Как сделать трафарет для шелкографии своими руками

Шелкография своими руками

Многим из нас знаком расслабляющий эффект от таких занятий, как вязание, приготовление домашней пиццы или чтение хорошей книжки. Возможно это покажется странным, но процесс нанесения шелкотрафаретной печати на кухонные полотенца также способен снять нервное напряжение, вызвать чувство успокоения и релаксации. Предлагаем вам попробовать себя в этом деле, постичь азы искусства создания трафаретной печати.

Любому неискушенному в этом деле человеку может показаться, что трафаретная печать (также называемая шелкографией) это невероятно сложный процесс, который под силу только специалистам вооруженным специальной техникой. Не правда! Оказывается, создавать шелкотрафаретные отпечатки без особых затруднений можно и в домашних условиях.

Итак, давайте познакомимся с основами технологии нанесения шелкотрафаретной печати. В общих чертах это выглядит следующим образом: вы покрываете сетку печатной формы светочувствительной краской и даете ей затвердеть, когда окрашенная фотоэмульсией поверхность подсохнет, вы размещаете изображение для отпечатка поверх слоя краски и выставляете всю эту конструкцию под яркий свет ламп. Трафаретная сетка, накрытая сверху изображением, не затвердеет, так как не подвергается воздействию света. Поэтому, после того как вы «засветили» и высушили вашу печатную форму, незасвеченная фотоэмульсия сетки, которая находится под изображением, легко и просто смоется водой. Этот участок в виде картинки или текста и есть ваш трафаретный рисунок. Пропустив сквозь него красящую пасту, вы получите четкий трафаретный оттиск на футболке, сумке или кухонном полотенце.

Все предельно понятно? Не совсем? Окей. Попробуем объяснить еще раз. При помощи фотографий.

Во-первых, нужно определиться с картинкой, отпечаток которой вы хотели бы получить. Мы в качестве примера решили остановиться на изображении силуэта елки. Для первого опыта работы с трафаретной печатью рекомендуем подбирать крупные сплошные картинки без тонких линий и мелких деталей. Изображения наподобие этой елки или надпись будут идеальными для новичков.

Вы можете распечатать выбранную картинку на обычной бумаге и затем аккуратно ее вырезать, либо скопировать изображение на специальную прозрачную бумагу. В любом случае следует помнить о том, что картинка должна быть СВЕТОНЕПРОНИЦАЕМА. Если вы не уверены в том, что ваш трафаретный рисунок не просвечивает, попробуйте посмотреть сквозь него на яркий источник света. Если лучи света проходят через изображение, то оно будет не достаточно светонепроницаемо для получения качественной шелкотрафаретной печати. В этом случае рекомендуем распечатать еще одну копию и наложить картинки друг на друга или закрасить ваш образец черным маркером.

Вам также понадобится рамка с натянутой на ней мелкоячеистой «шелковой» сеткой. На самом деле, в качестве шелка используется полиэстер. Такую сетку можно приобрести в специализированных магазинах. Убедитесь в том, что вы покупаете трафаретную полиэстеровую сетку с типоразмером «110».

На данном этапе предлагаем вам воспользоваться возможностью выбора: вы либо покупаете уже готовую рамку с натянутой на нее сеткой, либо приобретаете рамку и несколько метров полиэстеролового полотна и закрепляете материал на рамке самостоятельно. Если же вы увлекаетесь кустарными промыслами, то можете соорудить рамку самостоятельно.

Для того чтобы натянуть ткань на рамку можно воспользоваться обычным строительным степлером. Материал натягивается в тугую, но не настолько сильно, чтобы ткань расползалась в местах крепления скобами.

После того, как вы прикрепили ткань к рамке, обрежьте остатки материала по краям.

Для того чтобы краска не растекалась, проклейте края рамки лентой внутри и снаружи. Для этого можно использовать обыкновенную изоленту, если же вы не хотите тратить время на отскабливание остатков изоленты с поверхности трафаретной сетки, то лучше приобрести в художественном салоне-магазине специальную бумажную клейкую ленту и пользоваться ей.

