- Виды граблей для мотоблоков: своими руками, чертежи и размеры
- Характеристика навесного оборудования
- Виды граблей
- Чертеж граблей для мотоблока
- Ставим стойки и дышло
- Процесс изготовления граблей
- Формирование оси и колес
- Работа над дышлом и стойками
- Установка планки граблей
- Система усилений
- Окончательная отладка граблей и последние штрихи
- Изготавливаем планку граблей – пошаговая инструкция
- Как сделать самодельные грабли на мотоблок?
- Работаем над формированием оси и колес
- Монтируем дышло и стойки
- Заботимся о системе усилений
- Работаем над планкой граблей
- Видео граблей для мотоблока
Виды граблей для мотоблоков: своими руками, чертежи и размеры
Сегодня производители мотоблоков стараются дополнить комплектацию своих «детищ» множеством вариантов навесного оборудования. Вот только нередко самые полезные приспособления приходится покупать отдельно и грабли-ворошилки являются одними из них.
Характеристика навесного оборудования
Основные задачи граблей-ворошилок – сбор травы в валки, оборачивание и сгребание сена. Подобная техника имеет много разновидностей с различными техническими характеристиками.
Разные модели граблей для сена для мотоблока входят в категорию навесного оборудования для мотоблока. На этот каскад грабли крепятся с помощью адаптера. Это очень удобно, потому что позволяет применять любое дополнительное оборудование на мотоблоке. Часто в комплекте продается уже несколько граблей.
Грабли-ворошилка для сена
Встречаются и такие виды культиваторов, где в комплекте нет дополнительного оборудования. Это означает, что его придется покупать в любом случае или изготавливать своими руками, с применением заранее спроектированных чертежей.
Как правило, все мотоблоки имеют устройство, позволяющее поднять или опустить грабли. Это делается с помощью ручек. У большинства мотокультиваторов имеется поворотное сцепное устройство. Оно необходимо для повышения маневренности этого колесного агрегата, пользователь экономит силы при работе с сеном, что важно для повышения результата и ускорения выполнения задач.
Обратите внимание! Использование ручек для подъема или опускания граблей очень удобно, потому что позволяет качественно проводить работы и лучше чистить грабли.
Любые грабли для мотоблока должны быть прочными. Лучше всего, если они изготовлены из стали. Металл должен иметь превосходные антикоррозийные свойства, потому что грабли постоянно контактируют с водой. Насадки с антикоррозийными свойствами будут служить более 10 лет, если с ними правильно обращаться и хранить их в условиях, где нет влажного воздуха.
Навесное оборудование должно храниться в сухом помещении. После использования его надо вымыть и высушить – так можно будет продлить срок службы.
Виды граблей
В зависимости от способа применения и конструктивных особенностей, данные устройства разделяют на такие виды:
-
- Валковые грабли для сена и скошенной травы, а также разравнивания земли. Они подключаются к агрегату с помощью адаптера, имеют подстраиваемую рукоятку, которую можно регулировать под свой рост. Модели в основном изготавливаются из качественной нержавеющей стали, поэтому они прослужат очень долго.
- Грабли ворошилки или поперечные предназначены для ворошения скошенной травы, что обеспечивает ее равномерное просыхание и исключает прение. Также эти устройства собирают траву в валы. В основном они размещаются сзади мотоблока и имеют большие размеры.
Выбирая грабли на мотоблок, следует помнить об их функциональном предназначении и способе установки. Качественные модели прослужат очень долго, а также в несколько раз увеличат эффективность работы на участке.
Чертеж граблей для мотоблока
Подробные чертежи с размерами для самостоятельного изготовления приспособления для уборки сена с помощью мотоблока.
- 1 — втулка (труба 33,5 x 3,2 мм — 2 шт).
- 2 — поперечина (труба 21,3 x 2,8 мм).
- 3 — втулка поперечины (труба 26,8 x 2,8 мм).
- 4 — подкос (труба 21,3 x 2,8 мм).
- 5 — ножка (труба 26,8 x 2,8, 2 шт).
- 6 — втулка (труба 33,5 x 3,2, 2 шт).
Тяга, соединение на шарнире.
- 1 — тяга (труба 21,3 x 2,8мм).
- 2 — болт М 8.
- 3 — гайка М 8 (2 шт).
- 4 — кронштейн.
