Как сделать швартовую утку своими руками

Содержание
  1. Как сделать швартовую утку своими руками
  2. Как сделать швартовую утку своими руками
  3. Отличная швартовая утка для лодки, идея на 100 баллов.
  4. Как сделать швартовую утку своими руками
  5. Как сделать швартовую утку своими руками
  6. Лодка утка. Отличная швартовая утка для лодки, идея на 100 баллов.
  7. 6.5. Швартовная утка
  8. Домашняя яхт-верфь.
  9. Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…
  10. Узлы и веревки для швартовки Часть 2: Кнехты и кранцы.
  11. В предыдущей публикации мы рассмотрели, чем тросы разного типа отличаются друг от друга, какие из них наиболее подходят для швартовных операций и как их к ним подготовить. Из узлов мы упомянули пока только один, но очень важный и универсальный — булинь, или беседочный, недаром прозванный “королем узлов”. Сегодня же речь пойдет о том, как, собственно, эти тросы вязать.
  12. Как сделать выброску для швартовки
  13. П О Д А Ч А Б Р О С А Т Е Л Ь Н О Г О К О Н Ц А (Л Ё Г О С Т И)
  14. 6.3. Швартовное устройство
  15. Корабельные Швартовые Партии

Как сделать швартовую утку своими руками

—>
• Доступно только
для
зарегистрированных
пользователей

Подсознательно понимаю, что лучше купить, но, если есть время, почему бы не попробовать.

Действительно, у покупных дельных вещей практически нет недостатков. Основной- их цена. Остальные, в той или иной степени, проявляются в процессе эксплуатации. Это касается, в основном, к оборудованию собранному из элементов крутяще- вертящейся группы. Это различные подшипники ( качения, скольжения ), втулки и т. д. и т. п.

Швартовые утки лишены этих недостатков. Они пренадлежат к группе статических элементов оборудования швертбота или яхты. Основное, на что следует обратить внимание, это надежность установки детали в предназначенном месте.

Исходя из изложенного предполагаю, что такую дельную вещь, как утка швартовая, можно изготовить самостоятельно, без использования специального инструмента и отвечающую моим требованиям как в вопросах дизайна, так и в вопросах установки.

В качестве исходного материала использовалась полоса нержавеющей стали шириной 30 мм и толщиной 5 мм.

Длина корректировалась после операции «согнуть- разогнуть».

Аналогично происходило сверление отверстий для крепления утки к набору корпуса. Имея размер вогнутой части, корректировалось расстояние между осевыми крепежных отверстий с учетом размеров шляпки болтов и удобства фиксации последних.

В «сыром» виде изделие имеет несколько мрачноватый вид, но и в таком исполнении вполне пригодно к выполнению возложенных на него задач. Для поддержания марки производителя, так сказать, бренда Hend Made, все таки рекомендую несколько облагородить нашу утку посредством шлифования и полирования.

Несколько слов об способе установки этого полезнейшего устройства в нужном месте. Для более надежного и прочного соединения элементов крепежа носовой швартовой утки с корпусом лодки, после некоторых размышлений, была изготовлена «обратная пластина» представляющая отрезок полосы из нержавеющей стали толщиной 5 мм. Два резьбовых отверстия М8 выполняют роль гаек в болтовом соединении «носовая утка- корпус лодки». Три отверстия диаметром 5 мм предназначены для шурупов, посредством которых указанная пластина крепится к носовой «king plank».

Подробное описание читайте в эссе на тему «Установка носовой швартовой утки».

В заключение еще парочка информативных фото.

Источник

Как сделать швартовую утку своими руками

—>
• Доступно только
для
зарегистрированных
пользователей

Итак, после этапа установки фанерных усилений ( я их так называю) различных Gunwale,bearer,carli. и т. д. и перед фазой вклеивания накрытий палуб, самое время обратить свой взор на, собственно, а как мы будем, впоследствии, фиксировать носовую швартовую утку?

А вот есть у меня ответ на этот вопрос! В предыдущей статье (об самостоятельном изготовлении швартового приспособления) есть краткое изложение принципа по которому утка фиксируется на продольном наборе плавсредства. Речь идет о металлической пластине с двумя резьбовыми отверстиями М8.

Имея под рукой все необходимое, приступаю к разметочно- сверлильным работам. Первым делом, в соответствии с рекомендациями автора, определяю местоположение утки на носовой палубе ( см. фото вверху). Дальше, собственно, сверление двух отверстий диаметром 9 мм. В качестве направляющей для сверла использую заранее заготовленный брусок с просверленными на стационарном сверлильном станке отверстиями. Используя такой своеобразный кондуктор с уверенностью констатирую перпендикулярность направления сверления к носовой king plank.

На очереди самое сложное- привинчивание обратной пластины к king plank. Но это на первый взгляд. Все намного прозаичнее. Достаточно собрать конструкцию в цельный модуль «так оно и будет» и дрелью снизу засверлить отверстия под шуруп. После чего, все той- же дрелью с насадкой или, как я, вручную- отверткой, закрутить всего- то три шурупа, зафиксировав кусок железа на элементе продольного набора.

На секудочку замечу: перед тем как собрать все элементы в позейшн » так оно и будет» я саму пластину, а точнее ту часть которая будет непосредственно контактировать с king plank, густо намазал эпоксидной смолой с отвердителем и аэросилом.

Вот, что в результате получилось:

Если Вы думаете, что это все, перестаньте так думать. Еще необходимо спроецировать крепежные отверстия на заготовки носовых полупалуб!

Но это уже совсем другая история. И расскажу я об этом в главе «Палубы и пр.» модуля «Дао».

Источник

Отличная швартовая утка для лодки, идея на 100 баллов.

В современных рыболовных магазинах, сегодня можно купить десятки видов «швартовых уток» для приклеивания их на вашу любимую лодку ПВХ. Есть утки с колесиком, утки с направляющими, огромные и малюсенькие утки. Но хорошая швартовая утка стоит недешево , а дешевая утка как правило либо маловата размером, либо не очень удобна в использовании.

Я же хочу поделиться с вами отличной идеей швартовой утки, которая удобна в использовании и обойдется вам совсем недорого. Суть идеи заключается в ручке для переноски ПВХ лодки. Такую ручку можно купить в магазине совсем недорого. Единственный момент — ручку надо брать толстую и крепкую, примерно такую:

Теперь надо разрезать эту ручку пополам и развернуть получившиеся половинки спинками друг к другу. В таком приложении, и приклеить. Получается надежный и главное удобный рым для намотки якорной веревки восьмеркой. А как, чем клеить, и где взять такой клей чтобы не «оторвалось», я постараюсь рассказать вам в следующей моей статье.

Вот такой простой и интересный как сейчас модно говорить лайфхак для пвх лодки. А кому лень мастерить можно выбрать для себя готовую швартовую утку, неплохие рымы делает фирма Bager, но покупать лучше через интернет магазин, потому-что в простых магазинах на нормальные рымы местами очень уж цены загибают.

Надеюсь моя статья оказалась интересной и полезной. Если есть вопросы задавайте в комментариях, буду рад поделиться своим опытом. Удачи в жизни и на рыбалке! Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки, рыбак рыбака лайкнет издалека!

Источник

Как сделать швартовую утку своими руками

Как сделать швартовую утку своими руками

—>
• Доступно только
для
зарегистрированных
пользователей

Итак, после этапа установки фанерных усилений ( я их так называю) различных Gunwale,bearer,carli. и т. д. и перед фазой вклеивания накрытий палуб, самое время обратить свой взор на, собственно, а как мы будем, впоследствии, фиксировать носовую швартовую утку?

А вот есть у меня ответ на этот вопрос! В предыдущей статье (об самостоятельном изготовлении швартового приспособления) есть краткое изложение принципа по которому утка фиксируется на продольном наборе плавсредства. Речь идет о металлической пластине с двумя резьбовыми отверстиями М8.

Имея под рукой все необходимое, приступаю к разметочно- сверлильным работам. Первым делом, в соответствии с рекомендациями автора, определяю местоположение утки на носовой палубе ( см. фото вверху). Дальше, собственно, сверление двух отверстий диаметром 9 мм. В качестве направляющей для сверла использую заранее заготовленный брусок с просверленными на стационарном сверлильном станке отверстиями. Используя такой своеобразный кондуктор с уверенностью констатирую перпендикулярность направления сверления к носовой king plank.

