- Найди свой спорт
- Общие требования к лыжне и лыжным трассам
- Как сделать лыжную трассу своими руками
- Поверхность трассы
- Водоотвод
- Растительность на треке
- Отсыпка трассы
- Оборудование для прокладки трассы
- Ратрак
- Пистенбулли
- Принот
- Фаверо
- Снегоход
- Прицепные устройства
- Каток
- Борона
- Резак
- Порядок подготовки трассы
- Предсезонная подготовка трассы
- Как подготовить лыжную трассу зимой?
- Ратраки — оборудование для и ухода и подготовки лыжни
- Устройство и история техники
- Современное производство
- Эксплуатация снегопрессующей техники
- Характеристики ратраков
- Ратраки для подготовки трасс для беговых лыж
- Оборудование для подготовки лыжных трасс своими руками
- В этой категории оснащения применяют прицепные устройства:
- Важно! При подъемах и спусках лыжня не может проходить по косогору и включать возвышенности круче 20°.
Найди свой спорт
Правильно выбранный ратрак для лыжных трасс является залогом удачной организации зимних спортивных мероприятий. Объединяя эту машину с дополняющими устройствами, можно создать лыжню, полностью соответствующую установленным нормам.
Общие требования к лыжне и лыжным трассам
Ширина лыжной трассы равняется:
- 3 м, если она предназначена для обучения (тренировочная);
- 6 м, если ее используют для соревнований.
Общая протяженность трека — от 0,5 до 70 км. Когда маршрут уже полностью разработан, формируется лыжня. Над созданием колеи работает команда лыжников или машина, уплотняющая (вдавливающая) снег.
Если лыжники планируют использовать классический стиль езды, то вдоль трека прокладывают одну лыжню. Свободная манера катания требует наличия колеи на горных спусках, а другие трассовые сектора нужно укатать полностью (на этих участках часто используется ходьба «елочкой»).
Как сделать лыжную трассу своими руками
Чтобы самостоятельно построить лыжную трассу, потребуется провести целый комплекс мероприятий, включающий в себя:
- земляные работы;
- расчистку дистанции от растительности (особенно кустов);
- возведение мостов на трудных участках трека.
Также нужно определить, для чего прорезается лыжня:
- для тренировок;
- для прогулок;
- для присвоения разряда;
- для соревнований.
Если трасса учебная, то основной маршрут дополняют срезками, позволяющими сокращать дистанцию, обходить трудные участки. При правильном проведении работ этот путь может использоваться летом для бега или езды на велосипеде.
Наилучший вариант — если строительство трассовой системы выполняется в соответствии со схемами и требованиями гомологации, установленными Международной лыжной федерацией (FIS).
Поверхность трассы
Полотно зимней трассы получается довольно ровным, если в отсутствие снега на ней нет ям или бугров (как на автодороге). Также для всех поворотов должны быть характерны плавность и хороший обзор.
Водоотвод
Водоотвод позволяет сохранять снег на дистанции зимой и обеспечивать твердость грунта летом. Обычно для удаления излишков влаги прокладывают дренажные канавки, а треку придают такую форму, чтобы в поперечном разрезе он был немного выпуклым. Также ликвидируют все впадины, в которых скапливается жидкость.
Характеристики дренажных канавок:
- глубина — от 40 см;
- линия поперечного разреза — V-образная (угол схождения стенок — 90-120°);
- расположение — вдоль краев трассы, максимально близко к деревьям.
Система дополняется водоотводящими канавками, по которым жидкость уходит из дренажных выемок.
Растительность на треке
Растительность убирают с трассы не реже трех раз за сезон. Рабочий инструмент подбирают по своему усмотрению. Это может быть:
- коса;
- триммер с леской;
- триммер с диском (если на дистанции есть кустарник).
В редких случаях с пути приходится убирать деревья, рухнувшие от старости или сильных ветров. Для проведения таких работ требуется бензопила и обязательное присутствие напарника.
Отсыпка трассы
Отсыпка необходима, чтобы:
- сделать трассу более сухой и твердой;
- предотвратить появление на дорожном полотне канавок, формирующихся в результате ходьбы, бега или езды на велосипеде;
- замедлить или полностью исключить появление растительности.
