Как сделать варган своими руками?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Немногие из древних музыкальных инструментов дошли до наших дней в своем первозданном виде. К их числу относится и такой образец музыкальной культуры многих народов, как варган. Материалом для его изготовления у наших предков служили дерево и кость, позже к ним добавились медь и железо. Звучание варгана привлекает к нему внимание исполнителей и слушателей и сегодня, а при существующем арсенале материалов и инструмента изготовить его можно и своими руками.
Из чего можно делать?
Основные требования к материалам для изготовления варгана определяются принципом его звучания – образованием звуковой акустической волны за счет вибрации или упругого колебания главного элемента варгана – язычка. Эта деталь должна обладать сбалансированными характеристиками жесткости, упругости и одновременно пластичности.
Из металлических материалов наилучшим набором подходящих качеств обладают полотна от ручных и промышленных пил и ножовок из инструментальных сталей, используют также листовую нержавеющую сталь, медные или алюминиевые пластины.
Рамку для металлического варгана чаще всего делают из стального прутка диаметром не более 10 мм, можно изготовить ее из гвоздя соответствующих длины и диаметра.
Экспериментировать при этом можно с множеством материалов – вместо круглого взять квадратный или шестигранный профиль, использовать различные диаметры и виды металла – обычную углеродистую или нержавеющую сталь, медный, латунный или бронзовый пруток.
Для деревянного варгана наиболее подходящими материалами являются береза, клен, дуб, граб и бук, в различных частях и регионах мира применяются местные, порой экзотические породы дерева, в том числе и причисляемый к дереву бамбук.
Костью современные производители пользуются гораздо реже, ручная работа с этим материалом требует особой тщательности и кропотливости, а материалом служат традиционные по резьбе из кости оленьи или лосиные рога, клык моржа, китовый ус, слоновые, а то и мамонтовые бивни.
Из современных материалов при изготовлении варгана применяют листовое оргстекло или пластик, в том числе и такое распространенное и доступное изделие, как пластиковая банковская карта. Сделать варган из карточки довольно просто, но, как показывает практика, добиться от него желаемого или сравнимого с другими типами звучания получается не всегда.
Изготовление
История варгана насчитывает несколько веков. За это время, даже с учетом региональных и национальных особенностей, он приобрел законченный вид и форму. Размеры инструмента также находятся в довольно узком диапазоне, определяемом строением и размерами артикулярного аппарата человека. Небольшие габариты и простота конструкции делают варган одним из наиболее доступных для самостоятельного изготовления музыкальных инструментов, тем более что на просторах интернета можно без труда найти схемы и чертежи с размерами для любого из имеющихся материалов.
Самой простой является конструкция из дерева. Чтобы изготовить такой варган в домашних условиях своими руками, не требуется особого мастерства или навыков. Для этого нужна деревянная пластина толщиной 2 мм в форме линейки длиной 15-18 см и 1,5-2 см в ширину. Предварительно материал должен быть просушен и пропитан, что обеспечит и максимальную чистоту звука, и долгий срок службы. Язычок вырезается по разметке тонким и остро заточенным инструментом – резцом по дереву или скальпелем. К концу язычка привязывается суровая нитка для его колебания.
Наиболее же популярной среди умельцев является сталь. Кроме самого материала, для работы понадобятся тиски, молоток, болгарка, дрель и паяльник. Процесс изготовления металлического варгана можно рассмотреть на примере классического образца с трапециевидной рамкой.
Подготовка трапеции
Для основы трапеции потребуется стальной стержень диаметром 6-6,5 мм, длиной 140-150 мм. Первый шаг – разметка, нужно отметить середину стержня и два одинаковых участка на концах по 35-40 мм, которые в готовом инструменте будут играть роль дек. До сгибания в середине стержня необходимо ножовкой или треугольным надфилем сделать паз для закрепления язычка.
Стороны на концах стержня загибаются в разные стороны под одним углом, и на их внутренней стороне напильником делается фаска или притупление высотой 0,5 мм. Снять фаску можно и на прямом стержне, в любом случае при загибе следует обеспечить плоскость всех участков рамки. Далее по шаблону полукругом изгибается средняя часть прутка, при этом концы должны быть параллельны и сойтись с требуемым для установки язычка зазором.
Последующие работы
Для язычка используется упругая пружинистая сталь толщиной 0,5 мм и длиной 80 мм. Материал уже упоминался выше – полотно от двуручной или механической пилы. Форма пластинки конусная, шириной 2 и 3 мм у противоположных оснований.
