- Как сделать микшерный пульт своими руками
- Виды микшеров
- Пассивный микшер
- Микшерные пульты активного типа
- Простой активный микшерный пульт
- Двухканальный моно-микшер
- Микшерное устройство для нескольких микрофонов
- Многоканальный стерео-микшер
- Печатная плата
- Лучшие микшерные пульты
- Делаем акустический экран для микрофона своими руками
- Виды микшеров
- Простейшая схема с одним светодиодом
- Как сделать активный микшер
- Малошумящий микрофонный УНЧ на транзисторах
- Как делать пассивный звуковой пульт
- Микрофонный стерео-вход
Как сделать микшерный пульт своими руками
Микшерный пульт (от англ. mixing console), в обиходе «микшер» — это электронный прибор, с помощью которого можно суммировать и свести воедино несколько аудио-сигналов. Устройства такого типа широко используются в сфере звукозаписи и концертном звукоусилении. Применяются они и в тех случаях, когда необходимо осуществить маршрутизацию сигналов. Конечно же, можно приобрести такое устройство в специализированных магазинах, но если у потенциального пользователя стесненные обстоятельства, либо есть желание, необходимые познания в электротехнике и требуемые материалы, то собрать микшерный пульт своими руками также возможно. Все подробности процесса – в материале далее.
Виды микшеров
На отечественном рынке представлено огромное количество самых разнообразных микшерных устройств: аналоговые и цифровые, концертные и студийные, бюджетные и профессиональные и т. д. Что они собой представляют и как подключаются к соответствующему оборудованию, можно прочитать в также в этом разделе. Однако несложно изготовить простой микшерный пульт и своими руками, о чем и пойдет речь далее.
Для смешивания аудиосигналов можно использовать как пассивный, так и активные микшерные устройства. При этом наиболее простым является пассивный микшер, не имеющий в своем составе ни источника питания, ни выходного усилителя. Другими словами, пассивный микшерный пульт — это прибор, предназначенный для работы с предварительно усиленными аудиосигналами.
Активный микшерный пульт GLAY PMX-6USB
Активные микшерные устройства используются в тех случаях, когда необходимо озвучить конкретное пространство. По своей сути он представляет собой законченное схемотехническое и конструктивное решение, позволяющее справиться с определенной задачей.
На заметку! От пассивного микшера активные устройства отличаются наличием тракта звукового усиления, который включает в себя усилитель мощности и акустическую систему.
Существует достаточно много разновидностей активных микшеров, например:
- звукорежиссерские;
- студийные;
- диджейские и пр.
В зависимости от своего назначения профессиональные микшерные пульты оснащаются различными устройствами для обработки и регулировки звука. К числу стандартных органов управления относятся:
- фейдеры (регуляторы громкости);
- эквалайзеры (темброблоки);
- регуляторы уровня предварительного усиления, компрессии и т.д.
Узкоспециализированные микшерные устройства предоставляют пользователю больше возможностей по обработке звука в каждом канале. Для этого изготовители встраивают в них один или несколько процессоров эффектов, с помощью которых можно наложить на аудио сигнал имитацию эха, реверберации, хоруса (хоровое звучание музыкальных инструментов), фланжера («летящее» звучание) и пр.
На заметку! В зависимости от назначения микшеры могут встраиваться в стойку (рэковые модели) либо располагаться на столе, в кейсе или на любой другой поверхности (консольная конструкция).
Рэковый микшер Behringer pmp1680s
Пассивный микшер
Пассивный микшер имеет одну из самых простых электрических схем, собрать которую по силам даже начинающему радиолюбителю. Она полностью состоит из отечественных деталей (6 резисторов, причем три из них должны быть регулируемыми), купить которые можно на любом радиорынке. Типичная схема представлена на фото ниже.
Устройство, собранное по такой схеме, дает возможность смешивать два сигнала, поступающих от микрофона или магнитного звукоснимателя (несимметричный низкоомный вход Х1) и какого-нибудь внешнего источника звука, например, линейного выхода тюнера, плеера и пр. (вход Х2). При этом их чувствительность составляет:
- вход Х1 — порядка 2-3 мВ;
- вход Х2 — около 150 мВ.
