• Главная страница • Положение • Новости и акции • Вопросы-ответы • Регистрация • Вход для участников • Конкурсы • Итоги конкурсов • Поиск • Архив Фестивалей • Мастер-классы • Репортажи • Олимпиады • Оргкомитет • Написать письмо • Группа вКонтакте
Щепалина Ольга Константиновна Учитель технологии МАОУ «Средняя школа №8» Г.Когалым, Тюменская обл. ХМАО Россия
Мастер — класс подготовлен для взаимообогащения учащихся общеобразовательных школ по разделу «Рукоделие. Художественные ремесла». Игрушка развивает творческие способности детей, познавательные, интеллектуальные, чувственно — эмоциональные, художественные, эстетические, личностно — авторские и ряд других способностей. Дети любят фантазировать, творить, играть. Мастер — класс по созданию куклы «Хантыечка» позволяет детям создать свою игрушку, а её изготовление доступно и просто.
Материалы и инструменты для изготовления куклы «Хантыечка» (высота куклы 9 см.): фетр 2 цвета (сукно) бисер разных цветов и размеров натуральный мех (искусственный) синтепон (наполнитель) ножницы нитки в цвет ткани ручные иглы мел клей.
Фетр синего цвета для юбочки.
Фетр желтого цвета для орнамента.
Полоски из натурального меха (норка).
Бисер разных цветов и размеров.
Детали выкройки для изготовления куклы.
Детали выкройки накладываем на фетр и обводим мелом.
Вырезаем по намеченным линиям детали куклы.
По низу юбки и низу рукавов приклеиваем мех.
Вырезаем из фетра жёлтого цвета орнамент.
На низ юбки, перекрывая мех на 1 — 2 мм., накладываем орнамент и расшиваем бисером. По низу рукавов тоже делаем вышивку бисером.
Средние срезы юбочки и капюшона сшиваем с изнаночной стороны стачным швом.
Получилась вот такая юбочка.
Капюшон украшаем ниточкой из бисера.
Нарезаем полоски разных цветов из хлопчатобумажной ткани.
Полоски из ткани складываем пополам по всей длине.
Полоски из ткани скручиваем, чередуя цвета. Получилось лицо для хантыйской куклы.
Соединяем лицо из полосочек с капюшоном.
Соединяем голову с туловищем куклы.
Скручиваем ручки из тканевых полосок.
Пришиваем ручки к туловищу куклы.
Пришиваем донышко к юбочке, не забывая оставить отверстие для наполнения синтепоном.
Наполняем туловище синтепоном и зашиваем отверстие.
По краю капюшона приклеиваем мех.
Из бисера делаем бусы и украшаем куклу. Наша кукла «Хантыечка» готова.
Источник
Мастер-класс по изготовлению куклы в костюме народа ханты
Ирина Фоминых Мастер-класс по изготовлению куклы в костюме народа ханты
Мастер – класс
по изготовлению куклы в костюме народа ханты
Данный мастер – класс может стать одной из форм по ознакомлению с обычаями, традициями и культурой коренных народов Севера.
Участники : педагоги образовательных учреждений, воспитанники младшего школьного возраста, все увлекающиеся декоративно-прикладным творчеством.
Форма организации совместной деятельности с детьми: совместно-последовательная.
Цель: научить мастерить сообща объёмную игрушку по мотивам национального костюма народов ханты.
• сохранение, развитие и пропаганда традиционной культуры народов Севера;
• формировать навыки работы с ножницами, клеем, тканью;
• воспитывать эстетический вкус, чувство уважения к истории коренных народов Севера;
• создавать условия для формирования навыков гуманного поведения во время совместной работы;
• развитие творческого потенциала.
Инструменты и материалы: ножницы, иголка с ниткой, линейка, карандаш, клей; картон, цветная однотонная ткань, различная тесьма, бисер, кусочки меха.
1. Теоретический этап.
Изречение «По одежке встречают.» знает каждый. Еще сто лет назад по одежде узнавали, откуда человек родом, догадывались о его занятиях. Так складывалось первое мнение о человеке. Этнографы доказали, что одежда, кроме своего главного предназначения — предохранять человека от воздействия внешней среды, имеет множество особых социально-культурных назначений и напрямую связана с традициями народа, его верованиями, представлениями о добре и зле.
Природно-климатические условия, традиционный образ жизни, занятие оленеводством повлияли на возникновение специфической одежды. Специфические элементы в костюме, являющемся материальной ценностью, несут в себе народные знания, мистическую нагрузку и отражают ментальность человека традиционного общества.