При отрезке нельзя допускать перегрева металла, иначе он сразу же отпустится и потеряет свою упругость.
Резку болгаркой необходимо выполнять небольшими пропилами с постоянным охлаждением. Полученную полоску следует подровнять, отшлифовать и отполировать.
Узкий конец пластинки подрабатывается под паз в рамке, и язычок предварительно закрепляется в нем. Широкий конец отмечается на уровне подогнутых дек и загибается под прямым углом. После этого выполняется предварительная подгонка и регулировка инструмента – зазоры между пластинкой язычка и деками должны быть минимальными, одинаковыми и ровными. После регулировки можно расклепать паз крепления язычка и выполнить окончательную регулировку. Настройка тона выполняется с помощью надфиля опиливанием загнутого конца язычка.
Следует знать, что сам по себе варган не зазвучит привычным звуком и способен издать едва слышное гудение или дребезжание.
Простейший способ проверки его готовности – создать резонатор из сложенных вокруг него ладоней.
Добившись положительного результата при изготовлении самого простого варианта варгана, можно перейти к изготовлению и других, более сложных как по исполнению, так и по дизайну вариантов – якутского хомуса, алтайского комуса или башкирского кубыза.
Применение самодельного варгана
Как отмечают многие из изготовивших не один десяток инструментов мастеров, угадать заранее качество звучания невозможно, даже если делать партию из одного материала и по одному чертежу. На конечный результат влияют разница зазоров между деками и язычком в сотые доли миллиметра, угол загиба язычка, чистота шлифовки металла и множество других условий и факторов.
Все это дает возможность получения самой широкой гаммы звучания варгана – высокого или низкого, мягкого или жесткого, глухого или звонкого, тихого или громкого, так же широко может быть и его применение.
Как сделать варган своими руками, смотрите в видео.
Источник
Варган своими руками
Приходилось ли вам слышать о таком музыкальном инструменте, как варган? Наверняка вы вспомните эти звенящие звуки, которые ассоциируются с севером, тайгой. Возможно, они вызовут у вас ассоциации с Аляской, золотоискателями и индейцами. Или с традиционными гуцулами. А может в самую точку…. С чукчами.
Почти любая из ваших ассоциаций будет правильной, ибо почти каждый народ имеет свой варган. Эти звуки сразу навеивают архаичные мотивы, которые есть у каждого народа. Наверно, сразу в воображении всплывает костер, горловое пение соплеменников. И шаман, который просит духов послать дождь, или благословить на охоту.
Культовый инструмент. Вы можете изготовить его сами, при помощи данной инструкции. Учитывая то, что конструкция до безобразия проста. Вам не понадобится особых знаний или умений. Все, что вам нужно – ваше желание. И пара простых инструментов. А еще желание научиться, ибо сегодня вы встретитесь, лицом к лицу, с таким древним ремеслом, как ковка.
Сначала перед автором сего творения предстал вопрос. Из чего же сделать язычок варгана? Потому что он должен быть одновременно упругим, стойким к безвозвратным деформациям и поломке. Было решено использовать полотно пилы по дереву. Толщина которой 0.86 мм.
Длину заготовки для рамы можно определить, смакетировав ее при помощи обычной алюминиевой проволоки. Которую, в итоге, можно будет распрямить и замерить линейкой.
Для рамки был использован пруток, толщиной 6 мм. Его марка 12Х18Н10Т (Нержавеющая сталь).
Была отпилена заготовка с небольшим запасом. На изгибах рамы, в местах перехода дек в кольцо, протачиваются небольшие шейки.
Изгиб круга выполняется так:
1) Зажимаем заготовку в тисках, с каким-нибудь металлическим предметом, который имеет подходящий радиус.
2) Киянкой, или молотком через деревянную подкладку гнем. Тут важна аккуратность, и не спешите, ибо можно испортить заготовку.
Источник
Волшебство своими руками (ч.3)
Очень простая конструкция: пластинка из твердого дерева в форме линейки, длина -17 см, ширина от 1,5 до 2 см, толщина — 2 мм. В середине пластинки вырезан язычок, к основанию которого узелком прикреплена суровая нить.
Изготавливается из клёна.
(Выдержка из воспоминаний о разговоре с К.Г. Гариповой)
Гарипова Кафия Гариповна (1910 г. рожд.) играет на своём агаз-кубызе.