Теперь, когда ваша трафаретная форма готова, самое время покрыть ее жидкой фотоэмульсией. Это особый состав, который реагирует на свет. Поэтому данный этап работы следует выполнять в затемненном помещении. Оставьте там же пропитанную фотоэмульсией сетку до полного высыхания. Внимание! Сохнуть трафаретная сетка должна в абсолютно темной комнате. Если вы решили высушить рамку в шкафу, убедитесь, что свет не проникает внутрь через дверные щели.

Обычно фотоэмульсия поставляется в двух частях. Это контейнер, который вы можете увидеть на фото, и небольшая бутылочка с химическим реагентом, который нужно добавить в контейнер, чтобы активировать его содержимое. Ничего сверхъестественного. Инструкция по использованию прилагается. А вам просто нужно несколько раз энергично встряхнуть бутылку с раствором.

Фотоэмульсия наносится при помощи резинового скребка. Можно использовать имеющийся скребок или купить новый.

Находясь в темном помещении, нанесите фотоэмульсию на трафаретную сетку. Рекомендуем наносить химический состав по направлению сверху вниз, тщательно прокрашивая все участки поверхности формы.

При помощи резинового скребка эмульсия наносится на поверхность всей сетки. Старайтесь нанести состав хорошим ровным слоем, не забывайте, что данный вид работы нужно проводить аккуратно и очень быстро. После нанесения фотоэмульсии поставьте форму в темное место для просыхания. Рамку следует установить горизонтально, не вертикально. В зависимости от толщины положенного слоя фотоэмульсии просушка займет от одного до трех часов.

Пока подготовленная трафаретная сетка сохнет, вы можете заняться устройством участка для экспонирования. Технически вы можете засветить свою форму просто на солнце, но это сопряжено с некоторым риском. Дело в том, что рамка должна облучаться в течение определенного времени. Если вы передержите сетку на свету, то не сможете смыть фотоэмульсию с незасвеченных участков. Если недодержите, то ваше изображение не зафиксируется, а смоется с рамки вместе с незатвердевшей фотоэмульсией.

Читайте также:  Как сделать окосячку для окон своими руками

Лучшие всего проводить экспонирование при помощи света от 150 ваттной лампочки. Обычно в инструкции к фотоэмульсии указывается время ультрафиолетового облучения сетки, в зависимости от ее размера. Так же в инструкции приводится информация об оптимальном расстоянии между источником света и экспонируемым объектом. Для экспонирования очень удобны лампы для фотографирования. Обычно они оснащены специальными купольными отражателями, которые помогают сфокусировать свет на нужном участке. Если у вас нет такой лампы, можно попробовать направить свет с помощью металлической чашки или банки с блестящим покрытием, или же немного увеличить время выдержки вашего изображения на свету.

Кроме того, для экспонирования необходима матово черная подставка, на которую вы поместите вашу трафаретную сетку. Можно использовать старую доску. Черный кусок картона тоже подойдет.

После того, как участок для экспонирования подготовлен, можно заняться вырезанием напечатанных на бумаге образцов для шелкотрафаретных оттисков. Можно вырезать контур картинки при помощи специального ножа с поворотной головкой или же использовать ножницы.

Когда ваша трафаретная сетка подсохнет, накройте ее темной тканью, чтобы предотвратить попадание света, и поместите на подготовленный участок для экспонирования.

  1. Поместите рамку с сеткой на черной матовой поверхности подставки. Расположив поверхность с нанесенной эмульсией «лицом» к источнику света.
  2. Поместите ваше изображение на сетку в ОБРАТНОМ НАПРАВЛЕНИИ. Возьмите картинку в руки, повернув ее так, как вы бы хотели разместить ее на футболке, затем переверните картинку и положите ее на сетку трафаретной рамки.
  3. Плотно прижмите изображение к сетке при помощи чистого куска прозрачного стекла.
  4. Включите источник света.

Время экспонирования нашей сетки (размеры 60х60 см) составило 35 минут, при воздействии лампы мощностью в 150 Вт, размещенной на расстоянии 45 см от рисунка. В зависимости от размеров рамки и самого изображения время выдержки на свету может быть другим. Возможно, ваш первый опыт экспонирования будет неудачным. Не стоит отчаиваться. Определение правильного времени выдержки изображений может занять некоторое время.

