Палочки Кюизенера
Среди большого количества дидактических пособий для развития математических и творческих способностей палочкам Кюизенера нет равных. Автором палочек является бельгийский математик, именем которого они и были названы.
В чем заключается методика Кюизенера?
С помощью счетных палочек Кюизенера дети во всем мире с удовольствием развивают мелкую моторику, тренируют память, познают основы геометрии, сравнивают величины, форму, объем и цвет. Комплект состоит из палочек разного размера и цвета, благодаря которым дети быстро запоминают состав чисел и познают основу математических действий. Классический набор Кюизенера состоит из 241 счетной палочки, сортирующейся строго по схеме:
Деревянные или пластиковые палочки Кюизенера имеют длину от 1 до 10 см. Палочки одной длины окрашены в одинаковый цвет. Каждая палочка отображает определенное число в см, объединенные общим оттенком палочки образуют «семейства». Каждое «семейство» отображает кратность чисел, например, в «красное семейство» входят числа, которые делятся на 2, в «зеленое семейство» входят числа, которые делятся на 3, и т.д.
Существуют упрощенный наборы палочек для работы с дошкольниками, которые включают 144 и 119 счетных палочек.
Как сделать палочки Кюизенера своими руками?
Набор палочек несложно изготовить самостоятельно, в такой случае они будут плоскими, а не в форме параллелепипеда, как в оригинале. Палочки изготавливают из цветного плотного картона шириной 2 см и разной длины: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20 см. Такие большие палочки будет удобно брать малышу. Некоторые родители рисуют на каждой палочку цифру, которая соответствует длине палочки. Но это в корне неправильно, потому что согласно методике работы с палочками Кюизенера дети должны учиться соотносить размер палочки с цифрами. Постепенно дети понимают, что у каждой палочки есть свое неизменное число, поэтому на примере палочек им в последующем будет легче учиться арифметическим действиям. Если к изготовленным палочкам прикрепить магнит, то заниматься можно на магнитной доске, что всегда интереснее для детей. Хранить палочки следует в коробке с отдельными ячейками для каждого цвета, для того, чтобы после занятия ребенок мог сам рассортировать их по местам.
Как работать с палочками Кюизенера?
Существует множество вариантов упражнений для работы с палочками. Все задания можно распределить по блокам:
1. Задания на ознакомление с палочками.
- найди и покажи такую же палочку, как у меня;
- найди самую длину или короткую палочку;
- укажи из палочек каких цветов построен дом или дорога.
2. Задания на изучение цвета.
- построй квадрат из красных палочек, а затем из голубых, какой больше;
- выложи палочки по схеме: красная, желтая, красная, желтая;
- положите несколько палочек перед ребенком и через несколько секунд уберите одну, спросив, палочки какого цвета не хватает.
3. Задания на измерение.
- попросите ребенка найти любую палочку, короче синей, но длиннее желтой;
- из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая или синяя;
- с помощью любой палочки измеряйте длину карандаша, книги, ножку стола;
- с закрытыми глазами найди две одинаковые длинные, а затем и короткие палочки;
- постройте из палочек дорогу, заведомо пропуская палочки разного размера, и попросите ребенка заполнить пробелы.
4. Задания на построение.
- попросите ребенка построить предмет, используя шаблон.
5. Задания на состав числа.
- попросите ребенка найти большую палочку равную сумме двух маленьких.
6. Логические задания с палочками.
- расположи палочки так, чтобы белая была между красной и синей, а синяя рядом с черной.
Палочки интересны тем, что играть и продуктивно заниматься с ними смогут дети разного возраста, поэтому у европейских семей такие палочки давно стали лидерами среди развивающих игрушек.
Источник
Мастер-класс «Палочки Кюизенера — мир цветной сказки»
Анастасия Николаевна Меркулова
Мастер-класс «Палочки Кюизенера — мир цветной сказки»
Мастер-класс
«Палочки Кюизенера –Мир цветной сказки»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 с. Чернолесское»
План-конспект мастер-класса
«Палочки Кюизенера –
Мир цветной сказки»
Педагог-мастер :Меркулова Анастасия Николаевна
Добрый день коллеги! Я Меркулова Анастасия Николаевна воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №10
Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по теме «Палочки Кюизенера — мир цветной сказки».
