- Как сделать лодку «Романтика» более удобной для рыболова
- Усовершенствование разборной лодки «Романтика»
- Усовершенствование разборной лодки Романтика — выявляем суть
- Достоинства
- Характеристики моторной лодки «Романтика»
- Недостатки
- Кривые буксировочного сопротивления W и качества К при различной центровке лодки
- История и цели создания
- Теоретический чертеж лодки «Романтика»
- Технические характеристики лодки «Романтика 3»
- Фотографии мотолодки «Романтика»
- Внешний вид и особенности конструкции
- Лодка «Романтика» на видео
Как сделать лодку «Романтика» более удобной для рыболова
Усовершенствования серийных лодок
С интересом познакомился с публикациями об усовершенствовании лодки «Романтика» (см. здесь). Четыре года назад, выбирая небольшую лодку для выходов на рыбалку в Финский залив, я остановился именно на «Романтике». Подытоживая опыт многолетней эксплуатации, могу с уверенностью сказать — эта лодка полностью оправдала мои надежды. Финский залив с его ветрами, настоящей морской волной представляет серьезную опасность и для более серьезных мотолодок, чем моя «Романтика». Поэтому в ее конструкции пришлось кое-что усовершенствовать или переделать. Мне кажется, что такой опыт может быть интересен для любителей, плавающих не только на лодке «Романтика», но и на других небольших суденышках.
Лодку я решил держать в Зеленогорске недалеко от берега, а не возить её после каждого выхода на рыбалку в Ленинград. Так моя «Романтика» стала неразборной, потому что все стыки были для водонепроницаемости заделаны эпоксидной смолой. Для более удобной доставки к берегу и обратно я поставил свою «Романтику» на три колеса. В носовой части в районе стыка установил два легкосъемных колеса от мопеда (во время плавания я их снимаю и укрепляю вдоль бортов изнутри лодки), а на транце — третье поворотное, которое представляет собой рулевое колесо с рулем от детского самоката. Оно также снимается и убирается в лодку.
Устройство модернизированной лодки «Романтика»
1 — передние колеса от мопеда, предназначенные для перевозки; 2 — ветровое стекло с откидывающимся тентом; 3 — якорная лебедка; 4 — вращающееся сиденье для рыболова; 5 — крепление гребных весел по-походному; 6 — заднее поворотное колесо от детского самоката.
Для защиты в непогоду от ветра и брызг я сделал ветровое стекло (оргстекло в обрамлении из дюралевого угольника), по верху которого дополнительно крепится складной тент наподобие кабриолетного. На изготовление его пошел брезент от лодочного чехла, шесть лыжных палок и каркас тента от детской коляски. Не однажды я попадал на 2-метровую волну и, идя под «Салютом», оставался сухим — стекло и тент уберегали от брызг, а способность лодки легко, как поплавок, отыгрываться на волне спасала от заливания волной.
Я страстный рыболов, поэтому свои другие усовершенствования я старался делать с таким условием, чтобы удобно себя чувствовать во время рыбной ловли. Журнал в свое время писал об удобных вращающихся креслах, мне понравилась эта идея и я решил тоже сделать крутящееся кресло на базе спортивного круга «Грация», который продается свободно в спортивных магазинах. На нем легко поворачиваться в любую сторону, перекидывать удочки с борта на борт. У кресла удобная съемная спинка от детской раскладушки с регулируемым углом наклона. При необходимости я в нем даже сплю, подкладывая под голову надувную резиновую подушку, которая обычно используется как подголовник. Основанием кресла служат два полиэтиленовых сливных бачка, в которые можно положить пойманную рыбу, всякие рыболовные мелочи и т. д.
Во время движения под мотором я остаюсь в кресле, моя «Романтика» оборудована самодельным рулевым управлением и ДУ газом. При таком размещении достигается оптимальная центровка.
Для удобной работы с якорем и для предотвращения опасного дифферента лодки при подъеме и отдаче якоря я сделал небольшую якорную лебедочку, установленную под рулем. На нее наматывается около 40 м капронового шнура, который пропускается через лыжную палку и далее к клюзу и якорю. Быстро отдать или поднять якорь также можно не вставая с кресла.
