- Чертежи кораблей из фанеры: материалы, подготовка к работе, вырезание и сборка деталей, окончательная отделка
- Материалы для работы
- Делаем сувенирный кораблик
- Подготовка к работе
- Вырезаем и собираем детали
- Окончательная отделка
- Вывод
- Поделка из конструктора Уроки Старого Капитана Моделирование конструирование Фрегат Картон Конструктор
Чертежи кораблей из фанеры: материалы, подготовка к работе, вырезание и сборка деталей, окончательная отделка
Для любителей моделизма листы из спрессованного и проклеенного деревянного шпона всегда были одним из наиболее востребованных материалов. Они легко режутся, прекрасно обрабатываются, чертежи кораблей из фанеры легко найти в сети, а потому именно с фанерных выкроек начинают свое знакомство с моделированием различных судов многие мастера.
Одна из наиболее простых схем
Изготовление моделей своими руками – задача весьма непростая, требующая значительного багажа знаний и определенной сноровки. В статье мы расскажем лишь о самых основных приемах, а дальнейшее мастерство вы будете оттачивать уже сами. Фото модели в процессе создания
Материалы для работы
Если вы хотите изготовить небольшую модель корабля, то вам понадобятся такие материалы:
- Дерево – кедр, липа, орех или другая древесина, желательно мягкая и не волокнистая . Древесные заготовки должны быть ровными, без сучков и повреждений. Древесина может использоваться как в качестве материала для основных элементов модели (корпус, палуба), так и для мелкой деталировки.
- Фанера – пожалуй, наиболее востребованный материал . Для судомоделизма применяют либо бальсовую, либо березовую, поскольку именно эти породы дерева обеспечивают минимальное количество сколов при распиливании. Модельная корабельная фанера, как правило, имеет толщину от 0,8 до 2 мм.
Качественная березовая фанера
Обратите внимание! Листы из букового шпона малой толщины иногда применяют в качестве альтернативы березовым: хоть они и уступают по прочности, зато гнутся гораздо легче.
- Шпон – тонкие пластины натурального дерева дорогих пород . Как правило, применяется для фанеровки, т.е. оклейки поверхности из недорогого материала.
- Крепежные элементы – тонкие цепочки, шнурки, нити, латунные и медные гвоздики .
Кроме того, нам обязательно понадобится клей для дерева, картон и калька для переноса шаблонов и т.д. Мелкая деталировка изготавливается из металлического литья. В качестве альтернативы металлу можно использовать окрашенную полимерную глину.
Делаем сувенирный кораблик
Подготовка к работе
Любая работа начинается с подготовки, и моделирование ни в коем случае не будет исключением.
- Для начала нужно определиться с тем, что мы будем строить. Если ранее вы не имели дела с судомодельным искусством, то рекомендуем скачать чертежи корабля из фанеры в сети: как правило, они содержат всю необходимую информацию и понятны даже новичку.
Обратите внимание! В продаже доступны наборы, позволяющие собрать судно из готовых деталей. Новичкам подобные комплекты будут интересны (хоть цена большинства из них весьма существенна), но лучше все-таки осваивать технологию с азов.
- Проанализировав чертеж, проверяем, все ли необходимое есть в наличии. В принципе, если чего-то не хватает, то можно будет докупить несколько позже, ведь постройка корабля (пусть и миниатюрного) – дело небыстрое!
Чертеж и схема мелких деталей
- Распечатав чертеж, изготавливаем шаблоны основных деталей.
- Шаблоны переносим на фанеру, после чего приступаем к выпиливанию.
Вырезаем и собираем детали
Выпиливать заготовки можно как с помощью ручного, так и с помощью электрического модельного лобзика.
Последний стоит дороже, но зато с ним вы меньше намучаетесь при вырезании мелких деталей:
- В фанерном листе проделываем стартовое отверстие, в которое вставляем пилку или полотно лобзика.
- Выпиливаем деталь, стараясь двигаться точно по отмеченному контуру.
- Выпиленную заготовку обрабатываем напильником, снимая небольшие фаски по краям и удаляя неизбежные сколы и заусенцы.
