Как сделать пленэр своими руками

Как сделать пленэр своими руками

Весна уже почти, а лето ещё не. Но рисовать на пленэре уже можно. Рассказываем, как это сделать и почему пленэр — это классно.

Плюсы пленэрного пейзажа


Автор фото: Кирилл ’Фарке’ Корнилов. Источник: @farkeone

Вот несколько особенностей пленэра, которые порадуют любого художника.


Леонардо да Винчи

  • Во-первых, свежий воздух. Конечно, погода нестабильна, солнце иногда скрывается за облаком в самый неподходящий момент, но ничто не затмит счастья показать на холсте красоту природы. Это настоящий азарт.
  • Иногда фотографии убивают вдохновение. Они либо такие скучные и плоские, что отбивают всякую тягу к творчеству, либо настолько хороши, что нет смысла пытаться сделать их лучше.
  • Изменчивость условий иногда способствует выразительности. Поскольку времени мало и каждый мазок важен, на пленэре нельзя мешкать. Такая концентрация на процессе часто идет на пользу картине.

Оборудование

Для работы на открытом воздухе возьмите раскладной стул, несколько мягких карандашей (или любые другие инструменты, которыми вы хотите рисовать) и альбом для рисования с бумагой хорошего качества. Если у вас нет альбома, вы можете прикрепить несколько листов к доске клейкой лентой (листы размером 38×28 см подойдут как нельзя лучше).

В небольшую сумку положите также бутылку воды, несколько тканевых или бумажных салфеток, чтобы вытирать руки, и что-нибудь поесть, чтобы восстановить силы.

Самое важное правило


Автор фото: akrylova_art. Источник: @akrylova_art

Труднее всего найти подходящее место. В отличие от натюрморта, где все расставлено по вкусу художника, или портрета, когда можно в любую минуту попросить модель, скажем, опереться на одну руку, изменить что-то в пейзаже не в наших силах; приходится искать идеальный вид.

Будете плутать и искать что-то более интересное, а в итоге вернетесь обратно. Так бывает каждый раз. Первый вид всегда лучший.

Подготовка

Выбрав место, которое кажется вам многообещающим, походите в разных направлениях, глядя на выбранную панораму с разных точек зрения (к примеру, можно присесть на землю или встать на возвышение).

  • На каждой из точек делайте небольшие наброски, чтобы определить основные, светлые и темные, очертания будущего изображения (рисуйте, не боясь неправильно передать форму объектов; лучше обратите внимание на контраст оттенков, относительные размеры и пропорциональные отношения). Оцените формат рисунка: горизонтальный или вертикальный (книжный или портретный).
  • Продумайте композицию, добавьте или уберите те или иные элементы, выберите крупный план или панорамный, общий вид.

Естественный свет: проблемы и решения


Автор фото: Александра Трофимова. Источник: @ alexandratro__

Большую трудность на пленэре представляет свет.

  • Если день солнечный, сюжет хорошо освещен, и было бы неплохо, если бы свет (не слишком яркий) падал и на холст.
  • Прямой солнечный свет на холсте мешает оценить яркость краски: на улице кажется, что картина контрастная, а в студии она предстает в средних тонах. Поэтому следует отвернуть холст от солнца.
  • Но в тени может быть слишком темно для работы. Лучше всего встать под дерево или навес, но они не везде есть.
  • Иногда спасают зонты, но те частенько не выдерживают порывов ветра.
Читайте также:  Как сделать фотофильтр своими руками

Каждый сеанс на пленэре — импровизационная задача, и решать ее надо творчески.

Свет облачного неба создает стабильно холодное освещение, но сложен для работы на пленэре. В отличие от солнечного света, который хорошо подчеркивает основные элементы, он равномерный и не дает выразительного контраста. Если пейзаж залит светом облачного неба, лучше подчеркнуть его. Пусть эффект спокойного свечения не так выразителен, но в нем есть своя привлекательность. Особенно выигрышно он смотрится в городских пейзажах.

Отзыв художника

Барбара Дженике — сторонник пленэрной живописи: «Регулярная живопись с натуры научила меня понимать, как на самом деле падает свет и ложатся тени в пейзаже. Камера с ее погрешностями неспособна правильно передавать светотени. Собираясь писать по фотографии, я обычно предварительно обрабатываю ее в Photoshop, чтобы она выглядела максимально приближенно к пейзажу, как я его помню».

Выбор сюжета

Еще одна трудность для художника на пленэре — выбор, что писать. При таком количестве вариантов — прекрасные деревья, живописные камни, интересные здания, динамичные горы и пр. — легко растеряться и застыть столбом с кистью в руке, не находя решения. Тут приходит на помощь опыт работы с натюрмортом.


