Как сделать мини джип своими руками

Особенности мини-багги

Если вы впервые слышите о мини-багги, то следует кое-что прояснить. Мини-багги – это вид транспортных средств без кузова. Их основным предназначением является езда по автокроссам из гравия и грунта. Несмотря на свои небольшие габариты, мини-багги может развить довольно высокую скорость и передвигаться не только по ровным трассам, но и по пересечённой местности.

Особенности

Мини-багги очень мобилен и компактен. Обычно вес машины не превышает 300 кг. Достигается это за счёт полного удаления кузова, после чего остаются только колёса, рама, двигатель и водительское место. Это средство передвижения довольно маленькое и рассчитано, как правило, на одного человека.

Именно за счёт своего небольшого веса мини-багги может развивать довольно приличные скорости. И это с учётом того, что на большинстве из них стоит мотор от мотоцикла, а также есть самодельные варианты с мотором даже от бензокосы.

Кроме того, можно сказать, что мини-багги чаще всего являются самодельными передвижными устройствами. На данный момент существует ряд фирм, занимающихся полноценным выпуском подобного рода транспорта, однако подавляющее большинство технических умельцев предпочитает создавать их самостоятельно. Одной из причин такого обстоятельства является экономия средств. При этом стоит отметить факт, что покупной мини-багги обычно куда мощнее самодельных. На такой мини-машинке можно кататься по любой пересечённой местности, а отдельные модели могут даже ездить по скалам не хуже, чем настоящий джип.

Но здесь многое зависит от мастера, решившего заняться созданием баги, а также от материалов, которые он для этого использует.

Как сделать своими руками?

Найти сейчас чертежи для создания мини-багги в интернете не является проблемой. Умельцы со всей страны предлагают различные варианты того, как можно создать мини-багги из скопившегося в гараже технического хлама.

Можно найти кучу разных моделей багги: с двигателем от мотоцикла, с бензобаком от бензопилы, а также более серьёзные варианты с двигателем от малогабаритного автомобиля и размерами под стать двигателю.

Хотя двигатель – не самая главная проблема при создании мини-багги, так как его берут уже готовым. Труднее всего дело обстоит с рамой авто: её приходится чаще всего делать с нуля.

Для создания рамы обычно берут профильные трубы и сваривают их так, чтобы вышел каркас. Помимо самой рамы, нужно будет позаботиться о ступицах под тормозной диск, креплениях для двигателя, рулевой тяге и кресле. И это только начало.

После этого нужно будет установить руль, тормоза, двигатель, коробку передач и объединить все в работающую систему. Такая работа не составит сложностей для человека, который хорошо разбирается во внутреннем устройстве машин, однако для новичка просто схемы может не хватить. Особенно в тех случаях, если собирать придётся что-то похожее на схему, ведь вряд ли у мастера и автора идеи будут в наличии одинаковые детали.

Советы

Если вы всё же решились сделать багги своими руками, то позвольте дать несколько советов, о которых забывают мастера из интернета.

  • Не забывайте о безопасности. Любой двигатель требует к себе осторожного обращения. В случае аварии он может загореться или даже взорваться. А в мини-багги он находится в непосредственной близости от водителя. Поэтому позаботьтесь хотя бы какой-то защитой между вами и мотором. В профессиональных машинах, например, за креслом водителя устанавливают огнеупорную панель.
  • Как гласят государственные требования безопасности и правила КиТТ, на багги нельзя устанавливать протекторы с повреждением или восстановленным рисунком, покрышки от сельскохозяйственных машин, а также любые противоскользящие средства. Если вас заметят на таком багги, то штрафа избежать не удастся. А ещё нужно установить на багги габаритные и стоп-огни.
  • Из-за отсутствия кузова ремни безопасности в багги – жизненно необходимая деталь. Для безопасной езды должны быть установлены два ремня с креплениями в четырёх точках. Ещё рекомендуется надевать шлем во время езды.

Помните: когда вы создаёте транспортное средство своими руками, вся ответственность за него лежит целиком на вас.

Как сделать мини-багги своими руками, смотрите в видео.

