- Камертонный генератор
- Как сделать камертон своими руками
- Как сделать камертон своими руками схема
- Камертонные часы
- Камертон или при помощи чего настроить гитару
- Что такое камертон и для чего он нужен?
- Программы
- Как настроить при помощи устройства?
- Как правильно выбрать устройство?
- О музыкальных инструментах
- Что такое камертон?
- История появления и развития
- Современные разновидности
- Принцип работы
- Особые виды
- Об интересном
- Настройка гитары
- iKлирос
- Поиск
- Опубликовано песнопений
- Практика использования камертона-вилочки
- LiveInternetLiveInternet
- —Метки
- —Музыка
- —Рубрики
- —Стена
- —Подписка по e-mail
- —Поиск по дневнику
- —Интересы
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Трансляции
- —Статистика
- Камертон. Музыка в камне.
- Двойственность-13. Настрой уши
Камертонный генератор
Частотозадающими элементами в генераторах незатухающих колебаний могут быть колебательные контуры, RC-цепочки, кварцевые и керамические резонаторы, а также камертоны. Одно время камертонные генераторы пробовали применять в часах (наберите в Яндексе «камертонные часы», узнаете много интересного), так как они работают на звуковых частотах и не требуют делителей. Но затем удалось сделать делитель частоты миниатюрным и недорогим, отчего кварцевые часы получили широкое распространение, а камертонные оказались забыты. Автор Instructables под ником WilkoL решил изготовить камертонный генератор и почувствовать себя часовщиком-экспериментатором в шестидесятых. Камертон мастер берёт современный, он показан на фото ниже:
От его ручки мастер отпиливает шарик, а на оставшейся части нарезает наружную резьбу, зачем — увидите позже. Чтобы получить незатухающие колебания, нужно обеспечить поступление энергии в камертон извне. Но не как попало, а синхронно с уже имеющимися колебаниями, для чего нужен датчик обратной связи. Мастер экспериментировал с обмотками, датчиками Холла, но всякий раз получал паразитное влияние магнитного поля от электромагнита, раскачивающего камертон. Наконец, он остановил свой выбор на оптопаре с открытым каналом. Выглядит она так:
Теперь необходимо связать воедино все составные части генератора: датчик обратной связи, усилитель напряжения, усилитель мощности и электромагнит:
ИК-светодиод оптопары запитан через резистор на 470 Ом. Нагрузкой фототранзистора той же оптопары служит резистор на 2,2 кОм. Через конденсатор, пропускающий только переменную составляющую, и резистор сигнал с датчика поступает на усилитель напряжения. Мастер решил применить в нём микросхему MCP602 — сдвоенный ОУ с однополяоным питанием. Несмотря на то, что он сдвоенный, корпус у него восьмивыводный. Каждый из двух ОУ занимает по три вывода, ещё два — плюс питания и общий провод, удалось уложиться ровно в восемь выводов. Первый из ОУ включён как инвертирующий усилитель, второй — как триггер Шмитта.
Генератор мастер собирает на макетной плате типа perfboard, оптопару и электромагнит располагает на кусках такой же платы, расположенных перпендикулярно основной. Для крепления камертона прикручивает к плате металлический уголок, а к нему — камертон за предварительно нарезанную на его ручке резьбу.
Наладка генератора сводится к подбору такого положения оптопары, чтобы в одном из максимумов амплитуды колебаний камертона её оптический канал открывался, а в другом — закрывался. Форма генерируемых колебаний на выходе триггера Шмитта показана на скриншоте с осциллографа:
Камертон оказался настроенным на 1,5 Гц ниже стандартной частоты в 440 Гц. Это можно исправить при помощи напильника. Автора заинтересовал только камертонный генератор в чистом виде, строить часы он не стал. Наиболее распространённым способом сопряжения генератора с часами является применение зубчатого колеса с очень большим числом крошечных зубьев. Его располагают так, чтобы при каждом колебании камертон нажимал на ближайший к нему зуб и проворачивал колесо на малый угол, подводя тем самым к камертону следующий зуб. Камертонные часы бывают только с плавным ходом, они не тикают, а, в зависимости от резонансной частоты камертона, гудят или пищат.
