Как сделать скорлупу яйца своими руками

Создаем панно из яичной скорлупы

Решила размесить этот мастер-класс, чтобы облегчить освоение технологии мозаики из яичной скорлупы всем желающим, на примере своей работы «Морская парочка». Вы, впрочем, можете выбрать себе любую тему изображения, основная цель, преследуемая в этом мастер-классе — помочь понять технологию.

1. Подготовленная яичная скорлупа.

2. Красители (пищевые, или краски для ткани, шерсти, или естественные красители, или краски, например,акрил).

3. Плотный картон с фоновым цветом.

4. Лак акриловый.

6. Простой карандаш или трафарет.

1 . Выбор идеи для панно. С идеей важно определиться в первую очередь, чтобы понять для себя объем подготовки нужных материалов — формат основы, количество покрашенной в нужные цвета скорлупы. Я выбрала несложный рисунок на морскую тему форматом 20х30 см.

2. Подготовка основы. За основу я взяла картон, идущий в комплекте с рамкой. Он достаточно плотный — 2мм. Картон грунтуется для лучшего сцепления слоев будущего изделия с основой. Затем покрывается черной (или другой — цвет фона по выбору) акриловой краской.

Картон под действием влаги может прогнуться, поэтому, когда слой краски подсох, а сам картон еще оставался влажноватым, я положила его под пресс (пара тяжелых книг) примерно на сутки, а в это время готовила скорлупу.

3. Подготовка яичной скорлупы. На данную работу ушло белой скорлупы примерно от 10 яиц.

Мнения по поводу очистки скорлупы от пленки разделяются. Я решила очищать во избежание расслаивания и осыпания будущего панно . И как оказалось, наличие этой пленки мешает в процессе наклеивания скорлупы. Скорлупа из-под сырых или вареных яиц сразу же чистится от внутренней пленки, состоящей из двух слоев. Первый слой отделяется довольно легко — подцепляется за край сколотой скорлупы и снимается одним движением, а пристеночный сложнее — его можно снять, скатывая пальцами с внутренней поверхности скорлупы под струей проточной воды. Если нет возможности сразу снять пленку, ее надо оставить в воде, т.к. после высыхания пленка уже не снимется, сколько не замачивай. Кроме того, встретила такой совет: скорлупу надо мыть тщательнее, полезно обезжирить (спиртом, ацетоном), вымочить в содовом растворе — с такой подготовкой она лучше прокрашивается.

Красить или нет — это дело вкуса. Встречаются мнения, что красить ее — это неестественно, что у скорлупы богатый ряд оттенков. Действительно, оттенков бежевого у скорлупы много, и это очень хорошо, если хочется изделие с монохромным изображением. Такие панно очень красивые и стильные. Но если хочется цветное панно, то без покраски скорлупы не обойтись.

Особенность покраски скорлупы заключается в необходимости сохранения ее текстуры и стойкости окраски, поэтому краска должна впитаться в скорлупу, либо быть прозрачной. Используют красители для ткани, шерсти, батика, пищевые для яиц, витражные, акриловые. Встретила рекомендации от гуру метода по использованию в качестве красителя зелёнки, марганцовки, фурациллина, синьки, луковой шелухи.

Хочу поделиться рецептом покраски скорлупы краской для ткани: вскипятить воду, добавить в нее краску на кончике ножа, растворить, опустить скорлупу, томить 5 минут, остудить. Если скорлупу положить до краски, то она может окраситься неравномерно. Интенсивность цвета скорлупы будет зависеть от количества красителя и экспозиции. Краска в этом случае должна быть в виде порошка — она продается в хобби-гипермаркетах. Имеющаяся у меня краска по текстилю таким способом мою скорлупу не покрасила до нужного оттенка.

Читайте также:  Как крепить стеклопакет своими руками

Так как больше красок для ткани, шерсти или батика у меня нет и пока закупку их для себя я посчитала нецелесообразным, красок для яиц в ближайших магазинах не нашла, а творческий зуд не давал покоя, я решилась на эксперименты:

1. Покраска зеленкой — просто опустив скорлупу в раствор — красится довольно быстро, минут 5-10, насыщенность цвета зависит от экспозиции, когда вынимать я смотрела по результату. Цвет получается очень красивый и ровный. Но после приклеивания скорлупа обесцветилась, видимо, реагируя на лак. Поэтому не рекомендую.

2. Свекольный отвар — в горячий отвар заложила скорлупу и оставила пока не остынет. Красит слабо, оставила на ночь — цвет получился от бордового до темно-коричневого, насыщенный. Вариант понравился. Сырая свекла тоже красит — в нестойкий розовый.

3. Акрил — эта краска создает укрывистую поверхность, но если ее развести до прозрачности, то вполне можно покрыть с сохранением текстуры материала. Покрывать лучше мягкой широкой кистью, например, белка №6. Основная часть скорлупы для моей мозаики покрыта акриловыми красками.