Автор фото: Мария Ланина. Источник: @lani_mari

Чтобы не метаться между вариантами, бывалый натюрмортист ищет динамику света и делает его главным персонажем. Тогда выбор сужается. Как бы ни были интересны дерево или камень, они не пройдут отбор, если ничего не добавят к выразительности света. Одной «интересности» недостаточно; живописцу нужно подчеркнуть динамику света.

Отзыв художника

Кристин Бэйл — прекрасный пейзажист, предпочитает писать с натуры. Главным для себя художник считает «понимание того, как свет работает в картине». Ей кажется, что пленэр — «лучшая студия для изучения света». Выбирая вид для картины, Кристин прислушивается к своему внутреннему голосу. Главное — «правильно переданное настроение, а не фотографическая точность».

Куда идти


Ни дня без кисти

Если раньше вы не писали в этом жанре, возможно, вам интересно, куда лучше отправиться на пленэр или где сделать хорошие фотографии для работы в студии. Вот несколько идей.

  • Посещайте парки (большие и маленькие, местные, городские или национальные), это кладези прекрасных видов.
  • Поезжайте на автомобиле за город, там откроются потрясающие красоты: небо, облака, поля, амбары, ручьи, речки, холмы вдали, деревенские тропки и многое другое.
  • На пляже найдется вдохновение для пейзажа с водой, дюнами, утесами, пещерами.
  • Присоединитесь к местной пленэрной группе, чтобы ходить с ними в проверенные места. Вы всегда сможете рассчитывать на товарищескую поддержку. К тому же, возможно, они имеют организованный доступ в закрытые для посещения объекты частной собственности или предпринимают совместные творческие поездки.

Отзыв художника

«Живопись на пленэре — серьезное испытание. Но если картина получится удачной, вы испытаете с чем не сравнимое удовольствие. Это вы поймете сразу по тому, как вам удалось передать освещение и как тона облаков, неба, воды и суши дополняют друг друга», — рассказывает Рэндалл Когберн. Он полагает, что благодаря частым занятиям живописью научился «наблюдать, смешивать краску, класть мазок — и повторять это снова».

Читайте также:  Как красиво украсить комнату девочки своими руками

Коронный прием

Отвернитесь и нагнитесь. Это отличный прием для работы на пленэре. Взгляните на ваш пейзаж с необычного ракурса — вверх ногами и снизу вверх. Иногда это как раз тот угол зрения, который сразу подскажет вам, чего не хватает картине. Чтобы не стать объектом насмешек (а также, возможно, потерять равновесие), можно для начала перевернуть саму картину вверх ногами.


Автор фото: Юлия. Источник: @vodicapy

Трудности

Самая распространенная проблема — преодолеть стеснение. Вам придется перебороть дискомфорт от того, что вы рисуете на виду у прохожих или любопытных детей. Не беспокойтесь: вы познакомитесь и с интересными людьми!

Погода тоже может создать неудобства. Одевайтесь сообразно времени года: носите удобную обувь, головной убор и берите с собой большой зонт нейтрального цвета, чтобы создать тень или укрыться от дождя. В плохую погоду можно работать даже из машины, где вы надежно защищены от дождя, ветра и холода.

Преодоление усталости

В живописи обустройство места на пленэре — самое утомительное занятие. Приходится тащить оборудование до места, отваживать чересчур общительных прохожих, предусмотреть, чтобы ничего не сдуло ветром. Из-за этого начинающий художник иногда воздевает руки к небу и ретируется в студию. Тут выходи один: терпеть. Да, поверьте — результат стоит этих трудностей.

Источник

Как подготовиться к пленэру

Пленэрная живопись: полезные советы

Выходим на улицу и приступаем к пленэру

В предыдущей статье речь шла об общих рекомендациях для художников при работе на пленэре. Сейчас мы сузим тему и ответим на вопрос: как подготовиться и что взять с собой в мир природы? Любое серьёзное дело требует тщательного планирования. Обратим внимание на важные моменты.

Вы готовы отправиться в путешествие и попробовать писать на открытом воздухе? С чего начать? Любой используемый в мастерской материал, годится и на улице. Это касается цифровых техник, пастели, акрила, и других материалов и видов живописи.