На очереди самое сложное- привинчивание обратной пластины к king plank. Но это на первый взгляд. Все намного прозаичнее. Достаточно собрать конструкцию в цельный модуль «так оно и будет» и дрелью снизу засверлить отверстия под шуруп. После чего, все той- же дрелью с насадкой или, как я, вручную- отверткой, закрутить всего- то три шурупа, зафиксировав кусок железа на элементе продольного набора.

На секудочку замечу: перед тем как собрать все элементы в позейшн » так оно и будет» я саму пластину, а точнее ту часть которая будет непосредственно контактировать с king plank, густо намазал эпоксидной смолой с отвердителем и аэросилом.

Вот, что в результате получилось:

Если Вы думаете, что это все, перестаньте так думать. Еще необходимо спроецировать крепежные отверстия на заготовки носовых полупалуб!

Но это уже совсем другая история. И расскажу я об этом в главе «Палубы и пр.» модуля «Дао».

Лодка утка. Отличная швартовая утка для лодки, идея на 100 баллов.

6.5. Швартовная утка

Значительно облегчить эту операцию поможет дистанционное швартовное устройство, разработанное И. Кивзуновым и Л. Петровым.

Передняя часть утки представляет собой замкнутый рым, предназначенный для вытаскивания лодки на берег, для подъема ее на талях и запирания на замок. В задней части предусмотрен самозахватывающий двухсторонний палубный клюз (рис. 71).

Благодаря наклонной задней стойке, высота которой несколько больше стреловидной перемычки, наброшенный сверху фал легко соскальзывает в клюз и фиксируется в нем.

Во время швартовки фал складывается петлей, набрасывается на утку и подтягивается на себя, затем ходовой его конец закладывается на утку или кнехт, расположенный в районе ветрового стекла, а рабочий конец подается на буксир или на причал. При постановке на якорь рабочий конец крепится к якорной скобе и отдается вместе с якорем за борт (рис. 72).

Для освобождения швартовного или буксирного каната из клюза нужно просто продернуть его через устройство, а для освобождения якорного каната нужно подтянуться к якорю, выбрать слабину, накинуть обратную петлю и выдернуть ее за ходовой конец. После этого канат снимается с утки и убирается в кокпит. При выполнении всех операций водителю не нужно покидать кокпит или бросать управление судном.

Общий вид утки показан на рис. 73.

Бросаем бухать! (369)

Домашние любимцы (животные) (276)

Православные, послушайте (527)

Давайте выберем мне мотор. (4880)

Как, и где ловим рыбу! Фото. (2138)

замена магнитов на маховике (87)

Собираем volvo penta 90 (115)

Ищу оригинальные инструкции, руководства, паспорта … (44)

Вопросы и предложения (531)

Кормовая якорная лебёдка на прог 2м (1686)

Еще один Днепр начинает новую жизнь (2613)

Нанесение гелькоута (топкоута) (17)

Условия охоты разные везде. Да и в одних условиях «стратегия» может быть разная, а эта стратегия может зависеть от «типа» лодки. Например в Ростовской обл и Краснодарском крае весеннюю уж и не помню когда открывали, поэтому с шалашей наверно никто и НЕ ОХОТИТСЯ.

ну осенью мы там тоже и засидки (шалаши) строили.. если бы недорога такую подъездкулежанку, то взял бы сразу

«Ну кому и кобыла невеста».

Во во во — это теперь называется листинг, неее — издержки по ЛОГИСТИКЕ

насколько знаю в основном распространена охота осенью на воде на «утенней и вечерней»,с чучелами, подсадной.

ну не знаю откуда такие чОткие определения.. сверху крыться разве что от гусей, а от утки можно и «без крыши»(ИМХО, никогда не крыли, что весной, что осенью- весной у селезня капает от возбуждения, некогда ему на крыши внимания обращать, а осенью стаю чучел поболе, да нескольких подсадных к ним.. главное не шевОлиться.. пролетают, облетают, и садятся вполне себе.. хошь влет стреляй, хошь сидячих..

Тут я вам пожалуй дам дельный совет — у нас имеется примерно аналогичная «тупорылая» плоскодонка(правда камышей у нас нет) — очень лёгкая и маневренная, водорастущую растительность не раздвигает, а давит(придётся мотор поднимать по самое ни могу).
На вёслах на открытой воде — песня, легко управляется и набирает скорость…

согласен полностью.. но! в бочке не поохотить уточек на воде универсальности маловато

Вы можете удивляться, но у нас охотили на озере из железных бочек, с лодок их устанавливали и охотников высаживали. Потом подбирали вместе с добычей

Домашняя яхт-верфь.

Сайт создан для тех, кто мечтает построить яхту своими руками — яхту своей мечты…

Узлы и веревки для швартовки Часть 2: Кнехты и кранцы.

В предыдущей публикации мы рассмотрели, чем тросы разного типа отличаются друг от друга, какие из них наиболее подходят для швартовных операций и как их к ним подготовить. Из узлов мы упомянули пока только один, но очень важный и универсальный — булинь, или беседочный, недаром прозванный “королем узлов”. Сегодня же речь пойдет о том, как, собственно, эти тросы вязать.

Несмотря на внешнее разнообразие швартовных приспособлений, применяемых на малых судах, основных их типов всего два — это утки и кнехты. Первые отличают длинные клиновидные “рога”, а вторые представляют собой вертикальные тумбы, как правило, снабженные выступающей по бокам поперечиной (рис. 1). И те, и другие могут иметь как одну вертикальную стойку, так и две — в последнем случае они вместе с горизонтальной поперечиной образуют замкнутый проем наподобие петли или рыма (рис. 1, а и б).

Все указанные разновидности имеют свою специфику использования, но объединяет их то, что конец закладывается на них одним и тем же способом — “восьмеркой”, крест-накрест (рис. 2). Количество шлагов зависит от толщины троса (чем он тоньше, тем больше раз его нужно заложить за выступы, но в большинстве случаев трех-четырех шлагов вполне достаточно.

Впрочем, если свободный конец не закрепить, намотка может рассыпаться. Классический способ застопорить узел — это сделать на конце троса петлю, провернуть ее на 180°, накинуть на “рог” и затянуть (рис. 3). Для большей надежности операцию можно повторить и на противоположной стороне утки или кнехта.

Это вариант универсальный и весьма надежный, но в случае с утками есть и другой способ — свободный конец просто несколько раз обматывается вокруг опоры под верхней планкой (рис. 4). “Рога” утки, как правило, располагаются довольно низко по отношению к палубе и вдобавок имеют “обтекаемую” форму, поэтому вместе с несколькими шлагами троса играют роль своеобразного клинового стопора.

Такой способ тоже довольно надежен, но все же мы бы рекомендовали его в основном для коротких подходов к берегу, поскольку главный его плюс — быстрота как закладки, так и отдачи конца. При длительных стоянках, пожалуй, лучше применять стопорную петлю.

Если на лодке имеются швартовные приспособления с двумя стойками, тросы есть смысл снабдить огонами (естественно, только с одной стороны) — хотя бы завязав упомянутый в предыдущей публикации беседочный узел. Огон необходимо провести между стойками и накинуть на них со стороны “входа”, проведя под “рогами” (рис. 5).

Никогда попросту не набрасывайте его на утки или кнехт — при ослаблении нагрузки петля с равным успехом может соскочить обратно, и уж тем более не пытайтесь подматывать боковины пропущенного между стойками огона на концы утки или кнехта, как показано на рис. 6 — это самый верный способ отпустить оставленную у причала лодку в свободное плавание!

Увы, столь дикий метод закладки огона мы приводим здесь только потому, что не раз видели его в питерских и московских маринах. Не следует также продевать между опорами трос без огона, особенно длинный — это и нерациональная трата времени, и лишний риск его запутать.

