Как сделать сямисэн своими руками

Сямисэн

В японской национальной культуре музыка играет первостепенную роль. В современном мире она стала симбиозом традиций, которые в Страну Восходящего Солнца пришли из разных стран. Сямисэн – уникальный музыкальный инструмент, на нем играют только в Японии. Название переводится, как «3 струны», а внешне он напоминает традиционную лютню.

Что такое сямисэн

В средние века сказители, певцы и слепые бродячие женщины играли на улицах городов и поселений на щипковом струнном инструменте, звучание которого напрямую зависело от мастерства исполнителя. Его можно увидеть на старинных картинах в руках красавиц гейш. Они воспроизводят завораживающую музыку, используя пальцы правой руки и плектр – специальное устройство для удара по струнам.

Сями (так японцы ласково называют инструмент) – аналог европейской лютни. Его звучание отличается широким тембром, который зависит от длины струн. Каждый исполнитель настраивает сямисэн под себя, удлиняя или укорачивая их. Диапазон – 2 или 4 октавы.

Устройство инструмента

Представитель семейства струнных щипковых состоит из квадратного барабана-резонатора и длинной шеи. На нее натягиваются три струны. Гриф не имеет ладов. На его конце расположена коробочка с тремя длинными колками. Они напоминают шпильки, которыми японские женщины украшали свои прически. Головка грифа слегка загнута назад. Длина сями варьируется. Традиционный сямисэн около 80 сантиметров.

Shamisen или Sangen имеет необычное строение корпуса-резонатора. При изготовлении других народных инструментов чаще всего его выдалбливали из цельного куска дерева. В случае с сямисэном барабан сборно-разборный, он состоит из четырех деревянных пластин. Это упрощает транспортировку. Пластины выполнены из древесины айвы, шелковицы, сандалового дерева.

В то время, как другие народы обтягивали корпус струнно-щипковых инструментов змеиной кожей, японцы при изготовлении сямисэна использовали кошачью или собачью. На корпусе под струнами устанавливают порожек кома. Его размер влияет на тембр. Три струны у сями шелковые или нейлоновые. Снизу они крепятся к стойке нэо шнурами.

Играть на японской трехструнной лютне можно пальцами или плектром «бати». Его изготавливают из дерева, пластика, костей животных, панциря черепахи. Рабочий край у бати острый, форма треугольная.

История происхождения

Перед тем, как стать японским народным инструментом, сямисэн проделал длинный путь с Ближнего Востока через всю Азию. Изначально он полюбился жителям островов современной Окинавы, позднее перебрался в Японию. Сями долго не принимала японская аристократия. Инструмент относили к «низким», считая его атрибутом слепых бродяг годзэ и гейш.

В начале XVII века начался период Эдо, ознаменовавшийся подъемом экономики и расцветом культуры. Сямисэн прочно вошел во все пласты творчества: поэзию, музыку, театр, живопись. Без его звучания не обходился ни один спектакль в традиционных театрах Кабуки и Бунраку.

Игра на сями входила в обязательную программу обучения майко. Каждая гейша квартала Есивара должна была в совершенстве владеть японской трехструнной лютней.

Разновидности

Классификация сямисэна основывается на толщине грифа. От его размеров зависит звучание и тембр. Различают три разновидности:

  • Футодзао – традиционно игра на этом инструменте стала привычной для северных провинция Японии. Плектр отличается крупным размером, гриф – широкий, толстый. Исполнение композиций на сями футодзао под силу только истинным виртуозам.
  • Тюдзао – используется в камерной музыке, в драматических постановках и кукольных театрах. Гриф имеет средний размер.
  • Хосодзао – традиционный инструмент сказителей с узким тонким грифом.

Отличие разных видов сями и в том, под каким углом крепится к корпусу гриф, от размеров накладки, к которой прижимаются струны.

Использование

Без звучания сямисэна невозможно представить национальные культурные традиции Страны Восходящего Солнца. Инструмент звучит в фольклорных ансамблях, на сельских праздниках, в театрах, художественных фильмах, анимэ. Его используют даже джазовые и авангардные коллективы.

