- Манекен для тренировок своими руками — деревянный манекен
- Как сделать манекен своими руками? Манекен портновский
- Манекен из гипса: материалы для изготовления
- Изготовление макета определенного человека: необходимые материалы
- Создаем основу манекена
- Как сделать манекен в домашних условиях: наполнение формы
- Финишные работы
- Материалы для изготовления манекена из папье-маше
- Процесс изготовления макета
- Заключительные этапы
- Делаем подставку для манекена
- Заключение
- Делаем Мук Ян Джонг своими руками « Русский фан-сайт Тони Джаа (Tony Jaa)
- Тренировки с деревянным манекеном
- Мук Ян Джонг или деревянный манекен
- Как сделать манекен
- Изготовление манекена в домашних условиях
- Сначала мы сделали плечи
- Пока плечи сохнут можно изготовить форму для тела манекена
- Аккуратно разрезаем полученную скотчевую форму
- Монтируем плечи
- Запениваем форму
- Подождем день-полтора, разрезаем форму и снимаем ее
- Шпаклевка, шлифовка, коррекция
- Окончательная доводка — отделка
- Несколько важных вопросов о деревянном манекене Вин Чун — интервью Дмитрия Затуло для Алексея Дудина
- Тренажеры в практике Вин Чунь
- Традиционные тренажеры
- Манекен «деревянный человек» Му Джонг
- Однорукий манекен для отработки техники Тие Шоу
- Настенный трехсекционный мешок
- Деревянный столб
- Манекен для отработки ударов ногами
- Современные тренажеры
- Боксерский мешок
- Боксерские лапы
- Полотенце
- Автомобильная покрышка
- Пластиковый пакет
- Тренажер из гимнастических палок
- Пластиковая бутылка
Манекен для тренировок своими руками — деревянный манекен
Как сделать манекен своими руками? Манекен портновский
Любая начинающая швея рано или поздно чувствует огромную потребность в портновском манекене. С его помощью процесс раскраивания изделий значительно упрощается.
Однако стоит такое приспособление достаточно дорого, поэтому приобрести его может далеко не каждый желающий мастер. Выход из этой ситуации есть — попробовать сделать манекены своими руками.
Что для этого необходимо и как справиться с поставленной задачей, мы расскажем в нашей статье.
Прежде чем приступать к работе, определитесь с размером манекена. Если большинство изготавливаемых вещей относятся к детской категории, то лучше остановиться на небольших вариантах. Для создания такой фактуры человеческого тела будет необходимо участие ребенка соответствующего возраста.
Стандартные манекены своими руками сделать проще, но тут также требуется участие одного помощника. Высота конструкции зависит от роста швеи. В продаже в основном встречаются приспособления среднестатистических размеров, с высотой от 146 до 179 сантиметров.
Манекен из гипса: материалы для изготовления
Прежде чем задумываться, как сделать манекен своими руками, нужно определиться, для каких целей создается макет человека. Если он нужен для пошива одежды под индивидуального клиента, то такое приспособление должно повторять все тонкости и особенности его фигуры. В таких случаях лучше отдать предпочтение изделиям из гипса.
Если конструкция должна лишь образно повторять изгибы человеческого тела, можно изготовить ее из обычного скотча и пищевой фольги. Чтобы представить, как выглядит и тот, и другой процесс, мы рассмотрим оба способа изготовления манекенов своими руками.
Изготовление макета определенного человека: необходимые материалы
Чтобы создать точный макет фигуры какого-либо человека, потребуется много сил и терпения, но полученный результат оправдает все эти жертвы. В ходе работ будут использоваться следующие материалы и приспособления:
- рулон пищевой пленки;
- скотч;
- гипсовая смесь;
- монтажная пена (около 2 баллонов);
- наждачная бумага;
- парафин;
- шпатлевка;
- медицинские бинты;
- вешалка-плечики;
- синтепон или ватин.
Для нанесения на макет линий груди, талии и бедер пригодится лазерный уровень. Но если такого устройства нет в наличии, сделать портновский манекен можно и без него.
Создаем основу манекена
Если все необходимые материалы приобретены и вы обладаете достаточным количеством свободного времени, то можно приступать к работе. Для начала помощнику (чей макет будет создаваться) следует переодеться в одежду, которую не жалко будет испачкать.
Далее работы выполняются в следующей последовательности:
На этом подготовительный этап создания портновского манекена окончен. Тут можно немного отдохнуть и начать замешивать гипсовую смесь. Далее выполняются следующие действия:
На этом изготовление формы для создания манекенов своими руками можно считать оконченным.
Остается только ждать, пока застынет гипсовый раствор. В это время стоит делать как можно меньше движений, чтобы каркас не деформировался.
Как сделать манекен в домашних условиях: наполнение формы
После того как раствор достаточно затвердеет, полученную форму нужно снять с человека. Перед этим на поверхности гипсовой фигуры нужно нарисовать контрольные полосы, которые будут служить ориентиром при складывании двух частей.
Начиная с подмышечной области, гипсовый слепок разрезают с обеих сторон. Делается это острым ножом так, чтобы не поранить находящегося внутри человека.
На этом этапе уже не сложно догадаться, как сделать манекен своими руками, ведь форма для наполнения пеной уже готова. Далее нужно сделать следующее:
После затвердевания состава скотч обрезается, и гипсовые формы с легкостью снимаются с готовой формы.
Финишные работы
Вот мы разобрались, как сделать манекен человека, который будет максимально точно отображать все особенности его фигуры. Однако застывшую форму из пены будет сложно использовать в качестве рабочего материала, поэтому теперь нужно приступать к завершающей обработке.
Если на стенках макета остался парафин, его нужно удалить. Это лучше делать острым ножом.
Поскольку при помощи монтажной пены сложно создать гладкую поверхность, фигуру нужно отшлифовать мелкозернистой наждачной бумагой. При этом сильно надавливать нельзя. Достаточно лишь убрать большие бугры.
Далее поверхность фигуры нужно обработать гипсовой шпаклевкой. Для полной гладкости манекена достаточно двух тонких слоев. Это позволяет сгладить небольшие ямки и защитить пену от механических повреждений.
