Как сделать трость для саксофона своими руками

Как сделать трость для саксофона своими руками

Насколько я знаю, почти все трости делаются из камыша и тростника. Пластиковые распространены значительно меньше.
И, что намного важнее — вручную трости изготавливаются только из камыша и тростника. (может я и отстал от жизни, но никогда не слышал чтобы кто-то делал себе трости из пластика). Пластиковые изготавливаются только на фабриках, и то, наверняка, из каких-то специфических пластиков.
Камыш для трости можно добыть самому, хотя, насколько я знаю, большей популярностью пользуется южный камыш (средиземноморский, бразильский, итд) который можно заказать через интернет.

А трость для какого инструмента вы собираетесь делать?

Я сейчас в обшем и нахожусь на этой самой заре дудкостроительства:)
У меня дома скопилось энное количество бамбуковых обрезков, которые не пойдут на флейты, а выбрасывать как-то жалко, вот я и решил попробовать сделать двойную трость по типу той, которые делают для ирландских волынок. В сети нашел много теории, почитал, и начал стогать.

В результате у меня скопилась небольшая горка обломков, трости были тонкие и хрупкие, ломались когда я в них дул. Вот я и решил поинтересоваться какими свойствами должен обладать материал для трости. На сколько мне представляется оригинальные одинарные и двойные трости делают из одинаковых пород тростника, следовательно должна быть определенная плотность материала, упругость, нехрупкость, тоесть характеристики от которых зависит играбельность трости.

После пятой неудачной попытки я разозлился и сделал трость из пластмассовой линейки, пластик там чтото вроде полиэтилена, хотя я не уверен, в общем упругий и не хрупкий. Трость зазвучала, но под рукой небыло никакого чантера чтобы проверить в рабочих условиях.

В итоге не найдя ничего лучше я вставил трось в пробку, снял свисток с блокфлейты, и вставил пробку в нижнюю часть блок флейты. В результате мутации получился гибрид.

Я записал то что вышло, но надо учитывать то что блкфлейта мягко говоря рассчитана на другие принципы звукоизвлечения. Ну и конечно же трость я ни коим образом не пытался настроить. Просто тестовая версия, ни на что не претендую:)

Вот, хотелось узнать может кто еще из подручных материалов трости делал. Где-то в сети товарищ под ником Yaroslav, писал что трости можно делать из стаканчиков из под ёгурта. У меня нет причин ему не верить, попробую как нибудь.

Источник

Доработка Тростей для саксофона

Состоит из маленьких, жестких трубочек-волокон которые соединены вместе более мягкой, губчатой субстанцией, легко абсорбирующей влагу и формирующей пространство, в котором вибрируют волокна. Слюна, попадая на более мягкую внутреннюю поверхность волокон-трубочек, разъедает ее, меняя правильное взаимовлияние между жесткими и мягкими элементами. Этого можно избежать, запечатав концы трубочек. Отполируйте срезанную часть, сознав твердую поверхность, не пропускающую влагу. В качестве инструмента может быть использована ложка, корпус шариковой ручки или ноготь. Движения должны быть направлены только к кончику трости. Приверженцы другой теории советуют проводить эту процедуру сразу после третьей сессии, предварительно увлажнив, для предотвращения изменения влажности. Исследования в Иллинойском университете показали негативное влияние на свойства трости периодических циклов сушки и намокания.

Умирающие трости можно полечить, замочив их на ночь, в 3% перекоси водорода. Не забудте хорошо отмыть эти трости и дать им высохнуть перед использованием. Очень легко поскоблив трость лезвием можно снять отложения, скапливающиеся на трости и мешающие балансу. Привейте себе с самого начала привычку надевать колпачок на мундштук, когда не играете.

Правильная подготовка тростей и использование их некоторого количества по очереди увеличивает срок их службы, помогает сделать амбшур более сильным, и чувствительным к стадиям жизненного цикла тростей.

Первая сессия: Замочите 4-6 тростей в дистиллированной воде на 10-15мин. Длительность замачивания каждой трости должна быть одинакова! Сотрите воду между пальцами и увлажните во рту. Играть надо всего несколько минут в средней громкости, с нижнего регистра к верхнему. Положить на стекло и дать посохнуть пока играете на следующей новой трости. Раскладывать трости на стекле удобнее по следующей системе: тугие левее, мягкие правее, хорошие выше и плохие ниже. Отберите четыре трости имеющие наибольший потенциал учитывая, что со временем они станут мягче и сложите в порядке перспективности. Смочите слюной слегка и сложите в Reed-Mate .

