Творческий проект «Волшебный цветок курая»
пкпкjjjj
Творческий проект «Волшебный цветок курая»
Участники проекта: воспитатель Баймбетова Р. М., воспитанники подготовительной к школе группы, родители.
Продолжительность проекта : краткосрочный — 7дней
Цель проекта: знакомить детей с фольклором и литературными произведениями башкирского народа. Раскрывать своеобразие, неповторимость народного творчества. Развивать восприятие, образную речь. Воспитывать интерес к творчеству башкирского народа, любовь к родному краю.
Задачи проекта : вызвать интерес к устному народному творчеству и литературному наследию башкирского народа
Актуальность проекта:Недостаточное знание детьми произведений башкирских писателей и поэтов и произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок. загадок. сказок и легенд, кулямасов)
Алгоритм проекта: Каждый день недели соответствует одному из лепестков курая, а каждый лепесток. в свою очередь, будет знакомить детей с произведениями хужлжественной литературы и фольклора.
Выполнение проекта: в первый день мы с детьми познакомились с волшебным цветком курая, который ежедневно на протяжении недели, будет знакомить с особенностями духовной культуры башкирского народа.
Совместно с детьми, первый день проекта, решили посвятить башкирским загадкам. Эта «маленькая» разновидность детского фольклора возникла в глубокой древности. Ее широко использовали как источник мудрости и в жизни, и в сказке разгадывание загадок доставило детям удовольствие. т. к. отгадка радует и удивляет
* Сверкнет, блеснет, куда попадет, все пропадет (Молния).
* Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает (собака).
* Красные лапки, щиплет за пятки — беги без оглядки (Гусь).
* Сверкнет, блеснет, куда попадет, все пропадет (Молния).
* В белом платьице сама расписная бахрома (Береза).
* Дитя в поле растет. принесешь домой — поет (Курай).
* Белый телок, на лбу рог (Чайник).
* На трех столбах стоит, под крышей сладости хранит (Улей)
* Белые бусы рассыпались, луна увидела, солнце забрало (Роса)
Некоторые отгадки дети представили в своих рисунках.
Второй день проекта решили познакомиться с башкирскими легендами. С незапамятных времен из поколения в поколения передаются произведения устного народного творчества. хранящие тайны родного края, происхождения башкирского рода, возникновения Уральских гор и башкирских рек, озер. Настоящей сокровищницей таких знаний стали легенды и сказки, вобравшие в себя богатый духовный опыт башкирского народа, мудрость аксакалов, свободолюбивый нрав древних башкир.
Детям пришлись по душе легенды » Происхождение Башкир», » Как возникли Луна и Уральские горы»,
«Подснежник». Трогательная легенда о рождении подснежника заставляет по другому взглянуть на этот нежный весенний цветок. У детей возникло желание поселить этот цветок в группе. сделать его своими руками.
(фото работ детей)
Следующий день проекта решили посвятить игре. Наиболее любимый вид игры — подвижная игра. Башкирские народные игры имеют свою историю. они сохранились до наших дней из глубокой старины. передавались из поколения в поколение. вбирая в себя лучшие национальные традиции. Без низ не обходился ни один народный праздник.
На нашем празднике. посвященном Дню независимости Башкортостана, выучили и показали народную игру «Курай«.
Вспомнили игру » Сапожник». Дети знакомы также с народными играми «Юрта», » Медный пень», » Белый тополь, синий тополь». Вместе с детьми приняли решение разучить новые башкирские игры и играть в знакомые игры во время прогулок на участке
(фото игр с утренника)
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Издавна живут в народе тысячи и тысячи веселых. лукавых. мудрых изречений. Их называют крылатыми выражениями. Как на крыльях. они перелетают из века в век. из одного поколения к другому. Это пословицы и поговорки. Без пословицы и речь не молвится. В пословицах выражен характер народа, его ум. наблюдение над жизнью. Знание пословиц и поговорок обогащает речь человека. помогает ему находить точные и остроумные ответы на вопросы. мы не могли обойти своим вниманием этот вид устного народного творчестваи решили выучить наиболее полюбившиеся пословицы и поговорки:
*Знания — птица, ум — крылья.