- 5 — консоль граблей.
- 1 — рукоятка (труба 21,3 x 2,8 мм).
- 2 — дышло (труба 26,8 x 2,8 мм).
- 3 — кронштейн (Ст3, лист s5,2 шт.).
- 4 — упор (Ст3, лист s5, выполняется с размерами поз. З без отверстия).
- 5 — переходная втулка (труба 33,5 х 3,2 мм).
- 1 — рычаг (СтЗ, полоса 30 × 4 мм).
- 2 — ручка (СтЗ, пруток диаметром 12 мм).
- 1 — консоль (труба 26,8 x 2,8 мм).
- 2 — кронштейн.
- 3 — зуб (сталь 45, пруток d8,17 шт).
На этом видео автор показывает принцип работы самодельного сеноуборочного приспособления для мотоблока.
Устройство граблей для мотоблока.
Ставим стойки и дышло
Теперь, когда у нас есть ось, можно постепенно перебираться «выше». Следующий этап – установка опорных стоек для горизонтальной оси под грабли и приваривание дышла. Рассмотрим процесс пошагово.
Шаг 1Привариваем косые опоры под грабли.
Берем 2 металлических квадрата 25х25 мм, привариваем их к оси (длина в районе 120 см). Здесь нужно придерживаться правила: крепить ось строго по параллели между собой, чтобы они не торчали в разные стороны после окончания работ. Если длина в итоге окажется разная, нужно взять болгарку и выровнять их под одну линию.
Шаг 2Привариваем дышло.
Берем строительную рулетку, отмеряем расстояние между приваренными опорами, делим это число на 2 – это центр, здесь мы будем приваривать дышло. Подойдет обычная толстостенная труба на 30 мм в диаметре. Длина – 140-150 сантиметров, в зависимости от высоты крепления к мотоблоку и персональных предпочтений дачника. Самодельные грабли к мотоблоку должны выдерживать сильные нагрузки на разрыв дышла, поэтому нельзя использовать тонкостенные трубы.
Шаг 3Подготавливаем зацеп дышла.
Здесь уже внимание нужно обращать на удобство эксплуатации. Можно приварить просто металлическую трубу любого диаметра, а можно выгнуть ее С-образной формы для максимального комфорта в ходе выполнения садовых работ. Дышло не будет «бегать» по сторонам, что удовлетворит требованиям каждого работника.
Сделать грабли для мотоблока своими руками легко, главное – тщательно все измерять, чтобы конструкция не косила. Если будет несоответствие по оси, тогда вам не избежать переизбытка усилия на разрыв одной стороны, они будут постоянно ломаться.
Процесс изготовления граблей
Создание такого устройства состоит из нескольких этапов, которые важно тщательно соблюдать.
Формирование оси и колес
- Делаем колесо. Нужно взять диск для зерновой вспашки (диаметр до 40 см), выбить внутренний подшипник и поместить металлический прут. Далее следует обкрутить вокруг диска металлическую полоску и аккуратно приварить.
- Устанавливаем ось. В колесо продеваем металлический прут, который должен выглядывать из диска на несколько миллиметров. Стопорное кольцо привариваем с внутренней стороны, а с внешней просверливаем стопорное отверстие для шплита (можно использовать электрод). В центре прута делаем посадочное место с помощью дрели.
Создаем места креплений на оси. Возьмите металлические пластины и разместите их на рамке на расстоянии 100 мм. Надежно приварите эти пластины, так как в дальнейшем именно с их помощью грабли можно крепить к мотоблоку.
Работа над дышлом и стойками
- Монтаж косых опор. Для этого возьмите несколько металлических квадратов и приварите к оси строго по параллели.
- Установка дышла. По центру между опорами установите толстостенную трубу, размер которой зависит от желания владельца.
- Создание зацепа. Выгнув трубу, можно сделать удобный зацеп.
Установка планки граблей
- Крепим ось. Отрезав от трубы полтора метра, делаем рабочий захват. Далее помещаем ось горизонтально к стойкам. Должна получиться труба, которая спокойно крутится в креплении.
- Делаем ушко. К верхнему углу трубы нужно приварить тягу, а нижний нужно установить на эксцентрике, чтобы он доставал до центра дышла. Нажимая на такую трубу, можно опускать или подымать грабли.
- Привариваем пружины к уголку или в специальные высверленные отверстия.
