Как сделать снегоплавильную установку своими руками

Снегоплавильная техника

Снег защищает от мороза растения, микроорганизмы, мелких животных.

В садах, парках его специально подсыпают под деревья.

На полях с посевами озимых создают искусственные валы, ставят деревянные щиты, чтобы ветер не сдувал снежный покров.

На урбанизированной территории снег убирают с дорог, проездов, тротуаров, автостоянок и парковок.

Собранный с одной территории снег требует нового размещения. Коммунальные службы транспортируют снежно-ледяные массы на специальные гидротехнические сооружения — снегоприемные полигоны.

С каждым днем вывоз городских снежно-ледяных отложений усложняется: увеличиваются транспортные потоки, растет интенсивность и плотность застройки. Все более востребованными становятся вспомогательные инженерные решения:

  • снегоприемные пункты;
  • снегоплавильные установки (в том числе в составе снегосплавных пунктов).

Утилизация снега там, где он собран, решает задачи оперативной уборки территории в стесненных условиях и снижения транспортной нагрузки на мегаполис.

Инженерно-оборудованные снегоприемные пункты

В крупных городах существуют пункты приема снега, оборудованные локальными очистными сооружениями. На них, как и на полигонах, снег переходит в жидкое состояние в результате естественного таяния и, пройдя первичную очистку, отводится в канализацию.

Снегоприемники и полигоны должны иметь правильно оформленные разрешительные документы.

Снегосплавные пункты

Температура воды городского стока даже зимой близка к 16°C. Снегосплавные пункты используют этот вторичный тепловой ресурс и входят в систему канализации города. Оборудование размещают на городской водоотводящей сети.

Снег загружают в заглубленные бункеры с организованной подачей стока. Растопив снег, сточная вода вместе с талой продолжает путь к очистным сооружениям (разбавление примерно 100:1).

Из истории. Подобная снеготаялка появилась в Москве в 1905 году. Это была подземная 10-кубовая камера на отводящем трубопроводе при банях.

Загрузка снега осуществляется самосвалом или бульдозером.

Содержимое кузова одного самосвала утилизируется всего за несколько минут.

Дробилка-сепаратор измельчает слежавшиеся комья, лед, отбрасывает мусор.

Кассета с дробящими барабанами и колесом отбоя крепится в приёмном отсеке.

Привод и пульт управления вынесены в отдельное сооружение.

Снегоплавильное сооружение относится к объектам обезвреживания отходов, поэтому проектная документация на строительство требует государственной экологической экспертизы.

Подробнее о постоянных снегоплавильных пунктах читайте здесь

Машины для плавления снега

Снегоплавильные установки включают следующие основные элементы:

  • источник тепла;
  • теплоноситель;
  • снегоплавильную камеру
  • решетку для мусора на входе;
  • песколовки на выходе.

Талая вода сливается в канализационный коллектор. Достигнув очистных сооружений, проходит полный цикл очистки дождевого стока. Осадок сточных вод складируется на полигонах, обрабатывается реагентами, утилизируется или сжигается.

Источник тепла снегоплавильни относится к одному из двух типов:

  • внешние (к ним подключены стационарные снеготаялки, например, тепловой пункт в помещении, в контейнере);
  • собственные.

Собственные источники тепла:

  • погружная горелка;
  • контактный водонагреватель;
  • скрепленные со снегоплавильной камерой топки (газовые, угольные, дизельные, дровяные).

Из истории. В 1928 году Президиум Моссовета издал постановление «Об устройстве и содержании снеготаялок». При котельных стали строить заглубленные резервуары из кирпича. Загруженный в них снег плавился даровым теплом — отходящими от котлов газами. Дровяные топки, скрепленные с деревянным ящиком для снега, перевозили из двора во двор на санном ходу.

Теплоноситель может контактировать со снегом или действовать на него опосредованно.

Виды теплоносителей:

  • газообразные продукты сгорания топлива;
  • нагретая вода;
  • нагретый воздух.

Снегоплавильная камера создает условия для растепления снега: пассивного или с перемешиванием (для равномерного контакта снега с нагревательным элементом).

Снежная масса перемешивается такими способами:

  • механически (шнековым оборудованием);
  • барботажем (паром или воздухом);
  • струйными системами.

Стенки камеры моют ежедневно, дно — 1 раз в 5-7 дней работы. По мере накопления освобождают песколовки.

Пример выполнения камеры — рамная конструкция с двойными алюминиевыми стенками. Полость между листами металла заполняют теплоизоляционным материалом или циркулирующей водой. Передняя стенка устанавливается с наклоном, образуя загрузочный отсек.

