- Крепление огнетушителей: кронштейны и подставки.
- Нормативные документы
- Зачем нужны подставки и кронштейны
- Подставка под огнетушитель
- Кронштейн для огнетушителя
- Требования к подставкам и кронштейнам
- Можно ли сделать подставку под огнетушитель своими руками?
- Кронштейн для автомобильного огнетушителя своими руками
- Для углекислотного огнетушителя ОУ-2 (масса 7 кг) потребуются следующие инструменты и материалы:
- Приступаем к изготовлению кронштейна
Крепление огнетушителей: кронштейны и подставки.
В борьбе с огненной стихией важна каждая секунда, поэтому к размещению противопожарного оборудования на объектах предъявляются особые требования. Правильная установка противопожарного оборудования и инвентаря, в частности огнетушителей может сыграть ключевую роль в борьбе с возникшем возгоранием.
В борьбе с огненной стихией важна каждая секунда, поэтому к размещению противопожарного оборудования на объектах предъявляются особые требования. Правильная установка противопожарного оборудования и инвентаря, в частности огнетушителей может сыграть ключевую роль в борьбе с возникшем возгоранием.
Нормативные документы
СП 9.13130.2009 Техника пожарная огнетушители требования к эксплуатации
4.2.1. Огнетушители следует располагать на защищаемом объекте в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.009 (раздел 2.3) таким образом, чтобы они были защищены от воздействия прямых солнечных лучей, тепловых потоков, механических воздействий и других неблагоприятных факторов (вибрация, агрессивная среда, повышенная влажность и т.д.). Они должны быть хорошо видны и легкодоступны в случае пожара. Предпочтительно размещать огнетушители вблизи мест наиболее вероятного возникновения пожара, вдоль путей прохода, а также около выхода из помещения. Огнетушители не должны препятствовать эвакуации людей во время пожара.
4.2.5. Рекомендуется переносные огнетушители устанавливать на подвесных кронштейнах или в специальных шкафах. Огнетушители должны располагаться так, чтобы основные надписи и пиктограммы, показывающие порядок приведения их в действие, были хорошо видны и обращены наружу или в сторону наиболее вероятного подхода к ним.
4.2.7. Огнетушители, имеющие полную массу менее 15 кг, должны быть установлены таким образом, чтобы их верх располагался на высоте не более 1,5 м от пола; переносные огнетушители, имеющие полную массу 15 кг и более, должны устанавливаться так, чтобы верх огнетушителя располагался на высоте не более 1,0 м. Они могут устанавливаться на полу с обязательной фиксацией от возможного падения при случайном воздействии.
ГОСТ 12.4.009-83 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание (с Изменением N 1)
2.3.4. Огнетушители должны размещаться в легкодоступных и заметных местах, где исключено попадание на них прямых солнечных лучей и непосредственное (без заградительных щитков) воздействие отопительных и нагревательных приборов.
Ручные огнетушители должны размещаться:
— навеской на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя и на расстоянии от двери, достаточном для ее полного открывания;
— установкой в пожарные шкафы совместно с пожарными кранами, в специальные тумбы или на пожарные щиты и стенды.
2.3.5. Навеска огнетушителей на кронштейны, установка их в тумбы или пожарные шкафы должны выполняться так, чтобы обеспечивалась возможность прочтения маркировочных надписей на корпусе, а также удобство и оперативность пользования ими.
Зачем нужны подставки и кронштейны
Устройства первичного пожаротушения должны быть установлены в вертикальном положении и зафиксированы таким образом, чтобы предотвратить возможное случайное падение. В тоже время приспособление не должно мешать чтению инструкций и пиктограмм, размещенных на корпусе огнетушителя.
| |
Государственные стандарты предлагают размещение огнетушителей в определенном месте и описывают следующие приспособления для их установки:
- Подвесные кронштейны
- Напольные тумбы (подставки)
- Пожарные шкафы и щиты
Кронштейны используют для монтажа различных устройств пожаротушения на стенах и транспортных средствах. При использовании кронштейнов, огнетушитель находится на уровне глаз, это делает его более заметным. Кронштейн надежно фиксирует огнетушитель, но позволяет оперативно снять и привести устройство в действие.
Подставка-тумба используется при невозможности подвешивания огнетушителя на стену или при весе огнетушителя более 15 килограмм. Над подставкой, на уровне глаз, необходимо наклеить пожарный знак F-04 «Огнетушитель».
