Одной из причин выхода из строя звучания голосов у кукушки является возрастные и механические повреждения воздушного меха звуковой камеры. Ремонт старого меха не всегда бывает успешен, поэтому приходится заново изготавливать из специального материала, а порой, из того материала, что есть под рукой. На заводе изготавливали меха из тонкой кожи молодого барашка, в 90-е годы перешли на заменитель из специального материала.
В часах с кукушкой, изготовленные на Сердобском часовом заводе, звуковые камеры старого и нового образца голосов идентичны по размеру. Импортные модели имели различия не только в зависимости от модели, но и от года выпуска. Поэтому, перед удалении старого меха воздушной камеры, необходимо измерить и записать расстояние голоса в открытом состоянии, смотрите рисунок I. Если материал меха сильно разорван, откройте голос при помощи тяги, если вы уже сняли голоса, откройте голос при помощи руки, это измерение должно быть сопоставимо с открытием голосов, смотрите рисунок II.
Выньте голоса из часов. Отделять верхнюю часть блоков с воздушным мехом от трубки голоса необходимости нет. Внимательно посмотрите на приведенный рисунок, как складывается материал для ремонта меха.
Удалите старый материал меха, аккуратно срежьте его с верхнего и нижнего блока. Верхний блок имеет шарнир для крепления тяги, шарнир может быть расположен на передней или боковой части. Если шарнир мешает, снимите его, отметьте место крепления черным маркером, так, чтобы впоследствии метка была видна через новый материал меха.
Before removing the old bellows from the clock, measure and write down the distance the bellows open. See Figure A. If the bellows material is torn or you have already removed the bellows, measure and write down the distance the lift wire or arm travels. This measurement should be comparable to the opening of the bellow top. See Figure B.
Remove the bellows from the clock. It is not necessary to remove the tops from the pipes. Take a good look at how the bellow material is folded.
Cut away the old folded material between the upper and lower blocks of the bellow top. The hinged end may have many folds or layers over the hinge which need to be removed. Do not remove the hinge (also see step 4). All material on the edges of the blocks does not have to be removed as long as it still held tightly to the blocks. Remove lift wire rings from front or side of bellow block. Mark the hole with a black felt pen so that the mark will show through the new bellow material when applied.
If the hinge is still intact, leave it and simply place a new piece of the same size bellow material over it, gluing in place with a good water soluble white glue. If the old hinge and glue is dry and flaky, remove it and put a new hinge in its place. When installing a completely new hinge do not hold the upper and lower block tightly together. They will work much better if there is a small amount of space between them. The hinge material should not extend beyond the edges of the blocks.
Cut new bellow material as follows: to determine the length, measure the side of the bellow and add 1″ (25.4 mm). Example: if the side of the bellow measures 2-3/8″ (60.32 mm.) long, cut the bellow material at 3-3/8″(85.72 mm.) long. Cut the width at 2-1/4″(57.15 mm.) wide.
Lay the strip of new bellow material on a clean, dry, flat surface. Lay the side of the bellow on the material with approximately 1/2″ (12.7 mm) behind the hinge. The front top edge of the bellow top should be positioned halfway over the top edge of the new material. See Figure C. Check that the opening is the same as recorded in step 1. Holding the bellow assembly firmly, lift the long end of the strip and bring it over the entire bellows. Check to see that it covers the blocks entirely. If it does not, reposition the blocks, maintaining the proper opening distance, so that the material does cover the blocks entirely. Lay the long end of the strip back down being careful not to move the bellow blocks. With a pencil mark the position of the blocks on the new material. See Figure D.
Remove the bellows from the strip and apply a small amount of glue to the bottom and front edges only. Place the bellows back on the strip in the marked position being careful to keep the new material flat and free of wrinkles. Grasp the long end of the strip and pull upwards bringing tbe material into contact with the front of the blocks. Press the material to the glued edges to ensure a good seal.
Place a thin layer of glue on the top edges and pull the material, keeping it flat, over the top pressing it down to make a good seal. Cut off the excess material leaving approximately 1/2″ (12.7 mm) triangular tabs at the hinge end.