Источник
Как сделать камертон своими руками
♫♬ КЛИРОС♪ (регенты, певчие, любители) запись закреплена
Наш друг — камертон
Практика использования
Владимир Шелков
Камертон-вилочка (tuning fork) был изобретен в 1711 году английским придворным трубачем Джоном Шором (John Shore) (1662-1752). Это был выдающийся музыкант своего времени, большая часть английской музыки для трубы того времени — композиторы Джордж Гендель и Генри Перселл — была написана специально для него.
Звук камертона характеризуется обедненным обертонами звучанием — остается только основная частота. Камертон может быть настроен на любую высоту. В настоящее время наиболее популярен камертон ЛЯ (А) 440Hz (колебаний в секунду), есть также камертоны Ми (Е) 329.6Hz и До (С) 523.3Hz.
Часто камертон держат правой рукой и «запускают» его ударом по второй фаланге указательного пальца левой руки. Если в левой руке одновременно держим лист или книгу — то по второй фаланге большого пальца левой руки.
Камертон звучит недолго, так что, чем раньше он окажется около уха — тем лучше. Правая рука располагается относительно тела таким образом, что движется, практически, только кисть. Локоть и предплечье остаются неподвижными.
Звук от камертона расходится равномерно во все стороны, так что не принципиально важно, каким боком подносить его к уху.
В некоторых ситуациях приходиться слушать камертон во время какого-либо внешнего звучания: фразы дьякона или священника, пение второго хора или народа, колокольный звон, сильный шум на улице во время крестного хода и т.п. В этом случае может помочь знание того, что звук может попадать в среднее ухо не только через ушную раковину, но и через кости черепа.
На этом основан следующий прием: держа, как обычно, камертон большим и указательным пальцами, «заводим» его. Подушечкой (под мизинцем) ладони закрываем плотно ухо, а рукоятку звучащего камертона прикладываем к голове за ухом – в районе затылка. Таким образом, ухо не слышит внешних звуков, а слышит только звук камертона. Весь этот трюк делается одной рукой, даже тренироваться не придется.
Что делать не надо (опыт регента)
Приходилось видеть, как хоровые дирижеры, прежде чем поднести камертон к уху, ударяют его несколько раз подряд – надеются, наверное, что звук будет сильнее. Этого не случится, т.к. каждый следующий удар гасит колебания предыдущего.
Иногда видел, как бьют камертоном по ноге или по тряпочной спинке стула — совершенно неэффективно.
Также, не нужно бить по деревянным или металлическим поверхностям. Во-первых, раздается резкий звук от удара, а во-вторых, поверхность камертона повреждается.
Сам процесс задавания тональности сводится к слушанию эталонной высоты камертона и построению от нее нужной тональности – обычно, в виде трезвучия.
На практике, чтобы пользоваться камертоном, достаточно научиться строить мажорное и минорное трезвучие от любой ноты вверх и вниз. Также, нужно научиться строить малую и большую секунду от Ля вверх и вниз.
В дальнейших примерах речь пойдет об использовании камертона Ля.
1. Самыми простыми будут тональности, в которых Ля входит в тоническое трезвучие верхней или нижней нотой. Как тоника в ля мажоре-миноре и как квинтовый тон в ре мажоре-миноре.
Слушаем Ля и строим от нее соответствующее трезвучие вверх или вниз.
2.Тональности, которые строятся на основе большой секунды от Ля.
Для ми мажора-минора строим большую секунду вверх, а затем, восприняв этот звук как квинтовый тон, трезвучие вниз.
Для си мажора-минора строим большую секунду вверх, а затем, восприняв этот звук как тонику, тоническое трезвучие вниз.
Для до мажора-минора строим большую секунду вниз от Ля — нота Соль, и от нее вниз трезвучие.
Для соль мажора-минора, опять же, большая секунда вниз, а затем трезвучие вверх.
Собственно, все эти комбинации можно просто запомнить в виде некой попевки.
3. Тональности, которые строятся на основе малой секунды от Ля.
Назвав Соль диез Ля бемолем, мы получим тональности реb мажор-минор и ляb мажор-минор.
Из приведенных в этом разделе примеров, в церковной практике используются лишь сиb мажор и – реже – миb мажор и ляb мажор.