*Много прошедший, много знает.
*Была бы голова здорова, а шапка найдется.
*Сказанное слово — выпущенная стрела.
*Ласковым словом камни сломаешь.
Башкирские сказки выражают национальные черты, быт и обычаи народа.Они высмеивают притеснителей народа: падишахов, ханов, баев; восхваляют честность и великодушие, клеймят трусость, призывают к труду, учат ценить и почитать старых людей.
Принято разделять сказки на сказки о животных, волшебные, богатырские, социально-бытовые. Пятый день было решено посвятить сказкам, этому любимому жанру устного народного творчества.Ребята уже знакомы с некоторыми башкирскими сказками: «Медведь и пчелы», » Лиса-сирота», «Ленивый сын», «Шумбай»
(фото с театром на фланелеграфе по сказке «Лиса-плотник», инсценировки сказки » Лиса и петух»)
Шестой день проекта решила посвятить незнакомому детям жанру фольклора — кулямасам. В народе часто рассказывались короткие истории шуточного содержания кулямасы- анекдоты. Это короткие рассказы шуточного содержания, имеющие законченный сюжет и неожиданную концовку. В кулямасах высмеивается глупость, скупость, лень. хвастовство. Детям пришлись по душе кулямасы, вызывающие смех и веселое настроение. Было решено инсценировать наиболее интересные из них.
КАК ЕСТЬ — ТАК ПЕРВЫЙ, А РАБОТАТЬ.
Три брата-бедняка отправились как-то искать работу. Шли они шли,вот старший и говорит:
— Если найдем работу. возьмем за нее лошадь, корову.
— А кто молоко будет пить? — спрашивает средний.
— Я! — откликается младший.
— Я! — кричит он снова.
— А хлев кто чистить будет?
— Что это все я да я! Пусть на этот раз будет очередь старшего брата, — отвечает младший
Встретились два вруна. Посидели, поговорили о том, о сем, увлеклись беседой.
— В наших краях сейчас очень жарко, — рассуждает один из них. — у воробьев на лету даже крылья вянут.
— Удивил! Разве это жарко! Вот уж у нас жарко, так жарко! Только терпи! В некоторые дни кур льдом приходится кормить.
А иначе они, бежняжки, вареные яйца несут, — сказал другой.
(2 кулямаса напечатать и поместить фото с инценировками)
Ознакомившись с некоторыми жанрами устного народного творчества, седьмой. последний день проекта, было решено посвятить произведениям художественной литературы, авторским произведениям. Среди писателей и поэтов Башкортостана, писавших для детей, особое место занимает народный писатель Мустай Карим. Ребята уже слышали его стихотворение о родине. родной Башкирии. которую
он сравнивает с березовым листком. Сегодня дети прослушали рассказ М. Карима » В березовом лесу», который сразу же решили драматизировать.
фото с драматизацией рассказа)
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
Дети имеют представление:
— о разных жанрах устного народного творчества (загадки, пословицы и поговорки, сказки. легенды. кулямасы);
— о творчестве башкирского писателя Мустая Карима.
Знают и называют:
— сказки, легенды башкирского народа
— произведения детских писателей;
— традиционные народные праздники башкир;
— башкирские подвижные игры;
— башкирские пословицы и поговорки
Дидактическая игра «Волшебный цветок» Дидактическая игра «Волшебный цветок». Данное пособие предназначено для изучения цветов и его оттенков, на обогащение словарного запаса,.
Дидактическое пособие «Волшебный цветок» Пособие по сенсорному развитию “Волшебный цветок” Хочу предложить вашему вниманию пособие по сенсорному развитию, сделанное своими руками,.
Концерт к 8 Марта «Волшебный цветок» Концерт «Волшебный цветок» Фонограмма – вход детей Ведущий: Каждый год в самом начале весны, когда вся природа словно оживает, мы отмечаем.
Конспект ООД по ФЦКМ в старшей группе «Волшебный цветок курая» Конпект ООД по ФЦКМ в старшей группе. Тема: «Волшебный цветок курая».Старший воспитатель МАДОУ Детский сад №1 общеразвивающего вида с. Караидель.