Весла и багор я изготовил тоже из лыжных палок. Во время похода они крепятся с наружной стороны борта на привальный брус (в нем сделано отверстие для фиксации уключины весла), а сама лопасть к борту плотно прижимается резиновым ремнем.
После переделки лодки я представил ее инспектору НТИ и получил разрешение на удаление от берега до 3 км (500 м по паспорту) и плавание при волне высотой до 0,5 м (по паспорту 0,25 м).
Очень сожалею, что давно исчез из продажи 5-сильный «Прибой», а 2-сильный «Салют» слабоват.
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Источник
Усовершенствование разборной лодки «Романтика»
Вот уже добрых два с половиной десятка лет я провожу отпуск на берегу Оки. Восемнадцать лет останавливался в Жайске — километрах в сорока ниже Мурома, а затем перебрался против Нискова, это немножко ниже Горбатова (многие, вероятно, слышали о знаменитых горбатовских вишнях). Были у меня и «Казанка», и «Прогресс» с «Вихрем». Но годы уже не те. Стало нелегко управляться с тяжелым катером и мотором. Трудно с бензином, а его на отпуск надо 600-700 л. Постоянные проблемы (по крайней мере — у нас в Горьком) со стоянкой — никаких удобств, заправки горючим нет, охрана, прямо скажем, неважненькая. Да и рука, искалеченная на фронте, с годами стала больше давать о себе знать.
И вот весной 1978 г. я в «Спорттоварах» увидел небольшую, ярко окрашенную, разборную лодочку с немного наивным названием — «Романтика» (см. описание мотолодки «Романтика» здесь, описание лодки «Романтика-2» здесь ). Все части лодки укладывались в компактный пакет, помещенный в брезентовый чехол, и при весе 45 кг ее можно было свободно перевозить на верхнем багажнике легкового автомобиля — факт, имеющий немаловажное значение для меня как автотуриста. Привлекала реклама: легкая, остойчивая, достаточно вместительная, простая в сборке (всего каких-то 60 болтов!), да и по цене весьма приемлемая — 160 руб.
Но среди посетителей магазина — опытных водномоторников — больше слышалось критики в адрес лодки и ее конструкторов, чем похвалы. Переборка поперек кокпита, продольная передняя банка, неудобное сидение водителя,— как-то все это «не так»! А попробуйте собрать лодку, когда идет дождик или печет солнце! Нужно, не торопясь, аккуратно вставить в несовмещающиеся на неровном берегу отверстия болты, навинтить на них около шестидесяти гаек. Да и внешний вид «Романтики» казался далеко не романтичным — то ли лапоть какой-то, то ли сапог средневекового рыцаря. Тем не менее, мы с сыном решились на покупку.
Первая приятная неожиданность: пакет с лодкой легко вошел по диагонали в кабину лифта и без проблем был поднят на восьмой этаж, где и занял «мертвый» уголок перед дверью нашей квартиры. Можно хранить лодку на балконе или в лоджии, но там она все-таки отнимает полезную площадь.
К тому времени пятисильный «Прибой» уже почему-то был снят с производства. И мы приобрели «Спутник» — компактный, надежный, экономичный и так далее, как обещала реклама. Тем не менее, двух лошадиных сил для «Романтики» оказалось явно недостаточно, лодка шла со скоростью 5-8 км/ч, едва выгребая на быстрых перекатах Оки. Огорчало и то, что в открытый кокпит попадала дождевая вода, а при стоянке на берегу — песок. Острые кромки металлических бортов резали руки.
Но обнаружились и неожиданные достоинства. Лодка оказалась остойчивой, можно было работать со спиннингом, стоя во весь рост, не опасаясь совершить «оверкиль». Испытали мы ее и на максимальную грузоподъемность, однажды переправив через реку (соблюдая элементарные правила безопасности) четверых взрослых людей с небольшим багажом. На веслах лодка передвигалась при глубине около 20 см.