4. Отдельно от этой стройной системы стоит сверхпопулярная тональность фа мажор.
Ее можно построить или через большую терцию вниз от Ля, или через малую терцию вверх от Ля. Кому как удобнее.
Построение фа мажора-минора можно, также, просто запомнить – выучить, как попевку.
Если придется столкнуться с фа# мажором-минором: можно или строить малую терцию вниз или большую вверх от Ля (далее, по аналогии с фа мажором), или, просто, найти Соль, сдвинуть на пол-тона вниз и построить нужное трезвучие.
Некоторые из описанных выше тональностей — си мажор, до-диез мажор и другие — в нотах церковной музыки практически не встречаются вовсе. Но приходится иногда сталкиваться с ними при транспонировании.
Во время службы камертон используется периодически, в остальное время, если держать его в пальцах, он мешает листать ноты, двигать книги, и т.п. В то же время он должен быть всегда под рукой и мгновенно доступен.
Я нахожу неудобным класть его на подставку для нот или в карман. На подставке он будет либо мешать переворачивать страницы книг или нотных сборников, либо окажется под ними. Из кармана брюк или рубашки камертон-вилочку очень неудобно доставать: обычно он застревает поперек кармана.
Для меня оказалось удобным вешать камертон на брючный ремень.
Звучание камертона можно сделать достаточно громким и слышимым для певчих, если приложить его рукояткой к большой резонирующей поверхности: столешнице, дверце шкафа, оконному стеклу. Этот прием может пригодиться на репетициях для проверки детонации (съезжания).
Источник
Как сделать камертон своими руками схема
Камертонные часы
Напомню, что классический способ сопряжения камертонного генератора с часами состоит в применении зубчатого колёса с очень большим количеством крошечных зубьев, которого с каждым колебанием камертона проворачивается на очень малый угол. Но мастер решил провернуть небольшое читерство и подключить к генератору электронные часы. Схема изменилась так:
Чтобы не разбирать свою предыдущую самоделку, мастер берёт ещё один камертон, также на 440 Гц:
Так же, как и в предыдущем случае, отпиливает от его ручки шарик, а на самой ручке нарезается наружную резьбу. Но крепёжный элемент делает более красивый, со своей внутренней резьбой, так что гайки и шайбы не нужны:
Камертон, крепёжный элемент, основание, пустая плата, электромагнит и оптопара рядом с предыдущим камертонным генератором, который уже налажен:
Мастер берёт микроконтроллер:
Прошивает микроконтроллер, проверяет всё на макетной плате типа breadboard:
Переносит на плату типа perfboard:
Вслед за часовой частью собирает генераторную и устанавливает плату на место:
Начинает подстраивать камертон напильником, и. ломает, он ведь калёный:
Пришлось снять камертон с предыдущего генератора, к нему со временем можно купить другой.
А там резьба другая, пришлось и крепёжный элемент изготавливать новый. Наконец, всё настроено (с большей осторожностью), и часы работают:
Кнопки установлены в подставку колбы. Но вертикальное основание из оргстекла оказалось слишком эффективной мембраной, отчего часы громко гудят. Мастер планирует виброизолировать камертон от основания, пока же он включает часы только тогда, когда хочет их кому-нибудь показать.
Камертон или при помощи чего настроить гитару
Музыкальное сопровождение окружает нас повсюду. Камертон для настройки гитары — предмет, который настраивает в правильной тональности инструмент. Он соответствует стандарту ноте «ля», частота которой 440 герц. Благодаря ему музыканты настраивают инструменты, которые звучат в унисон в ансамбле с микрофоном.
Что такое камертон и для чего он нужен?
В далеком 1711 году был создан этот удивительный предмет. Он похож на вилку с зубцами, идущими параллельно. Ударив по камертону, тот начинает вибрировать, создавая звук. У струнных инструментов при смене окружающей среды натяжение струн изменяется. Скрипачи постоянно подтягивают струны. Это незаменимый помощник. Он всегда придет на помощь.
По предназначению бывает несколько видов камертонов:
Духовой является помощником, благодаря приемлемой цене и небольшим размерам. Данное приспособление развивает слух.