Читайте также:  Автоматический ручник своими руками

Где крепить снабженный огоном конец — на лодке или на причале — в общем-то, дело вкуса. В большинстве случаев, пожалуй, целесообразней на лодке, ведь еще неизвестно, будет ли незнакомый причал оборудован подходящими утками или кнехтами, хотя в родной марине, наверное, стоит поступать наоборот: поскольку в лодке всяк чище, чем на берегу, в ней-то лучше и держать свернутый в бухту свободный конец.

Некоторые снабжают швартовный конец металлическим карабином — в принципе, вещь удобная, но прочность при этом оставляет желать лучшего, поэтому подобный вариант может быть рекомендован только для относительно легких и компактных лодок. При использовании карабина тоже пропускайте конец между стойками утки или кнехта, прежде чем его застегнуть — в этом случае они сыграют роль обыкновенного рыма (рис. 7).

Кстати, рымы — кольца или полукольца — можно отнести к швартовным приспособлениям, хотя и с некоторой натяжкой. Большей частью их можно увидеть не на лодках (за исключением самых крошечных), а на причалах. Во многих маринах и яхт-клубах рымы, для изготовления которых нужны только стальной пруток и сварщик, применяют просто из экономии, хотя по удобству использования и надежности они значительно уступают нормальным и, естественно, более дорогим приспособлениям.

Самый простой способ вязки в этом случае — это использовать так называемые штыки (рис. 9), причем чем их больше, тем лучше. В принципе, последний штык полагается стопорить дополнительным шкертиком, но на мягком ворсистом тросе они неплохо держат и так. И все же самый надежный вариант — уже упомянутый беседочный узел, особенно если стоянка предстоит длительная. Перед тем, как его завязать, свободный конец троса можно дополнительно пропустить через петли на рыме (рис. 10).

Если конец слишком длинный, пропускать его в рым (и вытаскивать обратно) бывает несподручно. Просто сложите его пополам, превратив в двойной необходимой длины (рис. 11).

Во многих необорудованных местах нередко возникает необходимость завести конец за так называемый пал — вертикально поставленный столб или сваю, а то и за дерево. Вязка штыками здесь непригодна из-за большой толщины столба или сваи, поэтому остается использовать только беседочный узел. На относительно невысокий пал петлю можно попросту накинуть сверху, тем более что на нем обычно имеется какой-либо стопор (хотя бы обыкновенный гвоздь), не дающий ей сползти вниз.

Не будем забывать, что швартовка — процесс обычно не статичный, и перед тем, как привязать лодку, нередко ее надо подтянуть к причалу. Чем она тяжелее и чем большей парусностью обладает, тем сложнее это сделать. В отличие от рыма или пала, утки и кнехты могут помочь и в этом деле.

Если лодка большая, да и ветер отвальный, выбирать конец просто руками нерационально — лучше поставить себе на службу законы физики.

Накиньте один-два шлага предварительно натянутого троса на утку или кнехт (не “восьмеркой”, а просто обмотав его вокруг опор под перекладиной), хорошенько натяните также свободный конец, чтобы шлаги не поползли под нагрузкой, и наступите ногой на трос между лодкой и причалом. Такой прием дает солидный выигрыш в силе.

Когда борт лодки приблизится к причалу, уберите ногу и резко выбирайте провисший конец, который легко проскользнет по утке или кнехту (рис. 12). Имейте в виду, что лучше повторить эту операцию несколько раз, чем пытаться “продавить” трос до самой воды — чем больший угол относительно горизонтали он образует, тем меньше выигрыш в силе, да и, в конце концов, вы просто рискуете свалиться в воду.

Не менее важная вещь при швартовке — кранцы, прежде всего на большой лодке. Да и на маленьких, особенно с хорошей отделкой, они бывают полезны. В ряде случаев применять кранцы стоит даже на РИБе, который вроде бы и сам по себе сплошной кранец! Тот, у кого подобный совет способен вызвать только ироническую ухмылку, никогда, видно, не швартовался на лодке с надувными бортами к ощетинившемуся острыми рваными краями отечественному стальному бону…

Вязка кранцев, насколько можно судить по общению с начинающими судоводителями, представляет собой наибольшую головную боль. Между тем, ничего сложного тут нет.

На небольших лодках кранцы нередко крепят за те же утки и кнехты, что и швартовные концы — все той же “восьмеркой”. Порой это единственный выход из положения, заставляющий мириться с двумя серьезными минусами: во-первых, использование одной и той же точки крепления и для швартова, и для кранцевого шкерта повышает риск их запутать и при необходиости отдать один вынуждает сначала отдавать другой, а во-вторых, кранцы могут оказаться на неоптимальных местах.

В этом случае выручают стационарно устанавливаемые на бортах или боковых стенках рубки небольшие крючки-карабины, расположение которых подбирается опытным путем (кранцы при этом вешаются на них за петельки, заранее завязанные на шкертах).

Проще всего, как ни странно, владельцам относительно крупных лодок, палуба которых обнесена по периметру релингами и леерами — крепить за них кранцы наиболее удобно. Что же до конкретных узлов, то здесь есть сразу несколько вариантов на выбор.

Многие применяют для этих целей довольно простой выбленочный узел (рис. 13). На вид это вроде бы и не узел вовсе, однако в старину именно им крепили ступеньки (выбленки) на вантах, по которым матросы поднимались на мачты. Под нагрузкой, которую в данном случае обеспечивает вес кранца, держит он достаточно надежно.

У другого пригодного для крепления кранцев узла, в свою очередь, само название не ахти — “коровий” (рис. 14). Однако и тут не судите по первому впечатлению — и он при наличии нагрузки неплох. Кстати, при необходимости зацепиться за какой-нибудь крюк (например, за автомобильный фаркоп) вяжется он буквально за пару секунд: трос дважды складывается пополам, и готовая к затяжке петля у вас в руках (рис. 15).

Оба узла можно дополнить петельками, облегчающими развязывание (рис. 13, б и 14, б). Но все же рекомендуем мы третий вариант. Точное его название привести затрудняемся, поскольку узел этот, так сказать, передается “из рук в руки”. И вяжется он удобно, и развязывается моментально, и держит надежно что на толстых релингах, что на тросовых леерах (рис. 16).

Несколько слов о том, как привязать к шкерту сам кранец: можно, в ринципе, применить все тот — же беседочный узел, но эстетам все-таки советуем использовать огон (кстати, это как раз тот случай, когда при помощи справочника по такелажным работам можно рискнуть заплести его самостоятельно, поскольку приходящаяся на соединение нагрузка невелика). Останется только сначала продеть шкерт в проушину кранца, а потом сквозь огон и затянуть (рис. 17).

Кранцы занимают в лодке довольно много места, поэтому неплохим выходом из положения могут стать специальные проволочные держатели. Единственно, нужно найти им правильное место на борту. Во-первых, желательно, чтобы кранцы всегда были под рукой, а во-вторых, они не должны мешать — например, загораживат проход или ограничивать обзор с места водителя (рис. 18).

И, напоследок, несколько моментов общего характера. Излишне, наверное, напоминать, что вывешенные за борт кранцы уместны лишь у причала или в тесноте марины. После выхода на чистую воду их нужно сразу убрать, если не хотите стать предметом общих насмешек.

Швартовка — дело ответственное даже на маленьком судне, поэтому все должно быть подготовлено заранее. Когда вы точно знаете, каким бортом будете швартоваться, то концы желательно заложить на утки или кнехты еще на подходе (если вы на лодке один, задача несколько усложняется — осуществляйте эту операцию только на «нейтрали» и в таком месте, где не будете мешать остальным участникам движения).

Касается это и кранцев хотя стоит иметь их комплект на оба борта одновременно, ведь полезны они не только у причала, где к вам могут пришвартоваться вторым корпусом, но и на случай каких-либо нештатных ситуаций при расхождении в узкостях.

Кстати, когда кто-то из пассажиров имеет достаточный опыт, чтобы исполнять роль матроса, будет лучше, если хотя бы один из кранцев он будет держать в руках и при необходимости подстрахует “проблемное” место при подходе.