Традиционный костюм.
Хантыйские и мансийские мастерицышили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из шерстяных нитей плели пояса и подвязки для обуви, а на иглах вязали носки. На обувь и пояса шла также покупная кожа; на украшения — бисер, металлические подвески.
Летом традиционной женской одеждой у хантов и манси были платья на кокетке и халаты из хлопчатобумажной ткани прямого покроя, без воротника; зимой — глухая одежда из оленьих шкур мехом внутрь (малица) и поверх нее такая же одежда мехом наружу (парка). Это могла быть также меховая шуба на подкладке из прочной ткани — сукна или вельвета. Одежда богато украшалась бисером ярких тонов, цветными узкими полосками-аппликациями.
Наиболее распространенным головным убором был платок. Зимой носили по два-три платка, вкладывая один в другой. Девушки летом нередко ходили с непокрытой головой. Замужние женщины опускали платок на лицо, закрываясь от старших родственников мужа.
Если по одежде женщины судили о ее красоте и умении, то одежда мужчины отражала его достаток. Мужчины носили рубахи (по покрою похожие на женские платья, штаны и пояса, к которым подвешивали мешочки и сумочки с охотничьими принадлежностями. Верхняя одежда была глухого покроя, шилась из сукна или оленьих шкур с капюшоном (малица, гусь). До настоящего времени у манси сохраняется охотничья одежда — «лузан», которую шили из сукна, с капюшоном, незашитыми боками и без рукавов. С внутренней стороны, спереди и сзади, пришивались большие карманы для охотничьих трофеев. Западным, южным, восточным манси и южным хантамбыло известно ткачество: ткали из покупных льняных ниток или из самодельных крапивных.
Летнюю обувь шили с длинными голенищами из ткани или кожи; а зимнюю — из камусов (шкур с ног крупных животных). Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя. Обувь, как и одежду, шили обязательно из новых материалов и лоскутков. Ни обувь,ни одежду никогда не выбрасывали: по традиции старые вещи уносили в тайгу и вешали на деревья.
2. Практический этап.
Сегодняшняя наша встреча посвящена изготовлению куклы в стилизованном костюме народа ханты. Рост у куколки примерно 10 см, изготавливается на основе конуса.
Малица. Склеиваем конус. Обклеиваем внешнюю сторону конуса тканью. Место склеивания (шов) располагаем по средней линии. Верх конуса отгибаем.
Голова. Состоит из круга, диаметром примерно 3 см. Личико куколки можно нарисовать, вырезать подходящую картинку из журнала. Его наклеиваем на верхнюю часть конуса чуть ниже линии сгиба.
Украшения. Одежда ханты богато украшалась бисером ярких тонов, цветными узкими полосками-аппликациями. Эти полоски нашивались на ткань близко друг к другу, образуя цветную кайму на манжетах, полах и подоле. С помощью бисера, нитки и иголки собираем полоску для отделки. Пришиваем ее по подолу, близко к ней приклеиваем тесьму, имитируя украшение на одежде ханты.
Меховая отделка. Нарезаем тонкие (1 см) полоски из меха. Приклеиваем их вокруг лица, по переду, прикрывая шов по средней линии, по подолу.
Рукава. Из меховой полоски отрезаем по 2 см на манжеты. Приклеиваем их к средней части конуса, ближе к переду.
Н. П. Шушарина, «Женский национальный костюм коренных народов Крайнего Севера как отражение культурного взаимовлияния. — http://www.art-in-school.ru/art/iskusstvo_i_obrazovanie_2011_05___04_Shusharina.pdf
Рыболовы и охотники Западной Сибири: ханты и манси — http://www.ethnomuseum.ru/section69/24/259/611.htm
Новая кусудама «Цветущий кактус» Не могу остановиться, делаю и делаю новые цветочные шарики — «кусудамы». Эту кусудаму я назвала «Цветущий кактус». Сначала сделала основу.
Проект «Хантыйские мотивы» Вид проекта : познавательно-творческий Участники проекта : воспитатели, дети II младшей группы, родители. Сроки реализации проекта: краткосрочный.
Цель: распространение опыта работы кружка «Кул вер» через популяризацию и сохранение народных промыслов и ремёсел на примере изготовления хантыйского оберега.
Задачи: — познакомить родителей с историей хантыйского оберега и традиционной технологией ее изготовления;
— познакомить с образцами хантыйского орнамента, его характерными признаками;
— развивать умения и навыки анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать;
— воспитывать чувства уважения к коренным жителям ЯНАО и их культуре, любви к своей малой родине.