Внимание! Чтобы использовать последний вариант устройства, необходимо обладать исключительным слухом.
Его не сравнить с электронным тюнером.
Программы
Сегодня можно пользоваться электронными приспособлениями. Программы позволяют узнать настройку, бас и настроить их до нужного тона. Так электрогитара подключается и благодаря устройству на экране прибора отображается отклонение на дисплее. Прибор сигнализирует как стрелками, так и лампочками, указанными на приборе. При точной настройке стрелка прибора займет положение посередине экрана, и светодиод будет светиться зеленым цветом.
Настройка акустической гитары также возможна благодаря такому приспособлению.
Электронный прибор размещается рядом с гитарой. Извлекая звук из гитары, прибор оценивает звук и дает свою оценку, которая отображается на дисплее прибора.
Тонер-прищепка — уникальное приспособление. Оно крепится на голову грифа. При звучании струны прибор показывает состояние настройки. Экран приспособления также будет подсвечиваться разными цветами, согласно текущему состоянию настройки. Зеленый цвет дисплея сигнализирует о правильной настройке.
Положительная сторона — удобство в использовании, габариты и маленький вес. Для настройки гитар интернет-ресурсы предлагают множество онлайн тонеров, которые блестяще справляются со своими функциями. Они отвечают требованиям пользователей.
Их необходимо только установить на компьютер и научиться пользоваться.
Как настроить при помощи устройства?
Одним из самых востребованных музыкальных инструментов на протяжении многих лет является классическая гитара. Этот инструмент доступен всем желающим. Но его приходится часто настраивать из-за перепадов температуры, смены струн.
Сегодня можно использовать камертон настроить гитару. Если под рукой есть такой предмет, то существенно экономится время. В нем каждый звук соответствует определенной струне.
Если под рукой есть только обычный камертон, то настройка немного затянется по времени. Необходимо полагаться на свой слух. Чтобы начать, необходимо на пятом ладу зажать струну первую. Это нажатие соответствует ноте «ля» первой октавы. Такую же ноту издает камертон. Настройка первой струны подкручивается колком до тех пор, пока гитарный звук не будет равен звуку камертона.
Как только первая струна соответствует звуку камертона, таким же образом берется вторая струна. Она должна быть созвучна с первой струной.
Внимание! Все оставшиеся струны также настраиваются. Стоит отметить, что все струны зажимаются на пятом ладу, только лишь третья струна зажимается на третьем.
Если у музыканта нет специального приспособления, то он может использовать гудок телефона. Он также является нотой ля.
Как правильно выбрать устройство?
Этот вопрос довольно интересен и неоднозначен. Чтобы выбрать камертон, необходимо учитывать важную деталь — где вы планируете пользоваться приспособлением (в походных условиях или в консерватории). Правильно настроенная гитара звучит превосходно. Она олицетворяет чистоту звука и передает настроение чистоты окружающим. Сегодня востребованы онлайн-программы и тонеры-прищепки.
Звук камертона помогает настраивать музыкальные инструменты, что позволяет правильно на них играть. Можно, конечно, положиться на собственный слух, но надежнее будет перепроверить.
О музыкальных инструментах
Потребность в творчестве появилась у людей очень давно. Так начали появляться и первые музыкальные инструменты. Разумеется, поначалу они были крайне примитивными, но со временем усложнялись. И в какой-то момент оказалось, что для удобства их нужно привести к некоему стандарту, особенно если они имеют разную конструкцию. Так появилась потребность в универсальной точке отсчета. Зная одну ноту, можно выстроить и остальные, но откуда же ее взять? В поисках решения этой проблемы и был изобретен прибор, который иногда тоже относят к музыкальным инструментам. Без него нельзя обойтись, если нужна настройка пианино или рояля, так что замену найти нелегко.
Что такое камертон?
История появления и развития
Впервые камертон был изобретен английским придворным музыкантом Джоном Шором. Он был трубачом и, очевидно, хорошо понимал законы физики, в частности акустику. Частота колебаний пластины для ноты «ля» в тот момент составляла 119,9 Герц. Так появился камертон. Фото старых экземпляров очень интересны, потому что сегодня нечасто встретишь такое приспособление в жизни. Он выглядел как двузубая металлическая вилка, которой нужно было ударять обо что-то, чтобы она начала издавать звук.