Дальше — больше. Решили мы использовать «Романтику» для путешествий по малым рекам, которыми изобильна Горьковская область: автомобилем лодку, груз и двух человек «забрасывать» поближе к истоку какой-либо речки, а оттуда на веслах, не спеша, в течение девяти-двенадцати дней спускаться до Оки или Волги и дальше уже под мотором в облюбованный лагерь на берегу. Для осуществления этой идеи требовалось улучшить комфортабельность лодки.
Зимой, собрав «Романтику» прямо в комнате, мы в течение пяти дней сделали достаточно удобный тент. Дуги тента изготовили из лыжных дюралевых палок. Для того, чтобы изгиб дуг получился плавным, без морщин, места закруглений заливали стеарином, а после изгиба стеарин выплавляли.
Дуг всего две. Задняя, более короткая, обеспечивает высоту тента 80 см над бортом. Тент в откинутом состоянии сворачивается на палубе у переднего края кокпита. Нижняя кромка передней «стенки» тента при помощи алюминиевого уголка наглухо крепится к корпусу лодки болтиками М5.
В поднятом положении тент крепится всего на четырех крючках. Для них на транце вместо штатных болтиков поставили рым-болты. Тент можно поставить только над передней частью кокпита — вещи и пассажир оказываются под крышей, а рулевой (в плаще, конечно) управляет лодкой, глядя поверх тента. Справа сзади в тент вшита «молния» — дверь. В передней «стенке» тента имеется небольшой иллюминатор.
Достаточно положить весла вдоль лодки на носовую и кормовую переборки, на весла — слани, на слани — два полунадутых матраца, на них байковое и ватное одеяла и готова отличная постель на двоих — «лучше, чем дома»! Под сланями остается достаточно места для снаряжения. Продукты размещаются в носовом отсеке. Все время омываемый водой, он оказывается своеобразным холодильником.
Заменили мы и мотор на «Ветерок-8». С ним «Романтика» преобразилась. Полностью загруженная (два человека, продукты на девять дней, постель, теплые вещи, канистра бензина) лодка развивала скорость 18 км/ч. Порожнем с двумя человеками на борту, «Романтика» легко выходит на глиссирование, не уступая в скорости «Казанкам» под «Нептуном». По спокойной воде лодка оставляет за собой длинный, ровный пенный след, не давая боковых волн от скул. К сожалению, только по спокойной воде. При волне в каких-то 10-15 см глиссирование практически становится невозможным: как на безрессорной телеге по новой булыжной мостовой — зубы клацают, сидеть больно. Сказывается плоское днище.
Для более легкого выхода на глиссирование за кормой были установлены две транцевые плиты из дюраля. Однако это оказалось излишним — достаточно переместиться на несколько секунд вперед, к носу, и лодка грациозно ложится параллельно воде, набирая скорость.
О. Ярчевский, «Катера и яхты», 1983 г.
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Источник
Усовершенствование разборной лодки Романтика — выявляем суть
Лодка «Романтика» призвана была стать идеальным судном для большинства регионов СССР и покрыть острый дефицит большинства населения. Лодка планировалась в качестве недорогого, с высоким уровнем безопасности, простого в использовании и удобного плавсредства. По задумке небольшие размеры и вес лодки «Романтика» позволят активно использовать её для рыбаков, а также для прогулок по воде. Это судно пришло на смену «Калужанке», которая послужила прототипом.
