Как сделать цулагу для гитары своими руками

Создание классической гитары. Собираем корпус

…Когда материал для будущего инструмента напилен, склеены и выстроганы заготовки, изготовлены основные составляющие элементы музыкального инструмента и остаётся только собрать всё это вместе, наступает тот самый момент, когда в течение одного дня, из разрозненных деталей возникает вполне оформленное изделие. Как будто и не было этих рутинных операций…. (Андрей Бабичев)

Сборка корпуса гитары.

В давние-давние годы, подавляющее число мастеров распускали материал вручную, с помощью лучковой пилы или длинной ножовки, которую называли «Кормилица».

Нынче всё изменилось, у мастеров появились прекрасные станки, ручные электроинструменты, хитроумные приспособления и приборы.

Это упростило всю «чёрновую» работу, высвободив время и силы для творчества. Но не освободило мастеров от трудолюбия, умения, столярных навыков и «чувства» дерева.

Одной из самых завораживающих операций в изготовлении гитары является изгибание, (гибка) обечаек. Самый распространенный вопрос музыканта, телерадио корреспондента — а как Вы гнете дерево? Между-тем, всё очень просто — нагреваем древесину и гнем. Если древесина не смолистая, клен например, то замачиваем на часик обечайку и гнем на «пулемёте»(труба из нержавейки или латуни с нагревателем внутри полости), если древесина смолистая, палисандр например, гнем почти на сухую, подмачивая тряпкой в месте изгиба. Дожидаемся, когда из пор начнет выходить расплавленная смола и отодвигаем от горячей поверхности обечайку, сохраняя радиус изгиба. Когда смола вновь кристаллизуется, этот участок обечайки можно считать согнутым. Переходим к следующему участку обечайки. И так, пока не повторим всю форму гитары.

При гнутье с помощью пулемета приходится постоянно сверяться с шаблоном, но зато, обечайка после гибки сразу готова к работе.

Еще легче можно согнуть обечайки с помощью «Верблюда», на котором обечайка сгибается за минуту и остается только дать как следует просохнуть обечайке, выдержав её в зажатом состоянии до полного высыхания.

При использовании «верблюда» каждую обечайку приходится значительное время выдерживать в форме, но зато освобождаются руки для других операций.

Для надежности, можно обечайки зажать в цулаге до полного высыхания.

Контробечайки могут быть как пропиленные, так и цельные гнутые. В обоих случаях есть свои плюсы и минусы.

Их удобнее всего прижимать мощными прищепками, а в проблемных местах помогут струбцинки.

При испанском методе сборки гитары гриф перед самой сборкой уже должен быть готов, в отличие от метода с врезным грифом в корпус на соединении шип-паз.

Корпус собираем на сборочном щите. Внутренний овал щита соответствует заданному мастером овалу верхней деки и может составлять от 0 до 3-5 мм., исходя из продольной и поперечной жёсткости деки, нагрузки от струн на деку и других условий сборки и эксплуатации инструмента. Естественно, каждым мастером этот параметр подбирается индивидуально.

Выстругиваем по периметру контробечайки с обечайками в сборе на стороне, которая будет приклеиваться к верхней деке. Поочерёдно подгоняем обечайки в пропилы пятки грифа. Если пропилы широкие под клин, изготавливаем и подгоняем ещё и клинья.

Всё проверяем по осевым и вспомогательным линиям и меткам.

Затем проверяем точность уже в цулаге и если всё в порядке, заканчиваем с подгонкой обечаек.

Изготавливаем нижний клёц, подгоняем его по месту, подрезаем контробечайки по ширине клёца

Приклеиваем нижний клёц к обечайкам. Не забываем подложить под клёц тонкий пластик или полиэтилен, что бы тот не приклеился к сборочному щиту.

Нижний клёц приклеен, обечайки подогнаны к пропилам пятки грифа.

Читайте также:  Аквариумы ремонт протечки своими руками

Снимем пока гриф с рамки корпуса. Займёмся весьма ответственной операцией…

Сфрезеруем или выберем вручную стамеской площадку на пятке грифа глубиной, равной толщине деки в месте приклеивания к грифу.

Если по задумке мастера плоскость грифа и плоскость деки не параллельны, учитываем и это при выборке площадки.