Творческий проект «Волшебный мир сказок» ПРОЕКТ «Волшебный мир сказок» Тип проекта; творческий, групповой Продолжительность:среднесрочный. Сроки реализации проекта: 4 месяца.
Развлечение «Волшебный цветок-Василек» Лето — самый благоприятный период для общения ребенка с природой. А цветы – украшение и праздничный наряд лета. Праздники любят все – и.
Сценарий спектакля «Волшебный цветок» «ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК» Маша; Волк; Старичок-Лесовичок; Заяц; Лиса; Птичка; Медведь. / На ширме: деревья, цветы. Появляется.
Танец «Волшебный цветок» Танец с тканью на 8 Марта для детей 6-7 лет «ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК» Музыка: песня Ю. Чичкова «Лучше в мире слова нет». Убрать один из 4-х куплетов.
Творческий инновационный проект «Этот волшебный мир театра» Аналитическое обоснование проекта В современном мире актуальна проблема воспитания и развития творческой личности. И сейчас больше внимания.
Творческий проект в старшей группе для детей с ОНР «Волшебный мир сказок В. Г. Сутеева» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение №4 «Катюша» Творческий проект в старшей группе для детей с ОНР «Волшебный.
Источник
Конспект занятия по аппликации на тему «Цветок курая» в старшей группе
Ольга Шокурова
Конспект занятия по аппликации на тему «Цветок курая» в старшей группе
Цель: Познакомить детей с башкирским национальным инструментом- курай на примере башкирской народной мелодии «Сырау торна».Рассказать детям о происхождении курая
Задачи:
Познакомить детей с башкирском национальном инструментом- курай, с его разновидностями и с особенностями звукоизвлечения.
Развивать творческие способности, любознательности, познавательного интереса к культуре башкирского народа.
Воспитывать в детях любовь к Родине и музыкальному искусству своего народа.
Направления образовательной деятельности : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудования : клей, желтая бумага, шаблоны (курай,синяя бумага, салфетка, клей, простой карандаш.
Предварительная работа : Разучивание стихов, разучивание физминутки, практика в работ е с ножницами и клеем
Место проведения : групповая комната
Воспитатель: Ребята, сядьте все удобнее, закройте глазки и представьте себе, что мы отправляемся в космическое путешествие.
Звучит аудиозапись классической музыки.
Воспитатель: Из иллюминаторов космического корабля мы любуемся нашей планетой Земля. На ней мы видим нашу большую Родину – Россию, и свой отчий край – Республику Башкортостан. Как прекрасен наш край! Если посмотреть на Башкирию с высоты, то можно увидеть: и горы, и холмы, и равнины, и обрывы. Сейчас наш космический корабль приземлится на Южном Урале. Внимание корабль выходит на посадку! Открывайте глаза!
звучит пение птиц в сопровождение курая
Воспитанник:
Моя земля и небо
Мой славный край
Мне жаль того,кто здесь ни разу не был,
Кому не пел курай…
Воспитатель: Мы свами приземлились в Республике Башкортостан.
Посмотрите, какая прекрасная природа нас окружает. Послушайте. Как вы думаете, какой инструмент так красиво звучит?
Воспитанники: Это Курай!
Воспитатель: Правильно! А что это за инструмент курай?
Воспитанники: Курай – это национальный башкирский музыкальный инструмент. Кроме того, это растение.
Воспитатель: Послушайте стихотворение о курае.
Воспитанник:
Когда я слушаю курай,
То радость льется через край.
Неприхотлив и невелик
Курая песенный родник.
Тростинку срежу я в лесу
Домой с собою унесу,
И только дунул в свежий срез,
Как зашуршит уральский лес.
Воспитатель: Ребята, кураю, более 1000 лет. Курай является одним из самых древних духовых инструментов. Его изготавливают из тростника который растет только на Южном Урале.
Воспитатель показывает картинку с изображением растения
Воспитатель: Мастера по изготовлению курая, зовут Шугаюпо Вакиль Шакирович.