Со временем облик камертона менялся, появились разновидности с деревянной коробочкой, выполняющей функцию резонатора. Кроме того, постепенно росла частота колебаний прибора. Сегодня для ноты «ля» первой октавы она составляет 440 Герц.
Современные разновидности
Принцип работы
Кстати, большая часть камертонов довольно компактны, и этому тоже есть физическая причина. Дело в том, что, чем он больше, тем более низкий звук он издает, даже если остальные параметры одинаковы.
Особые виды
Есть еще одна разновидность камертонов, которую важно не путать с остальными, поскольку они используются в совершенно других случаях. Речь идет про камертон медицинский, который нужен врачам-отоларингологам, ортопедам и неврологам, чтобы изучить особенности проводимости звуков по костям пациента.
Этот прибор также служит для определения реакции на вибрацию. С его помощью можно выявить такие заболевания, как паллистезия или полинейропатия, возникающая, например, при сахарном диабете. Этот прибор назван камертоном не только за похожую наружность, но и, разумеется, за аналогичный принцип работы.
В переносном смысле это слово также употребляется, например, психологами. Они иногда предлагают своим пациентам найти «внутренний камертон», то есть стержень, опору, основу личности.
Об интересном
Настройка гитары
Этот музыкальный инструмент остается крайне распространенным среди тех, кто не занимается исполнительской деятельностью профессионально. Разумеется, это классическая шестиструнная гитара. Когда она новая или на ней недавно были заменены струны, настраивать ее приходится частенько. Да и позднее, после неаккуратного перемещения и в результате перепадов температуры, может понадобиться коррекция ее звучания.
Если под рукой есть специальный камертон для гитары, задача серьезно упрощается, ведь каждая издаваемая нота соответствует отдельной струне. Но если в распоряжении имеется лишь классическая разновидность, придется немного потрудиться и напрячь свой слух. Звук, издаваемый камертоном, должен соответствовать тону первой струны, зажатой на пятом ладу. Когда это будет достигнуто, можно продолжить. Для этого каждая последующая струна зажимается на пятом ладу настраивается в унисон с предыдущей. Это несложно, но требует определенной практики. Исключение составляет лишь третья, для которой используется третий лад.
Кстати, если в распоряжении гитариста нет камертона, то можно послушать обычные телефонные гудки, они тоже соответствуют ноте «ля». Самостоятельно можно также регулировать струны скрипки, виолончели и подобных им инструментов. Ну а настройка пианино или рояля настолько сложна, что лучше доверить это дело профессионалам.
iKлирос
Поиск
Опубликовано песнопений
Практика использования камертона-вилочки
По следам публикации Евгения Кустовского и обсуждения темы задания тона, решил поделиться своим опытом использования камертона-вилочки. Статья написана как приглашение хоровым дирижерам и регентам поделиться своим опытом.
Звук от камертона расходится равномерно во все стороны, так что не принципиально важно, каким боком подносить его к уху.
В некоторых ситуациях приходиться слушать камертон во время какого-либо внешнего звучания: фразы дьякона или священника, пение второго хора или народа, колокольный звон, сильный шум на улице во время крестного хода и т.п. В этом случае может помочь знание того, что звук может попадать в среднее ухо не только через ушную раковину, но и через кости черепа.
На этом основан следующий прием: держа, как обычно, камертон большим и указательным пальцами, «заводим» его. Подушечкой (под мизинцем) ладони закрываем плотно ухо, а рукоятку звучащего камертона прикладываем к голове за ухом – в районе затылка. Таким образом, ухо не слышит внешних звуков, а слышит только звук камертона. Весь этот трюк делается одной рукой, даже тренироваться не придется.
Также, не нужно бить по деревянным или металлическим поверхностям. Во-первых, раздается резкий звук от удара, а во-вторых, поверхность камертона повреждается.
Поиск тональности.
Сам процесс задавания тональности сводится к слушанию эталонной высоты камертона и построению от нее нужной тональности – обычно, в виде трезвучия.
На практике, чтобы пользоваться камертоном, достаточно научиться строить мажорное и минорное трезвучие от любой ноты вверх и вниз. Также, нужно научиться строить малую и большую секунду от Ля вверх и вниз.