Holding the blocks open begin to crease the front side and corners with your fingers. Slightly push in on the side material, do not let the front bulge out, and with a butter knife or other dull object crease the side folds so that they are straight. This is all done with the bellows tops no more than 1/2 closed. Once all of the creases and folds are even and seem to work well, slowly close the bellows making sure that the material is folding properly. If it is not, use your creasing tool to reform or improve your folds and creases until the bellows opens and closes smoothly and neatly.
Glue the triangular flaps over the hinge. Keep the bellow, open at least halfway while the glue is drying to prevent it sticking where you don’t want it.
NOTE For bellows with the lift wires and or bird wires on the side, simply place the blocks on their side with the wires pointing up and make small slits in the material around the wires when gluing the top side.
Источник
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Ремонт часов своими руками. Пособие для начинающего мастера
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
‘РЕМОНТ ЧАСОВ СВОИМИ РУКАМИ’
Пособие для начинающего мастера
Часовые приборы можно классифицировать по-разному: по принципу действия, по устройству колебательной системы, наконец, по назначению.
По принципу действия часовые механизмы могут быть механическими, электронно-механическими или электронными. Используемые в устройстве часов колебательные системы (баланс, маятник, кварцевый генератор, камертон и др.) зависят от способа применения и предназначения часов. Так, например, маятниковые часы могут работать только в том случае, если маятник подвешен вертикально, то есть часы должны быть неподвижны. Это напольные, настенные или (в редких случаях) настольные часы. Балансовая колебательная система, в отличие от маятниковой, не боится перемещений механизма, поэтому она используется в основном в наручных или карманных часах.
Механические часы, помимо этого, могут подразделяться по типу применяемого двигателя: гиревого или пружинного. Самые простейшие по конструкции — это настенные маятниковые часы с гиревым двигателем, такие, например, как часы с кукушкой.
Механические часы, кроме основного механизма, могут располагать еще и различными дополнительными устройствами. Например, в крупногабаритных часах это может быть бой, календарное или сигнальное устройство; в наручных часах — автоматический подзавод пружины, секундомер, сигнальное или календарное устройство и т. д.
Электронно-механические часы могут быть как наручными, так и стационарными (настольными или настенными). Электронные и электронно-механические часы также могут быть снабжены дополнительными устройствами.
Книга посвящена в основном ремонту самых распространенных часов — наручных и будильников.
Основные узлы часового механизма
В механических часах таковыми являются: двигатель, основная колесная система, колебательная система или регулятор, спуск или ход, стрелочный механизм, механизм завода пружины и перевода стрелок.
Источником энергии в часах является двигатель.
Он может быть пружинным или гиревым. Заведенный двигатель запасает энергию, а затем через колесную систему передает ее регулятору и стрелочному механизму. Основная колесная система состоит из зубчатых колес (секундного, промежуточного, центрального), передающих энергию от двигателя через спуск на регулятор и стрелочный механизм. Регулятор управляет раскручиванием пружины (или распусканием гири). Спуск, являющийся промежуточным узлом, периодически освобождает зубчатую передачу в колесной системе и передает энергию пружины регулятору. Стрелочный механизм состоит из системы зубчатых колес (переводные, вексельное, часовое) и передает стрелкам движение от основной колесной системы.
Механизм завода пружины и перевода стрелок состоит из заводного вала, барабанного и заводного колеса и системы рычагов. Основание часового механизма — платина, одна из сторон которой называется мостовой, а другая — циферблатной. На мостовой стороне располагаются: двигатель, основная колесная система (или ангренаж), анкерное колесо, анкерная вилка, баланс-спираль, механизм автоподзавода у часов, располагающих такой системой, а на циферблатной — стрелочный механизм, механизм завода пружины и перевода стрелок и календарный механизм, если таковой предусмотрен.
Принцип действия часового механизма
Заводная головка навинчена на заводной вал.
