- Как сделать невидимые чернила своими руками. Исчезающие чернила
- Как сделать невидимые чернила с помощью медного купороса
- Невидимые чернила по старинному китайскому рецепту
- Как сделать невидимые чернила с помощью лимонного сока
- Исчезающие чернила своими руками с помощью йода
- Список веществ с помощью которых можно приготовить невидимые чернила своими руками в домашних условиях
- «Как сделать невидимое видимым»-проектная работа ученицы 6 класса.
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Бактерии, живущие в других организмах, могут быть полезными, например молочнокислые бактерии (Lactococcus lactis, Lactobacillus acidophilus и др. являются частью кишечной микрофлоры и флоры ротовой полости) и бифидобактерии (составляют 90% кишечной флоры) [5]. И вредными, например, Золотистый стафилококк, вызывающий различные заболевания (воспаление легких, ангину и др.) и один из самых устойчивых к антибиотикам. Поэтому для своих исследований я решила использовать безопасные и доступные лактобактерии. Решение использовать еще и сенные палочки пришло позже, так как раствор уже был приготовлен и использовался на уроке биологии. Эти почвенные бактерии, согласно санитарно-эпидемиологическому правилу СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III — IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней», не относятся к патогенным для человека микроорганизмам и даже используются в промышленности для получения различных веществ, использующихся, например, в моющих средствах.
Как сделать невидимые чернила своими руками. Исчезающие чернила
Записи симпатическими или, как их еще называют, невидимыми чернила изначально невидимы невооруженным взглядом. Чтобы сделать их видимыми нужно приложить к невидимым чернилам определенное химическое воздействие. Это может быть нагрев, какой-то химический проявитель или даже особое освещение.
История невидимых чернил уходит корнями в глубокую древность. Знаменитый древнеримский поэт Овидий указывал на возможность письма молоком, в этом случае написанное проявляется от нагрева. Древнегреческий философ Филон Александрийский еще в I веке приводил пример рецепта невидимых чернил. В его рецепте они изготавливались из сока чернильных орешков (цецидия). Чернильные орешки — это такие образования на листьях растений, вызванные насекомыми или грибком. В его случае буквы проявлялись после воздействия на написанное раствором железомедной соли. И в средневековье и в более позднее время существовало множество рецептов невидимых чернил, большинство из них просто воспроизвести в домашних условиях. Всем нам известны истории о русских революционерах, которые писали молоком секретные сведения между строк обычных писем. Правда, эта уловка была достаточно хорошо известна сотрудникам тюрем, поэтому большого успеха такая переписка не несла.
И от исторических сведений перейдем непосредственно к теории как сделать невидимые чернила своими руками в домашних условиях.
Как сделать невидимые чернила с помощью медного купороса
Разбавленный раствор медного купороса (CuSO4 x 5H2O) имеет бледно-голубой цвет. С помощью такого раствора легко сделать невидимые чернила. Для этого растворяем немного медного купороса в воде. Теперь с помощью палочки или спички можно что-то написать на обычной бумаге. А для того чтобы написанное проявилось, нужно подержать бумагу над нашатырным спиртом. Пары нашатырного спирта вступят в реакцию и на бумаге проявятся ярко синие буквы (образуется комплексное соединение аммиаката меди).
Невидимые чернила по старинному китайскому рецепту
В древности китайские императоры использовали рисовый отвар для написания секретных писем. После высыхания рисовый отвар не оставляет видимых следов на бумаге. Чтобы проявить написанное, приготовьте слабый раствор йода и смочите им письмо. Проявятся синие буквы. Это объясняется тем, что крахмал (а рисовый отвар содержит много крахмала) становится виден при взаимодействии с йодом.
Как сделать невидимые чернила с помощью лимонного сока
Смочите палочку в лимонном соке и напишите что-нибудь на бумаге. Лимонная кислота (а лимонный сок это и есть фактически кислота) темнеет при воздействии температуры, поэтому достаточно немного нагреть бумагу (над лампой или, прогладив утюгом), чтобы написанное проявилось.
Исчезающие чернила своими руками с помощью йода
Напоследок расскажем еще об одном не менее важном шпионском атрибуте — это исчезающие чернила! С помощью исчезающих чернил можно написать или нарисовать, что угодно, но под особым воздействием надпись исчезнет без возможности восстановления! Исчезающие чернила можно приготовить, если смешать 50 мл спиртовой настойки йода с чайной ложкой декстрина (как его сделать дома описано в статье Как сделать декстрин своими руками). Отфильтруйте осадок и чистым раствором напишите или нарисуйте на обычной бумаге. Надпись исчезнет через пару дней. Это происходит из-за улетучивания йода.