Для выравнивания трека используют:
Приемлемая толщина отсыпки — 10-30 см. Желательно, чтобы она покрывала всю ширину трассы. Если сделать это невозможно, то достаточно обработать наиболее проблемные участки.
Оборудование для прокладки трассы
Для подготовки лыжных трасс пользуются приспособлениями различных видов и от разных производителей.
Ратрак
Это устройство называют снежным трактором. Его используют, если толщина снега составляет не менее 15 сантиметров. Применение ратрака оправдано на участках с искусственным оснежением.
В Россию такие машины поставляют следующие производители:
- Ohara (Япония);
- PistenBully (Германия);
- Prinoth (Италия);
- SnowRabbit (Италия).
Также есть американские марки ратраков, но на российском рынке они не представлены.
Пистенбулли
Машины от PistenBully многофункциональны. Они применяются для создания и обслуживания горнолыжных трасс. Все устройства оснащены парой лыжнеукладчиков, положение которых регулируется ручной или гидравлической системой управления.
Формируемые ратраком PistenBully лыжни отстоят друг от друга на 73,5 см, а ширина каждой из них изменяется в диапазоне 7 см. Некоторые модели рассчитаны на установку систем для массового катания (с 3-4 лыжнеукладчиками).
Принот
Ратрак PrinothHusky предназначен для создания трасс на равнинах или небольших горнолыжных склонах. Формирующие резаки крепятся к задней фрезе машины. Дистанцию между лыжнями, как и их ширину, можно регулировать.
Фаверо
FaveroSnowRabbit 3 — это самый компактный, легкий и недорогой из ратраков на российском рынке. Такие характеристики обеспечивают ему проходимость по снежному покрову любого типа. Стандартная комплектация устройства позволяет формировать полосу шириной 2 м. Дополнительные приспособления увеличивают охват до 4,5 м.
Ратрак можно перевозить на малогабаритных грузовиках, не демонтируя гусеницы. При этом сам «Фаверо Сноу Рэббит 3» имеет транспортировочный кузов для материалов.
Снегоход
Снегоходы дешевле ратраков, а при наличии прицепного устройства их используют для формирования лыжни после первого же снегопада. Хорошо, если у машины широкие (от 50 см), длинные ошипованные гусеницы. Последнее особенно значимо при ведении работ на обледеневшей трассе.
Наилучшей управляемостью обладают снегоходы с двумя лыжами впереди. При их приобретении следует отдавать предпочтение зарубежным моделям.
Прицепные устройства
Стандартный комплект прицепных приспособлений для формирования лыжни:
- борона или сетка (решетка);
- резак;
- каток-барабан (необходим, чтобы прикатывать снег).
Эти устройства производятся преимущественно в США и Европе. Все они оснащены аварийной расцепкой, позволяющей высвободить их, если в процессе работы снегоход застрянет. Благодаря им необходимость создавать оборудование для подготовки лыжных трасс своими руками уже не столь актуальна, как раньше.
Каток
Катками от SnowRoller трассовые полотна подготавливаются в любую погоду. Начинать работу можно уже после первого снегопада.
Борона
Бороной лыжня формируется на путях с устойчивым снежным покровом. Полотно выравнивается по всем направлениям.
Устройства марки Plain имеют дополнительное оснащение в виде зубчатых ножей. Если снега мало, то задействуется обратная сторона бороны.
Механизмы от SNOWPRO дополнены тремя съемными модулями из стали с порошковым покрытием. Эта модификация позволяет изменять технику снегообработки и уровень нагрузки.
Резак
Резаки для подготовки лыжных трасс — это формирующие элементы асимметричной формы, выдавливающие излишки снега на края дорожного полотна. Они прорезают лыжню фрезерованными частями из закаленной стали.
Резаки марки XCSPORT прокладывают лыжню для классического хода, а также имеют два режима работы: давящий и режущий.
Порядок подготовки трассы
Подготовка лыжной трассы проводится регулярно (при сильных снегопадах — ежедневно). Порядок работы зависит от характера снежного покрова.
Снег | Какие проводятся работы |
Свежий, толщиной 5-10 см. | 1-2 проезда на снегоходе, прокладка лыжни. |
Установившийся, плотно покрывающий все пни и корни. | 2-3 проезда бороной с зубьями (у полос должен быть небольшой перехлест). |
Если снег скрывает лыжню, то ее закатывают бороной и нарезают заново. На спусковых участках колею прокладывают по любому краю пути, на поворотных — по внешнему.
Внимание! Подготовительные работы проводят вечером, чтобы снежный покров успел затвердеть до появления лыжников.
Предсезонная подготовка трассы
В ходе предсезонной подготовки проводятся следующие работы:
- расширение сузившихся секторов дистанции;
- вырубка веток и кустарника;
- профилирование и планировка (желательно с применение насыпного грунта).
Также до открытия сезона осуществляется профилактический ремонт всей техники для эксплуатации лыжных трасс и подготавливается спортивное снаряжение.
Как подготовить лыжную трассу зимой?
Подготовка лыжни связана с уплотнением кристаллов снега. Для этого достаточно давления в 50-100 г/см 2 (это меньше, чем оказывает лыжник или пешеход). Перемешиваемые ратраком или бороной снежинки ломаются и укладываются более плотно, даже при незначительной силе воздействия.
Однако каждый свежий слой снега приходится обрабатывать несколько раз, пока он не примет желаемую форму. Поэтому, даже подобрав подходящий ратрак и имея комплект прицепных устройств, нужно быть готовым к тому, что на выполнение этой работы потребуется время.
Источник
Ратраки — оборудование для и ухода и подготовки лыжни
Лыжная трасса своими руками — действие увлекательное и трудоемкое. Подразумевает уплотнение снега на определенном участке местности для прогулок или соревнований. Разнообразие моделей и марок специального оборудования позволяет подготовить трассу качественно и в короткие сроки. Самый же распространенный и простой способ — надеть лыжи и проложить ее самостоятельно.
Устройство и история техники
Ратрак — самоходный транспорт на гусеничных лентах, разработанный на основе конструкции трактора. Используется для прессовки снега на лыжных трассах и горнолыжных склонах, транспортировки пассажиров и грузов, спасательных операций в труднопроходимых местах.
Считается, что машина сконструирована американцем Эммитом Траком в 1930 году. Первый транспорт был на двух гусеницах и трёх лыжах и предназначался для перевозки людей по глубокому снегу. В 1951 году тем же изобретателем запатентован вездеход на четырёх гусеницах. И только гораздо позже транспортное средство приспособили для трамбовки снега на горнолыжных курортах Америки.
На европейском континенте в качестве снегоуплотнительного оборудования ратраки появились незадолго до VIII зимних Олимпийских игр 1960 года. Первым горнолыжным курортом, использовавшим американскую технику Эммита Трака для подготовки своих склонов, стал Куршевель. Несколько позже, но всё в тех же 60-х годах, австро-швейцарская компания «Ratrac» выпустила машину «Ratrac-S», давшую название транспортным средствам, используемым для ухода за лыжными трассами и склонами. В 80-х годах в СССР на базе львовского СКБ «Спортмаш» под руководством Сырцова Валерия Дмитриевича были созданы три типа ратраков. До 90-х годов выпущено 40 машин, а затем проекты закрылись, объединение перестало существовать.
Современное производство
Лидирующими компаниями по выпуску ратраков на мировом рынке являются:
- Итальянская Prinoth. Основатель − Эрнст Принот, изобрел первую снегоуплотняющую машину Р-20 в начале 60-х годов. Компания выпускает 7 различных моделей.
- Немецкая Kässbohrer Geländefahrzeug AG. Самые известные машины марки PistenBully. Примечательно, что одна из моделей предназначена для разравнивания искусственного снежного покрова в закрытом помещении. Компания производит 16 образцов ратраков.
- Японская Ohara. Фирма выпускает оборудование для переработки отходов, технику для добычи нефти и газа. Поэтому линейка производимых ратраков небольшая, всего 3 вида.
- Еще одна итальянская компания Favero Lorenzo. Производимые 2 модели отличаются компактностью и недорогой стоимостью.
- Американская Tucker Sno-Cat. Работает в основном на внутренний рынок.
- Российская «СнежМа». Практически единственная отечественная компания. Находится в Челябинске. Выпускает ратраки СМ-170, СМ-210 и СМ-320.
Эксплуатация снегопрессующей техники
Помимо уплотнения, современные машины выполняют функции уборки, распределения снежной массы, выглаживания и выравнивания склонов, прокладки прогулочных трасс и лыжни, возведения пайпов и трамплинов, создания фигур в сноупарках, перевозки пассажиров и грузов.
Важно! По требованиям техники безопасности горнолыжникам во время работы оборудования доступ к спортивным объектам закрыт, во избежание несчастных случаев.
Характеристики ратраков
- Техника рассчитана на эксплуатацию в любое время года.
- Принципы конструкции основаны на устойчивости и мощности. На машинах есть системы защиты от опрокидывания ROPS (Roll Over Protection System) и широкие гусеницы с грунтозацепами, обеспечивающие высокую проходимость. Гидравлическая лебедка позволяет технике подниматься по крутым склонам, одновременно с движением гусениц натягивая трос. Мощности двигателей, измеряемой в лошадиных силах, хватает, чтобы за два часа проложить колею в 10000 км.
- На моделях для пассажирских перевозок установлены кабины.
Ратраки для подготовки трасс для беговых лыж
Транспорт для прокладки маршрутов не отличается разнообразием:
- немецкая машина марки PistenBully Paana (117 л. с.) компании Kässbohrer Geländefahrzeug AG;
- Prinoth Husky (177 л. с.), производитель − Prinoth (Италия);
- Favero Snow Rabbit 3 (100 л. с.) компании Snow Rabbit.
Если есть технические знания и практика, то можно сделать ратрак для лыжных трасс своими руками, используя детали от разных марок автомобилей.
Высокая стоимость специального оборудования ограничивает массовое применение этих машин на прокладке трасс. Более приемлемый вариант техники — снегоход с широкой и длинной гусеницей и двумя лыжами впереди. Например, российские: «Буран», «Тайга», импортные: «Ямаха», «Артик КЭТ», «Полярис».
Оборудование для подготовки лыжных трасс своими руками
В этой категории оснащения применяют прицепные устройства:
- Резак — служит для создания классической лыжни. Используют режущий и давящий принцип в зависимости от качества снежной поверхности. Универсальным резаком для подготовки лыжных трасс признан XCSPORТ компании «SNOWPRO». При весе в 32 кг оборудование сделает качественную колею при любом состоянии снежной массы.
- Борона — удаляет, рыхлит наст, заполняет ямы, выравнивает, формирует продольные полоски.
- Каток-снегоукладчик. Предназначен для всех типов поверхностей. Уплотняет снежную массу.
При подготовке новой лыжной трассы обязательно учитывают некоторые правила:
Важно! Запрещено прокладывать лыжню через берега рек, каналов, балок, оврагов, автомобильное и железнодорожное полотно, через плохо замерзшие водоемы.
- Изучают ландшафт и определяют маршрут.
- Для обычного катания прокладывают на открытой территории, создавая несколько трасс различной длины и сложности. Сочетают подъемы, ровные отрезки пути и спуски.
- На спусках исключают препятствия в виде растительности, рвов, воронок. Распределяют низкие подъемы и продолжительные и сложные спуски.
- От каждой дорожки на ширину 1 м в обе стороны снег утрамбовывают.
- Схемы массовых маршрутов помещают на отдельном щите в видном, доступном месте.
- По всей колее наносят цветную разметку.
- Первую треть маршрута прокладывают по ровному рельефу. Наиболее сложной делают вторую часть. Последняя формируется из равнозначных подъемов и спусков.
- На прямой трассе соблюдают расстояние между поворотами в 50 м.
- Обязательно следует позаботиться и об освещении маршрутов. Фонари устанавливают на опорах, соблюдая равномерность между встречными колеями.
- По окончании строительства лыжни составляют своеобразный паспорт трассы путем нанесения на карту местности.
Важно! При подъемах и спусках лыжня не может проходить по косогору и включать возвышенности круче 20°.
Профессиональные маршруты оборудуют исходя из сложности гонок, территории, подготовки спортсменов. Преимущественно по заросшей деревьями и кустарником территории.
Подготовка лыжных трасс приспособлениями занимает значительное количество времени и сил. Немаловажны и финансовые вложения. Но этот труд приносит удовольствие и радость, когда видишь счастливые глаза людей, чувствуешь их признательность и благодарность.
Источник