Достоинства
- Главное преимущество данного мотосудна — портативность. Его можно разобрать на три довольно компактных сегмента, которые вкладываются друг в друга и пакуются в чехол. Вес конструкции в таком состоянии всего 45 кг. На крыше машины либо в багажнике перевезти еще проще
- Жесткий корпус алюминиево–магниевого сплава устойчив к ударам днища о воду, различные камни или коряги
- Плоскодонка имеет просторный кокпит, в котором два человека будут чувствовать себя комфортно
- Несмотря на небольшие размеры, носовой багажник вместительный, способен вмещать в себя немало груза
- По отзывам владельцев, картоп в режиме глиссажа устойчив на поворотах
- Плоское дно дает возможность подходить к самому берегу и не совершать акробатические номера, рискуя замочить ноги. Широкий форпик удобен для спуска на сушу и позволяет пассажирам выходить прямо на землю
- Экономичность в уходе и обслуживании. Двигатель «ест» незначительное количество топлива из–за своей малосильности, не требует дорогих тримов или иных приспособлений
- Внутреннее пространство оформлено минималистически, ничего лишнего: открытый кокпит, переносные сиденья, отсутствие полочек для вещей. Такое обустройство оправдывает предназначение плавсредства и не предусматривает наличие затратных «наворотов»
Характеристики моторной лодки «Романтика»
Длина наибольшая, мм | 2640 |
Ширина наибольшая, мм | 1100 |
Высота борта на миделе, мм | 450 |
Высота транца, мм | 400 |
Угол килеватости днища на транце | 0° |
Допустимая мощность ПМ, л. с. | 5 |
Масса с оборудованием без мотора, кг: | 45 |
Полное водоизмещение, кг | 260 |
Давно назрела потребность в недорогой и безопасной, простой в эксплуатации, удобной для транспортировки и хранения моторной лодке минимальных размеров. Попытка создать такую двухместную мотолодку для любителей водных прогулок, охотников и рыбаков-спортсменов была сделана в 1973 г. на Долгопрудненском машиностроительном заводе. Проектирование ее велось с использованием в качестве исходного варианта «Калужанки», разработанной конструкторами этого же предприятия. Лодка получила название «Романтика».
Лодка «Романтика», изготовленная с применением штамповки и сварки из алюминиево-магниевого сплава АМг-6Б толщиной 1,2 мм, сделана разборной: по длине она состоит из трех секций, каждая из которых в свою очередь может быть разобрана на части (носовая — на две, средняя и кормовая — на три). Неразборные днищевые секции корпуса кончаются переборками, высота которых равна высоте борта до фланца; на переборках, как и на транце, выштампованы гофры. Эти секции соединяются между собой болтами, после чего на горизонтальный фланец ставятся носовая палуба и верхние части корпуса, крепится подмоторная доска, укладываются решетчатые слани и сиденье. Два человека, не торопясь, полностью собирают лодку за 30—40 минут.
Части корпуса вкладываются одна в другую и вместе со всем снабжением лодки упаковываются в чехол. Получается пакет с габаритами 1165 X 920 X 370 мм, который можно уложить на багажник любого автомобиля, перевозить в автобусе или пригородной электричке.
Разборная лодка «Романтика» приспособлена для установки подвесного мотора мощностью 2—5 л. с, который крепится к деревянной транцевой доске толщиной 32 мм. Полезная грузоподъемность ее составляет при ходе на веслах 215 кг, а при использовании мотора «Прибой» — 175 кг.
Отработке обводов корпуса придавалось большое значение. Носовые обводы «Романтики» выполнены по рекомендации ЦАГИ, в опытовом бассейне которого проводились буксировочные испытания первого варианта натурной лодки на скоростях до 29 км/час. При скорости выше 22 км/час лодка полностью выходила на режим глиссирования (правда, при этом начиналось замывание закругленных бортов). Следует отметить достаточно высокое значение гидродинамического качества корпуса (К = 6,5 — 7) в диапазоне больших скоростей. При буксировочных испытаниях было выявлено, что для выхода на глиссирование выгоднее носовая центровка.