Отцентрируем по продольным осям гриф и деку и приклеим деку к грифу.

Затем замеряем высоту пружин верхней деки.

Ставим на контробечайке со стороны приклейки верхней деки отметку, равную высоте пружины.

Запиливаем и выбираем стамеской паз, куда войдёт пружина верхней деки.

Повторяем операции для каждого конца пружины(как правило это три пружины, то есть шесть пазов надо сделать). В зависимости от схемы расположения пружин верхней деки количество может варьироваться. Иногда самая верхняя пружина может и не врезаться в контробечайки. То есть, быть «плавающей».

Всё проверяем «на сухую» и если всё в порядке…

Наносим клей на торцы и нижние грани обечаек, вставляем обечайки по месту, фиксируем всё цулагой или, если собираем без цулаги, каким-либо другим приспособлением и зажимаем струбцинами, калямбрами, обматываем верёвкой, в зависимости от способа сборки.(Естественно, для тех, кто собирает верхнюю деку и обечайки с помощью «сухарей», технология совсем другая.)

Когда клей полностью высохнет, выстругиваем рамку для приклейки нижней деки.

Клеим контрфорсы под несущие пружины верхней деки.

Выбираем пазы под концы пружин нижней деки.

Подгоняем по длине торцы пружин и приклеиваем нижнюю деку. Можно приклеивать как в цулаге, так и в свободном состоянии.

Я предпочитаю «накрывать» нижнюю деку верёвкой.

После сборки корпуса циклюем и\или шкурим места склейки дек и обечаек, выравниваем все поверхности… и только потом фрезеруем корпус под окантовку.

Окантовка должна быть уже готова перед фрезеровкой. По ней мы и выставляем глубину и высоту фрезы. В некоторых случаях, особенно при ремонтах, приходится выбирать вручную, но в подавляющем большинстве случаев мастера пользуются различными видами фрезеров.

В зависимости от сложности набора жилок окантовку приклеивают несколькими способами. Если окантовка простая и состоит из двух-четырёх жилок можно клеить за один раз намазывая клеем единовременно небольшие участки жилок и прижимая верёвкой. Если набор жилок разный по размерам(например врезается в верхнюю деку в «пол-тела » декоративная жилка), а потом идёт набор жилок и основной кант по обечайке, то окантовывают каждую четверть гитары в несколько этапов. Иногда для удобства пользуются вспомогательной пластиковой жилкой.

По завершении окантовки шкурим корпус. Грунтуем шеллачной политурой с пемзой поры дерева и нагоняем слой политуры.

Эта операция занимает весьма длительное время и описание полировки достойно отдельной статьи.

Источник

Как сделать цулагу для гитары своими руками

Когда материал для будущего инструмента напилен, склеены и выстроганы заготовки,

изготовлены основные составляющие музыкального инструмента и остаётся только собрать всё это вместе, наступает тот самый момент, когда (и я не перестаю удивляться и радоваться этому факту) в течение одного дня, из разрозненных деталей возникает вполне оформленное изделие. Как будто и не было этих рутинных операций.

В первые минуты, после окончательной сборки начинаю пристрастно выстукивать корпус инструмента — что же в этот раз получилось? И до начала финишной отделки, постоянно простукиваешь весь инструмент, решая, нужно ли что-то откорректировать, пока еще есть такая возможность. Думаю, это самый творческий момент во всем процессе изготовления инструмента (ни разу не умаляю значимость всех остальных операций — достаточно загубить любой значимый элемент гитары и результат может очень сильно разочаровать).

Далее продолжается обычная работа музыкального мастера, всё те же, как и всегда операции и действия. И так, до следующего пика эйфории — прослушивания первых звуков готового инструмента.

Читайте также:  Интерьер катера своими руками

В давние-давние годы, подавляющее число мастеров распускали материал вручную, с помощью лучковой пилы или длинной ножовки, которую называли «Кормилица».

Нынче всё изменилось, у мастеров появились прекрасные станки, ручные электроинструменты, хитроумные приспособления и приборы. Это облегчило всю «чёрную» работу, высвободив время и силы для творчества. Но не освободило мастеров от трудолюбия, умения, столярных навыков и «чуства» дерева.