Читайте также:  Двери межкомнатные установка своими руками выдвижные

Как играть на сямисэне

Отличительная черта инструмента заключается в возможности изменять тембр. Основной способ извлечения звука – удары плектром по струнам. Но, если исполнитель одновременно перебирает левой рукой струны на грифе, то звучание становится более изящным. Важное значение в исполнительском искусстве имеет нижняя струна савари. Ее защипывание позволяет извлечь спектр призвуков и легкий шум, обогащающий мелодию. При этом линия голоса сказителя или певца должна максимально совпадать со звуком сями, немного опережая мелодию.

Сямисэн – не просто музыкальный инструмент, в нем воплощаются многовековые традиции, история Японии, культурные ценности народа. Его звучание сопровождает жителей страны от рождения до смерти, дарит радость и сочувственно мелодично в грустные периоды.

Источник

5 инструментов, на которых сможет играть каждый

В прошлом году мы подготовили подборку youtube-каналов, с помощью которых ты бы смог(-ла) научиться играть на пианино, гитаре и барабанах. Если освоить классические инструменты не получилось, а играть хоть на чем-нибудь хочется, не отчаивайся: мы собрали пачку инструментов, на которых сможет сыграть даже твой кот. Пробуй!

(kalimba)

Место рождения: Африка

Время освоения: несколько часов

Стоимость: от 25 до 150 долларов

Калимба (она же санза, мбила, лукембу, малимба, нжари, цанца, мбира и лала) – древний африканский инструмент, затесавшийся в современную культуру благодаря англичанину Хью Трэйси, который в 1954 году основал компанию International Library of African Music и начал изготавливать калимбы для экспорта в Европу и Америку.

Англичанин был очарован не только звуком калимбы, напоминавшим музыкальную шкатулку, но и простотой ее освоения: за несколько минут можно было создать интересный ритм, за несколько часов – необычный музыкальный рисунок. При этом необязательно играть по нотам или аккордам – чаще всего на калимбе играют чисто интуитивно, по наитию.

Калимба состоит из двух частей: корпуса и язычков-пластинок. Звук возникает из-за перебора этих самых пластинок, которых на калимбе может быть от 5 до 30: чем больше пластинок, тем шире музыкальный диапазон инструмента. Пластинки на калимбе должны быть металлическими, а вот корпус может быть представлен в разных вариациях: из дерева, черепашьего панциря, кокоса или тыквы.

P.S. Хочешь добиться объемного звука – покупай калимбу с внешним резонатором. Такая модификация добавит глубины твоему инструменту и расширит варианты музыкальных манипуляций.

(shamisen)

Место рождения: Япония

Время освоения: несколько недель

Стоимость: от 125 до 3000 долларов

Если отбросить в сторону многовековую историю и кожу, которой обивают сямисэн, то окажется, что традиционный японский инструмент устроен не сложнее обычной балалайки. Судите сами: и у сямисэна, и у балалайки имеется корпус, гриф и три струны, которые нужно вдохновленно перебирать. Если ты уже владеешь игрой на русской трехструнке, то поздравляем: ты заочно умеешь играть на инструменте, без которого не обходилась ни одна гейша.

Существует несколько разновидностей сямисэна, отличия – в толщине грифа. Сямисэн с самым узким грифом – хосодзао – используется в качестве аккомпанемента для нагауты – длинной песни в японской поэзии. Тюдзао – сямисэн с грифом средней толщины – используется в дзиуте – камерном жанре японской музыки. А цугару-дзямисэн – с самым толстым грифом – необходим для озвучки дзёрури – театра марионеток.

Для игры на сямисэне тебе понадобится бати – гигантский аналог медиатора, сделанный из пластика, дерева или кости. Пальцами зажимаешь струны на грифе, с помощью бати создаешь нужный ритм – и готово!

В Японии 16-го века считали, что существует лишь два стиля для игры на сямисэне: коута (для короткой песни) и нагаута (для длинной). Однако нынешние музыканты плевать хотели на старые каноны: сегодня на сямисэне исполняют не только классические темы, но и партии, предназначенные для электрогитар.