При вращении головки, т. е. при заводе часов, вал тоже вращается, передавая движение на заводное колесо и далее — на барабанное колесо, надетое на вал барабана. На нем крепится внутренний виток заводной пружины, и при вращении колеса пружина накручивается на вал. Когда заведенная пружина начинает раскручиваться, то вращение барабана передается на центральное колесо. Центральное колесо, в свою очередь, вращает колесо промежуточное, а оно — секундное, приводящее в движение секундную стрелку. Затем с секундного колеса движение передается на анкерное колесо, поддерживающее колебания баланса. Наконец, через вексельное колесо движение передается часовому колесу с часовой стрелкой.
Для ремонта часов в домашних условиях вам пригодятся: лупа, несколько отверток с диаметром лезвий от 0,6 до 2 мм, 2–3 пинцета, набор ключей, плоскогубцы, кусачки, напильники, игла, нож, штангенциркуль, приспособления для чистки и смазки (масленка, щетки, резиновая груша и др.). Бензин для смазки можно наливать в обыкновенный чайный стакан, только необходимо плотно закрывать его. В качестве щеток для чистки деталей можно использовать старые зубные щетки.
Глава 1. Ремонт механических часов
Поскольку довольно часто причиной остановки часов является загрязненность механизма, высыхание масла, проникновение влаги внутрь корпуса часов и т. д., то иногда бывает достаточно просто разобрать часы, при этом промыв или смазав их механизм. Перед разборкой часов изучите прилагаемую схему (рис. 1).
Рис. 1. Кинематическая и принципиальная схема механизма часов:
Источник
Как сделать кукушку для часов своими руками
ИНСТРУКЦИЯ ПО РЕМОНТУ ЧАСОВ С КУКУШКОЙ
Инструкция по ремонту содержит краткое описание конструкции механизма 93104 часов гиревых с кукушкой, выпускаемых согласно ТУ 25–07.1059–74, рекомендации по ремонту в часовых мастерских и применению приспособлений, инструмента и материалов, необходимых для ремонта.
I. Краткое описание конструкции часов гиревых с кукушкой
1.1. Часы гиревые с кукушкой состоят из корпуса, деталей внешнего оформления и механизма 93104 представляют собой механические часы с гиревым двигателем, возвратно-крючковым ходом с дополнительными устройствами — боем и «кукушкой», периодом колебания маятника — 0,857±0,002 секунды. 1.2. Продолжительность работы часов от одного предельного поднятия гирь (масса гири 500±30 грамм) не менее 26 часов, при этом расстояние от конца гири, в предельно поднятом положении, до пола или предметов, ограничивающих опускание гири, не должно быть менее 1,82 метра. Заводка часов осуществляется поднятием гирь. Периодичность — один раз в сутки. 1.3. Средний суточный ход при нормальных условиях: температура (20±5) °С относительная влажность от 30 до 80% атмосферное давление 630–800 мм ртутного столба должен быть в пределах ±3 минуты. 1.4. Регулировка периода колебаний маятника (передвижением линзы по стержню) обеспечивает возможность изменения суточного хода часов не менее, чем на 10 минут.
II. Конструктивный состав механизма
Конструктивно механизм 93104 состоит из:и 1) механизма хода 2) механизма боя 3) стрелочного механизма.
2.1. Механизм хода состоит из двигателя, основной колесной системы, хода (спуска), регулятора. 2.2. Механизм боя состоит из двигателя, колесной системы, сигнального устройства. 2.3. Стрелочный механизм состоит из колесной системы.
