Как сделать сенокосилку для мотоблока своими руками

Как сделать самодельную косилку на мотоблок

Косилка для мотоблока поможет быстро и эффективно убирать с участка не только траву, но и сорняки и даже мелкие кустарники. Ее можно купить в готовом виде, а можно собрать самостоятельно, самодельные варианты работают ничуть не хуже, если сделаны правильно и из надежных узлов. Главное – выбрать оптимальный тип конструкции, который подойдет под технику.

Особенности и устройство

Этот вид навесного оборудования отличается от других вариантов не только по назначению, но и по способу скашивания травы. Более того – есть разные типы косилок, но все они выполняют схожие функции, имеют одинаковые узлы в конструкции. Что касается главных особенностей, они такие:

  1. Косить можно траву или же сорняки с толстыми твердыми стеблями, мелкую поросль. Важно подобрать вариант, который справится с нагрузкой, не выйдет из строя через короткий срок.
  2. Производительность у разных видов различается. Подбирать следует под площадь участка, если она небольшая, лучше всего применять самые простые системы. Для больших участков следует использовать более сложные и производительные системы.
  3. Привод, от которого работает навесное оборудование, зависит от типа мотоблока, места крепления. Чаще всего его присоединяют через ременную передачу, гораздо реже – с помощью вала отбора мощности.
  4. На раме закрепляются основные узлы, поэтому она должна быть прочной, выдерживать нагрузки. Важным элементом является соединение с мотоблоком, если нет специальноого соединительного узла, понадобится использовать дополнительную сцепку, ее можно купить в готовом виде.
  5. Рабочий узел может иметь разную конфигурацию, все зависит от того, для чего надо косить траву или другие растения. Если для заготовки сена, то выбирать стоит сегментный либо дисковый варианты, они аккуратно срезают стебли. Когда нужно просто убрать сорняки, больше подойдет тележка-мульчер, после которой остается измельченная зеленая масса.
  6. Производительность у разных моделей отличается. Поэтому подбирать стоит исходя их того, какие площади придется косить.

При изготовлении самодельной косилки для мотоблока лучше предварительно посмотреть готовые варианты, увидеть их в реальности. Тогда будет намного проще собирать конструкцию, плюс легче разобраться в устройстве некоторых узлов, чтобы реализовать их самостоятельно.

Виды конструкций

Косилки к мотоблокам не отличаются разнообразием. Можно выделить 3 основных разновидности, у каждой есть свои особенности, поэтому стоит разбираться в них, подобрать вариант для себя. Кроме того, надо учитывать сложность сборки, если опыта мало, то лучше всего выбрать то, что проще всего сделать в домашних условиях.

Сегментные модели

Одно из самых простых решений. Отличаются компактными размерами, что упрощает установку, снятие с мотоблока, с работой справится один человек. Ставят ее как спереди, так и сзади. Как показала, практика, передний вариант расположения намного удобнее и безопаснее, при управлении не нужно постоянно смотреть под ноги. Особенности такие:

  1. На раме установлены две металлические планки. На них закреплены зубцы треугольной формы, для улучшения работы на краях делаются мелкие насечки.
  2. При включении косилки двигаться начинает только верхняя планка, нижняя закреплена неподвижно. Срезание травы осуществляется по принципу ножниц, так как ножи двигаются вправо-влево.
  3. Небольшие размеры делают этот вариант маневренным. Им удобно работать на участках со сложным рельефом, на склонах, около зданий.
  4. Опираться конструкция может на колесики или простейшие металлические салазки, закрепленные по краям. Они должны быть регулируемыми, чтобы подстраиваться под участок, изменять высоту скашивания.
  5. Система хорошо справляется даже с толстыми стеблями сорняков, а также с высоким сухостоем. Она подходит для покоса травы при заготовке сена, так как не портит стебли, они аккуратно укладываются на землю. Но для работы на невысокой мягкой траве это не лучшее решение.
  6. Система достаточно надежна, почти никогда не ломается, требует минимального обслуживания. Единственное, за чем нужно следить – острота ножей, от этого во многом зависит качество работы.