Совет! Работая над одним элементом (палубой, бортами, килем и т.д.), сразу вырезаем все детали, необходимые для сборки. Так мы потратим значительно меньше времени, и работа будет продвигаться быстрее.
Когда все готово, начинаем сборку нашего корабля.
Типовая инструкция рекомендует выполнять операции в такой последовательности:
Шпангоуты на киле
- Вначале на продольную балку – киль – надеваем поперечные шпангоуты. В нижней части каждого шпангоута обычно предусмотрен паз для закрепления на фанерном киле.
- Для соединения можно использовать стандартный клей, а можно – специальные клеевые смеси, предназначенные для судомоделизма.
- Верхние части шпангоутов крепим к палубе. У простых моделей палуба представляет собой один лист фанеры, а у сложных она может быть многоуровневой.
- После того как клей на шпангоутах высохнет, начинаем обшивать борта тонкими полосами фанеры. Толщина материала должна быть не более 1,5 мм, поскольку только в этом случае мы сможем согнуть обшивку без риска повредить ее.
- Для изгибания шпонированную фанеру можно нагреть и увлажнить. После этого материал согнется без труда, а со временем – приобретет устойчивую форму.
Обратите внимание! Корпус под окраску можно оклеить сплошным листом. А вот для имитации дощатой обшивки лучше применять полоски шириной до 10 мм (зависит от масштаба).
Окончательная отделка
По большому счету, на этом столярное мастерство завершается, и начинается искусство.
Когда корпус собран и высушен, нам необходимо:
- Изготовить из тонкой фанеры и закрепить палубные надстройки.
Мелкая деталировка
- Нарастить борта таким образом, чтобы они выступали над плоскостью палубы.
- Поверхность палубы оклеить деревянным шпоном или же расчертить с помощью шила, имитируя дощатую обшивку.
- Сделать и установить все мелкие детали вроде штурвала и рулевой лопасти.
- Закрепить мачты со всеми дополнительными устройствами (так называемый рангоут), установить паруса и растянуть всю эту конструкцию с помощью нитей такелажа.
В завершение все фанерные детали нужно обработать морилкой и пролакировать. Это обеспечит нашему сувениру как минимум пару десятков лет сохранности.
Вывод
Простой кораблик из фанеры своими руками сделать может практически каждый – достаточно терпения и минимальных навыков работы с лобзиком (читайте также статью Выпиливаем лобзиком из фанеры: чертежи и технология). А вот если вы захотите реализовать сложный чертеж с множеством мелких деталей, то потрудиться придется изрядно. Вот почему мы советуем начинать с самых простых моделей, постепенно наращивая мастерство!
В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.
Источник
Поделка из конструктора Уроки Старого Капитана Моделирование конструирование Фрегат Картон Конструктор
Фрегат. Взято из приложения к журналу « Юный техник» для умелых рук ( 8 выпуск 1984 г.)
Предполагаемая модель делается в масштабе 1:150. Основной материал – это картон и бумага. Для деталей 16,25,37 нужен картон толщиной 2 мм, для деталей 1,3,9,10,14,18,38 – 44,46 – 1 мм, для деталей 17,19,20,22 – 24,27 – 29 – плотная бумага, для парусов 2,5 – 7,11,13,15,34 – 36 – тонкая бумага или ткань.
Несколько слов о цвете (наши цвета не соответствуют описанию, но по моему получилось очень красиво). Снаружи борта покрасьте в черный цвет, подводную часть – в темно коричневый. По уровню батарейной палубы проведите широкую белую полосу. Люки пушечных портов должны быть черные; двери, трапы, ограждения на палубах – под цвет красного дерева; палубы мачты естественного цвета древесины; пушечные лафеты – коричневые; паруса светло – серого цвета с теплым оттенком. Корма должна быть украшена рельефом с золочением. Вырежьте заготовки. Разлинуйте палубы остро заточенным карандашом под дощатый настил. Нарисуйте двери, окна, решетки. Места сгибов на деталях слегка продавите затупленным ножом. Если люки орудийных портов вы решили сделать открытыми, прорежьте бумагу насквозь ножом по нижним и боковым контурам, а верх-ний контур слегка надрежьте с внутренней стороны. Места обозначенные буквой в, вырежьте. Пунктирные линии между лепестками на детали 23 означают, что в этом месте бумагу нужно разрезать ножницами. Это позволит получить более плавные обводы корпуса. Заготовки правого и левого бортов 23 проверьте, сложив их вместе, — они должны полностью совпадать. Сборку начинайте с каркаса. На килевую рамку 37 установите шпан-гоуты 39 – 42, полуплоскости ватерлинии 38, детали 43,44, предварительно собрав их вместе, как показано на рисунке М. когда убедитесь, что детали каркаса точно подходят друг другу, промажьте места соединения клеем. Палубы 19,22,24,29 накладывайте, начиная с нижней. Следите, чтобы каркас не перекосило, и дайте клею, как следует высохнуть. Тем временем займитесь бортами 23. Носовые и кормовые лепестки склейте в стык, кромка к кромке. Приставив лепесток к лепестку, наложите на место соединения с внутренней стороны полоску бумаги шириной 2 – 3 мм, смазанную клеем. Приклеив борта к каркасу, придержите их некоторое время руками.
После этого переходите к фальшборту 28. На нижней кромке детали в местах, обозначен-ных рисунками, сделайте надрезы для крепления вант грот-мачты и фок-мачты. В эти над-резы вложите, как показано на рисунке К, черные нитки и промажьте с внутренней стороны клеем. При закреплении отдельных ниток завяжите на конце узелок. Ванты бизань-мачты закрепляются в точках, намеченных на кормовой части фальшборта. Здесь надо воспользоваться иглой. Длину ниток берите с запасом, чтобы их хватило для проводки нижних и верхних вант.
На этой же детали крепятся стволы орудий, расположенные на закрытых палубах (см. рис. Д). сначала откройте люки, установив их в одинаковое положение: на 450 выше горизонтального. Чтобы они не опускались, смажьте клеем места сгибов и дайте клею затвердеть. А пока займитесь орудиями. Сделать нужно только стволы, так как лафеты орудий на закрытых палубах не видны. Стволы сверните из фольги. Прикрепив стволы к фальшборту, дайте им время хорошо приклеиться, а затем ставьте деталь 28 на место. Линию стыка деталей 23 и 28 заклейте полоской тонкого черного картона ( шириной 2 мм). Такую же полоску наклейте по верхней границе белой полосы.
Теперь установите на палубах люки 18,25, балюстраду, трапы 20,27,шпиль 21, битенги 45. В носовой части, ниже палубы надстройки, проколите шилом отверстия и вставьте с клеем окрашенные в черный цвет спички ( длина 10 мм). Это крамболы 31 – балки для поднятия якорей. Приклейте руль, руслени 46 ( их места обозначены на бортовых развертках).
На внутренней стороне фальшборта прикрепите бортовые нагельные планки (БНП). Подберите наиболее прочный тонкий картон (лучше прессшпан) или фанеру толщиной 0,5 мм и нанесите чертежи планок (их ширина 2 мм). На чертежах шилом или иглой проколите отверстия и проденьте нитки. Чтобы петли получились одинаковыми, используйте тонкие гвозди, проволоку, спицы диаметром 1 мм (как показано на рис. Л). В эти петли в дальнейшем вы будете продевать концы снастей. Снизу промажьте клеем. После этого вы-режьте по чертежу нагельные план¬ки (НП) и установите их на свои места. Свободные концы ниток приклейте к фальшборту (БНП) и к стойкам (НП). Это придаст дополнительную прочность. Стойки (спички) нагельных планок (НП) у мачт вставьте с клеем в отверстия, проколотые шилом в палубе.
О балконе на носу судна 32 и корме 17 особый разговор. На старинных парусниках они привлекали внимание своим богатым декором. Их украшали рельефом, расписывали яр-кими красками, применяли позолоту. На носу корабля помещали какую-либо фигуру грозно рычащего льва либо фигуру мифического персонажа.
Опытные моделисты носовую фигуру обычно вырезают из дерева. Но при малом масштабе это не всякому под силу. Поэтому попробуйте сделать проволочный каркас и нарастить фигу постепенно нанося кистью густую темперу.
Ограждение балкона — ригели — берите из картонных полосок.
Рельеф на кормовой заготовке также можно нанести густой темперой или густым клеем. Позолота создается втиранием бронзового порошка в рельеф. О декоративной отделке кормы и балкона предлагаем вам думать самостоятельно.
Установкой кормы заканчивается сборка корпуса. Переходите к оснастке судна рангоутом. Чтобы удобно было выполнять эту работу, установите корпус на подставку или на временный стапель. Весь рангоут корабля дан странице в натуральную величину (мачты без подпалубной части). Мачты даны в комплексе с реями и русленями грот-мачта 8, фок-мачта 4, бизань-мачта 12, бушприт 33. Грот-мачта показана с вантами и фордунами. Мачты и реи сделайте из реек, флагштоки — из проволоки.
На этой же странице показаны способы соединения деталей мачт, крепления марсов и салингов А. подвешивания реек А, Г и проводки вант А, И.
Последовательность установки мачт такая. Сначала ставится нижняя часть мачты и укрепляется вантами. На кромку русленей накладывается полоска тонкого картона. Затем к нижней части мачты марсовой площадкой ( с клеем) и кольцом прикрепляется средняя часть и тоже укрепляется вантами и фордунами. Места касания частей мачт друг с другом смазывайте клеем. Проводя ванты, вкладывайте их в засечки, сделанные заранее на боковых кромках марсов. Таким же способом устанавливается верхняя часть мачты. Бушприт собирается отдельно, а затем устанавливается на место.
Юферсы на вантах, а также блоки сделайте из хлорвиниловых колец диаметром 1 – 2 мм. Можно сделать и по-другому. На место блока (рис. Б) или юферса нанесите каплю густого клея П8А, предварительно подкрасив его в черный цвет. Минут через 10 застывшую каплю слегка расплющите пальцами. Это ворст. На корабле эта деталь делается из деревян-ной рейки и служит для удержания вант на одинаковом расстоянии. Ступени на вантах (выбленки) сделайте из более тонких ниток. Нанесите клей на ванты со стороны мачты, приложите одну за другой нитки и после высыхания клея лишние концы обрежьте.
Теперь подвешивайте реи и пришнуровывайте паруса. Форма парусов видна на чертеже фрегата (стр. 2), а размеры их легко определить по раз¬мерам реев и расстоянию между ними (см. стр. 5). Концы реев должны выступать за контуры паруса на 5 мм.
Парусам можно придать выпуклость, создать видимость наполненности ветром. Бумажные паруса изгибаются в одном направлении между реями. Паруса из ткани требуют дополнительной обработки. Ткань для паруса возьмите с припуском, чертеж не наносите. Накрахмальте ее и натяните на выпуклую поверхность (на стеклянную банку или колбу). Когда ткань высохнет, нанесите на нее контур паруса, не снимая с формы. Шаблоном пользоваться нельзя — парус получится меньше рас¬четного. Снимая размеры с чертежа гаруса, вычер-ченного на бумаге, наметьте углы паруса, пользуясь циркулем, а затем соедините их с помощью гибкой металлической линейки. Шкаторина, прилегающая к рею, должна быть прямой, остальные вогнутые. У кливеров-парусов на бушприте прямой должна быть передняя шкаторина. Парус можно разлиновать, имитируя швы полотнищ. Снимая парус с формы, выверните его наизнанку. Затем снова закрепите парус на форме клейкой лентой и разлинуйте другую сторону. Так же наносятся рисунки цветными красками.
Вместо крахмала можно применить слабо разведенный клей ПВА. Намочите парус в воде, натяните на форму и, пользуясь кистью, слегка пропитайте его клеем. Перед снятием отделите края ткани от формы кончиком ножа.
Якоря 30 сделайте из подручных материалов: пенопласта, полистирола, спичек, проволоки и т. д. Веретено якоря можно нарастить на проволочном каркасе темперой (как носовую фигуру) или клеем.
Наш корабль дан под российским флагом: фон белый, полосы синие. Поднятием флага мы и заканчиваем изготовление модели.
(В. ЛУЦКЕВИЧ Рисунки автор) (фото и модель Никонова М.Ф.)
Источник