В дальнейших примерах речь пойдет об использовании камертона Ля.
1. Самыми простыми будут тональности, в которых Ля входит в тоническое трезвучие верхней или нижней нотой. Как тоника в ля мажоре-миноре и как квинтовый тон в ре мажоре-миноре.
Слушаем Ля и строим от нее соответствующее трезвучие вверх или вниз.
Здесь и далее нотные примеры даны в виде схемы. На практике, в зависимости от диапазона голоса регента, высоты тональности, а также от половой принадлежности теноров (см. о тоновом напряжении в статье Е. Кустовского «Задавание тона на клиросе и все, что с этим связано»), тон может задаваться по разному.
2.Тональности, которые строятся на основе большой секунды от Ля.
Собственно, все эти комбинации можно просто запомнить в виде некой попевки.
3. Тональности, которые строятся на основе малой секунды от Ля.
Назвав Соль диез Ля бемолем, мы получим тональности реb мажор-минор и ляb мажор-минор.
Из приведенных в этом разделе примеров, в церковной практике используются лишь сиb мажор и – реже – миb мажор и ляb мажор.
4. Отдельно от этой стройной системы стоит сверхпопулярная тональность фа мажор.
Ее можно построить или через большую терцию вниз от Ля, или через малую терцию вверх от Ля. Кому как удобнее.
Во время службы камертон используется периодически, в остальное время, если держать его в пальцах, он мешает листать ноты, двигать книги, и т.п. В то же время он должен быть всегда под рукой и мгновенно доступен.
Я нахожу неудобным класть его на подставку для нот или в карман. На подставке он будет либо мешать переворачивать страницы книг или нотных сборников, либо окажется под ними. Из кармана брюк или рубашки камертон-вилочку очень неудобно доставать: обычно он застревает поперек кармана.
Для меня оказалось удобным вешать камертон на брючный ремень.
Звучание камертона можно сделать достаточно громким и слышимым для певчих, если приложить его рукояткой к большой резонирующей поверхности: столешнице, дверце шкафа, оконному стеклу. Этот прием может пригодиться на репетициях для проверки детонации (съезжания).
Еще раз приглашаю всех поделиться своим опытом. Пишите комментарии.
Из обсуждения темы в сообществе kliros ЖЖ две идеи.
Ножкой камертона можно прикасаться у козелку уха (выступ хряща наружного уха, который располагается впереди отверстия наружного слухового прохода), нажимая на козелок вплоть до полного закрытия козелком уха. Это помогает закрыть ухо для внешнего шума.
Камертон можно вешать на шею на шнуре или ленточке.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Музыка
—Рубрики
—Стена
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
Камертон. Музыка в камне.
Двойственность-13. Настрой уши
Психологи называют этот феномен «эффектом коктейля». Речь не идет об обострении органов чувств в результате приема алкоголя, хотя и это имеет место. Правильней назвать это «эффектом вечеринки». Для машины, аудиозапись сделанная в помещении, где многие люди одновременно ведут разговор, играет музыка, где закусывают и выпивают, стуча вилками по тарелкам – белый шум. Но человек способен легко вычленить даже одно слово из многих потоков речи. В улитке уха звук отделяется по частоте. Задержка между сигналами от правого и левого уха является одним из параметров акустического сигнала, по которому человек локализует источники звука в пространстве. Клетки мозга специализируется на характерной задержке времени и определенной частоте. Нейроны функционируют как «детекторы совпадений», активно и избирательно реагируют, когда получают сигналы практически одновременно.
Таким образом у человека есть замечательная врожденная способность настраиваться на определенную звуковую волну.
Чтобы усилить звучание камертона, его ставят на резонаторе— пустотелом ящике. При звучании камертона его колебания совпадают с частотой колебания воздуха в ящике. Происходит резонансное усиление звуковой волны.
В оркестре роль камертона выполняет деревянный гобой, поскольку его нота ЛЯ всегда устойчива. Запомним этот момент, на всякий случай.
Резонанс — один из важнейших физических процессов, который повсюду используют в науке и технике.