Источник

Что такое сямисэн и как можно на нем играть?

включайся в дискуссию

Читайте также:  Как можно обновить комод своими руками

Поделись с друзьями

Мало кто знаком с таким наиинтереснейшим струнным музыкальным инструментом, как сямисэн. Однако в Японии он с давних времён обладает очень большой популярностью. Именно о том, что собой представляет этот японский музыкальный инструмент, о его истории, разновидностях и особенностях мы поговорим чуть ниже в этой статье.

Что это такое?

Сямисэн – это распространённый японский музыкальный инструмент, длина которого составляет всего лишь около 100 сантиметров. Этот инструмент также часто называют японской лютней.

Однако родом сямисэн далеко не из Японии. Появился он в районе Западной Азии, из которого уже в XIII столетии попал в Китай, после чего – на острова Рюкю, в современности известные как острова Окинава. Только после всех этих путешествий он, пройдя длительный путь и претерпев ряд изменений, уже и явился в Японию. Появление данного музыкального инструмента в этой стране точно датируется 1562 годом. Там он достаточно быстро прижился и получил широкое распространение на территории всей Японии, а также приобрёл уменьшительно-ласкательное наименование – «сями».

Родственником сямисэна является музыкальный инструмент сансин. Он же, в свою очередь, близок такому инструменту, как санцзянь.

Если в современной Европе все старые музыкальные инструменты не являются очень востребованными и обделены вниманием, то в Японии, наоборот, такие национальные инструменты, в число которых входит и сямисэн, горячо обожаемы населением. Этот народ очень чтит свои традиции, свою культуру. А потому любимый всеми сямисэн до сих пор широко используют, особенно часто он звучит в традиционных японских театрах, таких, как, например, Кабуки, Дзёрури и Бунраку, на выступлениях тех или иных коллективов, а также на различных празднествах и фестивалях, которые проводятся в Японии в большом количестве.

Поначалу игру на сямисэне причисляли к низшему искусству. А потому на этом музыкальном инструменте никогда не играли представители аристократии, а только селяне и бродячие музыканты.

Однако со временем всё переменилось. Самую большую популярность данный музыкальный инструмент получил в «золотую эру» японского искусства. Именно таковым является период Эдо, или же эпоха Токугава, – это 1603-1868 годы. Он характеризуется бурным развитием всех направлений искусства: и музыки, и театра, и живописи, и поэзии.

Умением игры на сямисэне должны были обладать без исключения все те, кто проходил программу подготовки майко, то есть учениц гейш. Ввиду этого о таком районе, как «весёлые кварталы» Ёсивара, часто говорили, что это «квартал, где не умолкает сямисэн».

Появляться этот музыкальный инструмент стал и в работах разных японских художников. Его часто стали изображать в руках персонажей на традиционных для Японии ксилогравюрах. Именно в этот период сямисэн стал просто незаменимым атрибутом любого сельского или городского празднества в Японии.

Теперь ознакомимся с тем, как устроен этот японский музыкальный инструмент. Сямисэн представляет собой трёхструнный щипковый инструмент. Для того чтобы вам было проще воспроизвести образ данного музыкального инструмента у себя в голове, представьте лютню с длинной шейкой или же балалайку. В целом, если совсем уж упрощать, то сямисэн – это обыкновенный квадратный барабанчик не самого большого размера, который обладает вытянутым грифом с тремя струнами.

Устройство этого музыкального инструмента достаточно простое. Его корпус состоит из деревянного каркаса, который туго обтянут шкурой какого-либо животного. Наиболее часто для создания сямисэна использовались шкуры змей, а иногда, как бы плохо это ни звучало, и даже кожа таких животных, как кошки или собаки. Корпус этого инструмента обтянут шкурой с двух сторон, к этому добавляется небольшой кусочек кожи, который крепится на переднюю мембрану.

Делается это для того, чтобы обезопасить эту часть от ударов плектра.

Разной толщины струны, коих, как и у привычной для нас балалайки, всего лишь три, располагают между длинными настроечными колками, чем-то напоминающими шпильки, и концом грифа, который находится посередине самой нижней части деревянного корпуса. Сами струны, как правило, производят из таких материалов, как шёлк, нейлон или же тефлон.