Установите таймер и оставьте ваше изображение в покое. Не нужно нажимать на стекло или поправлять картинку. По истечении необходимого времени, уберите стекло и вырезанный бумажный образец. Слабый отпечаток картинки, проявившийся на сетке трафарета, вы заметите сразу же.

Отнесите вашу рамку в ванную комнату и промойте под хорошим напором теплой воды. Просто направьте насадку душа на трафаретную сетку, и вы увидите как постепенно, по мере вымывания фотоэмульсии, контуры изображения станут четче, а сам рисунок ярче. Вы только что создали свой первый трафарет для шелкографии. Впечатлены?

Поместите футболку или любое другое изделие, на которое вы желаете нанести печатный оттиск, в предварительно подготовленную рабочую зону, защищенную от возможного разбрызгивания краски.

Положите ваш только что изготовленный трафарет на футболку. Внешняя сторона рамки с натянутой сеткой должна соприкасаться с тканью футболки, а бортики рамки окажутся наверху.

Выложите краску в верхней части трафарета. В нашем случае использовалась смесь черной и белой красок для получения глубокого темно-серого оттенка. Помните, что просохнув, краска приобретет более темный оттенок, чем во время окрашивания. При помощи резинового скребка нанесите краску на ваше изображение. Не нужно надавливать на скребок пытаясь протолкнуть краску через трафарет на поверхность ткани.

Затем, надавливая, проведите скребком по изображению еще раз в том же самом направлении.

Если надавливать на скребок с небольшим усилием, то получившийся трафаретный оттиск будет выглядеть слегка выцветшим.

Чем сильнее давить на скребок, тем более насыщенной получится отпечатанная картинка.

Просушите изделие с нанесенным изображением.

После того, как отпечаток просох необходимо закрепить изображение, прогладив его горячим утюгом. Шелкотрафаретный оттиск готов. Согласитесь, что нанесение трафаретной печати не такой уж и сложный процесс и затраченные на создание оттиска усилия окупаются полученным от работы удовольствием.

Источник

«Мир трафаретной печати»

Глава 3. Изготовление трафарета (почти сердце процесса)

Содержание: (показать) (спрятать)

Что же следует знать, дабы изготовить хороший трафарет?

Выбор рамки для изготовления трафарета зависит от типа выполняемой печати (простой плашечный дизайн или многоцветная картинка с мелкими деталями). Вот основные условия, которым должна отвечать рама для трафаретной печати:

  • она должна удерживать натянутую сетку (чем выше натяжение — тем лучше качество отпечатка);
  • должна гарантировать стабильность натяжения сетки (потеря натяжения приводит к сморщиванию сетки, что вызывает несовмещение цветов);
  • должна быть легкой и соответствовать условиям печати (подходить для печатного станка).

Для решения поставленных задач можно использовать один из трех распространенных типов рам: деревянные, алюминиевые (или из легкосплавной стали) или самонатягивающиеся. Остановимся чуть подробнее на преимуществах и недостатках каждого из этих видов.

Деревянные рамы

Мы работаем в реальном мире, где бытующее мнение, что для «великолепных отпечатков нужны самонатягивающиеся, а не деревянные рамы», каждый день опровергается на практике.

В пользу деревянных рам скажем следующее: их легко изготовить самим, а если будете покупать, то не рискуете разориться (рамка без натянутой сетки обойдется вам от 10 до 25 USD). С такими рамами легко работать, и правильно изготовленную деревянную раму можно достаточно долго использовать.

Но не спешите уже вытачивать древесину, так как есть и недостатки. Под воздействием воды, растворителей, влажности и т.п. дерево подвержено короблению, и если вы не придерживались технологии изготовления, то рискуете получить неравномерный контакт между матрицей и изделием во время печати. Кроме того, можно натянуть сетку лишь один раз и если натяжение падает, ее придется выбросить. Собственно, короблению в значительно большей степени подвержена необработанная древесина.

Как этого избежать? Во-первых, используйте бруски размером примерно 5×5 см из высушенной в печке (промышленным способом) сосны, а лучше — дуба. Эти виды дерева относительно легкие и не сильно подвергнуты короблению. В местах скрепления (в углах) обязательно проклейте водоотталкивающим клеем и скрепите швы скобами (рисунок справа).