Теперь нужно сделать манекен для шитья. Как бы красиво ни выглядел белый и гладкий макет, в работе он достаточно неудобен, так как в него невозможно воткнуть иголки. Чтобы устранить этот недостаток, нужно использовать тонкий синтепон или ватин. Им нужно оклеить всю поверхность фигуры.
Теперь манекен готов к использованию. Стоимость материалов для его изготовления составляет примерно 1000 рублей, что в 5 раз меньше цены готового макета.
Материалы для изготовления манекена из папье-маше
Если вы не готовы тратить много времени на использование предыдущего метода, то можно сделать и более простые манекены своими руками. Конечно, в этом случае не удастся передать мельчайшие изгибы фигуры человека, но работать с таким вариантом вполне можно.
Для работы вам понадобятся:
- 4 мотка скотча;
- ненужная футболка;
- ножницы;
- синтепон либо поролон.
В процессе работ также потребуется помощник, так как самостоятельно выполнить работу будет очень сложно.
Процесс изготовления макета
Начало создания макета в этом варианте схоже с предыдущим способом. Поверх старой футболки также следует намотать пищевую пленку и зафиксировать ее скотчем. Слой за слоем нужно тщательно покрыть всю поверхность пленки и израсходовать полные 4 мотка клейкой ленты. В области груди нужно использовать короткие отрезки скотча.
Когда кокон из скотча полностью сформирован, нужно разметить середину спинки. Она отмечается по шейным позвонкам. Для этой цели удобнее использовать отвес. Также сразу нужно нанести поперечные линии, которые будут указывать, как правильно склеивать основу для манекена.
По нарисованной линии нужно разрезать получившуюся форму. Нижний край макета выравнивается при помощи ножниц. Полученная форма должна самостоятельно стоять на столе. Макет готов. Теперь можно приступать к его наполнению и отделке.
Заключительные этапы
Перед тем как сделать манекен из папье-маше, мы рассматривали вариант с наполнением из пены. В этом случае ее использовать не стоит, поскольку оболочка из клейкой ленты уступает в прочности гипсу. Это облегченный вариант, и для его набивки лучше использовать поролон либо синтепоновый наполнитель.
Рассмотрим дальнейшие действия:
Для сглаживания поверхности фигуры используется техника папье-маше. Для этого рулонную бумагу нужно смочить водой, а когда она размокнет, заменить воду на клей ПВА. В таком состоянии бумагу нужно расположить на манекене. Когда весь полиэтилен покрыт, изделие оставляют высыхать на 48 часов.
Делаем подставку для манекена
Когда макет человека готов, самое время задуматься о том, как сделать подставку для манекена. Для начала из деревянных брусков нужно сделать крестовину. Для этого в каждом бруске прорезают отверстие на половину толщины второго бруска. Это позволит ровно скрепить 2 элемента.
Далее к ним крепится горизонтальная палка, от которой и будет зависеть высота макета. К крестообразному основанию ее можно прикрутить при помощи саморезов. Тут могут быть использованы и металлические либо деревянные уголки. Вид крепежа не особо важен, главное — чтобы подставка была достаточно устойчивая.
На свободный край палки надевается сам макет. В случае с монтажной пеной вам не потребуется делать специальных отверстий, а в картоне необходимо заранее предусмотреть таковое.
Заключение
Мы рассмотрели два способа изготовления манекенов. Один более простой, другой — трудоемкий, но позволяющий создать долговечный макет. В любом случае оба варианта позволяют существенно снизить затраты на приобретение макета человеческого тела.
Неоспоримым достоинством самостоятельного изготовления формы для кройки одежды является то, что вы можете с максимальной точностью повторить изгибы фигуры любого человека.
Размеры деревянного манекена (который можно приобрести в магазине) стандартны, что заставляет производить пошив одежды с большим количеством примерок.
По этой причине иногда целесообразнее смастерить манекен самостоятельно.
Делаем Мук Ян Джонг своими руками « Русский фан-сайт Тони Джаа (Tony Jaa)
Забрав ручки у столяра, я начал просверливать дыры, и делал это так же неспешно и осторожно, как и в работе с ножкой. На каждую ручку ушел приблизительно один час. Теперь мой манекен выглядел как манекен. Осталось только прикрепить его к стене.
В задней части бревна я просверлил отверстия для крепежа и сделал скобу на стене своего гаража из болтов размером 4х4. Манекен был помещен на место и готов к использованию. Теперь осталась только одна проблема — как же, черт возьми, мне использовать эту штуку?
Я понимал, что для этого необходимо изучать Вин Чун, поэтому купил себе книгу, несколько видеозаписей и начал изучать технику использования Мук Ян Джонга.
С помощью своего друга, который ранее занимался Вин Чун, я постиг основы техники.
Несколько месяцев все было хорошо, но вскоре я понял, что мой основной стиль, “семь звезд молящегося богомола”, страдает от этого, поскольку я слишком много уделяю времени на Вин Чун и деревянный манекен.
Я спросил себя: “Что ты делаешь? Ты еще толком не изучил “семь звезд молящегося богомола”, а теперь изучаешь новый стиль только для того, чтобы использовать этот деревянный манекен?” После этого, Мук Ян Джонг некоторое время просто стоял без дела в моем гараже.
Чисто случайно, в интернете мне попалась старая, давно вышедшая из печати книга о “семи звездах молящегося богомола”. Я ее заказал.
После доставки я ее пролистал и с изумлением увидел как учащийся “семи звездам” использует деревянный манекен с техникой богомола! Неужели это правда? Неужели я смогу использовать Мук Ян Джонг с чем-то другим, нежели Вин Чун? Там была “хватка богомола”, “взмах семи звезд”, уклоны, парирования, работа ногами. Там было все, я просто об этом не знал.
Это была хорошая книга семи звезд, и благодаря ей я понял принципы работы с деревянным манекеном. Вам не нужно знать Вин Чун, чтобы использовать Мук Ян Джонг.
Тренировки с деревянным манекеном
Теперь я регулярно использую Мук Ян Джонг. Я не стою перед ним часами, как это было ранее. Сейчас я работаю над техникой, как это было всегда. Затем выбираю из нее несколько приемов для отработки на манекене и оттачиваю их до совершенства, пытаюсь использовать их в различных комбинациях, а затем совершенствую их в работе с живым партнером.
Как оказалось, деревянный манекен может служить хорошей ступенью для перехода от техники к прикладному применению.
Необходима лишь небольшая адаптация. Во многих приемах используют очень прямолинейные движения. Я заметил, что во время выполнения приемов, вместо прямолинейных движений, двигаюсь от одной стороны манекена к другой. Это немаловажно, поскольку техника перемещения из стороны в сторону используется во многих стилях.
Мне удалось узнать, что почти любой прием можно использовать на Мук Ян Джонге. Для этого необходима только ясная голова и немного творчества.
Весь процесс создания манекена окупился сторицей и не был таким уж сложным, каким я себе представлял.
Поcле того, как узнал, что потребность в изучении Вин Чун не является необходимостью, я мог адаптировать его для своих нужд и это большой плюс.
В итоге, я стал владельцем ценного предмета, помогающего в тренировках практически любого стиля, и, должен признать, довольно круто иметь у себя в распоряжении подобную вещь.
Мук Ян Джонг или деревянный манекен
Изучая боевые искусства, никогда не будет лишним иметь в своем распоряжении деревянный манекен. Я видел их в фильмах о кунг-фу (“Потомок Вин Чун” и “Разборка в Бронксе” и всегда думал, что было бы неплохо приобрести один такой. Кроме того, каждый, у кого есть свой собственный Мук Ян Джонг, обязан быть серьезным мастером боевых искусств.
Но меня сдерживали несколько факторов. Во-первых, я не изучаю кунг-фу Вин Чун, с которым обычно ассоциируют деревянный манекен. Я изучаю “семь звезд молящегося богомола” и стиль Cеверного Шаолиня. А во-вторых — цена. У подобных вещей приличная стоимость. У меня жена, двое детей и ипотека. Приобретение деревянного манекена по цене почти 1000 долларов — для меня слишком большая растрата.
Я знал, что мне придется немного изучить Вин Чун (об этом немного позже), чтобы использовать Мук Ян Джонг. И если мне он нужен, я должен сделать его сам. Так начались мои приключения с созданием деревянного манекена.
Начал я с поисков информации в интернете. Нашел много сайтов, где продавались Мук Ян Джонги. Но, как я уже говорил ранее, я не мог потратить от 700 до 1200 долларов на покупку, поэтому продолжил поиски.
Я нашел несколько сайтов, продающих чертежи. Может, я просто жадина, но мне не хотелось за них платить.
В конечном счете, я нашел несколько бесплатных сайтов и использовал части каждого из чертежей для составления финального дизайна моего Мук Ян Джонга.
Для начала, мне было необходимо сделать главную часть моего манекена — остов.
Обзвонив парочку пилорам, я связался с одной, у которой могло быть то, что меня интересовало — бревно из сосны, длиною в пять футов (полтора метра) с диаметром в девять дюймов (23 сантиметра).
Я решил использовать сосну потому, что живу в Колорадо, и здесь не так много тикового дерева. А поскольку манекен будет стоять у меня в гараже, то особой нужды в дополнительных инструментах не возникнет.
За бревно пришлось заплатить 38 долларов. Когда я принес его домой, то увидел в несколько очень больших трещин. Теперь я понял, что они имели в виду под словами “грубая обработка”. Бревно можно было назвать каким угодно, но только не гладким. Я заполнил трещины древесными опилками и принялся его зачищать. Это заняло несколько часов, но в итоге я получил нужную мне гладкую поверхность.
После зачистки мне необходимо было перенести размеры с чертежей на само бревно. Легко, на первый взгляд, да? Но, на самом деле, все оказалось намного сложнее, чем я того ожидал. Сначала я нарисовал прямую линию точно по центру всей длины бревна. Все мои остальные размеры должны были отталкиваться от нее.
Сделать метки для ножки — легко. Сделать метки для нижней ручки — легко. Сделать метки для двух верхних ручек — БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА. Длина ручек должна быть 11 дюймов (27, 94 см), а их концы — находиться на расстоянии в 8 дюймов (20,32 см).
Я не имел ни малейшего представления о том, как угадать нужный угол для вырезания отверстий под ручки, чтобы их положение было правильным. Пришлось подключать мозг и экспериментировать.
Из ненужных деревяшек я сделал регулируемый угломер, присоединил его к верхней части бревна и выставил положение ручек так, чтобы они были на расстоянии в 8 дюймов. Так я узнал, где должны были находиться центры отверстий под верхние ручки.
Затем я начал подготавливать ножку для моего манекена. В чертежах были указаны необходимые мне углы, но нога должна была быть со сгибом, а я не представлял, как такое можно сделать. В конце концов, я соединил две части с помощью клея и шурупов. Я представил себе, что если сломаю ножку, то всегда смогу сделать еще одну. Но оказалось, что стык двух частей получился весьма прочным.
После того, как ножка была сделана и все метки с чертежей были успешно перенесены на бревно, мне можно было начинать сверление и созданные отверстий. Я не поленился, еще несколько раз проверил все размеры и приступил к работе.
В работе над отверстием для ножки я использовал дюймовое (2,54 см) сверло для дрели и ? дюймовое (1,9 см) долото. После сверления отверстия, я начал работать долотом. Мне необходимо было углубить отверстие и вставить туда ножку, убедившись, что она размещается под правильным углом.
После примерно одного часа работы отверстие было сделано и мой манекен начал приобретать знакомые очертания.
Токарного станка у меня нет, а ручки я хотел сделать из дуба, поэтому я передал столяру по факсу чертежи. Его работа обошлась в 112 долларов за три ручки, но это стоило того, поскольку они получились просто отличные.
Забрав ручки у столяра, я начал просверливать дыры, и делал это так же неспешно и осторожно, как и в работе с ножкой. На каждую ручку ушел приблизительно один час. Теперь мой манекен выглядел как манекен. Осталось только прикрепить его к стене.
В задней части бревна я просверлил отверстия для крепежа и сделал скобу на стене своего гаража из болтов размером 4х4. Манекен был помещен на место и готов к использованию. Теперь осталась только одна проблема — как же, черт возьми, мне использовать эту штуку?
Я понимал, что для этого необходимо изучать Вин Чун, поэтому купил себе книгу, несколько видеозаписей и начал изучать технику использования Мук Ян Джонга.
С помощью своего друга, который ранее занимался Вин Чун, я постиг основы техники.
Несколько месяцев все было хорошо, но вскоре я понял, что мой основной стиль, “семь звезд молящегося богомола”, страдает от этого, поскольку я слишком много уделяю времени на Вин Чун и деревянный манекен.
Я спросил себя: “Что ты делаешь? Ты еще толком не изучил “семь звезд молящегося богомола”, а теперь изучаешь новый стиль только для того, чтобы использовать этот деревянный манекен?” После этого, Мук Ян Джонг некоторое время просто стоял без дела в моем гараже.
Чисто случайно, в интернете мне попалась старая, давно вышедшая из печати книга о “семи звездах молящегося богомола”. Я ее заказал.
После доставки я ее пролистал и с изумлением увидел как учащийся “семи звездам” использует деревянный манекен с техникой богомола! Неужели это правда? Неужели я смогу использовать Мук Ян Джонг с чем-то другим, нежели Вин Чун? Там была “хватка богомола”, “взмах семи звезд”, уклоны, парирования, работа ногами. Там было все, я просто об этом не знал.
Это была хорошая книга семи звезд, и благодаря ей я понял принципы работы с деревянным манекеном. Вам не нужно знать Вин Чун, чтобы использовать Мук Ян Джонг.
Тренировки с деревянным манекеном
Теперь я регулярно использую Мук Ян Джонг. Я не стою перед ним часами, как это было ранее. Сейчас я работаю над техникой, как это было всегда. Затем выбираю из нее несколько приемов для отработки на манекене и оттачиваю их до совершенства, пытаюсь использовать их в различных комбинациях, а затем совершенствую их в работе с живым партнером.
Как оказалось, деревянный манекен может служить хорошей ступенью для перехода от техники к прикладному применению.
Необходима лишь небольшая адаптация. Во многих приемах используют очень прямолинейные движения. Я заметил, что во время выполнения приемов, вместо прямолинейных движений, двигаюсь от одной стороны манекена к другой. Это немаловажно, поскольку техника перемещения из стороны в сторону используется во многих стилях.
Мне удалось узнать, что почти любой прием можно использовать на Мук Ян Джонге. Для этого необходима только ясная голова и немного творчества.
Весь процесс создания манекена окупился сторицей и не был таким уж сложным, каким я себе представлял.
Поcле того, как узнал, что потребность в изучении Вин Чун не является необходимостью, я мог адаптировать его для своих нужд и это большой плюс.
В итоге, я стал владельцем ценного предмета, помогающего в тренировках практически любого стиля, и, должен признать, довольно круто иметь у себя в распоряжении подобную вещь.
Как сделать манекен
Изготовление манекена в домашних условиях
Часто бывает так, что для пошива одежды необходим манекен. Портновские манекены или же торговые манекены усреднены, обладают «стандартизованными» фигурами и малопригодны для людей с особенностями фигуры, либо для пошива изделий из, например, кожи. Также проблемы возникают при адаптации готовых выкроек под фигуру, либо подгонку выкройки для иного вида ткани.
Идея сделать манекен самим пришла при появлении потребности подогнать по фигуре в грудном отделе жакета из кожи (велюр).
Сначала мы сделали плечи
Плечи являются самой важной частью манекена, так как задают форму и объем каркасу и являются несущим элементом.
Для изготовления плечей сняли оттиск с плечей модели. используется алебастр, так как он быстро сохнет. На плечи подкладывается пищевая пленка, чтобы избежать прилипания алебастра к коже. Из опыта: В идеале, плечи должны быть монолитным элементом, тогда при монтаже не будет перекосов и иных неожиданностей.
После отвердевания формы плечей будущего манекена аккуратно снимаем, досушиваем, выстилаем изнутри пленкой и заполняем монтажной пеной. Ждем пока пена расширится и затвердеет.
Пока плечи сохнут можно изготовить форму для тела манекена
Потребуется скотч (пара мотков), пищевая пленка. Обязательно надевать бюстгальтер, чтобы не размывалась форма груди. Пленку и скотч сильно не перетягивать, чтобы не было отклонений в размерах.
Аккуратно разрезаем полученную скотчевую форму
В статья все режут на спине, мы резали сбоку. Режем аккуратно, так как очень легко можно повредить кожу. Снимаем форму, стараясь не помять. Для сохранения формы укрепляем пенопластовым кольцом, вырезанным по размеру и ферме бедер. Кольцо крепим скотчем.
Монтируем плечи
Работа муторная но крайне важная. Плечи должны быть в будущем манекене безупречны. Они по сути — всему основа. также укрепляем низ формы, чтобы придать достаточную жесткость, ведь мы будем наполнять его пеной.
Плечи вытаскиваем из форм и обрезаем. при необходимости — шпаклюем и восстанавливаем провалы. На пене они случаются, как и полости. Монтировали распорками и пеной.
Еще раз: плечи удобнее делать не из двух элементов как у нас, а цельные — оба элемента как единый. Меньше мороки.
Запениваем форму
Нам потребовалось 3-4 баллона пены. В других статьях написано что пенят сразу всю полость, мы сделали иначе — пенили слоями. Чтобы избежать провалов пены и ее схлопывания. Также надо учесть что пена твердеет только при наличии воздуха.
Подождем день-полтора, разрезаем форму и снимаем ее
Она нам больше не понадобится. Видим что результат не идеален, видны полости и провалы. Придется корректировать, добавляя пены или алебастра.
Пришлось восстанавливать форму плеча. Используем ранее созданные формы для отливки. Вообще постоянно сверять все размеры и объемы очень полезно.
Шпаклевка, шлифовка, коррекция
Далее в основном алебастр и фуга для плитки в качестве шпаклевки. Слои покрываются грунтовкой для гипса. Там, где надо много сошлифовывать (в нашем случае были ошибки на животе) использовали шлифмашинку с крупной наждачкой. На удивление пена довольно прочная и машинка была кстати.
При финишной шпаклевке очень хорошо шлифовать почти сразу (как только схватился алебастр) водостойкой наждачкой на мягкой основе, предварительно смочив ее.
Для установки манекена на держатель внутрь вклеена труба, пластиковая 50 мм.
Окончательная доводка — отделка
Папье маше — как основа для декоративной оклейки. Ткань не используем чтобы манекен был скользким. Манекен будем отделывать с помощью оклейки бумагой и второго слоя бумаги с декором. Бумага типа оберточной, из магазина для рукоделия. Клеим на клейстер.
В дальнейшем — обработка готового манекена воском и покрытие лаком.
Несколько важных вопросов о деревянном манекене Вин Чун — интервью Дмитрия Затуло для Алексея Дудина
Русская и английская версия текста. Английская версия размещена ниже.
Russian and English version of the text. The English version is available below.
Деревянный манекен является тренажером, при помощи которого люди изучающие стиль Вин Чун, оттачивают и совершенствуют свою технику защитных и атакующих действий, а также технику перемещений и передвижений.
Несмотря на то, что деревянный манекен (в том или ином виде) как тренажер можно встретить в различных видах восточных единоборств, многие практики боевых искусств прочно ассоциируют его именно со стилем Вин Чун.
Вопросы о том какие бывают виды конструкции деревянного манекена Вин Чун, можно ли изготовить манекен самому, на каком этапе изучения стиля Вин Чун стоит начинать работу с манекеном и им подобные зачастую становятся предметом острых дискуссий и споров на просторах Интернета.
При этом, что интересно, многие виртуальные спорщики, позволяющие себе на просторах Интернета категоричные высказывания, комментарии и советы относительно манекена Вин Чун, не являются высококвалифицированными специалистами ни в техниках стиля Вин Чун, ни в изготовлении манекенов.
Чтобы узнать мнение компетентного человека по наиболее часто встречающимся вопросам об изготовлении и работе с манекеном Вин Чун, я решил пообщаться с Дмитрием Затуло, который более 25 лет не только изучает стиль Вин Чун, но и занимается изготовлением деревянных манекеном для людей, практикующих данный стиль боевых искусств.
География его работ поистине широка.
Во-первых, это Россия (Москва, Санкт Петербург, Саратов, Красноярск, Владикавказ, Сыктывкар, Нижний Тагил, Орск, Краснодар, Новосибирск, Калининград, Волгоград, Тольятти, Майкоп, Самара, Нижний Новгород, Воронеж, Саранск, Армавир и другие города), во-вторых, ближнее зарубежье (Казахстан), в-третьих, это дальнее зарубежье — США (Нью-Йорк) и Китай (Гонконг).
Кроме того важно отметить, что одна из последних работ Дмитрия Затуло была использована на 1-м официальном Чемпионате России по Вин Чун, организованном Федерацией Ушу России в феврале 2015 года.
Одним словом, Дмитрий это действительно компетентный человек в вопросах изготовления и работы с манекеном Вин Чун.
Алексей Дудин
— Дмитрий, здравствуйте! Поделитесь Вашим мнением что такое деревянный манекен в стиле Вин Чун, как он устроен, какими свойствами должен обладать, и для чего вообще он нужен.
Дмитрий Затуло
— Здравствуйте, Алексей! Деревянный манекен в стиле Вин Чун можно назвать очень важным партнером-помощником в освоении принципов и постановке техник стиля. Существует несколько манер тренировки с деревянным манекеном. Каждую из них метафорически можно соотнести с одной из четырех общеизвестных для европейцев стихий. Старт практики это «Земля». На этом этапе изучается порядок движений.
Это можно сравнить с изучением азбуки. Это фундамент, такой же прочный как и земля. Далее «Вода». На этом этапе техника подвергается шлифовке. Движения должны стать легкими и естественными.
Техники должны плавно сменять друг друга в зависимости от дистанции и угла на которых практик находится по отношению к манекену, подобно тому как движется поток воды обходя возникающие на его пути препятствия. «Огонь» дает возможность выпустить силу, драться с манекеном как с реальным противником, с учетом того, что он изначально более сильный и жесткий.
Кроме того, манекен — это противник обладающий более коротким чем у человека временем ответной реакции, что требует от практика полной концентрации. «Воздух» это естественная ситуационная манера сочетающая в себе мягкость воды и силу огня.
Устройство манекена на первый взгляд очень просто и лаконично. Обычно это бревно (тело), три руки и нога. Поскольку сейчас в мире существуют различные линии и направления стиля Вин Чун, то размеры манекена могут достаточно сильно разнится у представителей разных школ.
Часто на манекен устанавливаются различные мишени на ударные поверхности на верхнем, среднем и нижнем уровне.
Мишени могут быть сделаны из толстой веревки (например, пеньковой), обмотанной вокруг соответствующих секторов манекена, либо в виде некоего подобия боксерских лап, изготовленных из кожи (кожезаменителя) и уплотнительного вещества (войлока, пенополиэтилена и т.п.) и размещенных на соответствующих секторах манекена.
Это нужно для полноконтактной, и в тоже время, безопасной практики. Деревянное тело манекена можно сравнить со скелетом, а мишени с мышцами и кожей. Таким образом, практик может в полную силу выполнять удар глубиной в пять сантиметров, привыкая бить внутрь цели.
Оптимальным вариантом установки манекена считается размещение его на раме (или мини-раме) — своеобразных деревянных «пружинах» которые дают конструкции определенную амплитуду свободного хода. Также достаточно часто используется вариант с установкой манекена в стальной «стакан». При этом также обеспечивается некоторая возможность свободного хода конструкции.
В зависимости от практикуемых техник этот свободный ход может варьироваться. Помимо свободного хода всей конструкции свободный ход имеют все конечности манекена. Это основное условие! Манекен Вин Чун должен быть ЖИВЫМ и давать ответную реакцию на действия практика.
Иначе нет возможности воплотить в ходе тренировки принципы Вин Чун и вся конструкция превращается в имитацию манекена, не более чем достаточно дорогую вешалку для одежды в китайском стиле.
Важно понимать, что манекен Вин Чун это не некий аналог боксерского мешка, а специализированный тренажер, имитирующий неудобного и жесткого противника.
Алексей Дудин
— Одни люди считают что манекен изготавливается по неким классическим чертежам и, соответственно, он не должен никоим образом изменяться (в плане габаритов, длины рук и т.п.). Другие напротив говорят о том, что манекен, чтобы он приносил пользу занимающемуся, должен быть в обязательном порядке изготовлен под индивидуальные параметры соответствующего человека. Что Вы скажете по этому поводу?
Дмитрий Затуло
— Да, существует много мнений о размерах и пропорциях манекена. Существует достаточно много интерпретаций стиля Вин Чун. Зачастую, возглавляющий соответствующую линию или школу мастер, вносит определенные изменения в технику стиля и, соответственно, это может вовлечь изменение размера и конструкции манекена.
Есть канонический размер манекена Вин Чун для стиля, идущего от Грандмастера Ип Ман. Размеры его общеизвестны и определены практикуемыми техниками. Габариты манекена могут изменяться в зависимости от размеров практика, его роста, длины рук и ног, индивидуальных пропорций. Это общедоступная информация.
Нет смысла её повторять.
Я изучал различные варианты манекенов в ходе моей практики Вин Чун. Я общался с практикующими Мастерами и Грандмастерами в России, Европе и Гонконге. Реально практикующий Мастер может точно аргументировать применение тех или иных размеров в конструкции манекена.
Я думаю, что если есть возможность, то нужно изготавливать манекен с учетом параметров практикующего человека и версии практикуемых им техник. Это даст наилучший результат. Но можно использовать и некий усредненный вариант с возможностью подгонки под рост и возможностью замены конечностей. Это актуально для залов где тренируются несколько человек.
Алексей Дудин
— Вы упомянули, что существует два основных варианта установки готового манекена — на раме (или мини-раме) и в «стакане». В чем основные плюсы и минусы каждого варианта?
Дмитрий Затуло
— Манекен устанавливается исходя из существующих возможностей. Так называемая «классическая» конструкция на раме (мини-раме) имеет высокий уровень устойчивости. В тоже время она не всегда возможна к использованию, поскольку требует максимально жесткого крепления рамы (мини-рамы) к полу или стене, либо комбинированного крепления и к полу и к стене.
Поэтому возможен вариант использования манекена, установленного в «стакане». Диаметр «стакана» делается чуть больше чем диаметр бревна из которого сделан манекен.
Свободное пространство между бревном и внутренним диаметром «стакана» заполняется резиновыми вставками для создания свободного хода манекена и «пружинного» эффекта.
Это дает возможность устанавливать манекен в помещениях малой площади или работать на манекене там, где нет возможности его стационарной установки.
И в том и в другом случае важно чтобы конструкция была ЖИВОЙ.
Это можно реализовать в любом варианте установки манекена, вопрос в понимании задачи и желании сконструировать именно работоспособное изделие.
К минусам компактных конструкций без крепления к поверхности стены и/или пола можно отнести то, что они не имеют абсолютной устойчивости. Такова цена компактности и мобильности.
Но на таких конструкциях также возможна тренировка в полную силу. Вопрос только в использовании правильных техник и методик стиля Вин Чун.
Алексей Дудин
— На каком этапе изучения стиля Вин Чун по Вашему мнению имеет смысл начинать работать с манекеном?
Дмитрий Затуло
— Вопрос в том, как именно практиковаться на манекене? Существуют начальные варианты для отработки. В качестве примера, это укрепление рук, отработка перемещений, простые варианты сочетания работы руками и шагов. Такой вариант тренировки можно использовать с самого начала практики Вин Чун. Манекен дает возможность посмотреть на алфавит Вин Чун с другой стороны.
По мере совершенствования техник Вин Чун сложность работы с манекеном будет возрастать естественным образом.
Из моего личного опыта. Мой СиФу Танг Чунг Пак преподает Вин Чун как комплексную систему в которой все техники включая манекен и шест взаимно дополняют друг друга, открывая различные грани стиля. Одновременная практика форм, манекена и парных упражнений позволяет увидеть и почувствовать стиль во всей его полноте.
На фото (слева — направо): Владимир Едзиев, Дмитрий Затуло, Олег Султанов, Михаил Швецов.
Алексей Дудин
— Для практика Вин Чун есть три способа обзавестись манекеном — изготовить самому, приобрести готовый манекен или заказать изготовление манекена под индивидуальные параметры у специалиста.
Начнем с первого варианта.
Как Вы считаете, реально ли среднестатистическому любителю стиля Вин Чун самостоятельно изготовить качественный манекен? И если да, то на что нужно обратить внимание при изготовлении?
Дмитрий Затуло
— Я думаю, что любитель Вин Чун должен подойти к построению манекена как к практике кунг фу, то есть досконально изучить вопрос и вложить душу в эту работу. Тогда всё будет возможно.
Сейчас имеется много открытых источников, это книги, видео и возможность обсуждения. Я не могу сказать что это легко и просто. Всё решаемо, если сильно постараться.
Очень важно хотеть построить именно МАНЕКЕН ВИН ЧУН, а не предмет на него отдалённо похожий.
Алексей Дудин
— В том случае, если мы говорим о втором варианте — о приобретении готового манекена, то на какие моменты готового изделия, Вы бы рекомендовали обратить внимание?
Дмитрий Затуло
— Манекен Вин Чун должен быть именно им. Это должно быть ЖИВОЕ изделие дающее ответ на Ваши действия. Манекен должен амортизировать, иметь свободный ход. Он должен поддаваться воздействию и только потом упираться навстречу и начинать отталкивать практика. Размер этого свободного хода разнится в зависимости от типа тренировки и версии стиля.
Но этот свободный ход должен присутствовать ВСЕГДА! «Мёртвый» манекен может нанести большой вред здоровью практика. Это как минимум покалеченные суставы рук и «снежный ком», который нарастет в последствии — проблемы с позвоночником и внутренними органами. Дело в той «отдаче» которая идет от «мертвого» манекена.
Особенно опасно такое устройство при отсутствии рядом с практиком опытного наставника.
Алексей Дудин
— И наконец, если мы рассматриваем третий вариант — заказ изготовления манекена под индивидуальные параметры у специалиста, какие моменты следует обсудить с изготовителем и на что важно обратить внимание в процессе оформления заказа?
Дмитрий Затуло
— Заказ у специалиста? Первый вопрос — практикует ли этот специалист Вин Чун или другие боевые искусства? Очень многие известные в мире производители тренажеров сами практикуют соответствующие боевые искусства на постоянной основе. Либо приглашают серьезных мастеров курировать производство таких изделий.
Не соглашайтесь на простое столярное копирование размеров манекена.
Подобно тому как хороший переводчик не будучи «в теме» может допустить серьезные огрехи перевода (например, перевести названием стиля WingChun с английского как «Крыло Чун»), так и столяр, не имеющий опыта в боевых искусствах, может сделать качественное столярное изделие внешне похожее на манекен Вин Чун, но таковым не являющееся.
Поинтересуйтесь репутацией изготовителя, выполненными заказами, пообщайтесь с людьми. Сейчас эра Интернета, можно найти честный отзыв. Манекен это друг который будет рядом с Вами много лет.
Это не просто модная игрушка, это «точильный камень» для практика боевых искусств. Организуйте детальное обсуждение Вашего заказа. Задавайте больше вопросов.
Закажите обратный звонок и постарайтесь обсудить все детали возможного заказа в ходе живого общения.
Алексей Дудин
— Дмитрий, благодарю Вас за то, что нашли время и возможность ответить на вопросы. Уверен что Ваше мнение и Ваш опыт будут полезны для всех практиков стиля Вин Чун.
Также, пользуясь случаем, хочу поблагодарить Вас за манекен, изготовленный для меня, с учетом моего роста и других параметров. С ним удобно и приятно работать. Вы действительно специалист своего дела.
Дмитрий Затуло
Some important questions on the Wing Chun’s style wooden dummy –
Dmitry Zatulo’s interview for Dudin Alexey.
Wing Chun’s wooden dummy (hereinafter — WD) is a simulator whereby people who study Wing Chun’s style, can hone skills and polish their technique of blocking and attacking actions as well as the technique of moving and walking.
In spite of the fact that WD (in one form or another) as a simulator can be found in different places for different types of martial arts, most of experts are associated it with the Wing Chun’s style.
The following questions: the types of WD construction, the possibility of manufacturing the WD by oneself, at which stage one should practice with WD and others are the subjects of fierce disputes into the Internet. It’s interesting that lots of the disputers are not highly qualified specialists of the Wing Chun’s style or simulators’ manufacturer.
In order to get a professional opinion on the row of questions, I’d decided to meet Dmitry Zatulo, who has been studied the Wing Chun’s style for 25 years, and manufactured WD for people practicing the style of martial arts.
His works geography is wide. First of all, it’s Russia (Moscow, St. Petersburg, Saratov, Krasnoyarsk, Vladikavkaz, Nizhniy Tagil, Orsk, Krasnodar, Novosibirsk, Kaliningrad and others), Kazakhstan, USA (New-Your), and China (Hong-Kong).
More than that, it’s important to stress, that the last work of DZ was used at the 1-st Russian the Wing Chun Championship of Russia which was held Feb., 2015.
So Dmitry Zatulo is highly qualified specialist in the questions.
Alexey Dudin
— Dmitry, Hi! What is your opinion on the Wing Chun’s style wooden dummy, its construction, properties and purpose?
Dmitry Zatulo
Тренажеры в практике Вин Чунь
Традиционные тренажеры
Манекен «деревянный человек» Му Джонг
Деревянный манекен в Юнчунь сонструирован в соответствии со спецификой этого стиля. Длина, толщина туловища, рук, ноги — все согласовано с движениями Юнчунь. Деревянный манекен способствует исправлению неправильных движений и формирует правильные углы блоков и входов.
На деревянном манекене выполняется базовая техника и специальная форма.
Размеры приведены в дюймах.
Однорукий манекен для отработки техники Тие Шоу
Данный тренажер представляет собой прямой стержень диаметром 3 см, прикрепленный к горизонтальой перекладине. К одному концу стержня прикреплен груз весом 3 — 5 кг.
Следует встать в позицию Эр цзы ма и поместить правую руку в позиции Фок Шоу на свободный конец стержня. Надавить запястьем на стержень вниз и, затем, нанести удар Чун Цюань вперед и вернуть руку в позицию Фок Шоу. Не отрывать запястье от стержня. Выполнять циклами по 20 повторов на каждую руку.
Настенный трехсекционный мешок
Настенный мешок служит для развития силы удара. Существует несколько вариантов нанесения ударов по мешку (одиночные удары, серии из 2 — 7 ударов, одновременное нанесение ударов двумя руками, нанесение «дюймового удара»): медленное, быстрое, с максимальной силой.
Следует соблюдать следующие требования: не распрямлять полностью руку в локте в конечной фазе удара; строго выдерживать траекторию удара; наносить удар как бы вглубь мешка на несколько сантиметров; после каждого цикла упражнения следует нанести 10 расслабленных ударов в воздух для снятия напряжения. Начиать следует с 20 -50 ударов каждой рукой в день и постепенно довести количество ударов до 1000 каждой рукой.
На мешке можно отрабатывать также удары ногами (упражнения аналогичны тем, что выполняются на деревянном столбе).
Деревянный столб
Служит для отработки ударов ногами, передвижений и укрепления предплечий и ударных поверхностей.
Следует встать перед столбом в переднюю Чжуй ма и нанести по столбу 10 ударов передней ногой, затем 10 ударов задней ногой, поменять стойку и повторить упражнение (отрабатываются все типы ударов). Можно также выполнять связки из различных ударов.