1. Бударин М. Е. Прошлое и настоящее Северо — Западной Сибири. Омск,1952
2. Сусой Е. Г. Из глубины веков. Тюмень. 1994
3. Уроки мастерства. Окружной Дом ремесел. Г. Салехард. 2003
4. Хомич Л. В. Ненцы. Историко – энтографические очерки. Москва. 1966
Ход мастер-класса:
Педагог: Здравствуйте, уважаемые гости! В рамках реализации кружка «Кул вер» в направлении работы с родителями детей посещающих наш кружок сегодня вечером мы проведем мастер-класс с семьями по изготовлению оберегов. Сегодня предлагаем вам мастер- класс «Изготовление хантыйского оберега.
Для большинства людей, проживающих на территории ХМАО-Югры, традиционная культура местных народов остаётся загадкой.
У каждого народа свое видение основ мироздания, каждый народ создал свой образ мира, и в то же время в его устройстве есть много общего. Солнце, Вода, Земля — у всех народов — едины с человеком. Человек рассматривает себя, как часть природы, поклоняется ей.Он говорит: «Я мал, моя смерть равносильна смерти малого муравья., и я велик, я могу помочь Солнцу».
У всех народов в изображении окружающего мира главным является духовная основа, единое чувство мира, добра и красоты. Местные традиции отражают местную обстановку и интересы каждого конкретного человека. Все культурное наследие народов ханты неразрывно связано с Природой. Животный и растительный мир сплетается в затейливые символические орнаменты, которыми расшита одежда ханты, орнаменты оберегов и украшений.
Национальный орнамент — это заговор, молитва для охранения здоровья, отображение природы и человека в единой сфере.
Легенды и сказания народов ханты многогранны. Они тесно связаны с драмой и ритуалом, с идеей священного, с представлением о собственной принадлежности к Культуре. Древний эпос народов ханты стал для меня открытием, открытием того, что народ такой приветливый, добрый, живущий простой, ясной жизнью, в основе своей следует совершенным, высоко духовным, образцово нравственным законам. Каждая легенда, раскрывающаяся перед нами, есть своеобразная школа жизни.
Мастерицы ханты очень гордятся своим умением изготавливать красивые вещи, ведь не каждая хантыйская женщина может вырезать орнамент, красиво и аккуратно сшить узкие полоски меха или кожи. В орнаменте самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности.Это звери: наварнэ «лягушка», шовыр пал «заячьи ушки», нюхас «соболь»;птицы: васы олын «выводок утят», питы лук «глухарь», холх тыхл «гнездо черного ворона»;растения: ай сумат нув «березовая ветка»;явления природы: серхайн юх «цветущий куст», вот хумпи «накаты волн»;и сам человек: хэ шоп «туловище человека». Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.
Некоторые орнаменты выполнялись в строго определенное время, по случаю какого-либо события, например вышивание орнамента медвежьего следа на рукавице. Такую рукавицу дарили охотнику, добывшему медведя.
Узор всегда имеет прикладную сторону, жестко связан с функцией предмета, на который наносится, с его формой, материалом. И, наконец, любой орнамент имеет тот или иной смысл. Он может иметь прямой смысл письма, отражать реальные ритмы жизни, нести символические значения, закрепленные традицией.Орнамент выполняет три функции: коммуникативную (намерение сообщить информацию, магическую и эстетическую.
Традиционно считается, что вещь готова и пользоваться ею можно лишь тогда, когда она орнаментирована. Именно по этой причине орнамент в культуре народов ханты чрезвычайно устойчив и “умирает” вместе с вещами. В ряде случаев орнамент переживает их, оказывается более стойким, более жизнеспособным, поскольку переносится на нетрадиционные вещи, включается в новую культуру.
Интересен геометрический орнамент и его символике в декоративно-прикладном искусстве нижнеобских народов ханты. Одним из наиболее характерных, является орнамент из кусочков светлого и темного оленьего меха.
Я предлагаю вам самим изготовить хантыйский оберег. Перед вами лежат технологические карты с последовательностью выполнения этой работы. Приступаем к выполнению.
Технологическая карта по изготовлению хантыйского оберега.
П. п. Описание операции Графическое изображение операции.
1 Вырезать из картона 2 круга нужного диаметра
2 Обвести круги на кусочке кожи, прибавить 1-1,5 см. Вырезать. Приклеить кружки к искусственной коже.
