- Полезные мелочи: петля, якорь, тележка, помпа, кнехт.
- Петля на тросе
- Легкий малогабаритный якорь
- Тележка для канистр и мотора
- Диафрагменная помпа из тормозной камеры
- Крепление кнехта на яхте
- Обработка эпоксидного стеклопластика
- Как сделать кнехт своими руками
- Кнехты швартовые
- Виды кнехтов
- Область применения
- Основные параметры и размеры
- Монтаж
- Домашняя яхт-верфь.
- Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…
- Узлы и веревки для швартовки Часть 2: Кнехты и кранцы.
- В предыдущей публикации мы рассмотрели, чем тросы разного типа отличаются друг от друга, какие из них наиболее подходят для швартовных операций и как их к ним подготовить. Из узлов мы упомянули пока только один, но очень важный и универсальный — булинь, или беседочный, недаром прозванный “королем узлов”. Сегодня же речь пойдет о том, как, собственно, эти тросы вязать.
Полезные мелочи: петля, якорь, тележка, помпа, кнехт.
Петля на тросе
Заделка на стальном тросе петли с коушем методом заплетки огона является долгой, неудобной и требующей навыка операцией. Иногда применяют обжатие троса трубками, по для этого нужны трубочки соответствующего диаметра.
Мной применяется способ заделки тросов на коуш с помощью обычных гаек, который оказался достаточно надежным. Две-три гайки предварительно обжимаются — расплющиваются — до образования овала, в который можно пропустить обе ветви троса. Обогнув тросом коуш и обтянув его, гайки окончательно расплющивают.
Гайки любого размера всегда есть под рукой, что делает этот способ доступным и позволяет рекомендовать его для аварийного ремонта тросов такелажа или рулевого управления.
Можно применить гайки и вместо стопорного шарика на конце троса.
Легкий малогабаритный якорь
Описанные в литературе якоря имеют сложную форму, большие габариты, солидный вес и мало пригодны для легких надувных лодок. Переносить такой якорь в рюкзаке оказывается малоприятным делом.
Предлагаю свою, проверенную в эксплуатации конструкцию якоря. Он состоит из продолговатого мешочка и пришитой к нему изогнутой стальной полосы. По прибытии на место рыбалки мешочек наполняется песком или гравием и завязывается, — якорь готов к действию.
Мешочек можно сшить из любой плотной, не подверженной гниению ткани (прорезиненной, капроновой, брезента, обработанного олифой, и т. п.). Его объем подбирают в зависимости от величины лодки и течения реки. Толщина стальной полосы — от 2 до 4 мм. Закрепить полосу к мешочку можно прошивкой капроновым шпагатом с накладкой с внутренней стороны мешочка полосок кожи или дерматина. Можно применить и заклепки.
На эскизе даны размеры якоря весом около 6 кг. Для якоря на 10 кг мешок надо шить диаметром 200, длиной 400—450 мм; длина лап 300 мм, веретена — 400 мм; размер полосы 4X50 мм.
Тележка для канистр и мотора
Если «Прогресс» постоянно стоит на воде, колеса от лодки можно использовать для простой тележки, на которой можно будет перевозить мотор или канистры с горючим. Основанием тележки служит рама 1, сваренная из стального угольника 40X40. Ее ширину целесообразно сделать по размеру канистры или стандартных топливных бачков (у моей тележки размеры рамы 420Х1000 мм). С помощью скоб 4 и болтов 7 (М6) к раме крепятся весла 2, а колеса прикрепляются 10-миллиметровыми болтами 6. Верхние концы стоек 3 колес 5 нужно соединить перемычкой 8, на которую можно надевать струбцины мотора.
Тележку можно разобрать и взять с собой в поход, где она окажется полезной при заправке горючим на удаленных от воды пунктах.
Диафрагменная помпа из тормозной камеры
Из старой тормозной камеры от грузового автомобиля (например, от «МАЗ-200») можно сделать очень удобный и эффективный насос для откачки воды из катера. Производительность насоса превышает два ведра в минуту, а высота подъема — 3—4 м. Можно сделать этот насос как с ручным, так и с ножным приводом.
Камеру нужно разобрать, сиять болты в ее донце и расточить отверстия до диаметра 20 мм для установки двух клапанов. Отверстия в центре и по краям заварить. Шток диафрагмы соединяется с рычагом, согнутым из дюралевой трубки, — и помпа готова.