Инструменты большинства оркестров теперь настроены на частоту 440 Гц, Древние греки и египтяне настраивали их на 432 Гц. Имеет ли это значение?
Музыка на 432 Гц в соответствии с мнением большинства приятнее уху, мягче, красивее и ярче, но чуть тише, чем музыка на 440 Гц и более влияет на чувства, чем на разум. В 1939 году в Германии, стране музыкантов и композиторов, решили настраиваться на 432 Гц – это поддержали даже в Британии. Но попытка музыкальной революции не состоялась из-за войны. В1953 году в Лондоне было решено всё же использовать 440 Гц в качестве международного стандарта ISO. Были слабые протесты.
Сегодня камертоны можно приобрести в музыкальных магазинах, но нужны они только музыкантам и дирижерам. В доисторические времена «камертоны», в виде вертикально стоящих каменных столбов-менгиров, парных, точно повторяющих друг-друга омфалов, колонн, обелисков были широко распространены по всему миру.
Парный ему, весом 250 тонн, изъяли и установили на площади Согласия в Париже. Никто не может внятно ответить зачем от камертона отломали стержень и увезли его за 4 тысячи километров. Языческий символ поместили в центре христианнейшей столицы. Зачем? Для красоты!
Нужно заметить, что древнеегипетских обелисков в Европу ввезено очень много, начиная с времен падения цивилизации Черноземья. Часть не довезли и по дороге утопили в море, часть не смогли установить и распилили. Только в Риме, на площадях, поставили не менее восьми. Много египетских обелисков во Франции, есть в Германии, в Турции, в Стамбуле стоит обелиск Тутмоса III, в Британии десяток. Даже в США в Центральном парке Нью-Йорка есть подлинная «Игла Клеопатры», а парный ему обелиск попал в Вестминстер. Лондонский близнец перед тем пролежал 2000 лет в песке. Гранитные обелиски валили и разбивали, хотя это давалось с огромным трудом – делали их с учетом выдержать вечность.
Поэтому одиночный обелиск более привычен глазу – даже в Египте мало осталось парных. Большинство египетских обелисков продырявлены. Трудно сказать для чего это делалось и кем, но по факту, скажем, ватиканский, происхождением из Гелиополя, высверлен в нескольких местах. Ватиканский обелиск был привезен в Италию римским императором Калигулой, а установлен только в 1586 году при папе Сиксте V.
Сама связка человек-камень в качестве источника получения информации кажется нам теперь, в эпоху планшетников с вайфаем, ненадежной и не нужной. Не каменный век, чай. Но вот простейший пример из недалекого прошлого.
Любопытно, что художники каменного века предпочитали рисовать в пещерах, где наибольшая реверберация. Музыканты палеолита, возможно, использовали пещеры для усиления звука, так же, как хоры используют сводчатые церкви сегодня.
Многие цивилизации в последствие создавали в каменных храмах сложнейшие звуковые иллюзии.
Вряд ли фараон Аменхотеп желал, чтобы его статуи пели. Это случилось только тогда, когда нечего стало охранять, (если только функцией колоссов была охрана), и они остались в одиночестве, обнаружив скрытые способности. Но кажется, что его коллеги в Америке, возможно, этого хотели конкретно.
Про мальтийские звуковые чудеса было сказано ранее. Можно было бы подумать, что все это стало достоянием только в «эпоху гласности», компьютерного информационного взрыва. Но, как увидим, определенные группы людей в давние времена были хорошо осведомлены о роли звуковых частот для получения специфического влияния на другие группы людей. И знали гораздо больше чем мы.
Со стороны Rosslyn Chapel выглядит как обыкновенная сельская церковь на холме в небольшом шотландском городе Рослин. Её готические навершия, аркбутаны, контрфорсы и стрельчатые арки пострадали за 500 лет капризной погоды, а потому уже десяток лет заключены в экзоскелет строительных лесов.
О Рослине мало кто знал до Дена Брауна. Часовня была малоизвестна до выхода его авантюрного романа, где со свойственной автору фантазией утверждается, что Христос мог иметь детей. Браун использовал часовню как антураж, поскольку внутри она слишком необычна даже для взгляда обывателя. Она эклектична даже для продвинутой на 600 лет в будущее эклектики вроде югендштиля. Ангелы и пророки, языческие божества и «зеленые люди» на стенах перемешиваются с верблюдами куда-то несущими груз, со змеями и драконами на колоннах, плясками скелетов. Всё что пожелаете, для того чтобы легендой документально вписаться в любую фантастику, которую вы пытаетесь продать.
