Организация экологической тропы в ДОУ
Екатерина Корж
Организация экологической тропы в ДОУ
3. Пояснительная записка.
4. Цели, задачи экологической тропы, участники.
5. Видовые точки маршрута экологической тропы.
Природа не для всех очей
Покров свой тайный подымает:
Мы всё равно читаем в ней,
Но кто, читая, понимает?
Д. В. Веневитинов, 1827 г.
Данная работа посвящена экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении здоровья, полноценного физического, психического и духовного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
В представленном материале предлагается творческое решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе через организацию в детском саду экологической тропинки.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников чувство ответственности за судьбу природы — обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего города, но и всей страны в целом.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Большинство современных детей, редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
3. Пояснительная записка
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.
На маршруте происходит знакомство детей с естественными объектами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними. В настоящее время остро стоит проблема экологического образования. Экологическое просвещение является одним из выходов из глобального экологического кризиса, так как оно подразумевает гармонизацию экологического мышления и отказ от потребительского отношения к природе.
В привитии экологической культуры детям помогает экологическая тропа. Особенность процесса экологического воспитания на тропе природы состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.
Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором дети получают информацию об этих объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.
Тропа имеет большое значение для изучения экологии, она знакомит воспитанников с разными объектами природы, находящимися в пределах территории ДОУ, позволяет передать знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для экологического воспитания и природоохранного мышления.
Таким образом, организация экологической тропы способствует:
— проведению учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;
— созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;
— приобретению педагогами, воспитателями опыта образовательно — воспитательной работы с детьми в природных условиях;
— изучению и наблюдению воспитанниками объектов и явлений природы.
4. Цели и задачи экологической тропы.
Цель: создание благоприятных условий на территории детского сада по формированию экологической культуры воспитанников — совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
• Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления об объектах живой природы, условиях их роста, связях со средой обитания и сезонами.
• Выработать навыки экологически грамотного и безопасного поведения.
• Развивать эстетические чувства (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхищаться ею).
• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе; вовлекать детей в посильную для них деятельность по уходу за растениями и животными.
• Формировать стремление, желание передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
• Развивать познавательные процессы через наблюдения, активные формы работы с детьми в рамках образовательной деятельности с объектами экологической тропы.
Участники тропы: воспитатели, родители, воспитанники детского сада.
5. Видовые точки экологической тропы.
На протяжении маршрута экологической тропы 25 видовых точек, т. е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными объектами природы.
В начале экскурсии рекомендовано начать беседу о культуре поведения в природе, рассказать о том, когда и с какой целью была устроена эта тропа.
«Мы создали экологическую тропу, для того, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живёт и чувствует себя окружающая вас природа, чтобы каждый из вас почувствовал внутри себя желание сохранить природу. Экологическая тропа ждёт вас!”
№ п/п Название видовой площадки Описание видовой точки Рекомендации и формы работы с детьми на видовой точке
1 Лесная поляна
Лес – это величайшее творение природы, краса и гордость нашей Земли! Любите и охраняйте наш лес.Цель: познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса; показать детям многоцветность окружающего мира. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам. Воспитывать эстетическое чувство. — беседа о лесе;
— наблюдения: лесная почва, кустарники, травы, грибы, высокие и низкие деревья;
— кто живет в лесу, как можно увидеть следы пребывания белки, птиц;
— следы пребывания человека;
— правила поведения в лесу людям;
— что нужно животным, чтобы выжить в лесу;
— игры «Дары леса», «Что сделано из дерева?», «Загадай, а мы отгадаем», «Что где растет»;
— стихи, загадки, пословицы о лесе.
2 Альпийская горка
Альпийская горка рассматривается и как самостоятельный объект для наблюдений, имеет познавательное и эстетическое значение. Растения альпийской горки неприхотливы, большинство из них в естественных условиях растет на каменистых участках или на песке. На примере особенностей этих растений можно рассмотреть их приспособленность к различным условиям окружающей среды, научить детей ухаживать за растениями. Необычность альпийской горки вызывает особый интерес у ребят. — поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают;
— сочетаются объекты живой и неживой природы, поэтому она может быть использована для проведения занятий по любому блоку программы;
— способствует развитию эстетического вкуса у детей и родителей.
3 Стройная рябина
Рябина — неприхотливое, красивое во все времена года дерево, очень полезно для зрения ребенка. Пестрота дерева создает расчленнный фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме. Дети исследуют листья и ягоды, выясняют какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные? Рассматривают ягоды обычным способом и через лупу. На примере рябин изучается явление листопада, как меняют цвет листья осенью, сравнивают живые и опавшие листы.— сравнить деревья между собой: ствол, ветки, листья, кора, цветы, плоды, семена;— провести исследование: с помощью дождемера определить, сколько осадков выпадает под разными деревьями, как на это влияет густота и расположение ветвей;
— измерить и сравнить толщину разных деревьев, связать с возрастом дерева;
— с помощью лупы рассмотреть строение и особенности коры разных деревьев;
— наблюдать, как дерево связано с животными, птицами, кто может жить под деревом, на дереве, под корой;
— как человек заботится о деревьях, почему; — работать над описанием дерева, подбирать прилагательные, сравнения, яркие эпитеты.
Это специально оборудованная экспериментальная площадка для наблюдением за природными явлениями. Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра, осадкометр (посуда для сбора осадков, расположенная под деревом и на открытом участке, термометры, расположенные в тени и на солнечном участке, солнечные часы.
— изучение и наблюдение за явлениями природы (осадки, направление ветра,
— использование простых приборов, помогающих определять погоду,
— педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды.
Этот участок маршрута усажен представителями лиственных деревьев – дубами. Они еще молодые, но у ребят будет возможность наблюдать за их ростом. — обращение внимания ребят на то, что дуб — лиственное дерево;
— сравнивание обычных листьев и хвои;
— беседы о сезонном опадании листьев;
— исследование интересного строения листа.
На видовой площадке сосновый бор воспитанники могут познакомиться с хвойными деревьями. Увидеть главные отличия их от лиственных растений. — обращение внимания ребят на то, что сосна — хвойное дерево;
— сравнивание обычных листьев и хвои;
— беседы о сезонном постоянстве хвои;
— сенсорное развитие через исследование коры, веток, шишек.
Муравейник представлен в виде холмика из хвоинок и веток растений близ лежащих деревьев. В зависимости от поставленных задач, педагоги временно «заселяют» в него или сделанных из бросового материала муравьев, или приносят в специальной таре настоящих для рассматривания через лупу. И в том, и в другом случае происходит ознакомление с жизнью насекомых, расширяются представления о взаимосвязях, существующих в природе. — педагог предлагает отгадать загадки про муравьев и муравейник;
— рассказывает детям об устройстве муравейника,
интересные факты из жизни этих насекомых;
знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с муравьями;
— читает стихи и сказки про муравьев и муравейник.
Пасека — специально оборудованное место, где содержатся медоносные пчёлы. Здесь размещены ульи и макеты пчел. Также можно увидеть на пеньке мишку, который кушает мед. — знакомство детей с устройством пасеки, для чего она нужна и чем полезны пчелы для людей.
Жужжащий и ползающий мир
Сколько раз мы проходили мимо, казалось бы, самых обычных, знакомых растений. Попробуй назвать их и охарактеризовать их особенности. Пройдемся по лугу, вдохнем воздух, пахнущий травой и медом, рассмотрим луговые растения, постараемся запомнить их особенности и названия, чтобы беречь и сохранять зеленое богатство нашей природы.На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели — это все объекты для наблюдения детей. Эта зона является основой для организации природоведческого аспекта в воспитании младших дошкольников, дает возможность для организации наблюдений за растениями и животными родного края, их узнавания.Цель: формировать первоначальные понятия об эстетической ценности луга и его обитателей. — обобщать и уточнять знания детей о различных насекомых, их внешнем виде, особенностях питания, месте обитания;
— формировать представление о взаимосвязи насекомых и растений.
Во время экскурсии дети рассматривают пеньки, заглядывают под них находя там различных насекомых.
Эта видовая площадка показывает детям возможность создания условий второй жизни старых вещей.
— воспитатель выясняет со своими воспитанниками, что такое пень (спиленное дерево).
— с помощью лупы они рассматривают годичные кольца, считают их, определяют, сколько лет было дереву;
— исследуют, что растет на пне (мхи, лишайники, грибы;
— ищут жуков короедов и следы их деятельности;
— обсуждают роль этих насекомых в природе.
Это дерево стало настоящим украшением парков. У него большие узорные листья, которые имеют пять острых концов. Он красив в любое время года, но осенью особенно приметен.Кленовые листья окрашиваются в самые разные цвета: от традиционного жёлтого до багряного. — беседа о том, чем отличается клен от других деревьев;
— изучение красивых листьев
— рассказ о кленовом соке;
— рассматривание плодов клена.
Декоративный кустарник является живой изгородью между игровыми площадками детского сада. Ранней весной дети наблюдают за цветением кустарника, летом — за появлением плодов, а осенью за их созреванием. У детей имеется возможность находить характерные отличия кустарников от деревьев. — рассказать ребенку чем отличается дерево от кустарника;
— наблюдать за сезонными изменениями;
— совместно с воспитателем обрезать веточки, оформить кусты.
13 Сиреневая сказка
Крупный красивоцветущий кустарник с цветками, имеющими сладковатый запах. Хорошо переносит стрижку. Живая изгородь из сирени очень эффектно смотриться. — возможность формировать знания о разнообразии кустарников;
— закреплять умение определять по внешним признакам кустарники;
— вызывать эмоциональный отклик на вид сирени
14 Царство грибов Различные грибы: съедобные и несъедобные.Цель: Знакомить детей с грибами, их разнообразием. — учить различать съедобные и ядовитые грибы;
— воспитывать бережное отношение к природе.
Наблюдения за птицами, их повадками и одновременно прививаем детям нравственные качества, такие как доброта, заботливое отношение к окружающему миру. Скворечники, сделанные родителями, размещены в пределах видовой площадки. — предназначение скворечника;
— рассматривание домика для птиц;
— наблюдение за птицами;
-слушание писка птенцов;
-слушание пения взрослых птиц;
— слушание пения разных птиц в записи;
— выработка правил поведений.
16 Лебединое озеро
Искусственное сухое озеро с обитателями (фламинго, жучки, лебеди) дает возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности.— наблюдение в разное время года за обитателями: наблюдать за лебедями, водными растениями, насекомыми, за прилетающими к сухому пруду птицами;
— посмотреть, как ведут себя люди на сухом пруду;
— зачем нужны водоемы человеку и животным;
— как растения приспособились к жизни в воде;
— кто живет на берегу;
— что произойдет, если вся вода исчезнет;
— почему нельзя бросать в воду мусор, мыть машины, стирать белье;
— стихи, загадки, пословицы, поговорки о воде;
— игры: «Раз, два, три — рыб назови», «Создай водоем», «Летает, ползает, плавает».
Дорожка здоровья представлена разными сенсорными поверхностями. Для работы с младшими дошкольниками дорожка используется как элемент активной игры. Здесь ребята могут активно проводить время на прогулке. — развитие здоровья детей;
— формирование устойчивой привычки к режиму двигательной активности;
— активные игры, эстафеты, работа со спортивным инвентарем;
— разучивание считалочек, потешек.
18 Веселый ручей
Это искусственно созданный объект. На этой видовой площадке живет семейство уток, крокодил. — развитие речи.Дети могут ответить на вопрос: «Куда плывет семейка?»;
— можно посчитать уточек;
— воспитатель может сочинить сказку о крокодиле;
19 Фруктовый сад
Фруктовый сад — участок земли, занятый многолетними плодовыми насаждениями и ягодными культурами. Назначение фруктового сада дарить радость от общения с природой. — знакомство с плодовыми деревьями;
— знакомство с плодами;
— возможность наблюдать как цветок превращается в плод;
— сказки, стихи, песни о плодовых деревьях.