Цель мастер — класса:
Способствовать повышению интереса педагогов к поиску методов и технологий в работе с детьми по математическому развитию. Повышение уровня профессионализма воспитателей
Задачи мастер – класса:
1. Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии.
2. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.
3. Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.
4. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Оборудование: (не говорю)
• мультимедийный экран, ноутбук,
• набор цветных счетных палочек Кюизенера ООО Корвет,
• схемы сложения настольного варианта.
Ход мастер – класса:
Остановимся на теоретической основе игровой технологии.
Данный дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Использование данного пособия оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения.
Основные дидактические задачи
• Сенсорное восприятие цвета и размера
• Сравнение по величине, длине,ширине, высоте, форме. Умение
видеть закономерность, глазомер.
• Развитие количественных представлений, порядковый счет, ориентировка в пространстве. Сравнение чисел
• Использование палочек, как мерки. Речевые умения.
Данное пособие я использую на протяжении 1.5 лет
Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
В России цветные счетные палочки Кюизенера выпускает ООО Корвет с 1993 года. В наборе содержатся четырехгранные палочки сечением 1 см десяти разных цветов и длиной от 1 до 10 см.
Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта.
Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью», и состоят из чисел, кратных 2;
Палочки 3, 6, 9 образуют «синюю» семью» и состоят из чисел, кратных 3;
«Семейство желтых» составляют 5 и 10.
Кубик белого цвета («семейство белых») целое число раз выкладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство».
В своей работе мы используем наборы из 116 палочек. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 3 до 9 лет.
Упражнения с палочками Кюизенерацелесообразно разделить на два этапа:
На1 этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма. Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения, с помощью которых дети знакомятся с величиной, числом, геометрическими фигурами и другими математическими понятиями.
Игры для детей от 3до5 лет.
Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.
Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.
Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, разные домики.
Выкладываем лесенку из 5 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (желтой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 5 и обратно.
Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы и т. д.
Выложите перед ребенком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»
На II этапе дети учатся устанавливать соответствие между цветом, длиной и числом.
В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети легко познают отношения «больше-меньше», «столько же», «больше (меньше) на 1, 2, 3,», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и двух меньших чисел. Дети начинают практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления, осваивают пространственные отношения («слева направо», «слева», «справа», «выше, чем…» «между», «перед», «после» и др.)
Игры для детей от 5до7 лет.
Возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка — это единица, число «один».
Возьми самую короткую палочку. Придвинь белые палочки близко друг к другу, чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи палочку в наборе, которая была бы точно такой же длины, какую имеют две палочки, сложенные вместе. Розовая палочка — это число «два», потому что она имеет ту же длину, что и две белые.
Найди палочку, равную по длине трем белым палочкам. Три белые палочки, составленные вместе, по длине равны голубой. Голубая палочка — это число «три» (по аналогии вводятся все остальные числа до 10).
Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего. (Фото)
На первоначальном этапе была создана предметно-развивающая среда,приобретены цветные палочки, демонстрационный материал, методическая литература.
Я использую в своей работе:
• Пособие Новиковой, Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» и раздаточный материал к этому пособию,
• Книгу Комаровой Л. Д. «Как работать с палочками Кюизенера».
• Комплект игр «Страна блоков и палочек».
• Познавательно-игровое пособие «Веселые цветные числа».
• Альбомы «Волшебные дорожки» и «Дом с колокольчиками».
• «Посудная лавка» и «На золотом крыльце.».
Игры «Посудная лавка. Кростики» — яркое и красочное методическое пособие к комплекту палочек Кюизенера.
Пособие представляет собой папку, содержащую 15 листов с заданиями и пояснениями. Включает в себя 3 вида заданий. Каждое задание дополнено стихами и загадками, которые помогут сделать занятия веселее и интереснее.Этот игровой материал способствует: развитию речи, памяти, внимания; различению цвета, размера; умению сравнивать, работать по схеме, считать и отсчитывать, ориентироваться на плоскости, переносить на схему свои собственные проекты; знакомству с симметрией, с цифрами; умению добиваться результата и развитию самостоятельности.
А теперь переходим к практической части нашего мастер-класса. Предлагаю Вам отправиться в сказку. А в какую сказку вы узнаете,отгадав загадку:
«В сказке лисонька плутовка.