Источник

МИНИ-ДЖИП «ПОНИ»

Так уж случилось, что автомобиль в нашей стране становится все в меньшей степени средством передвижения и все в большей — предметом роскоши. Его доступность для человека среднестатистического достатка — не биржевика, не предпринимателя, не банкира — приближается к нулевой. Те сотни тысяч рублей, что просят сегодня за любую «тачку», уже не накопить никакими «трудами праведными».

Можно, конечно, приобрести подешевле битую-перебитую — и потом несколько лет восстанавливать ее. Но есть и другой способ — сделать автомобиль самостоятельно. Надо сказать, что самодельщики в качестве образца для конструирования чаще всего выбирают автомобиль типа «джип». И это понятно: незамысловатые внешние формы, упрощенная компоновка, большой внутренний объем по сравнению с легковушками других типов — все это привлекает.

А при всем том — такие машины даже с единственным ведущим мостом обладают повышенной проходимостью за счет большого клиренса. За последние несколько лет редакция «М-К» познакомила читателей с целым рядом таких машин. Сегодня мы представляем вам еще одну, созданную нашим читателем В. Г. Шандером.

Подписчиком журнале «Моделист-конструктор» я являюсь уже вот более десяти лет. Как и все самодельщики, очень люблю этот журнал, с удовольствием изучаю все его номера. И вот впервые сам решился выступить в роли автора, чтобы познакомить читателей «М-К» со своей разработкой.

Мини-джип «Пони» (компоновка)

Это — мини-джип, получивший впоследствии название «Пони». Разумеется, тех чертежей и фотографий, что вы видите здесь, в журнале, явно недостаточно для того, чтобы изготовить по ним машину, однако, как мне кажется, большего и не нужно. Мой опыт подсказывает, что никто никогда не пользуется журналом как альбомом рабочих чертежей. Самодельщики, как правило, по публикациям изучают опыт других самодеятельных конструкторов: выясняют возможности использования готовых агрегатов, подбирают наиболее интересные самодельные узлы и детали, перенимают наиболее эффектные дизайнерские приемы. И только после этого начинают конструировать свою машину в соответствии с тем комплектом серийных узлов, которые удалось достать.

Читайте также:  Игла для гильоширования своими руками

Чтобы создать машину, мне потребовалось всего лишь шесть месяцев, — и уже два сезона «Пони» вполне успешно эксплуатируется.

Вот самые главные пункты технического задания, которые я составил для себя перед конструированием машины: вместительный салон, простота конструкции, высокая технологичность при самостоятельном изготовлении, использование недефицитных деталей, узлов и материалов, минимальные затраты при изготовлении и дешевизна при эксплуатации. Как мне кажется, все эти требования мне удалось выполнить прежде всего потому, что автомобиль компоновался по типу «джипа». О вместимости машины говорит хотя бы то, что в салон свободно входит большая детская коляска, а по бокам от нее располагаются еще двое моих детей. Словом, в машину входит вся семья из пяти человек.

Передний мост:
1 — амортизационная стойка, 2 — стакан, 3 — полуось, 4 — крестовина, 5 — рычаг рулевой трапеции, 6 — подшипники № 7205К, 7 — корпус, 8 — ступица, 9 — наконечник

Автомобиль «Пони» оснащен двигателем ИЖ-ПЗ от мотоколяски СЗД, расположенным спереди. Привод осуществляется на передние колеса (в последнее время такой привод стал основным практически для всех легковушек).

Кузов машины представляет собой пространственную ферму, сваренную из круглых и квадратных труб различных сечений. После сварки каркас обшивался фанерой и оклеивался стеклотканью с помощью эпоксидной смолы. Днище, колесные ниши и двери обшиты оцинкованной жестью.

Машина имеет два капота — большой и малый. Большой закреплен на каркасе с помощью пяти болтов и снимается при крупном ремонте двигателя или подвески, что значительно облегчает доступ ко всем расположенным под ним агрегатам. Ну а малый капот — для легкого ремонта и профилактического осмотра двигателя.