. Оказывается на кубыз идет не всякий клен, а только стоящий на возвышенности и в который ударила молния. Из сердцевины такого клена нарезаются пластинки, которые просушиваются не менее года в тени на ветру. Из всех пластин выбираются наименее покоробленные, они-то и идут на музыкальный инструмент.
— Чем вырезается язычок ?
— Обыкновенным ножом, но с некоторыми тонкостями, о которых Кафия-аби почему-то говорила уклончиво, с неясными нюансами, видимо, стесняясь народных терминов. Удалось уловить только, что кубыз с уже вырезанным язычком пропитывается жиром обязательно из хвостовой части гуся
или в крайнем случае выдерживается в топленом коровьем масле. Только после этого, по словам мастера-исполнительницы, можно рассчитывать на хорошее звучание инструмента.
После того, как человек освоил дерево и кость, дошла очередь и до более сложных в обработке материалов: различного вида металлы.
Далее, так же будет использована выдержка из сборника Рахимова Р.Г. Башкирский кубыз (маультроммель) (с аудио приложением)
Что же представляет собой современный башкирский кубыз? Рассмотрим «Тимер-кубыз» — металлический варган. На первый взгляд конструкция башкирского инструмента незатейлива: подковообразное основание и упругий язычок. Но в этих, казалось бы, ограниченных рамках фантазия народных мастеров оказалась практически безгранична. Вот как делается классический башкирский тимер-кубыз:
1) В качестве основы кубыза берется металлический стержень диаметром 6 мм и длиной 120-150 мм. Это может быть обыкновенная проволока, но из санитарно-гигиенических соображений металл лучше брать не окисляющийся (нержавеющая сталь, хромированные сплавы).
2) Стержень на наковальне сгибается в форме правильной трапеции без широкого основания со сторонами со сторонами: А=С=35 мм, В= 70 мм.
3) Со сторон «А» и «С» надфилем снимается фаска 0,5 мм.
4) На специальном шаблоне в направлении, указанном стрелками, полукругом изгибается сторона «В».
5) В середине стороны «В» треугольным надфилем выбирается паз для закрепления язычка (типа «Ласточкин хвост»). Ширина паза — 3 мм, глубина — 2-3 мм.
6) Из полоски упругой стали изготавливается язычок длиной 80 мм, толщиной 0,5 мм, шириной у основания 3 мм и на свободной конце 2 мм. Качество звучания кубыза во многом зависит от материала язычка. В Мечетлинском районе встречаются кубызы с язычками из латуни, стали, железа, алюминия и даже серебра.
7) Язычок узким концом вставляется в паз основания и временно закрепляется. Производится предварительная регулировка и настройка: свободный узкий конец язычка должен без малейших зацепов поместиться между сторонами «А» и «С».
8) На гладком конце наковальни легкими ударами молотка под прямым углом постепенно сгибается свободный конец язычка так, чтобы он не выходил за концы сторон «А» и «С».
9) Паз расклепывается, закрепляя язычок наглухо.
10) Специальной металлической полоской устраняются зацепы.
11) Кубыз настраивается путем опиливания тонкого загнутого конца язычка.
12) Сближением сторон «А» и «С» достигается минимальный зазор с язычком. От этого, по словам мастера, зависит динамика кубыза.
13) Мелким надфилем производится чистовая обработка и полировка кубыза.
Финалом всех наших шаманских действий (а изготовление варгана другим и быть не может) будет вот такой инструмент:
Да, ещё раз хочу заострить ваше внимание, по поводу выбора корпуса для варгана (кубыза, комуза и т.д)!
Карл Эвленштейн, известен как гастролирующий музыкант, который в 1817 году играл в Лондоне на 16 разнотональных кубызах. Сохранились даже подробности о том, что артист из-за неумеренной игры испортил себе зубы о корпус из окисляющегося металла и не мог более играть «. без великих мучений», после чего переквалифицировался в гитариста.
Ну, на этом всё.
Удачи в варганостроении. Надеюсь, что данный материал будет вам весьма полезен.
Схема-зарисовка «агаз-кубыз» и «темир-кубыз» с пояснениями (с) Р. Рахимов
На фото Гарипова К.Г. с агаз-кубызом (с) Р. Рахимов
Наигрыш «Кюй» исполняет Р. Габитова на агаз-кубызе (с) запись Р. Рахимов
Наигрыш «Журавлиная песня» исполняет Р. Загретдинов на темир-кубызе (с) запись Р. Рахимов
Темир-кубыз классический. Мастер Р. Загретдинов (с) фото slider
Semagic 1.7.0.7U
( Ссылка добавлена вручную. Не программой! )
Источник