Читайте также:  Как сделать поделку бабы яги своими руками

Очистной узел может состоять лишь из емкости для накопления включений, оседающих под действием силы тяжести. «Улов» горизонтальной песколовки — главным образом, песок фракции 0,2–0,25 мм и мелкий мусор.

Уместна вторая ступень очистки – улавливание легких загрязнений. Уменьшение мутности талой воды и сбор нефтепродуктов происходят в сепараторах и фильтрах, расположенных после сливной системы до попадания в ливневый сток.

Виды снегоплавильных установок

По режиму использования снеготаялки различают:

  • стационарные;
  • мобильные перемещаемые;
  • мобильные самоходные.

Стационарная снегоплавильня ставится особняком или монтируется в цокольном этаже промышленного или жилого здания. Эффективно модульное исполнение сооружений. Тогда из одних и тех же частей можно собрать установки разных размеров.

Перемещаемая снеготаялка неподвижна, но транспортабельна. Аппарат всегда готов к смене места установки, потому что его бункер не заглублен и не смонтирован с другими сооружениями.

Из истории. К середине века были сконструированы отечественные перевозные дворовые снеготаялки:

  • угольные;
  • газовые;
  • с электродвигателем и вентилятором — для напорной подачи нагретого воздуха.

На крышах высотных домов работали электрические переносные снегоплавильни, с резервуаром всего на полкубометра. Газовую тепловодяную установку — c погружными горелками — испытали в 1966 году.

Если транспортабельную снеготаялку загружают автопогрузчиком или вручную, то самоходная машина для технологической переработки снега оборудована встроенным или навесным загрузочным механизмом.

Бункер находится в прицепе или кузове грузового автомобиля и перемещается вместе со снегоуборочной машиной.

В самоходной снеготаялке рабочий процесс идет параллельно с ее движением. Слив выполняется в колодцы ливневого стока, встречающиеся на маршруте.

Более полная информация о снегоплавильных установках в этой статье.

Выбор снеготаялки

Целесообразность использования того или иного снегоплавильного пункта показывает расчет. Определяют, сколько снежной массы поступит, как быстро установка ее расплавит, не будет ли превышена максимально допустимая нагрузка на данный участок канализационной сети.

Важно определить и время запуска процесса плавления. Существуют суточные и недельные пики водопотребления (следовательно, и водоотведения). Чтобы не нарушить работу канализации, снеготаяние предпочтительно производить днем, ночью в будни, ориентируясь на график водопотребления.

Снегоплавилка должна обладать такими характеристиками:

  • простота в использовании;
  • надежность;
  • экономичность;
  • не требовательность к квалификации обслуживающего персонала.

С точки зрения экономии средств и ресурсов эффективнее модели, плавящие снег дольше, но с меньшими затратами сырья.

Стационарные заглубленные установки радуют владельцев экономичностью, легкостью и простотой загрузки. Находят потребителя бункеры с увеличенной высотой бортов, пригодные для загрузки самосвалом.

Установки на сетевой воде выбирают владельцы котельных с запасом мощности. В поселках популярно газовое оборудование, плавильни на оборотной воде от котельной. Компактные кровельные машины пригодятся для зданий со смотровыми площадками.

Транспортабельные снеготаялки приобретают для уборки нескольких объектов, сдают в аренду. Такие машины хороши тем, что производитель может выполнить их межсезонное обслуживание в заводских условиях.

Производительность снегоплавильного оборудования выбирают в зависимости от площади уборки и климатических условий. Например, в Москве для городского двора требуется растапливать несколько кубов снега за час. Для территории в 6 Га скорость утилизации 40 м 3 /ч., как правило, оказывается достаточной.

Если производительность выбранной снегоплавильни оказалась чрезмерной, можно не остаться в убытке, «поделившись» ею с соседями. Сэкономившие на мощности оборудования рискуют проиграть на вынужденном вывозе снега.

От особенности использования территории зависит, как часто придется очищать песколовки.

Обычно их объем прямо пропорционален мощности оборудования.

Окупаемость снегоплавильной машины зависит от региона.

Одного сезона, как правило, достаточно для выхода в режим экономии.

В Санкт-Петербурге вывоз одного и того же объема снега на порядок дороже плавления.

О выборе снеготаялки для конкретных условий эксплуатации читайте в статье.

Важно помнить, что концентрация мелких частиц песка, которые не задерживаются песколовками, в растаявшем снеге в 20 раз выше, чем в обычном поверхностном стоке. Поэтому часто необходимы специальные очистные элементы.

Нельзя смещать крышки люков. Это не только запрещено законом, но и лишено необходимости: колодцы для дождевого стока закрыты не глухими, а решетчатыми крышками. Крупные отверстия позволяют осуществлять слив через них.

Расплавленные снежно-ледяные отложения с автомобильных дорог не сливают в городскую канализацию. Степень их загрязнения выше, чем у дождевого стока, для которого проектировали инженерную сеть.

Читайте также:  Детские кровати диваны своими руками

Снеготаялка своими руками

Владельцы московских усадеб оборудовали снеготаялки для собственных нужд еще в прошлые века.

Сегодня мысль обзавестись самодельной снегоплавильней приходит к владельцам небольших территорий, не готовых к покупке заводской мини-установки.

Не стоит забывать, что совмещением топки и ящика в свое время занимались инженеры.

Это простая на первый взгляд конструкция имела множество нюансов.

Например, печь была в форме призмы, прорези в стенках подавали продукты сгорания в снежную массу.

Конструкция должна быть эффективной и безопасной.

Можно использовать как стационарную дворовую снегоплавильню фонтан с объемной чашей, простаивающий зимой. Трудности возникнут со сбором осадка, организацией подачи и циркуляции горячей воды.

Трудно переоценить заботу о безопасности электрических водонагревателей.

Подробно о возможности создания снегоплавильни своими руками — здесь.

Локальная технологическая переработка снега экономически эффективна. Затраты на топливо для принудительного таяния соизмеримы с транспортировкой такого же объема снега на 10–20 км. Снегоприемные полигоны требуют больших территорий, проектирования и обслуживания.

Положительные стороны снегоплавления:

  • повышается оперативность уборки;
  • уменьшается транспортная работа и нагрузка на окружающую среду от рабочих и холостых пробегов грузовиков;
  • снижается потребность в противогололедных материалах.

Постоянные и мобильные снегоплавильни существуют в Канаде, США, странах ЕС. Комплексный подход к снегоудалению, применение новых технологий и приспособлений сохраняют привычный ритм жизни и улучшают экологию мегаполиса.

Источник

Мифы и заблуждения о снегоплавильных установках

Снегоплавилка своими руками

Хотелось бы обратить внимание Самоделкиных и потенциальных заказчиков на то, что отечественный снег — снег только с виду. Даже «проверенное в боях» оборудование эксплуатировать непросто.

Безусловно, грамотные специалисты способны создать работающую снегоплавильную установку своими руками (или руками своих подчиненных), особенно когда они уже имеют опыт их эксплуатации. Но чаще самодельные снеготаялки становятся памятниками коструктивизма примерно через 2-3 дня работы.

Рис 1. Очистка снегоплавильного бункера после трех смен интенсивной работы.

Но некоторые «специалисты», оценив кажущуюся простоту снеготаялки — «корыто с нагревателем», загораются желанием проявить себя: сварить мусорный бак и засунуть в него кипятильник — пара пустяков. А цена снегоплавильной установки весьма существенная!

Начинают называть себя «изобретателями» и заявляют об освоении производства чудо-снеготаялки, способной осчастливить всех борцов со снегом одновременно.

Например, в Новосибирске появились «нобелевские лауреаты», которые открыли новый закон физики и смогли расплавить 6 м 3 снега, затратив 1,2 кВт/ч энергии.

Цитата: «Оборудование потребляет примерно 1,2 кВт/ч энергии, что составляет примерно три рубля в час. Таким образом, за восьмичасовой день на плавление восьми КАМАЗов снега уйдет 24 рубля.»

Рис 2. Скриншот сайта ksonline.ru. Автор: София Коротич, 27 апреля 2017г.

Можно было бы предположить, что это — журналистский ляп. Однако, аналогичную информацию от новосибирских «кудесников» получают и в Тюмени.

Цитата: «Энергии потребляет как чайник, но способен в час растопить КАМАЗ снега».

Рис 3. Скриншот сайта ng72.ru. Автор: Дмитрий Юриев, 12 мая 2017г.

Сложно комментировать очевидную некомпетентность или заведомую ложь.

Другие «новаторы» размещают на своих сайтах только таблицы с характеристиками оборудования. Некоторые добавляют 3D-картинки с внешним видом. А самые ушлые размещают чужие фотографии снегоплавильных установок и выдают их за свои. Доходит до того, что крадут изображения друг у друга.

Ниже примеры таких «разработчиков» с указанием сайтов, с которых заимствованы фото.

Рис 4. Скриншот сайта техсервис59.рф.

Рис 5. Скриншот сайта prom-er.com.

А эти деятели не постеснялись использовать изображения с ЭТОГО самого сайта:

Читайте также:  Делаем кукурузу своими руками

Рис 6. Скриншот сайта str-en.ru.