Как сделать выброску для швартовки

П О Д А Ч А Б Р О С А Т Е Л Ь Н О Г О К О Н Ц А (Л Ё Г О С Т И)

Любой корабль, надводный или подводный, швартуется к берегу или к другому кораблю при помощи специальных устройств и крепится канатами, которые могут быть весьма большими в диаметре (20 – 50 мм.), следовательно, очень тяжёлыми. Современные канаты изготавливают из натуральных и искусственных материалов; они могут быть и стальными.

Приложи линейку к своей руке! Представь, каковы корабельные швартовые канаты! Как ты думаешь, можно ли с качающегося на волнах корабля бросить хотя бы 10 – 15 метров такой штуки?!

Моряки специально тренируются подавать бросательный конец как можно дальше и точнее. Ведь можно бросить иной раз и достаточно далеко, но не попасть, например, на корму корабля, к которому собираются швартоваться. Тогда лёгость с линем упадут в воду. Придётся повторить попытку. А это – потеря времени и угроза безопасности корабля! Мало того, выброска станет мокрой, потяжелевшей. Поэтому моряки так ценят хороших специалистов из швартовных команд, которые обходятся одним метким, точным броском. Некоторые из них отрабатывают свои «фирменные» способы бросания.

Швартовщики обычно бросают лёгость на 25 – 40 метров. Случаются и выдающиеся результаты, которые на флоте становятся легендарными. На всякий случай выброски имеют длину около 50 метров. Надо брать поправку и на ветер (то есть учитывать снос бросательного конца ветром).

Теперь поговорим о способах бросания. Прежде всего, не забудь надеть перчатки. Чтобы не обжечь кожу бросающей руки.

Кто-то вращает лёгость над головой несколько раз и отправляет её в полёт. Кто-то сам вращается вокруг своей оси, как дискобол. Но это – экзотические, редкие способы бросания лёгости, которые не могут гарантировать сколько-нибудь надёжный результат. Они могут привлечь к себе внимание разве что необычностью. Хотя, как известно, могут дать и прекрасный результат. На соревнованиях такими способами метать лёгость запрещено. Не используют на флоте способ бросания «как гранату». В связи с его неудобством, малой эффективностью и… нетрадиционностью для «хорошей морской практики».

Итак, опишем его подробнее. Швартовый канат раскладывается на палубе. К огону крепится линь выброски. Выброска частично также может быть разложена на палубе, но большая её часть, обычно, находится в руках – в подающей (бросающей) и в помогающей (держащей).

Нужно правильно подобрать длину линя между лёгостью и кистью бросающей руки. Оптимальный вариант: рука со снарядом опущена вниз, лёгость своим нижним краем почти касается палубы. Некоторые дают больше слабины, некоторые делают рычаг короче.

Итак, длина выбрана. Линь зажимается двумя пальцами – указательным и большим. На три других пальца укладываются от трёх до семи колец, длина которых равна длине вытянутых в стороны рук. Некоторые люди укладывают бросательный конец не кольцами, а «змейками». Они придерживаются средним пальцем руки.

На безымянный палец и мизинец укладывается ещё несколько (3 – 7) колец (или «змеек») линя. Они перехватываются другой (помогающей) рукой. Наличие колец в обеих руках – обязательное условие соревнований по бросанию лёгости на точность и дальность. Соревнования подчиняются правилам, которые принимают все участники состязаний.

Бросающий становится боком к леерному ограждению. Кисть помогающей руки раскрыта, чтобы не тормозить, не держать выброску. Нужно сделать один – два (не больше) замаха в плоскости, параллельной плоскости леерного ограждения палубы, и, развернув корпус и ногу (на носке), одноимённую бросающей руке, выполнить бросок через сторону над леером. Разворот корпуса и ноги усиливает бросок, позволяет бросить лёгость дальше. Это движение корпуса и ноги похоже на движение боксёра. Рука движется снизу-вверх-в сторону. В конечной фазе она направлена к цели броска.

На рисунке: подача бросательного конца (лёгости).

Ещё один способ подать выброску – через верх. В конечной фазе рука движется в вертикальной (или почти вертикальной) плоскости (параллельно плоскости тела).

Выброску на берегу или палубе корабля, к которому осуществляется швартовка, принимают дежурные моряки. За тонкий линь они вытягивают толстый швартовый трос к себе. Со швартующегося корабля этот канат им подают моряки швартовной партии.

Иногда линь выброски привязывают к более толстому концу, а тот, в свою очередь, к швартову. Промежуточный конец между лёгостью и швартовым концом в таком случае называется проводником.

Канат, который предназначен для швартовки корабля, когда его вытащат на берег при помощи выброски, надевается петлёй (огоном) на береговые швартовные устройства – палы (быки), кнехты, битенги. На кораблях и пирсах такие устройства – кнехты, битенги, киповые планки.

6.3. Швартовное устройство

Рис.6.32. Швартовное устройство

Рис. 6.33. Названия швартовных концов

Швартовные тросы (канаты). В качестве швартовных концов используются растительные, стальные и синтетические тросы.

Стальные тросы применяются все реже, так как они плохо воспринимают динамические нагрузки, требуют больших физических усилий при передаче с борта судна на причал. Наиболее распространенными на морских судах являются стальные швартовы диаметром от 19 до 28 мм. Хранят стальной швартов на ручных вьюшках, оборудованных тормозом, прижимаемым педалью к щеке барабана. На крупнотоннажных судах устанавливают швартовные вьюшки с приводом.

Широкое распространение получили швартовы, изготовленные из синтетических тросов. Они легче равнопрочных им стальных и растительных швартовов, обладают хорошей гибкостью, которая сохраняется при относительно низких температурах. Не разрешается использовать синтетические тросы, не прошедшие антистатическую обработку и не имеющие сертификатов.

Чтобы использовать положительные качества синтетических тросов различных видов выпускаются комбинированные синтетические тросы. На швартовых лебедках, где швартовы стальные, та его часть, которая идет на берег, изготовляется из синтетического троса в виде так называемой «пружины».

На судах, перевозящих наливом воспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки паров ниже 60°С, пользоваться стальными тросами разрешается только на палубах надстроек, не являющихся верхом грузовых наливных отсеков, если по этим палубам не проходят трубопроводы приема и выдачи груза. Применять на танкерах тросы из искусственного волокна можно только по специальному разрешению Регистра (при разрыве этих тросов возможно образование искр).

Для своевременного обнаружения дефектов швартовы должны не реже 1 раза в 6 месяцев подвергаться тщательному осмотру. Осмотр также необходимо производить после стоянки на швартовых в экстремальных условиях.

Рис. 6.35. Креп швартовых на береговой тумбе

Кнехты представляют собой парные чугунные или стальные тумбы, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, но имеющие общее основание (рис. 6.36). Кроме обыкновенных кнехтов, в некоторых случаях, особенно на низкобортных судах, применяются крестовые кнехты, которые могут быть как двойные, так и одинарные.

Рис. 6.37. Крепление швартовного троса на кнехте

Для проводки швартовов с автоматических лебедок обычно устанавливают универсальные поворотные клюзы (рис. 6.39). Такие клюзы предохраняют трос от перетирания. На судах, следующих по Панамскому каналу, где проводка судна через шлюзы осуществляется с помощью береговых тягачей, обязательно устанавливают панамские клюзы, имеющие больший радиус кривизны рабочей поверхности, чем у бортового, и лучше приспособленные для работы со швартовами большого диаметра.

Рис. 6.39. Клюз универсальный

Киповые планки. Киповые планки предназначены для изменения направления швартова (рис. 6.40). На большинстве современных судов устанавливают киповые планки из отдельно стоящих двух-трех роульсов. Киповые планки без роульсов обычно применяют только на небольших судах при малом диаметре швартовного троса.

Рис. 6.40. Киповые планки:
а) – с тремя роульсами; б) – с двумя роульсами; в) – без роульсов

Читайте также:  Вконтакте все для дома своими руками

Роульсы уменьшают износ тросов и снижают усилие, необходимое для их выбирания. Отводные (палубные) роульсы устанавливают около швартовного механизма, что предотвращает перекос швартова на барабане (турачке) (рис. 6.41).

Вьюшки и банкеты. Для хранения швартовных тросов используют банкеты и вьюшки (рис. 6.42, 6.43). Последние представляют собой горизонтальный барабан, вал которого закреплен в подшипниках станины. По бокам барабан имеет диски, препятствующие сходу троса.

