Как сделать накосник своими руками
ДЗР/Дети Земли РУССКОЙ запись закреплена
Рубрика Своими руками
НАКОСНИК СВОИМИ РУКАМИ
СТАРИННАЯ РУССКАЯ ТЕХНИКА ВЫШИВКИ БИСЕРОМ(ШИТЬЕ ПО БЕЛИ)
Здесь рассматривается воссоздание девичьего свадебного головного убора (перевязка и накосник) по историческим аналогам. Из старинных техник применяются шитье по бели (белым бисером по х/б шнуру), шитье речным жемчугом и шитье канителью (тонкой проволочной пружинкой, иногда можно найти в церковных лавках).
Вот исторический образец накосника (украшение, которое одевалось на конец косы у девушек)
из Государственного Исторического музея. Девичий накосник, Север России. XVIII-XIX вв.
Шитье по бели.
Старинная русская техника жемчужного и бисерного шитья. Сажают жемчуг на настил, который прокладывают тонким х/б шнуром (можно скрутить самостоятельно из нескольких нитей) белого цвета вдоль всего рисунка. Часто такой настил называют «бель». Обычно настил под жемчуг/бисер выглядит как сдвоенная нить, пришитая тонкой белой ниткой к ткани поперечными стежками через край на расстоянии примерно 1 см друг от друга.
Если рисунок сложный, с многочисленными завитками, удобнее пройти его сначала одинарной нитью бели, а потом, разворачиваясь на концах элементов, удваивать, прикрепляя нить в шахматном порядке относительно первой (рис. 12). И в первом и во втором случае мы получаем двойной настил.
На закрепленную в начале мотива двойную тонкую нить нанизываем нужное количество жемчужин. Затем пришиваем ее к настилу другой, прочной ниткой, делая поперечные стежки «на проем», охватывающие бель, после каждого зерна. Жемчужины / бисеринки должны плотно сидеть на настиле, не болтаться, для этого обе нити — и ту, на которую бусины нанизаны, и нить прикрепа — следует все время подтягивать во время работы. Не следует пытаться пришивать жемчужины слишком часто, они не должны касаться друг друга.
Переводим узор и контуры накосника на основную ткань – золотистый репс. Плотно прикалываем кусок репса к основе – двунитке. Шитье будет проходить через обе эти ткани.
Готовим бель. Я для этого раскрутила обычные бельевые х/б веревки.
Начинаем пришивать бель к ткани по контуру рисунка.
Начинаем сажать бисер на бель. Для этого берем две иголки – бисерную, на которую нанизываем белый перламутровый бисер (тонкая белая синтетическая нитка), и тонкую швейную (прочная капроновая белая нить, ей будем приметывать бисеринки к бели).
Верхний «колокольчик», который в оригинале заполнен золотым шитьем, заполняем золототканой парчой.
Обшиваем изделие тонким золотым шнуром по контуру внутри и снаружи, вокруг всех узоров бели и т.д. – в соответствии с историческим оригиналом.
Далее работу ведем тонкой бисерной иголкой и леской. На этом этапе удобнее выполнять работу разными материалами – стеклянными стразами, перламутровыми бляшками, канителью по узору.
Одиночные бусины нанизываются на двойные прочные нити (типа ЛЛ) и пришиваются несколькими стежками (насколько позволяет диаметр бусины) таким образом, как показано на рисунке.
Окантовка канителью стразов, бусин и бисера
Для этого выведите иглу с нитью вплотную к бусине, нанижите на нее канитель. Обведя бусину канителью, убедитесь в том, что концы канители плотно смыкаются, не образуя зазора. Вводите иглу перпендикулярно ткани (то есть в месте ее выхода из ткани) или, если возможно, под небольшим углом, как бы углубляясь в полость канители на 1–2 мм. В этом случае нить прикрепа стягивает оба канительных среза, не оставляя им возможности цепляться краями и портиться. Чтобы канитель не соскакивала с бусины или страза, ее прикрепляют короткими поперечными стежками в одном или нескольких местах (в зависимости от размера).
Чтобы придать изделию форму, из плотного картона вырезается шаблон по форме.
Вырезаем заднюю сторону накосника. Для этого берем двунитку (опять же, под основу) и золотисто-серебристую парчу, из которой будет изготовлена перевязка. Вырезаются по форме с припуском 1,5 см.
По этому же размеру вырезаем лицевые ткани изделия (репс и двунитка). Далее складываем заготовки слоями: парча, двунитка, склеенная из картона форма, двунитка, репс с вышитым узором. Все это сметываем вплотную к картонной форме.
Обрезаем края всех тканей на расстоянии ок. 3-4 мм. от обметочной нити (и края картона соответственно), плотно обметываем.
Источник
Украшение Вышивка Накосник — девичье русское народное украшение на косу-процесс Бисер Бусины Кружево Ткань
Готовая работа — вышивка по бели
Начало работы. Шнуром выкладывается рисунок — бель.
Пришивание бусин — выкладывание по бели
Расшивка накосника бусинами и бисером
Почти готово. Очсталось собрать.
Накосник на настоящей русской косе. Празднование Масленницы — февраль 2015, Калгари, Канада. Девичью повязку, которая на девушке, тоже я делала, также как и стилизованный сарафан, который шился специально, чтобы одеваться на верхнюю одежду (пальто, шубу..).