Клапаны рекомендуется сделать латунными.
Крепление кнехта на яхте
Носовой кнехт на крейсерской яхте — ответственное устройство, которое должно выдерживать значительные усилия при швартовке, постановке на якорь, буксировке. Крепление кнехта непосредственно на палубе, даже при условии усиления подпалубного набора, не всегда достаточно’ надежно.
Сделанная нами конструкция отличается высокой надежностью: нагрузка, которую испытывает кнехт, распределяется не только на палубу и подпалубный набор, но и на килевой брус; вырвать кнехт, даже вместе с палубой, невозможно.
На стальном прутке 4 диаметром 14 мм по всей длине нарезается резьба М14. Длина прутка зависит от места установки кнехта на баке. К концу прутка приваривается пластина 2 с размерами 50X20X3.
В палубе 6 и килевом брусе 1 сверлятся отверстия по диаметру прутка. Пруток вставляется в отверстие в килевом брусе; на него надевают пружинную и простую шайбы, наворачивают гайку 3 и устанавливают подпалубную пластину 5 из легкого сплава толщиной 5—6 мм такого же размера, как и основание кнехта (или несколько большего), с отверстием в центре для прутка и четырьмя отверстиями для болтов 7. Затем пруток заводится в отверстие на палубе и затягивается гайка 3 у килевого бруса. Устанавливается кнехт 8 и крепится четырьмя латунными болтами М6 к палубе и подпалубной пластине. Затягиваются головка кнехта 9 и подпалубная гайка 3.
Крестовый кнехт (битенг) может быть изготовлен из латуни сварным. В головке кнехта 9 нарезана резьба М14 под пруток 4.
Описываемая конструкция применена нами на крейсерской яхте, перестроенной из «Дракона».
Обработка эпоксидного стеклопластика
Такой пластик хорошо пилится и сверлится. Но вот мне пришлось спиливать наплывы с поверхности обшивки. Напильник и наждак быстро замусолились, села победитовая напайка на железке рубанка. Попробовал подлить воду, и работа пошла значительно быстрее. Воду лил на корпус с таким расчетом, чтобы она попадала тонкой струйкой на место обработки. Обработку вел вручную крупным наждаком, сильно прижимая его к поверхности, не торопясь и как бы растирая воду.
При использовании воды наждак не только не забивается, а наоборот, становится чище.
Источник
Как сделать кнехт своими руками
—>
• Доступно только
для
зарегистрированных
пользователей
Подсознательно понимаю, что лучше купить, но, если есть время, почему бы не попробовать.
Действительно, у покупных дельных вещей практически нет недостатков. Основной- их цена. Остальные, в той или иной степени, проявляются в процессе эксплуатации. Это касается, в основном, к оборудованию собранному из элементов крутяще- вертящейся группы. Это различные подшипники ( качения, скольжения ), втулки и т. д. и т. п.
Швартовые утки лишены этих недостатков. Они пренадлежат к группе статических элементов оборудования швертбота или яхты. Основное, на что следует обратить внимание, это надежность установки детали в предназначенном месте.
Исходя из изложенного предполагаю, что такую дельную вещь, как утка швартовая, можно изготовить самостоятельно, без использования специального инструмента и отвечающую моим требованиям как в вопросах дизайна, так и в вопросах установки.
В качестве исходного материала использовалась полоса нержавеющей стали шириной 30 мм и толщиной 5 мм.
Длина корректировалась после операции «согнуть- разогнуть».
Аналогично происходило сверление отверстий для крепления утки к набору корпуса. Имея размер вогнутой части, корректировалось расстояние между осевыми крепежных отверстий с учетом размеров шляпки болтов и удобства фиксации последних.
В «сыром» виде изделие имеет несколько мрачноватый вид, но и в таком исполнении вполне пригодно к выполнению возложенных на него задач. Для поддержания марки производителя, так сказать, бренда Hend Made, все таки рекомендую несколько облагородить нашу утку посредством шлифования и полирования.
Несколько слов об способе установки этого полезнейшего устройства в нужном месте. Для более надежного и прочного соединения элементов крепежа носовой швартовой утки с корпусом лодки, после некоторых размышлений, была изготовлена «обратная пластина» представляющая отрезок полосы из нержавеющей стали толщиной 5 мм. Два резьбовых отверстия М8 выполняют роль гаек в болтовом соединении «носовая утка- корпус лодки». Три отверстия диаметром 5 мм предназначены для шурупов, посредством которых указанная пластина крепится к носовой «king plank».