Рис. 6.43. Трос на банкете

Рис. 6.44. Бросательный конец

Конец крепят за огон швартова и последний подают через швартовный или буксирный клюз (рис. 6.45). Выброску укладывают в шлаги и, удерживая за свободный конец, бросают на причал. С помощью этого лёгкого троса на берег вытягиваются сравнительно тяжёлые швартовы. Бросательный конец изготовляют из линя длиной около 25 метров.

Кранцы применяют для предохранения корпуса судна от повреждения при швартовке. Мягкие кранцы чаще всего делают плетеными из старого растительного троса. Применяют также пробковые кранцы, представляющие собой небольшой шаровидный мешок, заполненный мелкой пробкой. В последнее время все более широкое применение находят пневматические кранцы.

Переносные стопоры. Выбранный с помощью механизма швартовный трос переносят на кнехты и закрепляют. Чтобы при переносе троса он не потравливался, на него предварительно накладывают стопор. Стопор крепится к рыму у основания кнехта или за обух на палубе судна.

При работе со стальными швартовыми следует использовать цепные стопоры с длиной цепочки не менее 2 м, калибра 10 мм и растительным тросом длиной не менее 1,5 м на ходовом конце (рис. 6.46). Применение цепных стопоров для растительных и синтетических тросов недопустимо.

Рис. 6.46. Удержание швартовного троса стопором

Стопор вытягивают вдоль швартова по направлению натяжения (рис. 6.47). Когда швартов взят на стопор, не следует резко сбрасывать с турачки или шпиля трос, чтобы рывком не оторвать стопор. Швартов следует сначала осторожно по-травить обратным ходом шпиля или брашпиля, не снимая шлагов с барабана, и только убедившись, что стопор надежно держит швартов, последний быстро переложить на кнехт. На больших судах могут применяться стационарные винтовые стопоры, в которых трос зажимается винтом между щеками. Стационарные стопоры установлены на палубе между клюзом или киповой планкой и кнехтом.

Рис 6.47. Переносные стопоры:
а) – цепной; б) – растительный

Выбирание и закрепление швартовных тросов значительно упрощается при использовании кнехтов с вращающимися тумбами. Швартов накладывают «восьмерками» на тумбу кнехта и подают на турачку брашпиля. При выбирании троса тумбы кнехта проворачиваются, свободно пропуская трос. После снятия троса с турачки брашпиля он не будет потравливаться, так как тумбы имеют стопор, который препятствует их повороту в обратном направлении.

Швартовые механизмы. Для выбирания швартовов могут быть использованы как специально установленные для этой цели швартовные механизмы (например, швартовные шпили, лебедки и т. д.), так и другие палубные механизмы (например, брашпили, грузовые лебедки и т. д.), имеющие швартовные барабаны.

Рис. 6.48. Использование турачки брашпиля

Для выбирания швартовных тросов на баке используют турачки брашпиля (рис. 6.48). Швартовые шпили устанавливаются для работы с кормовыми швартовыми. Они занимают мало места на палубе, привод шпиля располагается под палубой (рис. 6.49).

Рис. 6.49. Швартовный шпиль

Автоматические швартовные лебедки могут устанавливаться для работы с кормовыми и носовыми швартовами (рис.6.50). Швартов постоянно находится на барабане лебедки, не требуется его предварительной подготовки перед подачей и переноса на кнехты после обтягивания. Лебедки автоматически подтягивают судно, выбирая слабину троса, или потравливают слишком сильно натянутый трос при изменении положения судна относительно причала в процессе грузовых операций, во время прилива или отлива.

Рис. 6.50. Автоматические лебедки

Швартовное устройство должно содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем его постоянную готовность к действию. Кнехты, швартовные клюзы, киповые планки, направляющие роульсы должны быть всегда достаточно гладкими для предотвращения преждевременного износа тросов. Ролики, роульсы и другие подвижные элементы должны легко вращаться, быть хорошо расхожены и смазаны. Цепные и тросовые стопоры, глаголь-гаки должны быть исправны.

При наличии автоматических швартовных лебедок и швартовных поворотных клюзов следует периодически проворачивать ролики клюзов и регулярно смазывать трущиеся части.

Стальной швартовный трос подлежит замене, если в любом месте на его длине, равной восьми диаметрам, число обрывов проволок составляет 10% и более общего числа проволок, а также при чрезмерной деформации троса.

Растительный трос подлежит замене при разрыве каболок, прелости, значительном износе или деформации. Синтетические канаты подлежат замене, если количество обрывов и повреждений в виде надрывов нитей составляет 15 % и более числа нитей в канате.

Корабельные Швартовые Партии

Бросательный конец

Бросательный конец (выброска). Так как швартовый конец очень тяжёлый и его невозможно бросать на дальние дистанции, к петле швартового конца крепят тонкий и более лёгкий шкерт (верёвка), на конце которого закреплён груз. При швартовке судна корабельная ШП (швартовая партия) по команде командира корабля выбрасывает заранее подготовленный бросательный конец (выброску) в сторону береговых швартовых партий. Береговая швартовая партия выбирает бросательный конец до начала швартового конца, после чего крепит его на кнехт, дальше действуют корабельные ШВ

Виды выбросок

Выброски бывают простые, состоящие из одного шкерта, а также сложные, состоящие из нескольких шкертов. Сложная выброска выглядит так груз, прикрепленный к первому шкерту. Как правило это очень тонкий шкерт (например леска). К другому концу первого шкерта крепится более толстый, и так по нарастанию, каждый из участвующих шкертов доложен быть большей длины. Сложная выброска применяется первой, пока корабль находится на большой дистанции от пирса. Применение сложной выброски обуславливается тем что обычную выброску невозможно кинуть так далеко, как сложную, из-за того что первый шкерт сложной выброски гораздо легче и тоньше, чем шкерт обычной выброски. Поэтому пригруз сложной выброски летит дальше и совсем не восприимчив к ветру.

Подготовка бросательного конца

Береговые Швартовые Партии

Корабельные Швартовые Партии

Корабельные ШП по команде бросают выброску на берег ближе к береговым ШП. Бывают случаи когда с первого раза выброска не долетает до пирса или, ударившись об надстройку корабля (если швартовка происходит к борту корабля), отскакивает обратно в воду. На эти случаи выбросок готовится несколько. После того как корабельная ШП убедится в том, что выброска на берегу, закреплённый конец выброски крепят к швартовому концу.

Смотка выбросок

Выброску начинают сматывать с пригруженного конца, так чтоб свободный оказался с верху

Крепление Выброски к швартовому концу.

Морские узлы. Флажный семафор. Лёгость.

ГАВ, ВЕС, СОВА, НОВОСТЬ.

При показе симметричных:

Б Д Г В Ц Ч

У буквы Ц расположение рук напоминает нижнюю часть буквы при ее написании на бумаге:

А ещё про Ц говорят: «Цыплёнок – не чемодан!»

8 9 0

Р П Т

Перед передачей цифр можно просемафорить ЦФР, или «ЦИФРЫ», или слово «шифр».

Теперь тебе осталось освоить служебные знаки, а также порядок передачи и приема.

«Знак вызова»— несколько раз взмахами над головой показывают букву «у». Это означает: «Я вызываю на связь».

«Знак ответа»— несколько раз показывают букву «А».

«Знак вопроса»— дважды показав букву «Т», ты как бы ставишь знак вопроса в конце предложения. Он означает, что переданный текст требует ответа. Между двумя «Т» руки сгибаются в локтях, а флажки находятся у груди.

«Знак ожидания (приема)».

Употребляется при необходимости временно прервать передачу или приём семафора (например, для того, чтобы записать принятый текст, если сигнальщик принимает его один). Прерывающий семафорный обмен описывает над головой несколько горизонтальных кругов обеими руками до получения ответа от того, кому передают сигналы.

«Знак раздела»:нужно обе руки поднять из нижнего положения вверх (это соответствует знаку букв «Ь», «Ъ») и снова

опустить. Он разделяет слова в предложении и знаки, и подается, как и знак повторения, но только один раз.