Чтобы получить низкий уровень шумов и минимизировать влияние электромагнитных наводок, все элементы схемы нужно тщательно экранировать. Лучше всего соединять радиоэлементы между собой экранированным проводом, а собранную схему поместить в кожух, сделанный из магнитомягкого материала. Уменьшение величины соотношения «сигнал/шум» обеспечивается также за счет того, что подвижные контакты переменных резисторов R1 и R2, с помощью которых устанавливаются необходимые уровни входных сигналов, соединяются (смешивание каналов) между собой через резисторы R3 и R4.
Совет! В качестве регуляторов уровня сигналов лучше использовать движковые переменные резисторы (R1, R2, R5). Это позволит визуально (по положению ползуна) оценивать соотношение уровней входного и выходного сигналов. При этом рекомендуется металлические корпуса этих резисторов соединить с общим проводом электрической схемы и с корпусом самого микшера.
Микшерные пульты активного типа
Электрические схемы активных микшеров значительно сложнее пассивных, однако и среди них можно найти такие, которые по силам собрать радиолюбителям, имеющим определенный опыт в изготовлении печатных плат, а также в сборке и настройке радиоэлектронных устройств.
Простой активный микшерный пульт
Наиболее простой активный микшерный пульт можно сделать из радиоэлементов, выпускаемых отечественной промышленностью. Схема электрическая принципиальная такого устройства приведена на фото ниже.
От пассивного аналога эта схема отличается большим количеством входов и наличием усилителя мощности, собранного на 3-х транзисторах КТ3102Б. Коэффициент усиления при этом определяется соотношением «величина сопротивления резистора R7/сопротивление источника аудиосигнала».
На заметку! Вместо постоянных резисторов R1-R5 можно применить переменные резисторы с тем же номинальным сопротивлением. А вместо транзисторов КТ3102Б можно использовать транзисторы КТ315Б или КТ342Б.
При необходимости количество входов можно увеличить путем подключения к конденсатору С1 необходимого числа резисторов с номинальным сопротивлением 4,7-10к.
Двухканальный моно-микшер
Монофонический микшер на 2 канала, электрическая схема которого с перечнем необходимых радиоэлементов приведена ниже, можно использовать для смешивания сигналов от микрофона и какого-либо источника аудиосигнала, например, при озвучивании любительских фильмов и пр.
Необходимые радиодетали с номиналами:
Электрическая модель этого самодельного микшерного устройства содержит микросхему AN7609, которая состоит из 2-х усилителей. Один из них усиливает сигнал, поступающий с микрофона, а второй выполняет роль сумматора. Входные сигналы регулируются переменными резисторами Р1-Р3 с номинальным сопротивлением 47к.
На заметку! Собрать монофоническое микшерное устройство будет несколько сложнее, так как для этого понадобится печатная плата, которую необходимо изготовить самостоятельно из фольгированного текстолита.
Фото этой платы приведено ниже.
Микшерное устройство для нескольких микрофонов
Иногда при озвучивании тех или иных мероприятий или помещений возникает потребность в сведении воедино сигналов, поступающих от находящихся в разных местах микрофонов. В этом случае может помочь простой 3-х канальный микшер, собранный на базе операционного усилителя К157УД2. Он может быть изготовлен даже методом объемного монтажа на простом листе картона.
Приведенная ниже электрическая схема устройства предполагает подключение трех микрофонов, однако их количество по желанию пользователя может быть легко увеличено или уменьшено путем несложных преобразований.
Каждый микрофонный вход имеет регулятор уровня сигнала и подключен к операционному усилителю DA1.1, выполняющему роль сумматора. Умноженный операционным усилителем сигнал затем подается на темброблок, в состав которого входят переменные резисторы VR5 (НЧ) и VR6 (ВЧ) номиналом 100к каждый. Амплитудно-частотная характеристика темброблока приведена на графике.
С резисторов темброблока сигнал подается на буферный повторитель (DA1.2), а затем на линейный выход, к которому можно подключить магнитофон либо усилитель.
При изготовлении данного микшерного устройства можно использовать радиоэлементы любого типа. Например, вместо микросхемы К157УД2 подойдет любой аналог с соответствующими цепями коррекции. Что касается регуляторов уровня VR1-VR3, то лучше всего использовать исполнения, в которых заложена логарифмическая зависимость изменения величины сопротивления (СП2-6 и аналогичные). А в качестве регуляторов тембра VR5, VR6 подойдут переменные резисторы, имеющие линейную зависимость величины сопротивления (СП2-5 и их аналоги).
Многоканальный стерео-микшер
При необходимости сведения воедино аудиосигналов от нескольких источников (микрофоны, DVD-тюнер, видеомагнитофон, синтезатор и пр.) и передачи полученного сигнала, например, на персональный компьютер, можно сравнительно быстро собрать простой многоканальный стерео-микшер активного типа. Приведенная ниже электрическая схема этого устройства предусматривает наличие 2-х микрофонных входов MICRO 1 и MICRO 2 и четырех линейных входов LINEA 1-LINEA 4, к которым можно подключать различные источники аудиосигналов.
К особенностям этого микшерного устройства можно отнести:
- дополнительное усиление сигналов, поступающих с микрофонных входов, операционными усилителями (микросхема TL072 или любой другой малошумящий операционный усилитель);
- возможность предварительного прослушивания любого из каналов путем переключения их на наушники DJ (переключатели S1A, S1B-S6A, S6B).
Печатная плата
Чтобы собрать вышеприведенные микшеры, предварительно нужно разработать и изготовить печатную плату. Ее фото, как со стороны печатных проводников, так и со стороны деталей приведены ниже.
Фото платы со стороны дорожек
Фото платы со стороны деталей
Печатная плата изготавливается из одностороннего фольгированного текстолита. Разводку токопроводящих проводников осуществляют при помощи специальной программы DipTrace, которую можно скачать из Интернета. После прорисовки печатных проводников их наносят на фольгированную поверхность текстолита и приступают непосредственно к процессу изготовления печатной платы.
Важно! Печатная плата с правильно подобранными и установленными радиоэлементами не нуждается в регулировке и начинает работать сразу после ее размещения в корпусе.
Резюмируя вышеизложенный материал, следует отметить, что своими руками можно не только осуществлять ремонт радиоэлектронной техники, но и самостоятельно изготавливать достаточно сложные приборы. Для этого необходимо обладать электротехническими познаниями в объеме выше среднего уровня, а также необходимым инструментом и сноровкой в выполнении тонких работ. А для тех, кому необходимо наглядное пособие, в общем доступе в Сети выложены видео-ролики с процессом создания микшерного пульта в домашних условиях, которые сняты отечественными самодеятельными конструкторами.
Лучшие микшерные пульты
Soundcraft Signature 12 аналоговый 12-канальный микшер на Яндекс Маркете
Аналоговый микшер Yamaha MG12XU на Яндекс Маркете
Soundcraft EPM8 микшерный пульт, 8 моно + 2 стерео входа, микрофонные предусилители GB-30 на Яндекс Маркете
Soundcraft EFX8 микшерный пульт с процессором эффектов на Яндекс Маркете
Аналоговый микшер Eurosound Compact-4USB на Яндекс Маркете
Источник
Делаем акустический экран для микрофона своими руками
Микшерный пульт предназначается для смешивания нескольких аудио сигналов. К примеру, его применяют, если нужно озвучить любительский фильм, или требуется голосовое сопровождение дискотеки, для экскурсоводов, для караоке, чтобы подключить музыкальный инструмент к компьютеру и т.д. Микшер используется при звукозаписи и для проведения концертов, когда звукорежиссеру требуется выставить оптимальные параметры звука для зала. Исходя из сказанного, понятно, что данный аппарат является незаменимым, и использование его многогранно.
В продаже имеется огромное количество моделей, как для профессионалов, так и для обычных пользователей. Но для начинающих музыкантов или просто любителей караоке цены на аудио оборудование кажутся достаточно высокими. Поэтому для домашнего использования микшер можно сделать своими руками.