Всё бы ничего. Как говорится, чем бы дитя не тешилось. Но.

При выборе оборудования некоторые представители заказчика, не желающие покупать хорошую снеготаялку по разумной цене, ориентируются именно на таких самозванцев, что гарантированно приводит к проблемам при использовании их котов в мешках по прямому назначению.

Снегоплавильные установки из нержавеющей стали

Некоторые производители изготавливают свою продукцию из нержавеющей стали и продвигают это обстоятельство как преимущество.

Но не все так однозначно.

Действительно, изделие из нержавеющей стали долговечнее изделия из чёрного металла. Однако при использовании, например, листа толщиной 3 мм, обработанного антикоррозионным составом и качественно окрашенного, срок службы корпусных конструкций снеготаялки составляет не менее 10 лет. Понятно, что после зимнего сезона необходимо агрегат почистить, промыть, высушить и подкрасить. Поэтому корпус из нержавейки – пустая трата денег.

Кроме того, теплопроводность нержавеющей стали примерно в 2-3 раза меньше теплопроводности черного металла, поэтому для передачи одного и того же количества тепла площадь поверхности теплообменников из нержавейки должна быть в 2-3 раза больше. Что тоже ведет к дополнительным затратам.

Рис 7. Снегоплавильная установка из нержавейки.

Тем не менее, изготовление из нержавеющей стали некоторых комплектующих, работающих в тяжелых условиях, оправданно.

Двухобъёмные дизельные (газовые) снегоплавильные установки

Отдельные производители делают упор на двухобъёмную компоновку дизельных (газовых) снеготаялок как лучшую, аргументируя тем, что в греющую камеру не попадает мусор, а это положительно сказывается на плавлении снега и облегчает очистку установки.

На самом деле плавающий мусор нужно убирать во всех моделях, а взвешенные частицы в любом случае попадают в греющую камеру вместе с талой водой и выпадают там в осадок. Таким образом, очистки всех объёмов от твердого осадка не избежать. Греющую часть при двухобъёмной компоновке потребуется чистить от твердого осадка реже, чем снегоплавильную, но процедура эта более трудоёмкая.

Второе. При двухобъёмной компоновке теплоноситель нагревается больше необходимого и в снегоплавильной камере не успевает отдать все тепло снежной массе. Тепловые потери в этом случае выше.

Рис 8. Двухобъёмная снегоплавильная установка.

Поэтому двухобъёмность для дизельных (газовых) снегоплавильных установок – это не преимущество, а конструкционная особенность, которая иногда может быть более выигрышной.

«Канадская» технология

В канадских снегоплавильных установках применяется одноконтурная схема подвода тепла. Преимущество такой схемы в её относительной простоте. Соответственно, такая конструкция должна быть достаточно надежной.

Опыт эксплуатации подобных снегоплавильных машин выявил их очень серьёзные недостатки. Проблема заключается в сложности обеспечения оптимальных режимов горения в погруженных горелках. Зона интенсивного горения топлива в таких горелках окружена холодным теплоносителем, что не позволяет обеспечить качественное сжигание топлива. Как результат, относительно низкий КПД и повышенные выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.

Второй недостаток — необходимость применения высоконапорных вентиляторов для обеспечения прокачки воздуха через значительный столб воды. Это приводит к повышенному шуму, напоминающему рёв авиационных турбин.

Рис 9. «Канадская» технология.

Поэтому двухобъёмность для дизельных (газовых) снегоплавильных установок – это не преимущество, а конструкционная особенность, которая иногда может быть более выигрышной.

Снегодробильные устройства или сепаратор-дробилки

Бытует мнение, что стационарные снегоплавильные пункты без снегодробильных устройств работать не могут.

Во-первых, могут! Это уже многократно проверено на практике.

Во-вторых, как уже отмечалось, отечественный снег помимо нефтепродуктов, песка, разной упаковки, опавших листьев, веток может содержать кирпичи, камни, бетонные блоки, доски, крышки канализационных люков и т.д., и т.п. Попадание таких элементов на вращающиеся части дробилок при выгрузке снега из самосвала может повлечь их повреждение и остановку работы снегоплавильного пункта до устранения неисправности.

В-третьих, стоимость этой не очень нужной опции сравнима со стоимостью всего остального технологического оборудования снегоплавильного пункта.

Рис 11. Снегодробилка.

Рис 12. Неисправные секции снегодробилки.

Конечно, красиво жить не запретишь, но подумать перед включением дробилок в проект имеет смысл.

Источник

Оцените статью