В качестве симпатических чернил могут быть использованы самые различные вещества:
Список веществ с помощью которых можно приготовить невидимые чернила своими руками в домашних условиях
- Воск — проявитель зубной порошок
- Молоко — проявляется при нагревании;
- Яблочный сок — проявляется при нагревании;
- Сок лука — проявляется при нагревании;
- Сок брюквы — проявляется при нагревании;
- Стиральный порошок (с отбеливателем) — проявляется под ультрафиолетовым светом;
- Крахмал — проявляется под воздействием йодной настойки;
- Аспирин — проявляется под воздействием солей железа
Теперь вы знаете как сделать невидимые чернила своими руками в домашних условиях. Попробуйте хотя бы один из вышеуказанных рецептов и сыграйте с вашим ребенком в шпионов!
Источник
«Как сделать невидимое видимым»-проектная работа ученицы 6 класса.
Данная работа заключалась в попытке создать устройство на основе обычной лазерной указки, позволяющее рассмотреть мелкие объекты, например, бактерии. В основе устройства лежит простое наблюдение, что луч от лазерной указки, проходя через ёмкость с водой проецирует на стену увеличенное изображение мельчайших пузырьков, находящихся в воде и едва различимых глазом. В результате многократных экспериментов была выстроена установка, состоящая из лазерной указки, прямоугольного контейнера с исследуемым бактериальным раствором, лупы (затем заменённой на окуляр от микроскопа для получения большего увеличения) и экрана. Лазерный луч, проходя через контейнер с бактериальным раствором и окуляр проецировал увеличенное изображение бактериальных объектов на экран. Увеличение расстояния между окуляром и экраном до 10 метров привело к увеличению изображения объектов на экране в 1500 раз. Чтобы убедиться в достоверности изображения и для исключения ошибочных выводов описанный выше эксперимент проводился также с пустым стеклянным контейнером и затем с контейнером, заполненным дистиллированной водой. В этих случаях движущихся объектов обнаружено не было.
Поскольку такой предмет как физика в общеобразовательной школе начинают изучать с 7 класса, а раздел оптика – с 8 класса, то работа выполненная ученицей 6 класса носит пока эмпирический характер и не может быть подтверждена расчетами. Но, безусловно обнаруженный ею эффект, а также экспериментальные работы заслуживают внимания. Тем более, что поставленная цель была достигнута. Собранная ею установка позволила получить увеличительный эффект в 1500 раз и увидеть на экране изображение движущихся ацидофильных бактерий и сенных палочек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Как сделать невидимое видимым»-проектная работа ученицы 6 класса | 725.8 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ТЕМА: «КАК СДЕЛАТЬ НЕВИДИМОЕ ВИДИМЫМ»
Выполнила: Черевко Валерия Александровна
Г. Клин, МОУ-СОШ №13, класс: 6Г
Мисакян Гаянэ Александровна
Должность: учитель химии
Цель работы: создать новое устройство, на основе лазерной указки, позволяющее сделать невидимое человеческому глазу видимым.
- Узнать, что такое микромир и чем обусловлена необходимость его изучения;
- Узнать какие устройства создал человек, чтобы увидеть микромир, и понять является ли идея, лежащая в основе нашего устройства оригинальной;
- Практически создать собственное устройство позволяющие увидеть микромир и проанализировать его недостатки и достоинства.
Обоснование выбора темы:
То, что за границами видимого невооруженному глазу лежит множество непознанного, человек понял давно. Его любопытство, а также стремление проникнуть в суть вещей и явлений привело к созданию множества устройств, позволяющих проникнуть в загадочный невидимый мир. В процессе работы над данным проектом я ознакомилась с устройствами, позволяющими увидеть невидимое невооруженным глазом и убедилась, что устройства подобного моему не существует. В основе моего устройства лежит простое наблюдение, что луч от лазерной указки, проходя через ёмкость с водой проецирует на стену увеличенные изображения мельчайших пузырьков, находящихся в воде и едва различимых глазом. Я заинтересовалась данным эффектом и решила проверить можно ли увидеть таким образом другие малые объекты, например, бактерии. На уроке биологии в 5 классе мы рассматривали их под микроскопом. Мое же устройство могло бы сделать доступным микромир не одному наблюдателю, а целой аудитории. Упростило бы работу с мелкими объектами, их фотографирование и видеосъемку. Мои эксперименты увенчались успехом, о чем я подробно хочу рассказать в данной работе.
2. Основная часть
2.1.Что такое микромир?
«Практической иллюстрацией пределов остроты человеческого зрения может являться расположенный на расстоянии вытянутой руки объект площадью с ноготь, с нанесенными на нем 60 горизонтальными и 60 вертикальными линиями попеременно белого и черного цветов, образующими подобие шахматной доски. По всей видимости, это самый мелкий рисунок, который еще в состоянии различить человеческий глаз» [7].
На самом деле даже маленькому ребенку ясно, что возможности человеческого зрения ограничены. Мы не можем увидеть ультрафиолетовых лучей, под которыми загораем. Не видим тепловых солнечных лучей, в которых греется муха на стене. Не видим магнитного поля вокруг притягивающихся магнитов и, может поэтому их движение навстречу друг другу нам кажется чудом. Мы удивляемся радуге и пытаемся осознать откуда берется это разноцветие. Нам говорят: «При чихании прикрывайте рот платком, чтобы не распространять бактерии и вирусы и не заражать других людей». А где они? Какие они? Как они летают? А в кефире и йогурте живут полезные молочнокислые бактерии – мы их едим и они живут в нас — ужас какой! Я хочу видеть того, кто живет во мне. Но невооруженному глазу этот мир недоступен. Бактерии, одноклеточные, вирусы и т.п.- это микромир, который можно увидеть только через специальные устройства — [8] (приложение 1 рис. 1,2,3).
2.2 Как люди пытались увидеть микромир.
То, что изогнутые поверхности дают увеличительный эффект было известно еще 300 лет до н. э. древнегреческом ученым: математику Евклиду и Птоломею – математику, астроному, механику [2], [1] (приложение 1 рис. 4,5 ), однако в то время эти свойства не нашли применения. Об удивительных возможностях изогнутых поверхностей вспомнили лишь в 1285 году. Тогда итальянцем Сальвинио дели Арлеати (приложение 1 рис. 6) были изобретены первые очки. А в 16 веке Леонардо да Винчи считал, что мелкие объекты лучше изучать с помощью лупы.
Идея собрать несколько линз в один тубус пришла в голову Захариусу Янсену (Йансену) из Нидерландов, создавшему первый прибор типа микроскопа около 1590 года (приложение 1 рис. 7) [6]. Первый микроскоп давал десятикратное увеличение предмета, что было тогда настоящим достижением в области микроскопии. Так началось совершенствование оптического микроскопа датскими, английскими и итальянскими исследователями. Кстати, термин «микроскоп» был предложен И. Фабером – членом Римской «Академии зорких» в 1625 году.
Первые успехи применения микроскопа для изучения биологических объектов принадлежат англичанину Р.Гуку (приложение 1 рис.8), подробно рассмотревшему и описавшему растительную клетку и голландцу А.Левенгуку, рассмотревшему живых обитателей капли воды, настоя перца, ила реки и даже дупла своего зуба. Лучшие приборы Левенгука (приложение 1 рис.9) увеличивали уже в 270 раз. Были открыты и зарисованы спермотазоиды, кровеносные тельца, движение крови, различные простейшие, изучено строение костной ткани, бактерии и многое другое. Оптические микроскопы открывали людям неведомый мир и предоставляли широкое поле деятельности для постижения принципов работы микроскопа и путей его усовершенствования.
Сегодня на смену простым оптическим пришли электронные, сканирующие, рентгеновские и интерференционные микроскопы, волновые передающие и увеличивающие устройства, принцип действия которых отличается от созданных ранее микроскопов, дающих максимально 2000 кратное увеличение [3]. Теперь увеличение в 10000 раз превосходит получаемые ранее.
Но ни в одном устройстве не был использован принцип получения увеличенного изображения с помощью лазерного излучения. Я допускаю, что не достигну увеличения, позволяющего увидеть совсем маленькие объекты, например, молекулы. Но это и не всегда необходимо. Например, увидеть на уроке простейших и бактерии, я думаю, вполне возможно.
2.3 Зачем человеку видеть микромир
На самом деле ответ очень прост- чтобы понять этот мир и себя в этом мире. Постичь суть предметов и явлений и научиться управлять ими. Так узнав о строении и функционировании своего организма, о существовании и роли бактерий и вирусов человек научился справляться со множеством заболеваний. Средняя продолжительность жизни возросла.
Открытие строения атома подарило нам множество новых химических элементов, объяснило суть химических и ядерных реакций, происходящих вокруг и в нас самих. Позволило создать атомные электростанции, корабли, сэкономить природные ресурсы- нефть, газ, уголь, древесину.
Строение металлов позволило разгадать секрет электрического тока. Теперь мы сами создаем и используем его. И магнитное поле для человека уже совсем не секрет. Он создал новые материалы, лекарства, электродвигатели и многое другое. Он осваивает космос и изучает невидимое. И если физические возможности человека ограничены, то разум и стремление исследовать неизведанное-безграничны. Это доказывает история.