Для художника решиться пойти на природу, это как отправиться в поход. Когда вы работаете в мастерской, всё у вас в пределах досягаемости. Но нередко наступает разочарование, когда вы осознаёте, что из-за всякой забытой пустячной вещи, экспедиция, к которой вы так тщательно готовились, может внезапно закончиться. Это похоже на ситуацию с торможением автомобиля на полной скорости. Наиболее распространённый «прокол» на пленэре — отсутствие пакета из пластика для продуктов, куда художники обычно кладут испачканные в краске после вытирания кистей кусочки тканей. Подобное происходило со мной несчётное количество раз. Я стоял перед дилеммой: либо испачкать рюкзак, либо оставить после себя мусор.

Собрать «набор для пленэра» — первоочередная задача. Решить её вам по силам — стоить только несколько раз ничего не забыть и сделать всё правильно.

Мой вам совет: создайте для себя ритуал «прихода домой»: почистите кисти и палитру, удалите с неё ненужную краску и пополните запасы мешков для мусора. В следующий раз, когда решите «сбежать» из мастерской на природу, вы будете делать всё автоматически, то есть проверка наличия необходимых материалов и инструментов войдёт у вас в правило.

Чем писать и рисовать

Для пленэрной живописи хороши любые материалы: акварель, масло, гуашь. Последняя подходит для начинающих художников: она растворима в воде, быстро высыхает, лёгкая в транспортировке — неплохое средство для пробы. Holbein и Windsor & Newton популярные бренды.

Читайте также:  Жерлицы подледные своими руками

Мои любимые основы для пленэра — грунтованные оргалит или холст на подрамнике. Они обладают фактурой, лёгкие, удобны в перевозке. Возьмите также кисти и разбавитель, этюдник, чтобы поместить в него бывшие в работе инструменты для живописи, пластиковые пакеты для грязных тряпок. Карандаши и блокноты для набросков также должны быть с вами.

Что важно для подготовки

Поскольку всё чаще художники обращаются к пленэру, в продаже появляется огромный выбор доступных по цене материалов. Начнём с мольбертов: это и французские мольберты, этюдники ручной работы, а также и этюдники-рюкзаки. Не теряйтесь и не бойтесь сделать неправильный выбор. Начинайте с того, что удобно вам.

Этюдник ручной работы (pochad box) — это компактный складной ящик, и где есть место для картин и художественных принадлежностей. Они бывают разных размеров и крепятся к штативу, которым пользуются фотографы. Их можно приспособить под оптимальный размер картины (например, 20х30 см). Вы можете выбирать этюдники разных размеров, но оптимальный вариант, это когда объём ящика удваивается и внутри него можно разместить до трёх сырых работ. В таких ящиках есть отделение для красок.

Большим преимуществом французского мольберта является возможность размещения на нём больших картин. Как и в этюднике ручной работы, внутри его раздвижной дверцы можно разместить тюбики с краской и кисти. Единственный его недостаток — громоздкость и неудобство в установке.

На рынке существует целый ряд лёгких мольбертов, в том числе микромольберт Strada. Они незаменимы в путешествиях на самолёте, или при перевозке в рюкзаке. Обратите внимание на то, что мольберты с облегчённой конструкцией неустойчивы в ветреную погоду.

Если вы предпочитаете работать сидя, вам понадобятся стульчик и зонтик, чтобы прямые солнечные лучи не попали на рабочую поверхность — холст, картон или бумагу.

Комплект для переноски

Поскольку не до всех объектов, которые вы хотели изобразить, можно добраться на автомобиле, стоит подумать о том, как удобнее будет перенести снаряжение для пленэра. Когда вы идёте по пересеченной местности, нужно принимать в расчёт вес и компактность вашего снаряжения: гораздо тяжелее карабкаться по скалам с пластиковыми пакетами, чем со специальным студийным рюкзаком.

Фукциональный рюкзак — основа вашего художественного комплекта, дом для мелочей. Ищите такой с молнией сзади, чтобы он лежал ровно в открытом виде; убедитесь, что он вместительный и удобный. Это может быть специальный рюкзак для пленэра или хороший походный рюкзак.

Снаряжение для любой погоды

Имейте в виду, что пленэр — это своего рода поход. Положите в рюкзак бумажные полотенца, спрей от насекомых и солнцезащитный крем. На природе не такие условия, как в мастерской, если зимой холодно, то вы включаете отопление, а летом, если жарко, охлаждаетесь с помощью кондиционера. Придётся приспосабливаться к сложившимся условиям. Опять же, подумайте о походе. Вам понадобятся перчатки, шляпа с полями, дождевик и прочные и удобные ботинки.

А как готовитесь к пленэру вы? Приглашаю к дискуссии.

Источник

Оцените статью