Необходимо соблюдать следующие правила: нанося удар, не распрямлять полностью ногу; следить, чтобы отдача во время удара не нарушала равновесия.
Манекен для отработки ударов ногами
Для отработки ударов ногами используется манекен из трех столбов, врытых в землю в углах равносторонего треугольника. Тренировка заключается в перемещениях между столбами и нанесении по ним ударов ногами.
В качестве тренажера для развития силы запястья и хвата используется длинный деревянный шест (от 180 см до 250 см).
- Встаньте в стойку Эр цзы ма и возьмите шест обеими руками за один конец, руки перед грудью, кисти вверх. Резко толкните кисти вниз, выпрямляя локти и удерживая второй конец шеста на прежней высоте. Толкните концом шеста прямо вперед,не сгибая локтей. Резко опустите кисти вниз держа локти прямыми. Вернитесь в исходное положение.
- Встаньте в стойку Эр цзы ма и возьмите шест одной рукой за один конец, рука опущена вниз, свободный конец шеста лежит на полу. Силой запястья, не сгибая локоть, поднимать свободный конец шеста.
- Встаньте с партнером друг перед другом и возьмите два шеста сложенных вместе. Захватите их за концы обеими руками. Поднимите шесты вверх, вращая их по часовой стрелке, опустите вниз и поднимите в другую сторону. Можно выплнять движения в противофазе — когда у одного из партнеров шест внизу, у другого наверху.
Современные тренажеры
Боксерский мешок
Работа с тяжелым боксерским мешком является важной частью тренировки при выработке силы удара. Следует помнить об основных правилах работы с мешком:
Помните, что мешок не предназначен для развития скорости удара — для этого служит работа с легкой грушей и работа на боксерских лапах.
Отработка ударов по мешку может привести к травме. Поэтму следует начинать работу в среднем темпе, вкладывая в удар не более половины силы.
В првую очередь надо следить за правильным положением ударных поверхностей в момент соприкосновения, которое должно сопровождаться выдохом и напряжением мышц, задействованых в ударе. Лишь за 10 — 15 сек.
до конца упражнения ускорьте темп и увеличьте силу удара. Бить в полную силу можно лишь через несколько месяцев после начала регулярных тренировок.
Сразу после проведения удара возвращайте ударную конечность назад, но не ранее, чем будет нанесен реальный удар. Удары необходимо наносить «вглубь» мешка на 10 — 15 см.
По мешку следует бить, а не толкать его. Мешок не должен раскачиваться. Бить надо точно в центр.
Следует отметить на мешке цели для ударов, чтобы вырабатывалась привычка бить «по точкам».
Боксерские лапы
Боксерские лапы являются важнейшим средством тренировки ударов руками, так как они позволяют вырабатывать скорость и точность удара, чувство дистанции, своевременность удара (тайминг), моделировать различные боевые ситуации, отрабатывать серии ударов.
В ходе учебно-тренировочных занятий упражнения с лапами используются:
- для изучения и закрепления техники;
- для овладения тактикой;
- для развития быстроты реакции, быстроты движений и выносливости;
- для формирования координации движений;
- для овладения чувством дистанции и времени;
- для выработки расслабленности и умения правильно распределять мышечные усилия.
Упражнения с лапами обычно применяются в конце основной части занятия, после условного и вольного боя.
Полотенце
Полотенце (или любой другой прямоугольный кусок ткани) подвешивается за угол. На нем отрабатываются удары руками и ногами: тренируется резкость удара и выставляется правильная дистанция.
Автомобильная покрышка
1) Тренировка ног и динамичского равновесия.
Положите покрышку на пол и встаньте в стойку на ней (стойки Цибу или Чжуй ма). Двигайтесь по кругу и со сменой стоек, сохраняя равновесие. Упражнение повторяется от 2 минут до 3-х трехминутных раундов. По мере роста вашего мастерства добавляйте к передвижениям удары руками, ногами, оружием, проводите «бой с тенью», стоя на покрышке.
2) Отработка ударов палкой.
Покрышку можно использовать и для отработки ударов палкой с полной силой и скоровстью. В этом случае ее можно подвесить к потолку на прочной веревке или ее может держать партнер.
3) Отработка ударов руками и ногами.
Для отработки точности ударов руками используется подвешенная покрышка. Удары наносятся в центр раскачивающейся покрышки.
На низко подвешенной покрышке отрабатываются низкие удары ногами, подсечки, зацепы и т.д.
Пластиковый пакет
- Нанося удары руками и ногами по пакету не дать ему упасть на пол в течении определенного времени.
- Тренировка скорости и точности ударов на пакете, подвешенном на веревке.
- «Зал пакетов». Нанесение ударов по подвешенным на разной высоте по всему залу пакетам.
Тренажер из гимнастических палок
Для изготовления этого тренажера возьмите 3 пластиковые гимнастические палки и соедините их вместе липкой лентой (скотч, изолента, пластырь). Применяется для отработки блоков руками и ногами, низких ударов ногами.
Партнер при этом выполняет движение палкой по траектории соответствующго удара или держит ее в качестве мишени. Может данный тренажер использоваться и для развития мощного хвата.
Для этого возьмитесь за палку обеими руками, сожмите ее и начинайте выкручивать вперед и назад по 50 раз.
Пластиковая бутылка
Пустая пластиковая бутылка из-под минеральной или газированной воды емкостью 1,5 или 2 литра.
- Бутылка наполненная водой, песком или дробью может служить для тренировки силы хвата пальцев. Можно использовать боковую поверхность бутылки — подбрасывая и ловя ее. Можно использовать захваты пальцами за дно или за пробку и удерживать бутылку, отрабатывая передвижения «круговыми шагами» из Сань Чжань.
- Подвешенная за горлышко бутылка (пустая или наполненная водой) может служить для отработки ударов.
Стоящий на полу стул может служить для отработки ударов ногами, при этом ножки стула служат мишенями для ударов по нижнему уровню, а спинка — для ударов в средний уровень.
Стул, положенный на стол ножками к вам может служить для отработки блоков, комбинаций блок-удар и формы с деревянным манекеном.
Источник