Читайте также:  Газобетонные стены для дома своими руками

Вторая сессия: На следующий день трости хранящиеся в обычных коробках надо замочить на 10 минут. Из Reed-Mate коробки замачивать 2 минуты. Испробуйте октавы, квинты и кварты. Если верхние ноты сложно интонировать или они звучат жужаще, возможно трость слишком мягкая. Если низ нельзя сыграть мягко , чисто тоном, то трость слишком тяжела. Проверьте на артикуляцию играя легато и стокато, хорошо сбалансированная трость будет быстро отзываться. Поиграв так 5 минут переходите к другой а эту положите в слайдер Reed-Mate. После того как вторая трость протестирована сравните её с первой и если она лучше оставте порядок прежним. Итд. [На мой взгляд при необходимости здесь можно начерно сбалансировать трость, если она перспективна, но не сбалансирована, надо только предварительно поиграть несколько минут, приведя её в конфицию.]

Третья сессия: Трости вынутые из Reed-Mate надо проверить на влагу, они должны иметь сухую поверхность и быть холодными на ощупь. Если слишком сухие, то надо замочить, если влажные, то просушить коробку открытой в течении этой сессии. В нормальном случае трость надо только увлажнить слюной. Поиграть можно чуть дольше. После этого надо сделать полировку стола трости и запечатать каналы на срезе.

Четвёртая сессия: Может быть ещё дольше и после неё, при необходимость можно снова прошлифовать стол трости (не трогая самый кончик)

Источник

Как сделать трость для саксофона своими руками

Для производства тростей возраст камыша должен составлять от двух до трёх лет. Трости сделанныё до конца двух лет слишком мягкие и не долговечные. Более возрастные трости слишком твёрдые и плохо управляемые. Камыш сначала сушат в течении четырёх месяцев в тени, затем их помещают на солнце, на 10 дней, которое убирает зелёный цвет. Затем наступает период выдерживания на складе в прохладном и хорошо вентилируемом помещении в печении 1-3 лет. Ботаническое название растения Arundo Donax, оно схоже по структуре со своим родственником бамбуком.

Упомянутая коробка для тростей является гидростатической, поглощая излишнюю влагу из только-что игравших тростей и увлажняя более сухие. Поддерживаемая влажность 75% близка к натуральному содержанию влаги в растущем растении.

  1. Ищите трости с тонкими прямыми волокнами. Они должны быть параллельны оси симметрии и распределяться равномерно. Если имеется их концентрация, то лучше если она будет в центре. Если волокна бесцветные или тёмно коричневого цвета это говорит о том, что этот стебель был срезан во время сокодвижения и звук будет плохой.
  2. Избегайте кривых тростей.
  3. Избегайте темных прожилок в гранях срезанной части (vamp), их хорошо видно на просвет.
  4. Темные пятна на гладкой кожуре не являются браком и многие саксофонисты предпочитают такие трости, однако пятна на срезанной или плоской части (table) недопустимы.
  5. Слегка золотистый или кремовый цвет vamp говорит о зрелости камыша, избегайте коричневого или зелёного оттенка (зеленоватые можно выдержать год, а коричневатые или с пятнами это брак).
  6. Если вы купили коробку тростей и нашли там одну неправильно окрашенную трость, не спешите выбрасывать, есть вероятность, что она будет работать.
  7. На просвет, утолщение (сердце) на срезе трости должно напоминать перевёрнутую U.
  8. Срез должен быть симметричен.
  9. На виде сзади определите диаметр ствола, с которого была вырезана трость. Слишком большой или маленький размер ствола не дадут хороший звук. Оптимален средний диаметр 25мм.

Состоит из маленьких, жестких трубочек-волокон которые соединены вместе более мягкой, губчатой субстанцией, легко абсорбирующей влагу и формирующей пространство, в котором вибрируют волокна. Слюна, попадая на более мягкую внутреннюю поверхность волокон-трубочек, разъедает ее, меняя правильное взаимовлияние между жесткими и мягкими элементами. Этого можно избежать, запечатав концы трубочек. Отполируйте срезанную часть, сознав твердую поверхность, не пропускающую влагу. В качестве инструмента может быть использована ложка, корпус шариковой ручки или ноготь. Движения должны быть направлены только к кончику трости. Приверженцы другой теории советуют проводить эту процедуру сразу после третьей сессии, предварительно увлажнив, для предотвращения изменения влажности. Исследования в Иллинойском университете показали негативное влияние на свойства трости периодических циклов сушки и намокания.