Защитные стекла фар вырезаны из оргстекла и имеют вид неправильных четырехугольников — они придают машине вполне современный вид. Впрочем, как и декоративная решетка, позаимствованная от автомобиля ВАЗ-2108. Третья дверь, расположенная в задней стенке кузова, незаменима при перевозке грузов. Лобовое стекло мини-джипа — от мотоколяски СЗД. Сиденья — также от этой машины, однако они значительно выше расположены от уровня пола по сравнению с СЗД. От мотоколяски и рулевой механизм — самодельное только рулевое колесо.

Пол салона автомобиля зашито линолеумом на тканевой основе. Стены облицованы виниловой кожей (по ватиновой подложке), «пришитой» декоративными гвоздями, что придает салону нарядный вид.

Передняя подвеска мини-джипа самодельная, типа «мак-ферсон» или «качающаяся свеча». Две телескопические стойки сделаны из перьев передней вилки мотоцикла М-106. В верхней своей части они укорочены на 120 мм, после чего на них была нарезана такая же резьба, как и на удаленных частях. Пружина — от задней подвески автомобиля ЗАЗ-968, причем длина ее на четверть меньше, чем у штатной «запорожской» пружины. Нижняя шаровая опора от рулевой тяги автомобиля ГАЗ-53. Надо сказать, что амортизаторы передней вилки мотоцикла не рассчитаны на гашение колебаний автомобиля такой массы, поэтому параллельно им пришлось установить гидрогасители от мотороллера «Электрон».

Телескопическая стойка при поворотах сама поворачивается вокруг своей оси, поэтому в верхней своей части она соединяется с неподвижными элементами при помощи бронзовых шайб, между которыми заложена консистентная смазка. Могу сказать, что за два сезона следов износа я там не замечал.

Нижний рычаг передней подвески сварен из водопроводных труб 3/4″ и закреплен на раме с помощью самодельных сайлент-блоков. Для сборки их использовалась специально изготовленная оправка для запрессовки резины (куска резинового шланга), которая осуществляла это под большим давлением. Шарнирный узел получился весьма надежным — во всяком случае, до сих пор нарушений в его работе пока не возникло.

Поворотные рычаги от мотоколяски С3Д приварены к стакану, с помощью которого амортизатор крепится к поворотному кулаку. С одной стороны стакан разрезан по высоте для того, чтобы обеспечить предельное обжатие амортизатора. Амортизатор дополнительно фиксируется сливным болтом, закручиваемым в амортизатор через отверстие в стакане.

Функцию шарниров равных угловых скоростей выполняют крестовины, позаимствованные от рулевого вала автомобиля ЗИЛ-130.

Каркас мини-джипа «Пони»
Справа внизу – каркас большого капота

Переднее расположение двигателя оказалось исключительно удачным для автомобиля такой конструкции. Улучшенное охлаждение мотора, рациональное использование подкапотного пространства и внутреннего объема салона, а помимо этого — вместо троса управления сцеплением появилась возможность установить жесткую тягу, что значительно более надежно. Трос — да и то очень короткий — остался лишь в системе управления дроссельной заслонкой карбюратора двигателя и воздушной заслонкой карбюратора.

Электрооборудование «Пони» практически такое же, как на мотоколяске СЗД, только генератор постоянного тока я заменил на генератор переменного тока. Задние габаритные фонари и фары — от мотороллера «Электрон». Указатели поворотов и повторители — от автомобиля «Жигули»; приборная панель — от ЗАЗ-968А.

Тент сшит из виниловой искусственной кожи; задняя часть тента открывается при помощи замков «молния» и кнопок.

Машину мою пока можно назвать полуоткрытой, поскольку в ее дверях нет стекол, сделать их — моя первоочередная задача. Намереваюсь я также утеплить тент и установить на машину обогреватель для эксплуатации ее в зимних условиях.

Читайте также:  Детский полицейский костюм своими руками

Технические данные мини-джипа «Пони»

Полная масса, кг: 640

Максимальная скорость, км/ч: 70

Тип двигателя: ИЖ-ПЗ

Мощность, л. с.: 14

Колеса — от мотоколяски СЗА

Тормоза — колодочные, гидравлические, на все колеса

Рулевое управление — шестерня с рейкой (передаточное число 10,5)

В. ШАНДЕР, руководитель технического кружка

Источник

МИНИ-ДЖИП: ТЯНУТЬ, А НЕ ТОЛКАТЬ!