2.4.Кое-что об обитателях микромира. Бактерии.
Так как я надеюсь, что моё увеличительное устройство позволит рассмотреть бактерии, я собрала некоторую информацию именно о них и узнала следующее:
- Бактерии — это очень маленькие, очень древние и довольно простые микроорганизмы. У них нет клеточного ядра. Передвигаться они могут с помощью жгутиков и ворсинок. Их размер в среднем составляет от 0,0005 мм до 0,005 мм. Самая большая бактерия Thiomargarita namibiensis достигает 0,75 мм. Её можно увидеть даже не вооруженным взглядом. А самая маленькая имеет размер 0,0001 мм. Это Mycoplasma mycoides. Формы у них разные: округлые, извитые, палочковидные, кубические, в виде звездочек и т.д.[4]. Лактобактерии и сенные палочки с которыми мне предстоит проводить эксперименты имеют продолговатую вытянутую форму, бесцветны и достигают в длину 2-9 мкм (0,002-0,009 мм), в ширину до 0,8 мкм (0.0008 мм). А это значит, что увидеть их я смогу, если увеличение составит не менее чем в 100 раз.
- Многие виды бактерий живут самостоятельно, другие — зависят от организма, в котором живут. Согласно последним исследованиям, было выявлено, что микроорганизмов, живущих внутри и на нас в 10 раз больше, чем клеток человека.
Бактерии, живущие в других организмах, могут быть полезными, например молочнокислые бактерии (Lactococcus lactis, Lactobacillus acidophilus и др. являются частью кишечной микрофлоры и флоры ротовой полости) и бифидобактерии (составляют 90% кишечной флоры) [5]. И вредными, например, Золотистый стафилококк, вызывающий различные заболевания (воспаление легких, ангину и др.) и один из самых устойчивых к антибиотикам. Поэтому для своих исследований я решила использовать безопасные и доступные лактобактерии. Решение использовать еще и сенные палочки пришло позже, так как раствор уже был приготовлен и использовался на уроке биологии. Эти почвенные бактерии, согласно санитарно-эпидемиологическому правилу СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III — IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней», не относятся к патогенным для человека микроорганизмам и даже используются в промышленности для получения различных веществ, использующихся, например, в моющих средствах.
Микромир бактерий тесно связан с нашим миром, хотя и не сильно зависит от нас. А вот нам без них не прожить. Наши миры находятся в своеобразном равновесии выгодном обеим сторонам.
Цель: создать устройство на основе лазерной указки, позволяющий увидеть ацидофильные лактобактерии и сенные палочки в прозрачной среде.
Оборудование и вещества:
- Вода
- «Аципол» — бактериальный препарат
- Питательная среда для бактерий
- Готовый бактериальный раствор сенных палочек
- Колбы
- Контейнеры стеклянные прозрачные
- Лазерная указка
- Белый экран
- Линза
- Термометр
- Вскипятить воду и дать ей остыть до температуры примерно 37 градусов;
- Развести питательную среду для бактерий в колбе;
- Всыпать «Аципол» в колбу №1;
- Выдержать в тёплом месте 24 часа;
- Рассмотреть под микроскопом каплю бактериального раствора с целью убедиться в присутствии ацидофильных лактобактерий;
- Рассмотреть под микроскопом каплю бактериального раствора сенных палочек с целью убедиться в присутствии бактерий;
- Перелить пробу исследуемого бактериального раствора в контейнер;
- Направить на контейнер луч лазера;
- На пути луча поместить линзу (приложение 2 рис.10, 11, 12);
- Рассмотреть изображение на экране (приложение 2 рис.13, 14, 15);
- Для сравнения провести тот же эксперимент с дистиллированной водой и пустым контейнером;
- Исследовать экспериментально влияние расстояния от экрана до линзы на размеры полученных изображений бактериальных объектов.
Выстроенная мною система из контейнера с исследуемым бактериальным раствором, лазерной указки, лупы (затем объектива от микроскопа) и экрана позволила увидеть невооруженным глазом множество хаотично и быстро передвигающихся бактерий. С целью расчета кратности увеличения были сделаны замеры диаметра лазерного луча, выходящего из контейнера с бактериальным раствором и диаметра луча на экране. Наиболее полярные результаты представлены в таблице:
Расстояние от оптического устройства до экрана
Использованное оптическое устройство
Диаметр лазерного луча на выходе из контейнера
Диаметр лазерного луча на экране
Характеристика полученного изображения на экране
Источник