Читайте также:  Все виды мангалов своими руками

Умирающие трости можно полечить, замочив их на ночь, в 3% перекоси водорода. Не забудте хорошо отмыть эти трости и дать им высохнуть перед использованием. Очень легко поскоблив трость лезвием можно снять отложения, скапливающиеся на трости и мешающие балансу. Привейте себе с самого начала привычку надевать колпачок на мундштук, когда не играете.

Правильная подготовка тростей и использование их некоторого количества по очереди увеличивает срок их службы, помогает сделать амбшур более сильным, и чувствительным к стадиям жизненного цикла тростей.

Первая сессия: Замочите 4-6 тростей в дистиллированной воде на 10-15мин. Длительность замачивания каждой трости должна быть одинакова! Сотрите воду между пальцами и увлажните во рту. Играть надо всего несколько минут в средней громкости, с нижнего регистра к верхнему. Положить на стекло и дать посохнуть пока играете на следующей новой трости. Раскладывать трости на стекле удобнее по следующей системе: тугие левее, мягкие правее, хорошие выше и плохие ниже. Отберите четыре трости имеющие наибольший потенциал учитывая, что со временем они станут мягче и сложите в порядке перспективности. Смочите слюной слегка и сложите в Reed-Mate .

Вторая сессия: На следующий день трости хранящиеся в обычных коробках надо замочить на 10 минут. Из Reed-Mate коробки замачивать 2 минуты. Испробуйте октавы, квинты и кварты. Если верхние ноты сложно интонировать или они звучат жужаще, возможно трость слишком мягкая. Если низ нельзя сыграть мягко , чисто тоном, то трость слишком тяжела. Проверьте на артикуляцию играя легато и стокато, хорошо сбалансированная трость будет быстро отзываться. Поиграв так 5 минут переходите к другой а эту положите в слайдер Reed-Mate. После того как вторая трость протестирована сравните её с первой и если она лучше оставте порядок прежним. Итд. [На мой взгляд при необходимости здесь можно начерно сбалансировать трость, если она перспективна, но не сбалансирована, надо только предварительно поиграть несколько минут, приведя её в конфицию.]

Третья сессия: Трости вынутые из Reed-Mate надо проверить на влагу, они должны иметь сухую поверхность и быть холодными на ощупь. Если слишком сухие, то надо замочить, если влажные, то просушить коробку открытой в течении этой сессии. В нормальном случае трость надо только увлажнить слюной. Поиграть можно чуть дольше. После этого надо сделать полировку стола трости и запечатать каналы на срезе.

Четвёртая сессия: Может быть ещё дольше и после неё, при необходимость можно снова прошлифовать стол трости (не трогая самый кончик)

Бесполезно работать над тростью не правильного возраста, проведите следующий тест: надавите ногтём большого пальца на кору трости, если она сопротивляется полностью, то материал слишком стар и пересушен. Если на ощупь она слишком мягка и отпечаток чересчур легко оставить, трость еще не спелая. Небольшой отпечаток и ощущение пружины под ногтём указывают на правильный возраст камыша. Другой превосходный тест использует поиск так называемой «арки зрелости». На правильно высушенном камыше появляется тёмная прожилка (похожая на арку) сразу под корой, на торце трости, если торец трости погрузить в воду на дюйм, на несколько минут. Эта прожилка должна иметь коричнево-оранжевый цвет. Если она имеет зелёный, или желтый оттенок или прожилки нет вообще, трость не готова к подгонке и её надо отложить на год или больше для повторного теста. Такие трости правильно выдержанные иногда становятся любимцами. Если после замачивания торца, как описано выше подуть в торец (взяв его в рот), то на срезе должны появиться маленькие пузырьки. Они не должны быть большими или изобильными, так-как это указывает на излишнюю пористость камыша. Надо только иметь в виду, что более крупные трости имеют большие волокна-трубочки. Хорошая идея подобрать трости, которые сопротивляются продуванию воздуха сквозь них, но не полностью перекрывают его. Всё описанное выше относится только к новому материалу.

Минимальный список инструментов:

  1. Кусок стекла
  2. Reed Trimmer -надо выбрать такой, чтобы форма реза соответствовала мундштуку.
  3. Scraping knife
  4. Dutch Rush
  5. Наждачка 8-0
  6. Бритва
  7. Полировка для ногтей (бафик)

Если трость играет неплохо, лучше всего отложить её доработку, пока не закончится «обкатка». В первый раз надо поиграть на новой трости совсем немного и отложить на день, затем поиграть чуть дольше. И так далее пока не почувствуете, что материал стабилизировался (см. выше). Чаще всего трость будет чуть мягче, чем сначала, но не всегда (иногда наоборот).