Позиция 1. Платина передняя Позиция 2. Платина задняя с кронштейном Позиция 3. Кронштейн кукушки со штифтом Позиция 4. Кронштейн маятника со скобой и качалкой Позиция 5. Рычаг-включатель Позиция 6. Валик скобочный со скобой и вилкой Позиция 7. Молоточек механизма боя Позиция 8. Валик с рычагом подъема левого меха Позиция 9. Валик с рычагом подъема правого меха Позиция 10. Колесо приводное Позиция 11. Колесо заводное сигнального механизма Позиция 12. Ветряк Позиция 13. Триб минутный Позиция 14. Колесо вексельное Позиция 15. Колесо останова боя Позиция 16. Колесо среднее с трибом и кулачком Позиция 17. Колесо пятерочное с трибом
Позиция 18. Колесо анкерное Позиция 19. Колесо с кругом счетным Позиция 20. Рычаг поворота кукушки Позиция 21. Вилка Позиция 22. Пружина рычагов боя и замыкания Позиция 23. Пружина кукушки Позиция 24. Подкладка пружины Позиция 25. Триб счетный Позиция 26. Планка кронштейна верхняя Позиция 27. Планка кронштейна нижняя Позиция 28. Скоба качалки Позиция 29. Гайка (колонки) Позиция 30. Шайба упорная Позиция 31. Шайба (вексельного колеса) Позиция 32. Шайба (броши) Позиция 33. Штифт ограничительный Позиция 34. Штифт конический
III. Работа механизма гиревых часов с кукушкой и боем
Работа механизма гиревых часов с кукушкой осуществляется следующим образом. Гири подвешены на крючки цепи, которые надеты на крестик. Крестик, две боковые шайбы, трехлепестковая пружина, собачка не позволяют цепи соскакивать со звездочки. Весь этот узел называется блочком и вращается на оси колеса привода позиция 10 и колеса заводного сигнального механизма позиция 11.
Под тяжестью гири, цепь вращает крестик вместе с колесом привода. Находящиеся на этой же оси колесо вексельное позиция 14 передает вращение трибу минутному позиция 13 и колесу часовому, число оборотов которого в 12 раз меньше числа оборотов триба минутного.
Колесо приводное позиция 10 приводит в движение триб колеса пятерочного позиция 17, передающего движение трибу анкерного колеса позиция 18, с которого получает импульс скоба валика скобочного позиция 6. Скоба через вилку позиция 21 и подвеску передает импульсы маятнику, поддерживая его колебания, скоба периодически затормаживает и освобождает анкерное колесо.
При опускании правой гири цепь вращает крестик блочки, вместе с которой вращается колесо заводное сигнального механизма позиция 11, которое передает вращение колесу среднему с трибом и кулачком позиция 16. Работа механизма боя и кукования заключается в освобождении механизма для начала движения колесной системы, ударов боя и кукования и их прекращения. Механизм боя действует в течение короткого времени после автоматического отпирания, которое производит стрелочный механизм. Для этого в трибе минутном позиция 13 закреплены два штифта. Вращаясь вместе с колесом, каждые полчаса штифты поочередно поднимают двуплечий рычаг рычага-включателя позиция 5.
При подъеме рычаг освобождает штифт колеса останова боя позиция 15 и колесо совершает короткий поворот, в конце которого штифт падает на носик рычага-включателя позиция 5. Когда минутная стрелка подойдет к цифре 12 или 6, штифт минутного триба освободит лежащий на нем двуплечий рычаг. Рычаг падая освобождает штифт колеса останова боя позиция 15 и приводит в действие механизм «кукушки».
Кукование производится следующим образом: меха закрепленных голосов приводятся в движение поочередно, при помощи валиков с рычагами подъема левого и правого мехов позиция 8 и позиция 9, взаимодействующих со здездочкой колеса заводного сигнального механизма позиция 11. Фигура кукушки установлена на поворотном кронштейне кукушки со штифтом позиция 3, приводимом в действие от рычага-включателя позиция 5. При подъеме рычага-включателя в результате поворота кулачка позиция 16, кронштейн кукушки поворачивается и выдвигает кукушку в окно, одновременно открывая дверку. Левый мех при подъеме поднимает изогнутый хвост кукушки, в результате чего фигурка наклоняется. Чтобы кукушка могла куковать в точном соответствии с показанием стрелок часов, в механизме боя имеется счетный круг, соединенный со счетным колесом позиция 19 и вращаемым счетным трибом позиция 25, закрепленным на оси звездочки колеса заводного сигнального механизма позиция 11.
На счетном круге имеются выступы неравной величины, размеры которых определяются количеством требуемых сигналов кукушки и боя. Счетный круг, поворачиваясь, подставляет очередную выемку под рычаг рычага-включателя позиция 5 который, опускаясь вместе с рычагом, стопорит колесо останова боя позиция 15 и все сигнальное устройство.
IV. Разборка гиревых часов с кукушкой
Разборка гиревых часов с кукушкой не представляет трудности. Разборка часов осуществляется в следующей последовательности: 4.1. Снять гири и маятник 4.2. Отвернуть две гайки минутной стрелки и снять стрелки 4.3. Снять крючок крепления птички к дверки панели. 4.4. Отвернуть шурупы от панели, снять корпус 4.5. Отвернуть механизм от панели 4.6. Отвернуть звуковые камеры от планок 4.7. Снять тяги 4.8. Разборка механизма осуществляется в обратном порядке сборки механизма
V. Сборка и регулировка гиревых часов с кукушкой
5.1. Сборка и регулировка механизма гиревых часов с кукушкой представлена в таблице 1.
Сборка механизма
Технические требования механизма
Оснастка
1. В платину переднюю позиция 1 вставить рычаг-включатель позиция 5, надеть муфту упорную на валик, конец валика вставить в отверстие рычага в проточку валика вставить шайбу (броши) позиция 32 и закрепить
Поставить колесо приводное позиция 10, колесо пятерочное с трибом позиция 17, колесо анкерное позиция 18, колесо заводное сигнального механизма позиция 11, колесо среднее с трибом и кулачком позиция 16 колесо останова боя позиция 15
Взять платину заднюю с кронштейном позиция одеть на колонки, цапфы трибов и валиков. Закрепить механизм гайками и проверить зацепление.
Зуб звездочки колеса заводного сигнального механизма позиция 11 должен быть расположен напротив ближней колонки (нижней, левой)
Срез на кулачке колеса среднего позиция 16 должен быть совмещен со срезом носика рычага-включателя позиция 5. Штифт колеса останова боя позиция 15 должен располагаться по диагонали, проведенной от верхней левой колонки к нижней правой
Плоскогубцы люфтовочные, плита латунная
VI. Возможные неисправности механизма и их устранение
6.1. В таблице 2 перечислены возможные неисправности механизма, способы их устранения. 6.2. Требования к отремонтированному механизму. 6.2.1. Средний суточный ход при нормальных условиях должен быть в пределах ±3 минуты в сутки. 6.2.2. Регулировка периода колебаний маятника (передвижением линзы по стержню) должна обеспечивать возможность изменения суточного хода часов не менее, чем на 10 минут. 6.2.3. Показания часовой и минутной стрелок должны быть согласованы между собой. При совмещении минутной стрелки с 12-часовой отметкой шкалы циферблата отклонение часовой стрелки от этой отметки не должно превышать половины минутного деления или угла 3° при отсутствии минутных делений. 6.2.4. Кукование и бой должны соответствовать показанию стрелок. Отклонение времени начала действия кукования и боя от показания стрелок не должно быть более 2 минут у часов первой категории и 1 минуты у часов высшей категории качества. 6.2.5. Звуки кукования и боя не должны издаваться одновременно. 6.2.6. Крепление механизма в корпусе должно быть прочным, исключающим его перемещение или качание при заводке
VII. Смазка механизма часов
Смазать цапфы валиков, трибов и скобу маслом часовым МЦ–3 или МЗП–6 по ГОСТ 7935–74. Масло дозировать в каждую точку по 1 капле маслодозировкой.
Наименование возможных неисправностей
Вероятная причина неисправности
Устранение неисправности
1) Неправильно установлены часы на стене
2) Загрязнение механизма, приводящие к значительному увеличению трения в колесной передаче и остнову механизма
3) Скоба валика скобочного со скобой и вилкой позиция 6 сработалась
1) Установить часы строго вертикально, чтобы подвеска маятника не касалась кромок отверстия в корпусе и добиться равномерного стука хода и одинаковых размахов маятника в обе стороны
1) Промыть детали и узлы механизма в бензине, смазать опорные поверхности маслом МЦ–3 ГОСТ 7935–74
1) Заменить валик скобочный со скобой и вилкой
1). Хвост кукушки соскочил с верхней подвижной плоскости левой звуковой камеры
2). Ослабла пружина кукушки позиция 23
1). Хвост кукушки вывести на поверхность голоса и слегка потянуть влево
2). Усилить пинцетом пружину кукушки путем смещения на 1–2 оборота