Читайте также:  Дверные откосы для входной двери своими руками

Плектр бати, с помощью которого играют на этом музыкальном инструменте, производят, как правило, из древесины, слоновой кости, черепашьего панциря, рога буйвола или же пластика.

Отдельно стоит сказать о том, что представляет собой плектр бати. В целом, это тот же наш медиатор, который по размеру намного больше и имеет форму почти правильного треугольника с заострённым краем. Именно с помощью этого приспособления задаётся требуемый ритм музыки.

Разновидности

Такой японский музыкальный инструмент, как сямисэн, имеет 3 разновидности:

Сравнивая эти инструменты, легко можно провести аналогию с известными большинству альтом, скрипкой и скрипкой-пикколо. Рассмотрим же подробнее каждую из них.

Хосодзао

Эта разновидность сямисэна отличается очень узким грифом. Наиболее часто его используют как аккомпанемент для долгой песни, которая в японской поэзии именуется «нагаута».

Тюдзао

Такой вариант сямисэна обладает более широким грифом. Его достаточно часто используют в камерном жанре музыки Японии, то есть в дзиуте.

Цугару-дзямисэн

Данная разновидность отличается очень толстым грифом, а потому перепутать её с какими-либо другими достаточно сложно. Этот вид сямисэна наиболее часто используется для озвучки японского театра марионеток, то есть дзёрури.

Особенности игры

В XVI столетии в Японии существовало лишь два стиля для игры на таком музыкальном инструменте, как сямисэн – это коута, используемый для недлинных песен, и нагаута, применяемый для более длительных произведений. Однако в нынешнее время существует несколько стилей игры.

  • Ута-моно. Стиль является песенным, именно этот жанр наиболее часто выступает в качестве музыкального сопровождения в вышеупомянутом театре Кабуки.
  • Второй стиль, Катари-моно, относится к сказовым. Он является наиболее традиционным для японского искусства и обычно сопровождается довольно-таки специфическим пением.
  • Последний же стиль – миньё, подразумевает народную песню.

Кроме того, стоит сказать, что на сямисэне в наши дни исполняют не только классику, но и такие партии, которые предназначаются, например, электрогитарам

Звучание сямисэна может показаться несколько специфичным, а потому его наиболее часто используют для усиления основного звучания в ряде японских кинокартин. Примером таковых являются такие аниме, как «Наруто» или же «Пуни Пуни Поэми».

Теперь перейдём к разговору непосредственно о самой игре на таком японском музыкальном инструменте, как сямисэн. Первоначально, когда о нём только-только узнали в Японии, играли на нём с помощью юбикакэ – небольшого медиатора. Это не позволяло раскрыть все возможности данного музыкального инструмента. Однако со временем для игры на сямисэне стали использовать и плектр бати, что позволило полностью реализовать музыкальный потенциал инструмента, так как игра с помощью плектра значительно увеличивала возможности его тембра.

Как правило, для игры на сямисэне плектр бати размещается в правой руке, а звук струн, когда это требуется, тормозят тремя пальцами левой на грифе без ладов. Остальные два пальца, то есть мизинец и большой, при игре обычно не задействуют. Один из самых распространённых приёмов игры на этом японском музыкальном инструменте считается удар плектра бати по мембране и струне, который происходит одновременно.

Однако на тембр игры оказывает влияние не только плектр. Специфику его звучания определяет и то, насколько толстыми являются струны, гриф, мембрана или же другие его части. На это оказывает влияние и то, какой рукой играющий перебирает струны. Так, например, если перебирать струны с помощью левой руки, то звучание будет наиболее изящным.

Изменить тембр данного музыкального инструмента возможно и другими способами, например, меняя длину струн, шейки или того же плектра. Кроме того, можно прибегнуть и к изменению и других их параметров, таких как, например, размер, вес, толщина или же материал. Возможность изменения специфики тембра музыкального инструмента является одной из главных отличительных характеристик сямисэна.

Об этом музыкальном инструменте вы можете посмотреть в следующем видео.

Источник

Оцените статью