Это водоем со своими обитателями. Здесь поселились цапли, черепахи, лягушки. На этой площадке ребята могут увидеть представителей фауны с малышами. Познакомиться с лиственным деревом – ива, узнать какие растения растут на болоте. — формирование знаний о значении болот в экологической системе Земли, представления о некоторых обитателях болот;
— развивать речь, познавательные способности;
— активизировать и обогащать словарный запас детей;
— рассказы об обитателях болот;
— рассказы о растительности болот.
Дети знакомятся с земляникой, наблюдают за тем как она растет, пробуют ее душистые плоды.
— обобщение представлений детей о ягодных культурах;
— об их значимости для здоровья человека;
— закрепление названий ягод;
— умение различать ягоды по внешнему виду;
— загадки и беседы о разнообразных ягодах.
Эта станция представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания, привлекательные для проведения наблюдений. Эта зона помогает детям получать достоверные знания о природе и приобретать практические навыки ухода за растениями. Работа на участке помогает развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие. Посещение огорода помогает в экологическомразвитии дошкольников: наблюдения за фазами роста растений, связывание состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями. — наблюдение за трудом взрослых;
— посадка и уход за посаженными растениями;
— наблюдение за ростом растений.
23 Деревенское подворье
Малые архитектурные формы (деревенский домик, колодец, плетень, мельница, телега, фигура бабушки, фигуры животных, пугало. Дети рассматривают объекты; беседуют о том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, отгадывают загадки. — знакомство с домашними животными и домашней птицей, особенностями их внешнего облика, поведения, способами передвижения, с повадками, питанием, пользой для человека;
— формирование понимание того, что их жизнь тесно связана с человеком;
— воспитание заботливого отношения к ним.
24 Аллея цветов
Это ограниченная территория (клумба, вазон, на котором выращиваются различные декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории нашего ДОУ.— труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян;
— наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;
— сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;
— беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование);
— проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;
— видеть красоту и неповторимость каждого цветка;
— формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.
25 Лесная аптека
На этой видовой площадке можно увидеть разнообразие лекарственных растений, узнать их биологические особенности (лечебные свойства,Это могут быть лекарственные растения: календула, мята, бадан, пустырник, мать-и-мачеха, эхинацея пурпурная, ромашка аптечная.
— учить распознавать части растений;
— исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.);
проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений.
Фотоотчёт «Прохождение экологической тропы в средней группе» Экологическое воспитание подрастающего поколения – это одна из важнейших задач дошкольного образования, которую диктует современное общество.
Карта-схема экологической тропы для детей и родителей МДОУ Воспитатель первой квалификационный категории Ковтун Е. И. Карта схема для детей. Карта схема для родителей. Наш детский сад работает.
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Прохождение экологической тропы» Цель: Продолжать учить детей различать и называть растения. Задачи: — развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать.
Летнее оформление элемента экологической тропы «Сосновый бор» В нашем детском саду, как и во многих других, есть экологическая тропа. Хочу познакомить вас, уважаемые коллеги, с одной из точек тропы.
Макет экологической тропы Уважаемые коллеги,я предлагаю оценить макет нашего детского сада. Мы реализуем,в рамках районной инновационной площадки,долгосрочный проект.
Мастер-класс по изготовлению «Паука с паутиной» для экологической тропы Паук с паутиной Наступило лето! Большую часть дня мы с ребятами проводим на свежем воздухе. В этом году роспотребнадзор запретил использовать.
Объект экологической тропы детского сада «Метеостанция» Экологическая тропа нашего детского сада БДОУ МО Динской район «Детский сад №37» включает в себя много экологических объектов, каждый.
Создание видовой точки экологической тропы «Пасека» на участке Важными качествами ребенка детского сада являются любознательность и познавательная активность. Дети интересуются всем новым, неизведанным.
Станции Экологической тропы (фотоотчет) Цель: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой. Формирование системы экологических знаний и представлений. Развитие.
Станция экологической тропы «Сельское подворье» Станция экологической тропы «Сельское подворье» (фотоотчет) С самых давних времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья,.
Источник