Читайте также:  Бумажный торт своими руками что внутри

Тест на жесткость и баланс можно сделать, надавив тростью на ноготь большого пальца и скользя последним по острому кончику трости (поперёк). Затем проверьте баланс обеих сторон, сгибая трость за точку расположенную чуть ближе от угла к комлю, указательным пальцем с обеих сторон. Но самый верный способ это повернуть мундштук в амбшуре так, чтобы остановить вибрацию на одной стороне и протестировать поочерёдно каждую сторону. На каждой стороне надо поиграть весь диапазон и резюмировать — слишком мягка это сторона, нормальна или жёсткая. Может случиться, что они обе мягкие и сначала надо обрезать. Таким образом, может получиться три типа тростей:

  1. Жесткая/нормальная
  2. Жесткая/мягкая
  3. Нормальная/ мягкая

При балансировке стачивается материал на крыльях (S), избегая затронуть сердце (Н), кончик(Т) и центр сопротивления (С) с более жёсткой стороны. Этот метод подходит только для первого типа. Остальные балансируют параллельно с обрезанием.

Самое простое обрезать, предварительно увлажнив. Имейте ввиду, что каждым срезом вы укорачиваете Vamp и можно дойти до точки, когда она перестанет работать (обычно не более 1.5мм). После надо скруглить углы и подогнать край под мундштук с помощью бафика. [На мой взгляд, это иногда может быть вредно, т.к передниий край мундштука не всегда идеально симметричен.] Направление движения обязательно к центру трости. Даже если трость достаточно жёсткая, что её не надо резать, обязательно подгоните край перед балансировкой.

Трость, которая кажется жёстковатой, может быть на самом деле более жёсткой только с одной стороны. Это можно определить, поворачивая мундштук в амбшуре, заставляя вибрировать разные углы. Только после того как вы убедились, что обе стороны работают одинаково, но слишком жёсткие можно начинать подгонку. Если одна сторона жестче, то посмотрите на кончик трости при ярком свете, чтобы решить, где стачивать. Dutch rush лучший инструмент для балансировки кончика и сторон. Всегда точите только к кончику, но избегайте его заострения к концу работы. Для балансировки можно стачивать место, расположенное от 15мм до 3мм от кончика. Зашлифуйте сточенное место о середины к краям, но так, чтобы не задеть сердце трости (оно помечено крестиками на рисунке). Если после балансировки трость всё ещё тугая слегка проскребите, стороны vamp ножом. Если цель не достигнута, надо стачивать vamp целиком, но очень скромно в районе сердца. Направление движения от центра к краям, постепенно смещаясь к кончику. Если светлая точка появится на сердце трости, самое лучшее выкинуть её на фиг — сердечная недостаточность была фатальной.

Т-кончик Это место отвечает за общую управляемость и качество тона. Точить здесь надо в последнюю очередь, когда другие места уже обработаны.

Н- сердце
Никогда не снимайте материал здесь. Возможна только очень лёгкая шлифовка всей трости.

С-центр сопротивления, передаёт энергию от кончика к сердцу. Доработки в этом месте и по бокам сердца (U) исправляют тон и управляемость(отзывчивость) в верхнем регистре.

S- плечи или крылья
В этом месте балансируют трость. Материал в этом месте, а также в точках (С),(M),(L)и верхней части (R) отвечает за общее качество тона, общий резонанс и управляемость(отзывчивость) в отдельных точках.

R- Рельсы
Постепенное и сбалансированное снятие материала здесь улучшает её управляемость(отзывчивость) и общий резонанс, добавляя вибрации.

V- низ среза
Пропорциональное снятие материала ниже пунктирной, центральной линии и особенно в точке (V) улучшает управляемость(отзывчивость) и резонанс в нижнем регистре. Также полезно снять кожуру в этом секторе.

U-верхний регистр
С этом районом работают совместно с (S) и (T) улучшая управляемость(отзывчивость)и качество тона в верхнем регистре.

М- средний регистр
С этом районом работают совместно с (S) и (R) улучшая управляемость(отзывчивость)и качество тона в среднем регистре.

L-нижний регистр
С этом районом работают совместно с (S) и (V) и ниже пунктирной, центральной линии улучшая управляемость(отзывчивость)и качество тона в нижнем регистре.

Источник

Оцените статью