Одной из самых завораживающих операций в изготовлении гитары является изгибание, (гибка) обечаек. Самый распространенный вопрос музыканта, TV или радио корреспондента — а как Вы гнете дерево? Между-тем, всё очень просто-нагреваем древесину и гнем. Если древесина не смолистая, клен например, то замачиваем на часик обечайку и гнем на «пулемёте»(труба из нержавейки или латуни с нагревателем внутри полости), если древесина смолистая, палисандр например, гнем почти на сухую, подмачивая тряпкой в месте изгиба. Дожидаемся, когда из пор начнет выходить расплавленная смола и отодвигаем от горячей поверхности обечайку, сохраняя радиус изгиба. Когда смола вновь кристализуется, этот участок обечайки можно считать согнутым. Переходим к следующему участку обечайки. И так, пока не повторим всю форму гитары.

Еще легче можно гнуть обечайки с помощью «Верблюда», на котором обечайка сгибается за минуту и остается только дать как следует просохнуть обечайке, выдержав её в зажатом состоянии до полного высыхания.

При гнутье с помощью пулемета приходится постоянно сверяться с шаблоном, но зато, обечайка после гибки сразу готова к работе. При использовании «верблюда» каждую обечайку приходится значительное время выдерживать, но зато освобождаются руки для других операций.

Для надежности, можно обечайки зажать в цулаге до полного высыхания.

Источник

Идеальный медиатор, изготовленный самостоятельно

Джазовые музыканты и исполнители блюза ввели такую удобную вещь, как медиатор. Благодаря ему звук становится намного ярче. Первый плектр был изготовлен из черепашьего панциря. Но не каждый музыкант мог себе позволить такой дорогой материал. На помощь пришла смекалка. Как можно сделать медиатор своими руками — узнаем из статьи.

Как сделать медиатор для гитары своими руками?

Намного проще зайти в любой магазин музыкальных инструментов и приобрести уже готовый аксессуар. Но истинный музыкант не станет прибегать к простому решению. Важно, чтобы плектр идеально подходил гитаристу:

  • был правильной формы;
  • покрытие не раздражало пальцы;
  • имел необходимую толщину;
  • не скользил в руках.

Люди, непросвещенные, могут решить, что нет никакой разницы, какой пластинкой ударять по струнам. И ошибутся. От плектра зависит многое.

Необходимые инструменты для работы

Чтобы сделать идеальное приспособление, необходимо иметь следующие инструменты:

  1. Основной материал, из которого будет изготавливаться плектр.
  2. Картон или другой плотный материал, из которого вырезается предварительная форма. Подойдет и старый медиатор.
  3. Ножницы. Можно использовать и канцелярский нож, но ножницами безопаснее.
  4. Фломастер темного цвета или ручка.
  5. Наждачная бумага.
  6. Напильник.

Инструменты стоит подготовить заранее.

Из чего можно сделать медиатор?

Чтобы плектр стал главным помощником в игре на гитаре, нужно выбрать правильный материал, из которого будет изготовлено приспособление. Из чего можно сделать медиатор:

  • кожа;
  • металл;
  • пластик;
  • пластиковые карты;
  • монеты;
  • дерево.

При необходимости можно использовать компьютерные диски.

Кожаные плектры используются для игры на гуслях и укулеле. Изготавливаются из очень плотной мелковолокнистой кожи.

На заметку! При использовании аксессуар не лохматится, а стачивается ровным срезом.

Толщина, примерно 3,5-4 миллиметра. Медиатор для гитары из кожи своими руками можно изготовить из старого, ненужного ремня. Звук от такого аксессуара получится густой, приглушенный.

Металл

Такой аксессуар предназначен для электрогитар. С его помощью выжимается характерный звук. Сделать металлический медиатор в домашних условиях можно из листового металла.

Внимание! Используют приспособления из этого материала не так часто, потому что струны от металла изнашиваются быстро, да и для акустических гитар металл подходит.

Из металла изготавливают мизраб — кольцо с когтем. Приспособление используется для игры на таре и ситаре. Кольцо надевается на указательный палец в области ногтя, а сам коготь выступает на полсантиметра для защипа струн.