За счет независимого крепления работу легко остановить, отключить оборудование в любой опасной ситуации. При использовании вибрация от косилки не передается на мотоблок, пользоваться ей комфортно и легко из-за небольшой массы.

Роторные варианты

Эту разновидность используют на разных моделях мотоблоков. Иногда ее продают в комплекте с техникой, но чаще покупать надо отдельно, цена не самая маленькая. Модели называют дисковыми, так как главные рабочие элементы имеют такую форму, размер зависит от ширины обработки. Особенности:

  1. На раме закреплены два диска, в которых стоит по несколько лезвий. Их не видно, когда оборудование не работает, но при вращении они под действием центробежной силы выдвигаются.
  2. За счет того, что диски движутся навстречу друг другу, скошенная трава, либо сорняки складываются в аккуратный покос. Этим вариантом удобно заготавливать корм для животных.
  3. По типу крепления роторной косилки к мотоблоку различают навесные, полунавесные, прицепные. Первый вариант обычно весит немного, остальные на порядок тяжелее.
  4. Располагаться может спереди, сзади, либо сбоку от мотоблока. Все зависит от модели техники, а также конструкции, через которую усилие передается от двигателя к косилке.
  5. При выборе учитывать мощность мотора, площадь, которую надо обрабатывать. Чем она больше, тем шире должна быть рабочая часть.

Роторные косилки просты в обслуживании, нужно время от времени смазывать подвижные соединения, заменять ножи по мере износа. Важно предварительно осматривать участок, чтобы там не было камней или металлических предметов. Диски вращаются очень быстро, при попадании подобных элементов могут сильно повредиться.

Читайте также:  Как сделать маппет куклу своими руками

Косилки-повозки

Отличаются тем, что размещаются на колесах. При работе можно сидеть, что существенно упрощает процесс. Этот вариант называют косилка-мульчер, так как оборудование не только скашивает траву и сорняки, но и измельчает зеленую массу, чтобы потом не было необходимости убирать остатки. Особенности такие:

  1. Присоединяется сзади. Представляет собой одноосную конструкцию с сиденьем, рабочая часть должна подниматься и опускаться, так можно передвигаться до участка без опасности повредить нож, а также другие узлы.
  2. Корпус закрыт, чтобы измельченные остатки не разлетались вокруг. Он выполняет функцию защиты, так как если попадет камень, он вылетает с большой скоростью и может нанести травму.
  3. Рабочий элемент – двусторонний нож, закрепленный на оси, вращающийся с большой скоростью.
  4. Подключать проще всего через ремень, но иногда используют вал отбора мощности.

Сделать адаптер для мотоблока своими руками несложно, если собрать все, что нужно для работы, хорошо разобраться в…

Этот вариант применяют для скашивания сорняков, картофеля перед уборкой. Можно применять его и при обработке газонов. Нужно правильно регулировать высоту, чтобы не упираться в землю, при этом не оставлять высокие стебли.

Как правильно подключать

Косилку присоединяют через ременную передачу, этот вариант надо рассмотреть подробно. Процесс простой, но если что-то сделать неправильно, оборудование сломается или будет работать неправильно. Следовать инструкции:

Чтобы собрать мини-трактор из мотоблока своими руками без совершения ошибок, понадобится пошаговая инструкция и…

  1. Проверить крепеж, затянуть его при необходимости. Осматривать ножи на предмет повреждений.
  2. Присоединить оборудование, косилка на мотоблок крепится жестко. Тип соединения зависит от того, с какой стороны расположен узел. Жестко затянуть болты, не должно быть люфта.
  3. Надеть ремень на шкивы. Регулировать натяжение прижимным роликом.
  4. Запустить мотоблок. Включить оборудование на небольших оборотах, чтобы убедиться, что оно работает нормально.
  5. Проконтролировать высоту скашивания. Когда нужно — отрегулировать ее.