Русское народное украшение на косу — накосник. Изготовила специально для праздника Масленница, который впервые в этом году отмечали в Калгари, в котором я живу. Коса у девушки своя, настоящая.
Красиво! Только в русских народных сказках такие встречала, на картинках!
Спасибо! Я тут на днях попала на окончание детской сказки (фильма), очень удивилась, увидев на одной из героить накой самый накосник.
Вспомнила название сказки — После дождичка в четверг. Марина Зудина в роли Милолики — в кокошнике с накосником.
Источник
Косник
Готовая окончательная последняя версия.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Завтра попробую сделать фото при естественном освещении.
Оцените и мнение ваше скажите.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Дивная штуковина! Эх, где моя косынька 🙂
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Что-то похожее делают греки, оформляя к к.-л.празднику храм.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Дина, косник хорош. А зеленое вокруг вышивки — это шнурочек?
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Зря я сделала стрижку. Такой красотой ведь можно было бы прическу украсить. А как он на косе крепится?
Замечательная работа, Дина!
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Да, просим фото на косе.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Анна, я не совсем поняля про греков, расскажите, пожалуйста, подробнее.
Татьяна, шнурок свит из трёх нитей шелка.
На изнанке петелька, в которую продевается шнурок или верёвочка, которая в свою очередь вплетается в косу. Сам косник должен закрывать хвост косы. То есть болтаться в самом низу. На косе не покажу, так как из возраста вышла, не девка чай!:)))
Только девушки носили такое украшение. Женщины не имели права. Я его поместила исключительно ради оценки моей техники и композиции.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Косник
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Вот при вечернем естественном освещении.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
На этом фото лучше видно! Красиво! Эх, значит нам уже косник не поносить. Жалко.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Эх, не получается что-то прикрепить фото из Греции ((( Там такие элементы применяются при украшении храмов и богослужебных вещей. Ну не совсем такие, похожие 🙂
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Вы их попробуйте в размере уменьшить. Может лучше будет.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Зато Вам, Татьяна, кокошники и борушки остались.Это ещё круче!)))) Всё золотом, с камнями и жемчугом!
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Нашла вот такое фото лампады с украшением из греческого православного монастыря украшение лампады в греческом монастыре
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Да,да!! Они украшают ими кронштейны над лампадами, дикирий,трикирий архиерев, выносную свечу и др. Получается весьма торжественно! Серединка этих медальонов-вышивка — либо раст.орнамент,либо крест.
А косник хорош!
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
такие элементы применяются при украшении храмов и богослужебных вещей
Была даже тема у нас на форуме
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Спасибо за ссылку. Очень познавательно.
Только на нашем коснике ленты снизу не висят. Он сам завершает косу.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Косники по форме могут быть разнообразные. Это, может быть, первое девичье творчество. А это первое творчество моих учениц из Школы народных искусств императрицы Александры Федоровны.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Очень симпатично! Расскажите пожалуйста, где Вы брали примеры и как работали над косниками. Конкретно меня интересует работа над рисунком.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Сольвычегодской школе народных ремёсел 20 лет
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Дина, никакой работы над рисунком. Это первое знакомство с техниками шитья, собранное в виде косника. Вместо учебных образцов. Я предполагаю, что в народной среде примерно так и происходило.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Спасибо Ольга и Светлана Анатольевна за интересную информацию.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Дина, у меня по косникам есть материал. Если нужно, пишите.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
А может по косникам отдельную тему создать, где сделать ссылку и на эту страничку, как на образец. Там же материалы Светланы Анатольевны поместить.
А это первое творчество моих учениц из Школы народных искусств императрицы Александры Федоровны.
Светлана Анатольевна, Вы давно преподаете в Школе народных искусств? Я знакома с её дирректором — Натальей Ивановной Пономаревой.
Рассказ об этом учебном заведении был бы наверняка интересен многим на форуме «Убрус». Если Вы не против идеи, то расскажите пожалуйста об этой замечательнейшей школе. Хорошо бы в специальной ветке.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Марина, в Школе я с 2007-2008 года. Школа действительно замечательная, но этот учебный год был для меня последний. Хочу сосредоточить силы в одном месте, да и самой хочется вышивать, а преподавание занимает все время. Школа мне многое дала, особенно интересно рассмотреть взаимное влияние народной культуры и церковного искусства. Сейчас меня занимает вопрос о прорезных жемчужных окладах и прорезных девичьих уборах. Может в этом ключе будет полезно открыт ветку?
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Сейчас меня занимает вопрос о прорезных жемчужных окладах и прорезных девичьих уборах. Может в этом ключе будет полезно открыт ветку?
Да, эта тема тоже замечательнейшая. Тем более у Дины есть воплощенный пример выполненый в этой технике с уже существующей веткой обсуждения. На её ветку там тоже можно будет сделать ссылку.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Дина, можно изнанку глянуть, как эта петелька выглядит и как шнурочек крепить к ней?
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Для попробовать работать с бархатом (года 1,5 назад)
Все никак не сплету чего-нибудь на нижний край.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
© Золотошвейная мастерская «Убрус», работы мастерской, 1999–2014.
Представленные на сайте произведения охраняются Законом об авторском праве и смежных правах. Запрещено использование материалов сайта без согласования с администратором или руководством Мастерской.
Источник