Читайте также:  Как сделать пантограф для микрофона своими руками

Пластик

Наиболее распространенный материал. В алюминиевую форму заливается жидкий пластик. Там будущий медиатор остается до полного остывания пластмассы.

Дома же сделать медиатор можно из любой детали из пластика. Можно экспериментировать с формой, толщиной и гибкостью.

Пластиковые карты

Пластиковые банковские карты — замечательный вариант для плектра. Материал легко гнется, не ломаясь, выдает «правильный» звук на бас-гитаре. Медиатор, изготовленный из пластиковой карты — быстрый и доступный вариант важного приспособления.

Монеты

При помощи тисков и напильника можно изготовить плектр из монеты. Тут важно правильно обработать края и уменьшить толщину монеты, иначе звук будет плохим. Принцип звучания тот же, что и у приспособлений из металла.

Дерево

Приспособления изготавливают из твердых пород дерева. Такой материал продлевает срок службы аксессуара. Звук при игре таким аксессуаром выходит теплый, мягкий.

Компьютерные диски

Диски обладают высокой износостойкостью. Поэтому медиатор из диска будет служить верой и правдой долгое время. При изготовлении плектра из диска важно аккуратно вырезать форму, чтобы не появились трещины, и тщательно обработать рабочую область.

Кроме плектров, из вышеперечисленных материалов можно встретить более эксклюзивные приспособления, изготовленные из панциря черепахи, эпоксидной смолы, стекла, камня, керамики, кокосового ореха, слоновой кости и карбона.

Определение формы, толщины и размера

По формам различают такие виды приспособлений:

  • стандартная;
  • джазовая;
  • увеличенная (треугольник);
  • «акулий зуб»;
  • «коготь»;
  • капля.

По толщине плектры условно делят на три вида:

  • тонкий — от 0,38 мм до 0,65 мм;
  • средний — от 0,65 мм до 0,88 мм;
  • толстый — от 0,88 мм до 3 мм.

Размер медиаторов варьируется от 25 миллиметров до 39 миллиметров. Все зависит от индивидуальных особенностей и предпочтений гитариста. Главное, чтобы приспособление не выскальзывало из руки.

Алгоритм создания медиатора

После выбора материала, формы, толщины и размера плектра наступает этап создания идеального помощника для игры на гитаре. Процесс изготовления приспособления пошагово:

  1. Создаем шаблон. Для этого понадобится картон или любой другой плотный материал. Рисуем форму. Вырезаем шаблон медиатора. Для упрощения процесса можно взять старый аксессуар или распечатать уже готовую форму.
  2. Прикладываем шаблон к материалу, из которого будет создан аксессуар. Обводим, вырезаем.
  3. Обтачиваем острые края напильником. Можно в процессе обтачивания закруглить края или оставить их более острыми.

Самый ответственный этап — доведение до совершенства. При помощи среднезернистой наждачной бумаги убираем заусенцы и неровности. Можно обработать плотной тканью, например, джинсой.

Советы и рекомендации

Чтобы изготовить идеальный медиатор, стоит обратить внимание на отдельные моменты:

  • для изготовления приспособления из металла лучше использовать ножницы по металлу;
  • кожаные плектры вырезают при помощи резцов;
  • при изготовлении аксессуара используйте держатель — тиски, плоскогубцы;
  • не стоит делать слишком большой плектр, потому что он будет сильно цеплять струны и быстро сломается;
  • для затирки краев можно использовать плотную ткань, типа джинсы, наждачную бумагу нулевку или мелкую пилочку для ногтей;
  • поверхность аксессуара лучше сделать немного шероховатой. За счет этого снижается риск выскальзывания приспособления из пальцев в самый неподходящий момент.

Чтобы не потерять самостоятельно изготовленный плектр, стоит продумать, где его хранить. В магазинах музыкальных инструментов можно подобрать специальный держатель для медиаторов. Существуют такие виды держателей:

  • держатель на деке;
  • держатель на струнах;
  • настольный держатель;
  • держатель, закрепляющийся на стойке микрофона;
  • напульсник;
  • специальный чехол.

Важно помнить, что подбор медиатора сугубо индивидуален. Ни один совет знакомых или специалистов не поможет в этом тонком деле. Для каждого музыканта подойдет свой плектр.

Источник

Оцените статью