Когда в процессе работы возникли посторонние шумы или что-то попало под движущиеся части, надо остановиться и найти проблему. Если этого не сделать, косилка может сломаться, что опасно для того, кто управляет мотоблоком.

Как сделать своими руками

Собрать сенокосилку на мотоблок без опыта в металлообработке сложно. Не стоит заниматься этой работой, когда под рукой нет нужного инструмента и комплектующих. Но если хорошо разобраться в конструкции, подготовить необходимые чертежи и работать строго по ним, то можно сэкономить и сделать оборудование, которое не будет уступать заводскому.

Роторная косилка

Сложный вариант, так как нужно найти привод, за счет которого конструкция будет работать. Его можно купить там же, где продают готовые изделия, там обычно торгуют и запасными частями. Собирать надо в такой последовательности:

  1. Найти готовый или сделать новый чертеж. Продумать размеры, особенности крепления к мотоблоку, систему передачи мощности от техники на косилку.
  2. Купить привод для дисков. Он должен обеспечивать движение осей навстречу друг другу.
  3. Подобрать металлические диски по размеру. Подойдут любые варианты, главное, чтобы они были сделаны из стали и имели одинаковый диаметр.
  4. Сварить раму. Продумать, как закрепить на ней механизм. Присоединить диски, для этого можно сделать оси из толстостенной трубы либо металлического прутка.
  5. По краям дисков закрепить по 3-4 ножа на равном расстоянии. Они ставятся на небольшие оси, чтобы при вращении они выдвигались наружу.
  6. Закрепить шкив для привода и натяжной ролик. Тут надо учитывать длину ремня, необходимо хорошо натянуть его.

Закрепить все части прочно. Использовать качественный крепеж, затягивать соединения самоконтрящимися гайками, при вибрации они не откручиваются. Окрасить, чтобы металл не ржавел из-за высокой влажности и растительных остатков.

Сегментная косилка

Собрать ее на порядок проще. Но при этом нужно найти эксцентриковый механизм, который обеспечит движение рабочей части, сделать его своими руками сложно. Понадобится сварочный аппарат, несколько прямоугольных труб и болты толщиной не меньше 8 мм. Делать так:

  1. Найти чертеж или сделать его с готового образца. Точно нанести размеры.
  2. Сварить несущую раму. На ней будет крепиться и рабочая часть и узел, которым косилка будет фиксироваться на мотоблоке.
  3. На раме сделать направляющие, в которых будет двигаться планка с ножами. Проще всего сделать их П-образной формы.
  4. Собрать элемент с ножами, закрепить их на планке. Проверить, как он движется в направляющих.
  5. Поставить две тяги, которые будут обеспечивать движение рабочей части. Присоединить их к эксцентриковому механизму. Поставить привод, через который будет передаваться мощность.

После сборки проверить, как косилка ставится на мотоблок. Поставить ремень, убедиться, что ролик обеспечивает хорошее натяжение. Провести пробный запуск на небольших оборотах. Если движение не прямолинейное, или есть какой-то люфт, разобраться и внести изменения в конструкцию.

Косилка-повозка

Этот вариант сделать проще всего, так как в конструкции нет сложных узлов. Можно приспособить в качестве повозки адаптор, который используют для вспахивания и других сельскохозяйственных работ. Но ее несложно собрать, соблюдая простые рекомендации:

  1. Сделать чертеж. Предусмотреть такие факторы, как ширина обработки и длина тележки. Если она есть готовая, то адаптировать параметры под нее.
  2. Поставить колеса на ось, приварить дышло для соединения с мотоблоком. Сверху поставить сиденье и опору для ног.
  3. Сделать корпус косилки. Сварить ее из листовой стали толщиной в 1 мм или больше. Размер короба должен быть на 10 см больше диаметра ножа.
  4. Сверху установить угловой редуктор, чтобы через шкив вращать ось. Нож сделать из стали, закрепить в нижней части.
  5. Корпус прикрутить болтами к тележке. Предусмотреть систему регулирования высоты расположения.
Читайте также:  Как сделать своими руками полку для телевизора

Обеспечить удобство управления мотоблоком. Важная часть – ременной привод, во-первых, натяжение должно быть хорошим, а во-вторых, лучше поставить кожух сверху, чтобы подвижная часть была закрыта. Можно не делать сиденье, а поставить колеса в задней части для упора и работать, как обычно.

Собрать косилку для мотоблока своими руками возможно только при подготовке подробного чертежа и наличии всех необходимых деталей. Механизм вращения проще купить в готовом виде, так как его сложно изготовить. Надо точно подогнать все элементы друг к другу и соединить их прочным крепежом, исключающим ослабление соединений от вибрации.

Источник

Как сделать косилку для мотоблока своими руками?

Мотоблок – хороший помощник для любого владельца приусадебного участка. Расширить функциональность такой домашней техники можно при помощи различных дополнительных насадок, включая и косилку, но народные умельцы доказывают, что для этого совсем не нужно тратить деньги. При наличии желания и некоторых простых подручных материалов изготовить оборудование можно самостоятельно.

Необходимые инструменты и материалы

Учитывая, что схемы изготовления косилок, которые будут приведены в нашей статье ниже, придуманы с учетом использования подручных материалов, любой из названных компонентов может быть заменен. Если у вас нет возможности достать любой из указанных материалов, но есть идея, чем его заменить, вы можете свободно вносить изменения в наше предложение.

Мы же предлагаем только ориентировочный список того, что может пригодиться:

  • сварка;
  • крепежные элементы;
  • металлические уголки;
  • донная часть ненужной железной бочки или любой другой кусок металла подобной формы;
  • несколько режущих пластин;
  • ось для колес;
  • колеса.

Инструкция по созданию

Газонокосилка для мотоблока – агрегат не столь сложный, но даже его можно собрать разными методами. Чаще всего ее все-таки делают не с нуля – навесное оборудование, то есть, собственно косилку изготавливают фабричным методом на заводе, тогда как в задачи народного мастера скорее входит создание соответствующей тележки. Задача не кажется сложной еще и в свете того, что чертежи подобных конструкций свободно гуляют по интернету, а при желании можно найти даже обучающие видео о том, как обустроить подобный механизм своими руками.

Получившееся устройство будет относиться к одному из как минимум трех видов косилок, каждый из которых имеет собственные конструктивные особенности, а также свои преимущества и недостатки. Каждую из этих сенокосилок стоит рассмотреть внимательнее – так мы и поступим.

Роторная

Косилки этого типа используются преимущественно для ухода за лужайками и заготовления сена. Агрегат рассчитан на использование на участках со сравнительно невысокой растительностью и небольшим количеством мелких кустов. Производительность конструкции оценивается весьма высоко, однако, она прихотлива к наличию склонов – 10-20 градусов для нее уже являются пределом, а боковой крен допускается и вовсе не более 8 градусов. При простоте устройства и минимальном риске поломки радует умение агрегата складывать траву рядами, однако, не следует забывать, что именно этот вид косилки относится к травмоопасным.

Ножи предлагаем сделать из обычной цепи для бензопилы, нарезав ее на равные по длине куски.

Такие импровизированные ножи крепятся обычно по 4 штуки на каждый из вращающихся кругов – чаще всего их делают 2, используя диски от зерновой сеялки. Фрагменты цепи крепятся к дискам через равные промежутки, при этом их фиксируют не идеально плотно, а с небольшим зазором буквально в пару миллиметров. Последнее нужно для того, чтобы ножи максимально подвергались воздействию центробежной силы, которая позволит им всегда находиться в горизонтальном положении. Крепить их более устойчиво не стоит и просто потому, что при стыке с чем-то твердым они должны иметь возможность просто отскочить назад, иначе поломки агрегата не избежать.

Все крепления вращающихся частей нужно сделать из высокопрочной стали с высоким содержанием углерода, толщина штырей во избежание поломки прибора и получения травмы не должна быть меньшей 8 или даже 10 миллиметров. После этого остается только собрать каркас. Раму обычно изготавливают из заранее заготовленной оси и двух колес, на которую наваривают металлические уголки. Корпус ротора можно изготовить с применением все того же дна от металлической бочки, именно к нему тогда и будут приварены оси для вращения дисков.

При монтаже каркаса нужно предусмотреть возможность соединения дисков с приводом ВОМ мотоблока – для этой цели могут быть использованы шестерни с КПП от старого советского автомобиля вроде ВАЗ.

Передачу крутящего момента нужно организовать таким образом, чтобы диски вращались в противоположном направлении по отношению друг к другу – именно такое решение позволяет складывать выкашиваемую траву аккуратными рядами. Последний шаг – установить некий защитный кожух на каркас, чтобы гарантировать, что случайно оторвавшийся кусок ножа точно не полетит в сторону оператора.

Сегментная

Такая самодельная конструкция по своему устройству уже заметно сложнее, однако, и у нее есть свои преимущества. В отличие от роторных моделей, здесь ножи движутся не по кругу, а возвратно-поступательно, поскольку закреплены на валу. Этот агрегат обеспечивает предельно низкую обрезку растений, удаляя их под корень, а еще такой прибор не сможет измельчить уже скошенную траву, как это могло бы случиться с роторной косилкой. Механизм удобен даже в условиях работы на неровном земельном участке, а включение и выключение никак не связано собственно с мотоблоком, что позволяет быстрее реагировать на потенциально аварийные ситуации. Наконец, такой агрегат почти не вибрирует, что тоже полезно для его сохранности.

Читайте также:  Внутренняя отделка балкона своими руками стены

В качестве основной детали берут прямоугольную трубу с параметрами 120х5х1,5 см или даже просто кусок лезвия косы. В этой заготовке проделывают через равные промежутки 12 отверстий, каждое диаметром в сантиметр, куда будут вкручены болты типа М8. Задача последних – удерживать направляющую полосу из металла, чья длина составляет 89 см – на нее-то и крепятся зубцы и ножи, которые будут обеспечивать выкос растительности.

Подача крутящего момента на основные узлы сегментной косилки производится от вала отбора мощности применяемого силового агрегата. С учетом этого варится опорное шасси, на которое устанавливается вышеописанный механизм с прижимами, препятствующими ненаправленному движению ножей и зубьев. Конструкция шасси обычно предполагает установку только 1 колеса для сегментной косилки, потому весь агрегат включительно с мотоблоком получается трехколесным.

Косилка-повозка

Сделать такую конструкцию несколько сложнее, чем роторную, хотя в целом они очень похожи. Этот вариант газонокосилки несколько усовершенствован, его часто называют еще барабанным, поскольку в основе механизма лежат вращающиеся барабаны. Усиленный агрегат приобретает способность противостоять более прочным препятствиям, потому справится не только с толстыми стволами растений, но и в результате смены насадок в зимнее время может быть использован в качестве небольшой снегоочистительной машины, даже наледь ему не страшна.

Повышенная сложность сборки заключается уже в том, что если вышеописанные конструкции имели довольно простую схему шасси с двумя или даже одним колесом, то в этом случае понадобится собрать полноценную четырехколесную телегу, которая собирается из металлических уголков и заранее заготовленных осей и колес.

Последние детали можно взять, например, от старой детской коляски, дно конструкции изготавливается из металлического листа, хотя в крайнем случае можно воспользоваться и надежной фанерой. Рекомендованные габариты такой повозки обычно составляют 80х40 см.