Для каждого вида переносных огнетушителей предусмотрены свои кронштейны и подставки, рассчитанные на их массу и размер. Так же существуют универсальные виды креплений.
Подставка под огнетушитель
Подставки для переносных порошковых и углекислотных огнетушителей в зависимости от модели выполняются из листовой стали или стальной полосы.
В первом случае при помощи гибки и сварки из листовой стали делают металлический короб. Подставка такой формы имеет большую жесткость, она устойчива и хорошо фиксирует баллон в вертикальном положении. Конструкцию покрывают порошковой краской красного цвета. Подставка в виде короба позволяет легко и быстро извлечь огнетушитель в случае необходимости.
Легкие подставки из стальной полосы имеют форму цилиндра, полосы стали свариваются контактным способом. Эти конструкции также имеют красную порошковую окраску с высокими защитными и декоративными свойствами. За счет меньшего количества металла и способа изготовления такой тип подставок имеет более низкую стоимость, не уступая по эксплуатационным свойствам другим видам креплений.
Выбирая ту или иную подставку необходимо в первую очередь ориентироваться на диаметр корпуса и вес огнетушителя. Баллон должен входить внутрь подставки, не задевая её стенок. Однако огнетушитель не должен свободно болтаться в подставке, это значит, что она слишком велика.
Кронштейн для огнетушителя
Кронштейны используются для надежного крепления первичных средств пожаротушения на стенах, в салонах или на внешних частях транспортных средств. Кронштейны изготавливаются из стали с порошковым покрытием красного цвета или из черного пластика. На огнетушителе, зафиксированном в кронштейне должны быть видны и читаемы пиктограммы инструкции по применению.
Основные виды кронштейнов это настенные и транспортные.
Настенные крепления используются для установки огнетушителя с массой не более 15 килограмм в вертикальном положении на высоте не более полутора метров до верхней части огнетушителя. Такой способ крепления используется как внутри помещений, так и снаружи, на пожарных щитах и постах.
Транспортный кронштейн для огнетушителя используется для надежной фиксации устройств на железнодорожном, водном и автомобильном транспорте. К этим кронштейнам предъявляются особые требования по фиксации первичных средств пожаротушения, они должны надежно удерживать баллон от выпадения в условиях повышенной вибрации и тряски.
Требования к подставкам и кронштейнам
К пожарному инвентарю предъявляются особые требования, в случае с подставками и кронштейнами это:
- Надежная фиксация огнетушителя в вертикальном положении.
- Предотвращение опрокидывания подставки или выпадения огнетушителя при случайном воздействии.
- Читаемость инструкций и пиктограмм, расположенных на этикетке огнетушителя.
- Удобство пользования, возможность оперативного извлечения первичного средства пожаротушения.
Конструктив и дизайн подставок не оговаривается в ГОСТах, главные условия – изготовление из негорючего материала и способность удерживать вес определенного вида огнетушителей.
Можно ли сделать подставку под огнетушитель своими руками?
Нормативы и стандарты не запрещают изготавливать инвентарь для крепления первичных средств пожаротушения. При наличии оборудования и материалов изготовление подставки или кронштейна не представляет особой сложности. Однако с учетом времени и труда потраченных на изготовление подставки своими руками, а также стоимость готового заводского изделия – рекомендуем сделать выбор в сторону заводского крепежа.
Источник
Кронштейн для автомобильного огнетушителя своими руками
Согласно ПДД, огнетушитель должен быть в каждом автомобиле. Следующий нормативный акт: «Свод Правил СП 9.13130.2009», определяет объем этого прибора (для легковых автомобилей 2 л) и тип (порошковый либо углекислотный). В этом же документе определен порядок размещения средств пожаротушения. Цитировать не будем, основные позиции следующие:
- огнетушитель должен быть в кабине (в кузове хранить запрещено);
- кронштейн должен надежно удерживать автомобильный огнетушитель при движении или ДТП.
Поскольку приложение, регламентирующее использование средств пожаротушения в автомобиле, носит рекомендательный характер, его выполнение лежит на совести водителя. И заодно, является предметом дискуссии с инспектором ГИБДД. А вот пункт про кронштейн, несет практический характер. Если ваш автомобиль имеет однообъемный кузов (универсал, внедорожник, минивэн), огнетушитель однозначно будет в салоне. Представьте себе, что может натворить этот «снаряд» весом от 5 до7 кг, свободно летающий по автомобилю в случае ДТП.