Подробное описание читайте в эссе на тему «Установка носовой швартовой утки».
В заключение еще парочка информативных фото.
Источник
Кнехты швартовые
Швартовый кнехт представляет собой парную тумбу с общим основанием, которую можно установить на палубе судна, причале или пирсе при обустройстве места для крепления тросов лодок или другого водного транспорта. Несмотря на простую конструкцию, данные приспособления отличаются надежностью, удобством в эксплуатации и долговечностью. К тому же, существует несколько видов швартовых кнехтов и уток, поэтому можно выбрать вариант для любого случая.
С помощью одинарного или двойного швартового кнехта, либо утки могут быть надежно привязаны к причалу или другой конструкции лодка любой модели, яхта, катер, маломерное судно, гидроцикл.
Виды кнехтов
Производители швартового оборудования предлагают большой ассортимент кнехтов. В зависимости от конструкции и технических характеристик выделяют три типа оборудования:
- Одинарный швартовный кнехт – изделие, которое имеет прочную опору и два горизонтальных выступа для удобства швартовки водного транспорта. Его особенность заключается в том, что конец каната накладывается восьмерками.
- Двойные швартовые кнехты – это парные сварные или литые тумбы, сделанные из чугуна или стали. На них крепится швартовный трос, который укладывается в виде восьмерки для предотвращения самосбрасывания и обеспечения легкого наматывания каната. Лодка или яхта также часто служит местом установки кнехта.
- Утка – литое швартовное приспособление, которое монтируют на причалах, понтонах, мостах либо специальных плавучих платформах или пристанях. Она обеспечивает возможность на высокой скорости привязать канат в один заход на швартовный период.
Швартовый кнехт любого типа может быть изготовлен из нержавеющей стали, алюминия, чугуна, пластика, других материалов повышенной прочности.
Область применения
За счет устойчивости к достаточно высоким нагрузкам, воздействию разных факторов, устройства получили широкое применение:
- для организации швартового места на причале в яхт-клубе;
- для монтажа на понтонах частного или общественного назначения;
- для установки на специальных плавучих платформах, которые используются для обследования водоемов, а также в других целях;
- для обустройства зоны швартовки лодок на мостках в туристических местах;
- в водно-моторных кооперативах;
- на рыбацких базах;
- на прогулочных базах отдыха;
- в клубах для любителей водных видов спорта.
Особенности и место применения швартового оборудования имеют значение при выборе вариантов для конкретного места. Если возникают трудности, нужно обратиться за помощью к специалисту, который посоветует тип кнехтов, их размер с учетом конкретных обстоятельств.
Рекомендуется отдавать предпочтение изделиям с преимуществами:
- минимальный коррозионный износ – он характерен для алюминиевых приспособлений, которые не поддаются воздействию влажной среды;
- простой уход – не требуется частая чистка с применением разных средств;
- исполнение без задиров, из-за которых концы канатов быстро теребятся, лохматятся;
- ровная геометрическая форма для простого использования.
Основные параметры и размеры
Чтобы надежно привязать лодку, яхту, гидроцикл или другой водный транспорт, нужно правильно выбрать швартовый кнехт.
ЯхтПаркингГрупп предлагает алюминиевые швартовные утки для лодок, гидроциклов и небольших катеров МСА 16 (длина основания утки 160мм). Для катеров и парусников длиной больше 7м – алюминиевые утки МСА 24, либо стальные кнехты МBS 24, для яхт – алюминиевые утки МСА 42, МСА 60, либо стальные кнехты MBS 42 и MBS 60.
Монтаж
Кнехт отличается простой конструкцией и быстрым монтажом на пирсах и причалах из разных материалов, а также лодках и яхтах. Для их крепления используются металлические болты с гайками, которые обеспечивают надежность и устойчивость к высоким нагрузкам. Они вкручиваются в отверстия, сделанные производителем, поэтому для установки швартовых кнехтов, в том числе и металлических не требуется предварительная подготовка и использование специального оборудования.