Автомобили типа «джип» всегда привлекали самодеятельных автоконструкторов своей ярко выраженной функциональностью: как говорят, джип — это машина «по преимуществу». Ну и, конечно, незамысловатостью внешних форм и полным отсутствием поверхностей двойной кривизны — и, следовательно, простотой изготовления кузова из любого листового материала, вместительным внутренним пространством. Словом, машина с обликом джипа всегда будет предпочтительной для тех, кто приступает к созданию своего самого первого транспортного средства. Решил было и к разработать автомобиль с кузовом как у джипа. Однако при прорисовке машины оказалось, что незамысловатость ее внешних форм только кажущаяся и создать истинно оригинальный кузов очень и очень сложно. Все мои «дизайнерские» изыски приводили в конце концов к появлению на ватмане машины явно кустарного вида. Пришлось в итоге обратиться к классическим образцам, взяв в качестве основы знаменитый «виллис» сороковых годов. И в самом деле, мне ли, в общем-то, дилетанту в автодизайне, тягаться с профессионалами, создавшими своего рода эталонный облик этого транспортного средства.

Свой автомобиль я намеревался проектировать с самым широким использованием узлов и агрегатов мотоколяски СЗД. Сопоставление ее колеи и колеи «виллиса» выявило коэффициент пересчета размеров, после чего на чертежной доске появились контуры моего автомобиля, практически повторяющие в соответствующем масштабе контуры прототипа. Правда, к моему большому сожалению, сделать мини-джип масштабной копией «виллиса» не удалось: размеры колес, антропометрические параметры водителя и пассажиров, расположение на машине двигателя и других агрегатов — все это заставляло вносить все новые и новые коррективы в конструкцию. В итоге получился автомобиль, сделанный, в сущности, «по мотивам» легендарного джипа, который получил (может быть, несколько странное для такой машины) название «Эльф-ТХ». Его-то я и хочу представить на суд читателей журнала «Моделист-конструктор».

Несколько слов о технических данных моего репликара (так называют машины, копирующие внешние признаки старинных автомобилей). «Эльф-ТХ» — это четырех местная двухдверная машина. Конструктивная схема — переднеприводной автомобиль рамной конструкции с расположенным спереди двигателем принудительного воздушного охлаждения рабочим объемом 350 куб. см. Кузов машины — комбинированный, деревянно-металлический. Передний и задний мосты мини-джипа практически одинаковы — и тот и другой сделаны на базе переднего моста мотоколяски СЗД. Передний мост джипа, правда, значительно изменен, с тем чтобы можно организовать привод на передние колеса. Как это получилось — показано на чертежах моей машины.

Рама машины состоит из четырех крупных узлов: центрального, переднего, заднего и подрамника для крепления двигателя. Центральный и передний узлы рамы сварены из стальных труб диаметром 45 мм, задний — из труб диаметром 25 мм, подрамник — из стальных швеллеров 40×60 мм и стальных полос толщиной 3 мм. Центральный, передний и задний узлы рамы имеют стыковочные узлы, позволящие с помощью болтов и гаек сочленять их вместе с передним и задним мостами в единый узел, как это показано на чертеже рамы. Подрамник, сваренный из стальных швеллеров и деталей, согнутых из листовой стали, устанавливается в передней части рамы на три стыковочные площадки — две из них располагаются на переднем узле рамы, и одна — на центральном. Монтаж подрамника осуществляется с использованием резиновых прокладок, в какой-то степени уменьшающих влияние вибраций двигателя на раму машины.

Задний мост джипа представляет собой, как уже упоминалось, переделанный передний мост мотоколяски СЗД, что позволило сделать машину с однотипной подвеской передних и задних колес.

Передний мост — ведущий. В сочетании с передним расположением двигателя такая компоновка показала себя исключительно удачной. Здесь и более интенсивное охлаждение двигателя, и более рациональное использование объема автомобиля, и значительно более надежное управление двигателем с помощью коротких и жестких тяг вместо тросов. Да и проходимость машины с передним приводом несколько выше, чем у автомобилей с ведущими задними колесами.