Хорошо, если в автомобиле есть штатное крепление. В остальных случаях баллон просто лежит в сумке автолюбителя, или «приклеен» к обшивке на ремнях липучках. Если потратить один выходной день, надежный кронштейн можно изготовить в гараже из подручных материалов.
Для углекислотного огнетушителя ОУ-2 (масса 7 кг) потребуются следующие инструменты и материалы:
- стальная пластина 1,5-2 мм (в нашем случае с отформованными бортиками, что полезно для жесткости);
- обрезок пластиковой водосточной трубы подходящего диаметра;
- широкий ремень от старой спортивной сумки (важна прочность на разрыв);
- крепеж (болты, шурупы, заклепки);
- при необходимости деревянный брусок;
- плотная суконная ткань;
- дрель, ножовка по металлу, напильники, верстак с тисками, заклепочник;
- клей герметик, краска.
Приступаем к изготовлению кронштейна
Подгоняем стальную пластину, режем ремень от сумки и пластиковую трубу, чтобы она охватывала огнетушитель, но не мешала его доставать.
Производим примерку. Ремни не просто кладутся внахлест, а образуют петлю на штатных пряжках, для прочности.
Крепление с помощью т.н. «ленты-контакт», в просторечии – липучки. После разметки она пришивается к ремням.
Высверливаем отверстие под шейку огнетушителя, и выравниваем напильником.
Края стальной пластины необходимо загнуть под углом 90°, для предотвращения продольного перемещения огнетушителя.
Загибаем ровно, с помощью тисков.
После примерки размечаем упор для донышка.
Аналогично выпиливаем угол, и загибаем второй конец кронштейна.
Производим окончательную примерку и подгонку деталей конструкции.
Для жесткости, торцевые упоры необходимо закрепить, иначе они могут разогнуться даже при резком торможении, не говоря о ДТП. Для этого из подходящего металла выпиливаем косынки.
Они крепятся с помощью заклепок и заклепочника. Если у вас есть сварочный инвертор – задача упрощается. Данная конструкция собрана простейшими инструментами.
Получилась довольно жесткая конструкция, которая выдержит гораздо больший вес, нежели огнетушитель.
Примеряем собранный кронштейн по месту установки. В данном случае, это багажное отделение внедорожника (универсала) возле «пятой» двери. Чтобы при разметке не портить напольный ковер, клеим малярный скотч.
Намечаем отверстия с помощью шила, аккуратно прорезаем отверстия и точечно удаляем шумоизоляцию по диаметру дырок.
Сверлим отверстия в днище кузова. Важно! Предварительно определяем точки выхода сверла снизу автомобиля, чтобы не повредить трубки, шланги, провода под днищем.
Совет: Стружку от сверления удобно собирать с помощью небольшого неодимового магнита.
Пусть вас не пугают «лишние» отверстия в днище. В любом автомобиле их достаточно много: крепление сидений, напольной консоли, обшивки. Главное – обязательно обработать края, для предотвращения коррозии. Используется специальная краска антикор.
Устанавливаем на кронштейн деревянные косые направляющие, чтобы плотно зафиксировать огнетушитель вдоль оси. Можно использовать пластик, все зависит от имеющихся у вас материалов.
После окончательной окраски изделие выглядит не хуже фабричного.
Аккуратно сверлим отверстия и закрепляем бывшую водосточную трубу на косых направляющих.
Определяем места крепления фиксирующих ремней: приблизительно по длины от краев огнетушителя.
С помощью герметика приклеиваем ремни снизу, к пластине.
За прочность можно не беспокоиться, эти места будут прижаты болтами к полу автомобиля.
Для сохранения ворсовой обивки днища, приклеиваем суконную (фланелевую) прокладку.
После высыхания клея, прикручиваем конструкцию к полу автомобиля.
Получилось очень надежно и достаточно эстетично. Такое расположение не мешает размещать багаж, и предоставляет быстрый доступ к огнетушителю. Липучки отстегиваются одним движением руки, в то же время, прочно удерживают тяжелый баллон при любых потрясениях.
Для информации
Многие огнетушители такого типа имеют жестко закрепленный раструб. Он мешает оптимальному размещению. Переходник в виде резинового шланга, стоит менее 50 р., а его применение оптимизирует пространство.
Такой кронштейн можно расположить и вертикально. Главное – использовать для крепления не обшивку салона, а силовые элементы кузова.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник