Как сделать индейскую флейту своими руками

Как сделать индейскую флейту своими руками



Главная страница
Обновления
Статьи
Наши авторы

Струнные
Духовые
Ударные

Аксессуары
Рабочий Стол

Гостевая
Форум
Друзья
Ссылки

КАК СДЕЛАТЬ ИНДЕЙСКУЮ ФЛЕЙТУ ИЛИ
КАК ПЕРЕСВИСТЕТЬ КАРЛОСА НАКАИ
Часть I

В жизни каждого человека наступает момент, когда ему неимоверно хочется подудеть.

Когда Карлос Накаи был маленький, ему тоже хотелось. Пошел он к одному старику, которого звали Дон Хуан (чисто по совпадению) и сказал ему:

«Деда, слышь, деда, сделай дудку, а?»

А тот засмеялся, да исчез. И ошарашенный Карлитос остался без дудки. И плакал еще очень долго, пока папа не пошел в индейскую сувенирную лавку, ну, местную, которая у них там в резервации, а дудок там не было (не завезли), потому как их кроме исчезнувшего Дона Хуана никто делать и не умел.

Ну папа и давай плакать тоже.

А плакать вовсе и не надо! Чего плакать-та? Возьми и сделай!

А мы в чем можем поможем.

Начнем с того, что всякая дудка состоит из палки и дырок. Дырки найти несложно, а вот палку. Для жителей пустыни шансов мало. А вот жителям северных лесов выпала возможность сделать настоящую аутентичную индейскую флейту ( У этой флейты есть много названий. Например, по-английски Indian Love Flute (индейская флейта любви), есть еще распространенное лакотское название, которое мы забыли. Мы называем ее по-алгонкински — «пимак» ), точно такую же как достал себе Карлос Накаи когда перестал плакать, потому лучше всего ее делать из кедра. Если там где вы живете все кедры вырубили, то можно взять сосну или ель, естественно, хорошо высушенную, либо природой, либо вами.

Дальше мы будем описывать два способа, как это таки в конце концов стал делать юный Карлитос, и как это делали его предки.

Короче, вам понадобятся: Короче, вам понадобилось бы:
Два бруска, прямоугольные в сечении, шириной примерно 3.5 см, высотой около 1.5 см и длиной что-то вроде 53 см. Это мы просто измерили имеющийся пимак. Флейта может быть и толще и длиннее, никаких стандартов нету. Опасайтесь однако сделать ее длиной в ладошку, иначе вам не пересвистеть Карлоса Накаи. Они (бруски) должны быть с хорошо подогнанными (чтобы легко без щелей сходились друг с другом) плоскостями.

Сухая палка без сучков шириной примерно с мизинец не считая ногтя. Ее надо расколоть пополам топором, желательно каменным, или еще это делалось с помощью крепких деревянных колышков, вбиваемых вдоль по всей длине палки одновременно.

Еще весьма понадобятся полукруглая стамеска, хороший рубанок, тиски, клей по дереву, наждачка и шлифовальная бумага, прямоугольный или плоский надфель, ручные буравчики, небольшой резец по дереву или сапожный нож.

Еще вам весьма понадобились бы: зубы бобра, мелкие речные камешки, моток сырой кожи, еловая смола, обрезки сырой кожи для варки клея, сухая шкурка лосося, нож, по всей видимости кремниевый и просто осколки кремня разной формы.
Для начала надо проковырять полукруглые желоба в обоих брусках. Форма их хитра, и поэтому мы вам их нарисовали. Старайтесь чтобы глубина желоба была везде одинаковой (около одного сантиметра), кроме той части где он закругляется. Сделать это нелегко.

Для проделывания желобков речные камешки раскалялись в костре и клались потом при помощи деревянных щипцов аккуратненько на срез расколотой палки. Раскаленные камешки выжигали желобок, после чего его подравнивали и углубляли резцом из бобрового зуба.

Если вам это все-таки удалось, то у вас в руках появятся две половинки пимака. Какая из них будет верхняя, а какая нижняя — выбирайте сами, здесь ничего посоветовать не можем.

После нескольких дней напряженных размышлений и консультаций у шамана племени о том какая же половинка верхняя, а какая нижняя, выбиралась наконец-то средняя половинка, и в ней проделывались дырки.
Прямоугольные дырки можно осторожно прорезать сапожным ножом и обработать надфелем. А круглые просверлить любым нравящимся вам способом. Инструментом для этого служил конический осколок кости или кремня, который иногда привязывали на палку, нагревали его кончик на костре и проделывали дырки

Теперь можно приступить к ковырянию дырок в верхней половинке.

Как вы заметили на рисунке, у пимака есть две прямоугольные дырки и шесть круглых.

Отмерьте примерно 14 см от входа в пимак (не в квартиру!) и аккуратненько нарисуйте ровненькие прямоугольные дырочки размером сантиметр на полсантиметра, с расстоянием в один сантиметр одна от другой. Если вы нам не верите, смотрите фотографию в натуральную величину, можно измерить прямо на экране.

Старайтесь чтобы дырки были не слишком широкими.

Что же касается круглых дырок: расстояние между ними может быть любым. Единственное, что нужно учитывать, это что первая дырка долна находиться как можно дальше от выхода, а последняя как можно дальше от свистка. Эти детали немало влияют на качество звука (кстати, все эти дырочки для того чтобы на дудка дудела).

Теперь надо эти две несчастные половинки склеить в один счастливый пимак.

Хорошо подогнанные бруски с аккуратно просверленными дырочками склеиваются только после того, как вы вставите между ними переборку из очень твердой и толстой кожи, или из дерева. На рисунке показано ее место внутри флейты и две ее разные формы. Когда-то способ был один и очень простой — с трудом вырезанный кременевым ножом из толстой кожи кружок нещадно смазывался еловой смолой и вставлялся вовнутрь флейты в место, которое сегодня мы изображаем на рисунке.

Если перед тем как начать читать всю эту галиматью вы забыли купить клей, вам пора в магазин.

Клей готовился (бы) так:

В ненужную посудину (потому как вонять будет неслабо) наливается много воды и бросается совсем немного (может быть даже совсем один) ошметок сырой кожи и долго и упорно варится в хорошо проветриваемом типи или в пещере, находящейся в нескольких километрах от типи (лучше). Вариться оно себе варится, до тех пор пока злонесчастный шмоточек кожи не превращается в жуткого вида желе. Вот этим-то бульончиком и клеились флейточки.

Деревянную переборку в форме трапеции можно вырезать просто из ветки, диаметр которой сопадает с внутренним диаметром флейты, так чтобы вставив переборку вы могли бы соединить обе половинки плотно и без щелей.

Длина верхней грани трапеции (см. рисунок) ровна расстоянию между прямоугольными дырками. Чем больше угол трапеции, тем лучше.

Вклеивая деревянную переборку, вы просто кладете ее в нижнюю половинку, предварительно обмазав клеем, накрываете сверху верхней половинкой, и зажимаете в тиски. Не забудьте при этом смазать клеем и стыкующиеся грани половинок, а то как-то глупо получится.

С кожаной переборкой все гораздо проще, потому что кожа плотнее прилегает к стенкам желоба. Но звук у флейты с кожаной переборкой беднее.

Кожаная переборка сначала клеится к нижней половинке корпуса, а потом уже, когда низ хорошо схватился (потому что иначе все может перекоситься) сверху приклеивается верхняя половинка

Выбрав один из двух вариантов, вы поступаете одним из двух образов (Я задумался, а Гарик сказал: «Да ладно, это чтоб кастанеднее было!»)

Но в любом случае все стыки должны быть хорошо промазаны клеем, без щелей, а то звука нормального не будет (опять напоминаем о предназначении пимака!)

Затем еще неостывшим свежесваренным клеем смазываются половинки, которые, в этом доисторическом варианте, абсолютно друг к дружке не подогнаны, и этим же клеем заливается переборка, половинки состыковываются и плотно перебинтовываются в нескольких местах размоченными в воде шнурками из сырой кожи.

Клей высыхает, кожа высыхает, и такой дудочкой можно даже защищаться от врагов.

Остается только замазать еловой смолой все щели и, для надежности, можно накапать через прямоугольную дырку смолу прямо внутрь пимака, заливая переборку, чтобы закупорить все оставшиеся щели.