3 Нарисовать и вырезать из кусочка кожи другого цвета выбранный орнамент. Приклеить его к лицевой стороне одного из приготовленных круга.
4 По контуру, с изнаночной стороны другого подготовленного круга, приклеить кусочки кожи оленя с помощью клея «Момента».
5 Приклеить два кружочка изнаночными сторонами друг к другу, не забыв вложить внутрь ленточку.
6 Набрать бисер на леску до необходимой длинны окружности круга. Пришить или приклеить бисерную нить к оберегу.
7. Оберег готов!
При работе с детьми я напоминаю им о технике безопасности при работе с иглами, ножницами.
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с клеем.
1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
2. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
3. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
4. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
5. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
Техника безопасности при работе с иглой.
1. Хранить иглы нужно в определенном месте (в игольнице, специальной коробке).
2. Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.
3. Шить необходимо с наперстком, чтобы не поранить палец.
4.Нельзя шить ржавой иглой: она плохо входит в ткань, портит ее и может сломаться.
Изготовление этого оберега, является пополнением фонда краеведческого музея. У каждого из вас оберег – это достояние вашего музея.
Вот и подошел к концу наш мастер – класс по изготовлению хантыйского оберега «След. Думаю, этими знаниями вы обязательно воспользуетесь, когда будете заниматься с детьми или поделитесь с другими.
Надеюсь, что мастер — класс вам понравился. До свидания!
Хантыйские орнаменты красивы –
В них все приметы родины моей.
Ты больше не найдешь по всей России
Таких цветов и сказочных зверей.
Узоры на одежде и посуде
Красны, как солнце, и белы, как снег, —
На них сызмальства глядя, наши люди
С прекрасным не расстанутся навек.
Они явились в жизнь совсем не просто
Из-под иглы, и кисти,и резца:
Ведь мастера по дереву и кости
В них вкладывали души и сердца.
Данный мастер-класс был проведен с участием родителей и детей посещающих кружок плетения и вышивки «Кул-вер», руководителем которого я являюсь.
Этот папа так торопился, что даже не разделся, но он с дочкой так хорошо сработаля, что выполнил работу раньше всех!
Дети проявляли активное участие!
Готовые поделки приняли участие в нескольких выставках. их фото будут в следующих статьях.
Досуг в подготовительной группе «Мама — солнышко мое» (изготовление куклы-оберега) Досуг для старшего дошкольного возраста посвященный Дню матери: «Мама-солнышко моё» Цели: показать значимый для ребёнка образ мамы. Задачи:.
Мастер-класс для родителей «Изготовление традиционной народной куклы-оберега для счастливого материнства своими руками» Мастер-класс для родителей дошкольной образовательной организации Название мастер-класса: «Изготовление традиционной народной куклы-оберега.
Мастер-класс для родителей по теме «Изготовление русской народной куклы-оберега «Зайчик на пальчик» Вовлечение родителей в жизнь детского сада — важная задача в соответствии с ФГОС ДО. Эта работа не только повышает родительскую компетентность,.
Мастер-класс изготовления куклы Метлушки — оберега для дома и здоровья С незапамятных времен с особым почитанием относились к метле-обрегу. На Руси считалось, что метла прогоняет тёмные силы, «выметает» дурное.
Мастер-класс изготовления уральской тряпичной куклы-оберега «От худого слова» «Слово не воробей!» — гласит народная мудрость. В обыденной жизни нам очень часто приходится слышать слова, которые причиняют нам боль и.
Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега «Домашняя Масленица» своими руками Мастер-класс по изготовлению куклы — оберега » Домашняя Масленица» своими руками. За простым процессом создания куклы Масленица, скрывается.
Мастер-класс «Куклы наших бабушек». Изготовление куклы-оберега «День-ночь» Цель: Показать значимость народной игрушки в воспитании ребенка-дошкольника, познакомить с приемами изготовления куклы-оберега – «День-ночь».
Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега «Масленица» Поверья славян упираются в убеждение, что в такие дни, когда зима с весной борются, врата между иным и явным миром приоткрываются, границы.
Презентация «Мастер-класс по изготовлению семейного оберега «Неразлучники» Славянская куколка с незапамятных времен является мощным оберегом в семье, спутницей – подружкой, помощницей, врачевательницей в болезни.
Мастер-класс «Изготовление куколки-оберега» Мастер-класс по теме: «Изготовление куколки-оберега Благополучницы Подготовила: воспитатель 12 детского сада г. Славянск-на-Кубани. Цель:.