по стрингерам, а под рым изнутри досочку вклею.

    кто нибуть может подсказать диаметр болта под рым на катер в полторы тонны?

    #67 greylonly

  • Капитан
  • 7 399 сообщений
    • Из: Anapa.ru
    • Судно: Гипербореец
    • Название: Последний из Рода

    то есть опять гнутая.
    я сделал их сабель. теперь жалею, но поздно. вставлю брешук по стрингерам, а под рым изнутри досочку вклею.

    кто нибуть может подсказать диаметр болта под рым на катер в полторы тонны?

    #68 rn6lek

  • Мастер
  • 8 645 сообщений
    • Из: Цимлянск
    • Судно: Яхточка и другие
    • Название: Бобр 2

    то есть опять гнутая.

    я сделал их сабель. теперь жалею, но поздно. вставлю брешук по стрингерам, а под рым изнутри досочку вклею.

    кто нибуть может подсказать диаметр болта под рым на катер в полторы тонны?

    По моему можно не жалеть. Достаточно железочку (шайбочку самодельную) из 8мм толщиной размерами 50х80мм и рым болт

    М 16. Для трёх тонной яхты было достаточно. Включая буксировку и отстаивание на волне до полутора метров. Сомнения были первый год, а потом исчезли. Даже как-то и забылось, про этот узел. А какоё у Вас сечение форштевня?

    #69 rn6lek

  • Мастер
  • 8 645 сообщений
    • Из: Цимлянск
    • Судно: Яхточка и другие
    • Название: Бобр 2

    Да диаметр там будет всего 8мм. Дело именно в том как распределить эти «полторы тонны» на корпус равномерно. Брештук — это хорошо.

    Вы правы, если затаскивать на прицеп полторы тонны, М8 за глаза хватит. Но на буксировке или отстаивании на волне может гаечка и поползти. Иди знай, с каким ускорением «цмыканёт». Лодочка не глиссирующая, вес не критичен, вот если сечение маленькое и если тесно изнутри, то можно скобу согнуть, получится 2х8= так даже лучше распределение нагрузки.

    p.s.Если будете гнуть то сначала резьбу нарежте. А когда гнуть будете наверните гайки, что бы резьбу не повредить.

    Сообщение отредактировал rn6lek: 04 мая 2015 — 17:33

    #70 greylonly

  • Капитан
  • 7 399 сообщений
    • Из: Anapa.ru
    • Судно: Гипербореец
    • Название: Последний из Рода

    Вы правы, если затаскивать на прицеп полторы тонны, М8 за глаза хватит. Но на буксировке или отстаивании на волне может гаечка и поползти. Иди знай, с каким ускорением «цмыканёт».

    #71 rn6lek

  • Мастер
  • 8 645 сообщений
    • Из: Цимлянск
    • Судно: Яхточка и другие
    • Название: Бобр 2

    Согласен с Вами, НО! Этот Узел не предусмотрен для таких потребностей. Для Буксировки и Якорной стоянки. Якорная веревка с заводкой на серьезные Утки или Кнехты.

    Это плохо когда не предусмотрен. Особенно для буксировки.

    Для безопасности буксировки точка крепления должна быть пониже. Если приходится цеплятся к мощным буксирам которые идут со скоростью не менее 15-20км в час это далеко не лишняя опция.

    #72 greylonly

  • Капитан
  • 7 399 сообщений
    • Из: Anapa.ru
    • Судно: Гипербореец
    • Название: Последний из Рода

    Это плохо когда не предусмотрен. Особенно для буксировки.
    Для безопасности буксировки точка крепления должна быть пониже. Если приходится цеплятся к мощным буксирам которые идут со скоростью не менее 15-20км в час это далеко не лишняя опция.

    #73 ждан

  • Капитан
  • 1 832 сообщений
    • Из: улан-удэ

    По моему можно не жалеть. Достаточно железочку (шайбочку самодельную) из 8мм толщиной размерами 50х80мм и рым болт

    М 16. Для трёх тонной яхты было достаточно. Включая буксировку и отстаивание на волне до полутора метров. Сомнения были первый год, а потом исчезли. Даже как-то и забылось, про этот узел. А какоё у Вас сечение форштевня?

    набрал из 5-ти сабель. три сосновая доска по 2см и по краям фанера 10-ка итого 80мм на 100мм. на мой взгляд более чем. я ориентируюсь на дощаник-тюлень-кальмар.

    по рыму спасибо, посмотрю на 12.

    давайте еще подкрепление кнехтов обсудим.

    у меня получается в корме только подпалубная доска от транца до шпангоута ну к борту еще приклеится. наверно досточка на 20мм+снизу фанерка на 10мм ну и палуба 5мм. хватит?

    в носу я так понимаю доску от форштевня до второго шпангоута, а кнехт поверх каютной переборки.

    #74 rn6lek

  • Мастер
  • 8 645 сообщений
    • Из: Цимлянск
    • Судно: Яхточка и другие
    • Название: Бобр 2

    Яхточка та что на аватарке. Как раз и сфоткали. До того как. Сразу за повором метров 300 он нас и взял.

    Доска струганая дюймовка и бимс из неё же. Сверху два слоя стеклоткани. Утка, две шпильки на М8. Закрепили буксир за неё, заторопились пропускать в рым да и задерживать не хотели, на реке ведь. А надо было ещё серьгу закрепить. Конец подали с буксира, толстый. В рым он не прошёл бы. Буксировал ОТА со скоростью не мене 20км в час. А может и все 25. Утка выдержала. Буксировка от Золаторевского переката до Константиновского шлюза. Может для катера это не так критично будет, но имея киль высотой 450мм и идя в бурунах от винта, на руль пришлось сесть самому. В общем понервничал. Больше чем за всё плавание до Севастополя и обратно. Да и на руль сел первый и единственный раз за всё плавание по необходимости. Дети без меня справлялись всё плавание. Я только присматривал.

    так что думаю то что Вы запланировали хватит. Тут ещё такой момент. Лучше пусть кусочек палубы вырвет чем пол лодки отломает.

    А бензина не хватило, потому что пришлось тащить другую яхточку. Немного и не хватило. Никто не гарантирован от подобных случаев.

    И тягу от буксира и подвесной мотор сравнивать не стоит. Он сам весит, будь здоров+упор на винте + момент от упора на струбцины. Много болше получается.

    #75 greylonly

  • Капитан
  • 7 399 сообщений
    • Из: Anapa.ru
    • Судно: Гипербореец
    • Название: Последний из Рода

    давайте еще подкрепление кнехтов обсудим.
    у меня получается в корме только подпалубная доска от транца до шпангоута ну к борту еще приклеится. наверно досточка на 20мм+снизу фанерка на 10мм ну и палуба 5мм. хватит?
    в носу я так понимаю доску от форштевня до второго шпангоута, а кнехт поверх каютной переборки.

    Источник

    Читайте также:  Бетонные доски своими руками
    Оцените статью