Виды микшеров
По своей сути, микшерные пульты бывают двух основных типов.
- Пассивные, которые не имеют в своей конструкции усилительного модуля. Такие устройства предназначены для работы над уже усиленным сигналом. Пассивные пульты используются в случаях, когда необходимо смешать несколько сигналов с высоким уровнем, поскольку они работают только на ослабление сигнала.
- Активные, которые имеют блок усиления и работают с сигналами низкого уровня, то есть не усиленными. Поступающий на вход аппарата сигнал усиливается предусилительным модулем. Также, благодаря источнику питания, в таких устройствах есть возможность применять микросхемы и транзисторы, что заметно расширяет их функциональность, если сравнивать с пассивными пультами.
Активные микшеры с успехом применяются в студиях, на концертах, где решают различные задачи по обработке и усилению сигнала, его индикации и коммутации, а также для фантомного питания микрофонов (конденсаторных). Именно активные модели получили набольшее распространение. Некоторые из них имеют встроенный процессор цифровых эффектов, который еще больше расширяет возможности звуковой аппаратуры.
Простейшая схема с одним светодиодом
Для начала следует разобраться с простой схемой цветомузыки, собранной на одном биполярном транзисторе, резисторе и светодиоде. Питание на неё можно подавать от источника постоянного тока напряжением от 6 до 12 вольт.
Работает данная цветомузыка на одном транзисторе по принципу усилительного каскада с общим эмиттером. Возмущающее воздействие в виде сигнала с изменяющейся частотой и амплитудой поступает на базу VT1. Как только амплитуда колебаний превышает некоторое пороговое значение, транзистор открывается и светодиод вспыхивает.
Недостаток данной простейшей схемы состоит в том, что темп мигания светодиода полностью зависит от уровня звукового сигнала. Другими словами, полноценный цветомузыкальный эффект будет наблюдаться только на одном уровне громкости. Снижение громкости приведёт к редкому подмигиванию, а увеличение – к почти постоянному свечению.
Как сделать активный микшер
Простейший самодельный микшер, притом активный (с усилителем мощности), можно спаять при определенных навыках за 20 минут. Схема его довольно проста и приведена на следующем рисунке.
На коэффициент усиления в данной схеме влияет отношение сопротивления, которое имеет резистор R7 к сопротивлению источника сигнала. Если вам 5-ти входов мало, то увеличить их количество просто: к конденсатору C1 нужно подключить требуемое число резисторов, как постоянных, так и переменных (по желанию).
Транзисторы, приведенные на схеме, вполне заменяемы транзисторами с маркировкой КТ315Б или с маркировкой КТ342Б.
Малошумящий микрофонный УНЧ на транзисторах
На рисунке 2 представлен пример схемы УНЧ на транзисторах. В первых каскадах транзисторы работают в режиме микротоков, что обеспечивает минимизацию внутренних шумов УНЧ. Здесь целесообразно использовать транзисторы с большим коэффициентом усиления, но малым обратным током.
Это могут быть, например, 159НТ1В (Iк0=20нА) или КТ3102 (Iк0=50нА), или аналогичные.
Рис. 2. Схема УНЧ на транзисторах и варианты подключения микрофонов: а УНЧ на транзисторах, б — подключение динамического микрофона, в — подключение электретного микрофона, г — подключение удаленного микрофона.
Элементы для схемы на рисунке 2 :
- R1=43к-51к, R2=510к (подстройка, Uкт2=1.2В-1,8В),
- R3=5.6к-6.8к (регулятор громкости), R4=3к, R5=750,
- R6=150к, R7=150к, R8=33к; R9=820-1.2к, R10=200-330,
- R11=100к (подстройка, Uэт5=Uэт6=1.5В),
- R12=1 к (подстройка тока покоя Т5 и Т6, 1-2 мА);
- С1=10мкФ-50мкФ, С2=0.15мкФ-1мкФ, С3=1800,
- С4=10мкФ-20мкФ, С5=1мкФ, С6=10мкФ-50мкФ, С7=100мкФ-500мкФ;
- Т1, Т2, Т3 -159НТ1 В, КТ3102Е или аналогичные,
- Т4, Т5 — КТ315 или аналогичные, но можно и МП38А,
- Т6 — КТ361 или аналогичные, но можно и МП42Б;
- М — МД64, МД200 (б), МЭК-3 или аналогичный (в),
- Т — ТМ-2А.