«Знак невозможности приема»:описывание 3-х кругов прямо перед собой (в вертикальной плоскости) одним или двумя флажками в одной руке.

Принимающий сигнальщик подаёт этот знак передающему тогда, когда приём невозможен (знаки плохо видны или неразборчивы). Переданный в сумерки или в условиях плохой видимости, он означает: «Перейдите на другие средства связи».

«Знаки перемены места»передаются после сигнала невозможности приема. Используются, когда передающий плохо виден

принимающему, и второй просит первого встать так, чтобы его было хорошо видно. Они означают: «Осмотритесь, перемените место, прием затруднен». К знакам перемены места относятся:

«Передвиньтесь влево от меня»;

«Передвиньтесь вправо от меня»;

Подаются эти знаки несколькими взмахами в соответствующем направлении.

Тебе осталось узнать правила, покоторым передается и принимается информация. На флоте это делается так:

1. Передающий подает знак вызова, чередуя его с названием (именем) вызываемого объекта (сообщение семафором можно осуществлять не только между кораблями, но и между кораблём и береговым объектом, например, постом наблюдения и связи (постом НиС), между кораблём и разведчиками и так далее).

2. Получив ответный знак, передающий «пишет» (сообщает) первое слово и разделительный знак. На каждое переданное слово нужно получить знак ответа, если слово разобрано (понято), либо знак повторения, если слово не разобрано (не понято). Тогда передающий повторяет его.

Допустив ошибку в слове, передающий показывает знак ошибки и повторяет неверно переданное слово.

3. Если текст передан и не требует ответа, то передающий показывает знак окончания; если требуется ответ, то передается знак вопроса.

Связь флажным семафором заканчивают передачей знака окончания связи

АР (Линия над буквами, образующими сигнал, указывает на то, что эти буквы должны быть переданы слитно, как один знак; так он передается азбукой Морзе

при помощи светосигнального прибора или по радио).

Если принятый семафор непонятен принимающему сигнальщику в целом, то он показывает знак повторенияи сразу после него – знак вопроса. Сигнальщик, передававший сообщение, получив знак повторения со знаком вопроса, должен передать весь текст снова.

Информация может передаваться напрямую от A к Б, если они хорошо видны друг другу.

При невозможности непосредственной связи между А и Б, когда нет взаимной видимости (например, когда туристическая группа растянулась, а адресат за поворотом, препятствием; когда байдарки, лодки, яхты, плоты и т. п. идут в кильватер, то есть друг за другом), информацию передают через В, Г, Д и т. д. для Б, указывая в сообщении: «По линии. Для Б «. В (Г, Д и другие, если они есть) обязан передать текст в том виде, в каком получил его от А, и сообщить ответ, если он требуется.

Если жеА передает информацию для всех, а не для одного адресата, то А в адресе (в начале передачи) пишет семафором: «по линии» (без указания адресата).

Обычно сигнальщики работают парами. При передаче один читает текст с листа, второй передает его. При приеме один читает (принимает, разбирает) текст и сообщает второму, который делает запись информации. В случае ошибки, записывающий просит передать знак ошибки.

При хороших условиях видимости и несложных сообщениях с работой справится и один человек.

Помимо русской морской семафорной азбуки существует еще и международная (латинская) морская семафорная азбука. Она используется при связи между судами и кораблями разных стран.

Международная семафорная азбука состоит из 28 знаков: 26 из них соответствуют буквам латинского алфавита, а 2 служат для обозначения вызова (сигнал внимания) и окончания передачи. Правила международной семафорной связи отличаются от правил русского морского семафора. Например, передав слово, сигнальщик опускает руки. Это служит знаком раздела. Если слово передано с ошибкой, то следует показать знак, соответствующий букве «Е».

Флажным семафором можно передавать знаки телеграфной азбуки. Точка – обе руки подняты вверх (как мягкий знак). Тире – обе руки вытянуты в стороны (как «Т»). Знак раздела между точками и (или) тире – руки скрещены у живота, флажки опущены вниз. Знак раздела между буквами, группами или словами показывается как буква «А» в русской семафорной азбуке. Сигнал ошибки (повторения) подается как знак ожидания (приема) – над головой обеими руками описываются горизонтальные круги. Связь устанавливают передачей

знака вызова АА АА АА адресату.

На вызов дают знак ответа «Т». Переговоры (передачу) завершают знаком

Ты можешь использовать флотский опыт в полной мере. И если ты знаешь русскую телеграфную азбуку(азбуку Морзе), то можешь передавать «морзянку» флажками (косынками и т.п.) по правилам русского семафора. Эти правила тебе уже известны.

Конечно, такая связь возможна, если и твой собеседник владеет «морзянкой».

При данном способе связи следует использовать обе руки, но если это затруднительно, можно передавать и одной рукой: рука вверху – точка, рука отведена в сторону – тире. При отсутствии флажков можно

использовать любые предметы или обходиться вовсе без таковых.

На флоте, при обучении молодых сигнальщиков, часто используют такую забаву: опытный сигнальщик семафорит слово « К У К У Ш К А » и просит новичка прочесть его.

Так как в 6 жестах из 7 левая рука остается на месте, то передавать отработанную до автоматизма «кукушку» легко: скорость передачи текста очень большая. Новичок видит перед глазами только стремительное мелькание флажка и совершенно не может прочесть слово.

Этот «фокус» передается сигнальщиками из поколения в поколение (Поэтому новобранец на флоте по фантастической скорости передачи и первому жесту может только догадаться, что ему передают «кукушку»).

А теперь можешь поиграть со своими товарищами. Для этого разбейтесь на две команды. Половина команды передает тексты, а половина принимает.

Передача начинается одновременно в каждой команде по сигналу. Переданные и принятые слова записываются. Побеждает та команда, которая больше слов правильно передала и приняла, например, за 3 минуты.

Можно поиграть и в обычный «испорченный телефон», когда слово или предложение передается по очереди от А до N и, в конце концов, от N к А. Переспрашивать и исправлять ошибки при передаче нельзя.

А вот еще игра. Она называется «Эстафета». Две команды (или больше) имеют равное количество игроков, которые одновременно начинают передавать один и тот же текст (либо разные тексты, но имеющие одинаковое количество знаков и равную сложность). Побеждает та команда, которая быстрее и с меньшими ошибками передаст (и примет) сообщение. Систему определения победителей можно принять любую. Но всегда наградой всем будет смех и хорошее настроение.

Ты можешь придумать свои игры и просто писать записки. Например, так:

На школьных, городских, районных, областных (краевых, республиканских) и всероссийских соревнованиях условия могут быть следующими.

Первенство: лично – командное.

Команда представляет несколько (не менее пяти) пар карточек размером 10 х 20см. со словами морской терминологии (существительные, прилагательные единственного и множественного числа в именительном падеже), записанными столбиком. В тексте должно быть более 120 знаков (букв). Команда не может пользоваться своими карточками. Карточки подписываются названием клуба.

Каждый участник соревнований имеет только одну попытку чтения текста.

Рекомендуемая дистанция приема – более 50м (она зависит от местных условий и может быть изменена).

Время передачи и приема – 60 секунд.

В зачет идут только правильно принятые слова. Последнее слово учитывается по количеству принятых букв. Результат каждого принимающего определяется по сумме знаков в принятых словах.

Команду представляют 7 человек в произвольной комбинации пар, принимающий обычно выбирает себе передающего сам.

Пример карточки.

№ Слово Количество букв

14 Водоизмещение 13

ПОДПИСЬ: Клуб «Патриот России».

Принимающий по жребию выбирает пару карточек и передает судье. Судья, находящийся рядом с принимающим, одну карточку оставляет у себя, а вторую передает судье, который будет зачитывать текст передающему.

Сигнальщику, находящемуся на месте передачи, на 30 секунд показывают текст для оценки его сложности. Передающий сигнальщик имеет право пропустить некоторые слова (в интересах команды), о чём сообщает судье. Судья командует: « Товсь! » Сигнальщик отвечает: « Есть товсь!» По команде «Ноль!» включается секундомер и начинается передача слов, диктуемых судьей передающему с карточки.