Недостатки
- Крепление транца вертикальное, без наклона. Вследствие этого есть некоторое нарушение гидродинамики: ощутимая «кобра» на старте. Как правило, обладатели данной модели изменяют угол наклона подмоторной доски, тем самым исправляя положение
- В статическом положении остойчивость плохая. Для того, чтобы ее улучшить, приходится модифицировать катер и осмотрительно им управлять: не ставить ПМ сильнее положенного, не превышать быстроту хода, придерживаться рекомендаций по погодным условиям и среде обитания
- Капитанам не нравится излишний шум под двигателем
- Низкий уровень мореходности, хотя разработчики долго испытывали свое творение и дали положительный прогноз по использованию его в морской среде. Появление неспокойной воды сводит на нет ходовые качества. Есть много случаев, когда эти моторки переворачивались и тонули далеко от берега в штормы
- Сильный дельфин на полной скорости
- По причине низких бортов палуба занижена, что приводит к заливанию ее водой при боковой волне
Фото лодки Романтика:
Кривые буксировочного сопротивления W и качества К при различной центровке лодки
О форме корпуса «Романтики» дает представление приводимый эскиз теоретического чертежа. На большей части длины лодки (от шп. 4 в корму) обводы постоянные: днище плоское (с волнообразными гофрами для повышения жесткости конструкции), скула скруглена, борта (в поперечных сечениях) образованы дугами окружности. А вот носовой части корпуса для обеспечения наилучших мореходных качеств придана более сложная форма: днище сделано килеватым, гофрировка кончается, килевая линия от шп. 4 поднимается по прямой и затем плавно переходит в почти вертикальный форштевень. Носовая часть лодки запалублена. Фланцы соединения верхних и нижних частей, имеющие ширину 25 мм, при движении на волне служат своеобразными брызгоотражателями.
История и цели создания
В 1970–х годах советские конструкторы начали экспериментировать с портативностью мотосуден, применяя различные приемы для решения этой задачи. Изменялось количество посадочных мест, размеры, строение каркаса. Самыми оригинальными были такие идеи: использование в качестве материала тонкого картона, оклеенного тканью, складное судно и, наконец, секционная сборка.
Воплощением последней концепции занялись инженеры Долгопрудненского машиностроительного завода. Разработка должна была удовлетворять ряд требований.
- Мобильность, подразумевающая легкую перевозку на транспорте или своими силами
- Небольшие размеры для удобства хранения даже в малогабаритной квартире или маленьком гараже
- Максимальная простота в управлении
- Остойчивость, необходимая рыбакам, охотникам или тем, кто предпочитает водные прогулки. Необходимо было добиться возможности спиннинговать стоя, либо на ходу производить выстрелы
- Практичность
- Невысокая стоимость производственного процесса и реализации
Результатом продуктивной и старательной работы стала алюминиевая лодка с красивым названием «Романтика», сошедшая с конвейера в 1973 году. Она полностью соответствовала своему предназначению и довольно скоро приобрела популярность в определенных кругах. Тушинский машиностроительный завод решил подкрепить успех, через год выпустив модификацию плоскодонки с номером «2».
Также можно услышать про версии «3» и «4», но это названия «народных» доработанных модификаций, в которых владельцы добавляли 5–й и 6–й сегменты. Сегодня российским брендом Malutka изготавливается «Романтика Н» — картоп длинной от 2,8 до 3,5 м с несколько иными характеристиками, однако в целом сохраняющий основные принципы прототипа.
Теоретический чертеж лодки «Романтика»
«Романтика» хорошо ведет себя на волнении высотой 0,25 м при любых курсовых углах; при этом кокпит не заливается и не забрызгивается. Для проверки безопасности плавания были проведены специальные испытания лодки при пересечении ею кильватерных волн от проходящих мимо судов, в частности — на крутой волне, создаваемой быстроходным катером типа «КС». Было установлено, что и в этих условиях мотолодка не имеет тенденции к опрокидыванию, т. е. ее можно эксплуатировать на судоходных реках.
«Романтика» обладает достаточно высокой поперечной остойчивостью: начальная метацентрическая высота при водоизмещении 260 кг равна 1,1 м.
Непотопляемость обеспечивается блоками пенопласта, размещенными под носовой палубой и в кормовой секции.
Моторная лодка «Романтика» легко управляется как на спокойной воде, так и на волне, обладает хорошей устойчивостью на курсе. С двумя человеками на борту при перекладке мотора «Прибой» на борт диаметр циркуляции на полном ходу составляет 1,5—2 длины корпуса, а с одним человеком — три длины.
Жесткая «притуплённая» палуба в носу позволяет пассажирам выходить по ней на берег. В носовом отсеке имеется небольшой багажник. Лодка «Романтика» оборудована переносным мягким поролоновым сиденьем для водителя. Для размещения пассажира предназначена продольная передвижная банка (на которой могут расположиться и двое). Эта банка оказалась весьма удобной при гребле.