Цилиндры, они же барабаны, можно изготовить двумя разными способами. В самом простом варианте для этой цели используются обыкновенные консервные жестяные банки без дна и крышки, надеваемые на деревянные кругляши, если же таковых под рукой нет, их аналог делается из листового металла. Металлические диски выполняются в диаметре 20 см (наружный) и 17 см (внутренний), скрепляются между собой при помощи толстого металлического штыря и им же крепятся к повозке с нижней стороны. Между этими дисками и крепятся ножи по тем же правилам, что и в случае с роторной косилкой – оставляется небольшой зазор, чтобы режущий элемент мог свободно вращаться в любую сторону, не грозя вырваться от случайного столкновения с непреодолимым препятствием.

После того как цилиндры будут надежно закреплены на конструкции повозки, их соединяют между собой резиновым ремнем. Он же используется и для соединения с валом отбора мощности мотоблока, откуда крутящий момент передается на барабаны. Ножи предназначены для обработки травы в летнее время, однако, для уборки снега нужны другие насадки – в виде звездочек, острых со всех сторон. По возможности необходимо постараться сделать конструкцию максимально простой в разборке, чтобы сезонная замена одной насадки на другую не превращалась в полномасштабную сборку нового агрегата из обломков старого.

Установка

Один из главных подводных камней в изготовлении косилки своими руками заключается даже не в том, что в результате упорных трудов механизм может так и не заработать, а в потенциальной опасности агрегата, сделанного с очевидными ошибками.

Травмоопасность подобных конструкций часто оказывается довольно высокой из-за неправильно подобранных материалов или ненадежно выполненных сварочных работ, потому во многих случаях целесообразнее все-таки приобрести уже готовое оборудование или хотя бы заказать сварку профессионалу своего дела.

Если же вы все-таки загорелись идеей самостоятельного изготовления газонокосилки для мотоблока, обратите внимание на то, что даже правильно собранный прибор не будет работать, если его неправильно присоединить к мотоблоку. Чтобы избежать распространенных ошибок, дадим несколько очевидных советов.

  • Все манипуляции по присоединению выполняются при включенном реверсивном режиме, а при подключении к ВОМ, установив узел соединения в гнездо сцепки.
  • Прицепной механизм практически всегда должен быть оснащен дополнительным шкворнем с пружиной. Практика показывает, что такая простая деталь обычно существенно продлевает срок службы крепления.

  • Ножи во время соединения узлов будущей газонокосилки с мотоблоком обязательно должны быть защищены кожухом. К сожалению, случаи непреднамеренного запуска оборудования во время монтажа – не такая уж редкость, и если незадачливый мастер, не прислушавшись к этому совету, в тот самый момент будет находиться слишком близко к ним, для него это может закончиться весьма печально.
  • Помните, что выкашивание травы обычно производится на небольших оборотах двигателя, потому что иначе агрегат превратит зеленую массу в пыль, и собирать ее станет значительно сложнее. Муфта сцепления должна быть включена еще до старта процесса

  • Каким бы надежным ни казалось соединение между прицепной газонокосилкой и мотоблоком, обычно оно не такое уж и прочное, и ярче всего это наблюдается в момент резкого поворота. По этой причине люди, имеющие большой опыт работы с мотоблоками и самодельными косилками, советуют избегать не только слишком острых углов, но и высокой скорости при повороте и даже просто резких движений в момент выполнения разворота. Отсоединившаяся конструкция даже в лучшем случае на некоторое время задержит выполнение покоса до тех пор, пока неисправность не будет устранена, в некоторых же ситуациях прицеп, отцепившись, может продолжить движение по непредсказуемой траектории. Последний вариант особенно опасен для всех, кто находится поблизости ввиду вероятного получения серьезных травм от контакта со все еще вращающимися ножами.

Подробнее смотрите в следующем видео.

Источник

Оцените статью