Читайте также:  Бочонок для лото своими руками

Принимающий вслух произносит прочитанные им слова; судья на приеме отмечает в своей карточке карандашом верно принятые слова.

Через 60 секунд передача и прием прекращаются. Судья на приеме считает сумму знаков в верно принятых словах.

В клубных (школьных) соревнованиях (особенно на начальном этапе практической отработки) полезно проверять сигнальщиков только на скорость передачи. И только чуть погодя – на скорость приёма.

О такелажном деле.

Об узлах.

Человечеству известно свыше 3000 узлов и других такелажных изобретений. Умение вязать узлы используется более чем в 80 профессиях. Это умение сопутствует всей истории развития общества людей в строительстве, производстве различных орудий (стрел, топоров, рыболовных снастей и т.п.), в скотоводстве, собирательстве, в управлении животными и т.д., то есть – в повседневной жизни.

И в современной жизни часто возникает необходимость что-либо закрепить, или обвязать, или завязать верёвкой. Не во всякой ситуации можно использовать один узел. Каждый человек знает и использует несколько узлов. А иногда некоторым людям приходится доверять им и верёвке свою жизнь.

Верёвки и узлы – одни из самых первых (и очень полезных) изобретений человечества.

В этой книге слово «верёвка» – термин, в общем смысле обозначающий штерт, линь, фал, трос, канат, а также другие специальные названия. Это слово известно всем. Даже морякам, которые стараются его не использовать, предпочитая свои термины. Но эта книга рассчитана на широкий круг читателей: и на профессионалов, и на новичков, только приобщающихся к увлекательному занятию вывязывания узлов.

Верёвку можно сделать из множества разных природных материалов: из травы, лиан, сухожилий и кишок, из коры, корней и ветвей дерева, из волокон кокоса, крапивы, из конопли, хлопка, манилы, сизаля, из полос кожи. Всё это – натуральные источники, которые использовались людьми долгое время, тысячелетиями. Многие из названных материалов используются по указанному назначению и сейчас. Именно на натуральных верёвках вяжется абсолютное большинство известных узлов. Но, с развитием химической промышленности, появилось большое количество синтетических ниток, лесок, шнуров, тросов и канатов. Современная химия позволяет производить искусственные верёвки с заданными свойствами: растягивающиеся (до 40 % от первоначальной длины), нерастягивающиеся, плавающие на поверхности воды, устойчивые к воздействию ультрафиолетовых лучей и тому подобное.

Верёвки могут быть не простыми, а сложными, составными. Вот какие названия используют профессионалы, в зависимости от способа изготовления, качества, вида пряжи (ниток) и назначения.

Бечева – прочная толстая верёвка.

Бечёвка – тонкая верёвка.

Верёвка – крученое изделие диаметром 5,0 – 20,0 мм тросовой работы из лубяных волокон пеньки или хлопчатобумажной пряжи.

Каболка – самая тонкая составная часть растительных тросов. Она скручивается из волокон агавы, конопли, абака, других растений.

Канат – изделие, свитое из стальных проволок или скрученное (сплетённое) из растительных или синтетических волокон. Может быть толщиной от 25 до 350 (!) мм. Применяется в качестве стоячего и бегучего такелажа, швартовов, буксиров, в грузоподъёмных устройствах, при выполнении гидрографических, аварийно-спасательных, водолазных, такелажных и других работ.

Растительные канаты бывают пеньковые, сизальские, манильские, кокосовые, джутовые, льняные и хлопчатобумажные.

Синтетические канаты имеют те же названия, что и волокна химических веществ, из которых они изготовлены. Например, нейлона, полипропилена, капрона, полиэтилена, лавсана, куралона, дакрона и т.п.

Стальные канаты имеют собственную систему условных обозначений.

Конец – общее название любой верёвки любого размера. От каболки до каната. Моряки предпочитают говорить «конец», «трос», а не «верёвка».

Трос – пеньковый, стальной или синтетический гибкий канат. На судах и кораблях вообще верёвка.

Фал – плетёный восьмипрядный льняной шнур диаметром 6,0 – 12,0 мм.

Шнур – крученое изделие диаметром 1,5 – 4 мм из льнопеньковой и льняной пряжи.

Шпагат – бечёвка, скрученная из одной или нескольких полированных ниток.

Штерт – короткий тонкий трос или линь, применяемый для вспомогательных целей; например, для обучения вязанию узлов.

Если вы занимаетесь парусным спортом, альпинизмом, туризмом и тому подобным, то есть используете различные верёвки профессионально, доверяя им свою жизнь, то нужно надлежащим образом хранить верёвочные изделия и ухаживать за ними.

Ещё при покупке все ваши тросы, фалы, канаты нужно внимательно осмотреть, чтобы не приобрести бракованное изделие. Осведомитесь у продавцов о специфических качествах интересующих вас верёвок.

На различные верёвки вредное воздействие оказывают:

— длительное пребывание под прямыми солнечными лучами;

— химические вещества (как непосредственным воздействием, так и испарениями);

— жиры и масла (сначала химическим взаимодействием, затем на жирные пятна налипают песок и грязь, которые перетирают, портят верёвку);

— высокая температура (от трения или от костра; карабин следует снять с верёвки сразу же по окончании спуска; оплавленную же верёвку необходимо немедленно заменить);

— холод и влага (избегайте использования мокрых и промёрзших верёвок, так как они могут потерять до 30% своей крепости):

— абразивные вещества (зола, песок, камни, дерево, металл, практически – любая поверхность; поэтому под трущуюся часть верёвки следует подстилать кусок старой парусины, мат или что-то подобное).

Качество верёвок, условия эксплуатации, хранения и ухода за ними влияют на срок службы тросов, канатов, фалов. Обычно срок службы изделий из натуральных материалов составляет 1 – 4 года. Синтетика может послужить и больше.

При обращении с верёвками необходимо соблюдать простые правила.

Верёвки следует регулярно (и даже перед первым употреблением) стирать в пресной воде с использованием мыла, или синтетических моющих средств, или специального верёвочного шампуня.

Хранить верёвки надлежит в сухих вентилируемых (проветриваемых) помещениях в бухтах, на вьюшках, на решётках или в сетках под брезентом. Небольшие запасы можно подвешивать на натянутую между крюками или штырями бечеву. Нельзя вешать для хранения бухты на металлические штыри. Ржавчина, образующаяся на штырях, разъедает, портит верёвки.

Синтетические проводники нельзя использовать для водолазных работ, так как синтетика всё же сильно растягивается, и можно ошибиться в определении глубины погружения. При снятии нагрузки с синтетического троса может произойти резкое сокращение его длины, что способно привести к травмированию людей.

Нельзя стоять на верёвке. Это может быть опасно для человека. И это наверняка наносит повреждения верёвке.

Верёвки, срок годности которых истёк, используют для вспомогательных такелажных работ; делают из них швабры, маты и так далее.

К такелажным инструментам относятся все слесарные инструменты (вплоть до клещей, мерительных инструментов, тисков; потому что на кораблях используются стальные тросы), различные ножи, свайки, киянки, парусные иглы, мушкель, полумушкель, берда, станок для плетения матов, проволочные петли различных размеров, шило, гардаман.

Берда (бердо) – приспособление для плетения матов и дорожек. Это четырёхугольная рама с натянутыми между двумя планками тонкими линями, имеющими в середине очко.

Гардаман (платан) – кожаный наладонник, приспособление, защищающее ладонь от уколов иглы (как напёрсток защищает палец) при пошиве и ремонте паруса. Это полоса кожи, в самом широком месте которой укреплена металлическая пластинка с множеством углублений. При работе гардаман сворачивается петлёй вокруг кисти руки, закрепляется пряжкой или завязывается двумя штертами, прикреплёнными к концам кожаной полосы. Большой палец руки вводится в специальное отверстие приспособления.

Драёк – деревянный брусок. Он служит для раздвижки прядей толстых канатов, для стягивания найтовов и бензелей на стальных канатах, для обтягивания снастей. Посередине драйка по окружности делают кип (паз) для привязывания штерта.