Читайте также:  Доска лдсп своими руками

Обязательно обработайте рамку лаком, морилкой или полиуретаном. Это поможет предотвратить проникновение влаги вглубь древесины.

Натяжение и прикрепление сетки к раме

Можно купить специальное устройство для натяжения сетки (около 750 USD), но стоит ли? А можно воспользоваться дедовским способом и прикрепить сетку при помощи мебельных скоб. Но мы перешли порог третьего тысячелетия и давайте проявим изобретательность.

Покупаем самонатягивающуюся раму большего размера, чем наша, деревянная (затратим около 80 USD). Натягиваем на нее сетку, кладем поверх деревянной рамы и приклеиваем специальным клеем для рам (рисунок справа), Здесь следует добавить, что деревянные рамки представляют собой чрезвычайно удобную поверхность для приклеивания сетки. После высыхания клея, аккуратно срезаем бритвенным лезвием сетку так, чтобы натянутая часть оставалась на деревянной рамке. К сожалению, в данном методе расход сетки несколько больше, чем если бы мы прикрепляли ее скобами.

Но как бы хорошо вы не подготовили деревянную рамку, максимальный уровень натяжения для нее не превышает 18-20 ньютонов.

Рамы алюминиевые или из легкосплавной стали

Они имеют более долгий срок службы и обеспечивают жесткость и силу для более высоких уровней натяжения, следовательно, получаются более качественные отпечатки. Они дороже и чаще используются для работы на автоматическом оборудовании.

Обязательно следите за состоянием сварных швов. Если в них образуются трещины, рамка со временем становится непригодной для работы.

Для фиксации натянутой сетки потребуется специальный клей для вашего типа рам.

Самонатягивающиеся алюминиевые рамы

Этот тип постепенно вытесняет деревянные. В чем мы выигрываем, покупая такую раму? Во-первых, столь высокой уровень натяжения мы не получим ни на каком другом типе. Во-вторых, не потребуются натяжные устройства для сеток. В-третьих, мы слегка сэкономим на расходе сетки. В-четвертых, обеспечивается лучший контроль за печатным процессом, а также можно «подтягивать» сетку в процессе работы, если вдруг произошла потеря натяжения. Высокий уровень натяжения позволяет снизить контактное расстояние. Это дает лучшее разрешение и регистрацию, а также продлевает срок службы матрицы и ракеля.

Что представляют собой самонатягивающися рамы? Это рамка, сделанная из трех круглых труб с пазами для крепления сетки, держателями того же сечения, плоской или квадратной четвертой трубы для крепления на станке и ключа для натяжения (рисунок справа). Из вышесказанного понятно, что станки для печати с такими рамами должны иметь фронтальные зажимы (см. подробности в главе » Печать «).

Сетка

Полотно, используемое для изготовления трафарета, принято называть сеткой (некоторые зовут его просто: «сито»). Своим названием оно обязано специальной сетчатой структуре, позволяющей проникать краске на изделие во время печати.

В наши дни сетки делаются из синтетических волокон, способных обеспечивать необходимую размерную устойчивость. Самый распространенный материал для сеток — полиэфир.

Сетки бывают холщового (1:1) и саржевого (2:1) плетения, что отражается на качестве воспроизведения печатной точки (рисунок справа).

Сетчатое волокно может быть соткано из отдельных нитей (моноволокна) или из скрученных нескольких нитей (многоволоконная структура). Первый тип — самый распространенный. Это очень устойчивые сетки, которые выдерживают достаточно высокие уровни натяжения, а из-за гладкости поверхности волокон трафарет после использования легко очистить.

Не будем смущать вас детальными подробностями структуры сеток, скажем лишь, что при покупке сетки стоит ориентироваться на моноволоконную сетку холщового плетения (поставщик сетки обязан знать это!).

Номер сетки и толщина нитей

Действительно необходимый параметр, характеризующий сетку — это количество нитей на линейную единицу длины и толщина нитей (как правило, в микронах). Количество нитей (на сантиметр или дюйм, в зависимости от производителя) называется номерам сетки и является ее главной характеристикой. Если вы столкнулись с номером сетки «на дюйм», просто разделите это число на 2,54 и получите нашу привычную метрическую «на сантиметр».