4. Акварель. Ради сохранения текстуры решилась на акварель. Вариант непростой — покрытие нестойкое и во время клейки может нарушатся, затягивая процесс. Но на моем панно частично красная звездочка — из скорлупы, окрашенной акварелью. Как говорится, на безрыбье и рак рыба. После высыхания повреждение окраски уже невозможно.

5. Витражные краски. Они прозрачные, но текстуру скорлупы не сохраняют. Хотя, после того, как все изделие покрывается лаком, эта особенность нивелируется.

Нюансы : в зависимости от изначального цвета скорлупы, от концентрации раствора красителя и экспозиции покраски получается разные оттенки и насыщенность цвета. Покрывные красители при укладке мозаики требуют аккуратности, так как слой краски может нарушаться от соприкосновения с инструментами.

4. После просыхания основы нужно нанести на нее рисунок. Я наносила карандашом. По-моему, достаточно хорошо видно. Для тех, кто не владеет рисунком, есть такая рекомендация: рисунок копируется на лист бумаги подробно любым доступным вам способом (на кальку, ксерокопия и т.д.), затем вырезается каждая деталь и обводится на основе.

5. Наклеивание скорлупы. Процесс очень кропотливый, местами (и даже очень большими местами) ювелирный и от этого небыстрый. Но, с другой стороны, медитативный и успокаивающий, это факт. Скорлупа — довольно капризный материал. Ломается часто неожиданно не так, как хотелось бы, но, все же, кусочки можно подогнать друг к другу. Кусочки лучше ломать геометрической формы — прямоугольники, треугольники — так они лучше подойдут друг к другу. Первое время это может не получаться, но с практикой «рука набивается» .

Для облегчения процесса наклеивания небольшие кусочки окрашенной скорлупы лучше подобрать до наклеивания на рисунке.

Клеить скорлупу советуют на выветренный лак, которым потом покрывается изделие или на мозаик-гель. Скорлупа должна влипать в лак, как в смолу. Многие клеят на ПВА, но на счет ПВА мнения среди мастеров яичной скорлупы расходятся. Встречала советы клеить сколупу пистолетом, а также на загустевший лак для ногтей (по сути, акриловый). Поэтому я взяла лак акриловый покрывной защитный, который обычно использую в своей работе, и клеила на него таким образом: сначала на участок 1-1,5 см ближайшей клейки нанесла лак. Пока отламывала кусочек скорлупы, он густел, прикладывала скорлупу выпуклой стороной кверху и надавливала на нее, чтобы она стала совсем плоской. Скорлупа — капризный материал и поэтому при надавливании некоторые кусочки крошатся. Трещинки между скорлупками заливала лаком. В процессе клейки я пользовалась тонкой кистью №1 и пинцетом, так как кусочки скорлупы очень мелкие, порой не более квадратного миллиметра.

Читайте также:  Как сделать конусную трубу своими руками

Приклееная по данной технологии скорлупа не отслаивается и не осыпается, что очень важно. При попытке «отклеить» высохнувшие приклеенные кусочки, они отслаиваются вместе с картоном.

На проклейку панно у меня ушло 9 полноценных рабочих дней по 6 часов, а я рассчитывала изначально потратить день-два 🙂 Чтобы представить объем работы, смотрите следующие фото:

Первый день наклейки скорлупы:

В процессе наклейки скорлупы я допускала импровизации с цветом, не всегда следуя четко нарисованным линиям, а следовала тому, как лучше получается. Вообще, на мой взгляд, очень и очень важно в творческой реализации оставлять себе право на определенную степень свободы, позволение импровизации изображения и цветового решения, да и вообще, позволять себе экспериментировать и даже ошибаться. А в этой работе считаю самым главным технологию и выбор материалов.

Благодарю за внимание желаю удачного воплощения ваших идей!

Источник

Готовим яйца под роспись

Почти год прошел с тех пор, как я увлеклась роспись яичной скорлупы. Начинать пришлось с нуля. Информация собиралась по крупицам из разных источников, на разных языках. Многое было опробовано: что-то подошло, что-то – не очень. И вот, наконец, я решилась написать свой первый мастер-класс. Сегодня я хочу рассказать о том, как подготовить яичную скорлупу к росписи. Казалось-бы: чего тут сложного – выдуть яйцо? Поделки из яиц мы делали в начальной школе и с тех пор осталось воспоминание о том, как это было непросто… Поэтому я решила объединить накопленный опыт и поделиться им со всеми желающими. Как оказалось, ничего сложного тут нет.
Итак, поехали!
1. Приобретаем яйца. Я работаю с куриными, но данная технология подойдёт к любым яйцам – перепелиным, гусиным и т.п. К страусиным тоже, но дырочку придется сверлить. Насчёт цвета вывод таков: коричневые – прочнее, но на белых краска выглядит ярче. Так что, выбор за вами.