С лодки удобно ловить рыбу спиннингом стоя и купаться — можно нырять с борта и влезать через борт; достоинством «Романтики» является также и то, что ее довольно просто вытаскивать на берег и спускать на воду.
Лодка достаточно экономична и пригодна для сравнительно далеких прогулок: с мотором «Прибой» два человека, располагая 20-литровым баком топлива, покрывали расстояние около 70 км, а один — совершал 160-километровый переход.
Лодка комплектуется черпаком, спасательным линем, аптечкой с инструментом для сборки и разборки, а также запасными частями.
М. Б. Масеев, В. С. Тимофеев, «Катера и яхты», 1974, №03(049).
Технические характеристики лодки «Романтика 3»
Лодка «Романтика 3» не поступала в заводское изготовление. Третья модель наименована самими мастерами, которые добавляли пятую секцию к конструкции. Длина судна составляет практически 4 м. При увеличении габаритов многие владельцы устанавливают моторы мощностью в 10 л. с.
Фотографии мотолодки «Романтика»
Мотор «Ветерок-8М» на лодке «Романтика»
Внешний вид и особенности конструкции
Лодка «Романтика» имеет неплохие технические характеристики. Конструкция произведена из АМг–6Б. Это сплав с отличной пластичностью и средней прочностью, не поддающийся воздействию коррозии. Хорошо ведет себя в процессе сварки, но шов чуть менее прочный, чем у других магналиев. В то же время он — самый легкий из алюминиевых сплавов и идеально подходит для данной модели. Толщина обшивки судна «Романтика» — 1,2 мм. Этот показатель свидетельствует о достаточно ощутимом качестве корпуса, способном отходить сезон с минимальными повреждениями. Ее можно разобрать на три части: носовую и две задние.
Форпик разделен на 2 фрагмента, средняя и кормовая — на три. Сборка выполняется следующим образом: от днищевых поверхностей вертикально вверх поднимаются переборки, которые выполняют функцию бортов и поперечных перегородок. На них выштампованы гофры, здесь они присутствуют вместо ребер жесткости. Переборки соединяются между собой болтами, сначала все нижние детали, потом к ним монтируются палуба, элементы кокпита, транцевая доска. Все необходимые инструменты и крепежные детали присутствуют в наборе при покупке.
После разборки блоки вкладываются друг в друга «по принципу матрешки» — маленький в средний, а он — в большой и т.д. Чехол с ними занимает пространство приблизительно метр на метр. Капитан с помощником на монтаж катера потратят всего 30 или 40 минут. Обводы «Романтики» выполнены в непривычной для обычного судостроения форме. Дно почти до самого носа плоское, имеет штампованные продольные «волны». В этой части конструкции скула скруглена, борта в разрезе повторяют очертания окружности. От четвертого шпангоута к носу очертания меняются: днище приобретает угол наклона, гофры исчезают, килеватость плавной линией переходит к форштевню. Фланцы широкие, 2,5 см, выполняют функцию брызгоотбойников. Такая конструкция показала на испытаниях высокое значение гидродинамического качества корпуса на полной скорости в режиме глиссирования.
Кокпит обширный за счет отсутствия рундуков и ниш по бортам. Есть мобильная банка, на которой могут расположиться, при желании, 2 человека. Впереди сидит водитель. Багажник находится в запалубленном отсеке, доступ к нему — под торпедой. Больше мест для хранения личных вещей нет. Транец — цельный элемент кормового сегмента. Он усилен доской толщиной 3,2 см из дерева. Проектировался под отечественный «Прибой» с мощностью от 2 до 5 лошадиных сил.
Модификация «2» была длиннее на 86 см, ширину оставив прежней. Высота транца стала стандартной, 38 см. Пассажировместимость увеличилась на одного человека. Двигатель предусматривался уже 8–сильный. В целом, обводы, величину борта на миделе и общее строение разработчики оставили такими же точно с единственным отличием — одной дополнительной секцией. Однако, вес стал тяжелее и перевозка картопа стала труднее.
Лодка «Романтика» на видео
Лодка «Романтика» и электромотор Minn Kota 40lb
Источник