Сетки с большим номером (числом ячеек), как правило, сотканы из более тонких нитей, а с меньшим номером — из нитей большего диаметра. Поскольку краска продавливается сквозь сетку в процессе печати, то расход и наносимый слой краски напрямую связаны с номером сетки. Например, пористые материалы, такие как ткань, должны поглотить больше краски, чем не впитывающие.

Пример маркировки сеток

Номер сетки — толщина нитей — цвет сетки. Например, 120-34 Y (120 — количество нитей на см, 34 — толщина нити в микронах, Y — желтый цвет).

Толщина нити может быть выражена буквами: S, Т и HD, где S — тонкие нити, Т — средний диаметр и HD — толстые.

Многоволоконные сетки маркируются номером сетки, за которым следует одно-, двух- или трехзначное число, означающее толщину нитей. Номера многоволоконных сеток варьируются от 2 до 25 и не имеют отношения к количеству нитей (единственное, чем выше номер, тем тоньше сетка). Если вы решили приобрести такую сетку, спросите у продавца таблицу перевода к номерам одноволоконных сеток.

Выбор сетки для конкретной задачи

Мы специально не углублялись в структурные вопросы, потому что вы вряд ли будете ткать сетку сами. На нашем рынке в настоящий момент представлены сетки зарубежных производителей («Saati», «SEFAR»), которым вполне можно доверять. Остановимся подробнее только на тех вопросах, ответы на которые нужно знать.

Таблицу ориентировочного выбора номера сетки для конкретных условий работы мы приведем ниже. Здесь же напомним о том, что важно знать допустимый уровень натяжения для каждого номера сетки.

Ориентировочный выбор номера сетки
(для печати на ручном оборудовании)

Тип печати / краски Номер сетки
(нитей на см)
S — тонкие волокна.
Требуют хорошую матрицу, позволяют печатать с большой скоростью.
Для красок крупного помола 10-21
Для металлических красок 24-43
Т — средний диаметр волокон.
Мягкая на ощупь печать или печать «влажным по влажному» на темных изделиях.
Печать плашками на темном 12-24
Обычная печать на светлом 43-56
Многоцветная печать на светлом 56-79
4-цветная печать на светлом 120-130
Горячие трансферы 34-50
Холодные трансферы 24-50
Печать по нейлону (светлому / темному) 70-90/43-50
Для мягкой на ощупь печати 55-120
Для подложки 43-90
Для печати «влажным по влажному» по подложке 77-140
Для полутоновой печати 120-140
HD — толстые нити.
Требуется толстый слой эмульсии на матрице, маленькая скорость печати, ракель с незаточенным краем.
Для печати на спортивной форме и флокирования 20-38
Для кроющих горячих трансферов 20-34
Для максимальной высоты слоя вспенивающейся краски 29-49

Из таблицы становится очевидным, что для печати по темным тканям или в тех случаях, где нужен более толстый слой краски, нужно использовать более грубые сетки (с меньшим номером, например 30). Для многоцветной печати и для печати «влажным по влажному» ( глава о печати ) используйте больший номер сетки (например 120).

Если вы покупаете готовые трафареты с натянутой сеткой, то будет достаточно набора из 4 или 5 видов разных номеров сеток.

Выше мы говорили о цвете сетки. Они поставляются белыми или окрашенными (в желтый или оранжевый цвет). Окрашенные сетки предпочтительнее, т.к. они лучше воспроизводят мелкие детали за счет поглощения света и предотвращения эффекта нежелательного засвечивания.

Чтобы не запутаться в нескольких сетках разных номеров, можно либо сразу написать на кромке номер, либо приобрести определитель номера сети. Это прозрачная пластинка из пластика, которую вы просто кладете на сетку и вращаете, пока не увидите совпадение ячеек, что укажет на номер сетки (рисунок справа).

Несколько слов о натяжении и его измерении

Мы уже не раз упоминали о том, что правильно сделанный трафарет обеспечивает более качественный отпечаток. Чем лучше натянута сетка, тем лучше трафарет. Уровень натяжения сетки измеряется в ньютонах на сантиметр (Н/см), чаще просто говорят «ньютон». Чем выше этот показатель, тем выше уровень натяжения.