У вашей свежей болванки сейчас квадратное сечение. Оставлять ее в таком виде нехорошо. Берем рубаночек и тщательно удаляем все углы к ядрене фене, мужики!

Произведя операцию удаления углов к ядрене фене, округляем ту часть пимака, которая называется входом, и зачищаем все это дело наждачкой.

У многих флейт выход вырезался в форме животных, часто журавлиной или лосиной головы

Пимак сделанный из ветки от природы кругл (нам так понравилась эта фраза что мы долго в восхищении пялились на экран).

Старые мастера даже кремниевыми ножами умудрялись придавать ему звериные очертания, чтобы уважали. Вот тут-то вместо шкурки использовалась сухая шкурка лосося.

Самоделкин’s Store. Мастерская Российского интернета. ©2004-2005 Парфёнов Алексей.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • УЛИТКИ и другие мои зверюшки (11)
  • 3D Models free (1)
  • АНТИКВАРИАТ (23)
  • АРХЕОЛОГИЯ, ДРЕВНОСТИ (103)
  • ВОПРОС-ОТВЕТ (134)
  • ДЕТЯМ (431)
  • Закрытый раздел (33)
  • ИСКУССТВО (903)
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ КОСТЮМЫ, ЮВЕЛИРКА (93)
  • ИсТория, новая хронология (3516)
  • Кулинария (633)
  • Магические практики (4783)
  • МЕСТА СИЛЫ, ШАМАНЫ, КАМНИ (25)
  • НАУКА (136)
  • НАША ДАЧА, Ландшафт (255)
  • НЕКРОПРАКТИКИ, ДОБРЕНЬКИЕ ДЕЛА (25)
  • ОРУЖИЕ, БУНКЕР (181)
  • Полезные мелочи (781)
  • Путешествия, Природа (491)
  • Рисуем сами (71)
  • Своими руками (191)
  • СКАЗКИ, МИФЫ (284)
  • СПОРТИВНАЯ НОСТАЛЬЖИ (26)
  • СССР, ПОЙ, РЕВОЛЮЦИЯ! (186)
  • ТАРО (34)
  • ТОЛЬКО ДЛЯ УЧЕНИКОВ (449)
  • УРОКИ ДИЗАЙНА (97)
  • Целительство (1197)
  • Эзотерический магазин (1)

Цитатник

Библиотека: Эймис Ли Серия: «Рисуем 50. » Эймис Ли Серия: «Рисуем 50. » .

Есть на Волге утёс. Русская марсельеза Песня «Есть на Волге утёс…».

Испания, Барселона:скульптура — Равальский кот на улице Рамбла де Раваль! Нет во всей Кат.

Сооружение укрытий для зимних ночёвок в лесу Поговорим о разных типах .

ХОЛОДИЛЬНИК. ПОД ЗЕМЛЁЙ Огромное количество фирм выпускают сегодня разноо.

Всегда под рукой

Новости

Ссылки

Музыка

Поиск по дневнику

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Как сделать индейскую флейту пимак или пана

Недавно отдыхали с друзьями в Дивногорье (есть такое замечательное место под Воронежем). Там в больших количествах произрастает пустотелое растение дудник, из которого получаются прекрасные флейты. Решили изготовить индейскую флейту пимак. С собой мы всегда возим «наборчик дудочника», в него входят нож-перо, пилка, немного клея ПВА, обувная капроновая нить, наждачка и тюнер для настройки.
Подобрали подходящий материал (прошлогодний стебель дудника):

Отпилил стебель ровно с двух концов, затем удалил наросты и подчистил наждачкой. Длину трубки оставил где-то 50см. Диаметр внутреннего канала шел немного под конус, в среднем около 2см. Затем выровнял площадку под свисток, благо одна грань дудника была почти ровная:

Затем я немного подчистил канал изнутри. У входного отверстия я перевязал снаружи трубку, чтобы не треснула и вставил внутрь пробку от вина, которую я случайно нашел у кострища (пробку я вставил не всю, а отрезал половину):

Пробку вставил на глубину где-то 6см. Микро щели, которые образовались между пробкой и стенкой дудника, я зашпаклевал клеем ПВА, смешанным с золой.
Через час, когда все подсохло, проделал ножом 2 отверстия для свистка:

Отверстие, которое дальше от края (где-то 9 на 6мм) заострил под углом 45град.(см.на чертеже ниже).
Из ивовой палочки сделал блок для канала между двумя отверстиями:

Щель канала в блоке у меня примерно 1мм. Блок я привязал капроновой нитью к трубке таким образом, чтобы он сформировал канал между двумя отверстиями и направил воздух на острие свисткового отверстия. Попробовал звучание, оно получилось не сразу, пришлось немного подвигать блок.
После этого я перешел к настройке пимака по тюнеру. Строй минорная пентатоника. Первая нота, которая звучит без игровых отверстий D#, вторая (открытое отверстие снизу) F#, третья G#, четвертая А#, пятая C#, шестая D#. Отверстия отковыривал все тем же ножом:

Когда настроил пимак, второй конец для надежности тоже обмотал нитью. Звук получился интересный, чем-то похожий на сякухати. Ниже выкладываю чертеж-схему пимака, которая поможет разобраться в его устройстве:

Как сделать флейту Пана

Особенности изготовления Флейт Пана на Алтае

Решил я летом замутить себе, а мож и не себе а так просто, флейту Пана. Материал…где его взять. И тут я случайно попадаю на озеро Савушка. Горное такое озеро…вокруг красотища…а по берегу чилим валяется (кто не знает: чилим — водяной орех, в простонародье «чертики»). Как мне потом стало известно, чилим растет на примерно метровых стеблях, стебли внутри полые , более менее прочные.

Набрал я этих стеблей связочку и в машину погрузил.

По приезду домой я связку чилима на столе рассыпал и на коленья попилил.

Вот они, рассыпанные и попиленные «чертики»

Пилил обычной ножовкой по металлу, только нужно оч аккуратно пилить, не дай бог поломаешь ценнейшую трубочку 8)) После чистки трубочек от всякой дряни (перегородки, отслоившиеся стенки, вода(!) и пр.) обработал их (трубки) цилиндрическим напильником и плоским напильником острые края поубирал.

Теперь нужно решить, какую флейту будешь делать: сколько будет трубочек, в каком строе она будет. Я свою первую флейту из чилима настраивал по пентатонике (пианино без белых клавиш), вторую — две октавы начиная с до.

Дальше начинается самое интересное: подборка и настройка. Подборка осуществляется поиском в куче трубочек той самой, первой…Затыкаешь большим пальцем дырку с одной стороны, дуешь…разница между нужной нотой и той, которая получается посредством затыкания одного конца большим пальцем, должна быть где-то тон-полтора…укорачиваем некоторые трубочки, до нужной длинны…нужной она становится опытным путем :))…

Флейта Пана — пентатоника

Флейта Пана — большая

Настройка: дыбаешь где-нибудь винных пробок побольше, отрезаешь от пробки четверть, подгоняешь под диаметр трубочки с помощью ножа канцелярского или другого какого-нибудь…вставляешь пробку, точнее остаток от нее, настраиваешь путем пропихивания пробки выше ниже…лучше образцы звука взять в MIDI-секвенсоре (я говорю про частоту, а не про тембр)…добившись нужной частоты звука «закапываем» пробку (в смысле каплями с наклонённой свечки).

Когда все трубочки готовы, то бишь настроены, остается только скрепить их…я склеивал их между собой народным клеем «Момент» 8)…после склейки сделал три обода из тонкой (примерно 0.5 -0.7 мм) алюминиевой полоски и тоже посадил ее на «Момент».

Осталось только украсить все это дело «этно-тряпочкой», надыбанной у мамы 8), поставит клеймо мастера (себя то бишь) и научиться играть. всего-то ничего…

Когда я настраивала свою первую бамбуковую флейту Пана, то тоже настраивала трубочки по отдельности. Однако же, когда я собрала флейту, меня ждал неприянтный сюрприз — она строила плохо. Ведь когда я дую в «отдельную» трубочку и в трубочки в сборке — угол наклона трубки к лицу модет оказаться разный, и разный тон от этого. Я бы советовала отденьно проводить только грубую настройку, а окончательно доводить строй пробками — только в сборке.

Источник

Читайте также:  Как сделать букет с вкусняшками своими руками
Оцените статью