Использование подобных транзисторов позволяет обеспечить не только устойчивую работу транзисторов при малых коллекторных токах, но и достичь хороших усилительных характеристик при низком уровне шумов.
Выходные транзисторы могут использоваться как кремниевые (КТ315 и КТ361, КТ3102 и КТ3107, и т.п.), так и германиевые (МП38А и МП42Б и т.п.). Настройка схемы сводится к установке резистором R2 и резистором RЗ соответствующих напряжений на транзисторах: 1,5В — на коллекторе Т2 и 1,5В — на эмиттерах Т5 и Т6.
Как делать пассивный звуковой пульт
Пассивный микшерный пульт не требует питания, и его конструкция является настолько простой, что даже начинающие радиолюбители смогут его спаять. Если посмотреть на электросхему устройства, то становится понятно, что в основе данного пульта лежит резистивный принцип. Аппарат способен смешивать 2 сигнала, которые поступают от микрофонного входа X1 (несимметричного) и от входа Х2, к которому может быть подключен внешний источник.
Вход X1 является низкоомным с чувствительностью около 2-3 мВ. К этому входу можно подключать разного рода низкоомные источники: звукосниматели, гитарные адаптеры и прочие. Также его можно использовать для микрофона. Вход X2 имеет чувствительность около 150 мВ. К нему обычно подключаются линейные выходы плееров, тюнеров и т.д.
Суммируемый сигнал, приходящий от обоих источников, снимается с помощью резистора R5, после чего он поступает на выход (X3) к устройству записи или воспроизведения.
Для работы данной схемы питание не требуется. Для достижения минимального уровня шумов все элементы должны быть хорошо экранированными. За счет незначительных помех, которые могут образовываться между каналами, соотношение сигнал/шум – является приемлемым. Контакты переменных резисторов R1 и R2, которые являются подвижными, объединяются через 2 резистора – R3 и R4. Это уменьшает их влияние друг на друга во время смешивания.
Следует обратить внимание на то, что у резисторов (переменных) R5, R1 и R2 металлические корпуса, и они должны быть соединены как между собой, так и с корпусом гнезда X1. Кроме этого, они соединяются с общим проводом схемы, а также с корпусом микшера. Для этой схемы рекомендуется использовать тип переменных сопротивлений, не круглых, в которых регулятор движется прямолинейно. Это делается, в большей степени, для удобства, чтобы визуально оценивать положение регулятора, и определять таким образом уровень сигнала.
Микрофонный стерео-вход
Начнём с того, что «мало кто знает», но «по мнению экспертов» и «британские учёные доказали», что микрофонный вход в любой материнской/звуковой плате является стерео-входом, т.е. к нему можно/нужно подключать два электретных микрофона:
Причём компьютерный микрофонный вход предназначен именно для электретных капсюльных микрофонов (внутри которых есть полевой транзистор-усилитель), а звуковая карта подаёт на каждый из двух входов гнезда MIC IN напряжение в 1.7-2.7 вольта (для питания микрофона). При этом тот факт, что вход стерео явным образом не упоминается в мануалах материнок, отчего народ в интернете иногда недопонимает ситуации:
На Фото 1 кусок из мануала про звуковые входы-выходы, встроенные в материнскую плату Asus M2NPV (2007-го года). Тут мы видим, что микрофонный вход может быть даже и выходом в режиме подключения 5.1 акустики. Ну, а то, что он на вход является стерео и имеет по 2.16 вольт (в отсутствие нагрузки) на каждом из двух контактов входа (3.5mm Stereo Jack) — это проверено реализацией стерео-микрофона по Схеме 1 (Стереомикрофон своими руками! Хай-енд технология доступна каждому!
Источник