Небольшая церковь оформлением загадала много загадок. Будет правильным сказать, что первый обратил на это внимание Томми Митчел, бывший шифровальщик военно-воздушных сил Её Величества около 40 лет назад.
Большинство готических соборов имеют арки с каменной резбой, и Рослин не исключение. Но есть одна особенность – арки отличаются тем, что украшены выступающими наружу кубиками песчаника. Всего 213 кубов, на каждом из них геометрический орнамент, состоящий из розеток, комбинаций кругов, прямоугольников, овалов и ромбов. В основании каждой арки имеется ангел, играющий на определенном инструменте.
У ученого словацкого происхождения Эрнста Хладни были три страсти: физика, музыка и метеориты. (Надо же, какое совпадение с нашей темой)
Его работы включают исследование относительно вибрирующих пластин, метеоритов, и вычисление скорости звука для различных газов. Хладни открыл закон, суть которого состоит в том, что существует отношение между частотой свободных колебаний пластин и других тел. Большую часть своей карьеры он потратил на изучение особенностей поведения различных материалов под акустическим воздействием. Он заметил изменения формы предмета, при воздействии на нее колебаний. Оказалось, что звук можно увидеть.
Я сделал принтскрины из научно-популярного фильма. Песок принимает различные формы, как в калейдоскопе, если изменить тональность звука.
Хладни издал книгу «Теория Звука», в основном состоявшую из рисунков, полученных на металлической поверхности покрытой песком, на которую воздействовали вибрацией смычка. Каждый рисунок соответствовал определенной частоте. Этой работе он отдал много лет. Сейчас ее можно выполнить гораздо быстрее, воспользовавшись как источником колебаний динамиком вместо смычка.
Некоторые модели Хладни напоминали рисунки на кубах часовни, другие были, по крайней мере, достаточно похожи. Сходство не безукоризненно, но близко.
Митчел решил, что задача решена: код сообщения содержал мелодию, а не письмо. Существовала только одна проблема, неудобный факт – часовня была построена в 15-м веке, за 200 лет до рождения Хладни. Тамплиеры не могли воспользоваться его наработками, а следовательно, либо их сами выполнили, либо просто об этих законах знали.
Попробовали эту музыку сыграть, но какофония выглядела даже предпочтительней. Пробовали по-разному: ангелы ведь держат разные инструменты, деревянные флейты, волынки, трубы – тот же результат. Пытались усложнить, приняв во внимание переплетение рельефа на колоннах похожее на спираль ДНК – не получилось гармонии.
Как бы то ни было, Митчел с сыном, который ему помогал с музыкой, объявили что загадка кода часовни Рослин решена. Они получили скромные признания в средствах массовой информации и продали много копий диска с записями «музыки». Стюарт и Томми Митчелл говорят, что их не слишком волнует, если люди не верят им. В конце концов, те тамплиеры могли и шутку сыграть, как это, мол, делал Шостакович в своих произведениях шифруя сарказм по отношению к тоталитарному режиму Сталина, а затем ему их презентуя, держа фигу в кармане.
Мне кажется, сходство рисунков на кубах и шаблонов акустического воздействия не случайное совпадение, и что «шутка» может вполне иметь место. Ведь повсюду столько шутников.
Шутки шутками, но, говорят, Королева обещала за разгадку тайны кругов на полях крупную денежную награду. Большие деньги готовы вручить некоторые газеты и организации. С тех пор было много разоблачений и вышли фильмы на BBC и Дискавери из серии «как это делается» и «это вы можете», но я не слышал, чтобы кто-то получил за это премию.
Чтобы вы делали, если бы нужно было спрятать дерево? Правильно, насадили бы вокруг него лес.
То be continued
© Архивариус
Рубрики: | Факты, открытия, находки Наука |
Метки: камертон обелиск частота музыка звуковые иллюзии резонанс круги на полях
Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю
Источник