2. Выбираем яйца без трещин и сколов и моем их под краном тёплой водой. Содой оттираем стойкие загрязнения и имеющуюся на яйце маркировку. Если она не поддаётся, то можно воспользоваться уксусом, но не увлекайтесь, т.к. на коричневом яйце останется пятно, которое потом может просвечивать через краску. После мытья яйца необходимо высушить на полотенце.

3. Теперь мы должны наметить места будущих отверстий: берем кусок картона и закрашиваем небольшой участок на нём простым карандашом. Теперь, держа яйцо вертикально, возим сначала одним, а потом другим концом яйца по этой картонке. Должно получиться два небольших пятнышка: сверху и снизу. Можно конечно и на глаз разметить, но этот способ вернее (проверено на себе)

4. Теперь нам нужен большой кухонный нож с острым концом. Желательно потяжелее. Берем его за самый конец, как пишущую ручку. В другую руку берем яйцо. Аккуратно, ориентируясь на нашу разметку и стукая ножом сверху, выдалбливаем маленькую дырочку. Затем, лёгкими постукиваниями кончика ножа, продолжаем её расширять до нужного диаметра в 3-4 мм. Внимание: не пытайтесь просверлить дырку ножом – скорлупа треснет (проверено на себе). Просто потихоньку долбите, откалывая по маленькому кусочку – нож должен быть расположен вертикально. Как только дырочка достигла нужного размера, переворачиваем яйцо и выдалбливаем вторую. Диаметр тот же. Если яиц несколько, то делаем дырочки на всех.

Читайте также:  Как сделать костюм элли своими руками

5. Ну вот, пора выдувать содержимое. Его вполне можно использовать по назначению или заморозить до лучших времен. Как вы заметили, дырочки довольно большие и выдувать яйцо должно быть не сложно. Помешать нам может плёнка под скорлупой, а так же оболочка желтка или канатик, находящийся внутри. Поэтому я использую небольшой отрезок проволочки с загнутым буквой «г» концом. Дую в яйцо, а как только содержимое перестаёт вытекать, я вставляю снизу загнутый кончик проволоки и, продолжая дуть, то вставляю, то вынимаю его. Как правило, это помогает. В отдельных случаях, можно вытащить застрявший кусочек рукой. Кстати, из 20 яиц получается выдуть 1 литр содержимого.

6. Ну вот, казалось бы, всё выдуто, но работа ещё не закончена. Внутри скорлупы осталось её содержимое, которое, если его не смыть, начнёт очень плохо пахнуть. Надеюсь, вы этого не хотите, так что, будем промывать яйца изнутри. Тут нас ждёт одна небольшая проблема: плёнка, которой покрыта скорлупа изнутри, не даёт нам нормально наполнить яйцо водой и вообще выглядит не эстетично. Выход был найден мною опытным путём: плёнку можно выжечь! Берем спицу диаметром чуть меньше нашей дырочки. Накаляем её докрасна и вводим в дырочку. Проходимся по окружности — и плёнки как не бывало. А дырочка стала аккуратнее и ровнее. Одного нагрева мне хватает на 4 дырочки. Затем нагреваю спицу заново.

7. Теперь, когда вход для воды открыт, я прямо в раковине наполняю миску водой и погружаю туда скорлупки. Притапливаю их рукой, что бы они полностью наполнились водой, а потом выдуваю эту воду прямо в раковину. Теперь вы можете убедиться, сколько там всего ещё осталось! Иногда достаточно одной промывки, а иногда нужна вторая. Не ленитесь промыть яйца как следует.

8. Промытые яйца перед росписью нужно просушить. Если есть желание ускорить этот процесс, то можно воспользоваться всё той же газовой горелкой. Я надеваю яйцо на спицу с загнутым концом, что бы оно не соскочило, и грею его над конфоркой на расстоянии не менее 15 см. Не стоит подносить яйцо близко к огню, т.к. оно может треснуть или даже подгореть. Поворачиваем яйцо разными сторонами над огнём несколько минут, и аккуратно (очень горячо) снимаем его в коробочку. Очень удобно использовать картонные ячейки на 3 десятка, в которых перевозят яйца, но так же подойдут коробочки на 10 и 6 штук. Главное, что бы яйцо располагалось вертикально, т.к. если вода осталась в яйце, то она потихоньку вытечет. После остывания необходимо убедиться, что яйцо высохло. Если нет, погрейте его ещё немного над огнём и дайте остыть. Если время терпит, то яйца можно сушить естественным способом в коробочках. Это занимает одни сутки.

9. Ну, вот и всё! Спасибо, что дочитали до конца. Яйцо готово к декорированию, о видах и способах которого я обязательно расскажу в следующих мастер-классах.

Источник

Оцените статью