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок»
Но, чтобы картины в нашей сказке ожили, мне понадобится ваша помощь.
«В лесу жил -был зайчик. Давайте его оживим». Педагогам предлагается схема с изображением зайчика. Нужно путем наложения палочек нужного цвета сконструировать зайчика.
«У зайчика была избушка лубяная, а у лисы – ледяная». На экране появляется изображение двух избушек. Давайте построим их.
«Пришла весна, избушка лисы растаяла (ломаем избушку лисы). Попросилась она к зайчику пожить, да и выгнала его. Открыл дверь зайчик и начал спускаться по ступенькам.» Перед педагогами стоят тарелочки на которых лежат приготовленные палочки Кюизенера (желтая, красная, голубая, розовая, белая). Давайте построим ступеньки. Положите левую руку на стол и найдите на тарелочке, самую длинную палочку, кладем ее вертикально рядом с левой рукой (желтая палочка, снова находим на тарелочке самую длинную палочку и кладем ее рядом (красная палочка) и т. д. Когда ступеньки готовы,спросить у педагогов:
-сколько всего ступенек у зайчика в избушке?
-какого цвета самая высокая ступенька?
-какого цвета самая низкая ступенька?
-какая ступенька находится между розовой и красной ступенькой?
«Идет зайчик по лесу плачет, а навстречу ему медведь. Давайте его оживим.» Педагоги выкладывают медведя по образцу, на экране.
«Помоги медведь выгнать лису. Конечно, помогу. Показывай дорогу.»
Давайте построим дорожку к избушке зайчика и посчитаем, сколько шагов нужно пройти медведю. Перед педагогами лежат схемы дорожки, на которых написаны цифры, нужно соотнести цифру с палочкой и выстроить дорожку. В конце работы педагоги суммируют все числа, написанные на дорожке и называют количество шагов.
«Гнал медведь лису гнал — не выгнал. Идет зайчик дальше по лесу — плачет, а навстречу ему…»Педагоги предлагается модель, которую они должны прочитать.
Кто гуляет по двору,
Забираясь в конуру.
Грозная» должны называть отгадку вслух, а выложить её из палочек Кюизенера. Для подсказки на экране появляются изображения трёх домашних животных: собака, кот и кролик и схематическое их изображение из палочек Кюизенера. После того как педагоги выложат отгадку – собака, проверка все ли педагоги правильно справились с заданием
«Гнала собака лису гнала — не выгнала. Идет зайчик дальше по лесу — плачет, навстречу ему петушок. Зайчик просит петушка помочь ему выгнать лису.А петушок в ответ: «Я тебе помогу, если ты поможешь мне разложить мои зернышки. Их у меня 7» Педагогам предлагают найти палочку черного цвета (это число 7, и разложить ее на единицы и несколько меньших.
-сколько единиц в числе 7?
-из каких чисел можно составить число 7?
Помог петушок зайчику выгнать лису. И зажили они вместе дружно. Прошу оценить работу мастер-класса:
Оранжевая палочка — мастер заинтересовал данной игровой технологией.
Синяя палочка – Данная технология интересна. Но мастер не смогла убедить в необходимости применения.
Черная палочка – Мастер класс не интересен.
Палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно. Причины этого — в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы.
В результате проделанной работы по развитию математических способностей у детей с помощью палочек Кюизенера видна положительная динамика, отмечается повышение уровня развития детей, о чем свидетельствуют мониторинговые исследования.
Использование Палочек Кюизенера в совместной и самостоятельной игровой деятельности, включение в учебно-образовательный процесс совершенствует процесс формирования элементарных математических представлений, повышает интерес детей к занятиям математикой, а также способствует развитию умственных способностей дошкольников.
•В перспективе целесообразно продолжить дальнейшую разработку в следующих направлениях:
• Организовать освоение интегративных навыков и формирование предпосылок учебной деятельности в несколько этапов в соответствии возрасту детей посредством систематичного использования упражнений, направленных на становление конкретных навыков.
• Систематизировать дидактические игры для воспитанников разных возрастных групп, с разным уровнем усвоения программного материала (для реализации эффективного дифференцированного подхода).
• Разработать рекомендации для воспитателей разных возрастных групп по использованию в практической работе развивающих технологий (работа с палочками Кюизенера).
Источник