Нужно позаботиться и о системе усиления, что позволит избежать поломок. На слабые места желательно установить металлические квадратики. Усиление оборудования обеспечит и тяга для поднимания или опускания грабель.
В завершение изделие нужно смазать солидолом, что обеспечит его правильную работу. В видео приведены детальные рекомендации по созданию грабель для работы на участке.
Такой тип навесного оборудования можно использовать с мотоблоками Нева, МТЗ, Агро и другими. Устройства обеспечат эффективность выполнения сельскохозяйственных задач и облегчат выполнение работ на участке.
Система усилений
Предположительный вес граблей – 15 кг (без оси, усиления, колес и прочего). То есть, при большом плече на излом возникает солидная нагрузка. Чтобы предотвратить поломку нашего инструмента необходимо просто взять металлический квадрат 15х15 и связать в наиболее слабых узлах. Первое параллельное усиление делается посредине стоек – они связываются между собой, после чего к средине параллельного усиления приваривается подкос. Его другой край идет к дышлу.
Другим усилением верха будет наша тяга, которая опускает и поднимает грабли (ее конструкцию опишем ниже). Желательно еще сделать одну распорку внизу, от оси до усиления тяг. Она будет предотвращать боковые колебания инструмента.
Окончательная отладка граблей и последние штрихи
На дышло стоит прикрепить стойку с сиденьем, а рычаг можно снабдить пружиной, чтобы не приходилось удерживать его руками постоянно и для лучшего давления на почву.
После полевых испытаний будет ясно, что следует исправить при необходимости, возможно, зубья нужно будет укоротить. Все движущиеся детали, подверженные усиленному трению, следует обильно смазать солидолом, литолом или другой густой смазкой.
Изготавливаем планку граблей – пошаговая инструкция
Дальше нам осталось сделать саму планку, на которой будут находиться пружины и прикрепить ее к тяге. Надо проверить процесс опускания и поднятия рабочего элемента, проконтролировать усилие на землю. Рассмотрим все в подробностях.
Шаг 1Крепим ось граблей.
Первым делом, возьмем металлическую трубу 30 мм диаметром и отрежем ровно 1.5 метра – это будет наш рабочий захват инструмента. После этого устанавливаем ее на штатное место: к стойкам привариваем горизонтально 2 трубки длинной 10-15 сантиметров и диаметром 40 мм – в них засовываем ось. У нас получается труба, которая свободно проворачивается по кругу в креплении. Чтобы грабли на мотоблок не убегали в сторону, с обеих сторон от трубок в 40 мм нужно наварить стопорные кольца или просто штифты – усилие там небольшое, должны легко все выдержать.
Шаг 2Привариваем «ухо».
Для этой задачи нам подойдет обычный металлический уголок или труба длинной 15 сантиметров. Привариваем тягу к верхнему углу этой трубки, второй конец тяги будет доставать до средины дышла и сидеть на эксцентрике. Ручку нажимаем – грабли опускаются, подымаем – переходят в режим «ожидания».
Шаг 3Навариваем пружины.
Если вы хотите соорудить простые грабли к мотоблоку своими руками без существенных затрат — необходимо сделать быстросъемные элементы. Можно купить и накрутить готовые пружины, но это будет дорого и долго. Намного проще приобрести метров 20 нержавеющей проволоки 5-6 мм и выгнуть из нее С-образные элементы. Приварить их прямо к уголку или вставить в плотное отверстие, которое можно просверлить дрелью. Второй вариант немного опасный, так как металл может пружинить и вылетать из посадочного места при наезде на камни, — можно взять на хомут или сделать нижнее крепление под уголком, чтобы отлетали вниз.
Грабли к мотоблоку почти готовы, теперь остается все тщательно смазать солидолом, особенно те элементы, которые имеют трение. В первую очередь обращаем внимание именно на трубу, под которой крепятся С-образные элементы – ее нужно смазывать в местах, где она заходит во вставки 40 мм диаметром. О колесах не забываем – их тоже лучше периодически смазывать, независимо от того, оставите вы там подшипники или нет.
Если все сделать правильно и пройтись пособирать собственный металлолом во дворе, то сделать грабли на мотоблок своими руками будет очень дешево, не более 2 тысяч рублей, которые вы потратите на приобретение осей и старых колес с зерновой сеялки.
Как сделать самодельные грабли на мотоблок?
Умелые фермеры уже научились создавать действительно функциональное и надежное оборудование, поэтому сомневаться в эксплуатационных свойствах и долговечности результата не приходится. Если серьезно подойти к процессу и использовать чертежи, все наверняка получится на высшем уровне.
Работаем над формированием оси и колес
Шаг 1. Создаем колесо из металла
Для начала необходимо взять непригодный диск для зерновой вспашки диаметром не более 40 см. После выбивания внутреннего подшипника, можно оставить его внутри и поместить туда прут из металла.
Затем берем металлическую полоску, и, обкрутив ее вокруг диска, аккуратно привариваем. В итоге получим колесо с довольно широким протектором.
Шаг 2. Делаем и монтируем ось
Металлический прут продеваем в «колеса». Нужно, чтобы он «выглядывал» из диска на пару десятков миллиметров. Важный момент: стопорное кольцо должно быть наварено с внутренней стороны, а снаружи просверлено стопорное отверстие для шплинта.
С помощью электрической дрели создаем посадочное место точно в центре прута. В качестве шплинта можно пустить электрод (3мм).
Шаг 3. На оси создаем места для дальнейшего крепления к каркасу
Чтобы в будущем грабли было удобно эксплуатировать, можно создать крепления специального плана для рамки из металла. Речь идет о двух пластинах, размещаемых на расстоянии 100 мм от каждого колеса.
Используя сварочный инвертор, следует прикрепить к оси несколько металлических планок. Не стоит забывать, что самодельные грабли получатся весьма тяжелыми, поэтому нельзя игнорировать установку усилений косого плана между осью и деталями сооружения.
Монтируем дышло и стойки
Шаг 1. Прикрепляем косые опоры под наше творение
Используем несколько квадратов (из металла) и привариваем их строго по параллели между собой к оси. Если же длина будет разной, с помощью болгарки можно откорректировать оплошность.
Шаг 2. Прикрепляем дышло
После измерения расстояния между опорами, вычисляем центр, где будет дышло. В ход пойдет стандартная толстостенная труба (диаметр 30 мм). Ее высота зависит от пожеланий владельца. Использовать следует именно толстостенный вариант, ведь грабли поддаются невероятной нагрузке, которую они должны выдерживать.
Шаг 3. Готовим зацеп дышла
Человек может приварить обычную трубу или же выгнуть ее в С-образной форме. Многое зависит от удобства и предпочтений мастера. Главное, чтобы дышло не «прыгало» из стороны в сторону.
Заботимся о системе усилений
Ожидается, что в итоге грабли получатся довольно тяжелыми – не меньше 15 кг. Дабы избежать поломок, можно связать слабые места с помощью металлических квадратов 15х15. Этот вариант усиления проводится в середине стоек, а после связки между собой в центре параллельного усиления следует приварить подкос.
Опускающая и поднимающая грабли тяга станет еще одним типом верхнего усиления. С ее помощью устройству удастся избежать боковой неустойчивости.
Работаем над планкой граблей
Шаг 1. Прикрепляем ось граблей
Создаем рабочий захват прибора, отрезая от трубки 1,5 метра. Затем к стойкам прикрепляем горизонтально с помощью сварочного аппарата две трубки, в которые и помещаем ось. В итоге выходит труба, спокойно крутящаяся по кругу в креплении.
Шаг 2. Создаем «ушко»
Берем трубу и к ее верхнему углу аккуратно привариваем тягу. Что касается второго конца этой самой тяги, то он будет сидеть на эксцентрике, доставая до центра дышла. При нажатии на ручку, грабли будут то опускаться, то подыматься.
Шаг 3. Навариваем пружины
Можно приобрести их отдельно, а можно купить 20 метров проволоки-нержавейки и самостоятельно выгнуть детали С-образной формы. Приварить их можно к уголку или же просто поместить в специальное отверстие, созданное с помощью дрели.
После завершения всех работ желательно тщательно смазать все компоненты солидолом. Причем совершать эту процедуру следует постоянно, чтобы избежать поломок или перегревания деталей.
Видео граблей для мотоблока
На видео, обзор самодельных граблей для мотоблока, автор показывает основные узлы конструкции, что является хорошим подспорьем, чтобы попробовать сделать их своими руками.
Источник