На палубе яхт и маломерных судов монтаж этих элементов выполняется рядом с клюзами и полуклюзами. Обычно устанавливают несколько штук вдоль борта, а также на корме, в носовой части. Сверху металлические колодки имеют шляпки, предотвращающие соскальзывание шкентеля с тумбы, что позволяет обходиться без специальных фиксаторов канатов.
Швартовные кнехты и утки можно предназначить для установки на частных пирсах и причалах для лодок, в яхт-клубах, в местах для занятия водными видами спорта. Они достаточно крепкие, поэтому не придется устанавливать дополнительные приспособления и подставки, чтобы предотвратить соскальзывание либо обрыв канатов даже в плохую погоду.
Работала в сфере оборудования для яхтенных стоянок с 2004 года. За это время отвечала за различный функционал – продажи, работа с заказчиками, маркетинг, организация проектирования, ВЭД, логистика, работа с поставщиками и подрядчиками.
С 2015 по 2020 год работала в крупной инжиниринговой компании, продавая услуги проектирования и управления строительством в сегменте коммерческой недвижимости, аэропортов, промышленной и складской недвижимости, редевелопменте.
С 2020 года присоединилась к команде YP.
Источник
Домашняя яхт-верфь.
Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…
Узлы и веревки для швартовки Часть 2: Кнехты и кранцы.
В предыдущей публикации мы рассмотрели, чем тросы разного типа отличаются друг от друга, какие из них наиболее подходят для швартовных операций и как их к ним подготовить. Из узлов мы упомянули пока только один, но очень важный и универсальный — булинь, или беседочный, недаром прозванный “королем узлов”. Сегодня же речь пойдет о том, как, собственно, эти тросы вязать.
Несмотря на внешнее разнообразие швартовных приспособлений, применяемых на малых судах, основных их типов всего два — это утки и кнехты. Первые отличают длинные клиновидные “рога”, а вторые представляют собой вертикальные тумбы, как правило, снабженные выступающей по бокам поперечиной (рис. 1). И те, и другие могут иметь как одну вертикальную стойку, так и две — в последнем случае они вместе с горизонтальной поперечиной образуют замкнутый проем наподобие петли или рыма (рис. 1, а и б).
Все указанные разновидности имеют свою специфику использования, но объединяет их то, что конец закладывается на них одним и тем же способом — “восьмеркой”, крест-накрест (рис. 2). Количество шлагов зависит от толщины троса (чем он тоньше, тем больше раз его нужно заложить за выступы, но в большинстве случаев трех-четырех шлагов вполне достаточно.
Впрочем, если свободный конец не закрепить, намотка может рассыпаться. Классический способ застопорить узел — это сделать на конце троса петлю, провернуть ее на 180°, накинуть на “рог” и затянуть (рис. 3). Для большей надежности операцию можно повторить и на противоположной стороне утки или кнехта.
Это вариант универсальный и весьма надежный, но в случае с утками есть и другой способ — свободный конец просто несколько раз обматывается вокруг опоры под верхней планкой (рис. 4). “Рога” утки, как правило, располагаются довольно низко по отношению к палубе и вдобавок имеют “обтекаемую” форму, поэтому вместе с несколькими шлагами троса играют роль своеобразного клинового стопора.
Такой способ тоже довольно надежен, но все же мы бы рекомендовали его в основном для коротких подходов к берегу, поскольку главный его плюс — быстрота как закладки, так и отдачи конца. При длительных стоянках, пожалуй, лучше применять стопорную петлю.
Если на лодке имеются швартовные приспособления с двумя стойками, тросы есть смысл снабдить огонами (естественно, только с одной стороны) — хотя бы завязав упомянутый в предыдущей публикации беседочный узел. Огон необходимо провести между стойками и накинуть на них со стороны “входа”, проведя под “рогами” (рис. 5).
Никогда попросту не набрасывайте его на утки или кнехт — при ослаблении нагрузки петля с равным успехом может соскочить обратно, и уж тем более не пытайтесь подматывать боковины пропущенного между стойками огона на концы утки или кнехта, как показано на рис. 6 — это самый верный способ отпустить оставленную у причала лодку в свободное плавание!
Увы, столь дикий метод закладки огона мы приводим здесь только потому, что не раз видели его в питерских и московских маринах. Не следует также продевать между опорами трос без огона, особенно длинный — это и нерациональная трата времени, и лишний риск его запутать.
Где крепить снабженный огоном конец — на лодке или на причале — в общем-то, дело вкуса. В большинстве случаев, пожалуй, целесообразней на лодке, ведь еще неизвестно, будет ли незнакомый причал оборудован подходящими утками или кнехтами, хотя в родной марине, наверное, стоит поступать наоборот: поскольку в лодке всяк чище, чем на берегу, в ней-то лучше и держать свернутый в бухту свободный конец.
Некоторые снабжают швартовный конец металлическим карабином — в принципе, вещь удобная, но прочность при этом оставляет желать лучшего, поэтому подобный вариант может быть рекомендован только для относительно легких и компактных лодок. При использовании карабина тоже пропускайте конец между стойками утки или кнехта, прежде чем его застегнуть — в этом случае они сыграют роль обыкновенного рыма (рис. 7).
Кстати, рымы — кольца или полукольца — можно отнести к швартовным приспособлениям, хотя и с некоторой натяжкой. Большей частью их можно увидеть не на лодках (за исключением самых крошечных), а на причалах. Во многих маринах и яхт-клубах рымы, для изготовления которых нужны только стальной пруток и сварщик, применяют просто из экономии, хотя по удобству использования и надежности они значительно уступают нормальным и, естественно, более дорогим приспособлениям.
Завязывая швартовный конец за рым, не поленитесь заложить его двумя -тремя шлагами, несколько раз пропустив трос в кольцо (рис. 8) — увеличенная площадь соприкосновения снизит риск того, что он перетрется.
Самый простой способ вязки в этом случае — это использовать так называемые штыки (рис. 9), причем чем их больше, тем лучше. В принципе, последний штык полагается стопорить дополнительным шкертиком, но на мягком ворсистом тросе они неплохо держат и так. И все же самый надежный вариант — уже упомянутый беседочный узел, особенно если стоянка предстоит длительная. Перед тем, как его завязать, свободный конец троса можно дополнительно пропустить через петли на рыме (рис. 10).
Если конец слишком длинный, пропускать его в рым (и вытаскивать обратно) бывает несподручно. Просто сложите его пополам, превратив в двойной необходимой длины (рис. 11).
Во многих необорудованных местах нередко возникает необходимость завести конец за так называемый пал — вертикально поставленный столб или сваю, а то и за дерево. Вязка штыками здесь непригодна из-за большой толщины столба или сваи, поэтому остается использовать только беседочный узел. На относительно невысокий пал петлю можно попросту накинуть сверху, тем более что на нем обычно имеется какой-либо стопор (хотя бы обыкновенный гвоздь), не дающий ей сползти вниз.
Если же вы привязываете лодку к дереву (например, при стоянке носом к песчаному пляжу), задача усложняется. Здесь тоже помогут несколько накинутых на ствол дополнительных шлагов — они не дадут тросу ослабнуть, пока вы вяжете узел.
Не будем забывать, что швартовка — процесс обычно не статичный, и перед тем, как привязать лодку, нередко ее надо подтянуть к причалу. Чем она тяжелее и чем большей парусностью обладает, тем сложнее это сделать. В отличие от рыма или пала, утки и кнехты могут помочь и в этом деле.
Если лодка большая, да и ветер отвальный, выбирать конец просто руками нерационально — лучше поставить себе на службу законы физики.
Накиньте один-два шлага предварительно натянутого троса на утку или кнехт (не “восьмеркой”, а просто обмотав его вокруг опор под перекладиной), хорошенько натяните также свободный конец, чтобы шлаги не поползли под нагрузкой, и наступите ногой на трос между лодкой и причалом. Такой прием дает солидный выигрыш в силе.
Когда борт лодки приблизится к причалу, уберите ногу и резко выбирайте провисший конец, который легко проскользнет по утке или кнехту (рис. 12). Имейте в виду, что лучше повторить эту операцию несколько раз, чем пытаться “продавить” трос до самой воды — чем больший угол относительно горизонтали он образует, тем меньше выигрыш в силе, да и, в конце концов, вы просто рискуете свалиться в воду.
Не менее важная вещь при швартовке — кранцы, прежде всего на большой лодке. Да и на маленьких, особенно с хорошей отделкой, они бывают полезны. В ряде случаев применять кранцы стоит даже на РИБе, который вроде бы и сам по себе сплошной кранец! Тот, у кого подобный совет способен вызвать только ироническую ухмылку, никогда, видно, не швартовался на лодке с надувными бортами к ощетинившемуся острыми рваными краями отечественному стальному бону…
Вязка кранцев, насколько можно судить по общению с начинающими судоводителями, представляет собой наибольшую головную боль. Между тем, ничего сложного тут нет.
На небольших лодках кранцы нередко крепят за те же утки и кнехты, что и швартовные концы — все той же “восьмеркой”. Порой это единственный выход из положения, заставляющий мириться с двумя серьезными минусами: во-первых, использование одной и той же точки крепления и для швартова, и для кранцевого шкерта повышает риск их запутать и при необходиости отдать один вынуждает сначала отдавать другой, а во-вторых, кранцы могут оказаться на неоптимальных местах.
В этом случае выручают стационарно устанавливаемые на бортах или боковых стенках рубки небольшие крючки-карабины, расположение которых подбирается опытным путем (кранцы при этом вешаются на них за петельки, заранее завязанные на шкертах).
Проще всего, как ни странно, владельцам относительно крупных лодок, палуба которых обнесена по периметру релингами и леерами — крепить за них кранцы наиболее удобно. Что же до конкретных узлов, то здесь есть сразу несколько вариантов на выбор.
Многие применяют для этих целей довольно простой выбленочный узел (рис. 13). На вид это вроде бы и не узел вовсе, однако в старину именно им крепили ступеньки (выбленки) на вантах, по которым матросы поднимались на мачты. Под нагрузкой, которую в данном случае обеспечивает вес кранца, держит он достаточно надежно.
У другого пригодного для крепления кранцев узла, в свою очередь, само название не ахти — “коровий” (рис. 14). Однако и тут не судите по первому впечатлению — и он при наличии нагрузки неплох. Кстати, при необходимости зацепиться за какой-нибудь крюк (например, за автомобильный фаркоп) вяжется он буквально за пару секунд: трос дважды складывается пополам, и готовая к затяжке петля у вас в руках (рис. 15).
Оба узла можно дополнить петельками, облегчающими развязывание (рис. 13, б и 14, б). Но все же рекомендуем мы третий вариант. Точное его название привести затрудняемся, поскольку узел этот, так сказать, передается “из рук в руки”. И вяжется он удобно, и развязывается моментально, и держит надежно что на толстых релингах, что на тросовых леерах (рис. 16).
Несколько слов о том, как привязать к шкерту сам кранец: можно, в ринципе, применить все тот — же беседочный узел, но эстетам все-таки советуем использовать огон (кстати, это как раз тот случай, когда при помощи справочника по такелажным работам можно рискнуть заплести его самостоятельно, поскольку приходящаяся на соединение нагрузка невелика). Останется только сначала продеть шкерт в проушину кранца, а потом сквозь огон и затянуть (рис. 17).
Кранцы занимают в лодке довольно много места, поэтому неплохим выходом из положения могут стать специальные проволочные держатели. Единственно, нужно найти им правильное место на борту. Во-первых, желательно, чтобы кранцы всегда были под рукой, а во-вторых, они не должны мешать — например, загораживат проход или ограничивать обзор с места водителя (рис. 18).
И, напоследок, несколько моментов общего характера. Излишне, наверное, напоминать, что вывешенные за борт кранцы уместны лишь у причала или в тесноте марины. После выхода на чистую воду их нужно сразу убрать, если не хотите стать предметом общих насмешек.
Швартовка — дело ответственное даже на маленьком судне, поэтому все должно быть подготовлено заранее. Когда вы точно знаете, каким бортом будете швартоваться, то концы желательно заложить на утки или кнехты еще на подходе (если вы на лодке один, задача несколько усложняется — осуществляйте эту операцию только на «нейтрали» и в таком месте, где не будете мешать остальным участникам движения).
Касается это и кранцев хотя стоит иметь их комплект на оба борта одновременно, ведь полезны они не только у причала, где к вам могут пришвартоваться вторым корпусом, но и на случай каких-либо нештатных ситуаций при расхождении в узкостях.
Кстати, когда кто-то из пассажиров имеет достаточный опыт, чтобы исполнять роль матроса, будет лучше, если хотя бы один из кранцев он будет держать в руках и при необходимости подстрахует “проблемное” место при подходе.
Источник