Киянка – большойдеревянный молоток прямоугольной формы для работы со стальными канатами. Инструмент предназначен для выравнивания прядей при заделке огонов (петель) и сплеснивании (сращивании) канатов.

Крючок парусный – приспособление, с одной стороны которого располагается собственно крючок, а с другой – обушок, к которому привязывается кончик (небольшая верёвка), обычно закрепляемый за сидение, на котором располагается мастер, выполняющий такелажные работы. Парусным крючком поддерживают парусину при ручном шитье парусины.

Лопатки – для наложения марок, бензелей и клетневания. Деревянные лопатки используются для работы с растительными и синтетическими канатами. Для работы с металлическими канатами используются металлические лопатки.

Марочница – деревянная плашка с отверстием посередине. Применяется для наложения марок и бензелей.

Машинка для свивки шкимушек – приспособление из двух деревянных крестовин с растянутыми вдоль оси концами.

Мушкель – круглый деревянный молоток. Его используют для выравнивания прядей при заделке огонов и сплеснивании канатов.

Полумушкель – деревянный молоток для наложения бензелей и сплеснивания канатов. Вдоль бойка полумушкеля делается выемка (кип).

Проножка – ящик со стойками, используемый для хранения инструментов и подвешивания верёвок.

Трепало – приспособление для плетения матов и дорожек. Оно представляет собой длинную деревянную доску с ручкой и заострённой с одной стороны кромкой.

Возьмите для обучения вывязыванию узлов кусок обычной бельевой верёвки, или шнура, или детской скакалки длиной полтора – два метра. Этого будет вполне достаточно. Концы верёвки заплавьте зажигалкой или обмотайте скотчем, чтобы они не лохматились. Будет лучше, если вы найдёте две верёвки – разных по фактуре и (или) по цвету.

Конец верёвки, которым мы вяжем узел, который движется («ходит»), работает, называется ходовым, или рабочим. Он ничем не закреплён, свободен. Часть верёвки, которая находится ближе к этому концу, называется ходовой, рабочей частью.

Конец верёвки, который противоположен ходовому, не используется в данный момент времени при вязании, называется коренным, нерабочим. Он может быть закреплён неподвижно. Часть верёвки, которая находится ближе к этому концу, называется коренной, нерабочей частью верёвки.

Сложите верёвку так, чтобы её части лежали рядом и не перекрещивались. Получилась открытая петля, или перегиб. На длинных канатах так можно складывать и ходовую, и коренную части. Узлы можно вязать прямо на открытой петле. Перегиб можно обнести вокруг предмета или ввести его в кольцо, для того, чтобы завязать некоторые узлы. Иногда, при вывязывании узла, бывает легче сделать такую петлю, чем отыскать ходовой конец. Ещё может понадобиться пропустить перегиб в узел, а то и вытянуть его назад. Узлы ведь бывают разными. И обстоятельства тоже.

На фото: открытая петля (перегиб).

Сделайте петлю так, чтобы один конец перекрывал другой. Получилась колышка, или закрытая петля. Если ходовой конец скрещивается (проходит) снизу, то это – нижнее скрещение. Если наоборот, то – верхнее. Верёвка может перекрещиваться сама с собой и ходовым, и коренным концами. Верёвки бывают длинными.

На фото: закрытая петля (колышка).

Не путайте колышку с калышкой. Калышка – это виток верёвки, образовавшийся при её сильном скручивании. От неё следует избавляться сразу, как только она будет обнаружена. Калышка может запутать верёвку, испортить трос (особенно стальной), помешать работе, швартовке судна или корабля.

На фото: калышка.

Повесьте верёвку на спинку стула или на любую перекладину. У вас получился обнос. Обнос – это вообще обхват верёвкой какого-либо предмета (другого троса, кольца, рыма, бревна, крюка (гака), скобы, столба), сделанный так, что концы верёвки не перекрещиваются.

Шлаг – это полный оборот верёвки вокруг предмета.

Обнесите верёвкой какой-либо предмет (например, спинку стула), затем перекрестите ходовой конец с ходовой же частью верёвки. У вас получился полуштык. Есть узел с похожим названием – «простой полуштык». Скоро вы его выучитесь вязать. Пока же разберитесь с нехитрой терминологией. Это важно для понимания техники вывязывания узлов.

На фото: такелажный элемент «полуштык».

Возьмите свою верёвку в обе руки. Перехлестните один раз между собой концы из левой и правой руки. У вас вышел полуузел. То же самое получится, если вы перехлестнёте концы двух разных верёвок. Это, считайте, половина знаменитого прямого узла. Некоторые люди называют его геракловым (геркулесовым), или квадратным, или рифовым, или собственно, «морским» узлом.

Марка – несколько плотно наложенных друг к другу шлагов каболки на конце линя, троса и тому подобного. Она предотвращает их расплетание.

Если при затягивании узла сила прикладывается не к тому концу, к которому следует, то может произойти перетягивание. Оно деформирует узел или превращает его в другой. Иногда это делается намеренно.

Чтобы узел вышел правильным и аккуратным, нужно выбирать слабину,обтянутьузел. Этого действия требуют не все узлы. Только практика научит вас этой премудрости. Так же, как и другой – какой длины должна быть рабочая (ходовая) часть верёвки, чтобы узел вышел завершённым и безопасным.

Многие узлы, которые эффективно использовались на натуральных верёвках, не работают, «ползут», не держатся (или, говорят, «узел не держит») на нитках, жгутах, линях, шнурах и канатах, выполненных из синтетических материалов. Поэтому люди придумывают новые способы завязывания узлов на них, изобретают различные приспособления, такие, как, например, карабины, альпинистские скобы, обвязки и так далее.

Задача этой книги – научить вязать те узлы, которые используются при проведении соревнований по прикладному морскому троеборью. Они могут пригодиться в быту любому человеку. Это – очень полезные узлы, которые послужат и выручат не один раз.

Этот узел имеет много названий: рифовый, правильный, морской, обычный, крепкий, матросский, квадратный, гераклов, геркулесов, женский.

Первый способ вязания – полуузлами – один полуузел последовательно завязывается над другим. Двумя концами (оба они – ходовые, рабочие) завяжите полуузел. Снова скрестите концы: тот, который в полуузле оказался сверху коренной части другого конца, снова должен быть сверху, нижний должен быть снова снизу. Завяжите второй полуузел. Обтяните получившийся узел.

Второй способ завязывания – морской. Сделайте на одном конце перегиб. Другой конец введите в петлю со стороны коренной части верёвки. Обнесите сдвоенную верёвку и выведите ходовой конец из петли. Короткий и длинный концы должны выходить с одной стороны петли – сверху или снизу. Обтяните узел обеими руками, взяв в каждую длинный и короткий концы.

Морской способ развязывания прямого узла. Возьмите длинный и короткий концы узла с одной его стороны и потяните в разные стороны. Два полуштыка скиньте с распрямлённой верёвки.

Ткачи также используют этот узел для связывания ниток. Они это делают своим, удобным для них способом.

Прямой узел используют для того, чтобы взять рифы (уменьшить площадь парусов) на паруснике; соединить концы медицинской повязки; для упаковки вещей, для подвязывания кушаков (поясов). Не следует связывать этим узлом две верёвки, тем более – синтетические, потому что этот узел «ползёт», не держит. Конечно, можно закрепить его ходовые концы (хотя бы простым узлом), и использовать узел кратковременно и без сильной нагрузки для этой цели. Но для связывания двух верёвок существуют другие – надёжные узлы. Этому узлу жизнь доверять нельзя! Но он всё же полезен, и даёт начало целому семейству – «семейству прямого узла».

Использовать прямой узел для связывания двух верёвок, близких по диаметру, можно, но только в сочетании с другими узлами, а не в чистом виде.

Рифовым узлом берут рифы, уменьшая площадь парусов в свежую погоду; им можно завязать шнурки на обуви или бечеву, упаковывая вещи.

Такое название некогда носил прямой узел. Эти два узла отличаются друг от друга тем, что рифовый – это быстроразвязывающийся прямой узел с одним бантиком. Один из его ходовых концов введён в петлю перегибом (можно завязать прямой узел и просунуть один из ходовых концов обратно в петлю).

Источник

Оцените статью