Обратите особое внимание, что для разных номеров сеток существуют разные рекомендуемые уровни натяжения.

Для измерения уровня натяжения будет полезен прибор, называемый тензометром (рисунок справа). Поскольку он достаточно дорогой (около 500 USD), позвольте остановиться на основных рекомендациях при работе с ним.

  • Всегда располагайте тензометр по углом в 90° к нитям, натяжение которых измеряете.
  • Измеряйте натяжение в 5 или 9 точках, не забыв проверить равномерность натяжения в углах. (Перетянутые углы являются частой причиной разрыва сетки).
  • Тензометр нельзя ронять, а в нерабочем состоянии его следует хранить в горизонтальном положении («на боку»).

Стандартное натяжение в трафаретной печати — 25 ньютонов. Для начала научитесь работать с натяжением в 15-25 ньютонов. На самонатягивающихся рамах можно достичь показателей, вплоть до 40-50 ньютонов!

При использовании сеток высокого натяжения очень важно натянуть сетку точно до рекомендуемого уровня. Это позволяет волокнам растянуться до расчетной толщины, что обеспечит нужную открытую область ячейки для проникновения краски. Наш опыт показывает, что максимальный уровень натяжения в печати по текстилю — 30 ньютонов.

Хорошее натяжение позволит получить более четкий отпечаток, лучшую регистрацию, а ракель, при проведении печатного прохода, будет испытывать меньшее сопротивление. У нас также уменьшается расход краски, эффект налипания на обратную сторону трафарета и увеличивается производительность.

Что касается самого процесса натяжения, то ранее считалось, что достигать нужного уровня лучше поэтапно. Однако, последние исследования, проведенные фирмой-производителем сеток «Saati», опровергли это мнение. При использовании метода быстрого натяжения (натяжение доводится моментально до необходимого уровня) потери стабилизированного натяжения составляют не более 1 ньютона. Более того, данный метод позволяет экономить время и затраченный труд без потери качества трафарета. При освоении метода быстрого натяжения следует контролировать равномерное натяжение продольных и поперечных нитей, избегать избыточного натяжения в углах и лучше проводить его на контролируемой натягивающей системе с пневматическими зажимами.

При натяжении сетки на самонатягивающиеся рамы тщательно соблюдайте инструкции поставщика.

Если имеется сетка, в происхождении которой вы не вполне уверены, пользуйтесь методом поэтапного натяжения. Он состоит в том, что вы натягиваете сетку до требуемого уровня и оставляете ее в этом состоянии на 2-3 часа. После этого проверяете уровень натяжения и, если он снизился, вновь подтягиваете до исходного значения. Данную процедуру повторяете до тех пор, пока уровень натяжения не стабилизируется, и только после этого окончательно фиксируете сетку на раме.

Фиксация сетки на раме

Вот несколько шагов, придерживаясь которых можно избежать проблемы плохого крепления натянутой сетки.

  1. Поверхность рамки, к которой приклеивается сетка, не должна быть слишком гладкой. Новые рамки иногда специально загрубляют на шлифовальном станке.
  2. Поверхность нужно хорошо очистить от старой сетки, остатков клея, краски и проч. Здесь пригодятся растворители ацетоновой группы.
  3. Для каждого номера сетки выбирайте клей оптимальной вязкости (поинтересуйтесь у продавцов). Правильный подбор клея гарантирует, что он пройдет через сетку и обеспечит хорошее приклеивание.
  4. Если вы пользуетесь двухкомпонентными клеями, смешивайте компоненты в точно рекомендованном соотношении. При несоблюдении рекомендаций производителя могут появиться проблемы с сушкой и стойкостью к растворителям.
  5. Если используемый клей требует активации, помните, что процесс начинается сразу после нанесения активатора, а слишком большое количество активатора снизит силу клея.
  6. Для приклеивания сетки к раме достаточно тонкой пленки клея. Если вам кажется, что клея недостаточно, наносите второй и последующий слои только после высыхания предыдущего.
  7. Если есть места, где сетка неплотно прилегает к поверхности рамки, просто прижмите ее до высыхания.

Источник

Читайте также:  Как отреставрировать отмостку вокруг дома своими руками
Оцените статью