Воспитатель показывает портрет мастера
Воспитатель: На курае исполняют плясовые наигрыши, марши, народные протяжные мелодии. На курае играют как протяжные лирические песни узун-кюй, так и плясовые, короткие кыска-кюй. Цветок растения курай, является частью государственной символики Башкортостана, его семь лепестков олицетворяют союз семи древнебашкирских племён.
Воспитатель: Его золотое соцветие стало национальной эмблемой башкирского флага, где он символизирует древо жизни и семь родов. А вы знаете, что курай любит разговаривать? Давайте послушаем, что он вам скажет.
Воспитатель включает композицию «Сынрау торна»-«Звенящие журавли»
Воспитатель: Ребята поделитесь своим впечатлениями, как вам?
Воспитанники: Очень красивая мелодия
Воспитатель: Курай не просто звучит, его полет звука- это рассказ о богатом прошлом башкирского народа. О подвигах, о слезах, о радости. Какие чувства у вас вызвала мелодия курая?
Воспитанники: Теплые, приятные чувства
Воспитатель: А какое название можно дать этой мелодии?
Воспитанники: Утро в лесу, пение птиц и т. п.
Воспитатель: Ребята, эта мелодия называется «Сынрау торна» «Звенящие журавли»
Этой мелодии тоже более 1000 лет. Это одна из первых мелодий сочиненных на курае. А давайте немного отдохнем и представим, что мы растущий курай.
Колосись ты мой курай! (плавно качаем руками вправо и влево)
И под солнцем созревай.
До небес расти, тянись. (вытягивают руки вверх и качают вправо и влево)
И цветок свой раскрывай. (раскрыли руки над головой)
А потом играй,играй. (имитируют игру на курае)
Точно птица распевай.
В целом мире нету краше, (Изображают планету-Земля)
Звука твоего курай!
Воспитатель: А кто знает как зовут человека, который играет на курае?
Воспитанники: Кураист
Воспитатель: Какое насыщенное и полезное у нас с вами путешествие было.
А теперь давайте вырежем курай из бумаги и приклеем.
Воспитатель раздает шаблоны курая,дети обводят на желтой бумаге,вырезают,после воспитатель раздает синюю или зеленую бумагу,куда дети приклееват курай.
Воспитатель: Молодцы, какой красивый получился курай
Конспект занятия по аппликации из нетрадиционных материалов в средней группе на тему «Ландыши» Аппликация. Тема: Ландыш. (Цветная бумага и синтепух).Цель:познакомить детей с ландышами, учить составлять изображение ландыша из нескольких.
Конспект дистанционного занятия во второй младшей группе по аппликации на тему «9 мая — День Победы!» Конспект дистанционного занятия во второй младшей группе по Х. Э. Р аппликация, на тему: «9 мая — День Победы!» Цель: Вызвать чувство гордости.
Конспект НОД по аппликации из листьев на тему «Барышня Осень» в старшей группе Цель: закрепление знаний об осени, её особенностях и признаках. Задачи: 1. Расширять знания детей о приметах осени; 2. Вызвать интерес.
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Цветок Счастья». Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Цветок Счастья». Цели и задачи. 1. Развивать интерес к сценическому искусству, используя.
Конспект занятия (НОД) на тему «Мы юные экологи» в старшей группе Конспект занятия (НОД) на тему: «Мы юные экологи» в старшей группе Цель: Закрепить и обобщить знания детей о природе. Задачи: Закрепить.
Конспект занятия по аппликации «Цветок, как солнце одуванчик» в средней группе Цель: учить детей передавать образ цветка, используя технику «объемная аппликация» Задачи: Образовательные: расширять знания детей.
Конспект занятия по аппликации в средней группе на тему «Петушок» Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий. (Средняя группа) На тему:.
Конспект занятия по аппликации в старшей группе на тему «Снегири на ветках» Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы». Виды.
Конспект занятия по коллективной комплексной аппликации в средней группе «Цветок моего имени» Цель: создать условия для выполнение коллективной аппликации. Задачи: закрепить знания детей о понятиях «имя» и «отчество»; учить детей.
Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему «Театральная маска» Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему: » Театральная маска» Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты. Задачи:.
Источник