Привод от главной передачи на передние колеса осуществляется с помощью карданных валов с шарнирами равных угловых скоростей, которые были спроектированы с использованием крестовин от рулевого вала автомобиля ЗИЛ-130.

Колеса также от мотоколяски СЗД, и единственное их отличие от штатных — расширенный на 40 мм обод, что позволило улучшить проходимость машины.

Рис.1. Переднеприводной мини-джип «Эльф-ТХ».

Рис.2. Компоновка мини-джипа:

1 — двигатель ИЖ-ПЗ с воздушным охлаждением, 2 — топливный бак емкостью 10 л (на базе алюминиевой канистры), 3 — зеркало (от мотоцикла «Урал»), 4 — рулевое колесо, 5 — правое переднее сиденье (показано в откинутом вперед положении), 6 — левое (водительское) сиденье, 7 — пассажирский диван, 8 — запасное колесо, 9 — канистра емкостью 10 л, 10 — задний бампер, 11 — задняя часть рамы мини-джипа, 12 — глушитель, 13 — задний мост (на базе переднего моста мотоколяски СЗД), 14 — выхлопная труба, 15 — рычаг включения заднего хода, 16 — центральная часть рамы мини-джипа, 17 — рычаг переключения коробки передач, 18 — блок из трех педалей (газ—тормоз—сцепление), 19 — передний мост (на базе переднего моста мотоколяски СЗД и ступиц заднего моста), 20 — передняя часть рамы мини-джипа, 21 — подрамник двигателя.

Рис.3. Рама автомобиля:

Читайте также:  Как сделать двигающееся пугало своими руками

1 — задние узлы стыковки кузова и рамы.(стальные пластины толщиной 4 мм), 2 — задняя часть рамы, 3 — стыковочный узел задней части рамы, 4 — задний мост автомобиля, 5 — стыковочный узел центральной части рамы, 6 — болт с гайкой и шайбой для стыковки центральной и задней части рамы, 7 — стыковочный узел задней части рамы, 8 — стыковочный узел центральной части рамы, 9 — продольные балки центральной части рамы, 10 — кронштейны крепления блока рукояток управления автомобилем, 11 — кронштейны крепления блока педалей управления автомобилем, 12 — подрамник для крепления двигателя, 13 — передний мост автомобиля, 14 — балки передней части рамы, 15 — передний бампер, 16 — стыковочный узел крепления подрамника, 17 — передний стыковочный узел центральной части рамы, 18 — стыковочный узел передней части рамы, 19 — косынка, 20 — поперечина для крепления подрамника, 21 — поперечина для крепления блока педалей. А — устройство стыковочного узла рамы.

Рис.4. Кузов мини-джипа «Эльф-ТХ».

Каркас сварен из стальных труб диаметром 18 х 1,5 мм и труб прямоугольного сечения 18 х 36 мм (поперечины рамы ветрового стекла). Обшивка — фанера толщиной 4 мм, закрепленная на каркасе винтами с резьбой М5. Пол — из фанеры толщиной 10 мм.

Кузов «Эльфа» смешанной конструкции — со стальным трубчатым каркасом и фанерной обшивкой. Для каркаса использовались трубчатые заготовки диаметром 16…20 мм с толщиной стенки 1,5…2 мм. Сварка — газовая. Для монтажа каркаса желательно использовать простейший стапель, который представляет собой участок ровного пола с аккуратно вычерченной на нем плановой проекцией рамы. По мере подготовки элементов нижней части каркаса они закрепляются на полу и слегка прихватываются сваркой друг к другу. Для фиксации элементов верхней части каркаса использовались деревянные козелки, гвозди и мягкая вязальная проволока. В процессе сборки проводился постоянный контроль геометрии и — при необходимости — рихтовка каркаса. Окончательная проварка швов осуществлялась короткими симметричными «шажками»: шов на правой стороне — симметричный шов на левой стороне, и так до окончательной готовности каркаса.

Полностью готовый каркас обшит фанерой толщиной от 4 до 6 мм. Крепление ее на каркасе — винтами с резьбой М5 (головка — «потайная»). Для зашивки поверхностей с большой кривизной фанерные заготовки желательно предварительно замачивать в воде.

Готовый кузов шпаклюется и обтягивается слоем стеклоткани по эпоксидной смоле, после чего еще раз шпаклюется эпоксидной шпаклевкой, вышкуривается, грунтуется и окрашивается. Практика показала, что при этом лучше всего пользоваться алкидными автоэмалями, не требующими для сушки специальных термокамер.

Съемная часть кузова также имеет трубчатый каркас с фанерной зашивкой боковин. Однако по такой технологии невозможно отформовать обшивку крыши, которая представляет собой поверхность двойной кривизны. Чтобы создать оболочку такой формы, самодеятельные автоконструкторы, как правило, пользуются болванами или матрицами, создание которых является задачей весьма и весьма трудоемкой (такая технология чаще всего используется при изготовлении небольшой серии из нескольких машин). Для выклеивания же единственной крыши имеет смысл воспользоваться упрощенной технологией изготовления выпуклых поверхностей, о которой в свое время упоминалось в журнале «Моделист-конструктор». Повторю вкратце некоторые этапы этой любопытной технологии.

После сварки каркаса съемной части кузова верхняя его рама — та, что является периметром крыши,— затягивается полиэтиленовой пленкой и закрепляется на каркасе клеящей лентой-скотчем. Далее каркас переворачивается, и по пленке выкладываются небольшие лоскуты стеклоткани, пропитанные эпоксидным связующим. Выкладку следует начинать из условного центра крышевой панели и вести к периферии, прижимая выклеенный участок лоскутом полиэтиленовой пленки, а поверх него — горкой сухого речного песка При этом надо все время контролировать кривизну поверхности крыши, определяемую силой тяжести и упругостью полиэтиленовой пленки, добиваясь перераспределением песка по поверхности выклейки получения оболочки желаемой формы. После отверждения эпоксидного клея пленка снимается — и крыша готова. Ее остается только окрасить. При необходимости (если крыша получилась недостаточно жесткой) оболочка усиливается вклеенным изнутри кузова стрингером из деревянной рейки сечением 20×20 мм.

Боковины съемной части кузова зашиваются фанерой точно так же, как это было сделано на главной его части — с помощью винтов с «потайной» головкой. Двери также имеют трубчатый каркас и фанерную обшивку.

Кузов изнутри оклеивается упаковочным или строительным пенопластом, а затем обтягивается искусственной кожей. Двери с внутренней стороны также заполняются пенопластом, а затем зашиваются 3-мм фанерой и искусственной кожей.

Все три сиденья автомобиля самодельные, сваренные из стальных труб диаметром 20 мм. Каркас обтянут резиновой лентой, вырезанной из старой камеры грузовика, поверх ленты приклеен поролон, и затем подушки обтянуты искусственной кожей. Правое переднее (пассажирское) сиденье закрепляется так, чтобы его можно было откидывать вперед для посадки пассажиров на задний диван.

Система управления — автомобильного типа. Рулевое управление типа СЗД, тормоза также мотоколясочные, гидравлические, с приводом на все четыре колеса. Справа от водителя смонтированы две рукоятки — переключателя коробки передач и включения заднего хода. Привод от них к соответствующим агрегатам — с помощью жестких тяг. Жесткой тягой соединяется также педаль выключения сцепления с соответствующим механизмом. Привод дроссельной заслонки карбюратора — комбинированный: жесткая тяга и трос в боуденовской оболочке.

Электрооборудование «Эльфа» выполнено по типу мотоколяски СЗД. Фары — от мотороллера «Тулица», передние подфарники («поворотники») — от мотоцикла ИЖ, задние «габариты» в совокупности с «поворотниками» и стоп-сигналами — от старого грузовика. Как оказалось, такой комплект световых приборов вполне соответствует облику прототипа моего мини-джипа — «виллиса».

Игорь КАРАМЫШЕВ, инженер

Источник

Оцените статью